Санкции: естественные социальные последствия — психология

Естественные последствия поступков вместо наказания

Санкции: естественные социальные последствия - психология

Естественные последствия поступков вместо наказания

Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось».
Все гораздо проще.

Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье.

Это не наказание — просто естественное следствие.

Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.

Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира.

После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать).

Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.

Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире.

Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит».

Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет.

Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь.

Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нет.

Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном.

Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.

Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула».

Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама, — две недели назад купили».

Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет».

Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают.

Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым — ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.

Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие — ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.

Еще одна мама, замученная привычкой ребенка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытье.

Заранее она предупредила ребенка, что будет так делать, объяснила, используя Я-высказывания, что больше не может это слушать и предложила использовать условный знак — поднятую руку — чтобы дать ей понять, что нытье уже кончилось и можно снимать наушники. Все это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания.

Просто: ты хочешь ныть — имеешь право, а я не хочу слушать — тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне. Проблема решилась за три дня. Естественно, нытье как таковое ребенку никакого удовольствия не доставляло.

Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке — отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях.

Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду.

И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.

Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли.

Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство. «

Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа «Четырехлетка не слушается, что делать?» Я не в курсе, «где у него кнопка». Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего.

Да и вообще, никто не знает «что делать», чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим.

Источник: http://helppsych.ru/interesnye-stati/estestvennye-posledstviia-postypkov-vmesto-nakazaniia.html

Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности :

Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности :

Большинство социальных групп функционируют в согласии с определенными законами и правилами, которые в той или иной степени регулируют поведение всех членов сообщества. Это законы, традиции, обычаи и обряды.

Первые разработаны на государственном или региональном уровнях, и их соблюдение обязательно абсолютно для всех граждан конкретного государства (а также для нерезидентов, находящихся на его территории). Остальные носят, скорее, рекомендательный характер и неактуальны для современного человека, хотя для жителей периферии по-прежнему имеют немалый вес.

Конформизм как способ адаптации

Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:

  • Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
  • Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
  • Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).

Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.

Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться.

Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции).

Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения.

Психология личности: система санкций

В профессиональном лексиконе психоаналитиков санкции означают реакцию группы на действия или слова отдельного субъекта. Различные виды наказаний применяют для осуществления нормативного регулирования социальных систем и подсистем.

Следует отметить, что санкции – это и поощрения. Наряду с ценностями вознаграждения стимулируют соблюдение существующих социальных норм.

Они служат наградой тем субъектам, которые играют по правилам, то есть для конформистов.

Вместе с тем девиантность (отклонение от законов) в зависимости от тяжести проступка влечет за собой определенные виды наказаний: формальные (штраф, арест) или неформальные (выговор, осуждение).

Что такое «наказание» и «порицание»

Применение тех или иных негативных санкций обусловлено тяжестью социально неодобряемого проступка и жесткостью норм. В современном обществе используют:

Первые выражаются в том, что на нарушителя может быть наложен штраф, административное взыскание или ему ограничивают доступ к социально ценным ресурсам.

Неформальные негативные санкции в форме порицаний становятся реакцией членов социума на проявления нечестности, грубости или хамства со стороны индивида.

В таком случае участники общины (группы, коллектива, семьи) могут перестать поддерживать отношения с человеком, выражают ему общественное неодобрение и указывают на особенности поведения.

Конечно, есть любители читать нотации по поводу и без него, но это уже совсем другая категория людей.

Суть социального контроля

По мнению французского социолога Р. Лапьера, санкции стоит разделять на три основных вида:

  1. Физические, которые используются для наказания человека, нарушившего социальные нормы.
  2. Экономические, которые заключаются в блокировке удовлетворения самых важных потребностей (штраф, пеня, увольнение).
  3. Административные, суть которых в понижении социального статуса (предупреждение, взыскание, отстранение от должности).

В осуществлении всех перечисленных видов санкций, кроме провинившегося, принимают участие другие люди. Это и есть социальный контроль: общество использует понятие нормы для коррекции поведения всех участников. Целью социального контроля можно назвать формирование прогнозируемой и предсказуемой модели поведения.

Неформальные негативные санкции в разрезе самоконтроля

Для осуществления большинства видов социального наказания присутствие посторонних лиц становится обязательным.

Например, человек, нарушивший закон, должен быть осужден в соответствии с принятым законодательством (формальные санкции).

Судебный процесс может требовать участия от пяти-десяти человек до нескольких десятков людей, ведь тюремное заключение – это очень серьезная мера наказания.

Неформальные негативные санкции могут быть использованы совершенно любым количеством людей и также оказывают на нарушителя огромное влияние. Даже если индивид не приемлет обычаи и традиции той группы, в которой он находится, ему неприятна враждебность.

После определенного сопротивления ситуация может разрешиться двумя способами: уход из данного общества или согласие с его социальными нормами. В последнем случае значение имеют все существующие санкции: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Когда социальные нормы внедрены глубоко в подсознание, необходимость применения внешнего наказания значительно ослабевает, так как индивид развивает способность самостоятельно контролировать свое поведение. Психология личности – это раздел науки (психологии), занимающийся исследованием различных индивидуальных процессов. Довольно много внимания она уделяет изучению самоконтроля.

Суть этого явления в том, что человек сам сопоставляет свои поступки с общепринятыми нормами, этикетом и обычаями. Когда он замечает отклонение, то способен сам определить тяжесть проступка.

Как правило, следствием таких нарушений становятся угрызения совести и мучительное чувство вины.

Они свидетельствуют об успешной социализации индивида, а также о его согласии с требованиями общественной морали и нормами поведения.

Значение самоконтроля для благополучия группы

Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.

Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.

Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств.

Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.

Читайте также:  Православное воспитание - психология

Самоконтроль и диктатура

Неформальные негативные санкции (примеры: осуждение, неодобрение, отстранение, порицание) становятся мощным оружием в руках умелого манипулятора. Используя эти приемы как средство внешнего контроля над поведением членов группы и одновременно сводя к минимуму или даже исключая самоконтроль, руководитель может получить немалую власть.

При отсутствии собственных критериев для оценки правильности поступков люди обращаются к нормам общественной морали и списку общепринятых правил. Для сохранения равновесия в группе внешний контроль должен быть тем жестче, чем хуже развит самоконтроль.

Обратной стороной избыточного контроля и мелочной опеки человека становится торможение развития его сознания, приглушение волевых усилий личности. В разрезе государства это может привести к установлению диктатуры.

Благими намерениями…

В истории немало случаев, когда диктатура была введена как временная мера — ее целью называли наведение порядка. Однако наличие этого режима на протяжении длительного времени и распространение жесткого принудительного контроля граждан мешают развитию внутреннего контроля.

В результате их ждала постепенная деградация. Эти личности, не привыкшие и не умеющие брать на себя ответственность, не способны обойтись без внешнего принуждения. В дальнейшем диктатура становится им необходима.

Таким образом, можно заключить, что чем выше уровень развития самоконтроля, тем более цивилизованно общество и тем менее ему нужны какие-либо санкции. В обществе, члены которого характеризуются высокой способностью к самоконтролю, с большей вероятностью может быть установлена демократия.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-neformalnye-negativnye-sankcii-primery-sociologiya-lichnosti.html

Тема 2. социальный контроль

Тема 2. социальный контроль

Содержание:Понятие социальный контроль: экспектации, нормы и санкции. Признаки социальных норм. Формы социального контроля.

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек свя­зан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека.

Так, воспитываясь в опре­деленной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаб­лоны поведения, формируя собственные цели и ценности, инди­вид ориентируется на окружающий социум.

Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.

Социальный контроль — это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведе­ние человека. В широком социально-психологическом смысле со­циальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жест­кими являются нормы.

Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов­-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают ре­гулировать внутригрупповые отношения.

Поэтому в группе аби­туриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать.

Студенту стар­шего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент мо­жет делать это совершенно свободно.

Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки.

Наиболее значимыми признаками социальных норм являются:

1. Общезначимость – нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства.

Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он спо­собен сделать это, не вызывая негативного общественного мне­ния.

— Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества;

— Если нормы являютсягрупповыми, то их общезначи­мость ограничивается рамками данной группы.

Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.

Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посто­ронний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувст­вовать неловкость.

Поэтому, когда субъект первый раз попадает в новый коллектив, принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незна­комую компанию, он прежде всего старается понять нормы груп­пы, т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать.

Индивид не может прий­ти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким ис­ключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное.

2. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций — наград или наказаний, одобре­ния или порицания.

3. Третий признак нормы ­наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах:

— во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно;

— во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам.

Стремление человека к психологическому комфорту будет на­правлять его к установлению баланса между внешним и внутрен­ним миром.

Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное по­ведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека.

4. Четвертый признак социальных норм — взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они об­разуют сложные системы, регулирующие действия людей.

Норма­тивные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального,так ивнутриличностного.

Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие — естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными.

Например, Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Нормы общества и нормы такой группы конфликтны.

Но они взаимозависимы, ибо действия пре­ступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами.

В то же время об­щество стремится усовершенствовать нормы и санкции для пре­дотвращения деятельности антисоциальных групп.

5. Пятым признаком или особенностью норм является масштаб­ность.

Нормы различаются по масштабу на: собственно социаль­ные и групповые.

Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы соци­ального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д.

Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки).

Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно от­нести к социальным и групповым (табу).

Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать.

В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых чле­ны группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание.

Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.

Социальные санкции

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми.

Социальная санкция — мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций:

негативные и позитивные,

формальные и неформальные.

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций:

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например, пятерка за ответ студента на занятии — формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций.

Например, Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например, взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля — это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются:

— законы,

— табу,

— обычаи,

— тра­диции,

— мораль и нравы,

— этикет, манеры, привычки.

Ø Закон — совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства.

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.

Напри­мер, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу – система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни.

Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя.

На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями — такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например, студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу — это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи –повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе.

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.

Ø Традиции –носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

— во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

— во-вторых, передаются из поколения в поколение;

— в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции — это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например, традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители — дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции – солидарность людей.

Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы.

Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль –особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе.

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть – особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность.

По В.

Далю, совесть — это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. — СПб., 1997. — Т. 4).

В философии и психоло­гии совестьтрактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. — М., 1983; Психология: Словарь. — М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Читайте также:  Способности: от задатков к мастерству - психология

Ø Нравы –обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например, нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры – совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы.

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка –неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер.

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены.

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2352;

Источник: http://poznayka.org/s58319t1.html

Социальные проблемы и социальные санкции как основные элементы социального контроля

Социальные проблемы и социальные санкции как основные элементы социального контроля

Социальный контроль включает два главных элемента: социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы – это (в самом широком смысле) требования, предъявляемые обществом к индивиду. Нормы предписывают, что человек должен (не должен) делать, говорить и даже думать.

Социальные нормы являются также важнейшими элементами культуры, в них запечатлен накопленный прошлый опыт, который передается из поколения к поколению. Нормы, непосредственно связаны с социальными ожиданиями.

Социальные нормы бывают (типология норм):

I. Запрещающие что-либо. Примерами «запретных» норм являются табу. Нормы запрещающего характера выражены в законах;

разрешающие какие-либо действия и поступки – (например, следование моде, правила этикета).

II. Нормы, действующие в обществе в целом или в больших социальных общностях (страна, нация, народность, класс и т. п.). Это также общечеловеческие нормы поведения, нормы культуры, выраженные в традициях того или иного народа;

Нормы, действующие в малых группах людей, – в семье, в трудовом коллективе, в студенческой группе, в компании друзей, в группе преступников (банде) и т. п.

III. Формальные (писаные) ( например, законы, уставы, приказы);

Неформальные (неписаные) (например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.).

Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе. Люди усваивают нормы в процессе социализации, а за их выполнение отвечает социальный контроль.

Второй важный элемент социального контроля – социальные санкции.

Социальные санкции – это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение. Именно благодаря санкциям люди стремятся следовать социальным нормам в своем поведении; санкции ответственны за выполнение норм.

Социальные санкции бывают (типологии санкций):

I. Формальные, применяемые социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их представляющими, на официальном уровне.

неформальные, применяемые на неофициальном уровне, нередко в малых группах людей. Их может применять каждый.

II. Негативные – (наказание);

б) позитивные – (вознаграждение, поощрение).

Весьма полезно «проинвентаризировать» многообразие социальных санкций с целью уточнения теоретического предположения о том, что механизм социального контроля пронизывает все общество, сопровождает нас всюду.

Виды социальных санкций

СанкцииФормальныеНеформальные
Негативные(наказание)ВыговорУвольнение с работыПонижение в должностиШтрафЛишение водительских или родительских правКонфискация имуществаЛишение премииСудебный приговорТюремное заключениеАрестОтлучение от церквиИсключение из вузаПлохая оценка на экзаменеУдаление студента с лекцииНеодобрениеОсуждениеСлухи, сплетниБойкотОбструкцияНасмешки, издевкиПренебрежениеИгнорированиеКлеветаЖалобаПозорНеуважениеНе подать рукиНе пригласить в гости
Позитивные(поощрение)НаградаПремияПолучение дипломаУченая степеньПочетное званиеПовышение в должностиИзбрание в парламентЗвание чемпионаПочетная грамотаБлагодарность (официальная)ПохвалаПоддержкаОдобрениеДоброжелательностьАплодисментыСлаваПочетПоздравлениеПриглашение в гостиДоверие

Итак, социальные санкции регулируют наше поведение, мы подвергаемся как формальным, так и неформальным санкциям, и вы сами применяете санкции (чаще неформальные) по отношению к другим людям. Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

Нормы сами по себе ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, на основе норм применяя социальные санкции.

Таким образом, нормы и санкции образуют единое целое. Каждая социальная норма должна сопровождаться определенной санкцией. Если санкция не применяется, то норма перестает действовать как норма; она превращается в лозунг, призыв, декларацию.

Проиллюстрируем данный вывод примером из жизни. Всем известно, что уплата налогов является нормой в любом государстве.

Есть страны, где большинство людей регулярно и в полном размере платят налоги, так как за нарушение этой нормы неотвратимо следуют негативные санкции – как формальные (судебный приговор, штраф, тюремное заключение), так и неформальные – (позор, неуважение, неодобрение со стороны коллег, соседей и т. д.).

Иная картина в нашей стране. Широко известно, что многие обеспеченные люди уклоняются от уплаты налогов, укрывают доходы, т. е. нарушают норму.

Почему? Формальные санкции далеко не всегда применяются к нарушителям, а неформальные вообще «не работают»: коллеги и соседи продолжают здороваться с неплательщиками налогов, приглашают их в гости и т. д. Вот поэтому-то социальная норма уплаты налогов превращается в нашей стране в лозунг, призыв, а не действует с неотвратимостью как норма.

Разновидностью социального контроля является самоконтроль. Его еще называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует и оценивает свое поведение в соответствии с социальными нормами.

Проявление такого внутреннего самоконтроля – совесть человека, его «внутренний судья». Самоконтроль является результатом социализации личности и свидетельствует о глубоком усвоение социальных норм.

Самоконтроль требует сознания и воли. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, связанному в первую очередь с применением формальных негативных санкций.

И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в силу институтам социального контроля – государству, судам, прокуратуре и т. п.

Демократическое общество в большей степени основывается на самоконтроле граждан, а тоталитарный политический режим в большей степени опирается на жесткий внешний формальный контроль, который может превратиться в диктатуру.

Внешний контроль можно разделить на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на писаных правилах и нормах и выражается в осуждении или одобрении поведения индивида или группы людей со стороны социальных органов или администрации.

Неформальный контроль основан на неписаных нормах и правилах, он ограничен небольшой группой людей и выражается в осуждении или одобрении поведения индивида родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми, соседями и т. п.

Источник: http://www.iteconomic.com/socialnye-problemy-i-socialnye-sankcii-kak-osnovnye-elementy-socialnogo-kontrolya.aspx

Социальный контроль и социальные санкции. Виды социальных санкций

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности.

Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.

) регулированию поведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе.

Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития — поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания.

Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосред­ственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал».

Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни.

Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д.

Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность.

Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты.

Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие.

С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

Читайте также:  Эмоции - отражение реальности или выученное поведение? - психология

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

— правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

— этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

— сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

— религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной.

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций.

Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения.

Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор.

Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

А судебный надзор — это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.

Источник: https://infopedia.su/1x2eb3.html

Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.

Рис. 7.1. Социальное влияние

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

  1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.
  2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

  1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.
  2. Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.
  3. Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.
  4. Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими.

Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться).

С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное.

Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение.

Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т.е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов.

С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е.

и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?

Сами по себе они бывают разными:

  • меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной;
  • позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, необходимо иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию.

В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу.

Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реального жизненного подтверждения правоты его позиций.

Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их в сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами.

Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее.

Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом.

Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

  1. Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.
  2. Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее.

Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/130-socialnoe-vliyanie-vnushaemost-konformizm.html

Ссылка на основную публикацию