Реалистическая психология — психология

Реалист

Реалистическая психология - психология

Реалист – это человек, который в повседневной деятельности строго учитывает условия реальности, критично смотрит на внешний мир и не предается крайностям. Значение слова реалист представлено в философской энциклопедии и трактуется так приверженец философского направления – реализма, которое признает реальным существование исключительно универсальных понятий.

Значение слова реалист можно встретить также в искусстве и литературе, где так называют представителя направления реализм, которое ставит целью показать правдивое воспроизведение реальности в её типических проявлениях.

Рассудительный взгляд относительно себя и внешнего современного мира является необходимым фактором в принятии верных эффективных решений, достижении успеха, чтобы быть счастливым человеком. Современная информационная среда очень агрессивна, поэтому тяжело трезво оценивать все её факторы. Для этого стоит прилагать усилия.

Чтобы суметь объективно воспринимать вещи, следует внимательно отбирать источники информации, которым можно довериться.

Человек, который хочет стать реалистом, должен воплотить в собственной жизни суть любви и счастья, перебороть свои слабости, сильные не контролированные эмоции и плохие привычки, что разрушают и тело, и сознание.

Любое заблуждение или шаблон, навязанный человеку семьей и обществом вместо истины, принятой в результате сознательного анализа, являются капитуляцией перед обманом, что в результате делает из человека раба ложных идей.

Реалист это человек, который способен быть независимым от чужих идей и суждений, противостоять им, может быть собой и способен стать счастливым. Люди зачастую относят себя или к оптимистам, или пессимистам, забывая о таком промежуточном варианте, как реалист.

Реалист определение этого понятия включает человека, который имеет одинаково трезвый оценивающий взгляд относительно себя и внешнего мира. Он умеет держать под своим контролем эмоции, поэтому всегда рассудителен и взвешен. Оптимисты и пессимисты практически всегда не могут держать всю ситуацию под контролем, взвешивая, оценивая и анализируя информацию.

Хоть реалистом для человека быть лучше всего, большинство людей предпочитают быть оптимистами. Поскольку на мир всегда приятней смотреть радостными глазами.

Кто такой реалист

Значение слова реалист походит от латинского термина «realis», означающего «действительный». Реалистом является человек, который всегда адекватно и объективно воспринимает внешнюю действительность и вполне спокойно на нее реагирует. Такой человек твердо может устоять на ногах и знает цену вещам.

Реалистом может быть человек, как в детстве, юности так и пожилом возрасте. Ребенок реалист находит в своих книжках неправдивое описание жизни, слишком сказочное. Поэтому на них он не ориентируется, считая, что следует создавать жизнь, опираясь на происходящее в реальном мире.

В юности реалисты любят узнавать много суровых и жестких, жизненных фактов, которые в мирные времена в благополучном семействе и реальной жизни встречается редко.

Реалист, как правило, вальяжный в своих изречениях и мыслях, он относится ко всем с надлежащей долей уважения.

Это такой человек, который себя никогда не обманет, он достаточно искренен с собой, поэтому может дать правильную и точную оценку действий собственного поведения, будто он оценивает не себя, а другого человека и со стороны.

Чтобы достигнуть этого состояния души стоит забыть о возвышенной личной гордости и воспринимать мир нейтрально, непредвзято и независимо от различных факторов.

Однако полностью стать человеку реалистом невозможно, поскольку он лишится характера и личного мнения, потеряется, как личность или просто с ума сойдёт. Но многие все же способны почти достигнуть это состояние, хотя бы подойти близко к нему.

Чаще можно встретить реалистов мужского пола, потому, что женщины являются более эмоциональными, из-за впечатлительности и чувствительности они не могут дать критичную оценку происходящему. Но всё-таки это зависит исключительно от каждой личности конкретно.

Технический прогресс достиг того, что каждый может сидя дома найти в интернете разную информацию, книги, фильмы и видео. Видео могут быть разнообразного характера и содержания.

Человек может пересмотреть самые страшные, жестокие и ужасные события, происходившие в разных уголках мира.

Он может узнать, как живут разные люди, а сравнив это со своей безмятежной жизнью, станет умнее и будет оценивать все иначе.

Такой человек начинает реально понимать, какая настоящая цена у человеческой жизни. Его трудно удивить, огорчить или сильно разозлить. Он начинает воспринимать мир сквозь призму реальности, становясь действительно реалистом. Он не реагирует больше на вещи настолько отвержено, как раньше, не видит смысла. Выходит, человек, который многое увидел в жизни, становится реалистом.

Реалист является конкретным в действиях и мыслях. Он настроен на конкретную реализацию своих замыслов и чужих идей, быструю отдачу им.

Реалист склонен к упрощению проблем, он не склонен долго рассуждать, поэтому почти всегда принимает первое решение, поскольку считает первое самым верным.

Для него очень важно действовать немедля, чтобы увидеть результат быстрее. Он не склонен загадывать слишком далеко наперед, желает выполнять текущие задания.

Реалист это человек, который всегда прямолинеен, поскольку не видит смысла скрывать личное истинное мнение, не любит обманывать, властен, решителен, нередко груб и радикален по отношению к остальным.

Он не склонен вести продолжительные разговоры или долго объяснять. Если цель предельно ясна, он эффективно и оперативно разрешит ситуацию.

Реалист склонен к лидерству, поэтому часто занимает высокопоставленные чины.

Общение с реалистом стоит начинать с темы, которая стала бы ему интересной, принесла бы ему пользу или выгоду, излагая информацию кратко и ясно, используя доводы, примеры и реальные факты.

Если нужно, чтобы реалист принял предложение, стоит давать ему исключительно правдивую информацию, не пытаясь его перехитрить.

Необходимо просто спокойно высказывать собственную позицию и убеждать его в практической выгоде предлагаемого дела.

Реалист это человек, который любит в одиночку контролировать ситуацию и распоряжаться. Чтобы завоевать расположение человека с реалистическим видением мира, не надо занимать его бесполезными занятиями и разговорами, лучше предложить помощь или свой совет.

Как стать реалистом

У большинства бывают моменты, когда для них долгожданный результат оборачивается стрессом или плохим настроением, поэтому они редко испытывают удовольствие от выполненной работы. Это происходит потому, что индивид пытается достичь нечто совсем нереальное. Однако этих неприятностей можно избежать, если стать реалистом.

Когда человек смотрит реально на вещи, он может оценить собственные силы и выбрать адекватную цель, достижение какой доставило бы реальное удовольствие. Можно приобрести реалистичный взгляд на жизнь, выучив несложные правила.

Реалистично настроенный человек всегда самостоятельно управляет своими действиями, отдает себе в них отчет. Многим тяжело сосредоточится на действиях, поскольку они слишком озабочены самой целью. Это часто приводит к некачественному исполнению плана действий.

Так, добиться желаемого будет тяжело. Вместо сосредоточивания над самой целью, стоит подумать, что следует сделать сейчас, сегодня для её выполнения. Необходимо проанализировать свои поступки и оставить только действительно эффективные шаги для достижения желаемого.

Следует научиться не расстраиваться по пустякам. Большинство людей слишком многое принимают близко к сердцу, придают значение тому, что не значит по сути ничего.

Так, если чуть что случается не так, у них сразу появляются упреки к себе, слезы. Правильнее будет детально анализировать свои действия. Все промахи рассматривать, как то, что скоро станет прошлым и опытом.

Чем больше зацикливаться над своими ошибками, тем еще больше их будет становиться.

Реалисты добиваются успеха, научившись мудрости у других, принимая их советы во внимание. Реалист это человек, который не будет говорить, что он все знает сам или не нуждается в советах. Когда человек начинает сравнивать личные успехи с успехами остальных, и осознает, что не дотягивает к ним, его первой реакцией является зависть.

Но зависть не дает человеку идти дальше. Лучше не завидовать, а брать пример у более успешных людей. Необходимо подумать, что самому можно сделать для достижения выдающегося результата. Надо быть реалистом, искать пути для реализации задуманного.

Чтобы не дать своему чувству зависти полностью овладеть, желательно сменить свои чувства и отношение к личностям, которые достигли большего. Можно переступить через себя и попробовать порадоваться за успех другого человека. Если нет в этом человеке ничего сверх уникального, тогда чем же вы хуже, значит и к вам придет успех.

Эти мысли помогают овладеть собой, обрести контроль над своими силами и действовать. Именно так ведёт себя реалист. Все примеры успехов можно использовать, как источник вдохновения.

Личность с реалистичным восприятием мира живёт настоящим, но иногда она мысленно возвращается в прошлое, чтобы проанализировать и изъять опыт, который может пригодиться сейчас.

Реалист это человек, который хоть и оценивает критически все события, но всё еще имеет энтузиазм и позитивный настрой, который снабжает его энергией и ускоряет процесс достижения успеха.

Читайте также:  Душевная открытость делает нас интересными - психология

Стоит воспринимать свои неудачи, как что-то позитивное. Чем больше у человека имеется проблем, тем сильнее он становится. Неудача является основным показателем личностного роста. Развитие не возможно без разрушения планов и срывов.

Просто стоит изменить личное отношение к ним.

Стать реалистом не так сложно, нужно ежедневно использовать все эти правила, следуя за своей целью.

Источник: http://vseopsycho.ru/realist/

Реализм

Реализм

Реализм как художественный метод. Специфика реализма в ХІХ в. Критический и психологический реализм. Психологизм в литературе.

Творческий метод в литературе, определяющий принципы отношения писателя к изображаемой действительности. Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой. В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека.

Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Классификация реалистического метода исходит из того, какие содержательные мотивы воссоздаются в произведении.

Есть реализм социальный, где доминирующим началом являются реальные обстоятельства, которые определяют всю структуру соответствующего художественного текста, есть реализм характеров, где характеры «соперничают» с обстоятельствами; есть реализм психологический, где на первом месте стоит воспроизведение внутренней сущности психологии действующего лица.

В гротескном реализме гротескная или сатирическая условность определяет стиль произведения, при этом не лишая персонаж логики самодвижения, соответствующей логике жизни. В русском реализме в течение 200 лет развивались два основных типа: критический и социальный. Эти термины были не вполне удачны, ибо при сопоставлении возникают объективные трудности.

В основе терминологического обозначения критического реализма лежит пафос произведения, его критическая направленность, то есть субъективная сторона содержания, в другом же случае главным содержательным моментом метода является определенная идеологическая система, где господствует слово «социалистический».

Это разновеликие величины, и если иметь в виду подлинную теоретическую эстетику, то следует сопоставлять явления, характерные своеобразием самих творческих принципов отражения жизни, а не идеологическим или субъективно-эмоциональным привнесением автором в художественные тексты своих симпатий и антипатий.

Реализм в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни.

Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт.

Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников.

Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе.

Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты.

Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему.

Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе — безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками.

В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Крити́ческий реали́зм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова[1].Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2].

С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.

Психологизм в литературе — полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Согласно А. Б.

Есину, психологизм — «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». Лит.- Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Можно сказать, что вся богатейшая всемирная литература состоит из двух больших направлений — разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке внутреннего психологизма, направленного на анализ собственного внутреннего мира, своей души.

Так, рассматривая произведения, изученные нами до десятого класса, к представителям первого направления можно отнести произведения И.С.Тургенева «Ася», «Записки охотника», второго – «Герой нашего времени», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки.

Еще в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение – утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа. В «Герое нашего времени» поражает способность Лермонтова раскрыть тайны внутреннего мира человека (Печорина), выразить душевные переживания так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

В связи с этим различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую, косвенную и суммарно-обозначающую. Первые две формы были теоретически выделены И.В.

Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Изображение характеров «изнутри» называют прямой формой, а «извне» — косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы его психологического состояния.О третьей форме психологического изображения А.Б. Есин пишет так: «Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны».Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Лит.- А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.Чаще всего в произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Мопассана и других, – для психологического изображения используются, как правило, все формы, хотя ведущую роль в психологизме играет всё же прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. К приёмам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Оба этих приёма состоят в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего лица.При самоанализе психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление читателя. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенные, и их внутренний мир практически не изображается, («Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Н.Толстого и др.).При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Одновременно автор может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п. «Лучшие мои чувства я, боясь насмешки, хоронил в глубине сердца. Они там и умерли», — говорит о себе Печорин. Но, благодаря автору, мы понимаем, что не все «лучшие чувства» Печорина умерли. Он страдает, когда погибает Бэла, в минуту расставания с Верой у него «болезненно сжимается сердце».»В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом». Лит.-Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Читайте также:  Речь параноика - психология

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3823401-realizm/

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные понятия имеют смежное реальное существование и, таким образом, они доступны для эмпирического изучения. Противопоставляется номинализму (1). 2. Философская точка зрения, согласно которой реальность физического мира не зависит от восприятия и сознания. Противопоставляется идеализму (1). 3.

Установка, обычно характеризующаяся как признание того, что имеются пределы влияния, которое кто-то может оказывать на окружающий мир. Следует различать с консерватизмом, который противостоит изменениям, и с Идеализмом (2), который игнорирует вопросы прагматики. 4.

Термин, использовавшийся Пиаже в некоторых из его более ранних трудов для того, чтобы охарактеризовать убеждение маленького ребенка, что его перцептивное управление сходно с другими; например, если ребенок может видеть фотографию, которую держит взрослый, ребенок считает, что взрослый также может ее видеть. См.

здесь эгоцентризм, понятие, употребляемое более или менее эквивалентно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

от ср.-век. лат.

realis — вещественный, действительный), в философии направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Реализм — научное направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре. Противоположность — номинализм (см. Номинализм).

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

стремление учитывать реально Сложившиеся обстоятельства и действовать, рассчитывая на достижение реальных, не вымышленных целей.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

лат. realis – вещественный) – 1. философская позиция, согласно которой реальность физического мира не зависит от восприятия и сознания его человеком (в противоположность идеализму); 2.

философская теория, согласно которой абстрактные понятия имеют смежное с материей реальное существование и, таким образом, они доступны для эмпирического изучения (в противоположность номинализму); 3. установка, обычно характеризующаяся как признание того, что имеются пределы влияния, которое кто-то из людей может оказывать на окружающий мир.

Термин противопоставляется «консерватизму», склонности противостоять изменениям, и «идеализму», который игнорирует вопросы прагматики; 4. термин Ж.

Пиаже, характеризует убеждение маленького ребенка, что его перцептивное направление сходно с таковым у других людей; например, если ребенок может видеть фотографию, которую держит взрослый, то ребенок думает, что и этот взрослый видит ее, как и он сам. Синоним: Эгоцентризм.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/realizm.html

Наивный реализм

Наивный реализм

Наивный реализм

Изначально наивный реализм – термин философский. Реализм означает, что объект познания реально существует, независимо от того, воспринимает его субъект познания или нет.

Помните средневековый спор философов об универсалиях (понятиях высокого уровня обобщенности типа «человек», «движение» и пр.

)? Реалисты считали, что универсалии на самом деле существуют, а номиналисты – что общие слова – это просто общие слова.

А наивный реализм означает, что объект познания не просто реально существует, но и что субъект при восприятии этого объекта ничего не добавляет от себя и воспринимает объект во всей полноте его свойств – таким, каким он объективно является.

Конечно, наивный реализм ошибочен, а психологические исследования показывают, что даже на уровне восприятия мы во многом конструируем реальность, в частности, заполняем пробелы такие, как слепое пятно нашего зрения, или компенсируем то, что изображение мира на сетчатке наших глаз перевернуто. Многочисленные иллюзии восприятия тоже подтверждают, что наивный реализм ошибочен, а свойства, ограничения воспринимающего субъекта необходимо учитывать.

И конечно, наивный реализм, будучи сам когнитивным искажением, не учитывает того факта, что человеку, который познает мир и других людей, делает выводы и предположения, формулирует прогнозы и определяет вероятности тех или иных исходов, подвержен массе когнитивных искажений. Кстати, слепое пятно искажений(bias blind spot) – это когнитивное искажение, весьма близкое наивному реализму.

В психологии наивный реализм (naive realism) – это одно из важнейших когнитивных искажений (cognitive biases).

Сущность этого фундаментального когнитивного искажения раскрыта Ли Россом (профессор Стэнфордского университета, один из крупнейших социальных психологов, известный в нашей стране прежде всего как один из двух авторов замечательного учебника по социальной психологии под названием «Человек и ситуация: перспективы социальной психологии») путем формулировки принципов наивного реализма.

Ли Росс выделил следующие принципы наивного реализма, причем эти принципы декларируются от первого лица:

1. Я вижу события и объекты такими, какими они в действительности являются, и мои социальные установки, убеждения, предпочтения, приоритеты и пр. проистекают из соответствующего бесстрастного, непредвзятого и по сути «непосредственного» осмысления информации или доказательств.

2. Другие такие же, как я, рационально воспринимающие в большинстве случаев будут разделять мои реакции, поступки и мнения – при условии, что они получили доступ к информации, которая стала основой моих взглядов, и при условии, что они тоже обработают эту информацию достаточно вдумчивым и непредубежденным образом.

3. Есть всего три причины, которые могут помешать окружающим разделить мои взгляды:

a) они получили иную информацию, чем я (в этом случае, если они достаточно вдумчивы и непредвзяты, то обмен информацией приведет нас к достижению согласия);

Читайте также:  Выученные эмоции, чувства и состояния - психология

b) они ленивы, иррациональны или по какой-то иной причине не могут или не хотят нормальным образом проследовать от объективных доказательств к обоснованным заключениям;

c) они предвзяты (или в интерпретации доказательств, или в следовании от доказательств к заключениям) из-за их идеологии, личных интересов или из-за иных искажающих личностных влияний.

Конечно, эти три принципа ясно показывают всю наивность наивного реализма.

Один из классических экспериментальных примеров проявления наивного реализма – эксперимент Элизабет Ньютон с настукиванием мелодий.

Этот эксперимент проходил следующим образом.

Участники были случайным образом разделены на две группы: «слушатели» и «настукиватели». Последние получили список из 25 хорошо известных американских песен («слушатели» этого списка не получили).

«Настукивателям» надо было выбрать одну песню из списка, чтобы настучать ее для слушателя.

Причем перед началом угадывания мелодий «настукивателей» попросили ответить на вопрос о том, какова вероятность того, что «слушатель» правильно назовет песню (в процентах).

Средняя вероятность, названная «настукивателями», составляла 50%.

Реально же угадывание происходило только в 2,5% случаев.

Почему же «настукивали» ошиблись?

Потому, что они были наивными реалистами – им казалось, что раз для них то, что они настукивают, явно связано с песней, которую они настукивают, то так же обстоят дела и у слушателей. Но ведь слушатели заранее не знали, какую песню им будут настукивать, а ритм связан с мелодией далеко не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Кстати, эксперимент Ньютон демонстрирует не только наивный реализм, но и одно из его проявлений – эффект ложного консенсуса (false consensus effect).

Надо сказать, что наивный реализм не всегда называют именно этим словосочетанием.

В частности, принцип WYSIATI (what you see is all there is – «то, что ты видишь, – это все, что есть»), предложенный Даниэлем Канеманом в его книге «Thinking, fast and slow» (на русском издана под названием «Думай медленно… Решай быстро»), и характеризующий выводы, которые делает так называемая «Система1», по сути является вариантом обозначения именно наивного реализма.

Насколько широко распространен наивный реализм?

Он распространен повсеместно, но мы специально обратим внимание на области, понимать огромную роль наивного реализма в которых особенно важно.

Итак, наивными реалистами являются психотерапевты, верящие, что их методы, действительно, эффективны, хотя объективная проверка этой эффективности не проведена.

Причем, по мнению Скотта Лилиенфельда – одного из ключевых ученых-психологов, продвигающих доказательную практику (evidence-based practice) в психологической помощи (аналог доказательной медицины – evidence-based medicine), – наивный реализм является одним из четырех ключевых когнитивных искажений (наряду с подтверждающим искажением, иллюзорной причинностью и иллюзией контроля) лежащих в основе иллюзии эффективности психотерапии.

Наивными реалистами были и врачи, являвшиеся сторонниками кровопускания и многих других на самом деле не эффективных и даже вредных методов «лечения».

Наивными реалистами (или же сознательными обманщиками, мошенниками) являются, конечно, и создатели лженаук, которые свои теории и рекомендации строят не на достоверных фактах и не на валидных экспериментах, а на умозрении и субъективном опыте.

Наивными реалистами являются и адепты различных лженаук, лжепсихологий, которым кажется, что лженаучные рецепты полезны и реально работают.

Источник: http://helppsych.ru/interesnye-stati/naivnyi-realizm.html

Кабанова И. В. Зарубежная литература. Реализм. Реалистический социально-психологический роман

Кабанова И. В. Зарубежная литература.
Реализм. Реалистический социально- психологический роман

Реализм. Реалистический социально- психологический роман

Источник: Литература Западной Европы 17 века — прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни).

XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу.

Художники- реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

Источник: Литература Западной Европы 17 века — средой, то есть время романтической “свободы”, “неприкаянности” человека прошло.

В классическом буржуазном обществе принадлежность личности к определенному классу предстала как непреложный закон бытия, и соответственно стала принципом художественного освоения жизни.

Поэтому реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по- новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально- исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально- классового детерминизма.

Источник: Литература Западной Европы 17 века — продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Источник: Литература Западной Европы 17 века — — реалисты впервые вывели на сцену “маленького человека”, который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах.

Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели- реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.

Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов.

Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом.

Кроме того, роман был в XIX веке самым новым из наличных жанров, то есть жанром без груза канонической традиции. Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск.

Этим роман сродни духу научного поиска, эту сторону романа подчеркивали реалисты XIX столетия, и под их пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни.

Реалистический роман отражает действительность в формах самой жизни, и с эпохи реализма понятие “художественная литература” начинает ассоциироваться уже не с поэзией и драматургией, а в первую очередь с прозой. Роман становится господствующим жанром мировой литературы.

Г. К. Косиков пишет: “Основная особенность романической ситуации — это изменение внутреннего и внешнего положения героя в ходе различных столкновений с окружающим его миром”.

В реалистическом романе, как правило, “положительный” герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в полный разрыв.

Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких- либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними.

Поиск героя реалистического романа на первых этапах его существования был ограничен сферой предлагаемых историей социальных обстоятельств. В XIX веке резко увеличилась социальная подвижность отдельного человека; пример фантастической карьеры Наполеона стал образцом изменения социального статуса для новых поколений.

Это новое явление действительности отразилось в создании такой жанровой разновидности реалистического романа, как “роман карьеры”. Рассмотрим его на примере произведений создателей реалистического романа Стендаля и Бальзака.

Литература

Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.

Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.

Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.

Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Источник: http://ruslit.biz/kabanova-i-v-zarubezhnaya-literatura-realizm-realisticheskij-socialno-psixologicheskij-roman/

Ссылка на основную публикацию