Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2 — ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
Page 13 of 24
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
Интеллект (от лат.Intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п.
До сих пор некоторые психологи рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта. Однако между ними имеется более существенное различие, для объяснения которого можно воспользоваться двумя типами мышления, предложенными Д.
Гилфордом в его кубической модели интеллекта:
— конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний);
— дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей).
В психологии существует, по крайней мере, три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей.
В.Н. Дружинин охарактеризовал эту точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество производное интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности.
Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Нет никакой необходимости, считает Ганс Айзенк, выделять креативность как особую способность. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта. И был по-своему прав, вероятно, имея перед собой ярчайший пример – самого себя.
Ведь интеллект – это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира. Так определял интеллект В.Н. Дружинин, как «общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным»
Но другие исследователи категорично утверждают абсолютную несводимость креативности к интеллекту. Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование -утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру.
Пожалуй, самым первым в науке креативность и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного.
Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта.
Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.
В.Н. Дружинин также рассматривал интеллект и креативность, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации.
Креативность отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира.
Интеллект — за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру.
ЕЩЕ точку зрения на соотношение интеллекта и креативности можно назвать примиряющей. Ее авторы пытаются сгладить непримиримость двух первых позиций. Интеллект и креативность вроде бы и разные факторы, но в то же время между ними есть определенная взаимосвязь. Как таковых творческих способностей нет, считают личностно ориентированные психологи (А. Маслоу, Д.Б.
Богоявленская и др.), и вообще творческая активность больше определяется особыми чертами личности (любознательностью, рискованностью и т.п.), чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности. Наиболее разработанной моделью этого плана выступает концепция «интеллектуального порога» Е. Торренса.
При низких и средних значениях IQ интеллект и креативность (до 115 -120) выступают как единый фактор, т.е., люди с низким интеллектом обладают почти никакой креативностью, люди со средним интеллектом – так себе креативностью.
И только при IQ свыше 120, интеллект и креативность становятся независимыми факторами, так что возможны интеллектуалы с чуть заметными творческими способностями и интеллектуалы с высочайшей креативностью.
Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/116-psyhologiya-odarennosti.html?start=12
Клиническая психология
. . .
Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из первых тестов способностей была шкала измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905 г.
, которая измеряла 30 разнообразных способностей от сенсомоторной координации до конструирования предложений и предназначалась для детей от 2 до 12 лет. Таким образом, с самого начала предполагалось, что способности — это сложное многофакторное образование.
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Во-первых, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, или навыкам, которые выработаны у человека. В них включаются те показатели, которые являются условиями успешности деятельности.
Во-вторых, о способностях свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности. В-третьих, о способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна. В отношении состава и структуры способностей в психологии нет единой точки зрения.
Так, согласно концепции Шадрикова, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии деятельности.
Психические способности — это свойства нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира. Эта способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить. Общие свойства нервной системы проявляются в продуктивности деятельности, работоспособности, активности, произвольной и непроизвольной регуляции, мнемических способностях.
А вербальные и невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием полушарий. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания.
А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).
Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн.
Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой.
Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности).
Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или кристаллизованным интеллектом.
Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий.
Коэффициент генетической детерминации общего интеллекта составляет от 0,4 до 0,66. Он максимален для вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и сенсорных способностей. В целом, можно отметить, что чем больше связана конкретная способность с общей, тем выше генетическая детерминированность (рис. 11).
Рис. 11. Соотношение среды и наследственности в общих и специальных способностях (по Дружинину).
Коэффициенты корреляции между детьми и родителями снижаются от 0,30-0,40 для общей способности до 0,10-0,20 для парциальных (сверху вниз). Показатели интеллекта характеризуются высокой стабильностью в процессе онтогенеза.
Так, Хансен провел измерение интеллекта у 613 мальчиков при обучении их в 3-м классе, и через 10 лет коэффициент корреляции между показателями оказался очень высоким — r > 0,73.
В целом, отмечается прогрессивное улучшение показателей логического мышления до 35-45 лет, понимания слов до 55-60 лет, арифметических способностей до 55-60. Раньше всего стабилизируются показатели невербального интеллекта — в 35-40 лет. После 60 лет наблюдается снижение интеллектуальных характеристик.
Динамика интеллекта зависит от характера деятельности, степени активности и вовлеченности интеллекта в деятельность человека. Социальные факторы, способствующие развитию интеллекта, зависят от возраста.
Так, в дошкольном возрасте — это уровень образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков и умений. В школьном возрасте развитию интеллекта способствуют стремление к высоким достижениям, соревновательность, любознательность.
Вторым фактором общих способностей является креативность, творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Об этом факторе подробно см. «Мышление». Здесь же рассмотрим соотношение креативности с интеллектом.
Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания.
Своеобразие сочетания интеллекта и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах (формах) социальной адаптации (табл. 8).
Диагностировать креативность довольно сложно, так как творчество спонтанно и с помощью тестов мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов.
Таблица 8. Соотношение интеллекта и креативности
Высокая креативностьВысокий интеллект | Низкая креативностьВысокий интеллект |
Уверены в себе | Высокое стремление к школьным успехам |
Имеют адекватную самооценку | Тяжело переживают неудачу |
Хороший самоконтроль | Преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей |
Инициативны | Избегают риска |
Успешны | Не любят публично высказывать свои мысли |
Хорошо адаптированы | Сдержанны, скрытныСтрадают без внешней адекватной оценки своих поступков |
Высокая креативностьНизкий интеллект | Низкая креативностьНизкий интеллект |
С трудом приспосабливаются к школьным требованиям | Внешне хорошо адаптированы |
Часто в изгоях | Держатся в середняках |
Имеют увлечения вне школы | Довольны своим положением |
Тревожны, страдают от неуверенности в себе, комплекса неполноценности | Имеют адекватную самооценку |
Учителя характеризуют их как тупых и невнимательных, так как они не любят рутинных заданий | Низкий уровень предметных способностей компенсируется пассивностью в учебе и развитием социального интеллекта и общительностью |
Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных школьников уменьшается.
Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи.
Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в 13-20 лет.
Обучаемость — это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).
Основным критерием обучаемости в широком смысле является «экономичность» мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале.
Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как «бессознательную» первичную общую способность и эксплицитную «сознательную» обучаемость.
Рассматривая соотношение интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин выделяет в них 2 уровня.
1-й определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития функций — это функциональный уровень, детерминированный природной организацией индивида.
2-й уровень — операциональный — социально обусловленный, определяется степенью сформированности операций, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и относятся к характеристике человека как субъекта деятельности (рис. 12).
Уровни | Интеллект | Креативность | Обучаемость |
1-й | Свободный, текучий | Потенциальная | Имплицитная |
2-й | Связанный, кристаллизованный | Актуальная | Эксплицитная |
Рис. 12. Двухуровневая структура способностей.
Таким образом, в структуре способностей тесно переплетаются природно-обусловленные функциональные и социально-обусловленные операциональные механизмы.
Некоторые авторы включают в структуру способностей стилевые характеристики, к которым прежде всего относят познавательные стили.
Познавательные стили — это устойчивые индивидуальные особенности, проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации человеком.
Общие способности человека связаны с темпераментом и проявляются в общей работоспособности, активности, типах саморегуляции. Анализ психофизиологических основ общих способностей показывает, что разные типы активности связаны с доминированием полушарий.
При этом «правополушарные» характеризуются большей активированностью, сильной нервной системой, высокой лабильностью, высоким развитием невербальных функций.
Эти люди лучше учатся, решают задачи в условиях дефицита времени, они устойчивы к стрессу, предпочитают интенсивные формы обучения.
«Левополушарные» характеризуются низкой активированностью, они лучше учатся по гуманитарным предметам, лучше планируют свою деятельность, у них выше точность выполнения работы. Хорошо развита саморегуляция и вербальные функции. В то же время они характеризуются инертностью и слабостью нервной системы.
В последние годы наряду с общим интеллектом выделяют эмоциональный интеллект, который включает 5 типов способностей: знание эмоций, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Если общий интеллект является фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха.
Источник: http://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl15.shtm
Психология мышления. — Креативность и ее диагностика
Страница 36 из 42
Креативность и ее диагностика.
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х гг. выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью (от лат.
сreatio — создание, сотворение). Тесты креативные – тесты по диагностике творческих способностей человека.
Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.
Было признано, что последняя (креативность) зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта — как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях.
Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.
Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием “дивергентность мышления”, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от “конвергентного мышления”, ориентирующегося на известное или “подходящее” решение проблемы).
Исследуя различного рода способности, представляющие интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на основании этих результатов дать невозможно.
Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности — по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, то получали однозначные результаты, свидетельствующие о разделении креативности и интеллекта.
Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды.
Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.
Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее.От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой.
Исследования свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство.
В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от некреативных.
По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенныена детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают.
Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.
Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высоко креативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам.
Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности.
Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных детей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается психологами.
Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании.
Не найдены и надежные способы измерения креативности.
Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в 50-е гг. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты, измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов. В первых 10-ти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4-х составить ответ на основе изобразительного содержания.
Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов.
Их стандартизация проводилась на небольших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удовлетворительными.
По мнению психологов, причинами малой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и не учет личностных характеристик.
Кроме того, задания в них не предполагают определенного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые психодиагносты, для тестов креативности необходимо устанавливать надежность специалистов, оценивающих их выполнение.
В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е.П.Торренса.
Несмотря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, в действительности его тесты (особенновербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилфорда, но все же недостаточны.
Торренс разработал три типа методик для диагностики креативности. Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для детей, начиная с 5 лет и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б. Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий.
Этот тест переведен на русский язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вербальный тест Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.
Фигурный тест Торренса также появился в 1966 г. Его перевод, адаптация и рестандартизация на отечественных испытуемых были выполнены Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой и Н.П.Щерба. Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Еще один, наиболее поздний по времени создания, тест креативности, проявляемой в действии и движении, для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г.
Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении.
Регистрируются те же 4 показателя креативности, что и в других тестах Торренса.
Несмотря на стремление психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тесты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием.
Исследователи считают, что основной их недостаток – отсутствие учета мотивации и других личностных характеристик индивидов, качеств, являющихся существенными аспектами творческих способностей. Многие психологи считают, что измерить креативность с помощью тестов невозможно.
Творческие достижения в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности требуют сложного сочетания разнообразных способностей (в том числе интеллектуальных и специальных) и свойств личности.
В имеющихся в настоящее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого недостаточно для прогноза творческих достижений. Некоторые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.
В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касаетсядиагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Есть лишь исследование, проведенное Д.Б.Богоявленской (1983).
Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/kreativnost-i-ee-diagnostika
Раскройте свои таланты — развивайте креативность!
Многие люди считают, что креативность — это свойство, дарованное свыше, некая особая врожденная черта, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи и создавать гениальные произведения искусства.
Но современная психология придерживается совсем другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность и другие творческие способности. А уже последние, в свою очередь, являются компонентами таланта.
Можно очень просто объяснить этот процесс словами Максима Горького, который говорил, что нельзя нарубить дров, не умея держать в руке топор, а хорошее произведение не напишешь, не зная языка.
Стать креативным и талантливым может каждый, но для начала следует знать особенности их формирования и развития.
Прочитав эту статью, вы найдете взаимосвязь понятий креативность, интеллект талант, а также узнаете, как совершается диагностика креативности.
Креативность – способность к творчеству
Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления. [quote]В общем виде, многие исследователи обозначают креативность как общую способность к творчеству, когда человек способен порождать оригинальные идеи, принимать необычные решения, избегать традиционных схем мышления.[/quote]
За долгие годы исследования этого феномена был накоплен огромный объем материала, но на данное время, все же, не существует четкого определения понятия «креативность» в психологии в силу его широты и многогранности.
Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, следует коснуться знаменитой теории Дж. Гилфорда, который мышление человека разделял на два вида: дивергентное и конвергентное.
Первое связано со способностью личности порождать большое количество различных решений, основываясь на однозначных исходных данных. Второе связано со способностью находить единое правильное решение при наличии множества разных условий.
Креативность Гилфорд соотносил с дивергентным мышлением, а интеллект – с конвергентным.
В то время креативность напрямую отождествляли с дивергентным мышлением, выделяя шесть основных параметров креативности:
- «беглость мысли» — общее количество идей, которые возникают в определенный промежуток времени;
- способность обнаруживать и формулировать проблему;
- оригинальность – умение генерировать идеи, которые отличаются от шаблонных взглядов, нестандартно реагировать в различных ситуациях;
- гибкость – способность продуцировать различные идеи;
- способность принимать решения – способность к таким операциям мышления, как анализ и синтез;
- способность добавлять новые детали к объекту, тем самым делая его более совершенным.
Современные исследователи, характеризуя понятие «креативность», дополнили его описание следующими характеристиками:
- способность к интуиции;
- способность к преобразованию – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества;
- способность прогнозировать;
- способность создавать ассоциации – умение сближать разные понятия;
- способность импровизировать – возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки;
- синестезия – это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода, например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха;
- широкий фокус внимания.
Изучая связь между понятиями креативность, интеллект, талант, пришло время проанализировать понятие таланта. В психологии долгое время существовали споры насчет происхождения таланта. Одни исследователи считали, что это врожденное качество, а другие говорили о его полном формировании именно в процессе развития личности.
На современном этапе развития психологии талантом принято считать результатом взаимодействия врожденных задатков и обучения, в процессе которого формируются способности к определенной сфере деятельности. Высокий уровень развития этих способностей принято считать талантом.
Очевидно, что креативность личности, являясь творческой способностью, играет одну из главных ролей в становлении таланта. Творчество и креативность неразрывно связаны между собой, ведь деятельность талантливого человека невозможна без творческого подхода.
Вы можете назвать себя креативным человеком?
Творчество и креативность настолько взаимосвязаны, что многие методики изучения креативности созданы с достаточно интересным творческим подходом.
Достоверные результаты тестирования может дать только профессиональный психолог, исследуя личность в комплексе с другими ее особенностями. Поэтому сейчас у вас есть возможность ознакомиться с частью одного знаменитого теста креативности.
Этот тест поможет вам не только лучше понять уровень собственной креативности, но и развить ее.
Методика «Эскизы»
Вам нужно взять цветные карандаши и альбомный лист. На этом листе следует нарисовать сорок кругов одинакового размера. Расположить их нужно так, чтобы оставалось место для рисунка, связанного с каждым кругом.
Задание очень простое: «Нарисуйте все, что желаете, используя круги, изображенные на листе бумаги». Время выполнения задания: 3-20 минут, в зависимости от возраста человека и уровня его общего развития.
Интерпретация результатов совершается по нескольким параметрам:
- оригинальность – оригинальным считается рисунок, который не повторяется среди всех остальных;
- гибкость – делим рисунки на категории (например, животные, лица, явления и прочее) и подсчитываем количество этих категорий;
- художественные и эстетические компоненты – по виду рисунков определяются художественные способности человека;
- выход за пределы задания – наличие нестандартных решений, которые не оговаривались в инструкции (например, объединение нескольких кругов одним рисунком).
Тест на креативность:
Приступим к саморазвитию
А сейчас пришло время узнать, как же можно самостоятельно развить креативность. Для этого ознакомьтесь с советами психолога и попробуйте провести упражнения на развитие креативности.
- Сложите для себя 10 спонтанных заданий и установите время на их выполнение. Четко придерживайтесь составленного плана. Например, утренние пробежки в разных местах города, ежедневно в 8.00 утра. Договоритесь сами с собой, что каждый день во время этих пробежек будете слушать в наушниках разную музыку.
- Определите несколько дней в месяце, когда вы будете принимать спонтанные решения. Например, каждую субботу вы весь день будете, не задумываясь, совершать все позитивные действия, которые приходят вам в голову. Между прочим, так вы не только разовьете креативность, но и подымите себе настроение и самооценку. Например, пойдите на улицу с фотоаппаратом и фотографируйте интересные события или людей. В теплое время года можете поехать в лес собирать грибы или землянику.
- Упражнение «Что, если бы». В свободное время, особенно в те моменты, когда вас сильно что-нибудь тревожит, сядьте и продолжите эту фразу. Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей и идей. Например: «Что, если бы я уехал жить в другую страну», «Что, если бы мне пришлось очутиться на необитаемом острове», «Что, если завтра случится конец света».
- В свободное время сосредоточьтесь и придумайте 10 экзотических имен. Это могут быть не только имена, но и названия вымышленных животных, городов и стран.
- Такое же упражнение можно проделать и на рисунке. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши или краски и нарисуйте несуществующее животное. Если у вас есть дети, можете выполнять это задание вместе с ними – вы будете развивать креативность, а ребенок, в зависимости от возраста, воображение, память и мышление.
- Попробуйте написать стихотворение. Если вы никогда раньше этим не занимались, то вам может показаться, что вы просто не способны выполнить такое упражнение. Но помните, что даже великим поэтам приходилось трудиться над рифмами, ведь далеко не всегда они появлялись спонтанно. Главное – начать, придумать первую рифму, а дальше вы можете сами удивиться, насколько креативным являетесь.
- Сосредоточьтесь и придумайте как можно больше способов, минимум 20, как можно использовать определенный предмет. Окиньте взглядом комнату и первый предмет, на котором остановится ваше внимание, станет участником вашего эксперимента. Это может быть все, что угодно: стол, кровать, книга, компьютер, носки и прочее. Не смейтесь, креативность личность формируется различными способами.
- Придумайте, как можно связать между собой два различных предмета, чтобы получить нечто новое и полезное. Помните, понятие креативность включает развитую способность устанавливать ассоциации. Например, если соединить музыкальный плеер и книгу, получится аудиокнига.
- Возьмите любое слово и используйте его как аббревиатуру, которую нужно расшифровать так, чтобы получилась фраза со смыслом. Это упражнение поможет вам со временем генерировать более серьезные идеи, которые начнут возникать спонтанно.
Читать далее..
Источник: http://www.manalfa.com/samorazvitie/kreativnost-intellekt-talant