Презрение — психология

Что такое Презрение? Чем чревато Презрение к себе и другим людям!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Уверен, что многие в жизни сталкивались с таким неприятным проявлением как Презрение. Несколько соответствующих вопросов получил я на почту, приведу некоторые из них: Меня презирает мой молодой человек, что делать в такой ситуации? Не редко я ощущаю в себе презрение, отвращение к другим людям, как с этим справиться? и другие.

Поставим вопрос ребром: презрение это хорошо или плохо? Это станет понятным после того, как мы сформулируем определения и причины такой эмоции, как Презрение.

Что такое Презрение?

Некоторые определения Презрения:

Презрение – негативная эмоция, на основе высокомерия, осуждения и пренебрежительного (неуважительного) отношения к другому человеку (или к себе).

Основы Презрения: 1. Гордыня и Высокомерие. 2. Эмоции Ненависти и пожелания Зла.

  • Тот, кто Презирает людей, тот не желает им Добра, даёт себе высокомерное право осуждать, судить других, заведомо ставя себя выше последних. Презрение, живущее в сердце человека – показатель отсутствия в нём простой Доброты и Уважения.
  • Так же, Презрение противоречит и является преградой Прощению и Любви, оно разрушает любые Светлые чувства в душе человека (уважение, благодарность, любовь, преданность, дружбу, другие).

Хорошие определения Презрения в Интернет:

  • Презрительность (Презрение) как качество личности – склонность заведомо уничижительно, крайне неуважительно и высокомерно относиться к окружающим.
  • Из притчи: Презрение – это, прежде всего, риск оказаться на месте презираемого.
  • Из Википедии: Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того, оно легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть…
  • Презрение – негативная эмоция, чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения, безразличия, пренебрежительного отношения к кому-л., или чему-л.

Подробнее о Презрении и Презрительности

Многие духовные светлые люди спрашивают себя: “Даже если человек поступил очень и очень плохо, будет ли Творец, или Христос презирать его за это?… Или любовь Создателя к своим несовершенным творениям – безусловна?” Если вопрос сформулирован правильно – ответ становится очевидным.

Сложно себе представить, что Бог-Творец, который есть Добро и Любовь может испытывать в своём сердце негативную эмоцию Презрения по отношению к своим несовершенным, но всё же любимым детям-людям! Вероятно, Бог испытывает любовь и милосердие, проявляя мудрость понимания, что какая-то нерадивая Душа, совершив ошибку (грех) пока не прошла свой жизненный урок. Он не перестаёт верить, любить и помогать заблудшему, чтобы тот, когда придёт время, обязательно справился с поставленными судьбой задачами достойно.

Нужно понимать, что невозможно сочетать внутри себя негативные эмоции презрения к человеку, даже если он сделал что-то ооочень плохое, и пожелание этой Душе Добра, пожелание осознать свою ошибку и исправиться. Там, где есть презрение – нет места прощению.

Хотелось бы напомнить, что Пётр три раза отрёкся от Христа, предал его, но Христос имел любовь, милосердие и мудрость, чтобы простить Петра, и Он простил. И Пётр стал одним из самых преданных учеников Христа, он научился на своих ошибках, а любовь и пример Христа бесспорно помогли ему в этом.

Так не лучше ли культивировать великодушие, истинную Доброту и милосердие в сердце, и желать заблудшему прозренья, осознания, искупления и очищения, чем наполнять своё сердце презрением и осуждением, что по сути является прямым пожеланием Зла?

Помните! Никогда, ни к чему хорошему вас не приведёт пожелание Зла другим, или себе! Особенно, если вы желаете Зла окружающим осознанно! Это всегда вернётся в вашу судьбу разрушением и несчастьем!

Кармические последствия Презрения, для того, кто презирает

  1. Тот, кто практикует Презрение к другим – обязательно попадёт в ситуацию, когда презираем будет он сам.
  2. Кто презирает других – через время будет восприниматься жалким и малодушным в глазах и сердцах других людей.

  3. Кто презирает людей – закончит потерей достоинства, уважения и доверия со стороны других людей.
  4. Кто презирает – не сможет быть полноценно счастливым и испытывать радость сердцем. Такой человек обрекает себя на страдания, даже если внешне он успешен.

  5. Кто презирает себя – никогда не сможет справиться с теми недостатками ли слабостями. за которые он себя презирает. Пока не заменит презрение – на доброе отношение к себе.
  6. Кто презирает себя – если не остановиться, рано или поздно разрушит себя и свою судьбу.

Теперь ответим на конкретные вопросы наших читателей:

Меня презирает мой молодой человек, что делать в такой ситуации?

Если презирает – значит не уважает. Во-первых – нужно выяснять конкретную причину, почему не уважает. Во-вторых – нужно понимать, что без взаимного уважения счастливых отношений не построишь. А в-третьих – стоит задать себе вопрос: нужен ли вам такой молодой человек? Ведь там, где правит Гордыня, там нет светлых чувств и доброго отношения, а значит не может быть и счастья.

Как справиться с презрением к другим?

Презрение – нехватка доброты, дорого отношения к другим и наличие гордыни (раздутого Эго). Работайте по статье – Как избавиться от Гордыни и Высокомерия.

Так же, однозначно нужно учиться принимать несовершенство людей (и своё тоже), нормально, спокойно относиться к их ошибкам.

Ведь все мы здесь на Земле учимся, все неизбежно ошибаемся, со временем осознаём свои ошибки, каемся, исправляемся и идём дальше вверх.

Как убрать презрение к самому себе?

Ответ примерно тот же: учиться и формировать доброе отношение к себе, через раскрытие ценности своей божественной Души.

Перестать осуждать себя, беря на себя роль Бога при этом, а наоборот – учиться прощать себя и спокойно, как хороший ученик, относиться к своему несовершенству, ошибкам, грехам, стремясь исправить их без негатива, но с радостью познания Истины. В любой ситуации, при любых раскладах (текущих выигрышах или проигрышах) – на себя направлять только Свет!

Презрение к себе – это гордыня нашего Эго по отношению к нашей божественной Душе! Выбирайте – вы на стороне своего эго или на стороне своей Души?

Если Вам необходима индивидуальная помощь в работе над собой – обращайтесь! Страницу Наставника – читайте здесь.

С уважением, Василий Василенко

Источник: http://www.psychology-faq.com/prezrenie-i-osuzhdenie-sebya-i-drugih-lyudej-chem-chrevato/

Распознаем эмоции

Эмоция отвращения.
Отвращение – это проявление глубокой неприязни. Вкус чего-то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже просто мысль о необходимости съесть что-то подобное, вызывает у вас отвращение.

Отвращение может вызывать запах, звук, внешний вид чего-то, прикосновение.
Отличительные признаки отвращения:
Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени – брови и нижние веки.

·         Верхняя губа приподнята
·         Нижняя губа тоже приподнимается и придвигается к верхней губе или же опущена и слегка выдвинута вперед
·         Нос сморщен
·         Щеки приподняты
·         Проявляются морщинки под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены.
·         Брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

Степень интенсивности отвращения:

В случае легкого отвращения нос морщиться слабее, а верхняя губа поднимается менее заметно.
Эмоция презрения.
Пренебрежительное отношение к собеседнику, особенно, если этот собеседник Вы сами, не всегда заметно. Обычно пренебрежение хорошенько маскируется за притворной улыбочкой, другое дело, что и притворную улыбочку мы не всегда можем идентифицировать как притворную. И очень часто ошибаемся, полагая, что произвели хорошее впечатление на человека (не зря же он нам улыбается, верно?), а этот человек в действительности не знает, как от вас отделаться и вообще считает, что все ваши слова – сплошная несуразица, и Вы – такой же «не пойми что». Поэтому, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций (никому не нравятся насмешки), необходимо повнимательнее приглядеться к этой эмоции и, соответственно к вашему собеседнику, не проявляет ли он их. Приготовьтесь к тому, что Вы узнаете много нового о себе и своих знакомых, и не всегда эти знания будут Вас радовать…
Как проявляется презрение.
Презрение проявляется в плотно сжатых, слегка приподнятых уголков рта и плотно сомкнутых губах, притом один уголок рта приподнят чуть сильнее, изображая ассиметричную улыбку.

Несимметричность выражения на лице – отличный повод внимательнее приглядеться. Дело в том, что эмоции проявляются несимметрично, если человек пытается скрыть Истинную эмоцию за Ложной. Однако, наши эмоции проявляются не зависимо от нас, т.е.

автоматически, и подавить их полностью не может никто (в том случае, если человек здоров психически и физиологически: существуют патологии, которые приводят к абсолютной неспособности больного выказывать эмоции.)  отсюда и асимметричность.

  Допустим человек пытается выглядеть вежливым или радостным, но при этом, на самом деле, испытывает сильный гнев. Истинная эмоция будет проявляться наружу всяческими способами – в гневно насупленных бровях или плотно сжатых губах.

А может возникнуть «смешанное» выражение: при этом человек улыбается, но один уголок губ «презрительно» уползает вверх – появляется так называемая насмешка.

презрение (с элементами злости, проявл.в сжатых губах)

 презрение

Гипер-презрение

                                    

Согласитесь, неприятно, когда над Вами в тайне насмехаются. Думаю, научиться хорошо распознавать эту эмоцию просто необходимо! Впрочем, как и все остальные.

Но, вернемся к отвращению!

Комбинации отвращения и…

…Презрения:

·         сморщен нос

·         ассиметрично поджаты губы

…Удивления:

                                   удивление                                                              отвращение

                                                           отвращение и удивление

недоверие, скептицизм («удивленный» лоб и испытывающий отвращение рот)

…Страха:

а) страх б) отвращение с) страх и отвращение

Итак, с отвращением все более-менее понятно. Потренируйтесь в его распознавании на Ваших близких, естественно, не предупреждая о том, что вы хотите сделать. Покажите или расскажите им что-нибудь отвратительное, и понаблюдайте за их реакцией.

Не забывайте, что истинные чувства держаться на лице очень мало, в противном случае эмоции наигранны, т.е. фальшивы. Это может означать, что Вы не совсем угадали с объектом, вызывающим отвращение.

Быть может кому-то и нравится запах стухшей варенной капусты…

Эмоция радости.

Поздравляю, Вы почти на финишной прямой! Осталось совсем чуть-чуть упорства, и Вас не сможет обмануть никто на свете!
Хотелось бы в это верить, неправда ли? Я могу сказать со стопроцентной точностью (читай 99,9%), что после прочтения этой статьи Вы не станете «читать мысли людей», посмотрев им в лицо и даже вряд ли сможете сходу начать определять ложь. Конечно, Вы получите кое-какие общие знания, но, чтобы действительно суметь применить их, необходима тренировка – частая и упорная. Все зависит только от Вас!
Радость – пожалуй, единственная позитивная эмоция. Остальные либо негативные (презрение, отвращение, злость, печаль), либо смешанные(удивление).
Не буду расписывать «что», да «как» происходит с человеком, который испытывает эту замечательную эмоцию, а перейду сразу к основному.
Как проявляется радость.
Радость проявляется с помощью нижней части лица и нижних век.
·         Уголки губ оттянуты назад и вверх
·         Рот может быть приоткрыт или закрыт.
·         Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областях, находящимся у краев рта
·         Щеки приподняты   
·         Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены, под ними появляются морщинки
·         Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам.

Радость тоже бывает различной интенсивности

От легкой улыбки до ликования.

Однако, к большому сожалению, радость бывает и поддельной:

Поддельную улыбку довольно просто разглядеть. Когда улыбка ненастоящая морщинки вокруг глаз не возникают. Часто такая улыбка – простое открывание рта или «показ зубов».

СМЕШАННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ РАДОСТИ.

 Очень часто радость комбинируется с другими эмоциями, потому что, как нам кажется, самый надежный способ скрыть отрицательную эмоцию — это показать положительную, т.е. улыбнуться!

РАДОСТЬ И УДИВЛЕНИЕ

РАДОСТЬ И ГНЕВ

( «злятся» лоб и глаза)

РАДОСТЬ И СТРАХ

а)страх б) радость с) страх(лоб,верхние веки) и радость(нижние веки, рот)

Испуганная улыбка, причем, обратите внимание, губы не просто приподнимаются вверх, как это бывает при улыбке, а оттягиваются назад, как в страхе. Глаза и брови тоже «испуганные»

Источник: https://renagordeeva.livejournal.com/2016.html

Психологическая характеристика отвращения и презрения и их влияние на поведение человека

128 просмотров

Гнев, отвращение и презрение — различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям.

Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении.

Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызывают и другие.

Гнев.

Одной из причин гнева является чувство физического или психологического препятствия — физические помехи, правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны, непосредственная реакция может в гневе и не выражаться, однако что-то действительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет.

Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания.

Читайте также:  Отчуждение - психология

Эти причины вызывают гнев у многих людей, хотя существуют другие, индивидуальные и зависящие от уровня развития причины гнева.

Индивидуальные выражения гнева могут значительно варьировать, но на лице индивида в состоянии гнева почти всегда можно видеть хотя бы некоторые из естественных компонентов его проявления: движение мышц лба внутрь и вниз, нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева, расширение ноздрей, поднятие крыльев носа, покраснение лица.

При гневе у человека напряжены мышцы и горит лицо. Человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем больше потребность в физическом действии. Гнев заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности.

В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания. Оно объясняется способностью мобилизовать энергию индивида и сделать его готовым к активной самозащите.

При развитии цивилизации необходимость этой функции гнева стала столь редкой, что большинством ученых она рассматривается как помеха, а не преимущество. Теперь, за исключением редких случаев, нападение в гневе почти всегда является нарушением юридического и этического кодексов.

В ряде случаев небольшой по интенсивности, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя), которая бывает, необходима в ряде жизненных ситуаций.

Существуют данные, свидетельствующие, что невозможность или неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психосоматическим расстройствам .

Отвращение.

Это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами или установками субъекта. .

В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не так опасно, как гнев. Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и скверного вкуса. Человек стремиться устранить объект отвращения или отстраниться от него.

Если отвращение интенсивно, оно действительно может вызвать рвотный рефлекс.

Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится устранить этот объект или изменить его таким образом, чтобы он перестал вызывать отвращение.

В процессе эволюции отвращение, вероятно, способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и воды. Возможно, что отвращение играет важную роль в поддержании личной гигиены.

Помимо этого отвращение может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. Отвращение, сопряженное с гневом может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать агрессивное поведение и нападение, а отвращение — желание физического избавление от кого-либо или чего-либо.

Отвращение, как и гнев, может быть направлено на самого индивида, понижая самооценку и вызывая самоосуждение. Совокупность гнева и отвращения в отношении себя, как правило, испытывают страдающие депрессией .

Презрение.

Это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с аналогичными категориями, присущими объекту чувства. .

Испытывающий эту эмоцию человек, как правило, приподнимает бровь, у него вытягивается лицо, приподнимается голова, как будто он смотрит сверху вниз. В тоже время субъект отстраняется, создает расстояние между собой и объектом чувств. Чувство презрения — это чувство превосходства над кем-либо, целой группой или предметом.

Презрение, как гнев и отвращение, является чувством враждебности. Человек негативно относится к тому, в отношении кого (чего) он испытывает эту эмоцию.

Источник: https://students-library.com/library/read/33031-psihologiceskaa-harakteristika-otvrasenia-i-prezrenia-i-ih-vlianie-na-povedenie-celoveka

Презрительность (Презрение)

15.07.2013 by petr8512

Презрение – это пощечина на расстоянии.

Автор афоризма: Гюго В.

          Презрительность (Презрение) как качество личности – склонность заведомо уничижительно, крайне неуважительно и высокомерно относиться к окружающим.

Жил на свете мужчина. Он славился своим спокойствием и любовью ко всему на свете. Любое дело, за которое он брался, у него получалось отлично. Все его уважали, часто приходили за советом. Однажды к нему пришёл сосед, который ему во всем завидовал. Он был величав и горд. — У меня в жизни всё есть! – сказал сосед уважаемому мужчине.

– Я живу в полном достатке. Но тебя в городе уважают больше чем меня. Как, по-твоему, на кого я похож?  Мудрый человек улыбнулся и говорит: — Ты похож на Бога. Завистливый сосед довольно улыбнулся.

Но ему хотелось сделать какую-то гадость приятелю, поэтому он выкрикнул: — Зато ты похож на кусок дерьма! Мне не понятно почему весь город к тебе таскается! Ничего не ответил на это мудрый человек, лишь слегка улыбнулся. Это ещё больше разозлило соседа.

Но он всё же спросил: — Почему ты не обижаешься на мои слова, ведь ты назвал меня Богом, а я тебя – дерьмом. — А на что здесь обижаться? – ответил мудрый человек. – Кто познал в себе Бога, тот видит его и в других людях. А тот, кто полон дерьма, видит каждого другого, как кучу дерьма.

          Презрение – это, прежде всего, риск оказаться на месте презираемого. Мы придаем избыточное значение своему миропониманию, считаем свой образ жизни единственно верным. Если другие люди делают шаг в сторону от нашего мировосприятия, мы их сначала осуждаем.

Ну а когда они вообще «отбились от рук» и шествуют в стороне от нашей столповой дороги, мы их презираем. Презрение – это осуждение в квадрате. Это пренебрежительное отношение к кому или чему-нибудь и, в конечном счете, крайне опасное для ее обладателя качество личности.

В Википедии презрение — «отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми».

        Законы мироздания «осуждают» осуждение, а к презрению они безжалостны. Презираете бедных? От сумы никто не застрахован. И вот вы уже вокзальный нищий или чердачный бомж.  Презираете уродов? Пожалуйста, вам  автокатастрофа со всеми ее «прелестями».

Презираете алкашей? Без проблем организуем вам обстоятельства, чтобы вас по имени знали во всех винных магазинах района. Презираете проституток? И вот ваша дочь или внучка вышивает на панели. Вспомним роман Синклера Льюиса «Кингсблад потомок королей». Преуспевающий главный герой считает негров низшей расой и презирает их.

И вдруг обнаруживает в своей родословной негритянского предка: «Он был во власти безмолвного ужаса, как лунатик, узнавший, что накануне вечером он во сне убил человека и что  его ищет полиция. В руке у него был надкусанный сандвич. Он  с  удивлением  посмотрел  на него.

Зачем он заказал эту гадость — кусок  лежалой  ветчины  между  двумя грязными ломтями хлеба? И закусочная премерзкая —  какая-то  насмешка  над богом и ясным майским днем. «Как я сюда попал? А впрочем, надо привыкать. Теперь это для меня самое подходящее место. Да нет, наверно, здесь  считают,  что  и  это  заведение слишком хорошо для нас — ниггеров».

    Впервые он дал название тому, чем он теперь стал, и ему было так тошно, что даже не пришла на ум более мягкая форма  «негры»,  да  и  что  значило слово по сравнению с фактом? Все в нем  возмущалось  при  мысли,  что  его можно назвать черным… Но _они_ скажут, что он черный человек, негр».

Советую почитать:  Переживательность (Переживания)

         Люди презирают не столько порок проституции, алкоголизма, бомжевания, сколько несчастье и слабость. Почему за презрение такое жесткое наказание? Почему законы Вселенной не приемлют презрение? Причина простая. Презирая человека, мы, тем самым, желаем, чтобы он исчез из нашей жизни на веки вечные.

Мы не согласны  с его существованием, не принимаем его. Наше подсознание выдает нам перлы типа: ««Голубым»  нет места на земле» или «Всех проституток надо уничтожить». Иными словами, мы проявляем недовольство жизнью. Обвиняем Бога, что он не все хорошо продумал.

Мы отказываемся воспринимать принцип, что если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Мы отрицаем мир.

         Содержать презрение в своем подсознании очень накладно. Вы притягиваете в свою жизнь презираемых людей: подонков и негодяев. Словом, всех кого вы излишне «любите». Вы их создали своими мыслями. Вот они и материализовались. Подобно Пигмалиону вы сами творите образ презираемого.

Дуальность (двойственность) нашего мира никто не отменял. Если вы придаете излишнюю значимость красоте, вы притягиваете в свою жизнь уродство. Если вы идеализируете свое умственное превосходство, богатство и здоровье, вы привлекаете в жизнь глупость, бедность и болезнь.

Никто не спорит, что лучше быть умным, богатым и здоровым, чем глупым, бедным и больным. Главное не зацикливаться на этом и не презирать людей. Презирая, мы разрушаем себя. У китайцев есть очень краткая, но ёмкая фраза: “Пусть расцветут все цветы!”.

Трудно бомжа или педофила назвать цветком, но это решать не нам.

          У каждого своя картина мира и свой путь. Желаете не встречаться по жизни с безнравственными, на ваш взгляд, людьми, измените свой образ мыслей. Запретите себе осуждение и презрение, деление мира на хорошое и плохое, черное и белое. Избегайте оценок и наклеивания ярлыков. Если вы постоянно сталкиваетесь с подонками и мошенниками, ищите причины в вас самих.

Может в вашем подсознании укоренилось убеждение о несправедливости мира. Привлекайте в свою жизнь людей, которые вам нравятся. В окружающих и близких устройте «охоту» на положительные их стороны. В каждом человеке есть плюсы и минусы, бог и дьявол, позитивное и негативное.

Психологически здоровая личность ищет в людях их лучшие качества, фокусируется на них и старается их развить.

Советую почитать:  Провинциальность Провинциал

      Представьте, что вы на «тихой охоте» — собираете грибы в лесу. Вам встречаются поганки, мухоморы. Вы на них не обращаете внимания. Вас интересуют только подберезовики и подосиновики. Вот так и по жизни. Ищите в людях «подберезовики и подосиновики».

        Вам могут легко простить обиду, но презрение не простят никогда. Презрение – это мощный удар по ядру человека – самооценке. Шрамы презрения не затягиваются. Особенно болезненно и опасно для человека презрение к самому себе. Оно разрушает его.

Происходит полный разлад между душой и разумом. Человек испытывает беспокойство, тревогу, переходящую в депрессию. «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный – невозможно», — писал А.Пушкин.

Зачастую, мы презираем других, чтобы не начать презирать себя.

           Характерно, что это порочное чувство прижилось только среди людей. Животным оно не знакомо. Льву не придет в голову осуждать, обижаться и презирать охотника. Заяц и волк не презирают друг друга. Они реализуют свое природное предназначение и не презирают образ жизни других.

  Вселенная в их понимании гармонична и справедлива. Они, конечно, не осознают этого. Человек осознает. Вместе с осознанием мира человек засорил свою душу комплексами неполноценности, чувством вины и презрения.   Для презрения характерно специфическое пантомимическое выражение.

Животное не может язвительно усмехнуться. Для демонстрации презрения волку нужно было бы выпрямиться, слегка откинуть голову и смотреть на презренного зайца как будто сверху вниз.

Чтобы заяц понял, насколько сильно его презирают, волк должен бы приподнять брови и  верхнюю губу или сжатые уголки губ.

          Презрение в отличие от гнева – самая «холодная» и самая коварная эмоция. Она не сопровождается учащением сердцебиения и частотой дыхания. Однако угнетается свобода мышления. Презрение и связанные с ним предрассудки ограничивает разум и мешает видеть мир во всей красе.

В тоже время, человек, который испытывает на себе презрение, живет с хроническим чувством стыда. Затем стыд может перерасти в низкую самооценку и чувство собственной неполноценности.  В отличие от гнева, когда человек «вскипает» и получает мощный импульс к действию, презрение порождает холодность и отчужденность.

Презрение – родная сестра хитрости и коварства. Оно не только унижает, но и обезличивает. Именно поэтому презрение часто становится мотивом к убийству и массовому истреблению людей. Вспомним презрение фашистов к  «недочеловекам» — евреям и славянским народам. В презрении к другому человеку проявляется превосходство над ним. Я более важен, чем ты.

Раздувается чувство собственной значимости, мы надменно и снисходительно общаемся с презираемым человеком.

Советую почитать:  Паршивость Паршивый

        В контексте осмеяния презрения Сергей Михалков написал басню «Пятак и рубль»:

Бумажный Рубль, лежавший в кошельке, Презрительно судил о Пятаке: «Ничтожная монета!» — он сказал. Но тут его за угол кто-то взял И разменял на двадцать пятаков — По содержанью Рубль ведь таков, Но он таким самодовольным был,

Что он про мелочь эту позабыл!

      Выводы: 1. Презрение рискованное и крайне опасное качество личности; 2. В рамках воспитательного урока вы можете оказаться в жизненных условиях презираемого человека; 3. Вы притягиваете в свою жизнь презираемых людей; 4. Презрение к себе разрушает вашу самооценку.

Источник: https://podskazki.info/prezritelnost-prezrenie/

4 зла презрения / Психология и сознание / YaUmma.Ru

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ««Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе» (Муслим) В наш «нарциссический» век презрение стало довольно распространенной чертой.

Читайте также:  Корреляционное исследование - психология

При чем психологи стали относить его не к категории чувств, а к категории личностных черт. Так, психолог Калифонийского университета Роберта Шнайдер считает, что человек обычно не ограничивается редким проявлением презрения, а делает это постоянно. Поэтому очень часто презрение это не просто единоразовый выпад, а постоянный паттерн поведения.

Но часто не замечая последствий презрения, мы просто обесцениваем его истинный вес. Итак,

1. «Токсичные» отношения

Презрение разрушает отношения. И не только. На самом деле, человек, «в психологический состав» которого входит презрение, выбирает такого партнера, которого он заведомо не будет уважать.

На начальных этапах отношений, конечно, он может вести себя вежливо и заботливо, но придет время, когда он «переключится» и перестанет скрывать свое высокомерие к другому. От таких отношений будет страдать не только партнер, но и сам «презирающий».

Потому что он лишает себя радости и тепла искренних, равноправных, питающих взаимоотношений. Некоторые психологи также утверждают, что презрение – первый признак разрушающегося брака.

2. Низкая самооценка

Несмотря на то, что в основе презрения – недооценивающий окружающих взгляд «сверху», в глубине такой человек страдает ощущением собственной малоценности, низкой самооценкой, нежеланием принимать себя. То, как человек относится к окружающим, часто отражает то, как он относится к себе.

Ошибочно считать, что высокомерный презирает только окружающих. На самом деле «внутри» он превозносится над сами собой. И эта внутренняя разобщенность лишает покоя в первую очередь его самого,  и только потом это «выливается» на других.

Поэтому тот, кто презирает других, в глубине недоволен собой, упрекает себя за недостатки и нетерпелив к самому себе.

3. Инфекционные болезни

Профессор Джон Готтман провел исследования, результаты которых стали неожиданными. Согласно этим исследованиям, презрение ослабляет иммунную систему, и те, для кого насмешки и сарказм – обыденное дело, чаще других становятся «жертвами» тех или иных инфекционных заболеваний. Есть о чем задуматься…

4.  «Порочная триада»

Психолог Роберта Шнайдер утверждает, что презрение является спутником таких психологических нарушений, как нарциссизм (чрезмерная самовлюбленность), психопатия (отсутствие сопереживания, равнодушие к чувствам, эмоциям других) и макивеаллизм (манипулирование другими). Это не удивительно, потому что презрительное отношение к другим предполагает, что их чувства не значимы, ценна только его собственная личность и что другие нужны только для того, чтобы извлечь из них пользу.

Зачастую человек, страдающий презрением, не замечает всей боли, которую он переживает из-за своего характера.

Он не осознает какой радости лишает себя, не позволяя себе принять других людей как равных, не позволяя себе доверять им вместо того, чтобы манипулировать ими, и пребывая в постоянных упреках, как в адрес других, так и самого себя.

Возможно, основы высокомерия закладываются в детстве, когда ребенок испытывает такое же отношение со стороны взрослых и не имеет другого опыта взаимоотношений с другими. Но случается и такое, что человек становится таким в силу своих достижений и успехов.

  В любом случае презрение – это зло, удары которого больнее ощущает тот, кто его испытывает. И если он не замечает этой боли, то наверняка не потому что ее нет, а потому что он  к ней привык, он с ней слился.

Помочь себе в этой можно различными способами. Один из них – изменить свое поведение. Быть внимательным к своим поступкам, мыслям и словам, а потом сознательно изменять те, в которых проявилось презрение, на те, которые выражают позицию сотрудничества, честности, равноправия.

Другими словами, прислушаться к совету Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи». Другой метод – осознать тот вред, который наносится презрением душевному и физическому здоровью, отношениям и религии,  и искренне попросить Всевышнего избавить сердце от этого порока. Поистине, за искренним намерением следуют существенные перемены.

Ася Гагиева, islam-today.ru

Источник: http://yaumma.ru/psichology/2016/09/29/4-zla-prezreniya.html

Эмоция презрение

В этой статье разговор пойдет об одной из 7-ми базовых эмоций человека — презрении.

Что такое презрение?

Эмоцию презрения рассматривают как одно из проявлений чувства враждебности. Это сложное чувство, которое каждый человек переживает время от времени, начиная с самого детства.

 «Презрение — отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми.

Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того, оно легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится существенным препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта.

» Определение эмоции из словаря.

Если происходящая ситуация или объект являются ценным для человека, возникает чувство, как положительно окрашенное, так и отрицательное. Если нет ценности, значит и нет чувства. Специфика этой эмоции такова, что возникнув ситуативно, она не исчезает после окончания ситуации, в результате, которой появилась, а переходит в стойкое чувство.

Презрение близко к отвращению, но есть свои отличия. Эту эмоцию можно испытывать только к людям или к их поступкам, но не к вкусам, запахам или прикосновениям. Человек ставит себя выше другого, сознательно дистанцируясь от него.

Триггером презрения является сравнение, удовлетворение и нарушение наших личных критериев. Однако, бывает, что поведение людей отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, и не обязательно порываете отношения с ними.

Очень похоже на презрение такое чувство как  пренебрежение, надменность, сравнение.

Существуют следующие разновидности ПРЕЗРЕНИЯ
Презрение бывает естественное и выученное.

Пример выученного презрения исторически известен: это отношение нацистов к расе евреев. Данное презрение было настолько навязанным, что привело к физической гибели людей.

Выделяют следующие виды:

  1. Презрение к себе.Человек может презирать себя за недостойное поведение.
  2. Презрение к другому.
  3. Презрение к группе людей.
  4. Презрение к целой нации.
  5. Презрение ко всему человечеству.

У каждого из нас есть свои примеры и ситуации, где доминирует это чувство.

Откуда же возникает чувство презрение?

Природа этого чувства такова, что его использовали в качестве средства подготовки человека или группы к встречи с врагом, опасным противником. Мужчины, готовясь к бою, повышали свое превосходство именно презрением. Таким образом презрение имело положительную мотивацию. Презирая врага, воины получали дополнительную уверенность для совершения действия.

Презрение явление бессознательное, оно редко проявляется на словах. В основном это внешние проявления: характерная мимика (приподнятая бровь, кривая ухмылка, однобокий прищур глаз), игнорирование объекта презрения (отворачивания лица, либо всего тела от презираемого, не поддержание с ним разговора, демонстративный отказ от рукопожатия и т.д.) либо грубое высказывание.

Чем чревато презрение?

Мы хотим, чтобы человек, к которому возникло презрение исчез из нашей жизни навсегда, мы его не принимаем в наш мир. Но мы забываем, что этот человек отражение наших эмоций и чувств, таким образом, презирая его мы разрушаем себя. Основная причина презрения – это нелюбовь, ненависть и презрение к самому себе, неумение уважать и любить самого себя.

Какие же вторичные выгоды?

  1. Презрение как чувство превосходство.Одержав победу, мы так или иначе испытываем презрение к проигравшему. У нас появляется дополнительная сила, превосходство.
  1. Возможность выйти из-под тяжести собственного неблагополучия. Поднимается собственная самооценка, возвышение на фоне униженного человека.
  2. Осознаются свои ценности и принципы. Презрение дает возможность понять, что нам важно, а что нет. Возникает гордость за свои жизненные ориентиры.

Но, несмотря на то, что вторичные выгоды такие положительные, чувство презрение негативное чувство и оно может перейти в более тяжелое состояние.

Как избавиться от презрения?

Для избавления от этого чувства должна быть очень сильная мотивация и выгода. И эти выгоды должны перевешивать те выгоды, которые получаем от презрения.

1.Необходимо четко сформулировать новые выгоды и осмыслить их.

2.Принять то, что в данной жизненной ситуации человек ведет себя именно так.

3.Понять причину поведения, посмотреть на ситуацию со стороны.

4.Уникальность. Старайтесь увидеть уникальность человека или того опыта, который он с собой несет. Необходимо стараться не сравнивать.

5.Помните о том, что все мы платим собственную цену, за поступки и образ жизни. Человек, которого вы презираете уже заплатил или еще заплатит за то, что делает. А цену определит сама жизнь.

Презрение, как массовое социальное явление, катализирует появление нетерпимости одних людей к особенностям других, что чревато возникновением конфликтов, вплоть до военных, и даже гражданских войн.

Если у вас есть вопросы или вам необходима помощь специалиста свяжитесь с нами здесь

Источник: http://svlenkova.com/emociya-prezrenie/

ПРЕЗРЕНИЕ. НЕПРИЯЗНЬ

Если мы откажемся от эгоизма, то двери для нас распахнутся, и тайное станет явным.
Парацельс — Оккультная философия

Презрение — это глубоко пренебрежительное отношение к кому или чему-нибудь, полное безразличие.

Оно имеет такие же намерения, как критика и осуждение. Презрение идёт всегда рядом с осуждением. Сначала критика и недовольство, затем осуждение, потом презрение. Крайняя форма — ненависть, потом следует безразличие. Получается такая цепочка:

критика и недовольство —> осуждение —> презрение —> ненависть —> безразличие

Если в вашем подсознании есть презрение и осуждение, то этими чувствами и эмоциями вы будете притягивать в свою жизнь непорядочных и низменных людей. Все эти люди потому и существуют в вашем мире. Вы их не просто притягиваете, вы их буквально создаете.

Нет людей плохих или хороших, возвышенных или низменных — мы сами их делаем такими.

Презрение — крайне опасная для человека эмоция. Получается, что, презирая человека, мы хотим, чтобы он ушёл из нашей жизни навсегда. Мы не принимаем его. Но ведь это наш мир. И этот человек — это отражение наших чувств и эмоций. Презирая его, мы разрушаем себя. Презирать можно за что угодно и кого угодно.

Порядочный и нравственный презирает человека, совершающего безнравственные поступки. Такой человек ставит свою порядочность и нравственность выше всего. Умный презирает глупого. И наоборот. Пуританин — проститутку. Богатый — бедного. Красивый — урода. Чистый — грязного. Здоровый — больного. И наоборот.

Не забывайте, что наше сознание дуально (двойственно). И пока будут существовать люди, зацепленные за порядочность, будут хамы и наглецы. Пока есть пуритане — будут проститутки. Пока есть богатые — будут бедные. Если вы зацеплены за красоту — вы привлекаете в свою жизнь уродство.

Помните, как написано в «Собаке на сене»: Ведь красота всегда надменна!

Да, но красива ли надменность?

Вам Вселенная что-то дала, дала потому, что это вам необходимо. Получили красоту от Бога — пользуйтесь на здоровье. Она вам нужна. Получили ум — используйте на благо себе и людям. Если вам что-то дано, а у других этого нет, то это означает, что им Бог дал другое, чего нет у вас.

Каждый живёт в своём мире. Каждый проходит свой жизненный путь. И каждый человек по-своему прекрасен.

Хотите избавиться от непорядочных и безнравственных людей — меняйте свои мысли. Прекращайте осуждать и презирать, делить мир на хорошее и плохое. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими хотим видеть. И если в вашей жизни постоянно попадаются хамы и негодяи, то причина скрыта в вас самих. Вы верите в то, что этот мир несправедлив и негармоничен. Но ведь это ваш мир и ваша жизнь.

Начните привлекать в свою жизнь именно таких людей, какие вам нравятся. Научитесь видеть в людях прежде всего самих людей, а не ваш образ этого человека, который соответствует вашим мыслям и чувствам. Деление людей на плохих и хороших будет вам только мешать. Избавиться от желания критиковать, осуждать, презирать очень просто.

Для этого нужно понять, что Вселенная очень гармонична и справедлива. И каждому воздается по заслугам, то есть по вере и мыслям его. Не стремитесь изменить Вселенную. Меняйте только свой мир. Справедливости и гармонии нет прежде всего в вашем мире. Если вы измените свой мир, то внесете свой позитивный вклад в целый организм. Люди хотят в своей жизни спокойствия, счастья, гармонии.

Это высшие, божественные чувства. Каждый человек стремится к этому, но у каждого свой путь. Мы сами создаем свой мир, свою жизнь. Как только вы начинаете критиковать и выражать недовольство — насторожитесь! Из вашей жизни уходит гармония и спокойствие.

Если вы начинаете осуждать и презирать — вы в опасности! И чем большее количество людей вы осуждаете и презираете, и чем сильнее вы это делаете, тем большая угроза нависла над вами. И часто это смертельная опасность.

НЕПРИЯЗНЬ

Никто не может выбрать в жизни все хорошее и удалиться от всего плохого.
Менандр

Читайте также:  Экзистенциальный кризис - психология

Неприязнь – это недоброжелательное, враждебное отношение к кому или чему-нибудь.

Представьте брезгливого человека. Он испытывает отвращение к нечистоплотности, везде её подозревает. Он любит чистоту. Он хочет жить в чистом мире и в прямом, и переносном смысле.

Но получается, что стремление к чистоте осуществляется через неприятие чего-либо: грязи, поведения, отношений, законов, государства, вплоть до их уничтожения.

Сильная агрессия направленная на внешний мир, отражаясь, возвращается обратно, порождая серьёзные заболевания: онкологию, кожные болезни, часто псориаз, алкоголизм, наркоманию, язву желудка.

В этом мире всё прекрасно и чисто уже изначально! В нём нет ничего грязного.

Бог всё создал чистое и святое. Если вы воспринимаете какую-то «грязь», то только потому, что грязны ваши помыслы. Вселенная, Реальность совершенна. Несовершенной является ваша модель этой Реальности. Каждый человек сам создает свой мир. Внешняя «грязь» — это отражение «грязи» внутренней.

Начните воспринимать окружающий мир как чистый мир. В этом мире живут чистые люди, потому что каждый человек — уникален. У каждого свое мировоззрение, свой мир. И у меня нет права осуждать мировоззрение других людей. Начните принимать каждого человека на этой планете таким, каков он есть на самом деле, как частицу Бога.

Если вы хотите жить в чистом и прекрасном мире, то начинайте с себя. Делайте чистым свой мир. Очищайте свои мысли, свою подсознательную программу поведения от агрессии.

Соедините внешнюю чистоту (чистое тело, одежда, постель, чистота в доме, чистота в отношениях с другими людьми) с чистотой внутренней (чистые помыслы).

Общаясь с другими людьми, используйте чистые помыслы и принимайте мировоззрение других людей.
Каждый человек живёт в своём мире. Уважайте мир другого человека.

Чувства и эмоции.

Гордость. В.Синельников.
Вирус избранности.
Чувство собственной важности.
Что такое гордыня?
Отслеживание проявлений гордыни.
Потребность в превосходстве.
Гнев — Раздражение.
Чувство обиды.
Чувство мести.
Презрение — Неприязнь.
Потребность в превосходстве.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/ljubov/chuvstva_ehmocii/prezrenie_neprijazn/23-1-0-169

Глава 8. Отвращение и презрение . Часть 2

Подобное временное устранение отвращения наблюдается у участников полового акта.

И вновь я процитирую Миллера: «Язык другого человека у вас во рту может быть признаком близости, но он может также быть вызывающим отвращение оскорблением… Секс по обоюдному влечению означает взаимное нарушение границ, защищаемых чувством отвращения… Секс — это лишь один способ нарушения таких границ, подразумевающий один тип обнаженности. Но есть и другие формы обнаженности, открытости и знаний, на которых основываются интенсивные интимные отношения — отношения в форме продолжительного, тесного и нежного взаимного контакта.

Кто–то думает о том, чтобы поделиться своими сомнениями, тревогами, заботами; чтобы рассказать о своих устремлениях; признаться в ошибках и недостатках; чтобы просто показать себя человеком, имеющим свои причуды, слабости и потребности… Мы могли бы назвать другом или близким человеком того, кому мы позволяем поплакаться нам в жилетку, чтобы затем в свою очередь поплакаться в жилетку ему, того, кто понимает, что такой обмен жалобами на трудности жизни является привилегией близких отношений, которых наше чувство собственного достоинства и наше отвращение не допустили бы при отсутствии такой привилегии… Любовь дает другому человеку привилегию смотреть на нас таким образом, который заставил бы нас испытать стыд и вызвал бы отвращение у других людей, если бы не было этого вмешательства любви».

Это замечательно тонкое наблюдение Миллера указывает на наличие у отвращения социальной функции, которая в других условиях была бы незаметна. Временное подавление отвращения создает отношения близости и служит символом личной преданности.

Такое принятие того, что другой человек мог бы счесть постыдным, вовлеченность в физическую деятельность, которая с другим человеком показалась бы отвратительной — я имею в виду не только секс, а, например, необходимость убирать рвотную массу необязательно за близким, но и за совершенно незнакомым вам человеком, — может быть не только знаком любви, но и средством ее усиления.

Другая очень важная функция отвращения состоит в том, чтобы заставлять нас дистанцироваться от отвратительного и отталкивающего. Очевидно, что никому не идет на пользу потребление испортившихся продуктов, а социальное отвращение сходным образом изолирует нас от того, что мы считаем предосудительным.

Оно, как предполагает Миллер, является моральной оценкой, в которой мы можем не идти на компромисс с вызывающими наше отвращение людьми или их действиями.

Правовед Марта Нуссбаум пишет, что «большинство обществ учит избегать некоторых групп людей на том основании, что они вызывают физическое отвращение».

К сожалению, эта эмоция может быть опасной, так как она лишает человеческих качеств людей, которых мы считаем вызывающими отвращение, и таким образом позволяет не относиться к ним как к обычным человеческим существам.

Некоторые действия признаются недопустимыми на том основании, что они оскорбляют общественную мораль (вызывают отвращение), например детская порнография или сквернословие.

Нуссбаум уверена, что законы не должны основываться на том, что кто–то находит совершенное действие отвратительным, и предлагает, чтобы мы использовали не отвращение, а оскорбление в качестве основы для правовых оценок. «[Оскорбление]… является моральным чувством, гораздо более подходящим для правовой оценки и гораздо более надежным, чем отвращение.

Оно содержит аргументацию, которая может распространяться публично, и не предполагает спорных попыток обращения с таким преступником, как ничтожество или бездельник, вне морали нашего общества. Вместо этого оно прочно включает его в моральное сообщество и оценивает его действия на основе общественной морали».

Отмечая, что эмоциональное состояние человека в момент совершения преступления может рассматриваться как смягчающий вину фактор, Нуссбаум также утверждает, что отвращение не является той эмоцией, которая должна приниматься во внимание.

«Одно убийство не является более тяжким преступлением, чем другое, только потому, что оно вызывает большее отвращение… Разумной реакцией на отвращение, — заявляет она, — является выход из ситуации, исключающий убийство человека, вызывающего у вас отвращение — например, пристающего к вам гомосексуалиста. [Только лишь]… чувство, вызванное в вас кем–то другим, никогда не является достаточным основанием для осуществления насильственных действий в отношении этого человека».

Те, кто оправдывают худшие формы понижения статуса других людей, часто рассматривают своих жертв как животных (причем не самых привлекательных); иногда о жертвах говорят как о неодушевленных, оскорбляющих наши чувства предметах, называя их отбросами или накипью.

Я боюсь, что возмущение или оскорбление могут также оправдывать кровопролитие или даже пытки, но они не должны возводить барьер между нами и теми, кто вызывает у нас отвращение. (Нуссбаум, разумеется, концентрирует внимание на использовании эмоций для оправдания законов, а не для оправдания действий, противоправных или нет.

) Одним из препятствий, способных сдержать замышляемое насилие, являются внешний вид и крики страдающих жертв, а также их кровь. Но этот фактор срабатывает не всегда, возможно, потому, что вид чужих страданий вызывает отвращение.

Даже если мы не начинаем думать о ком–то как об источнике нашего отвращения, вид крови и изуродованного в результате пытки или травмы тела скорее может вызвать еще более сильное отвращение, а не сочувствие.

В начале моих исследования выражений эмоций в разных культурах я обнаружил, что фильмы об испытывающих страдание людях — фильмы о выполнении туземцами обряда обрезания или хирургической операции на глазах — вызывали выражение отвращения у большинства студентов, обследованных мной в Америке и Японии. Я отредактировал другие учебные медицинские фильмы — в одном показывалось удаление конечности, сопровождавшееся большой потерей крови, а в другом показывался человек с третьей степенью ожогов, у которого обожженная кожа струпьями сходила с тела. И вновь большинство зрителей сообщали об испытываемом отвращении и показывали свое отвращение на лице. Фильмы могли заменять друг друга, так как они вызывали одинаковую эмоцию и относились к числу наиболее распространенных «киностимулов», используемых при исследовании эмоций.

Однако имелась сравнительно небольшая группа студентов (около 20%), которая проявляла очень разнообразные реакции на показываемые в фильмах страдания других людей. Вместо того чтобы проявлять отвращение, они выражали печаль и боль так, как если бы отождествляли себя с теми, кто подвергался операциям.

По–видимому, природа создала нас таким образом, что мы испытываем отвращение при виде внутренних органов других людей, особенно залитых кровью. Такая реакция отвращения временно приостанавливается, когда мы видим истекающего кровью не постороннего, а близкого нам человека.

В таком случае мы стараемся ослабить страдание, а не отворачиваться от него.

Каждый может представить себе, как отвращение при виде проявлений физического страдания, болезни может принести выгоду с точки зрения предотвращения распространения инфекции, но этот результат достигается ценой снижения нашей способности к сочувствию и состраданию, которая может быть очень полезной для формирования общности людей.

Ни сочувствие (эмпатия), ни сострадание не являются эмоцией; они представляют собой лишь наши реакции на эмоции других людей. При эмпатии мы сознаем, что чувствует другой человек.

При эмпатии мы действительно чувствуем то, что чувствует другой человек; при сострадающей эмпатии мы хотим помочь другому человеку справиться с ситуацией и с его эмоциями.

Мы должны иметь когнитивную эмпатию, чтобы проявлять две другие формы эмпатии, но нам не требуется иметь эмоциональную эмпатию, чтобы проявлять сострадающую эмпатию.

Презрение родственно отвращению, но все же отлично от него. Я не смог найти ни одной фотографии в прессе, иллюстрирующей эту эмоцию; подобно отвращению, оно также редко показывается на газетных и журнальных снимках. Пример лица, выражающего презрение, можно увидеть на снимке З в конце этой главы.

Много лет тому назад я определил отличие презрения от отвращения следующим образом:

Презрение можно испытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновениям. Наступив на собачьи экскременты, вы можете испытать отвращение, но не презрение; идея употребления в пищу сырых телячьих мозгов также может вызвать отвращение, но никак не презрение.

Однако вы можете с презрением относиться к людям, поедающим такие неаппетитные продукты, так как в презрении имеется элемент снисходительности по отношению к тем, кто это презрение вызывает. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное).

Их поведение отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно порываете отношения с ними.

К сожалению, что касается презрения, то здесь не нашлось второго Пола Розина и ни один из ученых не сконцентрировал все свои усилия на изучении этой эмоции.

Миллер сделал интересное замечание о том, что хотя мы чувствуем превосходство над другим человеком, когда испытываем презрение к нему, тем не менее подчиненные также могут испытывать презрение к своим начальникам.

Задумайтесь о «презрении подростков ко взрослым, женщин к мужчинам, слуг к хозяевам, работников к боссам… черных к белым, необразованных к образованным.

Презрение, идущее снизу вверх… позволяет занимающим более низкое положение заявлять о своем превосходстве по какому–то параметру. Люди, находящиеся на более низких ступенях, знают, что они занимают невысокое положение в глазах других, знают, что они в какой–то мере презираемы этими другими людьми…»

Чтобы лучше понять значение презрения, давайте рассмотрим следующий набор интересных результатов исследования супружеских отношений, проведенного Готтманом и его коллегами. Жены, мужья которых демонстрировали презрение:

• чувствовали себя переполненными эмоциями;

• считали, что их проблемы невозможно разрешить;

• полагали, что их супружеские проблемы были очень серьезными;

• часто болели в течение следующих четырех лет.

Тот факт, что выражения отвращения, презрения или гнева, появлявшиеся у мужей этих женщин, не вызывали подобных результатов, подчеркивает важность выделения презрения в качестве самостоятельной эмоции (что еще не осознается всеми, кто изучает эмоции).

Презрение, подобно всем уже рассмотренным нами эмоциям, может меняться по силе или интенсивности, как и отвращение. Я подозреваю, что верхняя граница интенсивности отвращения находится выше, чем верхняя граница интенсивности презрения, т. е. максимальная интенсивность презрения слабее максимальной интенсивности отвращения.

Отвращение, безусловно, является негативной эмоцией, оно не ощущается позитивно, даже несмотря на то, что, как отмечалось ранее, мы бываем очарованы тем, что вызывает отвращение, намного сильнее, чем этого можно было бы ожидать.

Разумеется, когда отвращение оказывается сильным, то ощущения, безусловно, оказываются неприятными и даже могут вызывать тошноту. Но я менее уверен в том, что презрение также является негативной эмоцией; я знаю, что ощущение презрения к другим доставляет большинству людей удовольствие.

Позднее мы можем сами удивляться тому, что чувствовали себя таким образом, но ощущения, переживаемые нами во время этой эмоции, в большей степени приятны, чем неприятны. Это не значит, что такая эмоция оказывает благоприятный эффект на других людей, и результаты Готтмана подтверждают такой вывод.

Но наши ощущения в те моменты, когда мы испытываем презрение, не являются изначально неприятными. Трудно определить функцию презрения иначе как функцию подачи сигнала об испытываемом чувстве превосходства, об отсутствии необходимости к чему–то приспосабливаться или чем–то заниматься. Оно сообщает о силе или статусе.

Те, кто не уверены в своем статусе, могут с большей вероятностью проявлять презрение для утверждения своего превосходства над другими.

Источник: https://psibook.com/library/3719/45.html

Ссылка на основную публикацию