Развитие эмоциональной сферы и типы личности — психология

Развитие эмоциональной сферы и типы личности

Чем больше я работаю с людьми, тем более убеждаюсь, что единых рецептов нет. Развитие эмоциональной сферы — задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности.

Каждый тип личности имеет свои задачи, и разговор о развитии эмоциональной сферы должен быть предельно конкретным. Рекомендации, справедливые и жизненно необходимые для одного типа личности, могут оказаться неадекватными и просто вредными для другого типа.

Мы — разные. Давайте это учитывать.

Закрытый человек

Именно потому, что мы знаем, что такое «душевная открытость», мы знаем и то, что среди нас есть Закрытые люди. Смотри Закрытый человек

Истероид

Истероиду важно любым путем привлечь к себе внимание. Именно поэтому там, где у других радость, у нее восторг, где другой огорчится, у нее будет Ужас! (Истероиды — чаще женщины). Для них характерна излишне яркая выразительность, Большой Театр эмоций: картинные позы, театральные жесты, сильные фразы… См.→

Шизоид

Шизоид не прячется от эмоций, он ими просто обделен. Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причем, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, — все то, что так близко поэтам и женщинам, — все это не его мир.

С детства — отгороженность от людей, какая-то холодность и недетская сдержанность.

Малоподвижное, как будто замороженное лицо, эмоции бедные и бледные… Его задача — обогащение эмоциональной палитры, причем ему предельно важно овладеть эмоциональным инструментарием: развить мимику лица, выучить основные выразительные движения (восхищение, недовольство, кокетство…) и просто чаще общаться, как бы ни было ему это затруднительно.

Эпилептоид

Эпилептоид — раздражителен, педантичен, скуп на эмоции и похвалы. Он не боится близости, он ее забирает в свои аккуратные лапы и нещадно эксплуатирует, где главная задача — чтобы ничего не досталось другим. Учить его смелости в эмоциях так же уместно, как тренировать питекантропа ударам дубинкой.

Однако открытие, что он не только эпилептоид, что он умеет доверять и заботиться, сделает его эмоции другими, более светлыми и дарящими. Ему важно научиться расслабляться, поэтому аутотренинг ему понравится, а знание конкретных техник поведения в конфликтных ситуациях будут им выучены наизусть и педантично выполнены.

Если ему обосновать необходимость улыбки и дать тексты нужных настроек, он со временем даже научится от души улыбаться и отпускать свои недовольные брови…

Человек настроения

Человек настроения — это легкое включение в любые эмоциональные состояния, перепады настроения, шараханье от восторга к отчаянию. Но это не истероид — ему мало важно быть в центре внимания, это не демонстрации для других, это просто очень легкая отзывчивость на все, легкая заражаемость эмоциями и внутреняя эмоциональная нестабильность.

Он поставил себе цели, сказал: «Мне это надо!», но через минуту — отвлекся… Человеку настроения трудно быть таким, каким сейчас надо быть в компании, он не может себя «настроить» на приличное ситуации настроение, как это делают все воспитанные люди.

Ему сложно сдавать экзамены, потому что даже при хорошей подготовке на него может напасть страх, и тогда он беспомощен.

Развивать ему богатство переживаний? Нет, с глубиной и богатством чувств у него обычно все в порядке. Его задача другая — эмоциональная стабильность, а эта наука складывается из многих вещей.

Аутогенная тренировка, мягкий контроль своего тела (хотя бы держать спину), мыслей («Проблем у нас нет, у нас есть задачи!», окружения (окружать себя разумными людьми), знание того, что такое дисциплина.

Переживатель

Переживатель легко входит в негативные переживания и с трудом из них выходит. Здесь окажется и астеник, тревожно-мнительный, и тревожно-ответственный тип личности. Переживатель легко расстраивается по пустякам, в полном шоке от тревожных новостей и в настоящем кошмаре от более-менее серьезных неприятностей.

Это человек, который как будто ищет повод расстроиться, тревожиться, попереживать, причем обычно он в это вовлекает и окружающих: «Ты слышала? Это совершенный ужас!». Это не истерик — ему не важно быть в центре внимания, ему важнее, чтобы были расстроены все. Это не человек настроения — переключить на позитив его малореально.

Его любимое состояние — ощущение себя Жертвой…

Развивать ему богатство эмоций? — Его эмоций хватает и ему, и окружающим. Его задача — смена палитры эмоций, эмоциональная устойчивость в позитивных эмоциях, переход от негативных эмоций к позитивным, а для этого — немножко смена жизненной философии.

Когда свое постоянное беспокойство Переживатель научится заменять на внимательную и деятельную заботливость, мы получим возможность встретить очень яркую личность и душевного человека.

Параноик

Параноик — целеустремленный и уверенный в себе человек, знающий, что ему надо. Там, где другие охают, он спокоен, когда у окружающих восторги, он налаживает очередной перспективный контакт. У людей надежды — у него план. Они собираются — он уже в пути.

Параноик — человек с сильным внутренним стержнем, обычно эмоционально устойчив, стабилен и мелочами его на задеть. Но перед серьезными ударами жизни уязвим и он, торпеды — его пробивают.

Крушение его планов, потеря самых близких людей — и железный человек может на недели и месяцы опуститься в депрессию.

Его задача — повышение жизненной мудрости, включающее и умение проигрывать, и детское умение радоваться самым простым вещам, взрослое видение исторической перспективы, и принятие жизненной неизбежности: «Проходит все…», владение техникой душевной страховки. и на этой основе укрепление эмоциональной неуязвимости.

Живой человек

Живой человек бодр и энергичен, активен в отношениях, открыт в общении. Его эмоции адекватны — он весел, когда все хорошо, и огорчен, когда не все в порядке. Бывает расстроен, когда что-то не получается, но исполнен искреннего энтузиазма, когда дело пошло.

Своих чувств не скрывает, но они редко кого-то злят, скорее он чаще понимает окружающих и оказывается людям поддержкой. Ему несложно создать у себя нужное настроение, вызвать нужные состояния, он достаточно эмоционально стабилен, его эмоции живые и искренние.

Какие его задачи в развитии эмоциональной сферы? Это определяет он сам. Чаще всего его выборами оказывается:

  • дальнейшее обогащение эмоциональной палитры и развитие эмоциональной выразительности. Он знает, что эмоции радуют, поддерживают и воодушевляют окружающих, и это важный ресурс в деловых и межличностных отношениях.
  • эмоциональная неуязвимость. Ему не страшна душевная боль, но у него есть ответственность за дело и окружающих, и тогда депрессии малопозволительны.
  • управление эмоциями: повышение их проактивности, гибкости и эффективности. Его эмоции должны быть адресны и целесообразны, быть в меньшей степени реакцией на происходящее, а в большей степени тем, что создает происходящее, задает музыку и тон общения, взаимоотношений, ставит нужные акценты, дает силы творить дальше.
Читайте также:  Речевые штампы - психология

Источник: https://knigarazuma.ru/article/razvitie_emocionalnoy_sfery_i_tipy_lichnosti

Психология эмоциональной сферы личности

Переживания как способ управления окружающими. Скорость изменения функциональных состояний. Особенности формирования и развития эмпатии. Основные моменты развития чувств и эмоций в школьном возрасте. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.

Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции — постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Цель работы: изучение психологических особенностей эмоциональной сферы личности.

Задачи:

Проанализировать литературные источники эмоциональной сферы.

Исследовать методики для изучения эмоциональной сферы и провести исследование, с помощью методик.

Анализ эмоциональной сферы личности детей школьного возраста.

Проблема исследования — выявить и оценить психологические особенности эмоциональной сферы личности и дать им общую характеристику.

Объект исследования:

Эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: психология эмоциональной сферы детей школьного возраста.

Методологическая база: работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Л. С. Выготского, Б. И. Додонова и других.

Метод тестирование.

Для решения поставленных задач использованы методики: «Определение эмоциональности» — Суворовой В. В., Шкала депрессии Э. Бека.

База исследования: 20 подростков (15 юношей и 5 девушек), учащихся 9 класса, школа №48, город Белгород.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности

1.1 Психология эмоциональной сферы личности

Эмоции — важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.

Развитие эмоциональной сферы — задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности. Каждый тип личности имеет свои задачи, и разговор о развитии эмоциональной сферы должен быть предельно конкретным.

Рекомендации, справедливые и жизненно необходимые для одного типа личности, могут оказаться неадекватными и просто вредными для другого типа. Люди разные — это надо учитывать.

Эмоции — это (полный или не полный) пакет из:

выразительных движений (наблюдается зрительно, иногда с помощью специалиста),

быстрых движений от одного функционального состояния к другому (или между ними) — (фиксируется, например, полиграфом),

переживания этих движений (констатируется самим человеком).

Выразительные движения выполняют одну с главных функций эмоций — коммуникативную функцию.

Именно своими эмоциями маленький ребенок сообщает родителям, что он хочет и что родителям теперь надо.

Большинство женщин совершенно целенаправленно пускают в ход свои эмоции, когда им нужно запрячь мужчин на реализацию их замечательных замыслов.

Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом. Наблюдая эмоциональные движения, вы можете разгадать даже то, что другой человек хочет от вас скрыть.

Смена функционального состояния. Любое дело требует своей настройки. Чтобы ударить, нужен адреналин. Чтобы спрятаться, нужно съежиться и замереть. Чтобы заметить мелкое движение, нужна концентрация внимания. Чтобы подарить заботу, нужно иметь расположенность души и теплоту рук.

Переживание — длящееся эмоциональное состояние, прокручивание одного и того же события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло.

Переживание часто является синонимом чувства, и это правомерно в той мере, в какой чувство сопровождается кинестетикой, неспокойным телом.

Чаще (видимо, в силу традиционного негативизма) под переживанием имеют в виду нечто негативное. «Ах, я так переживала!» — имеется в виду переживала неприятность.

При этом вполне правомерно говорить и о положительных переживаниях: под «пиковым переживанием» подразумевается безусловно положительное и одно из высших личностных переживаний. Культура переживания — знание что когда и как лучшим образом переживать. А что когда и как не надо.

И не просто знание, а еще умение и привычка это делать. Культура переживания, это в частности культура душевной боли. Современная культура душевную боль культивирует.

Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека. Пустые переживания не имеют цели и смысла, попереживание не имеет основания. Чаще переживания имеют смысл (внутреннюю выгоду) как способ привлечения внимания и психологическая защита.

Намеренные переживания.

Нередко переживания запускаются намеренно. Типичные причины (или цели) — личностная беспомощность, привлечение внимания, борьба за власть и месть.

Женщина жалуется на свои страхи, что вот муж увлечется молоденькими. Реально она знает, что ей и их отношениям с мужем это не грозит — но пожаловаться приятно, это веселее, чем молчать, и она оказывается в центре внимания.

Как правило, намеренные переживания сопровождаются спектаклем неспокойного, трепещущего яркого и выразительного тела, чтобы максимально привлекать внимание окружающих или организовать максимальное эмоциональное давление.

Переживания как способ управления окружающими.

Переживания — традиционный способ управления людьми, находящихся с вами в личных отношениях, и чтобы влияние оказалось более сильным и надежным, наши переживания должны быть:

яркими: чтобы привлекали внимание, чтобы их не могли не заметить,

Читайте также:  Любищев, александр александрович - психология

внутренне стабильными, неотменяемыми — до тех пор, пока не прекратится неустраивающее нас поведение.

Внутренние переживания — именно тот маховик, который дает внешние переживакния и яркими, и внутренне стабильными. Люди нередко раскручивают внутренее переживание, чтобы влияние было сильнее и чтобы за ними была внутренняя правда: «Я не просто изображаю, мне правда плохо!»

Непроизвольные переживания.

Непроизвольные переживания также сопровождаются телесным театром, поскольку прокручивание одной и той же картинки на фоне возбужденного тела раскручивает, раскачивает тело еще больше. Однако при непроизвольном переживаниях телесный театр более внутренний — переживания больше задействуют вегетативную систему, а не внешнюю выразительность.

Как правило, переживание сопровождается напряжением тела. Если тело спокойно, о переживании не говорится. Переживание — это кинестетика, это всегда про тело.

Переживание и мышление.

У людей, не привыкших думать, переживания заменяют мышление. Сильные переживания выключают мышления, человек спускается на предыдущие стадии интеллектуального развития.

В процессе развития эффективного мышления сменяются следующие стадии:

переживание

негативное мышление

позитивное мышление

рабочее мышление.

Есть люди, по характеру склонные переживать, и люди, склонные действовать. Это зависит от типа личности. Типология шире — люди, склонные:

переживать,

действовать,

переживать и действовать,

не переживать и не действовать [Бодалев 2001, 104].

Эмоции и чувства

Чувство обиды — это чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера.

Эмоции и чувства — очень близкие понятия, часто используются как синонимы. «Чувство гнева» или «эмоция гнева» — это про одно и то же. И так и так сказать правильно [Изард 2004, 125].

Скорость изменения функциональных состояний.

И эмоции, и чувства — это привлекшие наше внимание функциональные состояния.

Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии — он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то…

Разница между эмоциями и чувствами — в скорости и длительности процессов. Если лицо меняет выражение быс…

Источник: http://www.TNU.in.ua/study/refs/d14/file76398.html

Страх и его место в структуре эмоциональной сферы личности

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические основы психологии эмоций………………………….5

1.1. Что такое эмоции…………………………………………………………….5

1.2. Отражательная сущность и основные функции эмоций и чувств………..7

1.3. Классификация эмоций………………………………………………….…10

Глава 2. Страх и его место в структуре эмоциональной сферы личности…13

2.1.Страх и его определение……………………………………………………13

2.2. Понятие «страх» и «тревога»……………………………………………..15

2.3. Проявление страха…………………………………………………………18

2.4. Последствия страха для человека…………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………36

Библиографический список ……………………..……………………………..39

Введение

Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они влияют на использование информационного и энергетического потенциала человека, являются важной направляющей и побудительной силой, регулятором и стимулятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функцию.

Они возвеличивают человека, делают его героем, творцом прекрасных произведений литературы и искусства, научных открытий или приводят к нравственному падению личности; активизируют наш труд, помогают общению с другими людьми и установлению благоприятных отношений или делают нашу жизнь тягостной, безрадостной, ведут к разрыву отношений даже с близкими людьми.

Важность эмоций и чувств в жизнедеятельности человека остро ставит проблему управления ими, а это предполагает знание не только их природы, но и закономерностей.

Влияние переживаемых человеком эмоций на восприятие им явлений внешней среды давно привлекло внимание психологов и психиатров.

Техническая революция наряду с облегчением физических условий труда и жизни человека предъявляет повышенные требования к его психическим функциям.

С ускорением темпов производственных процессов и усложнением техники всё больше и больше увеличивается число людей, занятых трудом, требующим переработки непрерывного потока весьма значимой информации за очень короткие промежутки времени. Это хорошо видно на примере водителей транспорта.

Возрастающие скорости самолётов, электровозов и других машин, безусловно, ведут к усложнению управления ими. Увеличивается число приборов и датчиков, за которыми человек должен следить и принимать нужные решения в зависимости от их показаний.

При современных больших скоростях восприятие и переработка потока информации осуществляются в условиях дефицита времени, что в определённых случаях может вызвать у человека нервно-психическое напряжение, сопровождающееся отрицательной эмоцией. Сказанное относится, конечно, не только к водителям транспорта, но и к операторам, работающим у пультов управления энергосистем, автоматических заводских линий, ЭВМ, авиационным и железнодорожным диспетчерам и т.д.

Эмоциональная жизнь человека проявляется бесконечным разнообразием чувств, настроений, переживаний, влечений, эффективных действий.

Сильные эмоции – реакции генерализованные. В одних случаях эмоции экстренно изменяют общее состояние и уровень жизнедеятельности организма, обеспечивая готовность к борьбе. В других случаях положительные возбуждающие эмоции длительно, но менее резко стимулируют активность организма, а эмоции удовлетворения снижают её, способствуя восстановлению сил.

Актуальность исследования:

Проблемы возникновения, распространения и развития отрицательных эмоций, в частности, страхов у человека волновали общество со времен своего возникновения. Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества.

Способность испытывать страх, боязнь заложены в человеке от природы. Биологически «бесстрашный человек» был бы уже иным существом, так как страх подобно физической боли служит сигналом опасности.

Его возникновение оповещает о потенциальных и реальных угрозах благосостоянию и даже самому существованию людей, групп или обществ. Страх может вызывать активную реакцию, побуждая людей действовать в направлении, которое кажется им необходимым для предупреждения грозящих бедствий.

Во многих случаях страх играет мобилизующую роль, стимулируя людей совершать поступки, которые позволяют избежать негативного развития событий.

Типы и интенсивность страхов изменяются в ходе исторического развития общества, в зависимости от культуры, а также на протяжении жизненного цикла человека, разные возрастные группы отличаются преобладанием того или иного вида страха.

Страх достаточно дорого стоит его носителям, он негативно воздействует на психику людей, истощая их силы, гложет изнутри, не дает возможности радоваться жизнью. В силу этого изучение страхов является актуальным вплоть до сегодняшнего дня. От того, насколько человечеству удастся преодолеть страхи отдельных индивидов и общества, зависит вопрос укрепления его психического здоровья.

Читайте также:  Паранойя - психология

Целью настоящей курсовой работы являются исследование одной из разновидностей отрицательных эмоций – социального страха.

Задачи: проанализировать научную литературу по теме, раскрыть проявление, классификацию, положительное и отрицательное значение страха и его последствия.

Методы исследования:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Глава 1.Теоретические основы психологии эмоций

Что такое эмоции

Эмоции стимулируют познавательную, интеллектуальную и творческую деятельность человека.

Эмоции человека связаны с социальными и психологическими факторами, уровнем интеллектуального и культурного развития.

Эмоции здорового человека возникают под влиянием разнообразных стимулов, начиная от раздражителей, вызывающих инстинктивные реакции, и кончая эстетическими воздействиями.

Они проявляются в виде волнений, потрясений, изменений настроения, переживаний, сопровождающихся вегетативными и висцеро-соматическими изменениями.

Вегетативные проявления эмоций отражают процессы, обеспечивающие мобилизацию организма, возрастание его активности или её снижение.

Под эмоциями мы понимаем относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и т. п. (в переводе на русский язык слово «эмоция» означает душевное волнение, душевное движение). В то же время чувства отличаются, как правило, большей интенсивностью и устойчивостью.

Они тесно связаны с предметами их вызвавшими. Так, чувство любви имеет разное содержание в зависимости от того, на кого (или на что) оно направлено. Любовь к Родине, ребёнку, человеку противоположного пола – это одинаковые по названию, но разные по содержанию переживания.

А эмоции – это ситуативные образования, которые вызываются определёнными ситуациями.

Человеческие эмоции и чувства «очеловечены» социальными условиями жизнедеятельности и в этой жизнедеятельности выполняют ряд функций, они – полифункциональны. Среди этих функций исходной, базисной является сигнальная функция.

Вместе с познавательными процессами эмоции и чувства дают информацию о значимости тех или иных объектов для удовлетворения потребностей, о ходе их удовлетворения (неудовлетворения); дают знания о том, что хорошо, а что плохо в поведении людей и о многом другом.

Как определяются эмоции? Эмоция – это не простой феномен. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующие это явление:

а) переживаемое или осознаваемое ощущение;

б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице.

Как возникают эмоции? Большинство людей знает, какого рода условия и ситуации интересует их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины.

Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь в туалете, гнев – будучи грубо оскорблённым и вину – уклоняясь от ответственности за близких.

В целом люди знают, что именно привело к появлению тех или иных эмоций. Однако учёные не приходят к соглашению относительно того, как именно возникает эмоция.

Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.

Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному.

Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование висцерально — эндокринной, кровеносной и дыхательной систем.

Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическому и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.

Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Эмоции и чувства имеют огромное жизненное значение, они способны захватывать человека и руководить его действиями и поступками, мыслями и воображением. В зависимости от их характера человек может проявлять исключительные физические и умственные способности или, наоборот, пойти на совершение тяжких преступлений (насилие, убийство и др.).

1.2 Отражательная сущность и основные функции эмоций и чувств.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, имеют отражательный характер, т. е. отражают внешний и внутренний мир человека. Но это – особая форма отражения. Как известно, познавательные процессы отражают мир в форме образов, понятий и других знаний. А эмоции и чувства отражают этот же мир, но уже в форме субъективных отношений человека.

Объекты эмоционального отражения многообразны: предметы и явления мира, люди, обстоятельства жизни, деятельности, общение и многое другое, связанное с удовлетворением потребностей человека, а также внутренний мир человека, в частности состояние его организма. Так, болезнь того или иного органа отражается в мозгу человека в форме страдания и страха, а выздоровление – в форме радости.

Эмоции и чувства отражают настоящее, прошлое и даже предвосхищаемое будущее.

Кто не испытывал эмоции, вспоминая сердечные дела своей юности, или счастливые и несчастливые события личной жизни? Предвидя лучшие времена нашей жизни и деятельности, мы переживаем радость, восторг.

Получив сведения о том, что предстоит пережить неприятности (обсуждение на собрании, объявление выговора и т.п.), мы начинаем страдать. Иногда заранее мы волнуемся сильнее, чем когда неприятность осуществляется.

Человек как существо социальное эмоционально реагирует не только на личные удачи и невзгоды, но и на успехи и неуспехи, благополучие близких людей (семья), знакомых и друзей, товарищей по работе, коллектива.

Он переживает общественные события, как в своей стране, так и в мире в целом.

Эти переживания связаны, например, с социально-экономическими и политическими переменами, которые требуют смены старых установок, ценностей и традиций, что осуществляется весьма «болезненно».

Исследования психофизиологии эмоций (П.В.Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию.

Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Источник: http://refleader.ru/qasbewbewjge.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию