Рефлекс — психология

рефлекс — это… Что такое рефлекс?

  • РЕФЛЕКС — РЕФЛЕКС, быстрая непроизвольная реакция организма на определенный РАЗДРАЖИТЕЛЬ например, коленный рефлекс, который происходит при постукивании по согнутому колену. Рефлекс управляется рефлекторной дугой, находящейся в ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ …   Научно-технический энциклопедический словарь
  • РЕФЛЕКС — независимая от нашей воли и бессознательная передача возбуждения от нервов чувствительных к нервам двигательным или управляющим выделениями; рефлекторные движения и выделения. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • рефлекс — а, м. reflexe< reflexus обратное движение. 1. иск. Изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от соседних освещенных предметов. БАС 1. Кроме того, он должен наблюдать за… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • рефлекс — дермографизм, отсвет, реакция Словарь русских синонимов. рефлекс сущ., кол во синонимов: 7 • аксон рефлекс (1) • …   Словарь синонимов
  • Рефлекс —  Рефлекс  ♦ Réflexe    Неосознанное движение, возникающее в ответ на внешнее раздражение. Например, от удара по голове человек зажмуривает глаза, а обжегшись, отдергивает руку. Условными называют рефлексы, искусственно связывающие два вида… …   Философский словарь Спонвиля
  • РЕФЛЕКС — РЕФЛЕКС, рефлекса, муж. (лат. reflexus отражение). 1. Нервная реакция живого организма на внешнее раздражение (физиол.). Условный рефлекс. || Бессознательное, машинальное движение, вызванное внешним раздражением. 2. перен. Отражение, следствие,… …   Толковый словарь Ушакова
  • Рефлекс —         (от лат. reflexus обращённый, повёрнутый назад, отражённый), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов …   Художественная энциклопедия
  • Рефлекс — (от лат. reflexus обращенный, отраженный) ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор , проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно… …   Психологический словарь
  • РЕФЛЕКС — РЕФЛЕКС, а, муж. Непроизвольная реакция организма на внешние или внутренние раздражители. Рефлексы головного мозга. Условный р. (приобретённый в результате неоднократного воздействия раздражителей). Безусловный р. (врождённый). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова
  • РЕФЛЕКС — (от лат. reflexus отраженный) англ. reflex; нем. Reflex. Ответная реакция организма на те или иные воздействия (стимулы), осуществляющаяся через нервную систему. Различают безусловные (врожденные) и условные Р. (приобретенные в течение… …   Энциклопедия социологии

Источник: https://psychology.academic.ru/2141/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81

Понятие о рефлексе

Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных организмов является рефлекс.

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды.

Осуществляемая в рефлексе передача нервного возбуждения от рецепторов через центральные отделы нервной системы к эффекторным механизмам совершается по так называемой рефлекторной дуге.

В состав рефлекторной дуги спинномозговых (безусловных) рефлексов входят нейроны: 1) афферентный — передающий возбуждение с периферии к центру, и 2) эфферентный — передающий возбуждение дальше, от центра к периферии (к мышцам и железам)(рис.).

Условные рефлексы головного мозга осуществляются с помощью более сложной рефлекторной дуги, в которой, помимо афферентного и эфферентного путей, имеется еще третий нейрон — центральный, выполняющий сочетательную функцию.

Следует различать механистическое понимание природы рефлекса, идущее от Декарта, и понятие рефлекса в его диалектико-материалистической сущности, разработанное И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Декарт рассматривал рефлекс как всегда бессознательное, автоматическое действие организма, вызываемое в нем внешним раздражителем, а сам организм — как автомат, своеобразную рефлекторную машину. Это механистическое понимание рефлекса надолго удержалось в физиологии.

Еще в недавнее время выдающийся английский физиолог Ч. С. Шеррингтон (1859—1952) рассматривал рефлекс как машинообразную реакцию, осуществляемую на основе постоянной связи между раздражением и ответом на него.

Этому соответствовала и механистическая концепция «жесткой» рефлекторной дуги, якобы состоящей из нервных процессов, протекающих для каждого рефлекса всегда по одним и тем же строго фиксированным неизменным путям, где одни нейроны обязательно связываются со строго определенными другими нейронами, что и приводит к однообразной автоматической двигательной реакции.

Такое механистическое понимание природы рефлекса препятствовало материалистическому анализу сложных (в том числе и со включением психики) форм поведения не только человека, но и животных и вынуждало Шеррингтона при анализе этих форм становиться на позиции дуализма, допускать наличие нематериальных факторов, якобы регулирующих сложные формы поведения животных. «Воробей, взлетающий на дороге при приближении автомобиля,— говорит Шеррингтон,— предвосхищает время», чего не может сделать рефлекторный воробей. Птица, ищущая себе гнездо, имеет прошлое и «будущее», включенное в го, что она делает в настоящий момент». Иными словами, поведение воробья и птицы в этих сложных формах определяется не материальными физиологическими процессами, а некоторыми, в корне
отличными от них, духовными факторами.

В противоположность Декарту и его последователям, И. М. Сеченов впервые выдвинул понятие рефлекса как сложной целесообразной нервной деятельности животного, лежащей в основе не только безусловных инстинктов, но всех, даже самых сложных форм поведения, в том числе и сознательной деятельности человека.

Экспериментальные исследования И. П.

Павлова и его школы убедительно показали полную научную несостоятельность декартовского учения о рефлексе и вытекающего из него механистического понятия рефлекторной дуги, как состоящей из строго фиксированных нервных процессов.

Этими исследованиями вскрыты сложные закономерности и многообразие рефлексов, участие в их осуществлении не каких-либо отдельных точно фиксированных нейронов, а в целом всего высшего отдела нервной системы животного.

В связи с этим утратило прежний механистический характер и понятие рефлекторной дуги. Это понятие по-прежнему сохраняет основополагающее значение для объяснения сущности рефлекса, как сложного нервного процесса, вызываемого внешним раздражением и заканчивающегося целесообразной реакцией организма.

Однако сама эта реакция понимается И. П.

Павловым не как механическое переключение вызванного внешним раздражением нервного возбуждения на строго соответствующую ему определенную двигательную или секреторную реакцию, а как реакция, в значительной степени обусловленная прошлым опытом животного и образовавшимся в результате этого опыта усложнением нервной деятельности.

В связи с этим по-новому, диалектически понимается структура и характер основных звеньев рефлекторной дуги: ее афферентный отдел не механически рецепирует внешнее раздражение, а избирательно, в соответствии с потребностями организма и накопленной в его нервной системе информацией: необыкновенно усложняется центральный отдел рефлекторной дуги, включая в себя не один строго фиксированный, а многие сочетательные нейроны и в связи с этим вовлекая в рефлекторный процесс каждый раз в связи с меняющейся ситуацией различные отделы головного мозга животного; наконец, ее эффекторный отдел понимается не как однозначный, трафаретный, точно и навсегда определенный характером и силой раздражителя, а как осуществляющий целесообразную реакцию, меняющиеся средства которой всякий раз обусловливаются сложной работой центральных отделов мозга. Например, даже такой относительно простой рефлекс, как защитная реакция организма в ответ на болевое раздражение выполняется по-разному, с привлечением к этому различных мышечных групп в зависимости от того, в каком положении находится обороняющееся животное (стоит, лежит, сидит и т. п.).

Источник: http://psyznaiyka.net/view-fizio.html?id=ponyatie-o-reflekse

открытая библиотека учебной информации

Как мы только что видели, таксисы представляют собой реакции организма в целом на определœенные раздражения, исходящие от среды. Эти примитивные формы поведения исчезают по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Их место занимают более локализо­ванные и более точные реакции — рефлексы; это уже механизмы, связанные с развитием нервной системы.

За одноклеточными организмами в процессе эволюции следуют многоклеточные, у которых разные группы клеток выполняют разные функции. Хорошим примером служит медуза, тело которой состоит из студенистой массы в форме зонта. Медуз можно встретить, плавая в море (рис. 1.6).

У них еще нет мозга, но уже имеется примитивная нервная система, состоящая из нервных клеток, связанных между собой наподобие рыболовной сети. В случае если прикоснуться к поверхности медузы в каком-то месте, то раздражение быстро распространяется по всœей сети, и в результате сокращения мускулатуры животное удаляется от раздра­жителя.

К примеру, когда краб пытается ухватить медузу своими клеш­нями, нервная сеть реагирует на это раздражение и животное уплывает в сторону от источника опасности.

Рис. 1.6. Медуза в воде имеет вид зон­тика со свисающими по краям щупаль­цами. Выброшенная на песок, она вы­глядит как студенистая масса.

Такая цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, принято называть рефлексом.

По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно всœе больше локализуются в определœенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (отдергивание руки или ноги при воздействии, причиняющем боль, мигание, расширение зрачков в темноте, слюно­отделœение, чихание и т.п.).

Как мы увидим позже при обсуждении проблемы научения, не­которые ситуации могут вызывать «перепрограммирование» врожденных рефлексов, заставляя индивидуумов реагировать на привычный стимул по-новому. В таких случаях говорят о выработке условных рефлексов.

В случае если, к примеру, направить в лицо новорожденному младенцу струю холодного воздуха, то он заморгает. Ему не нужно учиться этой реакции: она врожденная и автоматическая.

Но, если перед тем, как подуть в лицо младенцу, мы позвоним в колокольчик, и, если это повторится несколько раз, он начнет моргать при одном лишь звуке колокольчика — у него выработался условный рефлекс.

Читайте также

  • — Инструментальные условные рефлексы

    Классические условные рефлексы АССОЦИАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ Классические условные рефлексы относят к ассоциативным формам научения. Они характеризуются совпадением во времени (ассоциацией) воспринимаемого индифферентного раздражителя с деятельностью самого… [читать подробенее]

  • — Безусловные рефлексы – ответная реакция организма на раздражение сенсорных рецепторов, осуществляемая с помощью нервной системы.

    И. П. Павлов выделил безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма, основными из которых являются пищевые, оборонительные, ориентировочные и детские безусловные рефлексы. Эти рефлексы составляют большие группы разнообразных врожденных реакций. И. П…. [читать подробенее]

  • — Условные и безусловные рефлексы
    Читайте также:  Развлекающаяся личность - психология

    Рефлексы — это закономерная реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, которая осуществляется при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. По биологическому значению рефлексы делятся на пищевые (акт глотания, жевания,… [читать подробенее]

  • — Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.

    Новорожденность Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в со­вершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством… [читать подробенее]

  • — Рефлексы спинного мозга

    Функции спинного мозга 1. Проводниковая.Проводящие пути спинного мозга связы­вают периферические участки тела с головным мозгом. 2. Рефлекторная.Спинной мозг способен осуществлять про­стые рефлексы, такие, как сокращение мышцы в ответ на ее растяжение или… [читать подробенее]

  • — Врожденные рефлексы.

    Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся… [читать подробенее]

  • — Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность.

    Нервно-психическое развитие. К моменту рождения ребенка ЦНС и ПНС не достигает полного развития. Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцированно от… [читать подробенее]

  • — РЕФЛЕКСЫ

    Рефлексы делятся на безусловные и условные. К безусловным рефлексам относятся: 1.Рефлексы, направленные на сохранение вида. Они — самые биологически-значимые, преобладают над другими рефлексами, являются доминирующими в конкурентной ситуации, а именно: половой рефлекс,… [читать подробенее]

  • — Дифференцировочные условные рефлексы

    J I пищи с рецепторами полости рта, и эта реакция может стать услов-—15'- норефлекторной. В отличие от этого при выработке инструмен­тального УР пищевое подкрепление изначально никак не связано ни с протягиванием лапы, ни с побежкой в лабиринте. Однако мы мо­жем давать… [читать подробенее]

  • — Вегетативные рефлексы

    Парасимпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система состоит из двух отделов: головного (продолговатый и средний мозг) и крестцового, а ее ганглии расположены или около иннервируемого органа, или непосредственно в нем. Парасимпатическая нервная… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/853330_refleksy

    Рефлекс

    бессознательная и автоматическая реакция нервной системы на внешний возбудитель (сокращение мускулов, секреция и т.д.). Различают: спонтанные, естественные, безусловные, или врожденные, рефлексы — т.е. рефлексы, присущие организму от рождения, как результат строения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием».

    Пионером изучения условного рефлекса был Павлов, открывший, что естественные рефлексы слюновыделения, вызванные контактом пищи со слизистой оболочкой ротовой полости собаки, может вызывать и просто один вид пищи. Он добавил к этому виду еще и звуковой.сигнал, и вот уже вскоре одного сигнала было достаточно, чтобы вызвать у собаки слюновы-деление.

    Таков принцип дрессировки животного, принцип его обучения и привычек. Применение учения об условных рефлексах к человеку может помочь ему в совершенстве научиться управлять своими, как правило, непроизвольными, рефлексами (роды без боли, автоматическая реакция на сигналы во время космических полетов). Рефлекторная реакция противоположна продуманной деятельности. См.

    Деятельность, Склонность.

    Источник: Философский словарь

    РЕФЛЕКСЫ (от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный) — реакции организма на раздражения рецепторов. Возникшее возбуждение передается в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.

    ) нервам передается к различным органам (мышцам, железам и др.). В 1863 И.М. Сеченов высказал мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть Р. Это положение было развито И.П. Павловым в его учении о высшей нервной деятельности. Врожденные Р.

    он назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни — условными.         Структурную основу всех Р. составляет рефлекторная дуга.

    Она состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, чувствительных или афферентных волокон, по которым сигналы поступают в центральную нервную систему; из вставочных нейронов, обрабатывающих полученную информацию; из афферентных нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию.

    Представление о рефлекторной дуге ввел в науку Р. Декарт. Но если он рассматривал Р. только как простейшие движения, то И.М. Сеченов распространил идеи рефлекторной теории и на психическую деятельность человека, а И. П. Павлов доказал, что рефлекторная деятельность лежит в основе всех форм обучения человека.

            Биологическое значение Р. состоит в поддержании функционирования целостности живого организма и постоянства его внутренней среды, а также в обеспечении эффективного взаимодействия организма с внешней средой (адаптивное поведение). В нормальных условиях Р.

    осуществляются не изолированно, а объединяются в сложные рефлекторные акты.         В начале 20 в. существенное влияние в России имела рефлексология — естественнонаучное направление в психологии, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Считая вслед за Сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, ее представители изучали Р., протекающие с участием головного мозга.         О.Е. Баксанский

    Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    от лат. reflexus – обращение назад; в переносном значении – отражение) – общий принцип регуляции поведения живых систем; двигат. (или секреторный) акт, имеющий приспособит. значение, детерминированный воздействием сигналов на рецепторы и опосредствованный нервными центрами. Понятие Р. было введено Декартом и служило задаче детерминистически объяснить, в рамках механистич.

    картины мира, поведение организмов на основе общих законов физич. взаимодействия макротел. Декарт отклонил душу как объяснит. принцип двигат. активности животного и описал эту активность как результат строго закономерного ответа «машины-тела» на внешние воздействия. Основываясь на механистически понимаемом принципе Р., Декарт пытался объяснить и нек-рые психич.

    функции, в частности обучаемость и эмоции. Вся последующая нервно-мышечная физиология находилась под определяющим воздействием учения о Р. Нек-рые последователи этого учения (Дилли, Сваммердам) еще в 17 в. высказывали догадку о рефлекторном характере всего поведения человека. Эту линию завершил в 18 в. Ламетри. Гл. противником детерминистич. взгляда на Р. выступил витализм (Шталь и др.

    ), утверждавший, что ни одна органич. функция не осуществляется автоматически, но все управляется и контролируется чувствующей душой. В 18 в. Витт открыл, что отд. сегмент спинного мозга достаточен для осуществления непроизвольной мышечной реакции, но ее детерминантой он считал особый «чувствительный принцип».

    Проблеме зависимости движения от ощущения, использованной Виттом для доказательства первичности чувствования по отношению к работе мышцы, материалистич. истолкование дал Гартли, указавший, что ощущение действительно предшествует движению, но само оно обусловлено изменением состояния движущейся материи. Открытие специфич.

    признаков нервно-мышечной активности побудило натуралистов ввести понятие о «силах», присущих организму и отличающих его от др. природных тел («мышечная и нервная сила» Галлера, «нервная сила» Унцера и Прохаски), причем трактовка силы являлась материалистической. Существ. вклад в дальнейшее развитие учения о Р. внес Прохаска, предложивший биологич. объяснение Р.

    как целесообразного акта, регулируемого чувством самосохранения, под влияниям к-рого организм оценивает внешние раздражения. Развитие анатомии нервной системы привело к открытию механизма простейшей рефлекторной дуги (закон Белла – Мажанди). Возникает схема локализации рефлекторных путей, на основе к-рой в 30-х гг. 19 в. созревает классич. учение о Р.

    как принципе работы спинномозговых центров, в отличие от высших отделов головного мозга. Его обосновали Маршалл Холл и И. Мюллер. Это чисто физиологич. учение исчерпывающе объясняло определ. категорию нервных актов воздействием внешнего раздражителя на специфич. анатомич. структуру. Но представление о Р. как механич. «слепом» движении, предопределенном анатомич.

    строением организма и не зависящем от того, что происходит во внешней среде, вынуждало прибегнуть к представлению о силе, выбирающей из набора рефлекторных дуг нужные в данных обстоятельствах и синтезирующей их в целостный акт соответственно объекту или ситуации действия. Эта концепция была подвергнута резкой эксперимент.-теоретич. критике с материалистич.

    позиций Пфлюгером (1853), доказавшим, что низшие позвоночные, лишенные головного мозга, не являются чисто рефлекторными автоматами, а с изменением условий варьируют свое поведение, что наряду с рефлекторной функцией имеется сенсорная. Слабой стороной позиции Пфлюгера было противопоставление Р. сенсорной функции, превращение последней в конечное объяснит. понятие. На новый путь теорию Р.

    вывел Сеченов. Прежнюю сугубо морфологич. схему Р. он преобразовал в нейродинамическую, выдвинув на передний план соединение центр. процессов в естеств. группы. Регулятором движения было признано чувствование различной степени организации и интеграции – от простейшего ощущения до расчлененного чувственного, а затем и умств. образа, воспроизводящего предметные характеристики среды.

    Соответственно афферентная фаза взаимодействия организма со средой мыслилась не как механич. контакт, а как приобретение информации, детерминирующей последующий ход процесса. Функция центров трактовалась в широком плане биологич. адаптации. Двигат. активность выступила как фактор, оказывающий обратное влияние на построение поведения – внешнего и внутреннего (принцип обратной связи).

    В дальнейшем крупный вклад в развитие физиологич. представлений о механизме Р. внес Шеррингтон, изучивший интегративное и адаптивное своеобразие нервных актов. Однако в понимании психич. функций мозга он придерживался дуалистич. взглядов. И. П. Павлов, продолжая линию Сеченова, экспериментально установил различие между безусловным и условным Р.

    и открыл законы и механизмы рефлекторной работы головного мозга, образующей физиологич. базис психич. деятельности. Последующее изучение сложных приспособит. актов дополнило общую схему Р. рядом новых представлений о механизме саморегуляции (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и др.). Лит.: Сеченов И. М., Физиология нервной системы, СПБ, 1866; Бессмертный Б. С.

    , Сто лет доктрины Белл-Мажанди, в кн.: Архив биол. наук, т. 49, вып. 1, ?., 1938; Конради Г. П., К истории развития учения о Р., там же, т. 59, вып. 3, М., 1940; Анохин П. К., От Декарта до Павлова, М., 1945; Павлов И. П., Избр. труды, М., 1951; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Грей Уолтер У., Живой мозг, пер. с англ., М., 1966; Eckhard С.

    , Geschichte der Entwicklung der Lehre von den Reflexerscheinungen, «Beitr?ge zur Anatomie und Physiologie», 1881, Bd 9; Fulton J. F., Muscular contraction and the reflex control of movement, L., 1926; Feаring F., Reflex action. A study in the history of physiological psychology, L., 1930; Bastholm E., The history of muscle physiology, Copenhagen, 1950. M. Ярошевский. Ленинград.

    Читайте также:  Морализаторство - психология

    Современное состояние учения о Р. Успехи физиологии нервной системы и тесный контакт общей нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности с биофизикой и кибернетикой чрезвычайно расширили и углубили представление о Р. на физико-химическом, нейронном и системном уровнях. Физико-химич. уровень. Элект-ронный микроскоп показал тонкий механизм химич.

    передачи возбуждения от нейрона к нейрону путем опорожнения пузырьков медиатора в синаптич. щели (Э. де Робертис, 1959). Вместе с тем природа волны возбуждения в нерве определяется, как и 100 лет тому назад Л. Германом (1868), в виде физич. тока действия, кратковрем. электрич. импульса (Б. Катц, 1961). Но наряду с электрическими учитываются метаболич. компоненты возбуждения, напр.

    «натриевый насос», генерирующий электрич. ток (А. Ходжкин и А. Хаксли, 1952). Нейронный уровень. Еще Ч. Шеррингтон (1947) связывал нек-рые св-ва простых спинномозговых Р., напр. реципрокность возбуждения и торможения, с гипотетич. схемами соединения нейронов. И. С. Бериташвили (1956) на основании цитоархитектонич.

    данных высказал ряд предположений о различных формах организации нейронов коры мозга, в частности о воспроизведении образов внешнего мира системой звездчатых клеток зрит. анализатора низших животных. Общую теорию нейронной организации рефлекторных центров предложили У. Мак-Каллок и В. Пите (1943), использовавшие аппарат математич.

    логики для моделирования функций нервных цепей в жестко-детерминиров. сетях формальных нейронов. Однако мн. св-ва высшей нервной деятельности не укладываются в теорию фиксированных нервных сетей. Исходя из результатов электрофизиологич. и морфологич. изучения взаимосвязи нейронов в высших отделах мозга, развивается гипотеза вероятностно-статистической их организации.

    По этой гипотезе закономерность протекания рефлекторной реакции обеспечивается не однозначностью пути сигналов по фиксированным межнейронным связям, а вероятностным распределением их потоков по множеств. путям и статистич. способом достижения конечного результата. Случайность во взаимодействии нейронов предполагали Д. Хебб (1949), А. Фессар (1962) и др. исследователи, а У.

    Грей Уолтер (1962) показал статистич. характер условных Р. Часто нервные сети с фиксированными связями называют детерминистскими, противопоставляя их сетям со случайными связями как индетерминистским. Однако стохастичность не означает индетерминизма, а, наоборот, обеспечивает высшую, наиболее гибкую форму детерминизма, по-видимому, лежащую в основе св-ва исключит. пластичности Р.

    Системный уровень. Система даже простого безусловного Р., напр. зрачкового, состоит из ряда саморегулирующихся подсистем с линейными и нелинейными операторами (М. Клайнс, 1963). Оценка соответствия действующих раздражителей и «нервной модели стимула» (Е. Н. Соколов, 1959) оказалась важным фактором биологически целесообразной организации Р.

    С учетом механизмов саморегуляции путем обратных связей, о наличии к-рых писал еще Сеченов (1863), структуру Р. в совр. кибернетич. аспекте стали представлять не в виде открытой рефлекторной дуги, а по типу замкнутого рефлекторного кольца (Н. А. Бернштейн, 1963). В последнее время развернулись дискуссии о содержании понятий сигнальности, подкрепления и временных связей условного Р. Так, П.

    К. Анохин (1963) рассматривает сигнальность как проявление работы механизма «прогнозирования» событий внешнего мира, а подкрепление – как формирование циклич. структур контроля результатов действия. Э. А. Асратян (1963) подчеркивает качеств. отличия связей условного Р. от кратковрем. реакций типа проторения и доминанты. Лит.: Бериташвили И. С., Морфологич. и физиологич.

    основания временных связей в коре больших полушарий, «Тр. Ин-та физиологии им. И. С. Бериташвили», 1956, т. 10; Мак-Каллок У. С. и Питтс В., Логич. исчисление идей, относящихся к нервной активности, [пер. с англ.], в сб.: Автоматы, М., 1956; Соколов Е. Н., Нервная модель стимула, «Докл. АПН РСФСР», 1959, No 4; Катц Б., Природа нервного импульса, в сб.: Совр. проблемы биофизики, т. 2, М.

    , 1961; Хартлайн X., Рецепторные механизмы и интеграция сенсорной информации в сетчатке глаза, там же; Уолтер Г. У., Статистич. подход к теории условных Р., в кн.: Электроэнцефалографич. исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Фессар ?., Анализ замыкания временных связей на уровне нейронов, там же; Смирнов Г. Д., Нейроны и функцион. организация нервного центра, в сб.

    : Гагрские беседы, т. 4, Тб., 1963; Филос. вопр. физиологии высшей нервной деятельности и психологии, М., 1963 (см. ст. П. К. Анохина, Э. А. Асратяна и Н. А. Бернштейна); Коган А. Б., Вероятностно-статистич. принцип нейронной организации функциональных систем мозга, «ДАН СССР», 1964, т. 154, No 5; Sherrington Ch. S., The integrative action of the nervous system, [Camb.], 1947; Hodgkin A. L., Huxley A. F., A quantitative description of membrane current and its application to conduction and excitation in nerve, «J. physiol.», 1952, v. 117, No 4; Hebb D. O., The organisation of behavior, N. Y.–L., [1955]; Robertis Ed. de, Submicroscopic morphology of the synapse, «Intern. Rev. Cytol.», 1959, v. 8, p. 61–96. А. Коган. Ростов н/Д.

    Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

    Источник: http://terme.ru/termin/refleks.html

    Павлов И. П. — рефлекс цели

    Автор Evgeniy в 05/12/2012. Опубликовано Интересно

    Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г.

    Много лет тому назад я и мои сотрудники по лаборатории начали заниматься физиологическим, т. е. строго объективным анализом высшей нервной деятельности собаки.

    При этом одной из задач являлось установление и систематизирование тех самых простых и основных деятельностей нервной системы, с которыми животное родится и к которым потом в течение индивидуальной жизни посредством особенных процессов прикрепляются и наслаиваются более сложные деятельности.

    Прирожденные основные нервные деятельности представляют собой постоянные закономерные реакции организма на определенные внешние или внутренние раздражения. Реакции эти называются рефлексами и инстинктами.

    Большинство физиологов, не видя существенной разницы между тем, что называется рефлексом и что — инстинктом, предпочитают общее название «рефлекса», так как в нем отчетливее идея детерминизма, бесспорнее связь раздражителя с эффектом, причины со следствием. Я также предпочтительно буду употреблять слово «рефлекс», предоставляя другим, по желанию, подменять его словом «инстинкт».

    Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова.

    Обрабатывая вопрос о животных особо, для предстоящего лабораторного исследования, в настоящее время я позволю себе предложить вашему благосклонному вниманию сопоставление фактов из человеческой жизни, относящихся, как мне кажется, до рефлекса цели.

    Человеческая жизнь состоит в преследовании всевозможных целей: высоких, низких, важных, пустых и т. д., причем применяются все степени человеческой энергии.

    При этом обращает на себя внимание то, что не существует никакого постоянного соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели: сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия, и наоборот.

    Подобное же часто наблюдается и в отдельном человеке, который, например, работает с одинаковым жаром как для великой, так и для пустой цели. Это наводит на мысль, что надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и что сущность дела заключается в самом стремлении, а цель — дело второстепенное.

    Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть — стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми.

    Как известно, коллекционерство существует и у животных. Затем, коллекционерство является особенно частым в детском возрасте, в котором основные нервные деятельности проявляются, конечно, наиболее отчетливо, еще не прикрытые индивидуальной работой и шаблонами жизни.

    Беря коллекционерство во всем его объеме, нельзя не быть пораженным фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые решительно не представляют никакой ценности ни с какой другой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения.

    А рядом с ничтожностью цели всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели.

    Коллекционер может сделаться посмешищем, преступником, может подавить свои основные потребности, все ради его собираний.

    Разве мы не читаем часто в газетах о скупцах — коллекционерах денег, о том, что они среди денег умирают одинокими, в грязи, холоде и голоде, ненавидимые и презираемые их окружающими и даже близкими? Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, первичное, неодолимое влечение, инстинкт, или рефлекс.

    И всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его так же непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде влечет к новому куску пищи.

    Как возник этот рефлекс, в каких отношениях он стоит к другим рефлексам?

    Вопрос трудный, как и вообще вопрос о происхождении. Я позволю себе высказать относительно этого несколько соображений, имеющих, как мне кажется, значительный вес.

    Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно, охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот общий инстинкт, или рефлекс жизни состоит из массы отдельных рефлексов. Большую часть этих рефлексов представляют собой положительно-двигательные рефлексы, т. е.

    в направлении к условиям, благоприятным для жизни, рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма, захватывающие, хватательные рефлексы. Я остановлюсь на двух из них как самых обыденных и вместе сильнейших, сопровождающих человеческую жизнь, как и всякого животного, с первого ее дня до последнего.

    Это пищевой и ориентировочный (исследовательский) рефлексы.

    Каждый день мы стремимся к известному веществу, необходимому нам как материал для совершения нашего жизненного, химического процесса, вводим его в себя, временно успокаиваемся, останавливаемся, чтобы через несколько часов или завтра снова стремиться захватить новую порцию этого материала — пищи.

    Вместе с этим ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя.

    Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить, или захватить, всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств.

    До чего сильно и непосредственно наше стремление прикоснуться к интересующему нас предмету, явствует хотя бы из тех барьеров, просьб и запрещений, к которым приходится прибегать, охраняя выставляемые на внимание даже культурной публики предметы.

    В результате ежедневной и безустанной работы этих хватательных рефлексов и многих других подобных должен был образоваться и закрепиться наследственностью, так сказать, общий, обобщенный хватательный рефлекс в отношении всякого предмета, раз остановившего на себе положительное внимание человека, — предмета, ставшего временным раздражителем человека. Это обобщение могло произойти различным образом. Легко представляются два механизма. Иррадиирование, распространение раздражения с того или другого хватательного рефлекса в случае большого их напряжения. Не только дети, но даже и взрослые, в случае сильного аппетита, т. е. при сильном напряжении пищевого рефлекса, раз не имеется еды, нередко берут в рот и жуют несъедобные предметы, а ребенок, в первое время жизни, даже все его раздражающее, тащит в рот. Затем, во многих случаях, в силу совпадения во времени, должно было иметь место ассоциирование всяческих предметов с различными хватательными рефлексами.

    Что рефлекс цели и его типическая форма — коллекционерство — находится в каком-то соотношении с главным хватательным рефлексом — пищевым, можно видеть в общности существенных черт того и другого. Как в том, так и в другом случае важнейшую часть, сопровождающуюся резкими симптомами, представляет стремление к объекту.

    С захватыванием его начинает быстро развиваться успокоение и равнодушие. Другая существенная черта — периодичность рефлекса. Всякий знает по собственному опыту, до какой степени нервная система наклонна усвоять известную последовательность, ритм и темп деятельности. Как трудно сойти с привычного темпа и ритма в разговоре, ходьбе и т. д.

    Читайте также:  Внутренний родитель - психология

    И в лаборатории при изучении сложных нервных явлений животных можно наделать много и грубых ошибок, если не считаться самым тщательным образом с этой наклонностью.

    Поэтому особенную силу рефлекса цели в форме коллекционерства можно было бы видеть именно в этом совпадении обязательной при коллекционерстве периодичности с периодичностью пищевого рефлекса.

    Как после каждой еды, спустя известный период, непременно возобновится стремление к новой порции ее, так и после приобретения известной вещи, например почтовой марки, непременно захочется приобрести следующую.

    Что периодичность в рефлексе цели составляет важный пункт, обнаруживается и в том, что большие беспрерывные задачи и цели, умственные, как и физические, все люди обыкновенно дробят на части, уроки, т. е.

    создают ту же периодичность, — и это очень способствует сохранению энергии, облегчает окончательное достижение цели.

    Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой.

    Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели.

    Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди), добродетели (высокие люди) и т. д.

    Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна.

    Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы.

    Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное, и только гораздо реже продолжительное, задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели.

    Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, но, как и все в организме, колеблется и изменяется, смотря по условиям, то в сторону усиления и развития, то в сторону ослабления и почти совершенного искоренения. И здесь опять бросается в глаза аналогия с пищевым рефлексом.

    Правильным пищевым режимом — соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи — обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай.

    У ребенка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи пищевой рефлекс ранее надлежащего срока. Ребенок тянется к еде, просит еду и даже с плачем.

    И если мать, сентиментальная, но неблагоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребенок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления, собьет свой аппетит, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и свое пищеварение, и свое питание. В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадет аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс. Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение. Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? — он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: «Пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели — и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения». Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. Как это далеко от нас, у которых «обстоятельства» все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют! До какой степени у нас отсутствуют практические сведения относительно такого важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели! А эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области — воспитания.

    Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушен обратным механизмом. Вернемся опять к аналогии с пищевым рефлексом. Как известно, аппетит силен и невыносим только в первые дни голодания, а затем он очень слабнет.

    Точно так же и в результате продолжительного недоедания наступает заморенность организма, падение его силы, а с ней падение основных нормальных влечений его, как это мы знаем относительно систематических постников. При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни.

    И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти. Если не ошибаюсь, в Китае даже существует возможность нанимать за себя на смертную казнь.

    Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, — навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это — дрянный нанос, это проклятое наследие крепостного права.

    Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в счет чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни.

    Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни. И мечтается мне дальше. Испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательным уходом, специальной гигиеной.

    То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели.

    Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы.

    Источник: http://aboutyourself.ru/mustsee/pavlov-i-p-refleks-celi.html

    Рефлекс

    Рефлекс представляет собой реакцию организма на раздражение рецепторов посредством рефлекторной дуги. Данная стереотипная реакция проходит при участии нервной системы. Рефлексы характерны для всех многоклеточных живых организмов, которые обладают нервной системой.

    Предположение о наличии рефлексов было впервые высказано ученым-физиологом Сеченовым И.М. До этого специалисты не решались заявить о возможности физиологического анализа процессов психического характера, которые до этого решали психологи.

    После Сеченова активным изучением рефлексов занялся Павлов И.П., который изучал высшую нервную деятельность и разработал методику выработки условных рефлексов.

    В своих трудах он разделил все рефлексы на условные, которые осуществляются нервными связями, создающимися в процессе жизнедеятельности, и безусловные, которые основаны на наследственных нервных путях. Огромный вклад в изучение рефлексов внес Ч. С.

    Шеррингтон, получивший Нобелевскую премию по медицине и физике. Он открыл взаимное облегчение и ингибирование рефлексов, координацию.

    Нейронная дуга представляет собой путь, который образуют пути прохождения нервных импульсов и нейроны при рефлекторном акте. Она является цепочкой, состоящей из стимула, рецептора, нейрона центральной нервной системы, эффектора и непосредственно конечной реакции.

    Современная классификация рефлексов представляет собой следующий вид:

    • По типу образования: базовые и условные, которые по сути отражают разделение рефлексов Павловым на условные и безусловные;
    • По видам рецепторов: проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов), интероцептивные (с репепторов внутренних органов) и экстероцептивные (обонятельные, слуховые, зрительные, кожные).
    • По эффекторам: двигательные, или соматические (статокинетические, локомоторные, экстензорные, флексорные) и вегетативные внутренних органов (секреторные, выделительные, сердечнососудистые, пищеварительные).
    • По биологической значимости: ориентировочные, половые, пищеварительные, защитные.
    • По степени сложности рефлекторных дуг рефлексы разделяют на моносинаптические (импульс проходит через одну передачу) и полисинаптические (передача импульсов обеспечивается цепочкой нейронов).
    • По влиянию на деятельность аффектора: тормозные, которые подавляют или ослабевают его деятельность, и возбудительные, которые усиливают или вызывают деятельность.

    Базовые рефлексы представляют собой рефлексы наследственно переедаемые, они свойственны для всего вида. Данные рефлексы выполняют функцию приспосбления организма к обружающей среде, то есть функцию гомеостаза, а также защитную.

    Они являются неизменной реакцией организма на внутренние и внешние сигналы, независимо от протекания и условия возникновения реакций. Безусловные рефлексы приспосабливают организм к различным условиям окружающей среды. Их основными типами являются: половые, ориентировочные, защитные и пищевые.

    Примером данного вида рефлекса может служить отдергивание руки от горячей поверхности. Практически каждый орган и часть тела принимает участие в рефлекторных реакциях.

    Дуги данного вида рефлексов уже сформированы к рождению ребенка, они остаются сохранными в течение всей жизни, но могут подвергаться изменениям из-за какой-либо болезни. Многие безусловные рефлексы начинают проявляться только в определенном возрасте.

    Моносинаптический рефлекс считается простейшим рефлексом для позвоночного организма. Но чистых моносинаптических рефлексов не бывает. Даже являющийся примером моносинаптического – коленный рефлекс, является по сути полисинаптическим из-за того, что нейрон связан многосторонними связями.

    Условные рефлексы – это рефлексы, которые возникают в результате индивидуального накопления и развития новых навыков. От условий внешней среды и зависит  создание новых временных связей нейронов. Изучением данных рефлексов активно занимался И.П.Павлов. Собаке давалось понюхать мясо, в результате чего проявлялся безусловный рефлекс – вырабатывался желудочный сок.

    Одновременно с мясом собака слышала звон звоночка, и ее нервная система стала ассоциировать данный звук с пищей. В результате желудочный сок начинал выделяться даже тогда, когда звенел один звоночек, а запах мяса отсутствовал. Таким образом, Павлов показал, что стимул может быть началом новой реакции, если некоторое время он был предъявлен с безусловным стимулом.

    Однако это самый простой пример. В условиях постоянного изменения мира в коре мозга складывается множество условнорефлекторных связей. Данная система получила название «динамический стереотип». В основе многих навыков и привычек лежит именно он.

    К примеру, научившись кататься на велосипеде или коньках, человек уже перестает думать о том, как надо двигаться, чтобы избежать падения.

    Патологические рефлексы – это необычные рефлекторные реакции для здорового человека. Таких рефлексов существует огромное множество, они могут относится к любым частям тела.

    Существует  мнение, что любая психическая зависимость связана с выработкой условного рефлекса. Зависимость от наркотиков, к примеру, связана с  тем, что определенные вещества, которые вызывают приятное для человека состояние, формируют условный рефлекс, который сохраняется на протяжении практически всей жизни.

    Источник: http://medside.ru/refleks

    Ссылка на основную публикацию