Ребенок — психология

Детская психология

Ребенок - психология

Оглавление: [скрыть]

  • Основы психологии детей
  • Период раннего детства и стадия младенчества
  • Психология ребенка раннего возраста
  • Критический возраст трех лет
  • Психология детей дошкольного возраста
  • Младший школьный возраст
  • Подростковый возраст
  • Детская психология для родителей

Детская психология изучает поведение детей, их реакцию на окружающий мир. Как малыш развивается, как учится и играет. Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей: что ими движет и чем они руководствуются в различных ситуациях, что они чувствуют и как воспринимают события.

Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами.

Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.

Очень многие родители сталкиваются с категорическим нежеланием детей учиться. Как их мотивировать делать уроки и слушать учителя? Некоторые думают, что эта задача невыполнима. Что если сыну не дано, то и не надо его заставлять. Заставлять, действительно, не надо. Но найти подход можно к любому малышу.

Родители школьников наверняка замечали, что ребенок по-разному воспринимает учителей. Одну учительницу малыш обожает, а другую ненавидит. Соответственно школьник относится и к предметам, которые они преподают. Получается, что одна учительница нашла к детям подход, а другой это не удалось. Каждого ребенка можно заинтересовать и увлечь.

Для этого нужно знать основы детской психологии.

Основы психологии детей

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек.

Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного.

Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети.

Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.

Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.

Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования.

Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.

В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.

Источник: http://1PoPsihologii.ru/lichnost/detskaya-psixologiya.html

Психология ребенка / Mama66.ru

Психология ребенка / Mama66.ru

Кризис 7 лет – этап взросления, через который проходят практически все родители. Особенности возрастного кризиса негативно сказываются на отношениях в семье. Чтобы пережить кризис 7 лет было проще, надо понять, в чем заключается суть проблемы.

Кризис 5 лет — это процесс формирования характера. Основные симптомы кризиса. Агрессивное поведение и хамство. Самостоятельность ребенка.

Обзор лучших книг издательства «Манн, Иванов и Фербер» для родителей о развитии и воспитании детей.

Любой ребенок всегда уникален, и он «всегда отличен от других».

О родительской любви к ребенку. Кратко, но очень емко изложенные аксиомы. Запомните их!

Советы для родителей, которых хотят привить ребенку вежливое отношение к окружающим. В каком возрасте нужно начинать обучение вежливости.

Почему дети становятся избалованными. Как родителям этого не допустить, и что делать, если ребенок уже начал капризничать без повода.

Как воспитывать малыша, чтобы у него сформировалась нормальная самооценка. Что делать, если ребенок ведет себя плохо ,– как разобраться в причинах и мягко устранить их.

Что делать, если ребенок стеснительный. Как родителям нужно реагировать на застенчивость малыша, чтобы не усугубить ситуацию. Как помочь ребенку преодолеть стеснительность.

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад. Что в таких ситуациях делать родителям.

Что делать если мама или папе нужно отучиться по делам, а ребенок болезненно реагирует на разлуку. Как приучать малыша к самостоятельности и как уменьшить негатив от расставания.

Как подготовиться к мероприятию в детском саду и выбрать костюм. Что делать, если малыш стесняется выступать на публике.

Какое значение сказки имеют для детей. Что такое сказкотерапия и в каких случаях она нужна. С какого возраста читать малышу сказки и как привить ему любовь к чтению.

Что делать, если старший ревнует к младшему. Как подготовить ребенка к рождению братика или сестрички. Можно ли заменить родительское внимание подарками.

Ребенок и телевизор – лучшие друзья? Многие родители считают это нормой, но существует немало доводов в пользу того, почему детям нельзя смотреть телевизор.

Чем полезно посещение детского сада. Что будет, если не водить малыша в садик. Как решать типичные проблемы дошколят, которые пошли в детский сад.

Основная проблема детей-сирот, выросших в детском доме – адаптация к самостоятельной жизни. Как можно помочь таким ребятам?

Насколько важно прививание ребенку семейных ценностей. Результаты анкетирования школьников – какие ценности есть у наших детей сегодня.

У подростков спросили – какие советы по своему воспитанию они дали бы собственным родителям. Читайте, что из этого получилось.

Если ребенка дразнят и обзывают другие дети – нужна помощь родителей. Как научить ребенка правильно реагировать в такой ситуации?

Возрастной кризис 1 года сопровождается капризами, упрямством и повышенной самостоятельностью ребенка. Это вполне нормально, но как пережить кризис 1 года родителям?

Кризис трех лет связан с осознанием ребенком собственного «я» и стремлением к самостоятельности. Как он проявляется, и как реагировать родителям.

Источник: http://mama66.ru/psyhology-child

Психология детей — Наши дети

Психология детей - Наши детиГлавная » Психология детей

Категория: Психология детей

Дети и мультфильмы – это те слова, которые хочется поставить рядом, когда речь заходит о кинематографе. Именно юной аудитории адресовано большинство анимационных кинолент.

Родители стараются найти достойное развлечение для своих чад, такое как мультфильмы-2017 в хорошем качестве. Взрослому человеку важно, чтобы это была премьера с хорошей картинкой и качественным звуком.

Дети готовы смотреть изображение со […]

Категория: Психология детей

1. Если ребенок заикается, не следует винить себя или окружающих. Он ни в коем случае не является неудачником из-за этого. 2. Многие люди могут периодически заикаться. 3. Есть специальные техники, которые помогают контролировать свою речь, при желании им можно научиться. 4. Отдельные люди могут заикаться больше других. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок разговаривал всегда […]

Категория: Психология детей

Для любого человека наиболее полезным и необходимым является полноценный сон. Что же тогда можно сказать о детском сне? Ведь не секрет, что наши детки растут именно во сне: наиболее активно гормон роста вырабатывается во время сна. Поэтому совершенно неудивительно, что родители уделяют сну своего малыша особое внимание. Малейшие отклонения от нормы, либо изменения во сне […]

Категория: Психология детей

Сказки на ночь – это самое доброе пожелание спокойной ночи своему малышу. Главное, чтобы оно было не коротким и небрежным, а достаточно обстоятельным, сильно насыщенным любовью, заботой и нежностью. Сказки на ночь детям – это общение с детьми на волшебном языке, который они понимают, первые, маленькие, но такие важные уроки жизни. Вот только рассказывать перед […]

Категория: Психология детей

Приходит в жизни такой момент, когда все родители начинают задумываться о том, нужен ли их ребенку психолог? Детский психолог нужен чтобы помогать детям преодолевать все жизненные трудности, с которыми они сталкиваются в процессе своего развития. 1. Так в каких ситуациях нужно сразу обращаться к детскому психологу? Обращаться к детскому психологу нужно уже тогда, когда у […]

Категория: Психология детей

Многие из нас встречались с тем, что при появлении в доме маленького ребёнка, старшие дети менялись до неузнаваемости и старались всячески досадить крохе. О том, какие могут быть последствия детской ревности, не стоит и говорить – очень часто это доходит до жестокости. Как предотвратить ревность у вашего ребенка по отношению к маленькому братику или сестричке? […]

Категория: Психология детей

А вы обращали внимание на то, какими цветами больше всего любит рисовать ваш малыш? Часто многие дети привязываются к одному цвету.

По мнению психологов, такой выбор всегда отображает психологическое состояние ребенка.

Известный доктор Макс Люшер разработал простой тест, который показывает состояние любого человека по предпочитаемым цветам. Так что же расскажут рисунки вашего малыша? Синий. Если […]

Категория: Психология детей

Все детские психологи говорят, что существуют фразы, которые очень сильно травмируют ребенка. У тебя ничего не получается – давай я сделаю! По мнению всех педагогов-психологов, такая фраза заранее программирует любого малыша на неудачу, он сильно травмируется и переживает из-за своей глупости. В такой ситуации он себя всегда чувствует растерянным, и со временем будет бояться проявить […]

Категория: Психология детей

Даже если малыш слишком маленький и ещё не знает о существовании Деда Мороза, мама и папа всё равно хотят порадовать его на Новый год чем-то приятным. Чудо для ребенка могут сделать только его родители, поэтому быстрее отправляйтесь по магазинам за покупками. Так что же стоит дарить деткам на новый год? Если крохе до полутора лет, […]

Категория: Психология детей

В последнее время всё чаще стала появляться информация о негативном влиянии, которое оказывают СМИ на психику малолетних детей. А всё дело в том, что какие бы устои и традиции не были бы в семье, в которой воспитывается этот ребёнок, частое провождение времени перед экраном телевизора или монитором компьютера возьмёт своё. Все те картинки, красочные и […]

Источник: http://deti-i-my.ru/category/psixologiya-detej

Психология поведения ребенка

Психология поведения ребенка

Наверняка, каждый родитель мечтает наладить дружеские и доверительные отношения со своим ребенком. Ведь всегда приятно, когда малыш слушается, идет навстречу и обращается за помощью. А вы, в свою очередь, можете оказать ему поддержку.

Обязанность родителей – это создавать нормальную атмосферу для психологического развития ребенка, позволять ему безопасно ошибаться и делиться переживаниями.

Чтобы воспитать ребенка правильно и приучить его к дисциплине, нужно понять, почему он так себя ведет. А чтобы это понять, начнем с самого главного. Разберемся, в трех основных принципах, которые диктуют поведение ребенка.

Принцип №1: Чувство принадлежности к семейной системе

  1. Какое место ребенок занимает в семье?
  2. Как он эмоционально связан с членами семьи?
  3. Чувство собственной значимости, личной силы, свободы воли.

Основная цель ребенка – постоянно ощущать чувство принадлежности к семейной системе, эмоциональной связанности со взрослыми и чувство собственной значимости.

Когда базовые, физиологические потребности ребенка удовлетворены (сон, еда), возникает желание удовлетворить две важнейшие эмоциональные потребности:  чувство сопричастности и чувство значимости. Он должен знать, что у него есть какие-то обязанности, которые за ним закреплены. Что есть то, от него он зависит.

Ребенок должен чувствовать и знать, что вносит какой-то вклад в жизнь своей семьи. Для него важна способность принимать решения, знать, что с его мнением будут считаться, что он управляет событиями и может на них влиять.

Принцип №2: Целенаправленное поведение

Вы должны знать, что любое поведение ребенка целенаправленно. Т.е. своим поведением ребенок пытается вызвать у вас определенную реакцию или определенную цепь реакций.    Малыш знает, что последует дальше, и будет провоцировать вас. Именно поэтому многие родители замечают, что ссоры с детьми идут по какой-то схеме, как-будто все заранее продумано.

И если вас раздражает эта ситуация, то проанализируйте, что в итоге получает малыш. Ведь именно конечный результат ваших ссор удовлетворяет одну из потребностей малыша.

Обычно малыш получает или негативное внимание, или он показывает вам свою силу и собственное «Я». Последнее происходит из-за того, что ребенок не может проявить себя обычным путем и показывает вам свой характер в конфликтных ситуациях. В таких ссорах происходит борьба за власть. И пускай в итоге малыш проиграет этот бой, зато он почувствует себя важным.

Поэтому, зная то, что любое поведение ребенка целенаправленно, ваша задача — изменить свою реакцию, чтобы не закрепить поведение чада. Когда вы это сделаете, ребенок тоже перестанет себя стереотипно вести.

Дети используют только те методы и способы, которые работают. Если ребенок ведет себя одним и тем же способом, значит это работает, и он что-то получает.

Поэтому при каждом его непослушании, истериках и других выходках помните, что все это специально. Безусловно, он не продумывает каждый шаг наперед, но подсознательно знает, что будет потом, и к чему приведет его поведение.

И все это, чтобы добиться вашего внимания и причастия к жизни семьи.

Принцип №3: Плохое поведение

Когда ребенок плохо себя ведет, он всегда испытывает чувство неблагополучия  и сталкивается с психологическими проблемами. Задача родителей – изменить свое отношения к проявлению непослушания и не винить ребенка в этом, говоря, что он плохой.

Читайте также:  Игровая терапия - психология

Вступая с вами в конфликт, ребенок хочет удовлетворить свои потребности, правда, неправильным образом. Когда вы это поймете, то облегчите жить и себе, и ребенку, ведь сможете помочь ему.

Иногда причиной плохого поведения могут быть внутренние проблемы, о которых ребенок не может вам рассказать просто в силу своего возраста. Ведь он еще мал и не умеет выражаться так, как это делают взрослые.

Поэтому, приводя непослушного ребенка на консультации к психологу, часто выясняется то, малыш просто переживает из-за семейных конфликтов и держит все в себе.

Более того, поведение ребенка отзеркаливает ваше, и если в одной из ссор вы сказали малышу «Отстань от меня», то не удивляйтесь, что он ответит вам так же. И это вовсе не потому, что он хочет уколоть вас больнее, просто, раз так говорите вы, то значит, это нормально и можно ему.

Вы и есть лучший учитель для вашего ребенка и если вы хотите воспитать его достойно, начните с себя.

Вы не должны воспринимать реакцию ребенка как помеху, ведь так вы можете навредить ему.

Посмотрите на себя, ведь когда вы расстроены или злы, вас наверняка успокоит теплая, уютная атмосфера дома, особенно, если близкие поддерживают вас и не нападают с упреками.

Также и вы должны быть неким мостиком для вашего малыша и должны постараться поддержать его, выяснить причину непослушания и разобраться в проблеме.

Помните, что даже самая негативная реакция с вашей стороны – это лучше, чем ничего. Поэтому ребенок будет конфликтовать с вами, чтобы вы уделили внимание ему, а не компьютеру или айфону.

Ведь малыш не может сказать – «Мама, в последнее время ты уделяешь мне мало времени, и я хочу это исправить». Или же – «Папа, я в последнее время чувствую себя менее значимым, и ведешь себя со мной так, как с грудничком».

Очень часто родители действительно лишают своих детей самостоятельности, просто-напросто делая за них все, что можно. Но это неправильная тактика, которая не пойдет во благо.

Вместо этого вы должны позволить ребенку делать определенные вещи самостоятельно, а если он позовет на помощь, тогда уже вмешиваться. Но при этом не навязывайте ему свою помощь и не перехватывайте инициативу на себя.

Если ребенок кричит, что он сам может это сделать – разрешите ему, пусть даже у него что-то и не выйдет.

Как помочь ребенку достичь чувства причастности и значимости?

Прежде чем это выяснить, нужно узнать об этих понятиях и кое-что вынести для себя.

Знайте, что чувство причастности достигается через эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками.

Чувство значимости достигается через возможность принимать решения и контролировать ситуацию.

Никто не говорит, что это панацея, и с первого раза все станет хорошо, но точно вы сделаете важный шаг навстречу своему ребенку. Помимо этого, такое поведение сломает вашу обычную реакцию. А прервать ваш автоматизм — одна из целей.

Если вы не готовы к тому, чтобы вести себя таким образом, попробуйте избежать ссоры и просто уйдите, тем самым показав, что эта ситуация вам не нравится.

Эго

Эго — это состояние личности, одна из психологических теорий, которую выдвинул психолог Эрик Берн. Он считал, что каждый человек в определенные моменты жизни и разных ситуациях общается с другими людьми, исходя из различных внутренних состояний.

Таких состояний три:

  1. Родитель;
  2. Взрослый;
  3. Ребенок.

Для родителя характерно давать много указаний, уткнуть руки в бока и поучать всех подряд. Обычно такие люди дают много наставлений и считают, что они гораздо мудрее и опытнее других. Родительское состояние – это внутренний голос власти.

Типичные фразы, которые используют люди, находясь в состоянии родителя – «это не забудь, ни в коем случае, не делай так, помни о том, что» и т.д.

Очень часто мы ведем себя как родитель не только с детьми, но и с супругом (-ой), друзьями, подчиненными на работе.

Для ребенка такой тон является надоедливым, он устает все время слушать поучения и пропускает мимо ушей. Лучше всего взаимодействовать с ребенком через состояние «взрослый» или «ребенок».

Для взрослого характерно обрабатывать и передавать информацию без эмоций. Не нужно никого заставлять и поучать. Необходимо рационально мыслить, принимать решения.

Не зря это состояние иногда называют «Бухгалтер«, так как обычно эти люди не включаются эмоционально.

Обычно, в таком эго состоянии мы находимся при общении с друзьями, ведь нам не нужно их поучать и говорить, что они неправы.

Дети действуют из состояния взрослого, когда учатся в школе, ведь там идет обмен информацией. Учителя, как правило, тоже ведут себя подобным образом.

Общаясь  с ребенком из состояния взрослого, вы получите гораздо больше плодов, ведь оно более приемлемо.  Ребенок не чувствует вашей власти, вы не пытаетесь доказать ему, что он не прав, а вы правы. Вы принимаете его попытки что-то сделать и ненавязчиво показываете ему другие варианты.

Состояние ребенок очень эмоциональное, оно может быть со знаком плюс и минус.  Вспомните, как ведут себя дети, когда по-настоящему счастливы. Они искренние, хохочут от души. А если ребенок чем-то увлечен, то может уйти в это с головой. Влюбленные люди тоже прибывают в таком состоянии, поэтому не зря им говорят, что они ведут себя как дети.

Вот эту детскую особенность и нужно использовать в общении с детьми. Но, к сожалению, не все взрослые могут это сделать.

Детям очень нравится, когда родитель может позволить себе подурачится с ними, и именно в этом состоянии устанавливается самая большая эмоциональная связь. На самом деле, любому ребенку не хватает простого внимания родителя, когда он не пытается его чему-то научить или воспитать, а просто хочет поиграть, посмотреть мультики или заняться совместным делом.

Помните, как только вы начинаете учить ребенка, то автоматически уходите из состояния ребенок.

Поэтому уделите малышу хотя бы 20 минут своего времени каждый день и будьте эмоционально доступны для него. Делайте то, что он хочет, уберите все отвлекающие факторы. Заранее говорите ему, что сейчас вы хотите провести это время с ним.

Играйте с ними в разнообразные игры, позвольте ему выплеснуть злость и обиду с помощью игрушек. Не учите его, что так нужно играть с игрушками, а так нельзя. Оставайтесь безоценочным и позвольте ему играться так, как он этого хочет.

Вы друг, а не воспитатель, и ему с вами интересно.

Источник: http://familyexpert.ru/parents/ego

Что такое «внутренний ребенок»? Практическая психология

В психологии существует термин «внутренний ребенок». Это одна из наиважнейших частей нашей психики. Разберемся подробнее.

«Ребёнок», как пишет Эрик Бёрн — очень ценная часть личности. Только «детская» часть нашей психики позволяет нам переживать Радость, Творчество, Восторг, Очарование. Внутренний ребёнок — это источник интуиции и искренних чувств. Мы — серьезные люди, которые теперь уже хорошо знают, что почем.

Мы — большие дяденьки и тетеньки, которые стараются вести себя по правилам. Суровые разумные взрослые, мы не терпим никаких глупостей и нелепостей… В сказочки мы не верим.

Но почему же тогда мы, будучи такими взрослыми и серьезными, совершенно по-детски любим свои дорогие игрушки, иногда боимся темноты и одиночества, можем расплакаться в кино и торжествуем, обгоняя на дороге другие машины? Почему мы так жадно ищем любви и не терпим соперничества? Ответ простой: потому, что, став взрослыми, мы не перестаем в глубине души оставаться детьми. Когда мы видим человека, охваченного сильными чувствами, мы говорим: «Он ведёт себя как ребёнок». И это действительно так. Наши первые годы жизни были заполнены до предела эмоциями, а вовсе не мыслями, словами и объяснениями. И сейчас, когда радость или печаль иногда заставляют нас забыть о здравом смысле, мы становимся подобны детям. Благодаря внутреннему Ребёнку мы обладаем любопытством, стремлением к неизведанному. Остальные части нашей личности консервативны и настороженно относятся ко всему новому, и только внутренний Ребёнок в восторге от неожиданных поворотов судьбы. В такие моменты он предвкушает приключение, а приключения — это как раз то, о чем он мечтает! Только те люди, в душе которых внутренний ребенок не сидит взаперти, а активно участвует в психической жизни, хорошо и красиво танцуют. У них, как правило, легкая походка, естественные и гармоничные движения и живая мимика. Они непосредственны и свободны, поэтому с ними приятно общаться. Правда, они непредсказуемы и переменчивы в своих настроениях, но это с лихвой компенсируется выдающимися творческими способностями. Однако, к сожалению, детство далеко не всегда бывает счастливым и безоблачным. У очень многих ранние детские воспоминания полны переживаниями обиды, безысходности и горьким чувством вины. Некоторые люди в детстве чувствовали себя совершенно беспомощными и бесправными существами в руках родителей. Если внутренний ребёнок до сих пор обижен на кого-то, плохо себя чувствует или обеспокоен, это может привести к самым разрушительным последствиям в жизни уже взрослого человека.

Такой взрослый практически никогда не чувствует себя счастливым, как бы удачно ни складывались обстоятельства его жизни. Он не знает, что болит в глубине его души, почему он так печален…

Присмотревшись, можно заметить, как сквозь глаза такого неудачника-взрослого смотрит на мир безутешно плачущий над погибшей собакой мальчик или сжавшаяся от страха перед папиным ремнем девочка.

В психологии есть понятие «раненый ребенок» — это та часть психики взрослого, в которой до сих пор хранятся под семью замками детские обиды, детские слезы и разочарования…

Что же мы можем сделать для своего внутреннего ребенка, если он ранен? Почти то же самое, что нужно реальному ребенку, когда он безутешен: взять на руки, обнять, вытереть его слезы и сказать, что Вы теперь его никогда не бросите. И больше никогда не обидите. И отныне не позволите никому издеваться над ним…

Есть люди, в психике которых взбалмошный, капризный, впечатлительный и эмоциональный Ребёнок становится главной фигурой. Он совершенно некстати и неумело пытается управлять всем поведением целостной личности. Понятно, что это неизбежно приводит к множеству ошибок.

Непосредственность прекрасна, глубина и сила чувств — это потрясающе, но иногда в жизни все-таки надо и подумать. Также приходится учитывать правила и нормы того общества, в котором мы живем, иначе это самое общество быстренько ограничит все наши свободы: средств для этого у него предостаточно.

Поэтому-то человек, ставший заложником своего внутреннего ребенка, не столько радуется, сколько страдает. Ребёнок — не единственный обитатель дома нашей души. Известный психолог Эрик Берн считает, что мы также являемся носителями внутреннего родителя, который всегда знает как нам положено себя вести, что является правильным и неправильным.

Внутренний родитель формируется в человеке от рождения до пяти лет под влиянием указаний его собственных настоящих мамы и папы. Чем строже были в детстве родители, тем, как правило, суровей и их внутренний образ. Внутренний родитель тоже склонен стремится к абсолютной власти над всем поведением.

Если он ее получает, человеку приходится забыть о всех своих «хочу» и делать только так, как «надо». С одной стороны, это, казалось бы, хорошо. С другой стороны, эта ситуация вызывает слишком сильное напряжение в психике, что долго продолжаться не может. Однажды «ребенок» может «выйти из подполья» и свергнуть абсолютную власть внутреннего родителя.

Строгие правила сменяются полным разгулом. Но разгул также не вечен, из глубины души поднимается чувство вины — основное оружие внутреннего родителя — и власть снова меняется. Человек раскаивается в содеянном и строго себя наказывает — и чем строже наказания, тем ближе очередной «переворот».

Описанные колебательные движения были бы неизбежны, если бы не вмешательство третьей силы. К счастью, внутренние ребёнок и родитель дополняются внутренним Взрослым. Взрослый — это наш собственный опыт. Всё то, что мы обнаружили в жизни сами, а не усвоили в готовом виде, формирует в нас позицию Взрослого.

Благодаря Взрослому мы ведём себя не только «как положено» или «как хочется», но и «так, как наиболее целесообразно». Можно сделать вывод, что личность человека — это хор, в котором три голоса являются ведущими. Это — голоса Ребёнка, Родителя и Взрослого. Они могут звучать, сливаясь друг с другом в гармонии и созвучии, но могут и пытаться заглушить друг друга. Голос внутреннего ребенка — и самый чистый, и самый яркий из трех. Именно он ведет основную тему, когда человек счастлив…

Так пусть внутренний ребенок улыбается нашими губами и смотрит на мир нашими глазами — и счастье, быть может, превратится из некой абстракции в реальное состояние души…

Источник: https://mentalklinik.ru/2007/

Психология детей: как вырастить придурка. Исповедь отчаявшейся матери

Психология детей: как вырастить придурка. Исповедь отчаявшейся матери

ВСЕ вокруг желают ребенку добра! Их родители думали, что поступают правильно, и сделали все, что могли… Каждый сделал СО СВОИМ РЕБЕНКОМ все, чтобы он стал тем, кем он стал! Каждый хотел как лучше…
ЧТО мы делаем не так? Судьба вашего ребенка стоит того, чтобы разобраться? Если ДА, то у вас есть такой шанс!

Читайте также:  Аффилиация - психология

28 25939 21 Апреля 2012 в 00:45

«Вот ваш малыш, мамаша, держите… та-ак, и не забудьте инструкцию!» – с такими словами еще никого не провожали из роддома.

Еще бы! Мы и так все знаем. Как пеленать, кормить, купать, воспитывать и учить уму-разуму… мы же умные, образованные – институт, диплом или два!

Бабушка опытом готова поделиться – она нас троих вырастила одна, и ничего – все людьми стали.

Да и я сама теперь Мать, чувствую, как для моего ребенка лучше. Я дам ему всю свою любовь, все самое лучшее, и он будет непременно счастлив!

Так думают и поступают большинство родителей.

В детском саду и школе малыша окружают вниманием и заботой дипломированные педагоги и воспитатели с большим опытом работы и верой в свои знания.

ВСЕ вокруг желают ребенку добра!

Откуда же в таком случае берется детское воровство?

Почему подростки летят в окна?

Что толкает девочек на проституцию?

Из-за чего здоровый ребенок начинает отставать в развитии?

По какой причине дети бегут из дома и становятся беспризорниками?

ЧТО мы делаем не так? ГДЕ мы свернули не туда?

И что делать, когда даже профессиональный психолог опускает руки?

Как нащупать тот путь, который ведет к сердцу ребенка?

Как приоткрыть маленькую душу и понять, ЧТО у нее болит?

Как открыть перед подростком этот огромный ДРУЖЕЛЮБНЫЙ мир и помочь выбрать свой путь?

Как вырастить счастливого человека?

Миллионы вопросов, на которые никто и никогда еще не смог дать вразумительный ответ!

Теперь Вы можете получить ответы.

Не пространные соображения профессоров-теоретиков, а прикладную науку, работающую для тысяч людей уже более одиннадцати лет.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это самые последние революционные разработки в области психологии. Принципиально новый подход к изучению Человека.

Психология, которая никому не говорит «надо» или «давайте», она дает людям осознание происходящего, понимание врожденных склонностей и желаний каждого человека, а отсюда и моделей поведения в той или иной ситуации. Системное восьмимерное видение жизни дает возможность разобраться в себе и своих детях, увидеть ошибки и варианты их решения.

Проблема отцов и детей возникает в большей степени не от того, что вы – плохие родители, а по той причине, что вы и ваши дети совершенно разные люди.

Настолько разные, что глядя на один и тот же предмет, видите каждый свое!

Вы пытаетесь похвалить – он рычит; вы балуете – он не ценит; вы наказываете, а он снова за свое…

Если бы дети были простыми копиями своих родителей!.. как все было бы просто!!!

Такой же, как папа в детстве, или такая же, как мама, только маленькая.

Так нет же! Они совершенно другие. Им нравится то, на что мы даже бы и не взглянули, они занимаются тем, в чем мы решительно ничего не понимаем, они задают такие вопросы, на которые у нас нет ответов. Мало того, ни у кого нет ответов!

Ответственность – это слабо сказано!

Каждый малыш рождается с огромным потенциалом. Но! Развить его можно только до пубертата.

У вас еще есть время? Тогда поспешите быть с ребенком на одной волне, говорить на одном языке, ПОНИМАТЬ друг друга и ДОВЕРЯТЬ ему и себе…

Тот, кто становится вором, мог бы стать выдающимся инженером…

Тот, кто бежит из дома, мог бы бороздить океаны…

Та, которая продает себя за 20 баксов, могла бы выступать на сцене Большого театра…

Но их родители думали, что поступают правильно, и сделали все, что могли… Каждый сделал СО СВОИМ РЕБЕНКОМ все, чтобы он стал тем, кем он стал! Каждый хотел как лучше… Вы хотите пополнить их ряды?

Именно ошибки в воспитании толкают детей на преступления, собственными руками превращают своих детей в асоциальных личностей и дезадаптантов. Заикание, проблемы с кишечником, шизофрения, садизм, мазохизм, алкоголизм – все это родом из детства. Все это – привет от мамы! С наилучшими пожеланиями из наилучших побуждений…

Судьба вашего ребенка стоит того, чтобы разобраться?

Достаточно ли сильно вы любите своих детей, чтобы позволить себе узнать всю правду о них и о себе?

Вы желаете добра своему малышу и даже готовы ради этого приложить усилия?

Если ДА, то у вас есть такой шанс!

Уникальная возможность посетить три вступительные лекции по системно-векторной психологии БЕСПЛАТНО!

Лекции проходят онлайн в вечернее время. В режиме чата вы можете задать интересующие вас вопросы Юрию Бурлану.

Пропустив две серии «Марианны» или игру четверть финала, вы узнаете то, чего не знает ни один школьный психолог или воспитатель, вы станете лучше всех понимать своего ребенка, сможете узнать, о чем он думает, чего хочет, что его радует, а что не дает жить полной жизнью!

После нескольких часов тренинга вы наконец БУДЕТЕ УСЛЫШАНЫ детьми, научитесь безошибочно подбирать ключик к любому «трудному» подростку, сможете достучаться до самого закрытого сердечка. Но самое главное – они ПОВЕРЯТ вам, потому что вы ВПЕРВЫЕ будете говорить правду – правду О НИХ, а не О СЕБЕ.

Осторожно! Это может изменить вашу жизнь!

Однако если она уже требует изменений, тогда не теряйте времени – записывайтесь на бесплатные вступительные лекции!

Записаться на бесплатные вступительные лекции можно здесь.

Дайте себе шанс разобраться, и ваша любовь к детям станет взаимной!

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/detskaya-psikhologiya

Психология ребенка и возрастная детская психология – Развитие ребенка

Психология ребенка и возрастная детская психология – Развитие ребенка

На сайте Childdevelop в данном разделе Вы узнаете, как помочь ребенку с его проблемами в классе, научитесь решать детские проблемы вместе, узнаете, что не нужно говорить своему чаду и как исправиться со стрессом в юном возрасте.

Психология ребенка настолько разнообразна, что родители не знают, что делать в той или иной ситуации и как поступить. Мы хотим предоставить доступную базу для родителей, которую можно использовать, не ходя к психологу и не посещая его семинары от 1 часа до 3 часов.

Вся информация о психологии собрана здесь!

Статьи о психологии ребенка от сайта Childdevelop

Детская психология строится из множества кирпичиков, а они поочередно, на каждом возрастном этапе, составляют прочную основу его стабильного психологического здоровья. Знания в области психологии помогут создать и окружить малыша здоровым эмоциональным фоном, научать быть социальным и не боятся оставаться одному.

Статьи о психологии ребенка размещённые на сайте Childdevelop имеют такие преимущества:

  • каждый родитель может получить информацию о психологии; 
  • узнать все аспекты возрастной психологии;
  • научитесь вести себя с ребенком и направлять его развитие в нужное русло;
  • ознакомитесь с советами, как воспитать ребенка (традиции семьи, правильное поведение) и многое другое.

В каждой статье пишут советы опытные психологи: что можно сделать в конкретной ситуации, как поступить, советы для практических занятий.

Более подробно в каждом разделе статьи расписываются нужные шаги, как решить проблему или ситуацию, а также над чем стоит мамам и папам поработать над собой для воспитания ребенка.

Ведь психология воспитания ребенка требует специальных знаний и подготовленности.

Психологическое развитие ребенка

Формирование психологически здоровой личности ребенка напрямую зависит от взрослого. Семья и близкие, воспитатели и учителя, знакомые и незнакомцы — все, в той или иной степени, влияют на психологическое развитие ребенка. Вся самая актуальная информация о действенных инструментах для взрослых, которые любят детей и помогают им расти здоровыми — собрана в данном разделе сайта.

Информация про психологическое развитие ребенка поможет в выборе: подходящих мультфильмов (сказки, передачи), которые будут способствовать развитию воображения и творчества у ребенка; качественной литературы, чтобы обогатить словарный запас малыша и помочь выразить свои эмоции и мысли; музыкальных произведений; игр; занятий; специальных физических упражнений для расслабления ума и тела, а также воспитания стойкости и силы духа. Статьи про психологию развития ребенка специально были подобраны и выложены на сайте Childdevelop.

Правильное психологическое развитие детей

Чтобы правильно подобрать модель воспитания и помочь побороть сложности в становлении личности — необходимо не только знать психологию ребенка, но и уметь применять её на практике.

Дети очень быстро растут и нужно успеть помочь им обогатить свой внутренний мир и психологический каркас личности:

  • 1) сделать его стойким к страхам и переживаниям (психология по воспитанию детей);
  • 2) красочным и безграничным в полете воображения (психология общения с детьми);
  • 3) гибким и податливым к развитию новых навыков (возрастная психология);
  • 4) добрым и сопереживающим к окружающему миру (психология воспитания);
  • 5) смелым и напористым для одержания будущих побед (психология для родителей).

В заключение, скажем лишь об одном, все ваши действия должны быть направлены на многогранное правильное психологическое развитие детей, главное – сделать их счастливыми. Сайт «Развитие ребенка» предлагает вашему вниманию раздел — статьи о психологии ребенка. В них Вы можете найти огромное количество полезной и нужной информации в разный возрастной период.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет

Возраст от 3-х до 6-ти  леточень интересный и важный период в жизни малыша.

Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность».

И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она».  Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие  родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти  лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей,  адекватно воспринимать собственные действия.

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном

Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной  предмет и что из него  можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет.

Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти  лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен.

В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко.

Читайте также:  Мечта, визуализация, образ запланированного результата - психология

Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».  

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»),  повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете.

И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть.

В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»

Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.

В возрасте от 5-ти до 6-ти  лет ребенок  уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы.

Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено.

В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.

А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.

Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления.

От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества.

Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне». 

Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети

 Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4-х  лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно.

Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой,  не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.

В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.

В возрасте 5-6 лет  малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.

Читай также: Как развивается речь ребёнка

Физическое развитие

Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.

В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.

Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева

Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.

Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки».

Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.

Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни.

Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков.

Период  «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.

Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.

Читай также: Как научить ребенка доброте

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33925-psihologiya-detey-osobennosti-razvitiya-rebenka-3-6-let/

Психология детей до года: родительский ликбез

Описать психологию детей до года довольно трудно, поскольку сам карапуз не может, по понятным причинам, ничего рассказать в доступной для исследователей форме.

Тем не менее, с точки зрения народной мудрости и элементарного здравого смысла, понять, что нужно ребенку, очень просто: если дитя плачет, значит, что-то его не устраивает; если оно спокойно и довольно, значит, потребности ребенка удовлетворяются.

Соответственно, в идеале, если родители настроены на создание малышу максимально комфортных условий, они должны стремиться к тому, чтобы понять, почему ребенок плачет, и стараться сделать так, чтобы он не плакал вообще. Другой вопрос: стоит ли пытаться удовлетворить все потребности младенца по первому крику?

Большинство современных педиатров и специалистов в области психологии детей до года (к примеру, известный американский врач Уильям Серз) склоняются к тому, что пытаться успокоить ребенка всеми возможными способами (здесь идет речь о ребенке, не обладающем базовыми двигательными навыками и, соответственно, не могущем удовлетворять свои потребности) стоит при первых сигналах его беспокойства. Дело в том, что тактика «оставить в кроватке покричать» может быть чревата серьезными последствиями для нервной системы дитяти (минимум — проблемы с засыпанием, максимум — серьезные неврозы). Популярное некогда утверждение, что «ребенку покричать полезно, он разрабатывает легкие», признается одним из небезопасных заблуждений, связанных с психологией ребенка до года. Кстати, скажем немного и о других.

Распространенные заблуждения, связанные с психологией ребенка до года

Заблуждение первое, о котором мы уже упоминали: плач полезен для младенца.

Это неправда. Дети первых месяцев жизни никогда не кричат «просто так»: плач свидетельствует либо о физическом дискомфорте, либо о психологическом стрессе. Ни то, ни другое никогда не будет полезно ребенку. Сам по себе крик истощает ресурсы организма, ослабляет нервную систему, может спровоцировать перепады кровяного давления.

Заблуждение второе: все, что происходит с малышом в первые месяцы, никак не влияет на его дальшейшую жизнь, ведь он, вырастая, ничего не помнит!

Действительно, взрослый человек редко помнит о том, что происходило с ним в возрасте 5-6 месяцев (хотя вызвать такие воспоминания можно в ходе сеанса регрессивного гипноза); тем не менее именно в первый год жизни закладываются основы того, как ребенок будет воспринимать окружающий мир (позитивно или враждебно), насколько он будет активен и инициативен или, наоборот, осторожен и тревожен.

Заблуждение третье: если уделять малышу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении.

Если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе — к другим детям.

Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм.

Потребности ребенка до года

Физиологические потребности

Для ребенка первого года жизни характерно, что с полноценным удовлетворением этих потребностей (в пище, сне, тепле)во многом связано и удовлетворение остальных.

Например, во время кормления грудью (удовлетворяется потребность ребенка в пище) кроха удовлетворяет эмоциональные потребности (получение первых навыков общения) и когнитивные (познание свойств объектов окружающего мира).

Распространенная в недавнем прошлом концепция, что потребности ребенка более дифференцированы (или их нужно принудительно дифференцировать, например, приучить карапуза за счет сосания груди удовлетворять только потребность в пище, а потребность в общении с мамой удовлетворять игрой в ладушки), связана с отношением к ребенку как к маленькому взрослому, что в современной детской психологии не считается правильным.

Психологические потребности ребенка до года

Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова: он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего «я». То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого крохи разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга.

Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: потребность ребенка в безопасности; когнитивные потребности ребенка; эмоциональные потребности ребенка.

В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности; если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности — стремление активно познавать окружающий мир.

Дети с особыми потребностями

Термин «дети с повышенными потребностями» для описания психологии детей до года ввел американский педиатр Уильям Серз. Так он назвал малышей, которые традиционно относились к разряду «беспокойных» или «трудных»: часто плачущих, не приспосабливающихся к режиму, постоянно стремящихся быть на руках у родителей.

До него такое поведение считалось признаком капризного характера и избалованности, и к таким детям рекомендовалось применять особо суровые воспитательные меры.

После наблюдения за одной из своих дочерей, отличавшейся как раз таким темпераментом, и множеством своих маленьких пациентов доктор Серз высказал предположение, что базовые потребности, в безопасности, в познании, в эмоциональном контакте, у таких карапузов просто выше, чем у сверстников.

А поскольку удовлетворить эти потребности ребенка в возрасте до года может только взрослый, такие дети и стремятся (весьма упорно) к постоянному контакту с родителями.

Именно для таких детей оптимально подходит методика воспитания детей до года, названная Серзом «стиль сближения», которая позволяет родителям с первых месяцев установить контакт с беспокойным крохой, а в дальнейшем развивать его сильные стороны (волю, чувствительность, интеллект) и нивелировать недостатки (упрямство, неуправляемость).

Психология ребенка и новые навыки

Естественно, с возрастом (ближе к году) ребенок будет овладевать новыми навыками: он научится самостоятельно передвигаться по квартире, брать понравившиеся ему вещи.

В этот период ему уже меньше хочется  «висеть» на маме, тем не менее лишать его тактильного контакта с родителями, конечно, не стоит: сейчас он просится на руки, когда он переполнен новыми впечатлениями, обеспокоен, его поцарапала кошка или он ушиб коленку.

Ему все еще необходимо утешение, и тактильный контакт с любимым взрослым дает ему ощущение защищенности и позволяет спокойно «переварить» полученный негативный опыт. Есть дети, которые просятся на руки чаще, есть более независимые карапузы — это зависит от особенностей темперамента и черт характера ребенка.

И все же если дитятко уже и ползает, и ходит, а все равно не «слезает с рук», что же делать в этом случае? Ничего.

Врачи, изучающие психологию детей до года и малышей более старшего возраста, советуют подождать еще немного, до того момента, когда вы в достаточной степени научите ребенка говорить, чтобы процесс социализации, то есть привития ему принятых в той или иной культуре норм поведения и морали, прошел быстро и эффективно

Также читайте:

Источник: http://DetyvRadost.ru/psihologiya-rebenka-do-1-goda/

Ссылка на основную публикацию