Личностная идентичность — психология

Психология личностной отображаемости и идентичности (стр. 1 из 2)

Введение

Важной особенностью современного общества является его динамичность. Мир вокруг нас быстро меняется, к человеку как к профессионалу и как к личности предъявляется все больше требований. Все это приводит к потере жизненных интересов, разрушению сложившейся системы ценностей. Поиск жизненного смысла, обретение своего, а не навязанного Я — сложная задача в повседневной действительности.

Сравнительный анализ подходов к изучению понятия «идентичность»

В социальных науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем самоопределения, поиска собственного Я. В последние годы в разных науках (философии, социологии, психологии) этот вопрос формулируется в терминах идентичности.

В целом, идентичность можно определить как чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Проблема идентичности в различных ее аспектах является одной из основных в современной психологической науке.

Вместе с тем, пожалуй, ни одно из психологических понятий не отличается такой неопределенностью, как понятие идентичности(4).

Для развития исследований в данной области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний. В данной работе мы решили провести сравнительный анализ подходов к исследованию идентичности. Вслед за Ивановой Н.Л.

мы выделяем несколько подходов к исследованию идентичности: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. И. Марсиа); бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф, Д. Т. Кэмпбел); символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кулей, Е. Гоффман); когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, М.

Хог); конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т.Г. Стефаненко).

По нашему мнению, основными различиями в представлениях о понятии идентичность можно считать определение данного понятия, взгляды на структуру и формирование. Сравним вышеперечисленные направления по указанным категориям.

В психоаналитическом направлении под идентичностью понимается структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности.

Идентичность рассматривается как сложное личностное образование, состоящее из трех уровней: индивидного (результат осознания человеком себя как относительно неизменной данности), личностного (ощущение собственной неповторимости) и социального (осознание себя частью группы).

Формирование идентичности происходит посредством серии идентификаций (отождествлений), оно представляет собой серию выборов в ходе осознания и принятия данных о себе.

В бихевиористическом подходе идентичность рассматривается в рамках групповой принадлежности как осознание человеком своей причастности к группе. Акцент делается на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов.

Идентичность формируется как следствие реальных межгрупповых отношений, в частности, межгрупповых конфликтов. Усиливает социальную идентичность конкуренция между различными социальными группами.

Отношения сотрудничества и кооперации, напротив, снижает тенденцию к идентификации.

Представители символического интеракционизма определяют идентичность как субъективное представление о себе, самосознание личности, складывающееся из реакций на мнение о нем окружающих.

Основное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека, как он сам видит себя и как соотносятся эти два процесса.

Интеракционисты выделяют два компонента идентичности: самоидентичность (то, как человек воспринимает свою социальную позицию) и социальная идентичность (точка зрения других на социальную позицию человека). Идентичность формируется в ходе социального взаимодействия, а также усвоения социальных ролей.

Представители когнитивного подхода говорят об идентичности как о когнитивной системе, которая выполняет роль регуляции поведения.

Идентичность относится к области Я-имиджа или Я-концепции, связана с установкой человека на себя как на объект. Она представляется как иерархия моделей, включающая в себя социальные и индивидуальные характеристики, Я-имиджи.

Основными механизмами формирования идентичности признаются категоризация и социальное сравнение.

В конструкционистском подходе идентичность понимается как своеобразный компонент процесса социализации, который позволяет установить успешность социализации как таковой.

Идентичность — динамическая система конструктов, в которой сосредоточены представления человека о самом себе, сопровождающаяся оценочными и смысловыми проявлениями.

Идентичность конструируется, строится на основе понимания своего места в мире.

Таким образом, мы видим, что в рассмотрении понятия идентичность перечисленными направлениями есть сходные и различные черты.

Общим является то, что во всех подходах идентичность определяется как внутриличностная структура, связанная с самоопределением и представлением человека о себе.

Понятие идентичность рассматривается как сходное с такими понятиями, как Эго, Я, self, самость, самосознание. Формирование идентичности является длительным процессом, а не одномоментным актом.

На образование идентичности влияют как личностные, так и социальные факторы.

Основным различием подходов к изучению идентичности является предмет исследования, область интереса. Рассматривая проблему формирования идентичности, психологи ставят вопрос о степени влияния личности и общества на создание представления о себе.

Большинство исследователей делают акцент на социальной природе идентичности (бихевиоризм, интеракционизм, когнитивизм), которая формируется посредством социального взаимодействия. При этом личностные факторы практически не влияют на создание образа Я. В психоанализе и конструкционизме, напротив, личность сама выбирает, с кем идентифицироваться.

Структура идентичности представляется как иерархическая модель либо как набор компонентов. В некоторых направлениях (бихевиоризм, конструктивизм) вопрос о структуре идентичности не затрагивается.

Мы рассмотрели, как в перечисленных подходах определяют понятие идентичность, как формируется идентичность и какова ее структура.

По нашему мнению, выделенные различия могут быть обусловлены предпочтительным рассмотрением одной из граней идентичности – личностной (самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт) или социальной (принадлежностью человека к различным социальным категориям).

В том случае, если основной акцент делается на изучение личностной идентичности, исследуются личностные факторы и их возможное проецирование в социальные отношения. При более детальном изучении социальной идентичности, напротив, минимизируют личностный уровень анализа, основное внимание уделяется роли ситуации в развитии межгрупповых процессов.

Фотография как репрезентация личности

Проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего, телесного и духовного существует с самых древних времен. Особенности психики человека и строения его организма обуславливают огромный познавательный интерес, направленный на изучение собственного тела. С одной стороны, осознание себя как тела составляет фундаментальное отличие человека от животных.

С другой стороны, человек становится существующим для себя лишь тогда, когда может себя увидеть. Вместе с тем, ключевой особенностью внешнего Я выступает то, что человеку не дана способность «верифицировать свое изображение», непосредственно его наблюдать, он «не может адекватно познать сам себя с помощью внешнего облика».

Такая особенность человеческого существования порождала на протяжении всего филогенетического развития возникновение самых разнообразных практик исследования собственного внешнего облика6, его преобразования и модификации, а также формирование определенного отношения к телу и его экспрессивным проявлениям в зависимости от культурных, политических и социальных трансформаций.

В философских исследованиях можно выделить две основные парадигмы изучения соотношения души и тела: холистическую и дихотомическую.

В холистической парадигме тело человека наделяется одинаковой важностью наравне с другими элементами его бытия (духом, разумом, сознанием).

Дихотомическая парадигма указывает на особенность тела: от гипертрофии телесного в человеке до абсолютного противопоставления «истинному» — духовному.

В социологии внешний облик изучается в связи с феноменом моды (особенности оформления внешнего облика выполняют знаково-символическую функцию при возникновении модных тенденций).

В социальной психологии проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего рассматривается в рамках социальной психологии познания и отдельного выделившегося направления – социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.Н.

Куницына): внешний облик трактуется как система знаков, отражающих психологические свойства личности. В концепции «экспрессивного Я» внешний облик и его связь с внутренним миром личности рассматривается через призму общения. Выделяется двойственная связь.

В процессе общения у человека возникает необходимость презентации и представления себя другому. В рамках данной презентации человек конструирует и трансформирует свой внешний облик в связи собственными представлениями о себе, задавая определенную направленность восприятия себя окружающими.

Вместе с этим, интерпретация его внешности в процессе взаимодействия с другими людьми формирует у человека представления о себе как о личности.

В рамках постмодернистской парадигмы взаимосвязь внутреннего и внешнего рассматривается в контексте их выражения посредством визуальных форм репрезентации действительности, в частности фотографии (П. Вирилио, В.А. Шкуратов).

«Социальные» фотографии (направленные на запечатление личности или группы лиц) выступают визуальным конструктом внешнего Я, в котором представлены динамические (мимика, жесты, поза), среднеустойчивые (особенности одежды, прическа, макияж и т.п.

) и устойчивые (конституция, физиогномика) компоненты экспрессии.

Отраженные на фотоизображения культурные и социальные символы, кинесико-проксемические модели взаимодействия сообщают о статусно-ролевых, гендерно-возрастных, ценностно-смысловых особенностях личности, запечатленных на них людей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199096/psikhologiya-lichnostnoy-otobrazhaemosti-i-identichnosti

Исследование личностной и социальной идентичности в психологии

32067

Исследование личностной и социальной идентичности в психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Агеев Белинская В психологии: Идентичность психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя частично осознаваемое неосознаваемое с теми или иными типологич. Социальная и личностная идентичность.

Эриксон: идентичность возникающий на биологической основе продукт определенной культуры на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида.

Идентичность формируется в процессе взаимодействия с социокультурным окружением поэтому важно чтобы ребенок общался со взрослыми с…

Русский

2013-09-03

49 KB

46 чел.

В психологии: Идентичность — психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое/неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).

Половая И – внутр динамич-ая стр-ра, кот-ая упорядочиват стороны Л, связанные с осознанием себя как представителем пола. Гендерная И –ощущение половой И, психол-ий пол. Проффес-ая И –комплексная хар-ка соотвтествия Сб и Д.

Проявляется в стабильном выполнении проф-х функций независимо от усл (Ермалаев, Климов, Холанд).

В социальных науках различаются:Социальная И. — отождествление себя с социальной позицией, или статусом, Культурная И. — отождествление себя с культурной традицией, Этнич. И. (Стефаненко, Лебедева) —  отождествление себя с опр. этнич. группой, Групповая И. — отождествление себя с той или иной общностью, или группой.

По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения разл. ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его И.

складывается к концу юношеского возраста. Различаются позитивные и негативные И. (Э. Эриксон). Закреплению негативной И. (“преступник”, “сумасшедший” и т.д.

) индивида может способствовать практика “навешивания ярлыков”, специальное или групповое давление (Эриксон).

Возможна утрата И., связанная либо с возрастными психол. кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата И. проявляется в таких явлениях, как отчуждение, деперсонализация, маргинализация, психич. патологии, ролевые конфликты, девиантное поведение и др.

Социальная и личностная идентичность. Подходы к изучению идентичности

Эриксон: идентичность — возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с  социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания

Идентичность — сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

— индивидный  – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

Читайте также:  Работа с душевной болью - психология

— личностный — ощущение неповторимости, уникальности.

— идентичность — личностный конструкт, отражает внутреннее согласие человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность — единство, 2 грани  — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа: в условиях межгруппового конфликта — более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Концепция социальной идентичности А. Тэшфела и Тернера.

Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении.

Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу). 

Теория социальной идентичности: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная).

Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Механизмы становления социальной идентичности. 1. Человек самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними  регуляторами соц поведения.

Проблемы идентичности маргинальной личности.

МАРГИНАЛ  — человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой.

В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают конфликты.

Они могут быть агрессивно настроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе.

Однако при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всего стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность.

Национальная и половая идентичность.

Половая идентичность – переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, психологических, физиологических и социальных особенностей своего пола, аспекта личной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку – мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина

Этническая идентичность – часть социальной идентичности личности.

В её структуре обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней). Выделяется также и поведенческий компонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий.

Этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Пиаже. Развитие этнической идентичности рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.

Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;

3) в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Чем полиэтничнее среда – тем лучше (развитие коммуникативных навыков, становится более выражена этническая идентичность).

Множественная идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Это благотворно сказывается на личности, росте выходцев из межэтнического брака.

Процесс становления социальной идентичности (три когнитивных процесса):

— индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

— человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

— процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

Пути достижения позитивной социальной идентичности:

— индивидуальная мобильность – попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной, — социальное творчество – переоценка самих критериев по которым производится сравнение, — социальная конкуренция: прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

Основной процесс, «запускающий» актуализацию и развитие социальной идентичности — процесс социального сравнения (межличностного или межгруппового), за которым нередко лежит конфликт (также имеющий межличностную или межгрупповую природу). «Я как человек могу это понять, но как администратор — нет». Человек начинает активно оценивать свою группу и сравнивать ее с некоторыми другими группами.

1. сравнение идет с похожими, близкими, релевантными группами (пятиклассник свой класс с другим пятым).

2. в процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно значимые качества и характеристики (один класс может соревноваться с другим, выясняя вопрос, кто умнее, а другой — кто сильнее). Позитивная социальная идентичность основана на положительных, благоприятных отличиях своей группы от другой, имеющих социальную значимость для субьекта сравнения.

Значит кризис идентичности – когда не совпадают свои ценности и ценности группы, когда группа негативно отличается от другой.

Причины кризиса личной идентичности:

1. неспособность человека идентифицировать себя со своим телом.

2. отказ признать смертность. Когда «я» осознает смертность человека — обычно это случается в подростковом возрасте,— оно иногда отвергает жизнь, которая не может быть вечной: самоубийство из страха смерти является, несомненно, шагом не очень логичным и, тем не менее, имеющим место в действительности.

3. Понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=32067

Личностная идентичность

У проблемных людей происходит потеря личностной идентичности. Человека волнует, что он не знает, КТО Я?

Личностная идентичность — то, кем человек считает себя в глубине души. Как он отвечает на вопрос: «Кто я?», внутреннее согласие со своей и .

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. , как центральное понятие концепции , говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.

Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет.

Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда — отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности — «Как найти себя?» (Вариант: «свой путь в жизни»). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Например, девушка работает в западной компании нештатным бухгалтером, ее нагружают за троих, получает она мало, а поговорить с шефом о переводе в штат или о прибавке зарплаты не знает как.

На этом фоне думает, может ей перевестить в соседний отдел секретарем в штат, или ей оказалось интересным поучиться на кадровика, а тут еще врачи настаивают, что ей пора рожать и становиться мамой.

Она никак не решит, кем же ей быть в ближайший год: бухгалтером, секретарем, кадровиком или мамой, а свои сомнения формулирует: «Как мне найти себя?»

Если она придет к психотерапевту, возможно, с ней начнут заниматься , хотя реально она нуждается скорее в вполне делового плана, ей предстоит , и ей нужна вполне житейская помощь именно в этом.

Бывает, тем не менее, что человек действительно не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать: «Кто я».

Вариант — картинка есть, но человек хотел бы ее уточнить и скорректировать.

На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью: поискать метафору себя и своей жизни, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя.

Источник: https://psy-space.ru/?page=lichnostnaya-identichnost

Идентичность как предмет психологического исследования

Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время всё чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности[3, с.3].

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) ощущается потребность в воспитании у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции.

Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требует от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности, творчества в решении профессиональных задач.

Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности», фундаментальным основанием которой будет стремление к личностному росту и самосовершенствованию[2, с.3].

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания, самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я»[3, с.9].

Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого как в плане реализации жизненной сущности человека, так и в плане профессиональной подготовки и профессионализации личности[1, с.3].

Проблематикой природы идентичности занимались такие психологи как Л.Б.Шнейдер, Д.В.Колесов, который соотнёс представление об идентичности в логике и психологии.

По его мнению, в логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира.

Читайте также:  Система «чувственное сознавание» - психология

В психологии идентичность – это переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к чему-либо, идее, принципу, «делу».

В логике идентичность – это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность – это особая форма отношений. Поэтому, говоря об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из её сторон является индивид, а другой – другие существа или какие-либо иные объекты, процессы, явления.

Но тогда возникает вполне правомерный вопрос: как возможна идентичность, если одинаковых (не различающихся) индивидов нет по определению? Само понятие «индивид» как раз означает «отличающийся от любого другого». И психологи справедливо декларируют «неповторимость» каждого человеческого существа.

Таким образом, идентичность в логике – это следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность же в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [2, с.12].

Проблема становления идентичности в процессе личностного и профессионального развития и её влияние на качество жизни человека имеет междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах.

В психологии понятие «личностная идентичность» связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А.Антонова, А.Б.Орлов, К.Хорни) и проблемой формирования «Я – концепции» личности (И.С.Кон, В.В.Столин, З.Фрейд, Э.Эриксон). Идентифицирование как базовый процесс и механизм самопознания освещён в трудах Е.З.Басиной, Р.Л.Кричевского, В.Г.Маралова, В.А.Петровского, В.С.Мухиной[2, с.3].

Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида определиться в самопринадлежности, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации усложнения, умножающегося экономического, политического, информационного и социально-психологического многообразия.

Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Человек становится вполне человеком, когда осознаёт свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций.

Если истолковывать понятие «идентичность» как явление уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в различных трудах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами[5, с.5].

Идентичность употребляется как познание чего-либо, кого-либо или как отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом случае понимается процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства. Во втором значении идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентичность рассматривается и как осознание своего тождества с другими и самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложный интегративный феномен.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70 годы XX столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Идентичность можно рассматривать также как элемент единства и многообразия защитной функции «Я», собственно динамики.

Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности ведётся в рамках понятий «Я-концепция», «Образ-Я» [1, с.9]. Так Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на себя, которые включают следующие составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую. А.Ватерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения[4, с.9].

Понятие личностной идентичности также активно разрабатывается в современной зарубежной психологии. Особенно широко представлены две линии теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности.

Первую можно отнести к современному психоаналитическому направлению, так как авторы, работающие в данной парадигме, опираются на теорию идентичности Э.Эриксона. Вторая линия исследований опирается на «концепцию – Я» Дж.

Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

Подробный анализ исследований, сделанных зарубежными психологами, приведён в работах Н.А.Антоновой и Н.И.Ивановой.

Общей для социальных наук является точка зрения, опирающаяся на теорию Э.Эриксона, чьи работы можно считать классическими в области проблемы идентичности.

Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.

Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоотождествлённость личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека[2, с.16].

В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность персональных качеств и характеристик индивида, обеспечивающая целостность и тождественность личности, её позитивное самопринятие.

Термин «профессиональная идентичность» употребляется сравнительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в трудах М.Р. Битяновой, Е.Г. Ефремова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной[2, с.9].

По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е.П.Ермолаева подчёркивает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией[4, с.10].

Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта[3, с.3].

Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу.

Ключевыми составляющими профидентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомлённость.

Свою роль в становлении профидентичности играют определённые ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека[5, с.113].

Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, обусловленная уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающая устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющая самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающая в себя профессиональную направленность, профессиональный «образ-Я», позитивный профессиональный идеал и «Я-концепцию»[1, с.7].

Профессиональное и личностное развитие неотделимы, поэтому в основе процесса становления профессиональной и личностной идентичности находятся фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.

Литература:

1.    Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.

2.    Скибо Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис…канд.псих.наук. Воронеж, 2004.

3.    Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Курск, 2007. – 23с.

4.    Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2006. – 23с.

5.    Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

Источник: https://moluch.ru/archive/23/2354/

Понятие идентичности в психологии

Понятие идентичности используется во многих науках: логике, философии, социологии и, конечно, психологии. Это слово восходит к латинскому «idem» («такой же», «тот же самый»), и до сих пор одно из его значений — «равнозначность», «одинаковость». В науке понятие стало широко употребляться только со второй половины XX века.

«Я» как целое

Как психологический термин идентичность означает способность психики человека осознавать принадлежность личности к определенным группам — профессиональным, религиозным, национальным.

В научный оборот понятие ввел немецкий психолог Эрик Эриксон, рассматривавший его в рамках своей теории стадий психосоциального развития. Центральная категория этой теории — эго-идентичность, которая определяется как глубинная внутренняя структура, обеспечивающая целостность и непрерывность «Я» на протяжении всего развития личности, несмотря на все происходящие с ней изменения.

Итак, любой человек проходит восемь этапов развития, и на каждом из этих этапов ему предстоит решить личностный конфликт, причем от принятого решения будет зависеть дальнейшее формирование идентичности. Вот эти стадии и выбор из двух путей, который личность должна сделать:

  • Доверие или недоверие миру? (в период от рождения до года).
  • Самостоятельность или неуверенность в себе? (от года до трех).
  • Инициативность или чувство вины? (четыре — пять лет).
  • Творчество (в других источниках — трудолюбие) или комплекс неполноценности? (шесть — одиннадцать лет).
  • Обретение идентичности или смешение ролей? (12–20 лет).
  • Одиночество или близость? (20–25 лет).
  • Продуктивность или застой? (25–64).
  • Целостность или отчаяние (65+).

В самом начале жизни младенец решает глобальный вопрос: заслуживает ли окружающий мир доверия? Если ребенок чувствует, что о нем заботятся, конфликт разрешается позитивно; если же он растет, испытывая постоянный стресс, то в дальнейшем будет воспринимать окружающую среду с пессимизмом и подозрительностью.

https://www.youtube.com/watch?v=IYXzdsD8zYw

На второй стадии ребенок учится ходить, возрастает его стремление к самостоятельности. Возможны два варианта. Родители предоставляют ему нужную свободу, мягко ограничивая ее там, где это уместно, — конфликт разрешается позитивно, у ребенка формируется уверенность в собственных силах.

В ином случае (при гиперопеке и чрезмерном ограничении самостоятельности или, наоборот, излишней требовательности) ребенок привыкает к стыду и сомнению в своих знаниях и умениях.

Рекомендуем: Что значит: аутентичность?

Когда наступает третья стадия, окружение ребенка, раньше включавшее только родителей, существенно расширяется. Самоидентификация теперь может происходить не только с отцом или матерью, но и с другими людьми. Предмет конфликта выражается в том, удается ли ребенку почувствовать себя независимым и инициативным исследователем этого нового пространства.

Далее наступает период активного обучения всевозможным навыкам. Главная опасность — сравнение себя со сверстниками и негативная оценка самого себя, полученная при этом сравнении.

Формирование идентичности достигает критической точки на пятой стадии. Подросток уже осознает себя во множестве ролей: ученика, юноши или девушки, друга… Важно представить их все как единое целое и определиться с целью, ценностями и установками на будущее.

Во время шестой стадии выясняется, может ли человек завязывать близкие отношения (с людьми любого пола), не меняя своей идентичности под влиянием чужой. Следующая стадия должна показать, склоняется ли человек к поглощенности лишь собственными проблемами (тогда он обрекает себя на застой в развитии) либо может заботиться о других.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм в психологии

Наконец, последняя стадия должна обозначить итог всей прожитой жизни и завершить формирование идентичности. В идеале при позитивном разрешении последнего конфликта человек обретает мудрость.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта на каждом этапе развития в эго-идентичность включается новое положительное качество, а при неблагоприятном — отрицательное. Не решенную на определенном этапе задачу можно перенести на следующий, однако там потребуется больше усилий, чтобы с ней справиться.

Например, недостаток родительской любви в младенчестве можно компенсировать повышенным вниманием к ребенку в более старшем возрасте, и тогда он вырастет гармоничной личностью.

Стоит отметить, что разговор лишь о двух исходах конфликта, конечно же, условность.

В реальности человек не выбирает один полюс, а старается найти компромисс между двумя, по возможности с перевесом в сторону благоприятного исхода.

Эриксон также разработал понятие «кризис идентичности», которым характеризуется потеря идентичности, чаще всего возникающая в юношеский период, на пятой стадии развития. Проблемы с самоопределением у подростков иногда выливаются в приобретение негативной идентичности, то есть социально опасной роли (преступник, асоциальная личность).

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Читайте также:  Гуманность - психология

Эриксон считал кризис идентичности естественным явлением взросления. Тем не менее родителям необходимо всячески поддерживать детей-подростков, избегая излишнего давления на них, чтобы помочь им разобраться в путанице ролей.

Утрата четкой эго-идентичности возможна и в другие жизненные периоды и, как правило, возникает из-за серьезных перемен: переезда в другую страну, потери работы, взросления детей и так далее.

«Я» в различных проявлениях

Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.

В психологии сложилась тенденция все такие типы идентичности представлять в виде двух больших совокупностей: естественные идентичности и искусственные.

Первые, что явно видно из названия, должны возникать сами по себе (человек, например, не выбирает, какой национальности ему родиться).

Для поддержания вторых нужно прилагать усилия (профессиональная идентичность, религиозная). Остановимся подробнее на некоторых типах идентичности.

Рекомендуем: Понятие асоциальности

Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными.

С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же.

Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).

С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.

Комбинации этих двух противоположных критериев образуют четыре типа гендерной идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный (проявление и тех, и других признаков) и недифференцированный (слабое выражение обеих групп признаков).

Этническая идентичность подразумевает осознание человеком своей причастности к определенной народности, эмоциональное отношение к прошлому и настоящему народа, отделение его от других этносов.

Этническая идентичность отделяется от этничности — объективной принадлежности к тому или иному народу (обусловленной языком, культурой, местом рождения и так далее).

Понятно, что две эти категории далеко не всегда будут совпадать.

К этнической идентичности близка идентичность цивилизационная, хотя приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Последняя представляет собой наиболее широкую категорию из всех социальных идентичностей и включает в себя и культурную, и национальную, и религиозную, и другие виды идентичностей, но к сумме их не сводится.

Наконец, важнейшая для современного человека профессиональная идентичность. Профидентичность становится существенной составляющей психологического благополучия личности, однако достичь ее непросто.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/identichnost.html

Личная идентичность и ее структура

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Личная идентичность – это понятие, тождественное эго-идентичности, обозначающее твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации [14].

Личностная идентичность – то, кем человек считает себя в глубине души. Как он отвечает на вопрос: «Кто я?», внутреннее согласие со своей личностной и ролью. [14]

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность, как центральное понятие концепции говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет.

Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда – отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности – «Как найти себя?» (Вариант: «свой путь в жизни»). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Человек должен рассматривать себя как некоторая система и, как водится, система взаимосвязанных элементов. Говоря языком психологов, человек-структура называется идентичность.

У структуры идентичности есть определенные элементы, отвечая на вопрос «кто я?» мы так или иначе получаем ответ на вопрос, как устроена моя идентичность, т.е. кто я такой и какие компоненты преобладают во мне.

Структура идентичности отчасти похожа на классификацию потребностей, но там элементов.

Есть идентичность физическая, т.е. представление себя как некоторого объекта, который ест, спит, ходит, каким-то образом в мире существует, т.е. некоторое физическое тело – человек как биологическое существо.

Очень редко бывает такое, что этот компонент идентичности преобладает у человека, потому что, это бывает, но на совсем ранних стадиях развития – в детстве, лет до 3-5 этот компонент реально может работать, но заставить трехлетнего ребенка 10 раз ответить на вопрос «кто я?» довольно сложно, но, тем не менее, у людей не здоровых будет преобладать этот компонент, т.к. все, о чем они думают – это их состояние здоровья, состояние их органов, членов и т.д. Но о более приятном.

Следующий компонент – социальный. Т. е. те роли, которые мы играем, те маски, которые мы на себя примеряем в различных сообществах, в различных ситуациях и т.д. Это могут быть роли семейные: я – мать, я – отец, я – сын, я – студент, я – музыкант, т.е.

все, что касается принадлежности к тем или иным сообществам: малым, большим – неважно. Этот компонент преобладает у большинства людей, потому что люди часто не задумываются, что у них внутри, они просто привыкли действовать согласно ситуации, т.е. примеряя различные роли в различных ситуациях.

Так просто, так удобно. Это ни хорошо, ни плохо, просто так есть.

Люди, которые рефлексируют, которые отслеживают, оценивают, осознают каждый момент в своей жизни, у них появляется еще такой компонент идентичности, как личностный, индивидуальная идентичность – можно назвать ее так.

Что это такое – это понимание того, какое место я занимаю в этом мире, каким меня видят другие люди, независимо от тех ролей, которые я играю. И какие ответы классифицируются как личностная идентичность: я хороший человек, я умный, я красивый, я хочу гулять – это личностные вещи, т.е.

то, что говорит о мотивах, о желаниях человека в конкретный момент и том, как он себя воспринимает и как он считает, его воспринимают другие люди.

Четвертый компонент встречается довольно редко, компонент труднопроизносимый – называется трансцендентный, который говорит о принадлежности человека, о причастности его к процессам, которые происходят в нашей вселенной, в нашем мире.

Это небезразличие к глобальным процессам, когда человек хочет сделать мир и жизнь лучше, свою жизнь, жизнь окружающих людей, планеты в целом. До этого не каждый доходит в своем развитии, но когда доходит – это очень здорово.

И если говорить о том, что хорошо, а что плохо, то про структуру идентичности такими категориями говорить нельзя, потому что, как вы понимаете, есть определенное распределение процентное, в среднем, у среднего человека физический и трансцендентный компонент где-то процентов по 10 составляют из 100 процентов представления о себе.

Соответственно, оставшиеся 80% примерно пополам делятся между социальным и личностным. У более старших людей больше личностного компонента, т.е. когда человек больше осознает свои компетенции, свои плюсы, минусы и больше получил обратной связи из окружающего мира.

У школьника, конечно, социальный компонент будет намного значимее, чем у студента или выпускника вуза, или у актуального специалиста, действующего специалиста. И когда мы наблюдаем, начинаем наблюдать наличие трансцендентного компонента, это говорит о том, что человек готов выйти из своей зоны комфорта, из своих привычных ролей и своих представлений о себе самом и начать менять что-то в других людях, и возможно даже в себе самом.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Аксиология наука о ценностях. В качестве ценностей называют следующее:

Категории: Любови. Качества личности. Стили управления или формы правления. Качества социальных отношений. Качества социальных общностей.

Поведение и деятельность человека является основным фактором, определяющим условия существования нашей планеты. Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой.

Идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Личная идентичность – это понятие, тождественное эго-идентичности, обозначающее твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации. [14]

ГЛАВА 2

Источник: http://megapredmet.ru/1-56183.html

Ссылка на основную публикацию