Игра «ведущий дискуссии» — психология

Клуб Здорового Сознания

Игра «Ведущий дискуссии» - психология

​​​​​​​Источник — М. Кипнис, «» (АСТ, Прайм-Еврознак).

Цели:

  • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
  • потренироваться в определении четких и ясных деятельности;
  • совершенствовать лидерские умения управлять группой;
  • поупражняться в риторике — науке убеждать.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: «Ведущий дискуссии», «Спорщик», «Скептик», «Единомышленник», «Философ», «Дипломат», «Альтернативный лидер», «Равнодушный».

Время: от получаса до часа.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией — особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

  • быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;
  • владеть аудиторией, вниманием слушателей;
  • ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;
  • четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Сначала группе раздаются записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый из участников тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии.

Затем определяется тема, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя.

Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки класса, расстановки стульев; для того чтобы все игроки собрались с мыслями и по поводу избранной для обсуждения темы, и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается обычно 15—20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы.

Сначала группа пробует самостоятельно определить, кто был спорщиком, кто альтернативным лидером, а кто занудой. Затем игроки «открывают свои карты» и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры.

Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень: самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии.

Что получилось, а что — нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем — его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу «язык тела» ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли визуальных контакт с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями использовал ведущий?

Дополнительный материал:

[Category:Лидер_как_эффективный_коммуникатор]]

Источник: https://psy-space.ru/?page=igra-veduschiy-diskussii

Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем

Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем

Не победить, а убедить – вот что достойно славы.

В. Гюго

Цель дискуссии – понять позицию партнера, цель спора – утвердить свою. Цель дискуссии – найти слабость в своей позиции, цель спора – найти слабость в позиции партнера. Дискуссия – это сотрудничество, спор – это война, борьба. В дискуссии истина проявляется, в споре – выкипает…

Михаил Литвак, психолог

Цели:

а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

б) потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

в) усовершенствовать лидерские умения управлять группой;

г) поупражняться в риторике – науке убеждать.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием «скрытых ролей»: «Ведущий дискуссии», «Спорщик», «Скептик», «Единомышленник», «Философ», «Дипломат», «Альтернативный лидер», «Равнодушный»…

Время: от получаса до часа.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией – особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

• быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;

• владеть аудиторией, вниманием слушателей;

• ограничивать активность «крикунов», вовлекать в обсуждение «пассивных»;

• четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Группе раздаются свернутые (предположим, вчетверо, в трубочку) записки. Развернув записку так, чтобы никто не видел написанного, каждый из участников тренинга поймет, какую же роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии.

Затем определяется тема, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит Ведущего дискуссии «заявить о себе».

(Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль Ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки комнаты, расстановки стульев; для того, чтобы все игроки собрались с мыслями и по поводу избранной для обсуждения темы, и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается обычно 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Обсуждение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень – все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень – самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Сперва группа пробует самостоятельно определить, кто был Спорщиком, кто Альтернативным лидером, а кто Занудой…

Затем игроки «открывают свои карты» и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры.

Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий этап – самоанализ и обсуждение группой роли Ведущего дискуссии.

Что получилось, а что – нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем – его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу «язык тела» ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями, использовал Ведущий?

Кстати! Материалы для тренера

Гарратт Тед. Эффективный тренинг с помощью НЛП СПб.: Питер, 2001.

Использование невербальной коммуникации. Основные положения:

• Помните правило: 55% – язык тела, 38% – голос (тон, тембр, интонация и т. д.), 7% – слова (речь идет о восприятии информации).

• Переходите от языка тела к невербальной коммуникации.

• Осознавайте невербальную коммуникацию окружающих.

• Следите за собственной невербальной коммуникацией:

? улыбайтесь глазами;

? используйте открытую позу;

? следите за тем, чтобы ваш взгляд выражал заинтересованность;

? стойте прямо, лицом к собеседнику;

? используйте открытые, а не указывающие жесты;

? развивайте навыки получения обратной связи… (с. 125).

Крепкий орешек

Представьте себе, что ваш проект – это не фантазия о далекой перспективе. Ваш проект реально существует, «живет» уже год, два…

Опишите, что происходит с ним? С вами? Какие задачи вы решаете? Над какими проблемами ломаете голову? Что представляет собой «ваше дитя» через полтора года после своего рождения?

Источник: http://bookap.info/psymoney/kipnis_treniruem_umenie_vesti_za_soboy_byt_liderom_motorom_i_vdohnovitelem/gl43.shtm

Групповая дискуссия: ролевая игра

Групповая дискуссия: ролевая игра

Игра научит определять стили поведения и разбираться в манере общения.

Основной смысл данной игры – развитие разнообразных способностей, а значит, что она обучит участвующих людей разбираться в манере поведения людей, найти конкретный стиль общения, который стоит выбрать для удачного и результативного ведения диалога.

Игроков не может быть больше 20ти.

Еще если лимит на время, всего 50 минут, но должно хватить.

Порядок развития действий: с группы выбирают пятерку, которая принимает непосредственное участие в развлечении, занимает центр круга, а вокруг садятся остальные зрители, они могут подкидывать пятерке вопросы. Задача пять участникам вести себя и отвечать на вопросы согласно выданным ролям.

Чем-то похожа в действии и общении психологическая игра Бункер, она, кстати, поможет достичь желаемых результатов в ролевых взаимодействиях.

Участникам выдаются предварительно заготовленные бумажные карточки, с подписанной на них инструкцией. Подсказывать остальным ваши роли нельзя, ведь они и должны будут угадать ее.

Роли в игре Дискуссия

Роли в данной игре совпадают наиболее популярным манерам поведения:

  1. Организатор. Основная цель этого человека – выявить роли игроков. Он интересуется точкой зрения всех, часто задает вспомогательные вопросы, энергично и инициативно принимает участие в спорах, в конце выносит вердикт, высказывает свое мнение.
  2. Соглашатель. Никогда не возмущается, постоянно достигает соглашения абсолютно со всеми. Этот стиль используется не для поиска действенного решения, а ради бесконфликтного общения.
  3. Спорщик. Дискутирует при любом удобном случае, хочет найти опровержение для любой фразы.
  4. Заводила. Особо экспансивный и положительный персонаж, особенно это проявляется в его высказываниях. Он не обращает внимания на остальных, рот у него не закрывается, а больше всего отличается своим стремлением склонять всех к своей точке зрения. Не выслушивает окружающих, особенно когда те не согласны с его мнением.
  5. Оригинал. Человек, постоянно высказывающий немного лишенные смысла предложения и суждения, в беседе не очень энергично участвует, высказывает свое мнение не больше 5 раз.

Есть много вариантов тем для игры «Дискуссия», к примеру:

  • надобность в сексуальном воспитании обучающихся в старшей школе;
  • по какой причине среди мужчин так популярна борода;
  • методы действенной борьбы против алкоголизма.

А какую бы вы обсудили тему в данной игре? Поделитесь с читателями.

Источник: http://i-in-news.ru/psihologi/game/1300-gruppovaya-diskussiya-rolevaya-igra.html

Упражнение 3.31. Ведущий дискуссии

Цели:

-освоить активный стиль общения и развитьв группе отношения творческого партнерства;

-потренироваться в умении вести спонтанную бе­седу, играть образ, заданный условиями игры;

— совершенствовать лидерские умения управлять группой;

— поупражняться в риторике — науке убеждать.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: «Ведущий дискуссии», «Спорщик», «Скептик», «Единомышленник»,»Философ», «Дипломат», «Альтерна­тивный лидер», «Равнодушный».

Время: 30-60 минут.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией особое искусство. От руководителя в этой роли требу­ется немало умений:

— быть доброжелательным и тактичным по отно­шению к аудитории;

-владеть аудиторией, вниманием слушателей; ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

-четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки веде­ния публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написан­ного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии.

За­тем определяют тему, которая по-настоящему зани­мает всех присутствующих. После краткого обсужде­ния, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тре­нинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя.

(Вся полнота власти с этой минуты переходит к то­му, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходи­мый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу из­бранной для обсуждения темы и в связи с получен­ной ролью. Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем груп­па переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был «спорщиком», кто «альтернативным лидером», а кто «занудой».

Затем игроки «открывают свои карты» и объявляют о полученных ролях. Они анализи­руют свое поведение, стиль игры.

Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень — самоанализ и обсуждение груп­пой роли ведущего дискуссии.

Читайте также:  Шизоид в отношениях с другими психотипами - психология

Что получилось, а что — нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мне­ние меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем — его несомненный успех? Соответст­вовали ли друг другу «язык тела» ведущего и содер­жание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимули­рующие выражение собственного мнения слушателямииспользовал ведущий?

Упражнение 3.32. Личный багаж

Цели:

развить способности составления психологического портрета человека;

-освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства; — помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага для записи вещей, входящих личный багаж участников, и ручки.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения

Группа уже немало времени провела вместе, познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества.

Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж. Мы будем собирать рюкзак вместе. Что положит в рюкзак товарища группа? При этом договоримся.

класть в него не вещи, а личные качества товарища! Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать.

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Источник: https://infopedia.su/9xba10.html

ведущий дискуссии — это… Что такое ведущий дискуссии?

  • МЕТОД ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ — метод групповой работы по решению проблем, к рый, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных т. зр. по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М.г.д. увеличивает вовлеченность… …   Российская социологическая энциклопедия
  • Модератор — – западный термин, в понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий «круглого стола», ведущий дискуссии. Предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии …   Энциклопедический словарь СМИ
  • Парфёнов, Николай Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Парфёнов. Николай Парфёнов Имя при рождении: Николай Иванович Парфёнов Дата рождения …   Википедия
  • БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА —         Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя Балинта (Balint M.), проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и… …   Психотерапевтическая энциклопедия
  • Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть» — …   Википедия
  • Ток-шоу — Портал Телевидение История Телевидение в США Телевидение в России Телевидение в СССР …   Википедия
  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора
  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия
  • Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… …   Энциклопедия инвестора
  • Попутчики — отряд советских писателей, сотрудничавших с пролетариатом в годы восстановительного и в начале реконструктивного периода. Термин «литературное попутничество» возник как термин литературно политический. Под П. партийные документы и марксистская… …   Литературная энциклопедия
  • ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… …   Философская энциклопедия

Источник: https://universal_ru_en.academic.ru/702349/%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Что такое психологические игры и кому они нужны?

Я и деньги

Я начала исследовать мир психологических игр с бизнес-симулятора FreshBiz – это трансформационная игра, посвященная финансам. Ведущая обещала, что я осознаю свои взаимоотношения с деньгами.

Для начала нужно было выбрать героя – фишку с изображением и именем. К ней прилагался набор карточек с описанием бизнеса, который можно открыть. Перед началом игры каждый участник кидает кубик, и выпавшее число становится количеством денег для старта. Мне «повезло» – у меня выпала 1.

И мне дали фишку на миллион долларов. А дальше началась сама игра: можно было брать кредиты у банков, покупать акции и недвижимость и открывать бизнес. Случались и волшебные подарки судьбы, когда в руки попадали карточки с дополнительными возможностями и финансами.

Через 2 часа ведущая скомандовала: «Стоп! Подводим итоги и считаем прибыль». 

Игра FreshBiz.

Из миллиона долларов  мне удалось сделать 7 миллионов, хотя до конца игры я так и не дошла. Как оказалось, это все из-за того, как я сформулировала запрос: посмотреть на свои взаимоотношения с деньгами.

Конечного результата в этом запросе не было. Игра показала мне основное правило денег: движение. Если держать деньги, то с ними ничего не происходит. А вкладывая и рискуя, можно увеличить свой капитал.

Эффект от игры? Теперь я гораздо смелее распоряжаюсь своими финансами.

Я и мир

Второй моей игрой стал «Каузальный интеллект». Игру вела ее создатель Жанна Завьялова – учредитель Международной школы бизнес-тренеров ICBT, кандидат психологических наук.

Перед началом игры тоже нужно было сформулировать запрос, точнее – задать вопрос, ответ на который я бы хотела получить во время игры. Единственный вопрос, который был у меня в голове: «Посмотреть, как работает игра и что это такое».

Для старта необходимо было официально «родиться», то есть выбросить кубик с цифрой 5, что мне удалось достаточно быстро. Остальные участники еще долго испытывали судьбу. Игра состояла из 55 клеток, означающих различные состояния сознания. Фишками становились сами игроки. А игровым полем – все пространство зала.

Игру я прошла на удивление быстро, попадая каждый раз на клетки, которые переносят меня на более высокий уровень. 

Игра «Каузальный интеллект».

– Как быстро ты закончила игру! – удивилась Жанна. – Какие инсайты у тебя были? Получила ли ты ответ на свой вопрос?

– А я не задавала вопрос, я изучала игру, – честно призналась я.

– Ну тогда ты не играла по-настоящему. Это была лишь подготовка. Игра дает намного больше. Может быть, у тебя есть актуальный вопрос и тебе было бы интересно прожить его в игре? 

Игра «Каузальный интеллект».

Вопрос у меня нашелся, и я решила поиграть еще раз. Теперь все оказалось совсем по-другому. Каждый бросок кубика – как прыжок в пропасть в поисках себя. Откуда игра знает, что у меня есть гнев? А ведь правда есть, я же живая. Мир фантазий – да, и это мне свойственно. Каждый ход добавлял новый элемент к пазлу моей жизни и соответствовал моим состояниям.

3 шага вперед и 1 шаг назад – меня вдруг снова отбросило на первый уровень, опять начинать все сначала… Для таких случаев есть отрывки из фильмов или кинометафоры, которые можно посмотреть на экране телефона. Кинометафоры помогают быстрее прожить ситуацию, видя ее более полноценно, со всех сторон. 3 часа промчались как одно мгновенье.

Я закончила игру за 5 минут до официального завершения, и мое тело и голову переполняли инсайты.

Интересно: как мне, совершенно не игроману, удалось втянуться в игру и получить столько эмоций? Я решила поговорить об этом с создателем игры «Каузальный интеллект» Жанной Завьяловой. 

Жанна Завьялова – автор психологической игры «Каузальный интеллект».

Жанна, почему взрослые люди так увлекаются психологическими играми? То ли дело карты или казино – в них есть азарт и испытание судьбы. 

Жанна Завьялова: В психологических играх у игроков есть уникальная возможность прожить, осмыслить и трансформировать ситуации, которые им не удавалось разрешить, понять сам механизм. А потом применить это все в реальной жизни. Игроки испытывают яркие эмоции и инсайты, часто даже более интенсивные, чем в жизни. 

В чем сила игры?

Ж.З.

: В том, что игроку попадаются именно те карточки, которые наиболее точно описывают его ситуацию, и участник может извлечь уроки прямо на игровом поле: попасть в кроличью нору или совершить квантовый скачок. И пока человек не осознает и не примет причины повторяющихся состояний, он не сможет продвинуться дальше. Игра будет возвращать его к непройденному уроку – что часто происходит в нашей жизни.  

Игра «Каузальный интеллект».

Как появилась на свет эта игра?

Ж.З.

Прототипом стала древняя индийская игра «Лила», адаптированная под современный мир и под бизнес-форматы. Древние жрецы с помощью «Лилы» передавали своим соотечественникам знание о мире, и некоторые выбрасывали кубик лишь один раз в жизни. Выпавший символ был знаком того, какой урок они должны усвоить.

И если в «Лила» можно играть часами, постигая основы мироздания, то «Каузальный интеллект» укладывается в 2-3 часа.

Что такое каузальный интеллект?

Ж.З.

Это психическая функция. Она формируется в процессе жизни и отражает культуру взаимодействия человека с реальностью. Каузальный интеллект состоит из способности преобразовывать реальность, из навыков принимать неизменяемые аспекты и способности различать то, что можно изменить, а что необходимо принять.

Я и мужчины

Игра «Возлюбленная».

Третья психологическая игра – «Возлюбленная» – была посвящена взаимоотношениям с партнером. Эту игру тоже вела ее создательница – педагог-психолог, сказкотерапевт Владимира Махукова. Наученная предыдущим опытом игр и важностью запроса я честно призналась, что тема отношений с партнером для меня не актуальна.

Владимира помогла мне сформировать вопрос и войти в ресурсное «женское состояние». На кубике сразу выпало заветное 3 – «женское число». Игра началась. Она состояла из трех циклов: привлечение партнера, поддержание отношений и обновление. Циклы были изображены на игровом поле в виде спиральных раковин. Я попала в первую спираль «Привлечение партнера».

Внутри сразу сработал протест: «Не хочу я никого привлекать!» 

Игра «Возлюбленная».

Но я решила исследовать, кого привлекаю, и посмотреть, что будет дальше. А дальше мы анализировали мои состояния через три вида метафорических карт. Я получала карты-подсказки от других участниц игры, которые выступали в роли ведуний, и с их помощью смотрела на свое поведение в отношениях. Двигалась я очень медленно, так как мне постоянно выпадали 1 и 2.

Однако, когда мне захотелось попасть на другой уровень и посмотреть, а как там, я выбросила 6, попала в поле «переход» и вышла из раковины-спирали. Удивительным образом это совпало со временем окончания всего процесса. И да, во время игры я осознала, что привлекаю мужчин-героев, которые готовы ради меня убить дракона. И моя женская роль активно-пассивная – вдохновлять на подвиги.

Что как лайф-коуч я делаю почти каждый день. 

Читайте также:  Выездные тренинги - психология

Владимира Махукова – автор психологической игры «Возлюбленная».

Владимира, как родилась Ваша игра?

Владимира Махукова: Как-то раз я поиграла в игру «Семейные сценарии», увидела, что можно за три часа решить то, что не получилось годами. А потом решила создать свою игру.

За основу я взяла метод комплексной сказкотерапии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и архетипы Возлюбленной, Матери и Хранительницы.

Самостоятельно я разработала колоду ассоциативных карт «Цветы венка Возлюбленной», где каждый цветок несет в себе глубокий этнопсихологический и архетипический смысл и помогает находить внутренние ресурсы.

В чем сила игры?

В.М.: В том, что через символические действия игроки запускают процессы изменения в своей жизни. В ходе игры есть клетки раздумий, где нужно взять метафорические карты и поразмышлять над ситуацией. Есть инициации, когда необходимо сделать важный выбор.

Есть женский совет, на котором участницы одаривают героиню символами-подсказками. А еще можно пообщаться с сильными женщинами из своего рода и набраться женской мудрости. Все это символично, но это работает.

И после игры женщина осознает уникальную часть себя, которая называется Возлюбленной.

Источник: http://www.sncmedia.ru/entertainment/psikhologicheskie-transformatsionnye-igry/

Кипнис Михаил — Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем

Кипнис Михаил - Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем

Не победить, а убедить – вот что достойно славы.

В. Гюго

Цель дискуссии – понять позицию партнера, цель спора – утвердить свою. Цель дискуссии – найти слабость в своей позиции, цель спора – найти слабость в позиции партнера. Дискуссия – это сотрудничество, спор – это война, борьба. В дискуссии истина проявляется, в споре – выкипает…

Михаил Литвак, психолог

Цели:

а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

б) потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

в) усовершенствовать лидерские умения управлять группой;

г) поупражняться в риторике – науке убеждать.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием «скрытых ролей»: «Ведущий дискуссии», «Спорщик», «Скептик», «Единомышленник», «Философ», «Дипломат», «Альтернативный лидер», «Равнодушный»…

Время: от получаса до часа.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией – особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

• быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;

• владеть аудиторией, вниманием слушателей;

• ограничивать активность «крикунов», вовлекать в обсуждение «пассивных»;

• четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Группе раздаются свернутые (предположим, вчетверо, в трубочку) записки. Развернув записку так, чтобы никто не видел написанного, каждый из участников тренинга поймет, какую же роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии.

Затем определяется тема, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит Ведущего дискуссии «заявить о себе».

(Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль Ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки комнаты, расстановки стульев; для того, чтобы все игроки собрались с мыслями и по поводу избранной для обсуждения темы, и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается обычно 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Обсуждение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень – все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень – самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Сперва группа пробует самостоятельно определить, кто был Спорщиком, кто Альтернативным лидером, а кто Занудой…

Затем игроки «открывают свои карты» и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры.

Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий этап – самоанализ и обсуждение группой роли Ведущего дискуссии.

Что получилось, а что – нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем – его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу «язык тела» ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями, использовал Ведущий?

Кстати! Материалы для тренера

Гарратт Тед. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.

Использование невербальной коммуникации. Основные положения:

• Помните правило: 55% – язык тела, 38% – голос (тон, тембр, интонация и т. д.), 7% – слова (речь идет о восприятии информации).

• Переходите от языка тела к невербальной коммуникации.

• Осознавайте невербальную коммуникацию окружающих.

• Следите за собственной невербальной коммуникацией:

? улыбайтесь глазами;

? используйте открытую позу;

? следите за тем, чтобы ваш взгляд выражал заинтересованность;

? стойте прямо, лицом к собеседнику;

? используйте открытые, а не указывающие жесты;

? развивайте навыки получения обратной связи… (с. 125).

Крепкий орешек

Представьте себе, что ваш проект – это не фантазия о далекой перспективе. Ваш проект реально существует, «живет» уже год, два…

Опишите, что происходит с ним? С вами? Какие задачи вы решаете? Над какими проблемами ломаете голову? Что представляет собой «ваше дитя» через полтора года после своего рождения?

Цели:

а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

б) потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

в) создать предпосылки для выявления лидерских качеств среди участников группы;

г) усовершенствовать лидерские умения управлять группой.

Размер группы: желательно не более 20 участников.

Ресурсы: 30 карточек из картона или пластика размером 20 х х 20 сантиметров, на каждой – крупно нарисованная цифра от 1 до 30.

Время: от 15 минут до получаса.

Ход игры

На полу комнаты (или на земле, асфальте, если играем на улице) размечаем игровое поле – прямоугольник два на три метра. Внутри игрового поля вразброс раскладываем вверх цифрами карточки.

Задание группе следующее.

Участники группы должны наступить ногой на ВСЕ карточки-цифры от 1 до 30 ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ, но сделать это надо как можно быстрее и таким образом, чтобы на поле во время «прохождения маршрута» находился только один участник команды.

После того как задание объявлено, группе дается время обдумать и обсудить тактику игры. Когда время на обсуждение истекло, просим всю команду отойти на линию старта – приблизительно метрах в пяти от игрового поля. Тренер дает сигнал, и команда приступает к игре.

Тренер следит за правильностью действий и за соблюдением законов игры. По окончании объявляется время, затраченное на выполнение задания. Как правило, после этого команда требует повторить игру, чтобы улучшить результат.

Вновь даем ей время на обсуждение тактики, а игра вновь начинается по сигналу тренера с линии старта.

Обсуждение

Обмен впечатлениями от итогов игры и от процесса принятия решений.

Крепкий орешек

Среди типичных ошибок лидера-руководителя можно назвать:

1) излишнюю критичность;

2) отсутствие коллегиальности в поиске и принятии решений;

3) присвоение результатов работы коллектива себе;

4) подозрительность, недоверие к сотрудникам;

5) «скупость» на поддержку и безразличие к достижением коллег / сотрудников / подчиненных;

6) демонстрация собственного превосходства;

7) командный стиль коммуникации;

8) создание нервозной атмосферы, стрессовых и конфликтных ситуаций;

9) отсутствие «перспективы», стратегии, «ближайшие границы» – как принцип руководства;

10) Организационную неразбериху, нелогичность структуры организации, невнятное разделение ответственности.

Проверьте себя и отметьте, насколько каждый из этих пунктов представлен в вашей практике. Ноль – отсутствие признака, 10 – максимальная оценка.

Цели:

а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

б) потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

в) попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;

г) продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влияние позиции лидера на результат групповой деятельности.

Размер группы: 20-25 человек.

Ресурсы: флип-чарт, маркеры для записей.

Время: 1-1,5 часа.

Ход игры

Первый этап

– Рассаживайтесь поудобнее, сосредоточьтесь и попробуйте представить, как бы вы продолжили предложение: «Когда я думаю о лидере, я представляю себе.» Теперь давайте расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер – тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов». Что бы вы могли добавить / изменить в предложенной формулировке?

Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

Часто определяют два типа лидерства: деловой (лидер, побуждающий группу работать ради достижения целей, но не принимающий во внимание эмоциональное состояние членов команды) и социоэмоциональный (лидер, в процессе совместной деятельности учитывающий эмоциональные потребности подчиненных). Какой из двух (или смешанный?) типов лидерства предпочитает ваш герой? Что вы можете сказать о стиле лидерства, присущем вашему герою, – демократический, авторитарный, попустительский?

Второй этап

Делим группу на три подгруппы. В каждой из подгрупп просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле.

Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

Вслед за этим объявляем групповое задание. Для каждой подгруппы оно одинаковое: связать максимально длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается 5 минут.

Обсуждение

? Какая из групп лучше других справилась с задачей, какая – на втором, а какая – на третьем месте?

? Как группа реагировала на демократического / попустительствующего / авторитарного лидера?

? Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд?

? Какой стиль лидерства, по вашему мнению, будет оптимальным:

• в ситуации бытовой ссоры между супругами;

• роли:

• капитана корабля, терпящего крушение в океане;

• лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю;

• директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров;

• учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами;

• руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха.

На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

Кстати! Материалы для тренера

Квинн. Вирджиния Н. Прикладная психология. 4-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000.

Д. Макгрегор установил, что конкретные методы работы лидера зависят от общей концепции, которой данный лидер придерживается в отношении людей. Макгрегор выделил две возможные концепции, назвав их теорией X и теорией Y Теория X – это пессимистический взгляд на природу человека.

Руководители, исповедующие теорию X, исходят из убеждения, что человек по природе своей ленив, избегает работы и связанной с ней ответственности.

Читайте также:  Блоки желаний - психология

Они считают, что их подчиненные преследуют свои эгоистические интересы, что им безразличны интересы организации, что люди в большинстве своем не желают самостоятельно принимать решения, а склонны подчиняться решениям вышестоящего лица.

В результате такой руководитель вынужден постоянно контролировать своих подчиненных, ведь он убежден, что. их нужно проверять, подгонять и даже наказывать, когда они не желают приложить усилий.

Напротив, теория Y предполагает более позитивный взгляд на человека.

Ее приверженцы считают, что человек от природы деятелен и способен сам организовать свою деятельность, что в благоприятных условиях он стремится к ответственности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Y, не будет оказывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее представит им полную свободу действий.

Развивая теорию Макгрегора, В. Оуши предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Z. Лидеры, придерживающиеся теории Z, исходят из того, что людям присуща некоторая активность, но без надлежащего руководства они, скорее всего, будут работать неэффективно.

Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими работниками, стараются воспитать в подчиненных преданность организации и построить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляющий персонал принимали совместно(с.

499-500).

Лексикон ВЛАСТИ

В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков – в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.

Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.

Доступность (возможность использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.

В социуме власть есть способ влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения.

Классификация носителей власти

1. Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными. Бюрократов ругают всегда и везде. Но все прекрасно понимают, что без аппарата – чиновного люда – прожить в обществе нельзя. Выщеляют подвиды бюрократии:

• формализм, т. е. следование в первую очередь букве инструкции без учета реальных обстоятельств и жизненных интересов;

• волокита – затягивание всяких дел в силу либо несостоятельности, либо умышленного вымогательства;

• казенщина – наблюдение за работой по видимости с соблюдением абсолютно несущественных мелочей в ущерб практическому делу;

• волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупция.

2. Наукократия – власть знающих над незнающими. Человечеству и человеку на протяжении всей истории приходится бороться за свое существование. Природа дала ему одно преимущество – понимать сущность закономерностей окружающего мира.

3. Плутократия – власть имущих над неимущими. Наиболее известные методы – лоббирование интересов банкиров, промышленников, представителей ВПК. Финансовую поддержку на выборах своим кандидатам обеспечивают плутократы.

4. Партократия – власть организованных над неорганизованными. Политические партии являются носителями моделей устройства власти, и избежать партийности, самого факта появления и существования партий, их влияния на жизнь общества невозможно.

5. Райтократия – власть пишущих над читающими. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой находится человек, является на сто процентов искусственной. Люди знают и понимают только то, что заранее подготовлено и предъявлено им райтократами.

6. Технократия – власть умеющих над неумеющими. Влияние технократов присутствует во всех сферах политической и общественной жизни. Влияние наукократов и технократов на политические процессы, происходящие в обществе, необходимо рассматривать в паре, так как зачастую технократы претворяют в жизнь то, над чем работают наукократы.

7. Демократия – власть большинства над меньшинством. Традиционно принято считать, что демократия есть лучшее устройство государства. Но демократия пригодна не для любых условий и не является идеальной формой государственного устройства.

8. Автократия – власть сильных над слабыми. В природе человека заложено стремление не только властвовать над другими, но и искать тех, кого надо слушаться, кому подчиняться, кем руководствоваться.

По материалам статьи «Лидерство как власть» профессора А. Я. Кибанова,, 28.5.2008

Источник: http://fanread.ru/book/6126855/?page=14

Сюжетно ролевые игры

Ролевая игра  «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев.

Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить.

Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

Роли:

«Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» — «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» — иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает  с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» — соглашается со всеми.  Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в вузах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;

Каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;

Как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость.

Упражнение Интервью».

Цель:проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия; развивать умение социального поведения в группе.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог раздает студентам роли.

Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения, газет и журналов».

Роли:

1.«Агрессор» — все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» — что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» — старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» — всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» — демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» — неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодных  аксессуаров.

8.«Сиротинушка» — все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» — любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» — холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Студентам необходимо стать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Студенты разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/siuzhetno-rolevie-igri.html

Ссылка на основную публикацию