Бессознательное как продукт автоматизации — психология

Бессознательное как продукт веры

Дорогие коллеги, искренняя благодарность за разборе понятий, связанных с личностным ростом. Откликнулись многие, все предложение были дельными, выбирать было из чего.

Спасибо!

Тот особенный личностный рост, который так характерен для участников нашей рассылки, я (с вашей помощью) предложил бы называть активным личностным ростом — в отличие от пассивного личностного роста, происходящего (или перестающего происходить) природно-естественным образом.

Сегодня — снова о разновидностях бессознательного.

Бессознательное не-по Фрейду

Возникла новая, очень неожиданная мысль: как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом.

Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения.

А может ли вытеснение происходить в другую сторону? А именно, может ли «Оно» вытеснять то социальное, которое вспоминать не хочется и неприятно?

Пишет О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать.

Но это было скорее неприятно. Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм.

Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся».

Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…

Знакомое нам бессознательное

Просто перечислю несколько видов бессознательного, досточно хорошо нам знакомых.

У каждого из нас есть совокупность эмоциональных реакций, ассоциативно связанных с разнообразными стимулами (якорями). Установленные ассоциативные связи срабатывают автоматически, до и без всякого осознавания, поэтому действие этих связей с полным правом можно называть работой бессознательного.

  • Бессознательное как продукт автоматизации (Бессознательное по привычке)

Это неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться. См.→

  • Бессознательное как подпороговое восприятие (Подсознательное)

Это механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. См.→

  • Бессознательное как потеря возможности контроля (Трансовые состояния)

Чтобы не иметь возможности управлять и вообще не осознавать ничего, достаточно убрать контролера. Алкоголь справляется с этой задачей — уничтожает в психике инстанцию контролера и создает бессознательное состояние — особые психические состояния с ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т.д.). См.→

  • Бессознательное как приобретенный опыт

Память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (не обязательно осознаннано) и в любом случае то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед. Автор этого представления — Милтон Эриксон.

Самое Удивительное Бессознательное

На мой взгляд, самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное — это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Кто во что верит — тем эта вера без нашего осознавания, ведома и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух — к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит.

Также, всегда можно предположить, что нашим поведением заведуем не мы, а кто-то в нас, какие-то внутренние персонажи нашей души, нашей личности.

Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых — голоса Родитель-Взрослый-Ребенок, субличность Критик, Саботажник и так далее список всегда открыт…

Дети легко верят в реальность Бабы Яги и деда Мороза, кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость…), влияющих на их душевную жизнь, особенно если выгодны?

Выгоды:

  • престижно: у всех есть внутреннее Творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня нет?
  • удобно: они снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличное напряжение). Это не я трушу, это проявление моего комплекса…

Итого: с помощью заинтересованных специалистов-психологов эти персонажи быстро появляются: внешние и внутриличностные.

К этому бессознательному, к разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большое направлений практической психологии. У истоков этого направления стоят Карл Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (Психосинтез), далее Эрик Берн, далее очень многие… Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП.

Похоже, что где-то об этом писал Жак Лакан: «бессознательное структурировано как язык». Как человек говорит, так он и думает. Если в речи появляется понятие бессознательное и конкретные персонажи бессознательного, это и появляется в сознании человека.

Поэтому психоаналитик работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.

Бессознательное создается словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Смотри Бессознательное как язык

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/19785.html

Понятие о бессознательном

Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Понятие бессознательного трактуется по-разному представителями разных направлений психологической и философской мысли:

а) как мозговая деятельность, осуществляющая переработку информации без отражения этого процесса на уровне переживаний субъекта;

б) переживания, не осознаваемые субъектом (феномен, наблюдаемый в условиях нормы на ранних этапах онтогенеза, а иногда при аффективных состояниях, утомлении и патологических изменениях сознания).

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, и поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении).

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим.

Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т.п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения.

Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3. Фрейд ввел термин «динамическое вытеснение бессознательного».

Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (психотерапия групповая);

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания.

Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие. Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения;

4) проявления субсенсорного восприятия.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное – это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII в. Г.В. Лейбницем. В XIX в.

бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для его изучения дали работы З. Фрейда в области психопатологии в конце XIX в.

Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние.

Согласно теории Фрейда в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания.

Читайте также:  Лидер и руководитель - психология

Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания.

Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение.

Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание.

Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

З. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения инфантильных и запретных переживаний, которые сохраняют свой энергетический потенциал и проявляются в виде психических нарушений.

Сферу бессознательного З. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию под-сознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах.

Стремясь избавится от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рациона-лизации и регрессии.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. С помощью метода гипноза, разработанного французской психиатрической школой (Ж.М. Шарко, И. Бернгейм и др.), была обнаружена патогенная роль бессознательного и показано влияние неосознаваемых внушений на сознательное поведение. П.

Жане истолковывал бессознательное как явление, связанное с ослаблением сознательного управления поведением и психической диссоциацией. К.Г. Юнг развил учение о сверхличном «коллективном бессознательном», проявляющемся в символических образах – «архетипах». Близкое этому по содержанию понятие социального бессознательного рассмотрено Э.

Фроммом.

В России материалистическое понимание бессознательных явлений психики связано с именами И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и др.

В отечественной физиологии и психофизиологии неосознаваемые явления высшей нервной деятельности изучаются в связи с проблемами субсенсорики, регуляции движений, корково-подкорковых соотношений, сна, гипноза и др.

В отечественной психологии изучение бессознательных явлений связано с исследованием таких проблем, как мотивация, аффекты, направленность личности. Проблема бессознательного разрабатывается также в экспериментальных исследованиях, связанных с теорией установки Д.Н. Узнадзе.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека.

Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего и внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы

Рис. 5. Основные подходы к пониманию психики

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется психикой?

2. Назовите функции психики.

3. Что такое сознание?

4. Назовите особенности сознания.

5. Что такое бессознательное и какова его роль в регуляции поведения?

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/14346.html

13.4.1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Опорные слова к вопросу №13 — здесь.

Это:

  • неосознаваемые автоматизмы (= первичные автоматизмы и навыки),
  • привычки,
  • установки,
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим их подробнее.

Неосознаваемые автоматизмы.

Слово автоматизм означает, что соответствующее действие выполняется полностью, или, хотя бы частично, автоматически, т.е. без участия сознания.

Различают первичные автоматизмы и навыки.

Первичные автоматизмы это врождённые автоматизмы, а также автоматизмы, возникшие без участия автономного сознания.

При нормальном развитии у ребёнка от рождения и до трёх лет автономное сознание отсутствует, ребёнок функционирует в рамках диады мать-дитя, можно сказать, что он пользуется сознанием матери, как бы напрокат.

И только после трёх лет, когда ребёнок достаточно созреет чтобы освободиться из диады мать-дитя, у него возникнет автономное сознание. Это значит, что ребёнок станет субъектом, т.е.

распорядителем своих физических, психических и духовных сил, что проявится в кризисе «Я сам».

Итак, первичные автоматизмы это такие автоматизмы, которые, при условии нормального развития ребёнка, формируются до трёх лет. Это всевозможные врождённые инстинкты и рефлексы, ходьба, жевание, базовые основы владения языком и т.п.

Навыки — частично автоматизированные действия, которые возникли в результате многократных повторений (упражнений) при участии автономного сознания. Пример навыков: навыки письма, катания на велосипеде, навыки решения каких-либо задач и т.п.

Отметим, что навыки у человека и у животных, — совершенно разные психические явления, они имеют принципиально различную природу, это объясняется тем, что у животных нет человеческого сознания.

У человека первичные автоматизмы и навыки существенно отличаются друг от друга тем, что навыки допускают сознательное регулирование, потому что они сформировались при участии автономного и притом довольно развитого сознания, именно поэтому человек может вспомнить, как у него происходило формирование того или иного навыка.

Первичные автоматизмы, наоборот, не осознаются, так как сформировались без участия развитого сознания.

Чтобы различить первичные автоматизмы и навыки, можно обратиться к истории их возникновения. Например, если ребёнок стал ходить в возрасте 10 месяцев, то его ходьба является первичным автоматизмом. Но если человек после тяжёлой болезни заново учился ходить под руководством инструктора по лечебной физкультуре, то его ходьба является навыком.

Первичные автоматизмы и навыки могут проявляться в различных сферах, они бывают:

  • сенсорные, проявляются в восприятии,
  • моторные, проявляются в движениях,
  • сенсомоторные,
  • интеллектуальные, проявляются при выполнении операций мышления и воображения,
  • мнемические, проявляются в запоминании,
  • локомоторные, проявляются в перемещении предметов

и т.п.

Привычка представляется человеку в виде неудержимого желания сделать что-либо. Это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

Установка — это готовность, предрасположенность субъекта воспринимать реальность определённым образом и действовать определённым образом. Явление было открыто немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой.

Д. Н. Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.

Установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта.

В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него.

В качестве примера формирования установки может служить воздействие рекламы на человека. Реклама всегда направлена на то, чтобы сформировать благоприятное отношение потенциального покупателя к товару, что потом, в силу сложившейся установки, предопределит его покупку.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Пример: музыкант играет, и не замечает, что он сам раскачивается, а его лицо гримасничает.

И ещё забавный пример: человек что-то режет ножницами, и в такт сознательным движениям неосознанно двигает челюстями.

Эти явления могут служить объективными индикаторами (физиологическими коррелятами) психических процессов и состояний. Иначе говоря, они невербально, т.е. без слов, сигнализируют о состоянии человека, его мыслях и чувствах. Например, если человек покраснел, то есть основания думать, он чувствует себя неловко, подумал о чём-либо постыдном для него и т.п.

Источник: http://vestishki.ru/node/752

Вопрос № 4в. Бессознательное как предмет психологии (фрейдизм)

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма– австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858–1939).

Фрейдизм— общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З.Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего, через такие факторы, как«Я» (эго), «ОНО» (ид), «СВЕРХ-Я» (супер-эго).

При этом две последние структуры локализованы в «подсознании» человека.

Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленныхвлечений, тенденций и т.п.

Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры:гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др.

Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.

Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего, сексуальные.

В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Бессознательное —

1)совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;

2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Читайте также:  Джон боулби - психология

В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:

Ø непосредственное эмоциональное вчувствование;

Ø идентификация;

Ø эмоциональное заражение;

Ø объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении).

Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

В настоящее время в психологии признается существование следующих классов проявлений бессознательного:

1) Надсознательные явления (художественные образы, инсайтные решения, продукты творчества и пр.). Надсознательное– это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

2) Неосознаваемые побудители деятельности неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим.

Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.).

Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения.

Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3.Фрейдввел термин «динамическое вытеснение бессознательного».

Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (групповая психотерапия).

3) Проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции по­ведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания.

Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач)и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие.

Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А.Бернштейном в концепции уровней построения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н.Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.

Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.

Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль.

Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация.

В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность.

При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности.

Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[6]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения.

После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.

Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

В качестве бессознательных регуляторов поведения (действий) человека можно рассматривать и так называемые защитные механизмы.

Защитные механизмы – (открытые З.Фрейдом) процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека.

В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для:

а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и

б) сохранения, тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

Назовем некоторые защитные механизмы личности:

1) вытеснение— перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного;

2) идентификация— бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности;

3) проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира;

4) замещение — процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности;

5) сублимация — преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую;

6) бегство (от реальности) — стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности;

7) рационализация — бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.

Говоря о вкладе психоанализа и, прежде всего, его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.

Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное – бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными.

Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека.

Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa37a.html

Неосознаваемые психические процессы

Неосознаваемая сфера психики – это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека.

В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие.

Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом,  без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям неосознаваемой сферы психики.

Рассматривая неосознаваемые психические процессы, важно помнить, что в классической психологии принято говорить о взаимосвязи трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.

Рассмотрим каждый из неосознаваемых уровней психической деятельности.

Согласно исследованиям Е.Н.Каменской,  одним из таких неосознаваемых уровней является бессознательный уровень психической деятельности, который  представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность.

На бессознательном уровне регулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в  таламусе и гипоталамусе.

Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно считать подсознательный уровень психической         деятельности – обобщенные, автоматизированные в  опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция.

Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития, Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

       Что же такое автоматизмы?  

Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).

В подсознание выделяются и различные комплексы  — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона,  неполноценности, застенчивости и др.).

Следовательно, подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание включается тогда, когда исчерпывается сфера сознательной деятельности. Если сознание вооружено понятиями, то подсознание – эмоциями и чувствами.

Высшая сфера подсознания – интуиция (называя иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Критерием неосознаваемых психических процессов является их безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Особенностью сферы подсознательного является ее устойчивость, неподвижность.

Поэтому поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, начинающиеся в подсознательной сфере, могут иметь продолжение в сознании.

И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Читайте также:  Психика и душа - психология

Неосознаваемая сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного З.Фрейд считал   источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от З.Фрейда, К.

Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человека в далеком прошлом.

Следовательно, не мысль (сознание), а чувство (подсознание) говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Единство сознательного и бессознательного проявляется в установках (Д.Н.Узнадзе) – готовности человека воспринимать действительность и действовать определенным образом.

Таким образом, адаптация к внешней среде осуществляется тремя типами относительно автономных программ поведения:

  • бессознательно-инстинктивным;
  • подсознательным (субъективно-эмоциональным);
  • сознательным (произвольными, логико-семантическими программами).

При этом бессознательное и подсознательное относится к неосознаваемым психическим процессам, которые отвечают за сферу чувственного и неотделимы от сознательных процессов, сливаясь в мыслях, понятиях, знаниях, опыте, мудрости и пр.

Источник: http://hr-portal.ru/article/neosoznavaemye-psihicheskie-processy

Бессознательное как предмет психологии

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 – 1939).

Фрейдизм— общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего через такие факторы, как«Я» (эго), «ОНО» (ид), «СВЕРХ-Я» (супер-эго). При этом две последние структуры локализованы в «подсознании» человека.

Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленныхвлечений, тенденций и т.п.

Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры:гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др.

Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.

Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные.

В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Бессознательное —1)совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ дейст­вительности и отношение к ней субъ­екта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое

Бессознательное отличает­ся от сознания тем, что отражае­мая им реальность сливается с пе­реживаниями субъекта, его отноше­ниями к миру, поэтому в бессознательном не­возможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

В бессознательном дей­ствительность переживается субъек­том через такие формы уподобле­ния, отождествления себя с дру­гими людьми и явлениями, как: непосредственное эмоциональное вчувствование; идентификация;эмо­циональное заражение;объедине­ние различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным при­знакам.

В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществу­ют, объединяясь в каком-либо од­ном психическом акте (например, в сновидении).

Бессознательное находит свое вы­ражение в ранних формах познания ребенком действительности и пер­вобытном мышлении, интуиции, аф­фектах, панике, гипнозе, сновиде­ниях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизволь­ном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступ­ках, причины которых не осознаются личностью.

В настоящее время в психологии признается существование следующих классов проявлений бессознательного:

1) Надсознательные явления (художественные образы, инсайтные решения, продукты творчества и пр.). Надсознательное– это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

2) Неосознаваемые побу­дители деятельности (неосознавае­мые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым буду­щим.

Этот класс явлений был об­наружен при исследовании поведе­ния субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная про­грамма действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.).

Выполняя задан­ную программу, человек не мог объ­яснить причины своего поведения.

Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3.Фрейдввел термин «динамиче­ское вытеснение бессознательного».

Под бессознательным он по­нимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требова­ниями социальных норм не допуска­лись в сознание, отчуждались с по­мощью механизма вытеснения, об­наруживая себя в обмолвках, ого­ворках, сновидениях и пр.

Осо­бенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъ­ектом причинной связи нереализо­ванных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к ис­чезновению переживаний, обуслов­ленных этими влечениями (напри­мер, к исчезновению страхов), по­скольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эф­фекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью со­вместно с другим человеком (напри­мер, в психоаналитическом сеан­се) или с другими людьми (групповая психо­терапия).

3) Проявления субсенсорного восприятия. Разви­тие представлений о природе бессознательного, спе­цифике его проявлений, механиз­мах и функциях в регуляции по­ведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

4) Не­осознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (опера­циональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания.

Они лежат в основе регуляции ав­томатизированных и непроизволь­ных действий (например, процесса решения задач)и обусловливаются образами неосознанно предвосхи­щаемых событий и способов дей­ствия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуа­циях.

Они также могут осознаваться субъ­ектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препят­ствие.

Представление о психофи­зиологических механизмах неосозна­ваемого автоматизированного пове­дения разработано Н.А. Бернштейном вконцепции уровней по­строения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.

Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.

Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль.

Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация.

В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность.

При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности.

Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[10]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения.

После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.

Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

В качестве бессознательных регуляторов поведения (действий) человека можно рассматривать и так называемые защитные механизмы.

Защитные механизмы — открытые З.Фрейдом процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие, таким образом, о различных психологических проблемах и трудностях человека.

В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для: а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и б) сохранения тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

Назовем некоторые защитные механизмы личности:

— вытеснение — перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного;

— идентификация — бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности;

— проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира;

— замещение — процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности;

— сублимация — преобразование направленности энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую;

— бегство (от реальности) — стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности;

— рационализация — бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.

Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.

Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное – бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными.

Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека.

Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

Источник: https://infopedia.su/8x82f5.html

Ссылка на основную публикацию