Агрессивность лидера — психология

Агрессивность лидера

И лидер-примат, и лидер цивилизованный агрессивны по определению: ровно потому, что они энергичны и, преодолевая чье-то сопротивление, продвигают себя, дело и интересы, занимают собой пространство и время, разрушают стереотипы и формируют стандарты. Любой лидер, по крайней мере на этапе утверждения себя лидером, когда-то использует моменты давления и манипуляций, увеличивает свое присутствие, захватывает звуковое и зрительное поле, перехватывает инициативу, ставит себя выше…

Подкат, наезд, откат, приманка, захват, фиксация… Что это? Элементы агрессивной политики лидера.

Однако есть и существенная разница: если лидер-примат жестко давит в свою сторону против пользы окружающих, то лидер цивилизованный предпочитает действовать мягче, красивее и в режиме сотрудничества. Соответственно, его агрессивность чаще воспринимается как здоровая.

Здоровая агрессивность лидера

Перед вами — лидер, яркий и энергичный. Навстречу вам — бодрая улыбка, несколько точных вопросов, далее вы сели и обсудили интересующие вас вопросы. Беседа завершена к взаимному удовольствию, он встал и проводил вас.

Супер. Вы хоть поняли, что он с вами делал все это время?

Только несколько моментов, лежащих на поверхности.

Во-первых, улыбка: ему нужна была атмосфера приветливости и он создал ее — такой плотности, что сопротивляться у вас не было ни возможности, ни желания. Если другой раз он встретит вас не улыбкой, а требовательной серьезностью — будьте уверены, серьезность его будет такого заряда, что вы мгновенно посерьезнеете также.

Быстро, точно и энергично задав свои вопросы, он определил интересующего его тему и отсек тематику нежелательную. Вы это съели.

Ну, так получилось…

Сели вы тогда, когда он дал вам соответствующую команду.

Ну, не словами, а всем телом. Он сел, а вы куда денетесь?

Обсуждение: кто вел линию обсуждения? — Он. Кто задавал вам вопросы, на которые вы подробно отвечали? — тоже он. Кто подвел итоги? — Не вы. Кто повторил то, что теперь ему надо сделать? — Вот это сделали вы. Потому что основные хлопоты по итогам этого разговора лежат на вас… Как вы узнали, что беседа завершена? Он сказал это взглядом и начал подниматься…

Даже пропуская вас вперед, он сделал такой широкий и властный жест рукой, что вы почувствовали всем телом: пространство, которое он вам дарит, изначально принадлежит ему, а вам сейчас следует его послушаться и идти туда, куда вам указано этим вежливым человеком.

У вас есть к нему какие-либо претензии?

Источник: https://knigarazuma.ru/article/agressivnost_lidera

Здоровая агрессивность лидера

К счастью или к сожалению, но мы живем отнюдь не в безвоздушном пространстве, и, если мы прокладываем себе дорогу, мы, как правило, прокладываем это через что-то или через кого-то. И естественно — это нравится далеко не всем. Именно это сбивает с толку многих хороших людей желающих стать настоящими лидерами. Как правильно относиться к подобным ситуациям?

Ответ на этот важный для каждого вопрос мы нашли в книгах профессионального психолога, основателя тренингового центра «Синтон» Николая Ивановича Козлова.

Если это нравится всем или возражать уже некому, нас называют энергичными. Если кому-то наша энергичность не нравится, он называет ее агрессивностью и осуждает.

  • Обычно наша энергичность не нравится тому, через кого, через чьи интересы и территорию мы прокладываем свою дорогу.

Впрочем, если общественное мнение склоняется к тому, что в данном случае или в таком стиле через кого-то или что-то проехать нужно все равно и пусть пострадавшие не шумят, то агрессивность получает права гражданства и официальное звание «здоровой агрессивности».

И лидер-примат, и лидер цивилизованный агрессивны по определению: ровно потому, что они энергичны и, преодолевая чье-то сопротивление, продвигают себя, дело и интересы, занимают собой пространство и время, разрушают стереотипы и формируют стандарты. Любой лидер, по крайней мере на этапе утверждения себя лидером, использует моменты давления и манипуляций, увеличивает свое присутствие, захватывает звуковое и зрительное поле, перехватывает инициативу, ставит себя выше…

  • Подкат, наезд, откат, приманка, захват, фиксация… Что это? Элементы агрессивной политики лидера.

Однако в проведении этой политики между лидерами есть и существенная разница: если лидер-примат жестко давит на окружающих против их пользы, то лидер цивилизованный предпочитает действовать мягче, красивее и в режиме сотрудничества. Таким образом, по сумме стиля и результата его деятельность большинством авторитетных людей оценивается положительно.

  • Соответственно, и его агрессивность оценивается как здоровая.

Итого, как затачивать зубы и какие качать мышцы, чтобы ваша энергетика была и высока, и результативна? В чем проявляется здоровая агрессивность лидера и как ее раз? рабатывать?

Пример: Зарисовка короткой деловой встречи

Из партийной характеристики члена НСДАП с 1934 года, бригаден-фюрера СС, начальника W отдела РСХА Вальтера Шелленберга: «Истинный ариец. Характер — нордический, отважный, твердый.

С друзьями и коллегами по работе открыт, общителен, дружелюбен. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин. Кандидатура жены утверждена рейхсфюрером СС. Связей, порочащих его, не имел. Великолепный спортсмен.

В работе проявил себя выдающимся организатором…»

Перед вами — лидер, яркий и энергичный. Навстречу вам — бодрая улыбка, несколько точных вопросов, далее вы сели и обсудили интересующие вас вопросы. Беседа завершена, все остались довольны, он встал и проводил вас.

  • Супер. Вы хоть поняли, что он с вами делал все это время? Только несколько моментов, лежащих на поверхности.

Во-первых, улыбка: ему нужна была атмосфера приветливости, и он создал ее — такой плотности, что сопротивляться у вас не было ни возможности, ни желания. Если другой раз он встретит вас не улыбкой, а требовательной серьезностью — будьте уверены, серьезность его будет такого заряда, что вы мгновенно посерьезнеете также.

Быстро, точно и энергично задав свои вопросы, он определил интересующую его тему и отсек тематику нежелательную. Вы это съели.

Сели вы тогда, когда он дал вам соответствующую команду.

  • Ну, не словами, а всем телом. Он сел, а вы куда денетесь?

Обсуждение: кто вел линию обсуждения? — Он. Кто задавал вам вопросы, на которые вы подробно отвечали? — Тоже он. Кто подвел итоги? — Не вы. Кто повторил то, что теперь ему надо сделать? — Вот это сделали вы. Потому что основные хлопоты по итогам этого разговора лежат на вас… Как вы узнали, что беседа завершена? Он сказал это взглядом и начал подниматься…

Даже пропуская вас вперед, он сделал такой широкий и властный жест рукой, что вы почувствовали всем телом: пространство, которое он вам дарит, изначально принадлежит ему, а вам сейчас следует его послушаться и идти туда, куда вам указано этим вежливым человеком.

У вас есть к нему какие-либо претензии?

Когда нас подчиняет сильный и красивый лидер, мы остаемся удовлетворены.

А Вы хотите стать таким лидером, лидером достойным восхищения и подражания? Уверенны, что хотите. Тогда Вам просто необходимо начинать работать над Вашими лидерскими качествами! Опытные психологи советуют начинать с самого важного — с уверенности и личной силы. Именно этому посвящён уникальный курс — «Победители: психология влияния», который проходит тренинговом центре «Синтон»

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/article_syntone/content/2479.html

Лидерство

tiana_vernerЕще одна запись конспекта на Декаднике в 2011г с лентыИгоря Ляха, новосибирского психотерапевта, психаналитика.Текст, упакованный в столбики — это группой результат на ленте.

Лидерство.

Необходимое умение лидеру – умение заботы о себе. То, насколько вы способны управлять собой, влияет на то, как вы будете управлять другими.

Что разочаровывает вас в других, когда вы это видите:

Неуверенность

Неухоженность

Нечеткая вербализация

Низкий интеллектуальный уровень

Рассеянность

Негибкость

Не обязательность

Не последовательность

Не пунктуальность

Пафосность

Снобизм

Высокомерие

Не профессионализм

Многословие

Агрессивность

Есть понятия лидерства – лидирования и администрирования.

Лидирование – это качество, которое можно в себе развить, воспитать.

Администрирование, как управление, когда администратор является еще и лидером.

Когда у власти стоит лидер – совершается меньше ошибок, нет текучки кадров, стабильность производства – он берет на себя ответсвенность.

Приятные и позитивные моменты в лидерстве…

Расскажите о том хорошем лидере, за которым вы с удовольствием шли

История успеха

Уверенная убедительная речь

Харизма

Жесткость

Забота – отстаивание интересов подчиненных

Отсутствие гордыни – простота

Умение управлять процессом

Использование лучших качеств каждого сотрудника на общее благо

Гибкость в общении

Самодостаточность

Открытость

Увлеченность и компетентность

Целеустремленность

Ответственность

Доверие

Дальновидность – видение цели

Аналитические способности

Следование декларируемым ценностям

Организованность

Позитивный настрой

Уравновешенность

Мудрость

Опыт

Человечность

Творческий подход

Внешний вид

Умение слышать идеи других

Умение признавать ошибки

Динамичность лидирования – в разных ситуациях

Вспомним юность и лидерство в этом возрасте:

Авторитарный

Неопрятный

Жестокий

Делает вид опытного

Наглый

Циничный

Самоуверенный

Самовлюбленный

Лидер всегда ситуативен.

Лидер отличается по стилю.

Лидер способен актуализировать наши потребности, переработать их в голове и всех нас привести «к счастью».

Коды управления нами:

Автомобилист – гаишник – если остановил, чтобы сказать полезное – уважение и благодарность.

Коды вносятся и появляются в родительской семье. Мы копируем поведение и правила.

С кем тепло и комфортно быть запоминающимся…

Внятность, простота. Понимание послания.

Яркость эмоциональность. Интерес, когда ты способен представить интерес, осознать потребность другого и предложить ему способ ее реализации.

«Я хочу быть похожим на него» — это уже передача лидерства.

Коды управления заложены заранее и запоминаются нами. И когда возникает у нас потребность – мы уже знаем, кто может ее удовлетворить. Для того, чтобы лидировать, нужно знать эти коды.

Лидер четко представляет ЧТО делать и КАК делать. Искренне проходит через свое желание и отвечает потребностям группы – синергичность.

Лидер чувственно-эмоционально должен участвовать в процессе.. Он может сам не копать, но иметь желание копать, и на основе своего желания заражает группу действием. (прим. Мое — Называется энтузиазм).

Зачем нам быть лидером?

Потребность в самореализации

Наличие желания и знаний, как это осуществить.

Знать и хотеть. Знать чего хотеть.

Надо понимать ценность твоей группы.

Упражнение с самоиронией и чувством юмора.

В чем ощущение магии лидера —  в том, что он как будто бы рядом

Дистанция и лидер.

Критика себя должна быть самоироничной, но не обнаженной, не доходя до самобичевания.

Группа собирается ради какой-то цели. Если ваша история не вредит цели, можно ее раскрыть.

Дистанция определяется лидером – приближаться или отдаляться.

Кого в бытовых ситуациях приближает лидер?

-кому доверяет,

-того, кому нужна помощь, кого можно обучить и отдалить.

Агрессия Лидера.

Агрессивность – это качество, которое реализуется в межвидовых коммуникациях и направлена на достижение цели.

Когда мы выбираем агрессивного лидера? В подростковом возрасте, когда необходимо овободиться от родительского внимания, расширить рамки своего мира, отстоять свое «Я». Помогает пробиться, достичь победы.

В лидировании очень важно умение направлять агрессию группы для достижения цели.

«Бей своих, чтобы чужие боялись» – при дефиците ресурса.

Когда лидер агрессивен в группу – группа агрессивна наружу.

Лидер всегда агрессивен, когда член группы претендует на лидерство и когда член группы мешает достижению общей цели группы.

Чтобы быть лидером, необходимо тренировать навыки агрессивности и способы ее выражения.

Самое агрессивное поведение лидера – когда он начинает игнорировать группу или ее члена. Тогда группа может распасться или самоуничтожиться.

Навык управления управленцами.

В чем агрессия Лидера отличается по отношению к другим лидерам других групп?

Лидер обязан создавать центральную объединяющую идею. Озвучить идею, объединяющую группу: Я собираю группу с такими целями, и я думаю, что эта идея помогает управлять ими.

Это может быть миссия компании, то, чем управляет лидер.

В случае предательства одного члена, у группы есть ожидания о степени агрессии лидера. В случае воровства финдиректора может быть месть. Чем выше уровень такого члена, тем выше месть. Особенно, если это подрывает миссию, т.к. лидер следит за миссией.

Читайте также:  Душевность - психология

Чем ты выше, тем глубина воздействия интенсивнее, глубже. Если ты поднимаешься в администрирование и управление, то сам изобретаешь дресс-коды и проявляешь агрессивность в ее заполнении. Узнаваемость группы – чтобы члены могли идентифицировать друг друга.

Любая крупная корпорация пытается стать его члену семьей.

Миф: с родными бизнес не строить. 60% европейского бизнеса – семейный.

Управление – это всегда агрессия. На работу нельзя брать того,  кто не может уволить близкого человека, если тот плохо работает.

Декадник в горном Алтае, 2011, август.

Источник: https://tiana-verner.livejournal.com/181427.html

Социально – психологические аспекты агрессивного поведения. Теории агрессивного поведения

Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, но необходимо знать ее мотивы и сопутствующие переживания. Термин агрессия имеет множество значений: 1. агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб, 2.

агр – попытка нанесения др телесных или физических повреждений 3. Агр – физическое вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Агрессивность – это устойчивая черта лич-ти. Уровни агрессии определяются научением в пр-се социализации и ориентацией на культурно-социальные нормы.

Выделяют 2 типа агр-ии: враждебная (источник злость, цель – причинить вред) и инструментальная (причинение вреда не самоцель, но сред-во достижения цели). Агрессия может быть прямая (открытая) и косвенная (скрытая). Множество теоретических взглядов на агрессию можно разделить на 4 категории, по которым она относится к: 1.

враждебным побуждениям или задаткам; 2.потребностям, активизируемым внешними стимулами 3.познавательным и эмоциональным пр-сам 4.актуальным социальным условием в сочетании с предшествующим научением. Теориибывают различные:I.Т.инстинкта – рассматрив агрес-ое поведение как врожденное.

Общий смысл: агрессия – следствие инстинктивных, врожденных факторов, а значит, ее нельзя устранить удовлетворением каких то потреб-тей чел-ка (материальных, соц), можно только ослабить агрессивные проявления. Фрейд – агрессия берет начало из вроженного направленного на своего носителя инстинкта смерти (тот же инстинкт но направленный на др).

агрессия направленная на др по Фрейду это результат конфликта му саморазрушением и самосохранением. Эволюционисты – источник инстинкт борьбы, присущий всем животным и чел-ку. Лоренц (этологический подход), Ардри (охотничий инстинкт и появление оружия приводят к нападению чел-ка на свои же особи). II.Т.

побуждения – источник агрессии – вынуждаемый внешними причинами позыв или побуждение причинить вред др. среди этих теорий наиболее влиятельная т.

фрустрации-агрессии (Доллард) – у индивида пережившего фрустрацию возникает побуждение к агрессии, иногда этот позыв встречает препятствия или подавляется, но побуждение остается и ведет к агрессивным действиям, кот при этом могут быть уже нацелены не на фрустратора, а на др объекты – это положение о Смещенной агрессии.

Берковиц – Т посылов агрессии, фрустрация или др стимул приводят лишь к готовности действовать агрессивно, а для агрес поведения нужны посылы к агрессии (средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими злость или агрессию), Т. переноса возбуждения (Зильман) — агрессия обусловлена возбуждением, т. е. конструктом кот можно наблюдать и измерять.

III.Когнитивные модели – рассмотрение эмоциональных и когнитивных пр-сов, лежащих в агресс поведении – т. е. характер осмысления индивидом чьих-то действий оказывает влияние на его чув-ва и действия. Эмоциональные возбуждения переживаемые индивидом влияют на когнитивные пр-сы, занятые в определении степени угрозы.

Берковиц (модель образования новых когнитивных связей), Теджфел (Т социальной идентичности). IV Т. социального научения – агрессия – явление социальное, т. е. форма поведения усвоенного в пр-ссе соц научения. Глубоко понять агрессию можно только поняв: каким путем была усвоена агр модель повед, какие факторы провоцировали ее появление, какие условия способствовали ее закреплению. Агрессию можно подавлять и предотвращать ее появление, т. к. агрес манеру мы усваиваем, наблюдая за действиями др и отмечая для себя последствия этих действий.

36. Социально – психологические аспекты межгрупповых отношений (межгрупповая напряженность, межгрупповые различия).Подходы к объяснению МГО: 1). Мотивационно — личностные подходы: 1. Неизбежность негативных отношений между группами.

Эдипов комплекс: 5-7 лет – формирование половой идентичности. Мальчики испытывают негативные чувства к папе, девочки к маме. 2. функция враждебности – поддержание стабильности и надежности группы. Фрейд: чтобы группа могла существовать, нужна другая группа. Мы любим всех наших, плохо относимся к не нашим.

Групповая сплоченность и аутгрупповая агрессия взаимозависимы. Теодор Адорно «Теория авторитарной личности»:в развитии личности появляются особенности, делающие ее враждебной к другим. «В культуре Германии детей воспитывают так, что в результате формируются авторитарные личности.

Почитание взрослых, суровые нормы, наказания, критика родителей запрещена, Эдипов комплекс, авторитарное воспитание – все это приводит к тому, что у детей копится агрессия к родителям, происходит смещение агрессии. К.Лоренц: агрессия выполняет приспособительную функцию.

Агрессия к другому виду нормальна (выживание). Миллер, Доллард «Теория фрустрации и агрессии»: фрустрация – необходимое и достаточное условие для агрессивного поведения. Легко перенести агрессию на всех похожих на того, кто нам досадил. Н-р: чеченцы — лица кавказской национальности.

Чтобы избежать столкновения групп, необходимо сделать границы. Благодаря группе мы можем различать любовь к своим и ненависть к другим.

2). Ситуативные подходы Причина межгрупповых конфликтов – внешняя — ситуация. М.Шериф: есть объективные обстоятельства, которые приводят к враждебности одной группы по отношению к другой. Если интересы и цели групп разные и противоположные – это и будет базой для межгрупповых конфликтов.

Эксперимент: мальчики в детском лагере. Когда появляются суперординарные цели, которые приводят к необходимости объединиться, межгрупповые отношения улучшаются. Кэмпбелл «Реалистическая теория межгруппового конфликта».

Реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидания реальной угрозы со стороны др. группы.

Следствие: реальная угроза обуславливает: 1-враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы, 2-увеличение внутригрупповой солидарности, 3-более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности,4- повышение непроницаемости границ группового членства 1.снижение степени отклонения индивида от групповых норм, 2.

повышение меры наказания за нарушение этих норм, вплоть до изгнания. Прямолинейная зависимость межгрупповой враждебности от внешних факторов оспаривалась представителями когнитивной психологии. Так в экспериментах аутгрупповая враждебность и дискриминация наблюдается и без объективного конфликта интересов.

3). Когнитивный подход Теджфел– парадигма минимал. группы. Враждебность к др. гр. унивесальна. Как только чел. предст. другого как чужого, он начин. дискриминир. его. Сам факт принад-ти к какой-то группе даже по min. признакам, является достаточн. основанием для возн. м/гр отношений.

Др. группа м.б. реальной или идеальной — выдуманной. С одним и тем же чел-м мы можем состоять в м/гр отношениях и м/личностных. Конфликт может возн. из-за идентификации себя с какой-то группой (в т.ч. нереальной). Конф. на предприятии сниж-ся за счет введения униформы, дресс-кода.

Не обязат м/гр вражд-ть будет набл. при объективном конфликте интересов. – эксп-т с халатами: не было конфликтов интересов и целей; не было особого м/личн. взаимодействия; не было предыдущ. враждебности. (Люди не хотят жить хорошо, они хотят жить лучше, чем другие).

Чтобы размыть границы м/гр, надо убрать границы, различия.

В м/гр отнош. срабатывают стереотипы (защита) – экономия времени и энергии – игнорируются индивид. различия. ® Мы относимся к чел. так, как его воспринимаем.

37. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков:
классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных.

Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического язык00взгляды Гюстафа Лебона.

Рассматривал толпу как психологический феномен возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии и даже повода, вызвавшего образование данной толпы.Основная книга — «Психология толп». Ситуация в стране (социалистическая революция) привела к необходимости изучать психологию больших масс, толп.

Толпа— это большая группа людей собравшихся в одном месте, воодушевленные общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Это иррациональная сила, здравый смысл не может с ней совладать.

В толпе человек теряет индивидуальное лицо, заражаясь чувством толпы и становясь «Человеком толпы». Человек в толпе теряет чувство реальности. Некие психические силы воздействуют на человека. Люди теряют себя в толпе.

Толпа может быть: однородная (касты, классы, секты) и разнородная (уличные толпы, парламентские собрания). Лебон выделил черты толпы: 1)зараженность общей идеей. 2)сознание непреодолимости собственной силы. 3)нетерпимость. 4)утрата чувства ответственности.

5)восприимчивость к внушению. 6) предрасположенность к импульсивным действиям. 7)неспособность обдумывать 8)готовность бездумно следовать за лидером.

В толпе происходит деиндивидуализация и деперсонализация личности. Начинает действовать «коллективная душа» или закон духовного единства толпы, т.е. участники толпы едины в духовных проявлениях. Человек становится неким безвольным автоматом, в толпе преобладает бессознательное. Толпа способна на героические и низменные поступки, всё зависит от лидера.

Общество дифференцировал на 4 группы рас: первобытные (австралийские аборигены), низшие (негры), средние (китайцы, японцы, семитские народы), высшие (индоевропейцы).

Ввел понятие «Душа расс», которое рассматривалось как некое априорное понятие.

38. Стихийные группы и массовые движения. Психология толпы. Стихийная гр. — это кратковрем. объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо опред. поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. М.б. в опр. степ. кем-то организована, но чаще возн.

стихийно, не обязат. четко осознает свои цели, но м.б. активной. Типы стих. групп.1.Толпа образуется на улице по поводу различных событий: (пр.ДТП). Длительность ее сущ. определяется значимостью инцидента. В толпе могут возникать элементы организации, но они очень нестабильны. 2.

Масса — более стабил образование с довольно нечеткими границами. М.б. довольно организованной, когда опр. слои населения достаточно сознат. собираются ради какой-либо акции- высока роль организаторов. Цели и действия более продуманны 3.Публика — это тоже кратковр. собр.

людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Всегда собир. ради общей и опр. цели; более управляема, соблюдает нормы. Но достаточно к-л инцидента, чтобы публика стала неуправ. Массовые движ. — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как пр.

, связанную с каким-либо изменением соц. действительности. Общие черты массового движения.1) оно базируется всегда на опр. обществ. мнении, 2) всякое МД имеет в кач. цели изменение ситуации в зависимости от его уровня.

3) в ходе организации движения формулируется его программа, 4) движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, 5) реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

В толпе человек реализует свою потребность в принадлежности, у него снижается ответственность и контроль, ему уже не надо рационально мыслить.

Повышаются эмоциональные реакции, человек психологически подчиняется толпе и происходит его обезличивание. С 19 века толпу рассматривают как единый механизм. Классификация толп.

По типу образования: 1)стихийные; 2)конвенциональные (созданные специально-митинги, демонстрации)

По типу действия: 1)действующая: агрессивная, паническая, стяжательная (что-то или кого-то захватить, повстанческие (борющаяся за какую-то идею); 2) экспрессивная (выражающая чувства) Любая экспрессивная толпа может прейти в действующую.

Характеристики толпы: 1) зараженность общей идеей; 2) сознание непреодолимости собственной силы; 3)утрата чувства ответст-ти; 4) нетерпимость; 5) догматизм; 6) восприимчивость к внушению; 7) предрасп-ть к импульсивным действиям; 8) готовность к безумному следованию за лидером; 9) неспособность обдумывать; 10) отсутствие рассуждения и критики.

Источник: https://cyberpedia.su/15x7d08.html

Агрессия и агрессивное поведение

Прежде чем приступить к характеристике основных типов отклоняющегося поведения, рассмотрим агрессию и агресcивное поведение, поскольку в основе многих поведенческих девиаций лежит данный феномен.

Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Различными авторами предложено множество определений агрессии (А. Басе, 1961; Л. Бендер, X.

Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964), также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как психического свойства личности.

Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Целью агрессии может быть: — принуждение; — усиление власти и доминирование; — управление впечатлением; — заработок; — аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; — месть за перенесенное страдание;

— причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.

В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.

По форме агрессию подразделяют на: — физическую (избиение, ранение, изнасилование); — вербальную (оскорбление, клевета, угроза); — прямую; — косвенную (сплетни, злобные шутки); — инструментальную (действия киллера);

— эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов (2004) в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии.

Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.

Агрессивная личность (по Л. Берковицу) подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться: 1. По степени личностной вовлечённости: — ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);

— агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

— устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности: — пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); — активное агрессивное поведение (разрушение, насилие). 3. По эффективности:

— конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

— деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим). 4. По выраженности психопатологической составляющей: — нормальное агрессивное поведение; — агрессивное поведение в рамках патологических реакций; — агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение); — агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);

— агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, дементный, параноидальный и др.).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: — поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); — аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства — гнев, злость, ярость); — когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);

— мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;

Агрессия — это явление не только индивидуальное, но и групповое. В случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния.

При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель.

В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.

Религиозные секты также могут носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности является охота за «заблудшими душами» и насильственное обращение их в веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать её в различных формах деятельности — бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве и т.д.

Источник: https://psyera.ru/agressiya-i-agressivnoe-povedenie-512.htm

Психология агрессивности (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

Кафедра Истории и Психологии

Реферат на тему:

«Психология агрессивности»

Выполнил: ст.гр.РРТ-41

Ситников А.А.

Проверила: к.псх.н., доцент

Петрухина С.Р.

Йошкар-Ола

2010

Содержание

Введение. 3

1. Теория агрессии. 4

1.1 Основные сведения из теории. 4

1.2 Психоанализ. 5

1.3 Фрустрационная теория. 6

1.4 Теория социального научения. 8

2. Агрессия в повседневной жизни. 10

2.1 Причины агрессивного поведения. 10

2.2 Профилактика агрессии. 12

2.3 Поведение с агрессором. 13

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

На протяжении всей истории люди, так или иначе, испытывали какие-либо переживания, и эти переживания были причиной разного рода поведения людей, ответной реакцией на них.

Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.

В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы

В первой части моей реферативной работы я приведу основные понятия из теории, а именно: понятие агрессии, её основные причины и виды.

Помимо этого, будут рассмотрены некоторые, на мой взгляд, наиболее важные и влиятельные теории о причинах зарождения негативных эмоций в человеке. Зигмунд Фрейд, Джон Доллард, Альберт Бандура – вот лишь неполный список людей, изучавших и внёсших бесценный вклад в развитие изучения агрессивности. Основные отличительные черты и выводы их работ будут также указаны мною.

Во второй части своей работы я упомяну и разберу некоторые методики, рекомендуемые психологами, и направленные на профилактику и борьбу с агрессивным поведением. Постараюсь перечислить основные источники агрессии в современном мире.

По итогам проделанной работы я сделаю соответствующие выводы и заключения.

Как уже было сказано, вопросом агрессивного поведения и агрессии в целом в разное время и разных странах занимались разные учёные. В этой главе я рассмотрю основные понятия, классификацию агрессии, а также три основные теории, авторами которых являются Зигмунд Фрейд, Джон Доллард и Альберт Бандура.

Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера. [1, 315]

Существует много трактовок и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:

-Агрессия(от лат. aggressio — нападение) — эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. [2, 20]

-Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [1, 315]

Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии. Итак, люди используют её, чтобы:

-Влиять на окружающих и достигать определенные цели

-Получить азарт новых переживаний, острых ощущений

-Отстоять и/или поднять свой статус [3, 27]

В зависимости от формы проявления агрессия бывает:

-Физическая — использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)

-Прямая — действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо; Косвенная — действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)

-Внешняя — направлена на окружающих; Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства

-Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия; Провоцирующая — первое проявление агрессии, «первая атака» [2, 32]

Теперь, ознакомившись с основными теоретическими сведениями, я перейду к исследователям природы агрессии и их основным работам.

Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр, видел в агрессии врождённую инстинктивную форму поведения. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, что возможно — это ослабить её. [4, 151]

Относясь к вопросу агрессии метафорически, учёный выделил два основных человеческих инстинкта:

-Эрос — основной инстинкт жизни, энергия которого направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни

-Танатос — влечение к смерти, вся энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни [2, 178]

Изначально, правда, З.Фрейд настаивал на существовании только одного из этих инстинктов – Эроса, но ужасы Первой Мировой войны и личная болезнь учёного заставили его задумать о наличии второго, разрушающего инстинкта.

Психоаналитики сделали довольно пессимистический вывод относительно агрессии. З.

Фрейд и его последователи считали, что она, будучи врождённой, не подлежит искоренению из человеческого существа даже при удовлетворении всех материальных потребностей и других положительных изменениях в структуре общества, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

По их мнению, решением накопления агрессии может стать совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, что, в свою очередь, послужит эффективным средством предотвращения более опасных поступков.

Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы.

[4, 193]

Критики психоанализа считают, что даже все вместе взятые экспериментальные исследования, цель которых заключалась в проверке различных психоаналитических теорий, не принесли никаких результатов.

Ими отрицается существование хотя бы одного исследования, в ходе которого были бы получены убедительные доказательства существования процесса вытеснения, занимающего центральное положение в психоанализе.

[3, 67]

Одним из критиков отношения З.Фрейда к теме агрессии являлся Джон Доллард, основоположник фрустрационной теории.

Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [1, 327]

В противовес теоретическим концепциям Фрейда, несколько учёных положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Одним из авторов фрустрационной теории возникновения агрессии является Джон Доллард (1900—1980) — американский антрополог, психолог.

Изначально он и его единомышленники считали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, но позднее эта теория неоднократно видоизменялась. Учёный подчёркивал, что важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида.

От характера зависит, насколько интенсивно индивид будет реагировать на неё. [5, 49]

Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия — фрустрация», опровергались два основных постулата Дж.Долларда:

-Агрессия всегда есть следствие фрустрации

-Фрустрация всегда влечет за собой агрессию [5, 41]

В ответ на критику сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии и фрустрации является Леонард Берковиц. Он показывал влияние социально – психологических параметров — т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека. [3, 120]

Л.Берковиц ввел три существенных поправки в схему « агрессия – фрустрации»:

-Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним

-Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий

-Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5, 88]

Таким образом, в конечном итоге Л.Берковиц и некоторые последователи идей Дж.Долларда сделали некоторые выводы. Во-первых, ответной реакцией на фрустрацию может выступать не только агрессия. Во-вторых, фрустрация является лишь одним из факторов, влияющих на формирование агрессии, причём не самым важным. [2, 204]

Источник: http://MirZnanii.com/a/202093/psikhologiya-agressivnosti

Агрессивное поведение с точки зрения психологии

Автор Татьяна в 14/02/2016. Опубликовано Психология эмоций

В психологии термином «агрессия» обозначают поведение, которое приводит к физическому и психологическому вреду себе, другим или объектам окружающей среды. Проявляться агрессия может самыми разными способами, включая слова, мысли и действия. Психологи выделяют несколько форм, целей и типов агрессии.

Формы агрессии

Агрессия может принимать различные формы, в том числе:

  • физическую;
  • словесную;
  • психическую;
  • эмоциональную.

Чаще всего мы под агрессией подразумевает чисто физическую её форму — действия — удары или толчки. Однако и психологическое давление, например, как одна из форм агрессии, тоже может иметь весьма разрушительный характер. Запугивание или ругань в адрес другого человека — примеры словесной, психической и эмоциональной агрессии.

Цели агрессии

Агрессию люди проявляют, преследуя сразу несколько целей:

  • выразить гнев или враждебность;
  • самоутвердиться;
  • запугать или угрожать;
  • достичь конкретного результата;
  • отреагировать на боль или страх;
  • конкурировать с другими людьми и т.д.

Типы агрессии

Психологи выделяют два типа агрессии:

1. Импульсивная агрессия

Импульсивный агрессии, известная также как аффективная агрессия, характеризуется сильными эмоциями, обычно гневом. Эта форма агрессии проявляет себя неожиданно. Когда другой автомобиль подрезает вас в пробке, и вы начинаете кричать и браниться на другого водителя, вы испытываете именно импульсивную агрессию.

2. Инструментальная агрессия

Под инструментальной агрессией подразумевают поведение, которое направлено на получение конкретного результата. Инструментальная агрессия часто тщательно спланирована и существует именно как средство для достижения цели. Причинить боль другому или отобрать у него то, что ему принадлежит, — вот зачем люди прибегают к инструментальной агрессии.

Факторы, которые могут существенно влиять на проявление агрессии

Исследователи предположили, что люди, для которых характерна аффективная агрессия (незапланированная и неконтролируемая), как правило, имеют более низкие показатели IQ, чем те, кто проявляет агрессию инструментальную.

На экспрессию агрессии может влиять большое количество факторов. Прежде всего, это биологические факторы. Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к физической агрессии. Исследователи обнаружили, что женщины, во-первых, менее склонны к физической агрессии, а во-вторых, прибегают к использованию нефизических форм, например, словесной агрессии.

Окружающая человека среда также играет определенную роль — и прежде всего, важно то, как человек был воспитан. Люди, которые в детстве часто видят проявления агрессии, скорее всего будут считать, что такое насилие и враждебность социально приемлемы.

Известный эксперимент Бандуры доказал, что наблюдение может также играть роль в том, как люди учатся проявлять агрессии.

Дети, которые смотрели видео, в котором взрослый вел себя агрессивно по отношению к кукле, чаще имитировали его действия, когда им представлялась такая возможность.

Источник: http://aboutyourself.ru/psyemociy/agressivnoe-povedenie-s-tochki-zreniya-psixologii.html

Шэл — дистанционное образование | портал школа эффективных лидеров

Вы можете не покидая своего дома пройти специально разработанную систему тренингов и курсов, которые изменят ваши установки на себя, на реальность, избавят Вас от негативных стереотипов поведения, заменят их эффективными, разовьют интуицию. Кроме того, курс поможет Вам овладеть основами бизнеса и финансового менеджмента, понять секреты успешного бизнеса, карьерного роста и качественной жизни в постиндустриальном мире.

Новая технология дистанционного обучения открывает для Вас возможность получить высококачественное интерактивно-заочное образование через интернет, с использованием электронной почты и интерактивных процедур.

Для лучшего знакомства с проектом обязательно ознакомьтесь с архивом рассылки, в которой на протяжении нескольких лет велись интерактивные консультации (коучинг) по вопросам дистанционного обучения в ШЭЛ, дистанционного образования вообще, жизненного успеха, бизнеса и социальной адаптации. Подпишитесь на получение новых выпусков коучинг-рассылки, которые теперь выходят реже, но также интересны.

Ознакомление с архивом рассылки позволит Вам изменить многие установки на жизнь и деятельность, расширить свои представления о жизни, вступить на путь успеха.

Если впоследствии Вы решите получить систематическое образование в сфере жизненного успеха, личностного роста и повышения личной конкурентоспособности, Вы можете стать курсантом «Школы эффективных лидеров». Для этого надо заполнить анкету кандидата и получить приглашение ко вступлению. Перед заполнением анкеты подробнее изучите информацию о Школе и «Клубе эффективных лидеров».

«Клуб эффективных лидеров»

объединяет сотни выпускников и учеников ШЭЛ из десятков разных стран. Вступив в него, вы не только становитесь курсантом Школы Эффективных лидеров, но и получаете дополнительные льготы и привилегии. Членство в Клубе не только расширит Ваш круг общения, но и подарит новые деловые контакты и перспективы.

Чтобы получить представление о направленности обучения в ШЭЛ, кроме архива коучинг-рассылки изучите Вводный курс, который находится в открытом доступе.

Информационный канал

На нем ежедневно выходят разноплановые материалы — от серьезных методических статей по психологии, экономике и основам бизнеса до политических комментариев и эссе легкого жанра.

Объединяет эти столь разные материалы принцип отбора: в совокупности они очень серьезно расширяют Ваш кругозор, позволяют шире и адекватнее взглянуть на окружающий мир, а значит — и более успешно действовать в нем. Мы отбираем материалы из множества различных источников по всему миру.

Систематическое чтение материалов канала постепенно даст Вам более широкий взгляд на вещи, даст полезный материал для принятия решений любого уровня, сделает интересным человеком.

Не обязательно ежедневно заходить на наш портал для чтения материалов Канала. Вы можете подписаться на них и получать ежедневно по электронной почте.

Семинары, тренинги, группы личностного роста

Это еще одна интересная составляющая проекта Школа Эффективных Лидеров. Поинтересуйтесь их расписанием и описанием. Может быть, участие в них окажется для Вас интересным.

Увиденное, услышанное, прочитанное и прочувствованное здесь изменит Вашу жизнь к лучшему. Быть может, со временем Вы станете и участником нашей программы дистанционного образования. Мы желаем Вам успеха. Мы сделали этот проект, чтобы помочь Вам вступить на путь успеха.

Ключевые слова страницы «Портал Школа эффективных лидеров«:

Источник: http://gilbo.ru/index.php?art=1120&page=psy

Агрессия и агрессивность

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо.

Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

<\p>

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями.

Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся: • Физическая агрессия (нападение) • Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости — топанье ногами) • Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе) • Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы) • Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные) • Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)

• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению.

При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия.

Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению.

Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения.

Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

В следующих статьях мы поговорим об агрессии более подробно и рассмотрим практические навыки и умения, которые могут пригодиться в ситуациях проявления агрессии.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Детская агрессия
  • «Читаем» жесты: агрессивность и готовность действовать
  • Недостатки у партнера: как принять?
  • Ребенок бьет окружающих. Что делать?
  • Власть родителей
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/agressiya-i-agressivnost/

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию