Аристотель — психология

Аристотель

Аристотель - психология

Учился в платоновской Академии, был его учеником. После смерти Платона жил на острове Лесбос, а затем при дворе царя македонского был воспитателœем его сына Александра. Вернувшись в Афины, создает свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний.

Круг научных интересов ученого был достаточно широк – логика, онтология, физика, этика, педагогика, политика, экономика. Наиболее весомыми для психологии являются его труды ʼʼО душеʼʼ, ʼʼМетафизикаʼʼ, ʼʼО Памятиʼʼ, ʼʼО сновиденияхʼʼ.

Его самый большой труд посвящен душе, который считается первым собственно психологическим трудом в рамках донаучной психологии. Аристотель в нем систематизировал всœе предшествующие идеи о душе и выдвинул несколько базовых положений:

  1. душа — ϶ᴛᴏ способ организации живого тела. Она позволяет быть телу живым. Душа — ϶ᴛᴏ особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Тело мыслит посредством души.
  2. Объективный мир существует независимо от нашего сознания. Познаем его через воздействия на наши чувства.
  3. Сам термин организм он увязывает со словом ʼʼорганизацияʼʼ, ᴛ.ᴇ. продуманное устройство. Устройство этого целого и его функции неразделимы. ʼʼГлаз – живое существо, его душа – зрениеʼʼ.
  4. Трактуя организм как систему, он выделил в ней различные уровни способностей к деятельности (введено понятие способностей). Существовала так называемая иерархия способностей, ᴛ.ᴇ. функций души:

вегетативная (есть у животных, растений и человека);

чувственно-двигательная (имеется у животных и человека);

разумная (присуща только человеку).

Функции души — ϶ᴛᴏ уровни ее развития. Способность ощущать формируется на втором уровне, а способность мыслить – развивается на третьем. От младенца до старика – человек проходит всœе те ступени, что и весь органический мир за всю историю. Это биогенетический закон.

Душа, по Аристотелю, в целом, смертна, как и тело. При этом, часть ее (теоретическое, абстрактное мышление) бессмертна.

Аристотель построил свою концепцию ощущений, и в трактате ʼʼО душеʼʼ ей отведено много глав. Ио пишет, что из способности ощущать рождается познание. Ощущение — ϶ᴛᴏ производное от внешних воздействий состояние. С помощью ощущения мы воспринимаем предметы, имеющие цвет, вкус. Но воспринимаем не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество.

Ощущение есть способность, а не действующая сила. В душе остается не камень, а образ камня. Процесс ощущения является исходным по отношению к памяти. Воображению и суждениям, ᴛ.ᴇ. высшим познавательным процессам: ʼʼсущество, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не пойметʼʼ.

Ощущение не зависит от нашей воли, оно производится извне. Стоит сказать, что для него крайне важно присутствие возбуждающего предмета.

Исследованию разума (ума) также отведено не мало места. Анализ его сочинœений свидетельствует о противоречивом характере его мыслей относительно данного вопроса: с одной стороны, ʼʼнемыслимо уму быть связанным с теломʼʼ, с другой – ʼʼсущество, не имеющее ощущений, не способно ничего познать и понятьʼʼ.

Он выделяет деятельный разум и страдательный. Первый находится вне человека, он нечто вечное и бессмертное. Он мыслит понятиями. Второй – находится в человеке. Он преходящ, однако без первого он не может мыслить. Проявляется он тогда, когда обращается к мысленным предметам. Это ум в действительности.

Здесь могут встречаться и ложь, и истина.

Аристотель предпринял попытку объяснить закономерности развития характера. Он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая определœенные поступки. Уже именно в данном моменте заложено нравственное отношение к ним. Это ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от деятельности.

Аристотель попытался принципу детерминизма придать новый смысл: ʼʼприрода ничего не делает напрасноʼʼ, ʼʼнужно видеть то, ради чего совершается действиеʼʼ. Те., это подтверждение того, что конечный результат процесса заранее воздействует на его ход: психическая жизнь зависит не толь ко от прошлого, но и от желаемого будущего.

Читайте также

  • — Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом

    Логика.

    Однако для своих построений, основанных на наблюдении, Аристотель употребляет весь тот мощный логический аппарат, которому он научился в Академии Платона.

    Там он прошел серьезную школу критической рефлексии, научился расчленять, анализировать и, надо сказать, что… [читать подробнее].

  • — Аристотель

    По мере накопления знаний о мире все более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени. Аристотель родился в Греции, в г. Стагире,… [читать подробнее].

  • — Античная натурфилософия. Аристотель. Ионийская школа: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес.

    Наиболее развитые формы древняя философия приобрела в Античности. Античная философия возникла на рубеже VII–VI вв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Древнего мира. Развитие древнегреческой… [читать подробнее].

  • — АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА, II, 6, 14-23

    …Плохо обстоит дело и с эфорией. Магистратура эта ведет важнейшие отрасли управления в Лакедемоне, пополняется же коллегия эфоров из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди очень бедные[24], которых вследствие их… [читать подробнее].

  • — Типы политических режимов. Основные признаки древнегреческой демократии ( Фукидид, Аристотель, Ксенофонт )

    Итоги войны Каллиев мир 449 до н. э. считается заключительным моментом греко-персидских войн, так как и персы перешли к мирной политике. Едва ли был заключён формальный договор (Каллиев мир). Вероятнее всего, что война фактически прекратилась, хотя… [читать подробнее].

  • — Сократ, Платон и Аристотель: жизнь и учение.

    Общеэллинские спортивные и мусические игры. Изначально игры и празднества посвящались богам, так как религия была основополагающим фактором греческой культуры. В 5в, в условиях афинской демократии в большинстве греческих полисов празднование в честь… [читать подробнее].

  • — Политические и правовые учения аристократии. Платон и Аристотель

    Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология… [читать подробнее].

  • — Платон и Аристотель

    Глава 35 Платон и Аристотель относятся, вне всякого сомнения, не только к величайшм философам Греции, но и всего мира. У них много общего (да и могло ли быть иначе, если Аристотель долгие годы был учеником Платона и создал свою теорию на основе его учения), но между их… [читать подробнее].

  • — Вопрос №8. Аристотель о роли досуга в образовании.

    Аристотель не был гражданином Афин. Он родился в 384г. на окраине эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы в богатой семье придворного врача македонского царя. До 18 лет он изучал естественные науки и медицину, а затем в течение 20 лет он учился у Платона в его… [читать подробнее].

  • — АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА, II, 6, 14-23

    ДИОДОР CИЦИЛИЙСКИЙ. ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА, XI, 63—64 Сильное землетрясение произошло в Спарте и разрушило до основания дома лакедемонян, которых погибло более два­дцати тысяч человек. Город сотрясался непрерывно в течение долгого времени, стены домов разрушались и под… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/390284_aristotel

    Учение Аристотеля

    Учение Аристотеля

    Психологические взгляды Аристотеля (384-322 до н.э.) наиболее полно отражены в следующих трудах мыслителя: «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти» и «О сновидениях».

    С точки зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних предметов к знанию. Оно бывает чувственным и разумным. На этапе чувственного познания главную роль играют ощущения. Концепция ощущений изложена Аристотелем в V-XII главах первой и в I-IV главах второй книги трактата «О душе».

    Ощущения — страдательное (производное от внешнего) состояние, они не могут существовать без внешнего воздействия. «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество». Ощущение — это предпосылка к познанию.

    По Аристотелю, существа, не имеющие ощущений, ничему не научатся и ничего не поймут.

    Ощущения отличаются от знания тем, что происходят извне и отражают отдельные, единичные явления. Знание же имеет дело со всеобщим и существует некоторым образом в самой душе. Поэтому мыслить может всякий когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли: для него необходимо присутствие возбуждающего это ощущение предмета.

    Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, которое содержит в себе одновременно и умозаключение, и веру. «Невозможно иметь мнения, которым не доверяешь».

    Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основе суждения, то есть мнение — это эмпирический метод познания, оно может являться заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных изменению фактов.

    Научное знание существует в форме определений и доказательств. В отличие от восприятия знание имеет своим предметом всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное. В отличие от мнения знание в форме суждения всегда истинно и приводит к пониманию основ (причин) существования вещи.

    Аристотель признает единство чувственного и разумного познания: ощущение и познание – в принципе одна и та же способность души. Душа не состоит из предметов, например, в ней находится не камень, а форма (образ) камня.

    Она как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение — форма всего ощущаемого.

    Поэтому предмет мысли также находится в чувственно постигаемых формах, включая так называемые абстракции, что и составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого.

    Заслуживает также внимания учение Аристотеля о деятельном и страдательном разуме (или уме).

    Деятельный разум подобен свету, выделяющему потенциально существующие цвета. Он мыслит понятиями и постигает истину. Страдательный ум проявляется тогда, когда человек обращается к мысленным предметам. В страдательном уме встречаются истина и ложь, он – форма существования деятельного ума.

    Аристотель одним из первых предложил классификацию когнитивных процессов на основе определения функций (и свойств) души. Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление.

    Учение Аристотеля оказало влияние на развитие психологии когнитивных процессов вплоть до наших дней. Так, например, он обосновал гипотезу, которая через много веков была оформлена в виде закона ассоциаций и ассоциативной концепции памяти, а также сформулировал законы мышления, обоснованные при помощи логически выводимых научных понятий.

    Источник: http://www.psyworld.info/aristotel

    Психология у Аристотеля (стр. 1 из 4)

    Все права на распростанение данного реферата принадлежат Абдрахманову Руслану (k-aleks@cityline.ru)- помогу качественно набрать, распечатать Ваш текст, подыщу нужный Вам, авторский, реферат, тел (095)503-8753, Руслан, вечер.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    РЕФЕРАТ

    ПО ПРЕДМЕТУ

    «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

    «Психологические основы в философии Аристотеля»

    Работу выполнил

    АБДРАХМАНОВ Р . Р .

    студент 3 курса ФАКУЛЬТЕТА

    ПСИХОЛОГИИ

    М осква 1998

    ПЛАН:

    1. Введение

    2. Краткая биография Аристотеля

    3. Учение Аристотеля о душе

    * Место психологии среди других наук

    * Предмет психологии и понятие о душе

    Читайте также:  Как найти своего человека, или за кого выходить замуж - психология

    * Душа и тело

    * Виды души

    4. Гносеологические исследования Аристотеля

    * Вопрос о познаваемости мира

    * Опровержение скептицизма и субъективного идеализма

    * Трудности познания мироздания

    * Чувственный этап познания и восхождения от познания частного к познанию общему

    * Структура человеческой души

    * Разумная часть души

    5. Этика Аристотеля

    * Этика и ее предмет

    * Понятие добродетели

    * Виды добродетели

    * Дианоэтические добродетели как источник высшего блаженства

    * Связь разума и добродетели

    * Благо как движущая сила в человеческой деятельности. Высшее благо

    6. Краткий обзор политики Аристотеля

    7. Значение творчества Аристотеля

    Почему именно Аристотель стал объектом моего реферата? Ведь об этом человеке, кажется написано столько, что добавить что-то больше, на первый взгляд не представляется возможным.

    Я не претендую на «понимание» собственно идей Аристотеля, скорее лишь только на «знание» этих идей.

    Чтобы понять философское течение, столь далекое от сегодняшнего дня, необходимо, на мой взгляд, нечто большее, чем прочтение пару учебников и первоисточника.

    Аристотель является основоположником собственно научной философии. Он оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

    Аристотель изучал практически все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне.

    Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.

    Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея.

    На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в Ликее (Афины).

    Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни.

    «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению.

    Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…» (10)

    Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

    Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность). По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с богом, т.о.

    , психология занимает средние положение между физикой и теологией. “Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания.

    Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания , но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность “ (7)

    «Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

    По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые, движущие причины живого). По Аристотелю идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении с ними.

    Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что составляет опытный объективный метод изучения.

    Однако вместе с тем Аристотель замечает, что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания.

    Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.

    Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность.

    И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью.

    Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть первая энтелехия такого тела… Душа есть суть бытия и форма…такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).

    Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1).

    Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.

    По мнению Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души.

    Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа.

    А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены. Растительная душа–первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание.

    Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально. Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души–души животной. И, наконец, человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

    Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.

    Правда, по Аристотелю, существует еще и бог – наивысшая из форм, «мысль мыслей», –который есть чистый разум. Но человека Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

    Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. Им была описана особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств–фантазии, (более известные нам как представления памяти и воображения), которые подчинены механизму ассоциации.

    Человеческие функции души (ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению), по мнению Аристотеля, составляют совершенно иной род души и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от преходящего».

    Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным).

    Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличии от души бессмертно.

    Большое значение для развития психологии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии–теории познания. Философ исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/196488/psikhologiya-u-aristotelya

    Учение Аристотеля о душе, чувствах, воле и характере

    Учение Аристотеля о душе, чувствах, воле и характере

    Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души, как предмета психологического знания.

    Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии.

    Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей.

    По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

    Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.

    Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания («растительная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ.

    Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона».

    Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего.

    Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

    Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку).

    Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела.

    Читайте также:  Духовные практики и тренинги духовного развития - психология

    Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

    Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения).

    Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста.

    (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

    Учение о воле развивается Аристотелем в связи с характеристикой действия.

    «Все люди делают одно непроизвольно, другое произвольно, а из того, что они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое — по необходимости; из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению, другое — согласно требованиям природы.

    Таким образом, все, что совершается ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы, или по принуждению.

    А то, что делается людьми произвольно и причина чего лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием стремления, и при этом одно под влиянием стремления разумного, другое — неразумного».

    Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению.

    Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов— делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности— стремление и ум».

    Ум размышляет о цели — достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным.

    Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: порок и добродетель одинаково свободны, их психологический механизм одинаков.

    По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

    О характере.

    Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией.

    Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Описываются с присущей Аристотелю конкретностью характерные черты, свойственные людям благородного происхождения, а также юности, старости, зрелому возрасту.

    Это учение было развито учеником Аристотеля Теофиллином (370—288 гг. до н. э.).

    В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров (лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный, нравственный урод, говорун, разносчик новостей, нахал, скупой, наглец, святая простота, навязчивый, нелюдим, суеверный, брюзга, недоверчивый, неряха, надоедала, тщеславный, сутяга, хвастун, гордец, трус, аристократ, молодой старик, злоречивый, алтынник) и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. Начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени (Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко).

    Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/991-2010-12-15-10-21-41.html

    Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики)

    Рассматривались в связи с этическими проблемами.

    Демокрит рассматривал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного, как критерии того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Целью жизни считал безмятежное и спокойное состояние, в основе которого лежит умеренность.

    Эпикур: чувства есть помеха, следует избегать душевных тревог. Разумное удовольствие как цель жизни. Оно заключается в свободе от неудовольствия (атараксии), телесных страданий и душевных тревог.

    Платон: не рассматривает удовольствие как высшее благо. Различал низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями) удовольствия.

    Стоики рассматривали чувства в комплекте со стремлениями (определяя это как аффект). По их мнению, аффекты – это чрезмерные, противоразумные и противоестественные стремления души, связанные с неправильными представлениями о вещах. Выделали три стадии развития аффекта:

    1.внешнее воздействие → физиологическое изменение в организме.

    2.психический непроизвольный компонент (мнение о том, что произошло и как стоит реагировать);

    3.вмешательство разума. Тут 2 варианта разворачивания событий: разум препятствует аффекту, составляя суждение о происходящей с точки зрения добра-зла; 2. неправильное суждение → аффект.

    То есть аффект, будучи противоразумным, все же берет свое начало в разуме, а именно — в неправильном суждении. Поэтому, где нет разума – там нет и аффектов (дети, животные). Проповедовали искоренение аффектов. Выделяли лишь три полезных: радость, осторожность, воля.

    В концепции Аристотелячувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.

    Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.

    Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффектыкак наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться.

    Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания.

    Сопровождается телесными изменениями.

    Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.

    Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками — о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине.

    Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом.

    Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.

    Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.

    Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.

    7. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях. + 8. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.

    Аристотель. Родился в Македонии в семье потомственных медиков. Ученик Платона и учитель Александра Македонского.

    Учение Аристотеля о душе – вершина античной психологии. Его тракт «О душе» — первое в мировой литературе исследование проблемы души, кроме того там дан исторический обзор предшествующих учений и их критический анализ.

    Отвергал положение Платона об отделенности идей от вещей, тела и души. По Аристотелю, все вещи и вся природа есть единство формы (форма – это вроде как назначение) и материи. Но допускается существование формы без материи – это нематериальный высший разум.

    Соответственно, душа – это форма живого органического тела. Так, например, если б топор был живым, то его бытие топором и было бы его душой. Душой глаза, его формой было бы зрение.

    Материя без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенной формы. Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом.

    В душе заложены причина всех проявлений живого тела (от дыхания до мышления), а также цель активности живого тела. Заставляет растение быть растением, а животное – животным. Тело и все его части – инструменты на службе у души.

    Таким образом, целенаправленность человеческой деятельности и сознания переносятся на более низшие уровни психической организации и на природу вообще (телеологизм – целесообразность бытия). Душа как форма тела есть его суть, причина и цель всех действий.

    Это обобщено в понятии энтелехия: полная действительность тела, заключающая в себе и цель, и результат; единство материи, формы, причины и цели.

    Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями, поэтому исследовать надо и душевные, и телесные проявления. Аристотель критиковал Платона за разделение души на части, раздельные по локализации; говорил о единстве души и существовании отдельных способностей, но не частей.

    Выделял три вида души, три ступени жизни (идея генезиса!): растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными способностями, причем способности более высокой ступени обязательно включают способности предыдущей. Она как бы «надстраивается» над предыдущей.

    1.Растительная душа: размножение и питание.

    2.Животная душа: +стремления (чувства), движение, ощущение и память.

    3.Разумная душа (только у человека): + способность к мышлению.

    Первые две понимались материалистически, а разумная душа идеальна, отделима от тела, и ее сущность божественна.

    После смерти тела она не исчезает, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства… Таким образом, идеалистически объясняет признаваемое им качественное отличие человека.

    (Все функции растительной и животной души невозможны без тела, поэтому она и умирает. А если бы умирала и разумная душа, пришлось бы признать и гибель накопленных знаний).

    Отмечает трудности познания души. Описание ее способностей как избранный им путь познания души.

    Способности души:- познавательные.- движущие.- чувства и аффекты.

    Познавательная способность души. Познание (в том числе и чувственное) носит активный характер. Начинается с ощущения, чувственного познания (значение чувственного опыта – влияние медицинского образования!): — воздействие извне на 5 внешних органов чувств;- уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).

    Таким образом, чувственное восприятие осуществляется и телом, и душой. Пяти ощущениям соответствуют 5 органов чувств (из них главный – осязание, все остальные – для удобства).

    Кроме того, выделяется общее чувство (восприятие общих качеств – движение, величина, фигура и т.п.; сознание того, что мы имеем ощущение; сравнение и объединение ощущений в единый образ).

    В разумном познании всем делом руководит только разум.

    Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида:

    — низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);

    — собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);

    — высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений.

    Воображение, или фантазия – процесс образования представлений. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.

    Мышление: составление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями! Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями.

    Читайте также:  Аффект неадекватности - психология

    Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.

    Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения, что схоже с позицией Платона и Сократа.

    Но, в отличие от последних, аристотелевский нус — это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каждый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то открытие, носит его в своей душе.

    Аристотель различает высшее и низшее мышление. низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях.

    высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1. рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2. интуитивное (умение находить посылки); 3.

    мудрость (наивысший тип).

    В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума:- теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего.- практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.

    Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга, берут так или иначе начало от ощущения.

    Разделяет все действия человека на произвольные и непроизвольные: в зависимости от того, где находится основание действия – в самом субъекте или вне него.

    Проблема действий разрабатывается в тесной связи с учением о воле.Непроизвольные поступки:- случайные- по необходимости: 1. по принуждению, 2. требование природы.

    Произвольные действия:- по привычке- под влиянием стремления: 1. разумного, 2. неразумного.

    Таким образом, не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации).

    Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия.

    Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.

    Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.

    Придавал важное значение воспитанию, которое должно быть заботой государства.<\p>

    Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках.

    Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним.

    Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.

    Добродетели не даются нам от природы, но мы имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.Надо формировать способность к разумным поступкам.

    Движущие силы души – стремление и ум (в плане воображения). Ум побуждает к движению через размышление о цели. Стремление – то, что возникает на основе чувств, они направлены на настоящее и тоже имеют цель. Стремление+разум=намерение, нацеленное на будущее.

    Таким образом, движет предмет стремления и через него движет размышление, направленное на деятельность.Животное обладает способностью стремления, поэтому оно может само себя приводить в движение. Без воображения оно не может быть способным к стремлению.

    А всякое воображение связано с разумом или с чувственным восприятием.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/7/28882.html

    Учение о чувствах (Аристотель) (Psyarticles.ru)

    Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

    Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

    Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

    3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

    Это бесплатно->

    Видеолекция «Уныние и депрессия»

    Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

    Уныние и депрессия в отношениях.

    Способы преодоления уныния и депрессии.

    Неэффективные способы борьбы с депрессией.

    Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

    Подробнее->

    «На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»

    Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

    И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

    Дальше->

    Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

    Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

    Четкие практические рекомендации.

    Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

    Подробнее->

    «Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»

    Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

    И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

    Дальше->

    Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

    Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

    Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

    Подробнее->

    «Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»

    Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

    Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

    Дальше->

    100-дневная системная программа личностного роста для женщин

    Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

    Подробнее->

    «До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»

    Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

    Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

    Дальше->

    Скайп-консультации

    Я ценю ваше время.

    Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

    Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

    Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

    Тогда жду вас здесь->

    «Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…»

    Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

    Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

    Дальше->

    *Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

    Учение о чувствах (Аристотель)

    Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие — их нарушение.

    Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности.

    Несмотря на сдержанную оценку телесных удовольствии, Аристотель не призывал ограничиваться удовольствиями только высшего порядка и в целом высоко оценивал роль чувства в жизни человека.

    «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит — и самой жизни».

    Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание.

    Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием он меняет свои прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями.

    Психологическая характеристика выявляет, в каком состоянии возникает данный аффект, на кого он направляется, за что.

    Аристотель составил проницательные описания отдельных аффектов. Например, страх описывается так:

    «Страх (fobos) — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность: люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или ленивыми, но лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбежными».

    В описании составляющих психологических аспектов аффектов выступает рационализм Аристотеля: его решающим компонентом является представление.

    Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не суть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения: «… и ведь нас не хвалят и не порицают за наши аффекты; ведь не хвалят же человека, испытывающего страх и не безусловно порицают гневающегося, а лишь известным образом гневающегося, а за добродетели нас хвалят или порицают».

    Аристотель не считал ни возможным, ни нормальным, ни желательным с точки зрения нравственности подавление аффектов. Без них невозможны героические поступки, наслаждение искусством. В низших телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть соразмерность аффекта своей причине.

    Составной частью учения об аффектах является понятие о катарсисе, т.е. об очищении аффектов.

    Это понятие было заимствовано Аристотелем из медицины. Его ввел Гиппократ: болезнь понималась им как накопление вредных соков, а лечение — как доведение их до умеренного количества, допустимого для здорового — очищение, катарсис — путем их выпускания.

    Применительно к аффектам катарсис означает сущность эмоционально окрашенного эстетического переживания под влиянием искусства. «Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищение аффектов».

    Вызываемые у зрителей при восприятии трагедии аффекты страха и сострадания в отличие от таковых в обычной жизни освобождаются — очищаются от всего тяжелого, давящего, смутного, человеку раскрывается логика событий и действий в определенных обстоятельствах, какая-то мудрость жизни. Аристотель подходит к проблеме общественной роли искусства, его нравственного воздействия на человека.

    Современные авторы называют это воздействие театра на зрителя социальной терапией.

    Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=113

    Ссылка на основную публикацию