Космополитизм — психология

Космополитизм в современном мире как политическая философия

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Символ космополитизма

Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран.

Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг.

Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.

Космополитизм — плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Как стать космополитом?

Принято считать, что космополит — это человек, который не отказывается от родины, а считает отечеством всю Землю. Он опирается на такие основные идеи:

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества — превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты — это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.

Разоблачение космополитизма

«Космополит» или «гражданин мира» — такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей.

Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства.

Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии.

Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев.

Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Известные космополиты

Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.

  1. Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
  2. Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
  3. Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
  4. Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта .

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества». Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху». Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики». В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС». Рассматривает кампанию против этой идеологии , как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира». Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.

Источник: https://womanadvice.ru/kosmopolitizm-v-sovremennom-mire-kak-politicheskaya-filosofiya

Космополитизм — это идеология, стирающая границы :

Космополитизм - это идеология, стирающая границы :

Наверное, многие из нас когда-нибудь слышали такие слова, как «космополитизм», «космополит», но все ли правильно понимают их значение? В некоторых странах понятие данных терминов несколько искажено, в разное время по-разному воспринимался и истолковывался смысл этого мировоззрения. Что такое космополитизм? Об этом необходимо рассказать подробнее.

Значение термина

Значение слова «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites – это гражданин мира.

То есть космополит – это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом.

Помимо этого, космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Приверженцы космополитизма являются сторонниками идеи создания мирового государства, в котором будут стерты все границы, а национальные традиции и культура должны будут смешаться и раствориться в этом общем котле. Эти люди ставят интересы всего человечества выше выгод и интересов отдельных государств и наций, суверенитет которых они отрицают, а такие понятия, как патриотизм или национализм, и вовсе чужды космополиту.

Краткая история

Космополитизм – это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.

Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я – гражданин мира».

В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии.

А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада».

И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм – это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа.

Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

Космополитизм – это идеология будущего

Что бы там ни говорили, но космополитизм необязательно должен восприниматься в таких негативных оттенках, когда ему приписывают чуть ли не ненависть национальности, традициям, культуре и прочим проявлениям самобытности.

Просто космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных.

А в условиях сегодняшней глобализации и интеграционных процессов, которые неизбежны в современном мире, идеи космополитизма становятся все более актуальными.

Космополитизм – это когда человек переживает и думает не только за свою страну и народ. Космополит беспокоится за всю планету, ведь сколько бы народов ее ни населяло, какое количество границ ни было бы проведено, Земля является нашим общим домом.

Источник: https://www.syl.ru/article/193175/undefined

Привлекательность космополитизма. (По статье М. Нуссбаум «Патриотизм и космополитизм»)

Космополитизм без сомнения является одной из наиболее интересных политических идей в современном мире.

От этого весьма удивительно, что о нем достаточно затруднительно найти толковые произведения, то есть работы тех авторов, которые ратуют за космополитизм и приводят некие аргументы в его защиту.

Парадоксально, как известность этой политической идеи в обществе сочетается с небольшим количеством произведений космополитических авторов. В этой статье я не буду описывать, что такое космополитизм, ибо это, по всей видимости, и так хорошо известно.

Некоторая распространенность космополитизма характерна для западных стран, прежде всего США. Но и там он достаточно слаб. Тем не менее, доводы в его поддержку приходят именно оттуда.

Так, достаточно известной стала статья американского ученого и философа Марты Нуссбаум «Патриотизм и космополитизм» (русский перевод статьи был помещен в журнале «Логос» в 2006 г.).

В этой статье она приводит 4 довода в защиту космополитизма, приняв которые вы непременно решите, что космополитизм является достаточно привлекательным.

Далее я помещу обширную цитату из того места ее статьи, в котором она характеризует обозначенные доводы, после чего дам им свою краткую оценку.

Итак, самое очевидное, что можно здесь отметить, это следующее: во-первых, статья была адресована американцам, поэтому из-за несовпадения реалий может быть непонятна отечественному читателю, во-вторых, выдвинутые автором доводы нацелены на применение в системе образования.

Сразу хочу заметить, что на мой взгляд представленные ею доводы достаточно слабы и могут быть легко раскритикованы и разбиты. Но пойдем по порядку.

Согласно первому аргументы людям полезно может быть взглянуть на себя и свою культуру глазами других.

Действительно, люди, родившиеся и воспитанные в определенной культурной среде, затем склонны воспринимать ценности своего народа как нечто естественное и само собой разумеющееся, а потом, при контакте с какой-нибудь иностранной культурой, очень удивляются этой непохожести.

Среди европейских народов такая непохожесть хоть и есть, но не так заметна, а вот если рассматривать с одной стороны какой-нибудь европейский народ и народ другой части света, то вскроется просто пропасть непохожести.

Достаточно привести в пример то, что мы не можем понять, как китайцы могут употреблять в пищу то, что мы бы и едой не назвали бы. Или то, как европейские державы используя европейские же стереотипы политического поведения пытаются вмешаться в дела стран Востока, а потом удивляются тому, как же все их усилия могли закончиться лишь оглушительным провалом или даже ухудшением обстановки.

Как философ, и тем более как марксист, я согласен с тем, что не может быть какой-то естественной культуры и не может быть само собой разумеющихся ценностей. Все это обуславливается условиями жизни конкретного народа.

Читайте также:  Потребность - психология

Культура и ценности народа определяются различными факторами общественной жизни: историческим опытом, уровнем развития производительных сил и производственных отношений и т.д. Поэтому если какой-то народ начинает рассматривать себя и свою культуру как эталон, это нездоровый симптом.

Так что замечание Нуссбаум о том, что народу бывает полезно взглянуть на себе «через призму другого» в некоторой степени справедливо. Вот только далее она говорит о том, что «мы начинаем видеть, что в наших практиках является локальным и необязательным, а что — более широким и общим».

Похоже на то, что она имеет в виду, что национальная культура имеет меньшую значимость по сравнению с некой более широкой и общей культурой.

Но что это за более широкая и общая культура такая? Как определить, что к ней относится? Давайте посмотрим обычаи всех народов мира по определенному типу отношений, отметим тот тип поведения, который встречается чаще всего, и механически распространим его на все народы мира, так?

На мой взгляд такая позиция не выдерживает никакой критики. Мне лично ближе тезис о равной значимости культур всех народов между собой, хоть я и принимаю его с оговорками.

В равной степени для мира ценны культуры как народов развитых стран, например, англичан, так и культуры каких-нибудь современных первобытных народов, но не стоит забывать о том, что культура первых более развита, чем культура вторых и потому обладает большим весом.

Культура не может быть просто другой, она всегда более или менее развита, что определяется в сравнении с культурами других народов; так, и в культуре наличествует прогресс.

Своим вторым аргументом она подчеркивает необходимость международного сотрудничества в решении ряда глобальных проблем современности, к которым можно отнести климатические изменения, перенаселенность некоторых частей мира, неравное распределение ресурсов и богатства в разных регионах мира, угроза распространения оружия массового уничтожения и международного терроризма, загрязнение окружающей среды и другие. Решение этих проблем, с ее точки зрения, «требует глобального планирования, глобального знания и представления об общем будущем».

Сразу нужно заметить, что не совсем ясно, что имеется в виду под этими терминами «глобальное планирование», «глобальное знание». Похоже, что предполагается, что для решения этих проблем нужно создание специализированной международной (или скорее надгосударственной) организации.

В современном мире существует множество различных международных организаций при неофициальном лидерстве Организации Объединенных Наций, которая теоретически призвана заниматься всеми этими глобальными проблемами. Понятно, что осуществление этого глобального планирования невозможно без ущемления суверенитета конкретных стран мира.

Впрочем, ведь космополитизм и направлен на то, чтобы перераспределить полномочия от государств к надгосударственным образованиям, которое потом могло бы само превратиться в единое всемирное государство.

Однако каждое конкретное государство весьма негативно отнесется к тому, что какая-то международная организация, даже если это ООН, укажет ему на то, что оно, например, должно ограничить создание новых заводов и фабрик по причине того, что, мол, они загрязняют воздух своими выбросами, наносят вред экологии, тем самым косвенно причиняя ущерб жизни и здоровью жителей соседних стран или вообще людям всего мира. К тому же никто не гарантирует, что такие требования действительно будут продиктованы экологическими соображениями, а не будут замаскированными соображениями выгоды транснационального империалистического капитала.

Посему и второй аргумент я объявляю несостоятельным.

Перейдем к третьему аргументу. Согласно ему, мы должны в равной степени ценить права всех людей. Мы должны привить чувство долга подрастающему поколению, в силу которого они будут выражать беспокойство по поводу состояния развивающихся стран.

Развитые страны не должны замыкаться внутри себя, не обращая внимания на проблемы развивающихся стран. В Нигерии произошел теракт? Простые люди пошумят в соцсетях, первые лица государств выразят соболезнования правительству этой страны, и больше ничего не происходит.

А должно же произойти, по логике Нуссбаум, следующее: западные страны выражают озабоченность в связи с террористической опасностью в Нигерии и предлагают помощь правительству этой страны в деле борьбы с терроризмом.

Зачем им это делать? Да просто потому, что раз у нас нет такой острой террористической проблемы, то и у какой-нибудь Нигерии ее тоже быть не должно, потому что мы стремимся подтянуть весь мир примерно до своего уровня.

И это было бы замечательно, если бы не суровая действительность. Международному капиталу выгодно поддерживать деление мира на развитые и развивающиеся страны, на три мира. В одной части мира товары производятся, а другой части – потребляются.

Многие страны мира прямо зависят от стран Европы и США из-за выстроенной ими системы международных договоров и вмешательства транснационального капитала в экономику зависимых стран.

В мире потребления место ограничено и впустить туда одну из развивающихся стран к настоящему времени практически невозможно, ибо для этого придется вытолкнуть на периферию одну из старых стран мира потребления.

Если какой-то из лидеров одной из развивающихся стран решит вывести свою страны из зависимого положения, то непременно натолкнется на жесточайший отпор со стороны западных стран.

Тем не менее, если употреблять этот аргумент Нуссбаум в отношении людей, а не государств, то речь идет совсем другая.

Очень неплохо, когда простые люди интересуются ситуацией в развивающихся странах, сочувствую им в годину трудностей, радуются вместе с ними в час достижений.

Вот только это бессмысленно, ибо сама логика развития современного транснационального капитализма препятствует переходу развивающихся стран в число развитых, их освобождению от неоколониальной зависимости.

И наконец четвертый аргумент. К сожалению, в этой части из рассуждений автора мало что понятно. Находятся ценности, которые в состоянии объединить всех граждан страны вне зависимости от расы, пола и других признаков, ограничение рамками нации препятствует последовательности в проведении этих принципов и ценностей.

Одновременно мы заявляем, что необходимо в равной степени уважать все человечество. Соответственно, каждый человек относится к человечеству и к определенной нации. Вопрос здесь нужно ставить о том, какая из этих двух категорий важнее.

Что для этого человека на первом месте: то, что он гражданин определенной страны, или то, что он человек? Здесь мы вторгаемся в область категорий «свой-чужой». Если вы на первое место ставите то, что вы гражданин определенной страны, то получается, что другие граждане этой страны «свои», а граждане всех остальных стран – «чужие».

К «своим» принято относиться доброжелательно, к «чужим» — недоброжелательно. Однако, каждый человек, помимо того, что является гражданином той или иной страны, относится к множеству других групп.

Так можно выстроить цепочку: человек – гражданин России – русский (здесь «чужими» становятся все другие народы России) – православный (теперь «чужие» еще и представители других вероисповеданий) – офисный сотрудник («чужие» еще и все те, чья работа не связана с офисом)… Такую цепочку можно продолжать еще долго, и в конце концов вы придете к такому ограничению числа «своих», что останется не более нескольких человек.

По логике Нуссбаум, если допустить сужение категории «своих» от всего человечества хотя бы до категории гражданства, то далее уже ничего не будет мешать сужать эту категорию и дальше, минимизируя число «своих». А это непременно будет порождать напряженность между людьми.

Если же мы не станем сужать категорию «своих» и отнесем к ним всех людей без исключения, то и относиться будем ко всем доброжелательно. На примере героев романа индийского писателя Р.

Тагора в той же статье она пишет следующее: «Я полагаю, что Тагор был прав, считая, что в своей основе национализм и этноцентрический партикуляризм не чужды, а родственны друг другу, что поддержка националистических чувств, в конечном итоге, ведет к разрушению ценностей, которые сплачивают нацию, потому что она подменяет важные универсальные ценности справедливости и права красочным идолом. Сказав однажды, «я прежде всего индус и только потом уже гражданин мира», сделав однажды этот морально сомнительный шаг самоопределения на основе морально неприемлемого признака, ничто не помешает сказать: «я прежде всего индуист и только потом уже индус», «я прежде всего землевладелец, принадлежащий к высшей касте, и только потом уже индуист». И герои Тагора быстро научились этому. И только космополитическая позиция землевладельца Никиля, такая скучная и унылая с точки зрения его молодой жены Бималы и его друга-горячего националиста Сандипа, способна преодолеть подобные противоречия, так как только эта позиция призывает нас прежде всего придерживаться добродетели. И именно это — быть добродетельными — я могу посоветовать всем людям».

Верно, что люди добродетельны прежде всего по отношению к тем, кого они считают «своими», и не проявляют добродетель по отношению к «чужим». Вот только такой призыв распространить добродетель на всех людей Земли без исключения выглядит крайне наивным, а потому нереалистичным.

На этом мы заканчиваем наш обзор. Мы показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность космополитизма, обозначенная позиция представляется крайне наивной; это наивное миротворчество. Такая позиция не учитывает объективной сложности противоречий в современном мире.

Однако, некоторые соображения могут быть полезны. Это соображение о том, что полезно народу уметь взглянуть на себя «через призму другого» и не рассматривать свою культуру как естественную и само собой разумеющуюся.

А также это соображение о том, что общественность западных стран должна проявлять внимание к проблемам развивающихся стран.

В условиях современного мира не может идти речи о подтягивании развивающихся стран до уровня развитых. Это не в интересах транснационального капитала. Этот же капитал проявляет склонность к космополитизму, что позволяет определенным крупным корпорациям не связывать себя с определенным государством и легко переводить активы из одной страны в другую.

В его интересах скорее как бы неравный космополитизм, то есть такой, при котором мир составляет единое целое, но положение жителей нынешних развитых стран зафиксировано в статусе глобального эксплуататора, а положение жителей развивающихся стран – в статусе глобального эксплуатируемого. Но эта тема требует отдельного и весьма обстоятельного рассмотрения.

Источник:

Нуссбаум М. Патриотизм и космополитизм // Логос, №2, 2006.

  • Край будущего
  • Общество
  • Философия

Источник: https://cont.ws/post/284992

Космополитизм

Космополитизм

Космополитизм (от др. -гр. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира, человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

Космополитизм имеет несколько определений, зависящих от политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:

Читайте также:  Встреча с саботажником - психология

Первое определение:

Расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично.

Неправильно понимается космополитизм как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам.

(Словарь Брокгауза и Ефрона)

Второе определение:

Теория и идеология так называемого «мирового государства» и «мирового гражданства», которые ставят общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, т.е.:

— пропагандируют отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма;

— отвергают право наций на самостоятельное существование и государственную независимость (государственный и национальный суверенитет) во имя единства человеческого рода.

(Словарь по общественным наукам), (БСЭ).

Это система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д.

Идейные сторонники космополитизма часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности.

Превратно трактуемые общечеловеческие интересы, иногда соотносимые или отождествляемые с политикой конкретных государств мира, противопоставляются государственным интересам собственной страны.

В основе космополитизма может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать традиции, сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, например, свободно выбирать страну проживания.

История

Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.

Космополитизм как мировоззрение возник в античном мире. Он был тесно связан с социальными концепциями античных философов и фактически являл собой попытку преодолеть политический партикуляризм полисной системы организации общества. Таков был космополитизм Диогена Синопского, по свидетельству некоторых более поздних авторов, первым употребившего само понятие «космополит».

Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма.

Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира.

Космополитом себя называл также Сократ. Основатель философской школы стоиков Зенон из Китиона рассматривал космополитический идеал как общественную форму, которая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Идея космополитизма встречается также у софистов (Антифонт, Гиппий).

Космополитизм философской школы киренаиков выражался формулой «Ubi bene, ibi patrio» («Где хорошо, там и отечество»). Распространение получили также космополитические идеи, связанные с расширением сферы политического господства и влияния, например, с созданием империи Александра Македонского.

В эпоху Средневековья носителем космополитических идей была католическая церковь, претендовавшая на роль объединительницы всего христианского мира.

В условиях разделенной на множество владений феодальной Европы комплексы космополитических представлений формировались также у отдельных социально-профессиональных групп, ведущих подвижный образ жизни, не испытывающих привязанности к какому-либо одному месту, — странствующие монахи, рыцари, студенты, торговцы, комедианты, художники, профессиональные воины-наемники. Идеи общественного устройства, принадлежавшие ряду европейских мыслителей эпохи Возрождения (Данте, Т. Кампанеяла), также были проникнуты духом космополитизма. Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства развивался в эпоху Просвещения. Его носителями были Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И.Г. Фихте и др. Особое значение для развития космополитических идей приобретало признание естественных прав и свобод человека. Гуманистические идеалы, исходившие из единства человеческой природы, требовали признания свободы человека от государственных оков.

      С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.

В буржуазном обществе космополитизм отражает природу капитала, стремящегося туда, где для него созданы лучшие условия и есть возможность получить наибольшую прибыль. В истории индустриально развитых стран прослеживается сложное взаимодействие космополитизма с идеей национального государства.

Элементы космополитизма присутствовали также в коммунистической идеологии. Именно в контексте космополитизма можно трактовать ее базовый тезис о построении бесклассового и безгосударственного общества во всемирном масштабе.

В СССР, где за первое десятилетие советской власти ожидание мировой революции сменилось преобладанием державных начал в политике, понятие космополитизма приобрело стойко негативное значение и воспринималось как буржуазная идеология.

После Второй мировой войны в 1947—1953 годах государство периодически разворачивало кампании борьбы с «безродным космополитизмом» и низкопоклонством перед научными и культурными достижениями Запада.

Современный космополитизм

По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц.

Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.

Космополитизм не образует самостоятельного направления в современной западной политологии, социологии, философии, правоведении. Он зачастую неосознанно присутствует на государственно-политическом, международном, общественном и даже бытовом уровне, реализуясь в достаточно расплывчатых научных концепциях или стереотипах сознания.

Усиление космополитических настроений в современном мире связано с тенденциями к мировой и региональной политической интеграции, экономической глобализации, развитию международных правовых институтов и утверждению концепций международной правосубъектности личности.

Космополитизм в мировой экономике получил новое развитие с усилением влияния транснациональных корпораций. В политической сфере к космополитизму тяготеют также разного рода мондиалистские концепции, требующие объединения мира на федеративной основе и создания всемирного правительства.

Еще более заметно современный космополитизм проявился в культурной сфере, когда значительная часть населения земного шара, особенно молодое поколение, усваивает общие формы материальной и духовной культуры.

В разных странах и на разных континентах люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, слушают одну и ту же музыку, пользуются одними и теми же предметами быта. Повсеместно распространены единые стандарты и коммуникативные средства.

Особое значение имеет всемирная компьютерная сеть, доступ к которой уже сейчас рассматривают как виртуальный аналог мирового гражданства. Зачастую все это ведет к стандартизации сознания. Люди в разных уголках мира воспринимают единые культурные нормы и ценности, мыслят одинаковыми понятиями. В то же время элементы культуры отдельных стран и цивилизаций достаточно легко проникают в чуждую им социокультурную среду и усваиваются ею.

      Во многом космополитичное сознание характерно также для научных и творческих кругов, которые хотя и разделены границами государств, но по сути существуют в своем особом интернациональном пространстве. 

Источник: http://xn--80aqflrb6f.xn--p1ai/kosmopolitizm/

Космополитизм

Космополитизм

Космополити́зм(от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

История зарождения и возникновения Космополитизма

Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген.

В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов.

В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.

В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер.

В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого.

Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.

Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию.

Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями.

На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.

Возрождение космополитизма происходит в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В самом начале столетия появляется в размышлениях марксистской интеллигенции как оппонент интернационализму, но признаётся в сравнении с ним безличным и неподходящим для социализма.

Однако отмечают, что Владимир Ильич Ленин развивал идеи об уничтожении в далекой перспективе, «после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе», не только «раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближения наций, но и слияния их».

Подобная мысль развилась в Европе с движением безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма, в 1921 году Эжен Ланти основывает Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входит способствовать исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры.

В 1931 году публикуется основной документ ассоциации — «Манифест Безнационализма».

После Второй мировой войны космополитизм в капиталистических странах выражается в ряде успешных проектов: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира». Продолжает развиваться философская платформа в трудах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса.

Хотя философ идеологического коммунитаризма Майкл Уолцер рассматривал коммунистическую идеологию CCСР как «извращённый космополитизм», в это же время в СССР происходил и обратный процесс, известный как «борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания, проводившаяся в 1948 — 1953 годах, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций. Кроме того, фактически, хотя это официально отрицалось, под космополитами обычно понимались представители еврейской национальности. Вследствие политической пропаганды появляется представление о якобы не имеющем отношения к космополитизму самих «родовитых» коммунистов «безродном космополите», человеке, для которого родина находится там, где «брошен лежак», а космополитизм в целом трактуется как стремление империализма к мировому господству.

Читайте также:  Детерминизм - психология

В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и даже коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека. Ярким сторонником космополитизма является Стив Харвиц.

Космополитизм и патриотизм — на разных полюсах одной оси

Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.

Высказывалось также и другое мнение, известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся

Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.

Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея.

Источник: http://smalltalks.ru/soderjanie/1392-kosmopolitizm.html

Кто такой космополит и что означает космополитизм

Кто такой космополит и что означает космополитизм

У всех людей есть родина и гражданство. Можно не жить по прописке. Можно не любить свою страну и декларировать это на каждом шагу. Но гражданином вы все равно будете. Существует, однако, категория людей, отрицающих институт гражданства – космополиты.

Содержание статьи

  • Теоретическая база
  • В России

Космополит ставит интересы Человечества превыше интересов Родины. Абсолютная свобода – вот кредо космополита. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.

Сократ высказывал идеи, предшествующие идеям космополитов.

Космополитом объявил себя Диоген. Школа киников проповедовала идею автаркии, независимости от государства. Стоики развивали космополитизм. Средние Века убрали его в подполье, к алхимии, но не заглушили.

Иммануил Кант видел в космополитизме конечный итог развития цивилизации, а Вольтер предвосхитил идею Европейского Союза, заявив, что европейские страны должны создать общую федерацию.

XX век с его потрясениями, мировыми войнами и расцветом идей социализма и гуманизма дал благодатную почву для развития космополитического учения. Одним из результатов мировой революции, по мнению Владимира Ильича Ленина, должна была стать единая мировая республика.

В 1921 году Эжен Ланти основывает Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входит способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры.

Возможность стать «гражданином мира» появилась у людей с появлением Нансеновских паспортов, выдававшихся беженцам и заверявших личность официальным путем.

Россия, как всегда, поняла идеи космополитов превратно, следствием чего стала знаменитая борьба с космополитизмом, жертвами которой стали тысячи людей, чья вина не всегда была доказана. Да и была ли вина, неизвестно.

Тысячи людей погибли в целях политики, а космополитами и по прошествии лет называют неприятных людей, хоть сам по себе термин нейтрален.

Современный процесс глобализации, по сути, осуществляет чаяния космополитов, поскольку происходит стирание границ наций, языков, культур.

Европейский Союз, СНГ – это примеры близких к осуществлению слияния объединений. Мировой язык один – английский. Культура тоже весьма условно дифференцируется. Разумеется, кристаллизованная идея космополитизма утопична.

Люди – слишком сложная материя, а человеческая природа всегда ставит интерес индивида выше интересов человечества. Вполне вероятно, что через столетия будет создана единая нация и государство, а братская любовь восторжествует.

Распечатать<\p>

Кто такой космополит и что означает космополитизм

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-883702-kto-takoy-kosmopolit-i-chto-oznachaet-kosmopolitizm

Читать реферат по социологии: «Космополитизм и космополитическая идентичность»

(Назад)(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

СодержаниеВведение

Изначальная идея Космополитизма

Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации

Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека

О гражданстве и о космополитической демократии

Определение Мультикультурализма

Мультикультурное общество

Обоснование мультикультурализма

Заключение

Список используемой литературы Введение Мирогражданство — большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.

Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.

Если все вышесказанное подвести к нашей дисциплине, можно сказать об актуальности данного процесса, как объекта для изучения.

Это можно обосновать, тем, что в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями.

Конечно, если контакты происходят в деловой среде, то здесь «острые углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в деловой среде.

А если говорить о простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой. космополитизм мультикультурализм

Так в своей работе я буду рассматривать довольно утопическую теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.

Прежде хочу заметить, что данная тема является в последнее время очень актуальной, но вместе с тем спорной и не достаточно изученной. Основной проблемой является устаревшее, довольно категоричное восприятие понятий «мультикультурализм» и «космополитизм».

При оценке этих теорий, многие ученные обращаются к изначальным определениям, к истокам возникновения, а также дают им свою собственную однозначную, субъективную оценку, в основном отрицательную. Отчасти это правильно, но с другой стороны сейчас эти понятия надо рассматривать под призмой современных происходящих процессов, вносить корректировки в их определения.

А также уходить от стереотипов, что данные понятия подразумевают отказ от своей этнической идентичности, культурных, религиозных ценностей, а в результате от своей Родины и чувства патриотизма к ней.

Изначальная идея Космополитизма Космополитизм — теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму.

Очевидно, что современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц.

И вместе с тем современное человечество находиться лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия «национальная экономика», «национальная политика» еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования.

Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в свое время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать всем и вся ради неведомых им интересов государства.

Коренное отличие космополитизма от интернационализма в том, что целью космополитизма является освобождение человека от националистических догм и «державной» мании величия, а целью интернационализма является, наоборот, экспорт отечественного национализма и «державности». Космополитизм — идеология т. н. мирового гражданства.

В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Таким образом, космополитизм — идеология т.н. «мирового гражданства», ставящая интересы граждан выше интересов отдельной нации.

Со времени своего возникновения понятие космополитизма имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий).

Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь.

В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.

Космополитические идеи получили еще более распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с образованием национальных государств.

Космополитизм представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазные политические науки; экономические теории права (теории международной правосубъектности личности и так называемого мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета).

Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о предложении ООН в мировое государство).

Однако подобные теории носят явно утопический характер, так как не учитывают существование государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.

Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации Говоря о космополитизме, мы говорим не просто о некоем очередном социальном феномене, который требуется понять, но о смене самого видения современного мира. Речь идет, иными словами, если следовать У. Беку, об иной концепции социального космополитизма, социальных отношений в ситуации глобализации. Или иначе: проблема более строгой концептуализации космополитизма.

В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные

Источник: https://referat.co/ref/559976/read

Ссылка на основную публикацию