Мученик — психология

Как общаться с человеком, страдающим «комплексом мученика»

Мы часто сталкиваемся с людьми, которые страдают «комплексом мученика». Возможно, они получили ложные представления о жизни, благодаря своему воспитанию или специфическим культурным традициям. В любом случае с такими людьми трудно общаться, так как невольно появляется чувство ответственности за все их несчастья.

«Комплекс мученика» — это глубоко укоренившееся убеждение в собственной неполноценности. Самое страшное, что такое убеждение заставляет людей бессознательно привлекать и создавать ситуации, которые будут служить подтверждением их низкой самооценки. Если вы живете с «мучеником», то хорошо знаете, как он умеет делать драму на пустом месте.

Обычно в таких случаях советуют игнорировать его попытки выставить себя жертвой. Но это чревато печальными последствиями. «Мученику» нужна благодарность. Если он не получает возможности самоутвердиться, то жизнь окружающих людей может превратиться в ад, так как обида, гнев и разочарование выльются в яростные споры, шантаж и манипуляции.

Вступление в игру, которую навязывает «мученик», также не принесет хороших результатов. Вопиющая эксплуатация с его стороны непременно скажется на вашем эмоциональном и физическом здоровье.

К счастью, есть другой путь. Он нанесет минимум вреда и вам, и «страдальцу».

  1. Определите для себя, какие одолжения вы можете принимать, а какие нет.
    Полностью отказываться от помощи нельзя, так как это вызовет обиду, но постоянно рассчитывать на чужое самопожертвование также будет ошибкой. Подумайте, сможете ли вы в данной ситуации обойтись своими силами, и если нет, то вполне приемлемо воспользоваться услугами «мученика». Родственник или друг, который чувствует себя одиноким, не должен все время вмешиваться в ваши дела, но он может помочь, когда это действительно необходимо. В результате вы оба будете довольны: он периодически получает подтверждение своей значимости, а вы решаете свою проблему.
  2. Благодарите кратко. Это тот случай, когда благодарственные тирады только вредят. Допустим, ваша свекровь по собственной инициативе целую ночь шила карнавальный костюм для вашего сына. Вы ее об этом не просили. Это был ее собственный выбор, поэтому достаточно сказать «спасибо» и отметить, что костюм очень хорош. Можно проявить интерес к тому, как она выбирала ткань и где нашла аксессуары, но ни в коем случае не акцентировать внимание на том, как она устала.

    Если ваш супруг или супруга потратили 3 часа на уборку кухни и теперь жаждут вызвать у вас чувство вины, скажите: «Ты молодец. Как удалось отмыть эти ужасные жирные пятна на плите?» Обращайте внимание на детали, конечный результат действий и не произносите речи о том, как вам жаль. Этим вы лишаете возможности манипулировать собой и не поддерживаете их поведение.

  3. «Комплекс мученика» — это проблема, и на нее можно честно указать.
    Когда вы откроете правду о том, что чувствуете, вероятно, получите поток слез и обвинений. Но это даст результат, потому что человек чаще будет задумываться о своих манипуляциях. Во время открытого разговора не забудьте сказать, насколько цените его помощь, но обращайте внимание на то, что излишняя самоотверженность не нужна ни вам, ни ему.

Имейте в виду, что вас мгновенно обвинят в черствости и всех смертных грехах. Согласитесь, но не позволяйте перевести разговор на себя и продолжайте говорить о том, почему считаете такое поведение иррациональным.

Если человек с этим согласен, можно договориться о том, что в следующий раз вы ненавязчиво дадите ему понять об очередной попытке манипуляции. Люди обычно находятся в полном неведении о своей проблеме.

Не критикуйте личность, говорите только о поведении и выбирайте подходящее место и время для таких разговоров.

Труднее всего обсуждать «комплекс мученика» с пожилыми людьми. Иногда это кажется бессмысленным. Тем не менее, старайтесь быть открытыми. В конце концов, откровенные разговоры позволяют выяснить скрытые претензии друг к другу и положить начало необходимым изменениям.

Ирклим

VN:F [1.9.20_1166]

Категория материала: Психология Рубрика: Общение

Источник: http://stimulas.ru/motivators/kak-obshhatsya-s-chelovekom-stradayushhim-kompleksom-muchenika.html

Психология мученичества

?anna_eaglet (anna_eaglet) wrote,
2012-05-16 15:04:00anna_eaglet
anna_eaglet
2012-05-16 15:04:00Оригинал взят у adelgeim в Психология мученичества.»Как Меня гнали, будут гнать и вас» Ин.15, 20.Греческое слово «мартирос», которым церковная традиция называет христиан, принявших смерть за свидетельство о Христе, в священном Писании переводится словом «свидетель».

Русское слово «мученик» называет того, кто пострадал до смерти за исповедание Христа Богом и Спасителем.Это слово называет всех, кто свидетельствовал до смерти, что Христос – истинный Бог наш. Свидетелем назван Иоанн Креститель. Свидетелями называет Христос учеников. Так возникает два понимания одного подвига с внешней стороны.

Богослужебные книги, житийная агиография и мученические акты являются богатыми источниками для внешнего свидетельства.Гораздо сложнее рассмотреть подвиг мученика изнутри и понять психологию мученического подвига. Мы имеем не много свидетельств о том, как сам мученик осознаёт этическую задачу мученического служения.

Героический подвиг, как и мученический, предполагает опасности раны, страданий и смерти. В том и другом есть существенные различия. Мотивом героической жертвы является победа, которая может оказаться этически бесцветной. Рискуя жизнью, герой идёт на подвиг с надеждой сохранить жизнь. Риск может оправдаться или нет.

Героя вдохновляет надежда победить и сохранить жизнь, приобрести славу, награду и восхищение окружающих. Героическая жертва может не иметь нравственного значения. Герой может отдать жизнь за недостойную цель. Им может двигать похоть или нервный порыв.Нравственное качество мученического подвига не подвергается сомнению. Мученик не ищет победы и славы.

Он приносит себя в жертву Богу, Истине, Любви, Жизни… Другой смысл имеет в смерти мученика понятие риска. Мученический подвиг начинается с самоотречения. Мученик отказывается от всех благ и самой жизни. Сохранение земной жизни исключено. Того, кто идёт на мученический подвиг и, претерпевая страдания, остаётся живым, церковь называет другим именем -«исповедник».

Мученик исполнен решимости принести жизнь в жертву Богу. Добровольная смерть является необходимой ценой мученического подвига.В мученическом подвиге церковь видит осуществлённым один из даров Святого Духа. Мученик переходит от жизни к смерти с верой и надеждой. Где есть вера и надежда, присутствует риск. Перед сознанием мученика стоит главная задача –встреча с Богом.

Всё живое умирает по-разному. Когда умирают животные, мы видим в их глазах смертную тоску и не видим надежды. Животные не чают вечной жизни. Человек не хочет умирать, сознавая смерть, как не должное. Человеку естественно желать бессмертия, которое в пределах материального бытия неосуществимо. Мученик верит в свою встречу с Богом, в воскресение мёртвых и вечную жизнь.

В своей вере он находит оправдание риска, воздаяние за отказ от жизни и принятие смерти. В желании бессмертия он обретает радость отказа от жизни ради встречи со Христом. «Желание имею разрешиться и быть со Христом» 1* .

Когда святителя Игнатия Антиохийского (Богоносца) вели в Рим на суд кесаря и мученическую смерть, он писал христианам письма и умолял не препятствовать его мученической кончине: «я — пшеница Божия и хочу быть смолот зубами диких зверей, что бы чистым хлебом предстать пред Богом».Между риском и надеждой неизбежен страх за утрату привычного бытия и переход в новое качество.

Это не только естественный страх смерти, а страх Божий, как осознание своего несовершенства. Отсюда следует «печаль по Боге», которая через покаяние ведёт к спасению. Грешник, принимающий мученический подвиг, помнит о своей греховности. Эта память о своей греховной немощи трансформируется в прощение своих палачей. Христос заповедует прощать обидчиков, как Бог прощает нам грехи.

Итак, в этической импликации мученической смерти мы выделяем несколько характерных особенностей: решимость на самоотречение и жертву, покаяние и прощение, терпение и любовь, радость и надежду.Этический и духовный смысл подвига наиболее содержательно раскрывается в Евангелии: «Сын Человеческий не пришёл, чтобы Ему служили, но послужить и отдать душу свою для искупления многих» 2*.

Предание Себя за жизнь мира последовательно проходит ряд этапов. Евангелие освещает контрапункты принятия Христом Спасителем чаши, которую даёт Отец и открывает в совершенном виде сущность мученического подвига в его развитии. Богочеловек имел полноту Божества и полноту человеческой природы. Всё, что свойственно человеческой природе было свойственно Спасителю мира, кроме греха.

Евангельский образ Христа наиболее совершенно раскрывает психологию мученичества. Следует учесть, что психология накладывается на исключительность Личности Богочеловека и уникального служения спасению мира. Смерть грешника апостол называет расплатой за грех: «умерший освободился от греха» 3*. Иной смысл имеет смерть Спасителя.В воплощении осуществилось приобщение Бога человеческой природе.

Богочеловек стремится к пределу кенозиса, отказавшись добровольно от преимущества перед человеком «иметь жизнь в Себе» 4* . «Он смирил Себя до смерти, смерти же крестной» 5*.

Соглашаясь на крест в Гефсиманском саду, Христос телесно, душевно и духовно породнился с человечеством:«Он отказался без противоборства,как от вещей, полученных взаймы,от всемогущества и чудотворстваи был теперь, как смертные, как мы» 6*.«Отче! пришёл час» — начинает Христос гефсиманскую молитву. Человек создан для бессмертия. Его природе естественно противиться смерти.

Христос не скрывает немощи, свойственные человеческой природе. Он испытывает голод и жажду, плачет над Лазарем, которого собирается воскресить, плачет об Иерусалиме, выражая свою национальную любовь к Родине. И на кресте не скрывает своих физических страданий, выразив их криком «Жажду».

Евангелисты отражают душевную борьбу, которая предшествует решению принять смерть: «Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл» 7* .Христос не стремится к смерти.

Он принимает её, как Чашу, которую даёт Отец: «Неужели не пить Мне чашу, которую дал Мне Отец?» 8* Решение принять смерть трудно даётся даже Спасителю мира: «в борении прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, каплющие на землю» 9*Митрополит Антоний Храповицкий относит «искупление» не к распятию, а к гефсиманскому борению 10*.

«Я приближаюсь к тайне слишком глубокой и страшной и заранее прошу прощения, если мои слова покажутся недостаточно уважительными там, где боялись говорить величайшие мыслители и святые. Но в страшной истории Страстей так и слышишь, что Создатель мира каким-то непостижимым образом прошёл не только через страдания, но и через сомнение.

Сказано: «Не искушай Господа Бога твоего», но Бог может искушать Самого Себя. Именно это произошло в Гефсимании. Он прошёл через наш человеческий ужас пессимизма. Мир содрогнулся и солнце померкло не тогда, когда Бога распяли, а когда с креста раздался крик, что Бог оставлен Богом» 11*. Честертон говорит о сомнении, пережитом Спасителем.

Сорвавшийся с креста возглас свидетельствует о переживании богооставленности. Вопрос Христа «для чего Ты Меня оставил» выразил сомнение в воскресении и отчаяние.И.

Креститель, ожидающий мученической смерти, посылает учеников спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне» 12*.

Иисус не даёт Иоанну вербального ответа. Он ссылается на пророчество Исаии, предоставляя Иоанну победить сомнения подвигом веры. Вербальный ответ не превозможет сомнений. «В глухонемые владения смерти» можно войти только со светильником веры.Внутренняя борьба завершается решением принять смерть, ибо так хочет Отец.

Главным аргументом этого решения является Его божественная воля всегда единая с волей Отца. Богочеловеческая Личность совершает выбор между человеческой и божественной волей в пользу последней. Преодолевая сомнения и волю к жизни, Христос выводит формулу мученичества: «Отче! О если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» 13*.

Так мученики принимают решение: в сомнениях и внутреннем противостоянии смерти.В Гефсиманском саду Христос принял решение, которое было вынесено в Превечном совете.

Со стороны кажется, архиереи и Пилат решают судьбу Христа:- мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя? – Иисус отвечал:- ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше 14* .Согласие мученика на подвиг соединяет его волю и Промысел Божий.Унижением, насмешками и бичеванием начинается восхождение на Голгофу.

Тот же путь унижения и позора вслед за Христом проходят мученики. Осудив мученицу Анастасию, прокуратор Пров велел обнажить её. Такое унижение и надругательство страшнее смерти для девушки, воспитанной в монашеском целомудрии. Невеста Христова мужественно приняла позор и ответила Прову: «Ты обнажил не меня. Ты обнажил нечистоту своего похотливого сердца».

После бичевания воины возложили на плечи Христа крест, и шествие двинулось на Голгофу. Ночные допросы у архиереев, у Ирода и у Пилата, сутки, проведённые без сна и пищи, бичевание и тяжёлый крест надломили человеческие силы Христа, и Он стал падать, изнемогая под тяжестью креста. Внутреннее борение в Гефсиманском саду восполняется физическими страданиями в пути на Голгофу.

Читайте также:  Ярость - психология

В страданиях вызревает и раскрывается величие духа. Когда Спасителя положили на крест, раздались удары тяжких молотов, и гвозди пронзили Его руки и ноги, иудеи ожидали, что с креста раздадутся, как обычно, крики отчаяния или проклятий.Но с этого креста раздалась молитва. Христос молился не о терпении понести страдания и не об успехе, совершённого дела.

Христос молился о Своих врагах: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!» Их жестокость, равнодушие и умолкнувшая совесть вызывали сострадание. Слова молитвы Христа за врагов повторяют мученики. Когда побивали камнями Стефана, он тоже молился за врагов. «Преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил»15*.

Рядом с крестом Спасителя были распяты на крестах два разбойника. Один проклинал свою судьбу и хулил Бога. Другой разбойник обратился ко Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в твоё Царство. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» 16* Мученики также оказывали помощь ищущим духовного возрождения.

Страдания святого великомученика Георгия обратили ко Христу царицу Александру с царедворцами.Страдания Христа не были искуплением личного греха. Христос был безгрешен. Это осознавали многие из окружающих. Иисус спросил иудеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» 17*. Ирод не нашёл вины за Иисусом 18*.«Пилат сказал архиереям и народу: я не нахожу никакой вины в этом Человеке».

Жена Пилата послала сказать: «не делай ничего Праведнику тому» 19* .Пилат сказал об Иисусе: «невиновен я в крови Праведника сего» 20*.Иуда сказал: «согрешил я, предав кровь неповинную» 21*.Разбойник на кресте говорит о нём: «Сей никакого зла не сделал» 22* .Христос добровольно принял страдания и смерь за грехи мира. «Я пришёл спасти мир. Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её.

Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» 23* . Пророк Исаия объяснял: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни. Он был изранен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Господь возложил на Него грехи всех нас» 24* .Всего труднее в мученичестве Христа понять богооставленность Сына Божия, единосущного Отцу и Духу. Сердцем Христос связан со всеми грешниками.

Грех и скорбь каждого грешника Христос принимает как Свой собственный. Он не отделял Себя от грешников. Гефсимания и крест были не только личной скорбью Христа. Там пережил Христос скорбь всего человечества. Он поднял на Себя грехи всего мира, а грех отлучает человека от Бога. Обезбоженное одиночество становится величайшей скорбью человека. И сердце Спасителя, вместившее сердца всех грешников, пережило муку богооставленности, вырвавшуюся воплем на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» 25*.Молитвой и любвью к Отцу Небесному и Его творению, Христос преодолел муку богооставленности, «да Сам искушен быв, может помочь искушаемым». Он не впал в отчаяние, но победил его молитвой и Духом соединил Бога и Человека: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» 26*.Митр. Антоний Блум пишет: «Крик Спасителя: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил? – это крик совершенного человека, Который свободно, по любви приобщился к основной трагедии человека: к его оторванности от Бога. Христос потерял Бога, чтобы быть с нами единым в последней трагедии человечества» 27*.В духовной жизни христианина всегда действуют двое: Бог и человек, вступая в отношения между собою. Подвиг мученичества утверждает такое единство, которое не может разорвать смерть. Одновременно исполняются две воли: воля Божия и послушающаяся ей воля человеческая. «Послушлив быв даже до смерти». Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека.Примечания: 1* (Фил.1,23); 2* Мф.20,28; 3* Рим.6,7; 4* Ин.5,26; 10,18; 5* Филип.2, 7-8; 6* Б.Пастернак; 7* Ин.12,27; 8* Ин.18,11; 9* Лк.22,44; 10* Прот.и. Мейендорф. «Введение в святоотеческое богословие» Нью-Йорк,1985. С.309 .11* Честертон Г.К. «Вечный человек» Перевод Н.Л. Трауберг. М. 1991,с.459; 12* Мф11, 3-6; 13* Лк.22,42:14* Ин.19,10-11; 15* Деян. 7,60; 16* Лк.23, 42-43; 17* Ин.8,46; 18* Лк.23,4; 11;15;22; 19* Мф.27,1920* Мф.27, 24; 21* Мф.27,4; 22* Ин.23, 41; 23* Ин.12,47; 10,17-18; 24* Ис. 53, 1-12; 25* Мф.27, 46;26* Лк.23,4627* Антоний, митр.Сурожский. «Человек перед Богом». М. 1995. с.56. Христианство

  • Matt Maher — Christ is Risen
  • Елизавета Тимошенко о христианских символах эпопеи Льюиса «Хроники Нарнии» в передаче «Кафедра» на радио «Маяк». Запись эфира от 7 апреля 2018 года…
  • http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-svt-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk.html
  • Последование богослужений наряду Тексты подготавливаются по схеме данной в ежегоднике «Богослужебные указания» , электронная версия…
  • Оригинал взят у gorbutovich в Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Шедевры русского искусства…
  • О храме Казанской иконы Божией Матери: http://www.golddomes.ru/yarik/kurba2.htm http://kurba.ru/blog/attractions/9.html…
  • «Мы начинаем все больше и больше понимать и все меньше и меньше воспринимать, мы начинаем знать обо всем, но уже ни с чем не имеем настоящего…
  • «Границу между здравым попечением и суетностью не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер» Оригинал взят у…
  • Оригинал взят у igumen_nektariy в Риторический вопрос Риторический вопрос: как можно спорить о том, что православно/неправославно,…

Источник: https://anna-eaglet.livejournal.com/94989.html

Подвиг христианского мученичества: психологические аспекты бесстрашия

Подвиг мученичества со времен первых мучеников за веру Христову считался подражанием мученичеству Господа нашего Иисуса Христа. Сам Спаситель был первый мученик. Мученичество всегда воспринималось Церковью как свидетельство. Греческое слово «martyrion» имеет два значения: мученичество и свидетельство. Своими страданиями за Христа мученики свидетельствовали о вере.

Кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана, семенем новых христиан. Полагать, что мученики не боялись смерти – не верно. По своей природе человек боится смерти. Любовь к жизни закладывается Творцом человеку от рождения. О естественном характере страха перед смертью говорили и Отцы Церкви.

Так, например, преподобный Анастасий Синаит характеризовал природную человеческую волю как любящую жизнь и ненавидящую смерть. Человек стремится к бессмертию. Именно по этому, — по мысли преподобного Анастасия, — он любит жизнь. Моление Господа нашего Иисусу Христа в Гефсиманском саду свидетельствует о том, что любовь к жизни является естественной.

Но Спаситель показывает нам, что человек может превзойти свое естество. Для этого нужны благодать Божия и личная решимость на совершение своего подвига.

Каждый христианин с детских лет знает, к примеру, святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Димитрия. Подвиги, страдания и чудеса  этих дивных святых юношей, принесших себя Христу без остатка, умиляют до слез.

Известно также, что сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников такое неотразимое впечатление, что некоторые из них (а часто во множестве) бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.

По всему христианскому миру известны подвиги великомучениц Екатерины и Варвары. С особой любовью и почитанием я всегда молюсь святому мученику Трифону, который испросил у Господа перед своей кончиной благодать молиться и помогать всем обращающимся к нему за помощью.

Примеров не счесть. В благочестивых семьях на Руси в прошлом (радует, что все чаще  и в наше время) любимейшим чтением были жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским.

В этих книгах с такой яркостью и убедительностью повествуется о подвигах мучеников за веру Христову.

Среди мучеников за веру были и дети, и  женщины. Вместе с мужчинами идет на костер христианка из Пергама Агафоника, отказавшись принести жертву языческим богам. Пытки и издевательства показывали  силу духа христиан.

Окружающие люди понимали, что мучеников поддерживает Сам Господь. Вряд ли реальной была возможность выжить после таких страданий и издевательств, однако они свидетельствовали, что истинно верующие не будут оставлены.

Из истории Церкви известны случаи, когда, например, человек претерпевал страшные муки за веру Христову, но потом возгордился или не простил своих обидчиков и отказывался от Христа. Благодать Божия отходила от такого человека.

Как можно было переносить лютые страдания и муки? Ответ очевиден. Крепкая  вера, бескомпромиссный и твердый выбор в пользу Бога, глубочайшее смирение, горячее желание быть всегда со Христом и как следствие дар от Господа перенести страдания.

Один пожилой архиерей рассказывал мне как его били за Христа в Страстную пятницу, а он испытывал даже некоторое блаженство от этой пытки. В душе  мученика Христова возгарается огонь любви Божией и этот огонь помогает переносить ему страдания.

После десятилетий гонений и преследований, Русская Православная Церковь возрождается на крови новых российских мучеников.

Сонм мучеников и исповедников Российских вкупе с Царственными мучениками воссиял на Небе и молится ко Владыке Жизни о своей земной Родине – России.
Мучениками не становятся просто так. Мученичество – это милость Божия к человеку.

Мученичество – это великий дар Божий. И мне хочется затронуть тему личной решимости, человеческого участия в перенесении мученических страданий.

Я врач и психолог. Постоянно веду консультативный прием. К примеру, я вижу, что одной из главных психологических проблем современного человека является безволие. Своего рода душевная дезинтеграция. Такое состояние, при котором силы души (ум, сердце (чувства) и воля) устремлены в разные стороны.

Человек становится неспособен управлять собой, направлять себя в нужное русло. Ему становится не под силу противостоять греху. Он не способен к самопонуждению, к самопреодолению.  Бог не спасает нас без нас. Личная решимость и помощь Божия –  это как два крыла  у птицы.

Только в этой синергии происходит спасение человека.

Мы, верующие православные врачи, с уверенностью заявляем о том, что подавляющее большинство  психических расстройств связаны со грехом, с повреждением души человека греховными страстями.

Многие молодые люди в погоне за призрачными наслаждениями употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем; другие – долгими часами, а порой и целыми днями проводят время за компьютерными играми или перед телевизором.

Может ли человек с расслабленной психикой, сластолюбивый и безвольный стать святым мучеником? Может ли такой человек страданиями за Христа свидетельствовать о вере? По своему  человеческому устроению – нет. Конечно, Богу все возможно.

И мы знаем, например, житие святого мученика Вонифатия, который сделался глашатаем христианской веры мгновенно. Есть у нас и другие подобные примеры. Но это особый Промысел Божий о человеке.

Скорее всего, в массе своей подобная душевная дезинтеграция не способствует тому, чтобы человек имел решимость, если потребуется, мученическим подвигом засвидетельствовать свою веру, стать мучеником. И не только мучеником за веру.

Но также стать и смелым, отважным, решительным человеком. Оплотом своей семьи, защитником отечества, покровителем младших, слабых и больных.

В связи с этими обстоятельствами мы должны обращать особое внимание на воспитание подрастающего поколения.

Примеры христианских мучеников должны стать путеводной звездой, своеобразным маяком в вопросах воспитания. На этих примерах мы и должны воспитывать молодежь. К примеру, писательница Евгения Тур в XIX в. была одним из самых популярных авторов.

Ее книги для юношества выдержали множество переизданий. Наиболее известные романы и повести писательницы посвящены жизни первых христиан.

Стойкость мучеников, непоколебимость их веры, бесстрашие перед мучителями, верность Христу вызывали, поистине восхищение и желание быть хоть как-то похожим на святых мучеников.

Читайте также:  Косвенное подкрепление - психология

Дмитрий Авдеев

Источник: http://www.daavdeev.ru/stati-i-intervyu/podvig-xristianskogo-muchenichestva-psixologicheskie-aspektyi-besstrashiya.html

Эмоциональная зависимость. Ваш партнер — «Мученик», «жертва»

— Игорь Ларин.Виолетта ВиноградоваПсихология — 27 января 2016 в 16:51Для обычного, не имеющего отношения к психологии, человека, может показаться немыслимым, что люди этого типа имеют какое-то отношение к созависимости, несвободе, нарушению личных границ и отказу от ответственности.

Сложно поверить, что с этими прекрасными, отзывчивыми, заботливыми, такими удобными и временами – такими трогательно несчастными людьми может быть что-то не так! О такой невестке мечтает каждая советсковоспитанная свекровь, за такого зятя любая мать выдаст дочь без малейших сомнений. Девиз этих людей вызывает восхищение социума: «Все для других и ничего для себя!». Они добры.

Они незаменимы. Они заботливы. Увы, они – еще и невыносимы.

За ежесекундной заботой и решением всех подвернувшихся под руку проблем скрывается стремление к тотальному контролю. Они соблазняют вас своей услужливостью, опутывают доступностью помощи, и незаметно заполняют собой все пространство вокруг вас.

В какой-то момент оказывается, что вы даже не знаете, с какого сайта скачать себе новую книжку – это тоже делает для вас партнер-«мученик». Удобно, не правда ли?

Очень удобно. Главное, что эти прекрасные люди ничего не требуют взамен. Ни-че-го… Так, иногда – сущие мелочи. Один нюанс — эта мелочь будет нужна именно тогда, когда у вас нет ни одной свободной минуты. И делать ее придется часа четыре. Вы осатанеете от ярости в поисках персика январской ночью, но не сможете отказать из чувства вины.

Это типичная ловушка созависимых отношений с «мучеником», называемая в психологии пассивной агрессией. «Мученик» заботится всегда, подавляя усталость, гнев и раздражение – а затем выплескивает их в виде «невинных» просьб, «заботливых» разговоров ( «Ничего-то ты без меня не можешь!»), разнообразных болезней именно тогда, когда вам тяжелее всего за ним ухаживать.

Ему неведомо слово «нет» — «мученик» никогда не отказывает, и тем самым лишает права на отказ окружающих.

Рядом с таким человеком вы живете в постоянной благодарности и комфорте. До тех пор, пока вы не попробуете ограничить заботу о себе. Люди этого типа не потерпят уменьшения количества их присутствия в вашей жизни.

Им как воздух нужна благодарность окружающих, они болезненно зависят от ощущения собственной полезности.

В тот момент, когда вы попробуете самостоятельно завязать шнурки, вам придется столкнуться с негодованием, обидой, растерянностью и слезами. И Виной. Именно Виной, с большой буквы, пропитаны отношения с такими людьми.

Виной за желание отдельности и иногда – уединения, за стремление к самостоятельности и не, дай боже, — к способности что-то делать хорошо без участия партнера. Виной за то, что вы не живете только для «мученика». А он ведь живет только для вас. Это, правда, невыносимо. Поделиться этим чувством с человеком-«жертвой» невозможно.

При попытке сказать текст, в котором «мученику» удастся различить хоть малейшую нотку неудовольствия (а он умеет находить критику в самых невинных замечаниях), вы сможете увидеть превращение невинного котенка в несчастного и оскорбленного огнедышащего дракона.

Негодующий, раненный в самое свое сердце «мученик», положивший на вас, неблагодарного, свою жизнь и здоровье, оставит вас в ожогах от чувства вины и гордо уйдет одиноко болеть. Примерно на полчаса, после чего простонет вам из другой комнаты: «Где мои лекарства..

?», и вы побежите пешком на другой конец города, отменив деловую встречу, которой добивались полгода, и подпрыгивая от радости — ведь вас все таки простили!

Если вы узнаете в этом описании партнера, маму, подругу, друга – поздравляю, значит, вы склонны к незамечанию своих границ, перекладыванию ответственности за свою жизнь на других людей и вами довольно легко манипулировать.

А вот себя вы вряд ли узнаете в описании «мученика», люди с поведением такого типа искренне уверены в своем совершенстве и их редко удается разубедить. Причин тому много.

Главная из них, пожалуй, — это жесточайший внутренний голод по любви.

Любви, которая в детстве должна была даваться просто так, большим безусловным потоком – и которую на деле пришлось мучительно заслуживать хорошим поведением, отказом от себя и своих желаний в угоду окружающим взрослым.

Когда-то давно «мученику» очень ясно объяснили родители – он ничтожество, он не заслуживает любви, внимания и уважения, ради него мучилась родами мама, для того, чтоб купить ему молоко, страдает на работе отец, он виноват и не достоин любви. Он может попробовать ее заслужить, и то – вряд ли получится.

Тотальная вина за собственное присутствие в этом мире подталкивает этого человека на беспрерывное творение добра.

Боль и пустота внутри, которые отчаянно хочется утешить любовью, которую, по опыту, можно заработать только отказом от своих желаний в угоду близким.

Смертельный ужас потери любви из-за разоблачения собственного несовершенства загоняет в тяжелые болезни и депрессию. Рядом с такими людьми тяжело жить. Но быть самому таким человеком – невыносимо.

0 4045 0

Источник: http://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/6539-emocionalnaa-zavisimost-vas-partner-mucenik-zertva

«Мученик» — означает «свидетель»

За что мы почитаем мучеников? Только ли за то, что они приняли смерть от рук гонителей Церкви? Размышляет Андрей Зайцев.

Читатели Правмира после моей заметки о новомучениках писали о том, как важно отдать жизнь за Христа, считая, что смысл их подвига заключался в терпении боли и других лишений.

В русском языке слово «мученик» иногда вызывает неверные ассоциации. Для нас «мученик» — это персонаж античной трагедии, который претерпел невыносимые страдания и скончался от пыток или казни. Мученицей могут назвать женщину, которая в одиночку воспитывает много детей или живет с мужем-алкоголиком, но в Церкви слово это означает совсем другое.

Греческое слово martis переводится как «свидетель». Христианские мученики почитались как святые не за то, что могли стойко переносить пытки или не бояться страданий, а за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма миссионерства.

Первый текст о мученичестве за Христа можно найти в Деяниях апостолов. В 6 и 7 главах книги рассказывается об обстоятельствах мученической кончины Стефана. Бесстрашный архидьякон защищает новую веру перед иудейскими старейшинами, произносит большую проповедь, а затем гибнет под градом камней.

Исторически свидетельство Деяний апостольских чрезвычайно ценно, поскольку содержит в себе не только упоминание о гонениях на христиан со стороны иудеев, но и сюжетное ядро будущих мартириев (повествований о мученичестве).

Центральная часть рассказа о мученичестве Стефана представляет собой проповедь основ христианства и обличение заблуждений иудеев. Апостол Лука ставит в центр своего рассказа не описание ужасных пыток архидьякона, а его проповедь.

Древние повествования о мучениках — мартирии также не стремятся пощекотать нервы читателям детальным рассказом о побивании камнями, распятии или других казнях.

Древние мартирии — это сухой протокол допроса римскими судьями. Судопроизводство в империи было делом формальным. Прежде всего, чиновник должен был записать имя обвиняемого, его возраст, социальное происхождение и сформулировать суть обвинения.

Сам процесс начинался после утвердительного ответа на вопрос: «Христианин ли ты?»

В начале II века человека осуждали за саму принадлежность к христианству, и обвиняемый мог оправдаться практически сразу, отрекшись от Христа.

При этом судья не мог вести процесс в отношении тех людей, против которых не было выдвинуто формальное обвинение.

Иногда это приводило к неожиданным последствиям — представитель власти мог пытать или казнить конкретного христианина, но в его доме могли спокойно жить рабы и близкие — последователи новой религии. До тех пор, пока на них никто не донес, они были в относительной безопасности.

После начала судебного заседания к мученикам могла применяться пытка для того, чтобы они отреклись от Христа. Цель пытки — не убийство преступника, а его раскаяние. С ее помощью судья надеялся получить желаемый ответ и прекратить суд.

Чаще всего протоколы допросов строились из чередования пытки с допросом, что отразилось во многих житиях мучеников. В коптском мартирии апы (отца) Виктора мы можем найти следы подлинных протоколов, в которые добавлены традиционные житийные топосы (общие места) с описанием чудес.

В этом тексте мы видим постоянное ужесточение пытки, что соответствовало римской практике: начинали от более «гуманных» орудий, постепенно переходя к самым жестоким. В самом начале судьи ограничивались лишь угрозой пыток.

К сожалению, до нас мало дошло древних мартириев, а потому рассматривать тексты мученических житий как исторический источник следует с большой осторожностью.

В отличие от христиан римские чиновники не заботились об увековечивании памяти мучеников. С точки зрения Рима это были преступники, почитание которых следовало пресекать.

Последователям новой веры приходилось идти на большие жертвы, чтобы сохранить память о первых христианских святых. Все начиналось с момента попадания мученика в тюрьму. Практически сразу его окружали заботой единоверцы: подкупали стражей, приносили в место заключения еду, напитки и одежду.

По словам античных критиков христианства, забота о единоверцах была так велика, что этим пользовались мошенники, выдававшие себя за христианских мучеников.

Проведя некоторое время в тюрьме, окруженные заботой местной общины, эти люди на суде могли отречься от Христа и перебраться в другой город, где все могло начинаться заново.

Еще сложнее было получить доступ к подлинным протоколам и телам мучеников: римские власти, зная о почитании тел христианами, предпринимали много усилий для уничтожения их тел. Жития часто описывают, что страдальцы были сожжены, отданы на растерзание диким зверям или утоплены в море.

В этих условиях появилось большое количество подложных или исторически недостоверных мартириев, авторы которых заполняли лакуны, вставляя обширные богословские куски, придавая им вид мученической проповеди.

На самом деле римским судьям никогда бы не пришло в голову подробно записывать рассказы преступников о своей вере, а потому почти все мартирии, где мученик обращается к своим палачам с пространной проповедью, относятся к поздним текстам.

Иногда фантазия христианских авторов была столь велика, что вместо короткого мартирия появлялся настоящий авантюрный роман, который впоследствии становился настоящим литературным сокровищем.

Так в житии Евстафия Плакиды можно найти историю о трагическом разлучении и чудесном обретении жены и детей, рассказ о путешествии в далекие страны и множество других новелл, не имеющих отношения к мученичеству.

Само же описание пыток и страданий святого занимает малую часть от всего повествования.

Еще одной проблемой Древней Церкви, связанной с почитанием мучеников, было отношение к тем, кто отрекся от Христа, не выдержав пыток, или подкупил римских чиновников, чтобы избежать обвинений.

Чтобы доказать свою невиновность, христианин должен был произнести отречение и принести жертву богам за здоровье императора. Часть верующих публично называла себя христианами, но затем под угрозой пыток отрекалась от веры и приносила жертвы. Таких людей ждало самое серьезное наказание — их отлучали от Церкви и не допускали к причастию до самой смерти.

Были и другие способы избежать гонений, которые наказывались не столь сурово: христианин мог подкупить римского чиновника, чтобы тот внес его в список принесших жертву, мог постоять у жертвенного огня, имитируя жертвоприношение, и, наконец, мог выдать под видом священных книг христиан еретические или языческие сочинения.

Из-за отношения к таким людям в Церкви разгорелся большой спор между донатистами, считавшими, что любой серьезный грех навсегда отлучает человека от Христа и делает таинства, совершенные человеком не безупречной нравственности, недействительными, и православными, считавшими, что человек может восстановить свою принадлежность к Церкви через покаяние.

Церковь запрещала самим христианам искать мученического венца, чтобы предотвратить возможное отречение человека от Христа, но многие последователи новой веры игнорировали это предупреждение.

Во время последнего жестокого преследования христиан в начале IV века при императоре Диоклетиане в 305 году многие последователи новой веры становились мучениками вопреки желанию римских солдат их защитить.

Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает, что многие римские солдаты и чиновники давали христианам возможность избежать наказания, не отрекаясь от веры.

За три века, прошедших с момента основания Церкви, язычники привыкли мирно жить рядом с христианами. Де-факто между ними установились терпимые отношения, и никто в империи не хотел плодить новых мучеников. Дело доходило до того, что судьи на процессе подсказывали епископам и священникам правильные ответы.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ.

Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет». Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости.

Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

В этом свидетельстве со стороны мучеников не было какого-то вызова империи или желания позлить судей.

Страдальцы умирали на крестах или отправлялись в серебряные рудники не потому, что им надоела жизнь, и они хотели прекратить ее как можно скорее, а потому, что свидетельство о Христе Воскресшем было для этих людей самым важным событием в их жизни, истиной, ради которой они были готовы идти на смерть.

Источник: http://www.pravmir.ru/muchenik-oznachaet-svidetel/

«Трудные люди»: как с ними общаться

«Трудные люди» могут порождать в нас надежды, а потом начинают действовать вопреки нашим ожиданиям. Их поведение подрывает основы доверия людей друг к другу, которое должно смягчать человеческие взаимоотношения.

Читайте также:  Манипулятивный плач ребенка - психология

 Они могут подавать противоречивые надежды или выражают противоречивые желания, и при этом ждут от своего партнера (по общению, по совместным делам) их удовлетворения.

Иногда они могут попросить этого человека о чем-то, а потом сами же создают обстановку, в которой выполнение просьбы становится для него невозможно, и оказывается, что их партнер, пусть и невольно, но не может сдержать свое слово.

 У каждого человека может существовать и собственная типология «трудных людей», отличающаяся в той или иной степени от изложенных выше. Но отнесения человека к определенному типу (идентификация его) недостаточно: необходимо знать, как наиболее продуктивно вести себя с ними. Но для этого необходимо понимание психологических механизмов, запускающих деструктивное поведение, свойственное для разных типов «трудных людей».

С.Ю. Ключников считает, что у каждого человека есть свои слабо защищенные психологические зоны. Основные причины их появления, обуславливающие человеческую незащищенность перед лицом агрессии, и которые впоследствии приводят к становлению «трудной» личности, по его мнению, следующие:

  • болезненная привязанность к себе, эгоцентризм;
  • повышенная агрессивность;
  • излишняя уступчивость, слабость, покорность;
  • готовность встречать в жизни только хорошее к себе отношение;
  • болезненная психологическая чувствительность и тонкокожесть;
  • психологические травмы, перенесенные в детском или подростковом возрасте;
  • отсутствие цели, проявляющееся как хаотичное поведение, лишенное четкой логики и устремленности;
  • слишком серьезное отношение к самому себе, чрезмерная чувствительность к отношению других людей к собственной личности, недостаток чувства юмора;
  • стереотипное восприятие жизни, склонность видеть мир, людей и человеческие конфликты стандартизированным образом;
  • недостаточный навык общения, отсутствие светскости и практического опыта соприкосновения с уверенными людьми, незнание правил, по которым строятся контакты.

Сталкиваясь с «трудными людьми», в общем случае мы можем выбрать один из четырех вариантов поведения:

  1. Ничего не делать. В этом случае придется терпеть «трудных» людей. Но тогда вред от них не уменьшится; обиды и огорчения будут накапливаться, и о нормальной работе говорить не придется.
  2. Уйти от общения. Способ, называемый «проать ногами». Не из всех ситуаций есть выход, поэтому за разрешение некоторых браться просто бесполезно. «Голосовать ногами» стоит тогда, когда все, что Вы делаете и говорите, только ухудшает положение, и нет смысла продолжать иметь делос «трудным» человеком.
  3. Изменить свое отношение к «трудным» людям: попытаться взглянуть на них другими глазами, слушать их по-другому. Изменившись сами, тем самым мы изменяем свое отношение к «трудным».
  4. Изменить свое собственное поведение: поменяв свою манеру общения с «трудными» людьми, заставить их иначе относиться к себе.

Хороший общий принцип общения с «трудными» людьми любого типа состоит в том, чтобы отдавать себе отчет о существовании некоторых скрытых интересов или нужд, которые они удовлетворяют, действуя таким образом.

Например, «сверхагрессивный» человек может действовать, как танк, потому что в глубине души он боится иметь дело с другими людьми или потому что не хочет испытать страх перед возможностью ошибки; «спокойный молчун» может замыкаться в себе, боясь открыться другим людям; «вечный пессимист» может всегда пророчить неудачи, потому что ему удобнее жить с уверенностью в неудаче, чем с уверенностью в удаче. Следовательно, если необходимо вступить в общение с «трудным» человеком, то следует выявить его скрытые нужды и интересы, а также подумать над тем, как их удовлетворить.

https://www.youtube.com/watch?v=C0z4RX1QHHw

Контакт с «трудным» человеком может вызвать огорчение, гнев, растерянность, подавленность и другие чувства, выбивающие из колеи.

Такой человек сам по себе несет эмоциональный заряд («динамит»), который «взрывается», когда что-то происходит вопреки его желанию.

Поэтому важнейшим условием взаимодействия с «трудными» людьми является преодоление отрицательных эмоций, возникающих в процессе общения.

Один из первых шагов в решении этой задачи состоит в том, чтобы взять под контроль свои эмоции или дать выход эмоциям другого человека, если необходимо продолжать с ним общение с целью разрешения конфликта. Рассмотрим некоторые установки, использовать которые рекомендуют специалисты по межличностным коммуникациям:

  • Стараться не принимать на свой счет слова и поведение другого человека. Для удовлетворения своих нужд трудный человек ведет себя подобным образом со всеми. Стоит помнить об этом, чтобы избежать отрицательных эмоций.
  • Установить, не отнесли ли вы этого человека к категории трудных людей только потому, что он напоминает вам кого-то, с кем у вас в прошлом были затруднения при общении (например, не напоминает ли этот человек вашу деспотичную мать или старшего брата, который всегда одерживал над вами верх, и т.п.). Если это так, то постарайтесь отделить ваше восприятие этого человека от тех чувств, которые вы испытывали к тому, кого он вам напоминает.
  • Использовать творческую визуализацию или иной способ успокоения для овладения эмоциями, которые вы испытываете.
  • Использовать те приемы общения, которые позволяют дать выход эмоциям другого человека безболезненно для вашего эмоционального состояния.
  • Если чувствуете, что все больше попадаете под влияние трудного человека (например, общаясь с «вечным пессимистом», вы и сами начинаете терять надежду на успех или начинаете чувствовать враждебность, контактируя с «агрессивным» человеком, и т.п.), то отметьте этот факт, и тогда вы сможете остановиться. Напомните себе, что вы сами позволили себе взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека только для того, чтобы понять эту точку зрения, а на самом деле вы — совсем другой, не такой человек, и у вас совершенно иная позиция. Таким образом можно отделить себя от этого человека; повторяйте самому себе снова и снова: «Я — не тот человек. У меня свой собственный взгляд на мир» или что-нибудь подобное. Затем сделайте выдох и мысленно махните на это рукой. Вы избавитесь от точки зрения другого человека и вернете себе собственную.

Стоит поразмышлять над тем, почему же тот или иной человек труден в общении. Прежде всего, необходимо понять, какие желания и интересы человека делают его «трудным» в общении. В чем заключаются его цели и как помочь ему в их достижении? Оценив мотивы и потребности этого человека, вам будет легче решить, стоит ли вступать с ним в контакт.

Может оказаться, что вы не можете этого избежать, потому что он занимает по отношению к вам более высокое положение (например, он является вашим начальником), а вы не хотите в настоящее время отходить от собственной позиции. Или эта оценка его нужд и интересов может отбить у вас желание быть вовлеченным в конфликтную ситуацию.

 Тогда можно осознанно уйти от конфликта.

Представьте, например, что у вас возник конфликт с «тихим молчуном», с которым вы дружили, но вдруг почувствовали отчуждение с его стороны. Вы чувствуете, что что-то случилось, но не знаете, что именно. Когда вы встречаетесь, создается впечатление, что этот человек не хочет разговаривать с вами.

Но почему? Вы не знаете этого и начинаете чувствовать все большее раздражение. Один из вариантов может состоять в том, чтобы уменьшить интенсивность контактов с этим человеком и не быть вовлеченным в конфликт. Если он не говорит о том, что произошло, то тем хуже для него.

Вы не собираетесь становиться телепатом, чтобы угадывать его мысли на расстоянии, и можете просто уйти и жить своей жизнью.

Но как поступать, если вы дорожите дружбой с этим человеком? Стоит задуматься: «Может быть, этот человек поступает так, потому что он обижен или стеснен чем-то, чему я не придал значения?» Или: «Может быть, этот человек просто боится вступить в конфронтацию со мной, пожаловавшись на то, что его действительно беспокоит, потому что чувствует, что ему будет трудно справиться с гневом или иными чувствами, которые будут сопровождать объяснение?» Нужно попытаться выявить его скрытые нужды, показав, что вы готовы оказать поддержку и не будете его ни в чем осуждать, и побудить его выговориться. Это не дает гарантии тому, что человек раскроется. Однако такой подход вполне разумен.

Вообще, этот подход может быть полезным при общении с любым человеком, однако особенно эффективен при общении с трудными людьми. Все-таки «трудным» делают человека его особые (специфические, ему присущие) потребности и мотивы.

 Конечно же, скрытые мотивы, побуждающие к конфликтам, обычные конфликты есть и у обычных людей. Но чаще всего эти мотивы являются ситуативными, связанными с конкретной ситуацией и актуализирующимися в этой ситуации соображениями престижа, социальной принадлежности, финансовой выгоды и т.п.

В случае трудных людей скрытые мотивы обычно больше связаны с прошлыми потерями и разочарованиями (например, «сверхагрессивный » человек своей агрессивностью пытается подавить собственную боязливость и малодушие).

Но если внимательно и доброжелательно выслушать такого человека, то можно понять движущие его побуждения, а в результате даже можно внезапно обнаружить, что этот человек перестал быть трудным, найдя в вас поддержку и понимание.

Джини Скотт считает, что единственный путь к пониманию того, почему этот человек относится к типу «трудных» людей, — это общение с ним. Часто люди «трудны», потому что недостаток общения с ними порождает ложные представления и непонимание.

Такие проблемы возникают и у «обычных» людей, которые избегают общения. Для «трудных людей» проблемы общения — еще более серьезны. Но наладить общение с «трудным» человеком может оказаться весьма непростым делом.

Потребуется приложить больше усилий, чем при контакте с «обычными» людьми (например, потребуется проявить больше настойчивости, уравновешенности или уважительности). Однако, если вы действительно хотите разрешить конфликт, а не уйти от него, заглушив его на некоторое время, то попробовать стоит.

Возможно, вы обнаружите, что способны пробиться сквозь броню эмоций, недоверия и страха. В результате, может оказаться, что этот человек уже не является «трудным» для вас.

«Трудные» люди обычно особенно чувствительны в вопросах вины и ответственности. Одни стараются обвинять своих партнеров, при этом высказывают свои обвинения в резкой форме. Другие, наоборот, уходят в глубокую защиту, чувствуя, что кто-то их обвиняет.

Они могут поступать таким образом, чувствуя свою неправоту и не желая признать ее ни перед другими людьми, ни перед собой.

Поэтому важно построить свое общение таким образом, чтобы не попасться в «ловушку ответственности», которую нередко выставляют «трудные» люди различного типа.

Люди, которых можно отнести к типу «хронических обвинителей», всегда выискивают ошибки других и обличают виновных. Как будто они считают, что обвинение может решить проблему.

Но на самом деле обвинение может унизить человека — предполагаемого виновника, создать для него атмосферу психического дискомфорта.

В ответ на обвинение человек начинает оправдываться: «Я этого не делал» или: «Может быть, я и сделал это, но я только выполнял распоряжения».

Человек, отнесенный к типу «мучеников» (встречаются и такие), хочет, чтобы во всем обвиняли его.

Принимая обвинения в том, чего он не делал, или же выставляя свои ошибки в самом невыгодном свете, «мученик» действует так, как будто его самоунижение может сгладить или решить проблему.

Возможно, он надеется, что его не только пожалеют, но и станут больше любить и уважать за добровольно принятую роль «козла отпущения». Однако это вовсе не способствует решению проблемы.

Трудность общения и с «мучениками», и с «хроническими обвинителями» состоит в том, что они стараются драматизировать и, следовательно, вызывать эскалацию конфликта.

 Например, «обвинитель» обычно считает, что он всегда прав, создавая в ходе конфликта впечатление, что неправы другие.

 «Мученик», напротив, отчаянно хочет понравиться людям, для чего берет на себя роль «козла отпущения», считая, что тем самым он облегчит жизнь другим, и они будут ему за это благодарны.

Следует иметь в виду, что такие люди объединяют в себе и другие качества, усложняющие общение с ними. Например, враждебно-агрессивный «танк» может легко стать «обвинителем», а «спокойный молчун» может превратиться в страдальца («мученика»), принимая незаслуженную (что очевидно для окружающих) вину на себя, но при этом перекладывая ответственность на другого.

Таким образом, при контакте с «трудным» человеком особенно важно не попасть в «ловушку ответственности». Поэтому свои усилия следует направить на то, чтобы не дать дискуссии сосредоточиться на вопросе ответственности за ту или иную проблему.

Это можно сделать, уводя обсуждение от прошлого и концентрируя внимание на будущем с целью разрешения конфликта. Можно сказать: «Да, это случилось и Вы (или другой человек, или кто-то еще) несете определенную ответственность за случившееся. Но не это является сейчас главным.

В настоящий момент основное значение имеет то, что вам следует сделать для решения проблемы». Иными словами, следует нейтрализовать беспокойство «трудного» человека по поводу прошлой ответственности и взять инициативу в свои руки для организации процесса в направлении разрешения конфликта на будущее.

Следует сосредоточить внимание на том, что теперь делать с проблемной ситуацией, а не на том, кто виновен в его возникновении.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire/4807-trudnye-lyudi-kak-s-nimi-obshhatsya.html/2

Ссылка на основную публикацию