Представление об ответственности — психология

Понятие и структура ответственности

Представление об ответственности - психология

Принятие человеком на себя ответственности является неотъемлемой частью его жизни, а также условием для личностного роста, самоактуализации и аутентичного существования.

Данная тема актуальна, прежде всего, для психологического консультирования: одним из способов вернуться к аутентичному существованию является взятие человеком на себя ответственности за свою жизнь.

Но для эффективного совершения этого шага важно понять, что такое ответственность.

Ж.-П.Сартр указывает на то, что «мы сами выбираем наше бытие» и «действительность будет такой, какой ее определит сам человек». В данном случае под ответственностью понимается в первую очередь признание человеком собственного авторства собственной жизни. Каждым своим выбором человек творит себя и окружающий мир.

В.Франкл в своем понимании ответственности делает акцент на том, что человек постоянно делает выбор между тем, какая именно из огромного количества возможностей будет реализована, а какие из них не будут реализованы никогда.

Э.Фромм при рассмотрении трех типов бегства от свободы говорит об ответственности в контексте принятия решения. Особое внимание при этом Фромм уделяет ясному осознанию ситуации как решающему фактору при принятии решения в пользу лучшего, а не худшего.

Р.Мэй рассматривает ответственность, опираясь на понятия силы и невинности. Сила в его концепции подразумевает взятие на себя ответственности, а невинность — стремление убежать от нее и откреститься от последствий совершаемых действий. В понятии ответственности, таким образом, особое значение Мэй придает принятию на себя последствий совершенного выбора.

Таким образом, разные авторы делают акцент на разных сторонах ответственности и зачастую не дают исчерпывающего описания понятия и структуры ответственности.

Поэтому в результате анализа авторских взглядов были выделены следующие элементы ответственности: 1) признание себя автором своей жизни; 2) осознание ситуации выбора; 3) осознание того, что я совершаю выбор; 4) прогноз последствий выбора; 5) принятие как положительных, так и отрицательных последствий этого выбора.

Также было сформулировано следующее определение: ответственность — это способность осознавать совершение собой выбора, предвидеть и принимать последствия этого выбора. Кроме того, одним из структурных элементов ответственности является способность видеть ресурсы себя и ситуации.

При этом под ресурсами себя понимается наличие способностей и возможностей в собственной личности руководить своей жизнью; а под ресурсами ситуации — те возможности (альтернативы), между которыми предстоит сделать выбор.

Ответственность в данном контексте рассматривается как субъективное явление в том плане, что существование ответственности невозможно без существования человека, поскольку человек ответствен за себя и перед собой.

Опираясь на предложенное определение ответственности, представляется возможным рассмотреть ее структуру с точки зрения временного аспекта.

Тогда выделенные элементы группируются в три категории: взгляд вперед, собственно действия (плюс признание факта совершения действия), взгляд назад.

Взгляд вперед — это те элементы ответственности, которые предшествовали выбору. Данная категория включает в себя такие элементы, как осознание ситуации и прогноз последствий.

И то, и другое (для того чтобы состоялось принятие человеком на себя ответственности) осуществляется до совершения выбора. Категория собственно действия включает в себя непосредственное совершение выбора, а также осознание этого факта.

Это осознание может происходить и после совершения выбора, но включено в данную категорию, поскольку акцент ставится на совершение именно сознательного выбора.

И последняя категория — взгляд назад, или атрибуция, — включает в себя признание человеком своего авторства и принятие последствий. Эти действия осуществляются после совершения выбора (чтобы принять последствия, нужно, по крайней мере, чтобы они были).

Таким образом, ответственность — это некая способность человека, прежде всего, осознавать такие стороны действительности, как совершение им выбора, свое авторство, а также ресурсы себя и ситуации, прогнозировать и принимать последствия совершенного выбора. В структуре ответственности, с точки зрения временного аспекта, центральное положение занимает элемент — осознанный выбор, в то время как взгляд вперед и атрибуция осуществляются соответственно до и после выбора.

Лукьянова С.П.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1866

Развитие чувства ответственности

Развитие чувства ответственности

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату.

Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения.

Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки.

В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума.

Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным.

Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности. Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность, неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей.

К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей.

Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Как стать ответственным человеком

Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества.

Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны.

Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки. Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.
Читайте также:  Ассоциация. ассоциативные связи и цепочки. - психология

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем.

В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей.

Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Развитие личной ответственности

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/otvetstvennost.html

Что такое ответственность. Как стать ответственным. Цитаты и афоризмы об ответственности — Саморазвитие, успех — Жизнь на все 100%

Что такое ответственность?

Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.

), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого. Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.

Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.

Что нам даёт ответственность

Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах. Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих. Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что, на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

Как проявляется ответственность в повседневной жизни

Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.
Трудовая деятельность.

Руководитель компании всегда возлагает на себя ответственность за деятельность подчинённых; чем более ответственным человеком он является, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.
Конфликтные ситуации.

Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
Военная служба.

Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.
Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

Как развить в себе ответственность

Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.

Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.
Организационная работа.

Работа с людьми, организация их скоординированных действий – большое подспорье в развитии собственной ответственности.
Отношения с детьми. Общаясь со своими детьми, человек оказывается в ситуации, когда он не может не нести за них ответственность.

При отсутствии выбора человек мобилизуется и становится в дальнейшем более ответственным.

Афоризмы об ответственности

«Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Бернард Шоу

Что бы в мире не произошло, никто не может быть уверен, что он за это не будет однажды привлечен к ответственности.(В. Швебель)

Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и начинайте решать стоящие перед вами проблемы. Они существуют для того, чтобы помочь вам вырасти, а не для того, чтобы вас сокрушить. Стив Павлина

Жизнь снявшего с себя ответственность упрощается, ум притупляется, чувства раскрепощаются. А результат — новые отношения с новой ответственностью.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. Федор Мuхайлович Достоевский

Дрожит и листок. А за что он может быть привлечён к ответственности?(С. Лец)

Если не можете исполнить свое обещание, то не надо давать его. Пьер Буаст

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнять. Наполеон Бонапарт

Вернейший способ сдержать слово — не давать его. Наполеон Бонапарт

За всё сразу отвечает обычно тот, кто не отвечает даже за самого себя.(Леонид С. Сухоруков)

Призови дурака к ответу, и отвечать будешь потом за всё сам.(Леонид С. Сухоруков)

Читайте также:  Метод «я тебя правильно понял...?» - психология

На каждом поколении лежит ответственность, каждому поколению брошен вызов — наделить силой то поколение, которое придет следом. Алан Хазей

Безответственность убивает любовь

Бог, в отличии от любого человека, умеет решать Свои и чужие проблемы сам… Поэтому, может быть, люди и выдумали для себя такое множество богов, чтобы они за них все решали.. Владимир Борисов

В делах мизинца ответчик – голова. Равиль Алеев

Величие требует большой ответственности. Силован Рамишвили

Выше безответственного отвечающий за себя, ещё выше — отвечающий за других. Вот и мнят себя отвечающими за других неумные безответственные. Елена Ермолова

Несложно быть веселым , находясь на службе у порока. Джозеф Аддисон

Комплекс Экзюпери: мы в ответе за тех, кого вовремя не послали.

Легко не бояться ответственности тогда, когда ее не чувствуешь.

Личность создается ответственностью. Евгений Багашов

Люди умеют перекладывать свою ответственность (когда это не нужно) на кого угодно, даже на Бога. Дескать: Бог виноват! Владимир Борисов

Местоимение «мы» — обычно произносят, когда хотят избавиться от личной ответственности.

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание — нередко освобождает. С. Лец:

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер

Не важно «кто несет ответственность», важно «как несет». Борис Шапиро

Ответственность как одежда — снять ее с себя полностью можно, но как-то перед людьми не удобно.

Читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать. Джордж Гордон Байрон

Ответственность любит удобства, она охотно почиет на плечах неприкасаемых.(С. Лец)

Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи.

Сильный берёт ответственность на себя, слабый сваливает на другого. Так власть естественным образом достаётся достойным. Елена Ермолова

Слишком мало людей владеют чересчур многим, и слишком много людей владеют чересчур малым. Мы живем в больном мире. Мы должны научиться ответственности. Мэри Джо Коуплэнд

Стрелка испорченного компаса не дрожит. Она свободна от ответственности. Станислав Ежи Лец

Человек должен заново открыть в своей душе глубочайший смысл ответственности перед миром, что означает ответственность перед чем-то высшим, чем сам человек. Вацлав Гавел

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.

В. Г. Белинский


Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить. (Т. Карлейль)

При написании статьи использовались материалы с сайта: Характер.net

Источник: http://www.centr-crm.ru/tsitati/chto-takoe-otvetstvennost-kak-stat-otvetstvennim-tsitati-i-aforizmi-ob-otvetstvennosti.html

1.1. Ответственность – важнейшее свойство личности*

Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания.

Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин «ответственность» употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека.

Понятие ответственности

В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо

обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» (176, стб. 1271 — 1274) /7/. Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения» (Там же, стб. 588) /7/.

*При написании настоящего раздела использованы материалы книги

К. Муздыбаева ''Психология ответственности''. – М.: Наука, 1983.

Ранние упоминания об ответственности встречаются в конце Х века после выхода в свет книги «Повести временных лет». По свидетельству И.И. Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин «ответ», который по своему смыслу был близок к понятию «ответственность» /З/.

Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бей-ном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания /4/.

Дж. Ст. Милль (XIX век) так же, как и А. Бейн, связывает ответственность с наказанием. По мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др.) в понятии «ответственность» были выделены объективные и субъективные стороны.

Отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К. Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию «вече», означавшему совет, уговор, согласие /5/.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг и совесть

Долг

есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей /4/.

Субъекты ответственности

Виды ответственности

В качестве субъекта ответственности могут выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни /5/.

Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.); 3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и др. требования.

Виды ответственности

Существуют различный виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека, т.е. пределы его долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект прежде всего отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией.

Виды ответственности различаются тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности, либо с позиций общества.

Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек.

Локус контроля

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля», впервые в психологии обозначенного американским психологом Дж. Роттером /8/.

Локус контроля считается стабильной чертой личности.

Субъективный аспект ответственности изучается в рамках исследования каузальной атрибуции, принципы которой с формулировал социальный психолог Хайдер.

В рамках его теории рассматривается локус каузальности. Согласно взглядам Хайдера, воспринимая любое событие как причинное, субъект приписывает локус причинности либо определенному действующему лицу, либо внешней среде. Следствием этого воспринимаемое человеком событие считается функцией двух действующих сил: сил окружения и личностных ресурсов человека.

Известны два класса атрибутивных ошибок: мотивационные и фундаментальные. Мотивационные ошибки выражают пристрастность суждений личности (например, асимметрическое приписывание результатов деятельности в таком виде: успех — себе, своим способностям, усилиям, а неудачи, трудности решаемой задачи — обстоятельствам, невезению).

Осознание

ответственности

человеком

Осознание ответственности

— это, прежде всего, отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Ответственное поведение личности связано, главным образом, с ситуативными, когнитивными факторами. Позитивные формы поведения управляются чаще всего «личными нормами», определяемыми как самоожидания индивида, возникающие из социально разделяемых норм.

Личные нормы поведения непосредственно связаны с образом Я .

Альтруистические поступки совершаются людьми потому, что они стали интериоризованными, т.е. «ушедшими внутрь» психики человека. Эти внутренние нормы поведения обязывают людей поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие самооценки таких действий.

Читайте также:  Бросил учебу юноша - психология

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты.

Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность.

Поэтому в случае аварии человек он обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват?

Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие.

Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, «размывает» индивидуальную ответственность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности /5/.

Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Источник: http://psihologija-upravleniya.odn.org.ua/chapter_44.html

Понятие об ответственности в практике групп встреч означает Появление уважения к человеку, оценку его как способного к са-к. 10-1

моразвитию. Предполагается, что члены группы должны отвй за свои действия в группе и за поведение в повсœедневной ж< Группа не берет на' себя функцию защиты своих членов, она поо) ет их к реализации собственных возможностей, к принятию само(," тельных решений и полной ответственности за самих себя.

Одйа прежде чем начать действовать ответственно, люди должны на ся осознавать и правильно оценивать свои чувства. Лидеры встреч выступают для остальных участников группы в ка< образцов самораскрывающихся личностей.

Οʜᴎ создают атмо< межличностного доверия и психологической близости, демонст собственным поведением способность самораскрываться и до1 другим людям. '

Основные этапы в работе групп встреч следующие:

Установление межличностных контактов. Иногда для о( ния этого процесса используются вымышленные имена и лично представление членов группы друг другу.

Нередко в этих обращаются к специальным упражнениям, направленным на уст1 ление невербальных контактов (дотрагивания руками друг доли зрительное изучение лица другого человека лицом к лицу, внимав ное рассматривание и исследование рук партнера по общ держа их в собственных руках, и т. п.).

Установление отношений доверия (к примеру, через след упражнение: падение назад с закрытыми глазами, при к партнер на лету должен подхватить падающего на пол). ,Т

3. Преодоление возникающих конфликтов (пример: специЯн упражнения с вытянутыми руками, с закрытыми глазами; тайные высказывания и выражение чувств; взятие на себя й< ния роли другого человека и т. п.).

4. Преодоление сопротивления к самораскрытию. '

Выражения сочувствия и поддержки друг другу. Обращаясь на практике к методам личностной психо1 и психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о тоЦ их способность генерировать у человека сильные эмоции не и не для всœех людей является благом.

Члены таких групп, с социальные условности и устанавливая друг с другом ес близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают сущ ные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир ,В невных, закрытых, не всœегда искренних и доверительных отнс богатых условностями.

Вместе с тем, разные люди по-разному' сят сильные эмоции и ситуации острых межличностных пек ческих и этических конфликтов.

Внешнее отличие практики работы гештальтгрупп от Т и групп встреч состоит по сути в том, что руководитель, гемй1 группы одномоментно работает не со всœеми ее участниками, на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время главным действующим лицом, т. е. сесть на так назЫУ . Остальные члены группы наблюдают за пр взаимодействия ведущего и клиента͵ находящегося на -*Щ

есте>. В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальттерапии являются и (сосредоточенность на настоящем>. Саморегуляция зависит от дознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способ-юсти жить текущими заботами. От участников гештальтгрупп требуйся, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о бу-(ущем.

Основные приемы, используемые в работе гештальтгрупп, дедующие: расширение осознания, интеграция противоположностей, силение внимания к чувствам, работа с мечтами, принятие ответ-гвенности на себя, преодоление сопротивления. Расширение осозна-1ия предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит 1нем и вокруг него.

Для этого участники группы обычно разделяются [а пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время [бщения с ним. Осознание противоположностей означает понимание [Признание того факта͵.

что в каждом человеке сочетаются разно-[бразные, дополняющие друг друга индивидуальные качества поло-(ительного и отрицательного характера, такие, к примеру, как чест-юсть и нечестность, принципиальность и беспринципность и т. п. 'силение внимания к чувствам помогает участникам более глубоко сознать и понять собственные переживания.

Работа с мечтами редоставляет возможность лучше оценить себя как личность. пражнения, направленные на принятие ответственности на себя, омогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя, в вой возможности.

Преодолению психологического внутреннего со-ротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, также специальный прием, называемый под фантомами имеются в виду психологические представления барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно).

В психодраме используются элементы драматической ипрови-щии жизненных ситуаций, предназначенные для более полного вскрытия внутреннего мира человека. Избираемые сюжеты, зада-вемые роли и способы их исполнения определяются спонтанно 1мим клиентом, а не задаются извне. В данном случае широко Пользуется ролевая игра, причем те формы ролевого поведения, 'торые вначале реализуются в игре, затем становятся привычными 'я индивида и входят в структуру его личности, помогая лучше Оптироваться к различным жизненным ситуациям. Эксперимен-'»ьное вхождение в различные родив психотерапевтической груп-'и их исполнение помогают человеку лучше раскрыться и осознать ого себя.

В группах телœесной терапии особое значение придается с телом человека, управлению им, взаимодействию людей ' телœесном уровне. В корне ряда частных методик, входящих в тип психотерапии, лежит убеждение в том, что механизмам дологической защиты, мешающим человеку нормально вести себя Извиваться, можно противопоставить прямые телœесные контакты.

Группы тренинга умений зародились под влиянием биз ристских идей с целью их применения на практике для выраб человека жизненно полезных приспособительных умений и над, Группы тренинга умений включают в себя определœенное чиодр дей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с* гими людьми и проходящих запрограммированный курс обучен сутствующим у них коммуникативным умениям и навыкам. таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие при т. е. таких, из которых трудно найти простой и единстч можный выход, полностью устраивающий всœех участников., рых случаях используются технические средства обучении! ности аудио-и видеозаписи. Иногда работа групп тренинг особенно когда их участниками являются неуверенные вс< заторможенные и тревожные, сопровождается или предвари ментами аутотренинга, о котором пойдет речь в следующем) фе данной главы.

Подведем итоги, обозначив возможные сферы практического применения различных психокоррекционных методов и тренинговых групп в практике подготовки педагогов, в работе с учащимися и родителями.

Участие в Т-группах может помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителœей, с которыми приходится вступать в общение по поводу обучения и воспитания их детей.

Т-группы бывают также полезны для подготовки старшеклассников к жизни, для налаживания межличностных контактов и достижения лучшего взаимопонимания между учителями, воспитателями и детьми.

Группы встреч могут оказаться полезными для начинающих учителœей и воспитателœей с целью повышения уровня их самосознания и развития личности. В них также можно включать старшеклассников и родителœей, имея в виду достижение большего доверия и лучшего взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Сферой практического применения гештальттерапии может стать индивидуальная педагогическая работа с детьми и повышение ее эффективности. Педагог, прошедший курс психодрамы, с успехом может использовать соответствующие знания для разнообразия занятий с учащимися на уроках, повышения их воспитательной отдачи.

Особенно полезной психодрама может оказаться на уроках иностранного языка, организуемых и проводимых по групповому интенсивному методу.

Группы тренинга умений весьма полезны при выработке у будущих педагогов профессиональных коммуникативных умений и навыков, в частности в педагогических учебных заведениях и учрежде-1иях, занятых повышением квалификации педагогических кадров.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/382952_ponyatie_ob_otvetstvennosti_v_praktike_grupp_vstrech_oznachaet_poyavlenie_uvazheniya_k_cheloveku_ocenku_ego_kak_sposobnogo_k_sa_k_10_1

Ссылка на основную публикацию