Проблемы с поведением (младший школьник) — психология

Младший школьник и его проблемы

Проблемы с поведением (младший школьник) - психология

Все родители хотят, чтобы их дети преуспели в жизни, добились высоких результатов и были счастливы.

И сколько огорчений в семьи приносят плохие оценки!

Данный материал посвящен разбору типичных жизненных ситуаций, связанных с проблемами, возникающими у младших школьников из-за ненамеренного попустительства родителей.

На приеме молодая женщина. Ее дочь учится во втором классе. Маму школьницы возмущает все: от системы образования в целом до методов преподавания иностранного языка учителем ее дочери, в частности.

«У моей дочери плохая память!», «Она не может сконцентрировать свое внимание на задании!», «Почему учитель не учитывает индивидуальные особенности ребенка?». Целью ее визита было – получить рекомендации о том, как поговорить с учителем, чтобы у ее дочери были другие результаты.

В процессе работы женщина поменяла свое мнение в отношении учителя и решила попробовать поговорить с ним в доброй и конструктивной форме. На ее взгляд, ответ на проблемный вопрос она нашла, и других тем для работы с психологом она не обнаружила.

Мой вопрос к ней был следующим: «А Вы хотите помочь своей дочери развить память и поспособствовать тому, чтобы она стала более внимательной?». Девушка сказала: «Я воспринимаю своего ребенка таким, какой он есть. Разве стоит ее мучить этой зубрежкой?».

В ходе разговора выяснилось, что молодая мама и сама в детстве не отличалась прилежанием и вовсе от этого, по ее словам, не пострадала. Вот пример нашего диалога:

— Пусть мой ребенок живет счастливой и полноценной жизнью. И не терзает себя этими уроками. Как есть – так есть.

— Ваша позиция понятна. Тогда скажите: почему Вас так огорчают тройки и двойки? И какие претензии тогда можно предъявлять учителю?

— Пусть он понимает, что не все могут быть отличниками.

— Это так. Но, по Вашему мнению, каких оценок заслуживает Ваша дочь?

Ответ был ошеломляющим:

— Нас устроят четверки и иногда тройки.

Далее мы разбирали дошкольное детство девочки. Выяснилось, что мама ее развитие целиком и полностью доверила детскому саду. У них не было привычки вместе заниматься, изучать что-то новое, читать книги. Именно по этой причине у них и сейчас не получается подружиться с учебниками и с радостью выполнять домашние задания.

Отсутствие дошкольной базы давало свои пробелы, а незрелый подход мамы сформировал у ребенка незаинтересованность в получении знаний. Следующим шагом была работа с девочкой.

Она выглядела несколько инертной, но, при добром и позитивном подходе, включалась и становилась более оживленной. Посмотрев на своего ребенка со стороны, женщина пришла к решению, что стоит воспользоваться услугами опытного репетитора.

К этой идее мы добавили еще и то, что женщине тоже нужно вникать и научиться мотивировать своего ребенка.

Второй пример связан с моделью взаимоотношений, которая сформировалась у мальчика-четвероклассника с его родителями. В семье двое детей: сыну – десять лет, дочери – четыре года. Маме – тридцать пять лет, папе – сорок шесть. Серьезные и статусные родители. Приучают детей к порядку. В доме доминирует строгость и дисциплина.

Мальчик отлично справляется со своими домашними обязанностями (убирает квартиру, моет посуду после ужина, гладит себе одежду). Прекрасное достижение родителей в плане формирования самостоятельности ребенка! Вопросами учебы и всего, что с ней связано, занимается в семье, исключительно мама. Папа может поддержать маму, когда она чем-то возмущена. Но не более этого…

Во время обращения женщина была в негодовании. Вопрос по телефону был следующим: «Работаете ли Вы с детьми, которые лгут?»… Свою историю она начала с того, что сын стал пропускать занятия по каратэ (говоря при этом, что посещает) и скрывать свои тройки.

Находясь рядом с мамой, мальчик выглядел очень зажатым. Когда она говорила об его обмане и с укором смотрела на него, в глазах ребенка не было ничего, кроме чувства страха.

В процессе работы выявилось, что мама уже в течение полутора лет (примерно с того времени, когда мальчик учился в третьем классе) перестала регулярно интересоваться его результатами.

Именно это дало «слабинку», и мальчик позволял себе выборочно выполнять домашние задания с надеждой, что мама не узнает. Попустительство привело к тому, что ребенок запустил несколько серьезных предметов.

Когда мама узнавала про тройки, она наказывала сына физически и категорично говорила, чтобы больше троек не было(!).

Что происходило с мальчиком? Он боялся сказать маме, что предметы им запущены, и самое максимальное, что он может получить – это оценка «три». По этой причине он стал обманывать, вырывать листы из дневника и всячески скрывать свои тройки. Узнав в конце месяца про плохие результаты, мама продолжала «воспитывать» тем же образом.

Поняв, что ее сын – лентяй, она решила, что ему стоит заняться каратэ. Мальчик был полноватым и с нагрузкой не справлялся. Но, опять же, он боялся сказать маме, что заниматься этим видом спорта ему сложно. Пусковым механизмом лжи стал страх наказания, которому предшествовало попустительство родителей.

Женщина была настолько готова к переменам, что с удовольствием принимала рекомендации. Она поняла, что ответственность за запущенные предметы лежит на них обоих, и в данное время не на тройках стоит зацикливаться, а на том, как помочь ребенку наверстать упущенное. Маме было предложено:

  • Ежедневно интересоваться результатами учебного дня, да и жизни ребенка в целом.
  • Обсуждать то, что не получилось, и как это исправить.
  • Радоваться тому, что удалось.

Они договорились, что со стороны сына будет открытость и честность, независимо от того, какой результат, а мама исключит критику и жесткие наказания. Вместе они будут искать пути, чтобы побеждать трудности. На второй консультации они оба улыбались и шутили. Барьер был снят, а все остальное – дело времени…

Начальная школа – это серьезный период в жизни детей. Фундамент, который они могут получить, зависит от разных факторов:

  • Дошкольная подготовка.
  • Профессиональность педагога.
  • Включенность родителей в процесс.
  • Мотивация и способности ребенка.

Четыре года даны младшему школьнику не только на то, чтобы он получил базу знаний, но и для того, чтобы родители помогли ему развить в себе чувство максимальной ответственности за то, чем он занимается.

Источник: https://www.med74.ru/psy/articles/detskaya_psihologiya/mladshiy_shkolnik_i_ego_problemi.html

Психологические проблемы младшего школьного возраста

Психологические проблемы младшего школьного возраста

       Младший школьный возраст, в особенности первые месяцы обучения, психологи признают сложным и стрессовым периодом, как для детей, так и для родителей.

Одной из главных проблем начала школьного обучения становится адаптация детей к новой для их жизни реальности, которой становится школа.

Даже если ребенку в первом классе не ставят оценки и не задают домашние задания, родитель может ощущать, что первая радость от пребывания в школе у ребенка прошла и он уже начинает проявлять недовольство по поводу обучения.

Это может выражаться либо в прямом нежелании посещать учебное заведение, либо возвращением к тем видам деятельности, которые, казалось, были уже оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях и более серьезными последствиями, такими как, болезнь ребенка или общее физическое недомогание.

     Среди основных причин подобного явления психологи отмечают такие, как педагогическая запущенность ребенка, плохие условия жизнеобеспечения и воспитания, личностные особенности ребенка,  чрезмерно жесткий и нормативный стиль воспитания и прочие психотравмирующие факторы.

     Основной предпосылкой к школьной неуспеваемости может оказаться психологическая неподготовленность ребенка к целенаправленной, систематической работе в новой ситуации его развития.

Необходимо отметить, что даже умеющий хорошо читать и считать ребенок может испытывать серьезные трудности, связанные с новой для него ситуацией взаимоотношений, которая характерна для школьного коллектива и системы школьного образования.

Психологи считают, что родителям следует в начальный период обучения больше обсуждать с ребенком не то, какие темы они проходили на уроках, а его взаимоотношения с одноклассниками и с учителем.

     Согласно статистике последних лет, только 49% детей поступивших в школу, посещали дошкольные учреждения.

Ребенок, в особенности, если он не посещал детский садик, еще может не обладать достаточным опытом и набором психологических средств для адекватного общения и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, не говоря уже об органическом вхождении в учебный процесс, требующий повышенной самоорганизации и самодисциплины. Даже у благополучного и старательного ребенка может наблюдаться основательно затянувшийся период адаптационного процесса к новому виду деятельности.

    Психологи приводят следующую статистику: 50-60 % учащихся первых классов адаптируются в течение первых одного-двух месяцев обучения в школе, 30 % учеников затрачивают на это полгода, 10-15 % первоклассников испытывают серьезные трудности со школьной адаптацией в течение всего первого года обучения.

Это нормальные, закономерные цифры, свидетельствующие о том, что ребенок в силу своего возраста  или отдельных психологических особенностей сложно привыкает к новым для него условиям, что требует корректного поведения со стороны родителей и определенной доли терпения.

В особо сложных ситуациях лучше обратиться за помощью к специалисту, детскому психологу, который сможет проконсультировать родителей и детей по преодолению возникшей проблемы.

Прочитано 1874 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:49

Источник: http://family-abc.ru/deti/item/38-psihologicheskie-problemy-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Анализ и преодоление отклоняющегося поведения младших школьников

Анализ и преодоление отклоняющегося поведения младших школьников

В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников.

В младшем школьном возрасте возникшие ранее отрицательные образования при соответствующих условиях могут перерасти в локально замкнутые поведенческие комплексы (эгоизм, лживость, агрессивность и т. д). В будущем эти комплексы могут стать основой негативного выраженных подструктур личности (направленности, самосознания ит. д.).

У младшего школьника наблюдается вторая возрастная критическая фаза, которая длится с 7 до 9 лет.

Наиболее характерными отклонениями в поведении младших школьников являются психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева).

Наблюдается также либо своеобразная скованность, либо болтливость, вертлявость (А. И. Селецкий, С. А. Тарарухин).
В начальных классах требуют повышенного внимания дети с акцентуацией (крайними вариантами) характера.

Это здоровые и нормальные в психическом отношении дети, обладающие своеобразной заостренностью отдельных личностных свойств, проявление которых определяет специфику их поведения (А. Е. Личко, К. Леонгард, В. Г. Степанов и др.). К данной группе относятся педантичные, демонстративные, возбудимые, тревожные и гипертимические дети.

Педантичные дети предельно добросовестны. Поручение учителем большой и срочной работы, не требующей тщательности исполнения и проявления аккуратности, точности со стороны учащихся может привести к конфликту. Поэтому лучше не поручать им таких заданий.

Демонстративные дети часто лживы, склонны к театральности и преувеличенному выражению своих чувств. Многие из демонстративных детей хотят находиться в центре внимания окружающих, жаждут признания и умения.

Они обладают прирожденными артистическими способностями и могут вызвать умиление у учителя, а сами часто выступают в роли организаторов конфликтов.

Необходимо внимательно присматриваться к этим детям, так как понимание учителем их действий оказывает обычно сдерживающие влияние.

Возбудимые дети характеризуются заниженными возможностями разумного управления своими действиями и поступками. Такие дети чаще других поддаются непроизвольным и импульсивным влечениям. Им недостает сдержанности, они грубы и драчливы.

Накапливаемое раздражение выражается в продолжительном взрыве по случайному поводу.

Воспитательные усилия учителя в этом случае направляются на снятие эмоциональной взрывчатости, на развитие сознательного контроля ребенка над деятельностью и поведением.

Тревожные дети отличаются пугливостью, избегают дружеских групп, большую часть времени проводя среди девочек и младших детей. Окружающие дети, подмечая их страх, нередко их обижают бьют.

Учителю при проявлении повышенной тревожности у ребенка целесообразно не злоупотреблять требовательностью и не быть слишком категоричным, а ориентироваться на воспитание воли, смелости и умения постоять за себя.Гипертимические дети отличаются приподнятым настроением, повышенной оживленностью и разговорчивостью.

Стремление жестко регламентировать поведение такого ребенка вызывает у него сопротивление. В этом случае действенен прием переключения школьника на другую деятельность.

К акцентуированному типу относятся и заостревающие дети, которые, как правило, обидчивы, злопамятны, чрезмерно чувствительны к личным обидам. При повышенном проявлении черт застревания эти дети становятся подозрительны и враждебны. Заостренность отмечается при излишней строгости одного учителя и излишней мягкости другого.

Причем в подобных случаях у ребенка появляется чувство вражды к строгому педагогу. Смешанные чувства любви и ненависти могут возникнуть к одному и тому же учителю, который ведет себя непоследовательно: то слишком требовательно, то слишком мягко.

Устранение непоследовательности учителя к таким детям —оптимальное средство профилактики отклоняющегося поведения.

Читайте также:  Вредит (подросток) - психология

Наиболее распространенной формой отклоняющегося поведения у младших школьников является недисциплинированность. Недисциплинированные ученики нередко дезорганизуют учебно-воспитательный процесс и доставляют много хлопот учителю. Одной из причин недисциплинированного поведения у младших школьников является избыток энергии и неумение рационально проявлять инициативу.

В этих случаях целесообразно сформировать у детей интерес к различным видам деятельности и разумному проявлению активности. На уроках таких учащихся необходимо загружать заданиями, чтобы у них не было возможности отвлекаться на посторонние дела. Поэтому важнейшим профилактическим средством недисциплинированности является воспитание у младших школьников усидчивости.

Нередко конфликтные ситуации у учителя возникают с упрямыми, непослушными, капризными и ленивыми детьми (В. Г. Степанов). Разрешая возникшие ситуации, учитель сочетает требовательность с доброжелательностью и тактичностью. Далеко не всегда оправдана приказная форма общения с такими учащимися.

Несравненно большая эффективность достигается советом и просьбой. Следует учитывать, что упрямство младшего школьника может выражать также стремление к самостоятельности.

Понимание самими школьниками упрямства как проявления силы воли стимулирует желание ребенка противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.

К тому, что уже говорилось о профилактике и преодолении упрямства у дошкольников следует добавить: продуктивными направлениями работы учителя начальной школы являются — учет потребностей и интересов ребенка, разумная требовательность, включение во внутриколлективные отношения, нормализация взаимоотношений в семье.

С ленивыми детьми учителю приходится вступать в конфликтные отношения тогда, когда им предъявляются требования приложить значительные усилия, необходимые для выполнения какого-либо задания.

У ленивого ребенка отсутствует потребность в более или менее систематическом труде.

Напряженность в отношениях с детьми снимается, если учитель добивается того, чтобы ребенок сопереживал чувство удовлетворения от приложения собственных сил.

Значительная часть поведенческих отклонений младших школьников связана с социально-психологическими фактами. Своеобразие школьной ситуации не всеми детьми воспринимается однозначно. Отдельные дети посещают занятия через силу. Другие сталкиваются с насмешливым, недружелюбным отношением одноклассников.

Положение осложняется тем, что дети с отклоняющимся поведением — неуспевающие. Эта группа учеников неоднородна — здесь и ленивые, и невнимательные, и застенчивые и т. д. Роль двоечника вызывает у них протест, который может вылиться в терроризирование отличников.

Вместе с тем необходимо помнить, что добродушный и справедливый, но ленивый, двоечник может пользоваться большим уважением одноклассников, чем иной отличник.

Дети с отклоняющимся поведением нередко бродяжничают, убегают из дома. Причиной тому является длительная неблагоприятная обстановка в семье, вызывающая в ребенке «бунтарские» настроения. Такие дети сильно озлоблены, и, если не преодолеть психотравмирующую ситуацию в семье, они становятся на путь правонарушений.

Характерной чертой младших школьников с отклоняющимся поведением (особенно слабоуспевающих) является компенсаторное поведение, которое связано со стремлением утвердиться в обход предъявленным требованиям. Нередко педагогов радует готовность не очень сообразительных и плохо воспитанных детей помогать в общественно-хозяйственной работе.

Их уступчивость, подвижность, готовность оказать услугу расценивается как признак отзывчивой натуры. Не заметив, что такая активность только маскирует проблемы самоутверждения личности, некомпетентный педагог вскоре обнаруживает, что «характер ребенка начинает портиться».

Это происходит, когда наступает второй вариант компенсаторного поведения: ребенок становится дерзок, груб, а иногда жесток и мстителен (Б. Н. Алмазов). Дорого обходятся младшим школьникам и типичные ошибки учителей: потеря контакта между учащимися и педагогом, несправедливое отношение к ребенку. Это вызывает у детей «школьные неврозы»: взвинченность, обидчивость, озлобленность, страх и т. д.

«Школьные неврозы»» как таковые специфичны только для младшего школьного возраста (В. Н. Петруник, Л. Н. Таран). Негативную реакцию у детей вызывает также отождествление в педагогическом процессе обучения и воспитания. Еще достаточно широко распространены такие «методы воспитания» как «забыл тетрадь — «два» по русскому», «вертишься на уроке—»два» по математике» и т. д.

Подобные ошибки учителей обнаруживают себя в процессе воспитания у младших школьников нравственного поведения. Вредно «преодолевать» отклоняющееся поведение у детей младшего школьного возраста с помощью постоянных наказаний, откровенного порицания, осмеяния.

Такая «методика» также приводит к обратным результатам: ребенок психологически изолируется, может прибегнуть к оппозиционной форме реагирования. Трудновоспитуемые дети болезненно воспринимают и то, что их называют хулиганами. В то же время они быстро сменяют озлобленность на привязанность ко взрослым, отзывчивы на доброту и похвалу.

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь.

Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам.

Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка.

Младшие школьники стараются организовать свое поведение, предпринимают попытку смоделировать ситуацию, необходимую для выполнения определенных функций: социальных, бытовых и пр. В наиболее неблагоприятных случаях трудновоспитуемости среда нередко выполняет функции психологической защиты. «Трудные» дети ищут покровителя из числа взрослых и подростков.

Ребенок готов совершить любой поступок, чтобы удержать такое покровительство. Нетрудно предположить, чем может обернуться для него стремление к защите, если «защитник» окажется с преступным прошлым. В то же время это предопределяет высокую результативность учебно-воспитательной работы учителей начальных классов.

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения отдельных учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. Волевое поведение, являющееся управляемым и целенаправленным, в отличие от отклоняющегося, характеризуется достаточно определенным следованием к цели и преодолением препятствий на пути к ней.

Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию.

Источник: http://www.tnata.ru/children-school/245-analiz-prjeodoljenije-otklonjajushhjegosja-povjedjenija-mladshikh-shkolnikov.html

Психологические трудности младшего школьного возраста

Психологические трудности младшего школьного возраста

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

 

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста — это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности.

Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям.

При определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

К сожалению, социальной зрелости, которую к тому же нелегко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками.

У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они и соблюдать школьную дисциплину.

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж.

Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития.

В своих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: «В одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способно вылечить ее.

Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное лекарство».

На основании ответов на такого рода задачи Кольбергом выделено три уровня, включающие в себя шесть стадий нравственного (конвенционального) развития (цит. по Шевандрин Н.И., 1995):

Уровень 1. Пред конвенциональный (с 4 до 10 лет) — поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других в расчет не принимается.

Стадия 1. Ориентация на наказания — «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут» (слушается, чтобы избежать наказания).

Стадия 2. Ориентация на поощрения, однако – «Если ты меня обидел, то и я тебя обижу» (эгоистические соображения взаимной выгоды, послушание в обмен на какие-то блага и поощрения).

Уровень 2. Конвенциональный (с 10 до 13 лет) — человек придерживается условий роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.

Стадия 3. Ориентация на образец «хорошего мальчика/девочки» – «Я хочу делать то, что приятно другим» (желание одобрения со стороны значимых других людей и стыд перед их осуждением).

Стадия 4. Ориентация на авторитет – «Я обязан соблюдать закон» (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровень 3.

Пост конвенциональный — «автономная мораль» (с 13 лет) — переносит моральное решение внутрь личности и начинается с понимания относительности и неустановленности нравственных правил с постепенным пониманием и признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Заканчивается формированием устойчивых моральных принципов, диктуемых собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

Стадия 5. Ориентация на общественный договор — «Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество».

Стадия 6. Ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы — «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Слабоуспевающие и беспокойные дети легко оказываются аутсайдерами в классе. Такая ситуация часто ведет к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детей нередко становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом плане возможны проявления агрессии.

Ситуация может усугубиться возможным неправильным поведением родителей, когда они, испытывая серьезные опасения и даже разочарование в своем ребенке, лишают его невольно эмоциональной поддержки.

Трудности социально-психологической адаптации к школе и отсутствие эмоциональной защищенности в родном доме открывают дорогу к различным вариантам патологического личностного развития таких детей.

Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. По этой же причине на перемене дети бегают, дерутся и кричат.

Особые трудности в школе испытывают дети холерического темперамента, черты которого наиболее ярко выступают в критические периоды онтогенеза. Повышенная возбудимость, неусидчивость и моторная расторможенность могут иметь и другие причины.

В любом случае такие дети требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов и врачей.

Следует помнить, что волевая активность младших школьников базируется преимущественно на побуждении извне, самостоятельно они еще не могут проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому им необходим постоянный контроль со стороны взрослых.

Другой типичной причиной затруднений освоения учебной деятельности является недостаточная сформированность у ребенка интеллекта пли отдельных его сторон. Такие дети имеют слабо выраженные нарушения памяти, внимания, мышления, речи или динамики психических процессов.

Подобные нарушения возникают при различных вариантах задержки и асинхронии психического развития. Они могут быть следствием родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозга или тяжелого заболевания.

Эти дети нуждаются не только в педагогической помощи (в ряде случаев они требуют обучения в специально созданных условиях — классы «выравнивания»), но и должны находиться под наблюдением школьного врача.

Большую роль в формировании интеллектуальной деятельности играют и социальные факторы.

Так, педагогически запущенные дети, чьи родители имеют более низкий образовательный уровень, злоупотребляют алкоголем или конфликтуют между собой и практически воспитанием ребенка не занимаются, имеют очень бедный запас знаний, оказываются не подготовленными к школе и в силу этого испытывают трудности в обучении.

Читайте также:  Конфликтное общение - психология

Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться «лидеры» и «отверженные», меняются взаимоотношения детей.

В ряде случаев проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на первый план и требуют анализа и коррекции. Родители таких детей часто говорят о них, что ребенок необщительный, у него нет друзей, «задразнили в школе», «моего ребенка не понимает учитель» и тому подобное.

Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) Трудновоспитуемыми называют детей, которые при нормальных педагогических мероприятиях не объединяются с коллективом сверстников и к тому же, как правило, плохо учатся.

Они нуждаются в специальном педагогическом воздействии на протяжении многих лет, однако и в этом случае шансы на успех не очень велики. Трудновоспитуемость может быть обусловлена рядом причин.

В отдельных случаях это наследственно обусловленная абсолютная эмоциональная холодность, которая порой может отражать подобное поведение с отсутствием эмоциональной отзывчивости, по крайней мере, одного из родителей, что определяет атмосферу в семье.

Можно предположить, что и второй из родителей не слишком эмоционален, в противном случае их совместная жизнь едва ли была бы возможна. Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную деятельность с внешне упорядоченными семейными отношениями.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/psihologicheskie_trudnosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta.-52881.htm

Н. Чернышева — Характер младшего школьника

24Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2-; Burns R.S., Kaufman S.H. Actions, styles and symbols kinetik family drawing. An interpretative manual. N.Y.; L., 1972. P. 256–268.

25Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Канд. дис. Л., 1985.

26Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М.: Смысл, 1992.

27Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах: Научн. доклад. СПб., 1994.

Развитие характера на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Так, на протяжении всего дошкольного детства оно определяется теми возможностями, которые предоставляет ребенку семья. В период младшего школьного возраста характерологические черты формируются под влиянием уже не столько семейных правил и устоев, сколько под воздействием общественных норм и традиций.

Школа как общественное учреждение выдвигает требования, с которыми считаются даже близкие взрослые, всесильные, с точки зрения ребенка. Более того, в начальных классах родители рассматривают обучение как своеобразную проверку их собственной воспитательной системы.

Они внимательны к оценкам и советам учителя и, как правило, соглашаются с мнением и рекомендациями педагога. Иными словами, на этом этапе развития взрослые ждут от детей образцового поведения.

Поэтому время обучения в начальной школе является возрастным периодом, особенно благоприятным для усвоения форм поведения, принятых в обществе, и соответственно для формирования адаптивного, гибкого характера.

Известно, что младшие школьники отличаются дружелюбием (как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам); контактностью (обычно без глубоких дружеских привязанностей); общественной активностью, при которой ребенок стремится к участию в классных делах и выполнению учительских поручений.

Но уважение к общественным нормам у детей данного возраста еще не имеет под собой сознательно выбранной нравственной позиции. Например, младшие школьники подчиняются требованиям педагога прежде всего потому, что для них учитель является наиболее авторитетным человеком, задающим правила поведения.

Итак, в период начальных классов способность ребенка к конструктивному взаимодействию зависит от опыта, накопленного в семье, и школьных норм, которые он начинает усваивать.

Есть только домашняя «практика», приобретенная в общении с близкими, и идет своеобразное опробование разных форм поведения, с которыми дети знакомятся в школе.

Говорить о том, что поведение младшего школьника определяется личностным смыслом, выработанным самостоятельно, еще рано.

Однако, вступая в разнообразные отношения с новыми в их жизни людьми, дети не просто копируют и воспроизводят увиденное, но при этом отбирают те образцы, которые вписываются в их сведения о мире, и «подгоняют» их под конкретную ситуацию.

Здесь проявляется социальное творчество, отражающее индивидуальность ребенка, его собственные уникальные представления о жизни. Поэтому даже при усиленной ориентации на образцовое поведение далеко не все из детей, переступив школьный порог, ведут себя примерно.

Среди учеников начальных классов есть робкие и застенчивые, драчливые и непослушные, которые сохраняют своеобразные черты вопреки мощному воздействию школы.

Экспериментальное изучение, проведенное нами в 1993–1996 гг.

, показало1, что младших школьников с намечающимися характерологическими особенностями можно отнести к трем группам в соответствии с тремя поведенческими комплексами.

К ним относятся: уступчивый тип поведения (с движением к людям), доминирующий тип поведения (с движением против людей) и отстраненный тип поведения (с движением от людей).

Рис. 1. Поведенческие векторы

Эти поведенческие векторы (см. рис. 1) обнаруживаются с разной степенью яркости и выпуклости в зависимости от конкретных ситуаций жизнедеятельности школьников.

При этом основная поведенческая линия прослеживается во всех главных сферах: в общении со взрослыми и сверстниками, в учебной мотивации и при самооценивании.

Есть ли тогда общее в развитии детей с индивидуально-характерологическими особенностями и как это общее соотносится с общевозрастными тенденциями развития? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим каждую сферу отдельно.

Сфера общения со взрослыми2. Семейная ситуация детей с намечающимися характерологическими особенностями отличается нарушениями в детско-родительских отношениях.

К числу таких нарушений можно отнести преобладание в ряде семей ситуативно личностного стиля общения родителей с ребенком, когда его много и часто ласкают, но познавательное развитие ребенка обычно остается вне поля зрения старших.

Родители не задумываются о духовном общении с сыном или дочерью, не развивают их самостоятельность и умение общаться с окружающими.

Так, даже о мальчике, в семье которого диагностировался данный тип общения, мать рассказывала следующее: «Может часами меня целовать, всю исцелует утром и вечером. Дочь холодная и сдержанная, а он как девочка».

При этом взрослые уделяют повышенное внимание внешности ребенка, его привлекательности. Например, мама Вики Г. рассказывала о «кудряшках» дочери как предмете семейной гордости: «В школу идти не хотела. В автобусе заговорят: «Девочка, какая ты хорошенькая, ты в школу пойдешь?» – а она отвечает: «Пойду замуж!».

Привыкая к постоянным ласкам и сохраняя детские формы поведения, одобряемые близкими, дети и в школе ждут особого доброжелательного внимания со стороны учителя, находятся в зависимости от его настроения. Их отношение к преподавателю постоянно меняется из-за полученной отметки, выговора или похвалы со стороны педагога.

Поэтому и на шкале семантического дифференциала они помещали учителя то на место Снежной Королевы, то Золушки, Айболита, Мальвины. На их рисунках изображение собственной фигуры отличалось большими размерами, наравне со взрослыми. Девочки рисовали себя в яркой одежде, с украшениями и бантиками.

В основном в эту группу вошли школьники с уступчивым типом поведения.

Однако гораздо чаще из-за нехватки времени у родителей семейное воспитание детей с намечающимися характерологическими особенностями отличается дефицитом детско родительского общения. Это либо изначально неполные семьи, либо распавшиеся, либо родители поглощены служебными проблемами.

Внутрисемейная ситуация является психологически напряженной. Родительские обязанности выполняет преимущественно мать (из-за отъезда отца или повторного вступления в брак).

При этом она отягощена другими проблемами: материальными, жилищными, связанными со здоровьем, – ее эмоциональное состояние нестабильно, она уже обращалась за психологической помощью для себя или ребенка. Отсюда – переживание неполноценности и конфликтности внутрисемейных отношений, которое проявилось при обследовании детей.

Их рисунки отражают неравноправность членов семьи, иерархичность: кто-то рисуется выше, кто-то сбоку. При этом автор изображает себя либо в профиль, когда он сидит спиной или в одиночестве смотрит телевизор, либо не рисует себя вообще (см. Приложение 9, рис. 4).

Часто семья разделена на группировки, и ребенок находится в более тесном контакте с одним из родителей. Например, отец Вики П. рассказывал, что они с дочерью прикрывают друг друга перед матерью: «Я пришел с работы и сказал, что утром разбил чашку, а жена говорит: «Как? А Вика призналась, что это она разбила»».

Недостаток подлинной близости в детско-родительских отношениях проявился в рисунках третьеклассников, на которых обычно нет четкого, определенного изображения матери и отца.

Их фигуры если и присутствуют, то трудно различимы. Например, на рисунке семьи Димы А., сына двух кандидатов наук, видны четыре ровных, прямоугольных мужеподобных силуэта с добросовестно прорисованными кистями рук.

На листе они помещены спиной к зрителю.

В целом рисункам детей из таких семей свойственны обезличенность, стертость. Их собственный образ также расплывчат. Рисуются «кто-то», «какая-то девочка», «тетя, поющая в телевизоре» (в последнем случае изображался день рождения – лучший день в году).

Среди детей, чьи семьи отличаются дефицитом детско-родительского общения, преобладали младшие школьники доминирующего типа поведения. Свою невостребованность со стороны родителей они компенсировали разного рода увлечениями: аэробикой, просмотром любимых телевизионных программ, чтением, дружбой с уличными приятелями.

У детей уступчивого типа, которые также растут в обстановке родительской гипоопеки, чувство привязанности реализуется не по отношению к взрослым, а по отношению к сиблингам, друзьям, домашним животным.

На рисунках детей данной подгруппы обязательно присутствуют брат или сестра (даже если автор не нарисовал самого себя). Когда же ребенок является единственным в семье, он рисует друга, собаку или кошку.

Источник: https://profilib.net/chtenie/22673/n-chernysheva-kharakter-mladshego-shkolnika-16.php

Агрессивное поведение младших школьников

Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.

В общем, агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов и т. п.), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество).

Кроме того, к агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение).

Отдельным видом является аутоагрессия, то есть направленная на самого себя.

Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.

Причины агрессивного поведения

Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.

Семья — это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом.

Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу.

Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.

Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.

И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.

На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников.

Читайте также:  Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность - психология

Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика.

Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.

Профилактика агрессивного поведения

Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.

Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки.

Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это неприятно другим, и учить способам разрешения конфликтных ситуаций, а также способам разрядки, перенаправления агрессивной энергии в конструктивное русло: физическая активность, спорт, творчество и т. д.

И конечно, важно следить, какие телепередачи смотрит ребенок и в какие игры играет.

Коррекция агрессивного поведения

И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния.

Во-первых, учителю и родителям самим нужно научиться правильно вести себя с конфликтным школьником. Вот некоторые рекомендации

  • Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
  • Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
  • В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
  • Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
  • Показать, что вы его понимаете;
  • Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
  • Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
  • Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
  • Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.

Во-вторых, взрослым необходимо проводить работу с агрессивным младшим школьником по нескольким направлениям:

  1. Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
  2. Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
  3. Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
  4. Обучение безопасным способам выражения агрессии.

Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения. Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях.

Агрессия школьников. Кто в ответе? — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/8379-agressivnoe-povedenie-mladshikh-shkolnikov.html

Нормативное поведение младших школьников — Культурно-историческая психология — 2010. № 3

Ситуация, с социально-психологической точки зрения, является фактором, детерминирующим поведение человека. Анализ специальной литературы позволяет выделить структурную особенность данного фактора — наличие субъектной и объектной позиция человека в ситуации.

Сторонники субъектной позиции сходятся во мнении, что поведение человека в ситуации объясняется системой личностных характеристик, сформированных и модифицируемых предыдущими социальными и культурными факторами (А. Адлер, А. Бандура, Дж. Келли, Р. Кеттел, Г. Олпорт, К.

Роджерс, Б. Ф. Скиннер, З. Фрейд, Э. Эриксон). При этом К. Левин и Н.

Эндлер формулируют понимание поведения как результат непрекращающегося взаимодействия между личностью и ситуацией, предполагая при этом понимание влияния на поведение человека значимых для него людей.

Заметим, что специалисты не только классифицируют детерминанты поведения и предлагают обобщенные уровневые и стадиальные схемы понимания ситуации, но и формулируют методологические требования к выстраиванию психологических исследований, способствующих целостному пониманию роли ситуации при объяснении поведения как индивида, так и группы (К. Левин, Д. Магнуссон, У.

Томас). Однако до настоящего времени попытки в содержательном плане предъявить механизм уровневого перехода в описании поведения не находили своего отражения в психологических публикациях, что имеет первостепенное значение, поскольку «ценность любой классификации определяется ее объяснительными возможностями при переходе на уровень описания конкретных объектов» [6, с.

126].

Для осуществления адекватного анализа нормативной ситуации необходимо четко различать анализируемые единицы (Д. Магнуссон), о которых говорил Л. С.

Выготский, отмечая, что «под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому», и который является более неразложимой частью «единства» [5]. Кроме того, сами авторы (М. Аргайл, Дж. Грахам, А.

Фернхем) считают, что выделение «единиц» позволяет систематизировать ситуации по уровням, типам и факторам и осуществить более глубокий и содержательный анализ как нескольких ситуаций, так и отдельно взятой ситуации [19].

Поскольку сама норма построена по основанию сравнения (или различия), нам необходимо ответить на вопрос, как внешняя по своей природе норма становится механизмом, организующим поведение людей или в результате чего внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы внутренние, умственные.

Источник: http://PsyJournals.ru/kip/2010/n3/30834.shtml

III.2.1. Младший школьник как объект психологической помощи

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Младший школьный возраст (с 6 –7 до 10 – 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств -наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх.

Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него -значимая деятельность.

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С одной стороны, как и дошкольник, он отличается подвижностью, непоседливостью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, отчетливым проявлением в поведении типологических свойств.

С другой – у него формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития.

Она вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной.

У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка.

До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как принимались и учитывались близкими людьми.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате которой выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития.

Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Трудности в воспитании младших школьников, вероятно, вызваны тем, что многие взрослые воспринимают их как маленьких детей, готовых исполнять любое требование, и ожидают от них запрограммированного поведения. Если этого не происходит, взрослые удивляются, недоумевают, раздражаются, пугаются, впадают в отчаяние. Качество их переживаний определяется степенью рассогласованности между ожиданиями и реальностью.

Кроме того, взрослых вводят в заблуждение зависимость и кажущаяся простота внутреннего мира ребенка. Чтобы облегчить свой педагогический труд, взрослые нередко упрощают и характер своих взаимоотношений с детьми, и их психическую жизнь.

Объективная трудность обучения и воспитания младших школьников состоит в отсутствии обратной связи: дети не знают, как ответить на несправедливость, критику, жесткий контроль, чрезмерную опеку; как объяснить, что задевает и обижает их, что мешает хорошо учиться и дружить со сверстниками (Т. П. Гаврилова).

Конечно, есть дети с высокой личностной рефлексией, способные анализировать то, что с ними происходит, и говорить об этом. Но они не типичны для своего возраста и, скорее, обгоняют сверстников в развитии.

Главная особенность внутреннего мира младшего школьника в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, поскольку они не в полной мере оформлены.

На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями – гневом, страхом, тоской или вегетативными и другими нарушениями.

Явления школьной дезадаптации нередко приводят к повышению температуры, дневному энурезу, рвоте. Конфликты в семье вызывают у детей слезливость, расстройство внимания, ночной энурез.

Ребенок 6 –9 лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. Бесполезно просить его об этом. Нужна специальная работа, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания.

На протяжении младшего школьного возраста дети открывают для себя все более сложные явления, ярче их переживают и начинают более осознанно относиться к своим переживаниям.

К подростковому возрасту ребенок уже в достаточной мере отдает себе отчет в том, что и почему он чувствует, стремится выразить свои чувства.

У подростка, в отличие от младшего школьника, складывается своя система ценностей и норм, и он находит способы предъявить их.

Он уже определен в своих потребностях и мотивах, готов идти на конфронтацию со взрослыми, чтобы отстоять свое право действовать по собственному усмотрению.

Автономия младшего школьника только начинает складываться. Он еще не всегда различает, чего он хочет сам, чего хотят от него взрослые.

Ему трудно отделить свои намерения от предъявляемых к нему требований. Даже самый тонкий исследователь не сумеет отличить, что исходит от самих детей, а что привнесено.

Психологу-практику тоже непросто в суждениях и оценках ребенка услышать его собственный голос.

Проблемы ребенка могут быть поняты только во всей полноте его жизненных обстоятельств, связей и отношений. Чтобы помочь ему, психологу-практику необходимо увидеть полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.

Источник: http://megapredmet.ru/1-21429.html

Ссылка на основную публикацию