Бесполезность диалектики — психология

Бесполезность диалектики

Диалектикой называется учение, придуманное философом Гегелем. До того диалектикой называлось нечто другое, но нам нет смысла так углубляться в историю. Во времена СССР диалектика, наряду с некоторыми другими философскими учениями, использовалась для идеологических нужд государства. В настоящее время можно услышать отзывы о диалектике как о высочайшем достижении в области логики.

Правильнее будет сказать о логике в области философии. Поскольку никакие математические или физические законы (в том числе законы математической логики) не выводятся с применением диалектики.

То есть, математикой и физикой это «высочайшее достижение» фактически игнорируется. По крайней мере до тех пор, пока математики и физики остаются в рамках своей области, а не обращаются к философским вопросам.

Попробуем понять, какая позиция более обоснована: пренебрежение или преклонение.

Первоисточник и толкователи

Основу диалектики составляют три закона (о которых речь пойдет ниже). Если обратиться к трудам самого Гегеля, то нетрудно заметить следующее. Весь текст построен по схеме тезис-антитезис-синтез.

То есть, имеется некоторое понятие (тезис). Далее берется другое понятие (антитезис), по смыслу противоположное. Наконец, берется последняя фраза (синтез), в которой две первые так или иначе объединяются.

Вот такими «тройками» и изложена почти вся «Наука логики».

Логическое обоснование многочисленных утверждений отсутствует. Даже если сделать поправку на ошибки перевода, можно заметить, что текст этого философа является бессвязным набором фраз.

Бессвязность заключается в том, что последовательные фразы в рассуждении не следуют логически одна из другой, не доказываются и не обосновываются.

Иллюзия следования создается тем, что во-первых, соседние фразы часто похожи, а во-вторых, соседние фразы часто соединены словами вроде: «так что», «ибо» и «поэтому». Например:

«Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный.

Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание.

Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела.»

Сама скромность и сама ясность, не правда ли? Под «ритмом» подразумевается упомянутый выше цикл из трех шагов. Следования этому циклу считается достаточно. Более того, такая схема рассуждения объявляется «единственно истинной», так как Гегель «это знает». И «единственно научной», потому что следует сама из себя. Ты — верблюд, потому, что ты — верблюд.

Иногда утверждается, что для понимания Гегеля требуется помощь неких мистических сил, именуемых то «интуитивным озарением», то «полноценным контекстом для дискурса», то «прочти все книги Гегеля целиком, и может быть дойдет». Можно было бы поверить на слово таким оппонентам, и уверовать в необходимость иметь некие магические способности, чтобы понять мудреца-философа.

К сожалению не удается обнаружить то самое мистическое понимание у тех, кто о нем громче всех говорит. Простейший тест, придуманный Инквизитором (один из завсегдатаев форума membrana.ru). Надо взять какую-нибудь особенно забавную фразу, убрать или добавить в ней где-нибудь частицу «не» и попросить «понимающего» сказать, который из вариантов правилен и может принадлежать философу.

Бывает, утверждается, что законы диалектики являются базовыми постулатами, невыводимыми из чего либо. Напротив, все надо выводить из них. В таком случае, не совсем ясно, что представляет собой остальной текст Гегеля: если важные следствия из тех постулатов, то где можно увидеть их практическое применение?

Но все же предположим, что Гегель не являлся гениальным мистификатором, который запудрил мозги целому поколению философов. Поскольку без помощи магии нам не понять самого Гегеля, попробуем обратиться к его многочисленным толкователям и проанализировать, каким образом они толкуют и применяют три диалектических закона.

Два нехитрых приема

Прежде, чем начать, нужно упомянуть о двух приемах, относящихся скорее к области психологии, чем философии.

Первый прием я называю «иллюзией понимания». Вкратце он заключается в том, чтобы использовать максимально многозначные (аморфные) понятия и толковать их максимально широко. Этот прием часто используется также в гадании и астрологии. Подробнее см. .

Понятия «единство», «борьба», «противоположности», «качество» являются не слишком четко определенными. А тут еще допускаются почти любые их толкования, в каком угодно переносном смысле. Так что, когда вы увидите, что я буду систематически употреблять эти термины очень неточно, знайте, что это — не намеренный обман.

А всего лишь демонстрация того, как это делают толкователи Гегеля.

Второй прием заключается в простом словесном внушении. Если очень долго повторять сомнительное утверждение, то через какое-то время недоверие слушателя сменится мыслью «возможно, в этом что-то есть». Как минимум утверждение становится более привычным и не вызывает столь же резкого отторжения, как поначалу. Прием старый и применяется, например, в телерекламе.

Конечно, повторять можно тупо (как в той же рекламе), а можно, что называется «на разные лады» (одно и то же разными словами). Это несколько замаскирует намерение писателя убедить вас путем внушения, а не обоснования. Я не буду столь жесток, чтобы демонстрировать и этот прием.

Просто представьте себе, что каждый пример излагается не как пара фраз (у меня), а как пара сотен фраз (у толкователей).

Закон единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей являются причинами развития.

Так звучит первый закон диалектики. Рассмотрим каждую составляющую закона отдельно. Для начала нам надо выбрать, к чему его применить. Применить его можно к любому процессу. Если что-то где-то изменяется, это что-то вполне годится.

Поскольку все на свете изменяется (хоть и с разной скоростью), то годится все, что угодно. Правда выражение «ничто не вечно под луной» не является заслугой именно диалектики. Итак, возьмем какой-нибудь процесс.

Скажем, червяк грызет яблоко.

1. «Развитие». Мы взяли процесс. Раз это — именно процесс, а не неизменная, застывшая картина, значит там есть что-то, что изменяется. Скорее всего, там изменяется далеко не один параметр. Возьмем какой-нибудь из этих параметров. Выберем тот, который больше ассоциируется с «развитием».

Например, если что-то увеличивается, улучшается или усложняется, то оно годится. Если что-то наоборот уменьшается, ухудшается или упрощается, то берем обратное к нему. Вот например, червяк грызет яблоко. Яблоко уменьшается, а дырка увеличивается. Отлично.

Называем увеличение дырки «развитием».

2. «Противоположности». Теперь нам надо выбрать так называемые «противоположности». Надо взять еще какие-нибудь два изменяющихся параметра процесса. Или две его части.

Можно больше, но как правило на такое дополнительное усилие толкователи диалектики не идут. В нашем случае подходят червяк и яблоко. Или челюсти червяка и мякоть яблока.

Главное, чтобы эти части были изменяющимися или подвижными. Хорошо, остановимся на червяке и яблоке.

3. «Борьба». Имея две «противоположности», мы должны теперь обнаружить «борьбу» между ними. Поскольку мы сейчас рассуждаем как философы, то можем себе позволить любое различие между «противоположностями» назвать борьбой.

Минимальное различие обнаружится неизбежно, ведь мы изначально взяли два разных параметра процесса. То есть различили их как-то: по месту, по времени и т.п.

В примере можно посчитать борьбой то, что червяк толстеет, а яблоко — так сказать, «худеет».

4. «Единство». Теперь надо найти единство между «противоположностями». Поскольку мы работаем под философов, то можем назвать «единством» любое сходство. Какое-нибудь сходство всегда найдется, хотя бы то, что обе «противоположности» изначально взяты из одного общего процесса. Мы назовем единством тот факт, что червяк сидит внутри яблока, а недожеванные кусочки яблока — в червяке.

5. Осталось доказать, что «единство» и «борьба» «противоположностей» являются единственной причиной «развития».

Поскольку мы стараемся быть философами, возьмем пример с Гегеля и не станем себя утруждать строгим доказательством. Наш процесс без борьбы наших «противоположностей» не бывает? Скорее всего не бывает.

Просто потому, что тогда это будет какой-то другой процесс. Тогда этого достаточно, чтобы объявить одно причиной, а другое — следствием.

Теперь объединим пункты 1-5 и посмотрим, что получится:

«Червяк грызет яблоко. При этом дыра увеличивается, процесс развивается вглубь. Яблоко и червяк противоположны: ужасный хищник и его жертва. Мы видим борьбу между жиреющим червяком и истощением плоти яблока.

Однако видим и несомненное единство: жующий червяк в яблоке, а пережеванное яблоко в червяке. Единственная причина того, что процесс роста дыры развивается — это единство и борьба яблока и червяка.

В самом деле: где еще увидишь грызущего яблоко червя без самого яблока (тезис), без червя (антитезис) и акта прогрыза (синтез)?»

Что произошло? Получили ли мы какую-то новую информацию? Нет. Как было: «червяк грызет яблоко», так и осталось. Были введены новые понятия («единство», «борьба», и пр.) Исходный текст был переформулирован с применением этих понятий. Текст стал длиннее и многозначительнее, но смысл его остался прежним: червяк грызет яблоко.

Это кажется забавным, но примерно в таком ключе лет 20 назад рассуждали о классовой борьбе как движущей силе развития. И пока в одних странах культивировалась идея разжигания классовой борьбы, в других странах происходило размывание границ между классами.

Позднее так же точно стали превозносить конкуренцию как необходимую движущую силу развития экономики и получили «дикий» рынок. В то время как в других странах рынок регулировался.

Таким образом, в области политики и идеологии первый закон диалектики использовался для оправдания тех или иных сомнительных идей.

В физике в качестве примера применения закона единства и борьбы противоположностей приводился тот факт, что электрон является одновременно и волной и частицей. Как бы объединяют в себе две противоположности. Что оказалось на деле? А на деле оказалось, что электрон — это и не волна, и не частица. В нем есть множество свойств.

Несколько свойств — от волны, несколько — от частицы. Несколько — от облака. Немного — от волчка, несколько — от роя кусачих насекомых. Все эти свойства никак н «боролись» друг с другом. Была создана единая теория (квантовая механика), которая позволяла с огромной точностью рассчитать, когда и как электрон себя ведет.

Таким образом, в физике диалектика оказалась всего лишь источником ненужной путаницы.

Закон перехода количества в качество

Количество переходит в качество.

Так звучит второй закон диалектики. С понятием «количества» все дов

Источник: https://psy-space.ru/?page=bespoleznost-dialektiki

Диалектическая психология

Что такое диалектическая психология Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исследованию объективных законов взаимодействия психических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических явлений. Что же такое диалектическая психология?

Диалектическая психология это наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. Это такая социальная психология, которая основана на диалектико-материалистическом философском подходе, и опирается на всю совокупность марксистских знаний о мире. Н.

Луценко в своей работе «Введение в учение диалектического монизма» указывал на существование следующих направлений диалектики: «Учение диалектического монизма имеет основополагающие разработки по семи направлениям общечеловеческих знаний и включает в себя: философию диалектического монизма, диалектическую политэкономию, диалектическую социологию, диалектическую психологию, диалектическую этику, диалектическую эстетику, диалектическую педагогику» [Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Само понятие диалектический монизм означает принятие диалектической философии за основу всех гуманитарных наук. Греческое monos лежащее в основе названия этих научных направлений означает один, единственный.

Читайте также:  Эмоциональная выразительность - психология

Диалектическая психология выражается в распространение законов и категорий диалектики на психику человека. Это распространение носит не вульгарный, а строго научный характер, подчеркивающий неразрывную связь человека и общества с материальным миром природы.

Диалектическая психология вскрывает материальную основу психики, где бытие определяет сознание, и не только сознание, но и подсознание.

Она наглядно иллюстрирует тот факт, что человеческая психика являясь продуктом общественной деятельности, сама оказывает влияние на эту деятельность, и делает это не только посредством сознательных поступков, но и через подсознательные и бессознательные процессы.

Психика рассматривается как отражение материального мира, где протекающие процессы порождены и неразрывно связаны с обществом и природой. В этом проявляется диалектическое единство мира, выраженное в психике человека.

В диалектической психологии, несмотря на единую опору — диалектику, не существует полного единства воззрений. Одни полагают, что диалектическая психология должна заниматься вопросами развития личности, обогащением ее диалектическими знаниями и направлением их на самосовершенствование. Другим диалектическая психология видится, как средство изучения психики или средства влияния на нее.

Рассматривая первую сторону, Н. Луценко пишет: «Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями.

Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что при диалектической системе воспитания, и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству. … Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм.

Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного — всеобщему, личного интереса — общественному интересу, чувства — разуму.

Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма» [Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Думаю, в диалектической психологии надо, прежде всего, видеть революционную науку о внутреннем мире человека освобожденную от всяческого идеализма и опирающуюся на всеобщие законы диалектики.

В то же время эти законы являются как законами познания, так и законами бытия. К сожалению, диалектическая психология пока существует больше в умах, чем в виде изложенных и опубликованных исследований, во время разнообразных, в основном неформальных, дискуссий о ней сказано куда больше, чем написано статей.

На что опирается диалектическая психология? Естественной опорой данной психологии является философская школа марксизма. Основными законами диалектической психологии являются естественно законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их.

Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания.

Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Другими словами единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Переход количественных изменений в качественные, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество.

Закон отрицания отрицания, так же является одним из основных законов диалектики, он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Выдвинутый еще в первой половине XIX века Г. В. Ф. Гегелем он был в последствии развит К. Марксом.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер.

Мы не станем останавливаться на разборе множества философских категорий материализма, а сразу перейдем к адоптированному к психологии пониманию этих законов.

Закон единства и борьбы противоположностей выражается в единстве психики и ее развитии как борьбе противоположностей составляющих это единство, развитии через разрешение противоречий, где противоречия в психике есть отражение противоречий объективного мира. Причем выражаться они могут не всегда резко, на первых порах они имеют характер лишь различия.

Но это лишь начальная форма противоречия, постепенно перерастающая в противоположность, а уже затем в явное противоречие. Немного остановимся на видах противоречий, они бывают антагонистическими и неантагонистическими.

Их различает тенденция, заложенная в них, в случае антагонистических противоречий это тенденция обострения и углубления противоречий, которое приводит к их разрешению путем ликвидации одной из борющихся сторон. В общественном развитии такие противоречия характерны для эксплуататорских обществ.

Неантагонистические противоречия это противоречия не враждебных противоположностей, а таких сил и тенденций, которые наряду с противоречиями имеют общее в главном, коренном. Тенденция таких противоречий выступает в их смягчении и преодолении.

Несмотря на все различие этих противоречий, все они разрешаются в борьбе и путем борьбы нового против старого, борьбы передового, прогрессивного, старого и отжившего. Стоит отметить, что разделение противоречий на антагонистические и неантагонистические носит не только общественный характер, но и является присущим природе.

Так как эти противоречия отражаются в психике? Психические противоречия, порождаемые антагонистическими общественными противоречиями, и в психике носят такой же характер, то есть характер остроты и жестокой борьбы, в то время как неантагонистические противоречия, отражаясь в психике, протекают более мягко. Однако общей чертой и тех и этих противоречий остается необходимость их разрешения.

Разрешение противоречия в психике ведет к разрешению его на практике, но еще не означает этого. Вот почему, будучи внутренне разрешенным в психике человека, противоречие должно быть разрешено и внешне. Но этого может и не произойти. Противоречие может оказаться объективно не разрешимым, то есть еще недостаточно факторов для его разрешения и оно продолжает существовать, сохраняясь в открытом (осознаваемом) или в скрытом (подавленном, укрытом в подсознании) виде. В этом парадоксе во многом выражается и относительная самостоятельность психических процессов, и их научная особенность. В то же время этим принципом подчеркивается их подчиненность общественным отношениям и историческому развитию, которые в свою очередь так же характеризуются законами диалектики.

В жизни обычного человека антагонистического общества противоречия как бы разделяются на бытовые и социально значимые, где только социально значимые противоречия носят антагонистический характер, поскольку прямо вытекают из общественных отношений. Таким противоречием служит выражаемое в форме субъективных отношений противоречие между трудом и капиталом.

Наемный работник не может примириться с эксплуатацией со стороны капиталиста, то есть противоречие не может исчезнуть, не будучи разрешенным. Конечно, в жизни мы встречаем массу таких рабочих, которые либо не осознают эксплуатации, либо «примирились» с ней. Но в этом случае противоречие не является психически разрешенным, оно подавлено.

О подавлении противоречий его природе, причине и последствиях мы еще не мало поговорим в дальнейшем, а пока перейдем к неантагонистическим противоречиям. Купить в магазине батон или плетенку, является ли это противоречием? Безусловно, но это противоречие носит бытовой характер и не является антагонистическим.

Подобных примеров можно привести море, но все они не в коей мере не будут носить антагонистического характера. В то же время эти противоречия могут указывать на антагонизм основных противоречий общества.

Прежде чем перейти к рассмотрению следующих законов диалектики в преломлении к психологии отметим, что противоречия в психике, как и в обществе, подразделяются на антагонистические и неантагонистические, хотя может показаться, что они носят как бы общий характер, различаясь только по своим масштабам и роли в психической деятельности человека.

Такое ощущение имеет место потому, что противоречивые стороны не существуют материально и можно подумать, что уничтожаемая в ходе разрешения противоречия сторона объективно неуничтожима, поскольку объективно не существует. Тут стоит отметить, что уничтожение не носит материального характера, а имеет место в нематериальной форме в субъективном виде.

Антагонизм психических противоречий состоит в том, что стороны не могут мирно существовать, итогом их борьбы должно стать уничтожение одной из борющихся сторон, а не просто ее отрицание. Однако, это уничтожение, как мы отметили, не носит в своей психической сути материальный характер, хотя и ведет к нему.

Это связано с тем, что антагонистичность являясь проявлением материальной борьбы в психике, не носит материального характера в силу не материального характера самой психики, хотя и порождаемой материей в виде общества и природы. В силу этих же причин, не материальности внутреннего мира человека, в психике порой очень сложно различить внешние и внутренние противоречия.

Психика временное, но не пространственное явление. Психические противоречия по отношению к объективным, прежде всего общественным, носят характер внутренних противоречий, в то время, как вторые характер внешних. При этом и те, и другие представляют собой единое целое, и находятся в непрерывной, взаимно порождающей связи друг с другом. Приведем пример.

В человеке заложено противоречие между обществом и природой, это противоречие находит свое отражение и в его психике. Чем прогрессивней строй общества и тем успешнее разрешается это противоречие. Чем прогрессивней строй, тем больше развито сознание человека, а значит, тем успешнее разрешается данное противоречие в психике. Противоречия могут порождаться, как сомой психикой человека, так и непосредственно его бытием. Но и в том и в другом случае они носят характер единства с материальным миром.

В психике, как и в объективном мире, имеет место накопление количественных изменений, и переход их в качественные. Накапливаясь и разрешаясь, противоречия в сознании переходят на другой качественный уровень, где вновь происходит количественное накопление противоречий их разрешение и появление новых качеств.

Причем накопление противоречий и их разрешение может протекать по времени как быстро, так и довольно медленно. Скорость накопления и разрешения противоречий носит неразрывно связанный с объективным миром характер, и в значительной мере определяется им, как и сами противоречия.

Закон отрицания отрицания в психических процессах носит тот же характер, что в природе и обществе. То есть отрицание в психике человека носит диалектический характер и подчеркивает поступательный характер развития внутреннего мира человека.

Психика человека, представляя собой единство самых различных противоречий, и находясь в постоянном движении их возникновения, развития и разрешения, отрицает только те стороны, которые утратили свое значение, перестали быть необходимыми, и в ходе борьбы с новыми психическими сторонами потерпели поражение.

Читайте также:  Фоновый тренинг «взрослый» - психология

В тоже время сохраняются те стороны отрицаемых психических элементов, которые остаются полезными, необходимыми или, по крайней мере, не выступающими помехой для дальнейших психических процессов. В качестве уточняющего момента я хочу пояснить, что имеется в виду под «сторонами» и «элементами».

Это мысли, чувства, представления, ощущения, нормы поведения, ценности, интересы и даже потребности, выраженные в сложном единстве психических процессов, протекание которых подчинено всеобщим законам диалектики.

Итак, мы видим, что законы диалектики распространяются и на психику людей, которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности.

И мы вполне справедливо переносим и применяем принципы материалистической диалектики к ней, а в дальнейшем, возможно не в столь явной форме, мы еще не раз вернемся к законам материалистического познания.

Теперь перейдем к рассмотрению психоанализа и психосинтеза, которые являются основными инструментами диалектического познания психики человека, позволяющими наблюдать всю совокупную сложность психических процессов как в ее сознательной, так и в подсознательной плоскости.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/dialpsy/gl2.shtm

Диалектика

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей.

Стоики определяли диалектику как «науку правильно беседоватьотносительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном«, о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Сам термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.

В истории диалектики выделяются следующие основные этапы:

  • стихийная, наивная диалектика древних мыслителей;
  • диалектика философов эпохи Возрождения;
  • идеалистическая диалектика немецкой классической философии;
  • диалектика русских революционных демократов 19 века;
  • марксистско-ленинская материалистическая диалектика.

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение.

 Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности.

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя.

Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир.

На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

К диалектике обращались многие известные философы, однако самой развитой формой диалектика явилась у Д.Гегеля, несмотря на то, что у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума.

Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия.

Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату.

Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.

Домарксистская диалектика выступала, таким образом, как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В марксистской материалистической диалектике В.И.Ленин уделял особое внимание закону единства и борьбы противоположностей.

Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира.

Маркс относился к философии, как к науке и перешел от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается.

Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.

На основе этого Энгельс вывел три закона диалектики:

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Примером перехода являются превращения лёд — вода — пар.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей. Считается, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В биологической эволюции это приводит к появлению новых форм жизни.
  3. Закон отрицания отрицания. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян.

С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга.

К примеру, «Инь» — темное, мягкое, упругое, «Ян» — светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет; «Ян» переходит в «Инь» — жесткое размягчается и т.д.

Источник: http://vseopsycho.ru/dialektika/

Диалектика

Диалектическая психология (Новейшей философии).
— 24.05.10 г.

>> Диалектическая психология — закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира

.

Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития — о человеке — диалектического учения о человеке. 

    Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее — частью системы наук диалектической философии,  наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
    Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.    Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.

    Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии — производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки — и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.

    Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни — существо диалектического учения о человеке — в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
    Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).    Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена — определена.В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:

— знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,

— новые  экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*

— разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека

и др.    С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии. Диалектическая психология — составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.

    Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч.

логик диалектической философии) и б)  на уровне  диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.

    При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.    Во-первых,  предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.    Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.    А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? — это научная мистика.    В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.    В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.    Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.    В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.    И др.

Читайте также:  Рассуждение - психология

Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования. 

    Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
    Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе систем­ности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
    На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии.     Теоретическая психология (иногда — мыслительная психология) — важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.

    Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это

— логики диалектической философии,

— эзотеология,

— когнитивная гносеология (Новейшей философии),- диалектическое учение о человеке.    Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские  представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****. 

    На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.

    В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось,  не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее — ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология). 

    По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований  диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.

Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.

    Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.

    Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины — психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики  и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
    Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.    В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.    В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.В целом в диалектической психологии были актуализированы:- новые представления и основания исследований в сфере психологии,- новые предметные методы исследований,- новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:

— феномен терминологической неопределенности,
— лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),

— экзистологический ряд,
— логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
— релевантный формализм,- некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия,  ряда гештальтпсихологических принципов и др.,- поверхностность фрейдизма,

— исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания

и др.

*  Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.

** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.

*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».

**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.

См.  «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,

«Позиционирование»[«Диалектической гносеологии частная система наук»,«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы», «Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,

«Суждение», «Умозаключение»].

Источник: https://dialectics.ru/648.html

Диалектико-материалистическое понимание развития

Общие законы развития определяет философия. Существует два подхода к пониманию этой проблемы. Первый подход характеризует развитие как количественное накопление (опыта, знаний, навыков).

В этом случае ребенок представлен как маленький взрослый, и механизмы поведения детей одинаковы, как это утверждается в психологии бихевиоризма. Второй подход — материалистическая диалектика рассматривает развитие как качественные преобразования. В. И.

Ленин в работе «К вопросу о диалектике» подчеркивает, что такой подход позволяет понять «самодвижение» всего сущего, перерывы постепенности, отрицание старого и возникновение нового.

Философской позицией Л. С. Выготского и советской психологии был диалектический материализм. Это позволило им выделить качественное своеобразие каждого возраста, кризисные переходы и новообразования.

Развитие есть качественное изменение объекта или явления, перерыв постепенности и появление новообразований.

Такие изменения происходят во всех аспектах психической деятельности.

Наиболее важными направлениями развития являются: — изменения в познавательной деятельности и психических процессах, «второе рождение» высших психических функций, подчинение их цели, появление самоконтроля в познавательной деятельности, переход от образов к системе понятий; — изменения в поведении и психологической структуре деятельности, появление замысла, цели, плана, анализа и коррекции результатов, самооценка;

— изменения в свойствах личности, появление иерархии (соподчинения) мотивов, рефлексии, направленности личности, волевой саморегуляции.

Качественные изменения познавательной сферы, деятельности и личностных свойств составляют сущность психического развития.

Что побуждает человека развиваться?

Причиной и источником развития является «присвоение» социально выработанных и востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов познания и деятельности. В животном мире существуют наследуемые программы развертывания форм поведения по мере созревания организма.

На уровне человека такие программы сведены к минимуму и не определяют развития психики. Причиной развития выступает «социальное наследование» (термин К. Маркса и Ф. Энгельса). Система общественных отношений задает условия развития, ценности и качества, усваиваемые личностью.

Дети не наследуют характер родителей, дети наследуют характер эпохи.

Механизм социального наследования Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин представили как интерио-ризацию, перенесение вовнутрь воздействий социума. Это было показано на примере постепенного усвоения ребенком знаковых значений жеста и слова.

I — жест есть вначале незаконченное хватание, ребенок тянется к предмету, но не достает его; II — взрослый осмысливает это движение как указание ребенка на желаемый предмет, как знак;

Ill — затем и ребенок использует движение как знак, указывающий на предмет его внимания.

Такую же метаморфозу претерпевает слово. Вначале I — это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается); II — взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет;

III — ребенок также называет предмет словом, осмысливает.

Слово, сказанное другим — для другого — для себя, становится средством мышления и саморегуляции.

Интериоризация происходит в совместной деятельности, когда непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане.

По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание. Обращает на себя внимание важная деталь в примерах Выготского.

В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит активность, инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический смысл. Взаимодействие начинается с того, что ребенок пытается что-то сделать, но не может без помощи взрослого.

В этом проявляется еще одна закономерность: движущими силами развития являются противоречия: — между желаемым и возможным; — между новыми замыслами и старыми формами поведения;

— между стремлением к обособлению и стремлением к отождествлению, идентификации и т. д.

Стремления, идеи, замыслы опережают возможности и побуждают осваивать новые формы и способы деятельности. Причиной зарождения новых идей и стремлений может быть пример успешных действий других людей, созданные ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений и действий ребенка.

Источник: https://psyera.ru/2990/dialektiko-materialisticheskoe-ponimanie-razvitiya

Ссылка на основную публикацию