Глазами ребенка — психология

Психология воспитания детей. Мир глазами ребенка

≡  15 Апрель 2013   ·  Рубрика: Психология воспитания детей   

Каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети росли умными, здоровыми и счастливыми.

Но у всех ли получается вложить в своего ребенка уверенность в себе и своих близких?

Как сделать так, чтобы мы всегда находили взаимопонимание и с малышами, и с детьми постарше, и с подростками, и со своими взрослыми детьми, и с внуками?

Сегодня на моем блоге гостевой пост от Тамары Розинской:

Мир глазами детей

Рождение ребенка — светлое событие в любой семье. Сложности начинаются позже. Но, задумывались ли вы когда-нибудь, как ребенок видит мир после своего рождения? Как проживает он период открытия для себя нового мира, в который он попал?

Мы привыкли думать, что ребенок ничего не понимает.
Смотрит в первые дни бессмысленно на все, что его окружает. А в последующие месяцы просто повторяет нас, взрослых, и все! И все окружающие, родные и близкие, стремятся его чему-то научить.

Мы произносим звуки, фразы, мы рассказываем, как и что в этом мире. А ребенок, как губка впитывает все! Ему все интересно. Вскоре взрослые начинают оценивать достижения младенца. Вот он уже улыбнулся, вот появился первый зуб, вот он встал на ножки!

— Ах, посмотрите, он уже держит ложку! — восклицает бабушка.

— Он вчера сам телевизор включил! – с гордостью откликаются родители.

Проходит еще немного времени, и уже в ребенке нас перестает что-то устраивать. Мы пытаемся объяснить ему, что правильно, а что нет. При этом, мы очерчиваем первые границы его свободы. «Это нельзя» и «ты не будешь так делать!» — категорично объявляем ему ультиматум.

Дальше больше – ребенок должен соответствовать ожиданиям взрослых. Любящие люди — мама, папа, бабушки, дедушки – все знают, что лучше для этого ребенка и каким он должен быть. А чего хочет ребенок – часто ли спрашивают об этом взрослые?

Давайте вернемся в начало. Ребенок родился, что он видит, что чувствует, что ощущает?

Первым в детской головке включается рептильный мозг – древнейшая часть нашей мыслительной системы. То есть, часть, которая управляет рефлексами. Основная эмоция, которая присутствует в ребенке в первый год жизни – это страх. Он всего боится, потому что, любой дискомфорт инстинкт ребенка трактует, как угрозу жизни! Да, все так серьезно!

Речь не идет о том, чтобы ребенка воспитывать без правил и ограничений. Речь о том, чтобы в первую очередь думать и предполагать, что может быть истинной причиной отрицательных реакций малыша.

Ребенок капризничает, он плачет и не хочет успокаиваться. Сначала мама успокаивает его, но потом о себе дает знать усталость. В мамочке накапливается раздражение, и она может уже неадекватно реагировать, повышая голос, или «наказывая» его своим игнорированием. Такое поведение мамы приводит ребенка к панике. Инстинкт подсказывает крохе, что его жизни грозит опасность. Не может быть?!

Представьте себе, все действительно так серьезно. Родители маленьких детишек до трех лет иногда жалуются на то, что их не слушают. Даже считают, что ребенок манипулирует ими и пытается управлять. Но в этом возрасте ребенок не может этого делать!

Он не может сознательно просчитывать свое поведение. Он не может стратегически выстраивать свои поступки для достижения определенной цели. Да, да! Если вас не устраивает поведение ребенка, анализируйте собственное поведение. Потому что поступки и модели поведения взрослых, ребенок зеркалит прекрасно. А выстраивать свои поступки в определенный алгоритм ему пока не дано.

Малыш чувствует голод, боль, ему жарко, или, наоборот, холодно, и он заявляет обо всем этом плачем. По-другому он пока не умеет.

(Ирина Гончарова: Кстати, причины плача маленького ребенка описаны мною в конце одной статьи, здесь.)

И очень часто ребенок плачет, потому что в нем появляется страх. Это нормальная эмоция, она возникает в каждом человеке, потому что – это наша защита. А ребенок каждый день встречается с непонятным и неизвестным. Каждую минуту во взрослом мире его подстерегает опасность, потому что он пока многому не знает объяснения.

Представьте сейчас себя крошечным человеком и соразмерьте с собой размеры окружающих предметов. Представьте, как трудно ориентироваться крохе в еще неосвоенном пространстве. Шумы, которым нет объяснения, фактуры поверхностей, которые чаще оказываются травмирующими для кожи малыша. Команды, которые ребенок не всегда может понять сразу.

Если дитя не может заснуть, или просыпается ночью, и отказывается уснуть снова, на то всегда есть причины! Если малыш отказывается есть, совсем не значит, что он болен и его надо накормить любым способом, не кашей, так печеньем и конфетами. В ребенке заложен большой потенциал самосохранения и не надо ему противостоять. Взрослые должны учиться понимать дитя, и только потом выносить свои оценки.

Психология воспитания детей

Начиная с 2,5-3 лет ребенок начинает заявлять о себе – я сам! И снова взрослые пытаются поправить ребенка: «Ты не сможешь! Не так! Ты упадешь!» Чем больше ребенок заявляет о своих желаниях и демонстрирует свои навыки, тем больше его стараются контролировать. Именно в этот период малыш получает свои первые психологические травмы, которые закладывают в нем первые ограничивающие убеждения.

Это время первых противостояний со взрослыми. Взрослые снова должны стараться видеть за внешними проявлениями ребенка внутренние причины. Потому что в этот период дети начинают действовать уже чаще вопреки.

Мы считаем это капризами, а на самом деле, часто ребенок просто не знает, как объяснить то, что он чувствует. Ребенок еще не умеет предвидеть последствия. Процессы контроля и торможения в нем еще не включились.

Поэтому, когда вы ругаете ребенка и даете оценку его поступкам, исходя из своих представлений о том, что правильно и что нет, вы снова травмируете маленького человечка. Его ошибки – это повод что-то объяснить, чему-то научить, а наказание здесь неуместно.

И не только неуместно, но и бессмысленно. Именно в такие моменты вы сеете у детей комплексы. И тогда ребенок начинает принимать окружающий мир, как чуждую среду. Он начинает чувствовать себя отвергнутым. И чаще всего такие переживания провоцируют болезни.

Иногда болезнь — это единственный способ получить больше внимания и любви.

Ребенок проходит несколько этапов становления личности, и к 15-17 годам в основном этот процесс должен быть завершен. От того, как себя будет видеть в этом мире уже подросток, зависит вся его последующая жизнь.

Часто родители возмущаются – что откуда взялось, мы его этому не учили! Но на ребенка влияет не только то, что в него вкладывают целенаправленно. Он как зеркало отражает тот мир, в  котором живет. И самый надежный способ научить ребенка жить в согласии с собой и с миром, помочь стать ему личностью.

Поэтому, обучая детей чему-то, вы должны понимать, что вносите коррективы в его карту жизни. Если вы начнете видеть за поступками потребности ребенка, вы всегда сможете найти с ним компромисс.

Ребенка очень легко сломать и подчинить. Лестью и вседозволенностью дитя можно развратить и морально изуродовать. Но и то, и другое, взрослые делают, ублажая свое эгоистичное Эго.

Есть другой путь. Он гораздо труднее и требует терпения. Но ребенок, воспитанный, как личность, как маленький человек, вырастает счастливым. Даже, проходя трудности и испытания, он верит в себя.

Покупая бытовую технику, предметы обихода, даже какие-то мелочи, люди задают себе массу вопросов. Читают инструкции и выбирают оптимальный вариант, выбирают лучшее для себя.

Но, когда дело касается воспитания детей, многие считают, что достаточно собственного опыта. Что при этом чувствует ребенок, взрослые часто считают неважным. Но это не так. Каждая обида, унижение, несправедливость остается глубокой раной на всю жизнь.

Ребенок похож на родителей и ближайших родственников, но он другой, он – это ОН. И примите это сразу!

/Тамара Розинская./

Тамара, я благодарна тебе за этот гостевой пост.

Знаю, что ты прикладываешь все усилия, чтобы семьи твоих сына и дочери были счастливыми. Ты не пытаешься заменить внукам маму и папу, предоставляя своим детям свободу в выборе методов воспитания малышей.

Вместе с тем, ты умеешь мягко и ненавязчиво направить их по верному пути, всегда оставаясь на вторых позициях. Я уверена, что ты прекрасно справилась с ролью матери, сделав счастливыми своих детей.

Им теперь легче своих малышей вырастить счастливыми и уверенными в себе.

С Вами делилась опытом в том, как воспитать счастливого ребенка, мама двоих детей. Она же бабушка двоих внуков, Тамара Розинская.

На своем блоге она разместила интервью, которое взяла у меня еще тогда, когда никто в блоггинге не знал о том, что я — няня. С ее легкой руки я и открыла «Нянюшкин Портал».

Источник: http://babushkababunya.com/psihologiya-vospitaniya-detej/psihologiya-vospitaniya-detej-mir-glazami-rebenka.html

Психология детского рисунка: что означают рисунки

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.

Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально.

Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом.

Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться».

Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/psihologiya-detskogo-risunka

Психология детского рисунка с примером

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.
Читайте также:  Интеллигент - психология

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Как по рисунку определить, есть ли пробемы у ребенка

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Надо только научиться «читать» работы своего художника, и тогда Вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны.

В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии.

Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя.

Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время.

А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка. 4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

• Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

• Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

• Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола.

Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.

О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям.

Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки.

Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал. • расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы. • Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается.

Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне. • Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам. • Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности.

Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде. • Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

• Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

• Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок. • Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша. • Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития. • Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития. • Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

• Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность. • Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться. • Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника. • Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности. • Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным. • Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики. • Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность. • Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Читайте также:  Взросление - психология

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

• Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля. • Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника. • Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм. • Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками. • Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию. • Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны. 

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная.

Каждый занимает своим делом — семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/37662872-421276/

Семья глазами ребенка – на что стоит обратить внимание при воспитании

Как только новорожденный начинает различать окружающее, первое, что он видит – это свою семью. Семья глазами ребенка предстает перед ним в ореоле нежности и заботы о нем, маленьком и пока беспомощным.

Это в идеале. Реальность часто несколько отличается от идеала. К ребенку в семье у всех сугубо личное отношение, которое определяется многими факторами, незнание которых может отразиться на качестве воспитания.

Рассмотрим эти факторы, опираясь на системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Мама и чувство защищенности и безопасности

Так анально-зрительная мама в хорошем состоянии окружит ребенка заботой и обеспечит малышу базовое чувство защищенности и безопасности.

Мама с кожно-зрительной связкой, особенно если были проблемы с зачатием и рождением, может даже бояться взять ребенка на руки. Часто она просто не знает, что с ним делать! Материнское чувство пробудится у нее, когда ребеночек подрастет и с ним можно будет дружить.

Звуковая мама раздражается от громкого плача. Не в состоянии проявлять нежность к орущему младенцу, она может недодать ему необходимого ощущения защиты и безопасности. И вообще, если мама со звуковым вектором «ушла в себя», она может попросту забыть вовремя покормить ребенка, пока он своим криком не намекнет на свои потребности. Что тоже сказывается на малыше.

Системно-векторная психология обоснованно утверждает, что у ребенка с матерью абсолютная связь, которая постепенно ослабевает только к окончанию пубертата. Это значит, что состояние мамы влияет на ребенка, даже можно сказать формирует его развитие, является почвой для него – благодатной или не очень.

Ответить на вопрос от чего и от кого зависит состояние мамы попробуйте сами. Что конкретно вас делает сбалансированной и уверенной? Возможно, это послужит первыми шагами на пути к изменению чего-то в вашей семейной жизни в лучшую сторону.

Что дает ребенку семья

Взаимодействуя с семьей, ребенок постоянно сканирует поведение взрослых. Нам кажется, что младенец ничего не понимает. На самом деле все поступки, интонации разговоров, амплитуды движений отпечатываются в бессознательном ребенка и окрашиваются либо светлыми и жизнерадостными, либо мрачными и пугающими красками.

Этот «рюкзачок» бессознательных ощущений дети понесут с собой во взрослую жизнь. И, хорошо, если самые ранние впечатления пропитаны чувством защищенности и безопасности, полученном от мамы. А если нет?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана делает акцент на том, что именно ощущение защищенности и безопасности является гарантом гармоничного развития ребенка.

Каковы шансы понять ребенка семье

Представьте, что вы на подводной лодке с экипажем, состоящим из разных людей. Вы оказались там не по своей воле, и должны как-то понять всех, чтобы элементарно выжить. Примерно в такой же ситуации находится семья, где отдельные члены семьи понимают друг друга и имеют общую цель, либо не понимают, и тогда этот разобщенный коллектив становится не способным противостоять испытаниям жизни.

Вопрос – кто кого должен понять первым, если вы тот самый маленький ребенок? А у каждого члена экипажа, в нашем примере – это члены семьи, свои приоритеты, желания.

Здравомыслящий человек конечно же скажет, что первым должен быть взрослый. И будет прав. Однако для того, чтобы понять ребенка, необходимо это делать безошибочно.

Понять, что ребенок не является копией родителей, что он обладает врожденными свойствами, которые не всегда соответствуют чаяньям семьи.

Определить свои свойства и скорректировать отношение к ребенку, который не вписывается в ваши рамки – вот что дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Нужно ли учитывать мнение детей семье

Разные семьи отвечают на этот вопрос по-разному. Отголоски прошлого, когда мнение детей вообще не существовало в природе, еще встречаются, правда, редко.

В современных семьях, где родители не знакомы с СВП, чаще возникают конфликты, спровоцированные столкновением интересов подрастающего поколения с интересами родителей.

Взрослые, опираясь на свой прошлый опыт, не зная закономерностей новой эволюционной фазы развития общества, конфликтуют с детьми, не желая принимать то новое, что уже вошло в жизнь. Игнорируют мнение детей, не принимают во внимание желания и потребности самого ребенка.

Противостояние

Из-за этого отношение к детям в современной семье колеблется в диапазоне от – детям все лучшее и как можно больше, до полного игнорирования интересов, вплоть до жестокого обращения с детьми в семье.

Ведь пока дети маленькие, ими можно управлять силой своего авторитета, считают некоторые родители. Кто старше – того и слушаться! И подавляют природные проявления векторов ребенка, стимулируя в нем развитие несвойственных качеств.

Например, родитель с анальным вектором не понимает почему его ребенок с кожным вектором такой неусидчивый, а мама со зрительным вектором просто не понимает почему сын-звуковик такой необщительный и задумчивый.

Непонимание разницы свойств провоцирует конфликты и даже психологические травмы. Но старшие не значит умнее и главнее, а значит – ответственнее.

Природа доверяет ребенка родителям на время до пубертата, чтобы защитить и развить его.

Чего хотят родители, но не хотят дети

Понятно, что родители всегда хотят, как лучше. Но смотрят-то на ребенка через себя, стремясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты. Страдают сами от нереализованности в жизни и продолжают совершать те же словно запрограммированные ошибки по отношению к своим детям.

И вот семья глазами ребенка видится как некое собрание озабоченных разными проблемами людей. У кого-то кризис отношений, кому-то не хватает денег, спорят из-за немытой посуды…

И среди этой толчеи стоит подросток с немым вопросом в глазах – неужели в этом и есть смысл жизни?

Может ли непонятый ребенок испытать удовольствие от жизни? Как ему быть, если самые близкие люди не понимают его устремлений, пытаются навязать свое устаревшее мировоззрение?

Узнать, понять, изменить и научиться радоваться жизни

Все больше детей говорят о том, что родители их не понимают. Даже семьи и дети психологов страдают от некомпетентности своих родственников – специалистов в вопросах создания здорового микроклимата в семье.

Между тем, есть наука, которая дает возможность разобраться в самых сложных психологических проблемах, а значит наладить, или вновь создать эмоциональные связи с близкими людьми.

Перекинуть мостик от родителей к детям. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается мир, так и ребенок отражает весь заложенный в него потенциал всего человечества.

При условии, что его врожденные свойства развиты и востребованы.

Пришла пора этому научиться!

Будет ребенок счастливым или несчастным – зависит от нас, от его детства, от его понимания семьи, которое он перенесет на весь мир. Сделайте все от вас зависящее –регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь.

Автор Надежда Астахова, педагог, психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/semya-glazami-rebenka-i-rebenok-v-seme/

Психология детского рисунка: все, что не сказано вслух

Содержание

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен недостаточностью словарного запаса и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде. Эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать.

Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны.

Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность достаточно часто проводить мини-анализ и срочно принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы.

Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  • соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  • симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  • приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  • страхи и скрываемые переживания;
  • тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка.

Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок.

Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти.

Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.

Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного.

Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков.

К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.

Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее.

Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации.

Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.

Читайте также:  Формат тренинга - психология

О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.

Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.

Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.

Фиолетовый – цвет фантазеров.

Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного.

Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек. Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением.

Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны.

Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры. Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком.

Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.

Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.

Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.

Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.

Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.

Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  • Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера.
  • Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим.
  • Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Что еще почитать

Ведущая деятельность младенческого возраста

Когда дети начинают говорить агу

Адаптация ребенка к детскому саду

Источник: http://SZabotoi.ru/detskaya-psihologiya/risunok

Как интерпретировать рисунок человека

Содержание статьи

Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)

Шея

Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)

Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)

Прочее

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости.

Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека.

И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/kak-interpretirovat-risunok-cheloveka

Ссылка на основную публикацию