Клиническая психотерапия — психология

Клиническая психотерапия

При серьезном нервном расстройстве у человека может появиться чувство неопределенности и нестабильности, вплоть до деперсонализации. «Теряя» себя, пациент впадает в глубокую депрессию, у него начинает развиваться невроз, соматизированное или соматоформное неврозоподобное расстройство. В таком случае будет эффективна помощь клинического психотерапевта.

Что представляет собой метод клинической психотерапии?

Клиническая, или медицинская психотерапия — это методика, направленная на борьбу с соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Это раздел медицины и клинической психологии, который предусматривает выполнение коррекции психического состояния пациента при помощи гипноза, аутогенной тренировки, рациональной терапии, внушения и самовнушения.

Клиническая психотерапия — ведущий метод психотерапевтического воздействия, усиливающий и облегчающий физиотерапевтические, медикаментозные, гормональные, хирургические и другие методики лечения. Практиковать в данной сфере может только человек с высшим медицинским образованием.

Особенности клинической психотерапии

Клиническая психотерапия — это методика, располагающая разнообразными психотерапевтическими воздействиями, предопределенными клинической картиной заболевания пациента и его личностной почвой.

Основываясь на данных показателях, психотерапевт пытается выявить защитно-приспособительную работу саморазвивающейся природы и помогает ей защищаться более совершенно.

Для этого используются различные психологические формы поддержки людей, имеющих проблемы, связанные с нарушением физического здоровья.

Клиническая психотерапия как медицинская специальность работает в рамках таких понятий, как «диагностика», «пациент», «механизмы патологии», «нозология», «клиника», «лечение, эффективность и прогноз», а также «юридическая ответственность за пациента» и «история болезни».

Цель и задачи метода клинической психотерапии

Цель и задачи данной методики определены практическими потребностями клиники, в которой проходит лечение пациента (соматической, неврологической или психиатрической). Работа клинического терапевта направлена на решение нескольких основных задач:

  • диагностика отклонений в личностном и интеллектуальном развитии
  • коррекция поведения деструктивной направленности
  • исследование больных с нарушенной психикой
  • психотерапия, психопрофилактика и социальная реабилитация пациентов с пограничными, психопатическими или психосоматическими расстройствами.

Кому помогает клиническая психотерапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?

Медицинская, или клиническая психотерапия — это методика, которая нашла свое широкое применение при лечении:

  • неврозов (нервно-психических расстройств, возникающих вследствие нарушения жизненных отношений, особо значимых для человека)
  • наркомании
  • пограничных, шизоидных и нарциссических расстройств
  • диссоциативных и конверсионных расстройств
  • нарушения адаптации по причине высоких психических нагрузок и резко действующих стрессовых факторов
  • вегетативных и функциональных нарушений, поддерживаемых конфликтными ситуациями и психическим напряжением
  • психосоматических патологий.

Вместе с тем клиническая психотерапия эффективно используется при лечении нарушений сна, депрессивных состояниях, плаксивости, беспокойствах и постоянной тревоге, при возникновении психологических конфликтов между родителями и детьми, утомляемости, адаптации пациента к больничным условиям.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/klinicheskaya-psikhoterapiya

Отделение «Клиническая психология»

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению.

Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!).

Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов.

Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения.

В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты.

Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.

В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога — психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.

), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием.

Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр.

Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр.

В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание.

Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности.

В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M.

Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение.

Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

— нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

— гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

— наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

— наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

— практика студентов проходит в клиниках Университета;

— в университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

— др.

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

— клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

— подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

— подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

— практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

— студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

— в ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

— за годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

— по результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

— после окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

— между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

— факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

— Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

— после начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г.

, когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии.

В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

— Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Читайте также:  Восприятие, подробно - психология

— Первый МГМУ им. И.М.Сеченова имеет давние традиции изучения психики человека (в конце 19 в. открыта психологическая лаборатория, которую возглавил проф. Токарский; психиатрическая клиника им.

Корсакова имеет давние традиции изучения психических явлений, в советский период в ней функционировала лаборатория психодиагностики, которую возглавлял проф.

Березин; в институте физиологии человека работали профессора Сеченов, Анохин, Судаков, создав уникальную научную школу, внесшую вклад в понимание психофизиологических процессов, др.);

— в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова в 1971 г.

сразу после первого выпуска профессиональных психологов в СССР была открыта первая в медицинских вузах страны кафедра медицинской психологии, которая успешно адаптировала принятых для работы на ней психологов к требованиям медицинской науки и практики, к требованиям медицинского образования; стала ведущей базой повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР; подготовила авторскую модель психологической подготовки организаторов здравоохранения, заложила основы психологической подготовки дипломированных медсестер и семейных врачей, которых впервые в СССР начали готовить в стенах «сеченовки», стала в 2011г. базовой кафедрой отделения «Клиническая психология»;

— в настоящий период профессиональная подготовка клинических психологов на старших курсах отделения проходит на базах уникальных университетских клиник;

— студенты отделения от организаторов здравоохранения, преподающих в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, имеют возможность получить информацию о перспективных направлениях работы клинических психологов в реформируемых учреждениях здравоохранения;

— уже на студенческой скамье студенты отделения могут представить подготовленные ими курсовые и дипломные работы на научных конференциях не только психологического профиля, но и медицинского;

— возглавляет подготовку клинических психологов в нашем медицинском вузе – доктор психологических наук, имеющая академическую психологическую подготовку на факультете психологии МГУ (прошла специализацию по нейропсихологии, ученица проф. А.Р.

Лурии) и всю свою профессиональную жизнь посвятившая педагогической работе в стенах Первого МГМУ им. И.М.

Сеченова (Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», член Президиума Московского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ, член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 1998 г. на протяжении пяти лет — член докторского совета по восстановительной медицине в ММА им. И. М. Сеченова, с 2007 г. — член докторского совета по медицинской психологии в МГУ; с 2011г. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), член Этического комитета РПО, председатель секции «Психология здоровья» Московского психологического общества. Награды: медаль 850-летия Москвы, значок «Отличник здравоохранения», в 2012 г. престижная премия «Золотая Психея» и диплом Российского психологического общества «За лучшее учебное пособие по психологии», др.);

— поступившие на молодое отделение старейшего медицинского вуза страны абитуриенты и успешно освоившие общую образовательную программу по клинической психологии, имеют шанс быть среди тех, кто закладывает традиции братства психологов «Сеченовки», имеют шанс, благодаря своей неравнодушной позиции, творческому отношению к овладению специальностью, участвовать в развитии отделения клинической психологии Первого МГМУ, закладывать традиции, которые будут способствовать высокому качеству подготовки клинических психологов в стенах медвуза.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ клинического психолога

Специализация № 1 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

Специализация № 2 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Специализация № 3 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»

Специализация № 6 «Клинико-социалъная реабилитация и пенитенциарная психология»

В настоящий период на отделении проводится моноподготовка по специализации №1, закладываются основы и для других специализаций, которыми можно овладеть на постдипломном уровне повышения квалификации.

Источник: https://www.sechenov.ru/univers/structure/facultie/vso/kafedry4/kafedra-pedagogiki-i-meditsinskoy-psikhologii/otdelenie-klinicheskaya-psikhologiya/

Клиническая психология: что это, разделы, описание работы психолога

Рубрика: Полезно знатьОпубликовано 28.01.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 9 мин   ·   Просмотры:

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения.

Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия.

Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему.

Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха.

Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник.

Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга.

Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими.

    Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее.

    Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.

  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции.

    Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе.

    Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека.

    Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике.

    Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.

  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии.

    Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность.

    Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека.

Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы:Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты.

«Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача.

Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего.

Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами.

Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии.

Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.

Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Особенности работы клинического психолога

Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.

Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке.

Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках.

Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания.

Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим.

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

Источник: https://psihter.ru/polezno-znat/klinicheskaya-psihologiya/

Клиническая (медицинская) психология с присвоением квалификации «Клинический психолог». Профессиональная переподготовка дистанционно

Консультация была очень полезной. Спасибо за отправленное на почту письмо с перечнем документов. Очень удобно и не приходится искать все самой. Пригодились и образцы выдаваемого диплома для демонстрации руководству организации. Приятно порадовала скидка для малых групп. спасибо.

Спасибо большое за обучение, учебный материал грамотно подобран, все очень понятно и доступно.

Я успешно прошла курс обучения по олигофренопедагогике. Осталась очень довольна. Материал в лекциях тщательно продуман, краток и прост для изучения, отражает только самые важные аспекты. Спасибо!!!

Отличная организация учебного процесса, все понятно, быстро, четко, доступно. Рада, что обратилась именно к Вам, открыла для себя много новой и полезной информации!

Обучалась дистанционно одновременно на двух курсах. В личном кабинете удобный доступ к теоретическому материалу и тестам. Квалифицированное, комфортное обучение. Спасибо!

Спасибо большое коллективу ФЦПО! Получила огромное удовольствие от взаимодействия с вами. Прекрасный сайт, очень удобен в работе. Так держать. Всем удачи!!!

Для себя открыл новую форму дополнительного обучения. Очень продуктивный курс. Грамотно составленные теоретические материалы, ссылки на источники. Планирую продолжить сотрудничество. СПАСИБО.

Спасибо большое за обучение. Буду рекомендовать Вас своим коллегам, а также сама периодически буду пользоваться Вашими курсами повышения квалификации.

Спасибо за организацию курса. Во время обучения, при возникновении вопросов, кураторы терпеливо и доброжелательно консультировали. Материалы для обучения доступные, разнообразные и интересные. Желаю успехов организаторам в дальнейшей работе!

Лично меня дистанционное обучение очень устраивает. В силу своей работы днем решала практические задачи, а вечером — теоретическое обоснование к ним. Очень эффективный метод. Отдельное спасибо преподавателям за то, что активно решали все проблемные вопросы.

За плечами уже имею опыт образования, но что по- настоящему удивило — это подход организаторов учебного процесса. Компетентность и простота в общении, по-моему, это очень приятно при обучении в ФЦПО.

Хочу сказать огромное спасибо за то, что сумели сделать процесс обучения насколько эффективным, настолько и увлекательным. Когда меня спрашивают, что хорошего можно сказать о ФЦПО, я отвечаю: «Там учиться ИНТЕРЕСНО!»

Жена уговорила пойти на дистанционное обучение. С большим скепсисом относился к обучению через интернет, но за период обучения не пожалел, что пошёл учиться дистанционно. Большое СПАСИБО специалистам учебного отдела.

Достойный дистанционный институт. По ценам всё устраивает, база хорошая, коллектив сотрудников быстро решает все вопросы по обучению.

Дистанционное обучение для работающего человека очень удобная форма. Буду и впредь обращаться к Вам. Отдельное спасибо кураторам.

Уже закончила обучение и без проблем нашла работу по специальности. В ФЦПО отличный преподавательский состав на факультете психологии. Цена фиксируется на весь срок обучения.

Прошла курсы переподготовки и очень довольна. Учебу оплатил работодатель, так как уверен в высоком качестве обучения. Сразу получила повышение. Спасибо Вам большое!

Отличная возможность получить новую специальность. Сама успешно учусь в ФЦПО. Качество образование вполне достойное. Сроки обучения максимально сжаты, что очень важно в наше время. Здорово, что есть такие места. Всем советую.

Буду теперь учиться только дистанционно! Не жалко ни денег, ни потраченного времени, которое (о, счастье!) я сама могла планировать! Спасибо большое, я узнала очень много нового. Сложным был первый модуль, но только потому, что для меня такая форма обучения оказалась совершенно непривычной.

В процессе выполнения заданий не было абсолютно никаких сложностей, так как вопросы понятны и чётко сформулированы. И ещё очень приятно, что вы постоянно следите за процессом нашего обучения. Мне хотелось сделать все как можно лучше в том числе и затем, чтобы вы остались довольны своей ученицей.

Спасибо огромное и удачи вам в дальнейшей деятельности!

Проходила обучение по программе профессиональной переподготовки в ФЦПО.

Очень скептически отнеслась к такому обучению, и зря! Обучение прошло гладко, если возникали какие-то вопросы по обучению, то обращалась к куратору.

На мои вопросы всегда отвечала ясно и развернуто, все было понятно. После окончания обучения получила документ в течение двух недель. При устройстве на работу документ приняли. Спасибо, ФЦПО!

В нашей школе сказали пройти курсы повышения квалификации поэтому долго искали что-то подходящее для нас, что бы устраивало по ценам и программе. В итоге выбор пал на ФЦПО. Нас зарегистрировали в системе дистанционного обучения, доступ   выслали в течение трех дней. Обучение прошли успешно. Документы об образовании получили, БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Обязательно ещё воспользуемся услугами ФЦПО.

Оставил заявку на телефонную консультацию на сайте, примерно через час со мной связался специалист приемной комиссии. Проконсультировал меня по программе, которая меня интересовала.

Касаемо самого обучения: доступ в систему дистанционного обучения выслали сразу. Было пару накладочек в процессе обучения, но все решили быстро. Общался со своим куратором по электронной почте, на все вопросы были даны ответы.

Удостоверение получил достаточно быстро, Спасибо.

Проходили дистанционное обучение в ФЦПО. Как и многие скептически отнеслись к данному обучению, думали, что это обман, но на деле все оказалось иначе. После заключения договора и оплаты нам назначили куратора, с которым можно связаться по телефону или по электронному адресу.

Нашей группе выслали доступы (логины и пароли) на наши электронные адреса. После завершения обучения позвонили куратору, уточнили по поводу получения документов, она нам все доступно объяснила. В итоге, как только было готовы документы нашей группы с нами связались, и мы на следующей же день подъехали и забрали их.

Обязательно придем к вам ещё!!! Спасибо!

Источник: https://federal.center/klinicheskaya-meditsinskaya-psihologiya-s-prisvoeniem-kvalifikatsii-klinicheskij-psiholog

Каково быть клиническим психологом?

Автор Татьяна в 25/01/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Хотя специалисты в этой сфере и работают в медицинских учреждениях, клинические психологи не являются докторами и не имеют право назначать лекарства в большинстве штатов США.

Клиническая психология — одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья.

Чем занимаются клинические психологи?

Часто клинические психологи работают в больницах, занимаются частной практикой или преподают. Клиницисты обучаются ряду методов и теоретических подходов.

Некоторые специализируются на лечении определённых психологических расстройств, в то время как другие работают с клиентами, сталкивающимися с широким спектром проблем.

Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств — таких, как шизофрения и депрессия.

Как много зарабатывают клинические психологи?

По данным исследования АПА, в 2001 году средняя зарплата лицензированного клинического психолога составила $72,000. Из опрошенных психологов 65% занимались частной практикой, 19% работали в медицинских учреждениях и 2% работали в сфере услуг.

Считается, что спрос на психологов будет расти быстрее, чем спрос на специалистов других специальностей.

В 2009 году в своём докладе сотрудники CNN сообщили, что средний годовой оклад для опытных клинических психологов составляет $81,100, а верхняя планка в этой области достигает $172,000.

Клиническую психологию назвали одной из лучших сфер; в докладе отмечалось, что для клинических психологов на тот момент существовало почти 60000 рабочих мест, их количество, согласно прогнозам, к 2016 году должно вырасти на 16%.

Требования к кандидату

Работу в этой области можно найти и со степенью магистра, однако большинству психологов для трудоустройства требуется докторская степень в области клинической психологии. Клинические психологи должны иметь отличные коммуникативные навыки. Кроме того, необходимо осуществлять творческий подход к разработке планов лечения и ухода.

Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии?

К преимуществам карьеры в области клинической психологии относится то, что помощь людям в преодолении проблем может оказаться чрезвычайно полезной для самого психолога: различные потребности клиентов позволяют врачам искать творческие решения, самостоятельно определять свою занятость.

Однако, есть и минусы. Страховые компании требуют подробных записей о клиенте, поэтому клиническим психологам приходится выполнять очень много бумажной работы. Для них всегда существует риск выгорания из-за требовательного характера работы: долгие часы они проводят с нервными, нестабильными, нетерпеливыми клиентами.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/kakovo-byt-klinicheskim-psixologom.html

Клинический психолог, медицинский психолог — услуги, консультация, записаться на прием в GMS Clinic — Частная медицинская клиника GMS Clinic (Москва)

Клинический психолог — это специалист, в компетенцию которого входит изучение различных психических симптомов с целью выявления их взаимосвязи с заболеваниями. Работа медицинского психолога направлена на диагностику психического здоровья пациента, проведение широкого ряда коррекционных мероприятий и участие в общем лечебном процессе.

В Клинике психогенных и невротических расстройств GMS Clinic ведут прием клинические психологи, высокая квалификация которых подтверждена на международном уровне, соответствуя всем стандартам.

Клинический психолог работает с пограничными состояниями психики, такими, как неврозы и с психосоматикой, то есть, психологическими проблемами, которые провоцируют развитие соматических расстройств.

Вам требуется помощь медицинского психолога, если наблюдаются:

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • расстройство пищевого поведения (булемия, анорексия);
  • девиантное поведение (не соответствующее общепринятым социальным нормам);
  • психосоматические (в том числе, онкологические) расстройства и заболевания;
  • синдром хронической усталости;
  • тревоги, фобии, панические состояния, нарушения сна;
  • постоянный стресс;
  • расстройства личности;
  • аддитивное (зависимое) поведение и т. д.
  • межличностные и семейные проблемы;
  • детская патопсихология.

Также услуги клинического психолога необходимы при наличии таких проблем, как функциональное бесплодие, вегетососудистая дистония, головная боль невыясненного генеза и другие состояния.

Какие услуги предлагаются

Специалисты нашего Центра оказывают широкий спектр необходимой психологической и психокоррекционной помощи, включая:

  • психологическое консультирование;
  • индивидуальные, групповые и семейные коррекционные занятия;
  • индивидуальная психотерапия с амбулаторными и стационарными больными, страдающими различными психическими расстройствами;
  • постоянное наблюдение и курация.

Комплексный подход к лечению базируется на установлении глубинных связей с основной и второстепенной причиной расстройства. Системный подход дает возможность клиническому психологу как можно лучше понять проблему пациента, выявить причину ее возникновения и предотвратить появление рецидива.

Наши специалисты используют в работе только сертифицированные и апробированные методики лечения, что обеспечивает максимальный результат.

Как проходит консультация клинического психолога

Кабинет клинического психолога оборудован всем необходимым, что позволит вам чувствовать себя на приеме наиболее комфортно и уверенно. На первой консультации специалист сначала выяснит причину обращения. С учетом полученной при проведении психодиагностики информации, он подберет наиболее эффективный в данном случае метод психотерапевтического воздействия.

Основные методы работы клинического психолога

Все специалисты нашей клиники в совершенстве владеют несколькими психотерапевтическими и психокоррекционными методиками, что позволяет подобрать ту схему работы, которая будет наиболее эффективной в данном клиническом случае:

  • эриксоновский гипноз;
  • арт-терапия (лепка, рисование);
  • трансактный анализ;
  • ДПГТ
  • символдрама;
  • гештальт-терапия;
  • РЭПТ;
  • телесно-ориентированная терапия и т. д.

Поскольку мы являемся многопрофильным медицинским центром, в процессе лечения у клинического психолога есть возможность привлекать врачей различной специализации для облегчения состояния и скорейшего выздоровления пациента.

Записаться на прием

Записаться на консультацию к медицинскому психологу вы можете с помощью онлайн-формы или по телефону +7 495 781 5577, +7 800 302 5577.

Обратившись в нашу Клинику, вы научитесь лучше понимать себя и собственные потребности, откажетесь от деструктивных паттернов поведения и избавитесь от навязчивой психосоматики, то есть, проблем, связанных с соматическими расстройствами. Вы получите полную и качественную помощь и поддержку от специалистов клиники.

Источник: http://www.GMSClinic.ru/specialists/clinical-psychologist

Психологическая помощь и клиническая психотерапия

Освоение новых сфер психологической практики подразумевает во многих случаях «вторжение» психолога на «территорию», монополизированную представителями других профессий, и далеко не всегда процесс «разделения труда» в этих областях проходит безболезненно.

Целесообразность и значение участия психолога в психиатрической практике сегодня уже не вызывает сомнений. Основанная в 50-е гг. Б.В.

Зейгарник психологическая служба в психиатрии пользуется заслуженной репутацией одного из важных звеньев психиатрической практики, где психолог, вооруженный методами патопсихологического эксперимента, оказывает врачу-психиатру ценную помощь в решении дифференциально-диагностических задач, вопросов судебно-психиатрической экспертизы и т.п.

Врач-психотерапевт тоже не будет задавать вопрос о пользе психолога.

Более того, он скажет, что помощь психолога ему намного нужнее, чем она требуется в «большой психиатрии», поскольку его интересуют не только дифференциально-диагностические возможности психологии, но, более всего, ее методы изучения личности.

И действительно, здесь перед психологом открыто широкое поле приложения своих профессиональных и творческих возможностей. Используя, например, проективные методики (Роршах, ТАТ, рисуночные методики и т.п.

), психолог оказывается способным сообщить психотерапевту данные о самых утаенных уголках внутреннего мира пациента: скрытых мотивационных тенденциях, неосознаваемых мотивационно-смысловых противоречиях, аффективной значимости тех или иных переживаний, способах психологической защиты и т.п. Причем, эта информация может существенно повлиять или даже определить стратегию и тактику психотерапевтического процесса.

Упомянутые функции психолога в клинической практике сегодня уже можно назвать традиционными. Однако, несмотря на внешнее благополучие, взаимоотношения психологии и психотерапии не являются такими уж простыми и ясными.

Как ни парадоксально, на протяжении всей истории развития советской психологии и психотерапии, эти дисциплины, по существу, не соприкасались друг с другом. В итоге приходится признать чрезвычайно скромным вклад психологии в развитие отечественной психотерапии, что, впрочем, справедливо и наоборот[1].

Одна из причин такого положения дел коренится в своеобразной «психоанализофобии», возникшей в 30-е гг.

как у психологов, так и у психотерапевтов, выражавшейся в избегании вопросов, поднятых психоаналитической практикой и теорией (проблема бессознательного, механизмы психологической защиты, феномены переноса и сопротивления в лечении, роль неосознаваемых внутриличностных конфликтов в патогенезе различных психических заболеваний и Т.д. психических заболеваний и т.д.)[2].

По словам В.Е. Рожнова, «за эту философскую ошибку (т.е. неправомерное отождествление психоаналитического метода познания с реальным предметом познания. — Авт.) советская психология уплатила дорогой ценой: в течение долгих десятилетий она практически закрывала глаза и исключала из поля своего внимания то, что в реальной душевной жизни человека занимает одно из важнейших мест.

От такого неверного методологического подхода страдала в первую очередь психотерапия, поскольку она является наукой, во многом базирующейся на данных психологии»[3]. Многие годы теоретический вакуум психологических основ психотерапии восполнялся теорией условных рефлексов, с одной стороны, и опорой на «здравый смысл», «обыденную психологию», с другой.

Следствием этого явилосьвесьма одностороннее развитие отечественной психотерапии в русле директивно-монологической суггестивной и разъяснительной психотерапии, т.е. методов дофрейдовской эпохи. Как известно, положение дел в последние годы существенным образом изменилось и в психологии, и в психотерапии, однакоих многолетняя изолированность друг от друга продолжает сказываться во многих вопросах и по сей день.

Нужна ли помощь психолога в осуществлении собственно психотерапевтической работы? Может ли и имеет ли право психолог заниматься психотерапией «больных» или «здоровых» людей? Сегодня считают, что психолог может принимать участие в психотерапевтическом процессе, но под руководством врача.

Это ограничение имеет веские основания — ведь психолог не имеет должной медицинской подготовки для того, чтобы заниматься лечебной работой, психотерапией, требующей умения провести тонкий синдромологически-нозологический анализ, способности сообразовывать выбор психотерапевтических средств с клиническими показаниями (формой заболевания, особенностями состояния и т.п.

), знания психофармакологии, которые могут потребоваться в лечебном комплексе и многое другое.

Но, может быть, психолог выполняет в психотерапевтическом процессе функции вспомогательного медицинского персонала, восполняя собой временной дефицит врача-психотерапевта? Может быть, психолог в психотерапевтической работе выступает в качестве полу-врача, заместителя психиатра-психотерапевта по второстепенным вопросам? Нередко психиатры-психотерапевты именно так и представляют роль и место психолога в этой сфере деятельности, считая, что помощь психологов была бы намного эффективнее, если бы они научились по-настоящему мыслить клинически (т.е. стали полноценными врачами-психотерапевтами). Но психологи чаще всего упрямо продолжают мыслить не клинически, а психологически. Конечно, если клинический психолог не понимает клинического языка, если он не видит клинической специфики состояния пациента, если он «психологизирует» понимание соматогенных нарушений — едва ли его помощь окажется эффективной и едва ли в таком случае сложится продуктивный союз с врачом-психотерапевтом. Однако то, что психолог умеет мыслить психологически, как мы уже не раз отмечали выше, и является его главным достоинством и преимуществом. Ценность участия психолога в психотерапевтическом процессе и определяется тем, что он не дублирует, а дополняет деятельность врача-психотерапевта своей специфической психологической деятельностью, имеющей свое содержание, свои операционально-технические средства, свои задачи и цели. В отличие от клинической психотерапии ее называют психологической коррекцией, психолого-педагогическим воздействием, психологической помощью, психологическим консультированием, неврачебной психотерапией. Разведение понятий «клиническая психотерапия» и «психологическая помощь» (выберем пока это обозначение из круга родственных названий психологической практики) представляется задачей очень важной, посколькуих смешение ведет к методологической эклектике, неконструктивному соперничеству между психологами и психотерапевтами, затрудняет решение многих теоретических, организационных и практических вопросов.

В зарубежной литературе используются понятия «психотерапия» и «психологическое консультирование», однако употребляются они практически как синонимы.

Иногда «психотерапию» отличают от «психологического консультирования» по критерию интенсивности и долгосрочности: психотерапия — это более трудоемкий, направленный на произведение более глубоких личностных изменений процесс, чем психологическое консультирование. Американский психолог Дж.

Кори определяет психологическое консультирование как «процесс, посредством которого людям предоставляется возможность исследовать личные затруднения с подготовленным профессионалом»[4].

Но разве врачи-психотерапевты не являются профессионально подготовленными специалистами, которые тоже исследуют личные затруднения своих пациентов? Нередко в качестве критерия, позволяющего дифференцировать психотерапию и психологическое консультирование, называют сферу приложения (с кем проводится работа): со здоровыми — психологическое консультирование, с больными — психотерапия. Но из этого следует очевидный вывод организационного порядка: для эффективной работы со здоровыми людьми, испытывающими психологические трудности, требуются не психиатры-психотерапевты, а специально подготовленные психологи. В отношении же психотерапевтической клиники, где работают с одними и теми же пациентами и врачи-психотерапевты и психологи, этот критерий теряет свою силу. Критерий тяжести заболевания также представляется неудовлетворительным. Бесспорно, чем тяжелее состояние пациента, тем в большей степени он нуждается в медицинской помощи. Но из этого не следует делать вывод, что помощь психолога требуется больше в клинике неврозов, чем в лечебно-реабилитационной работе с больными психозами.

Свидетельством тому — многочисленные исследования по данному вопросу Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский и др.).

Некоторую ясность в решении этой проблемы вносят работы отечественных психотерапевтов, в которых отмечается, что не всякая психотерапия есть клиническая психотерапия (В.Е. Рожнов, М.Е. Бурно).

Клиническая психотерапия противопоставляется основным школам зарубежной психотерапии тем, что она опирается на фундамент классической клинической психиатрии (Э. Крепелин, С.С. Корсаков, E. Блейлер, Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин и др.) и теоретические основы общей медицины (И.В. Давыдовский, Г. Селье и др.

), реализует принципы «истинного врачевания». Характерными же чертами западной психотерапии являются отрыв от клиники, опора в лечении на умозрительно-спекулятивные построения, догматическое обобщение отдельных клинических фактов, нивелирование различий между нормой и патологией[5].

Но и не все школы отечественной психотерапии, согласно В.Е. Рожнову и М.Е. Бурно, можно отнести к клинической психотерапии: «Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева, как и каузально-аналитическая терапия А.М.

Свядоща, не являются в полной мере клиническими приемами, так как недостаточно опираются на тонкое проникновение именно в клинические нюансы»[6], т.е.

представляют собой в большей степени психологически-ориентированную психотерапию, чем клиническую психотерапию.

Вернемся теперь к вопросу о том, как соотносятся между собой клиническая психотерапия и психологическая помощь. Обе эти деятельности носят комплиментарный характер по отношению друг к другу. И врач-психотерапевт, и психолог имеют дело с личностью, но видят они ее по-разному.

Как уже отмечалось выше, для врача-психотерапевта клинические особенности пациента — фигура, особенности его личности — фон. Для психолога — прямо противоположная картина[7].

Таким образом, разница не в «объекте», а в предмете исследования и психотехнического воздействия (взаимодействия), не столько в феноменологии, сколько в способе ее понимания и объяснения.

Использование комплексного подхода к проблемам пациента, включающего в себя как клиническую психотерапию, так и личностно-ориентированную психологическую помощь, в рамках единого психотерапевтического реабилитационного процесса, и может послужить залогом эффективности и гуманистичности этого процесса.

Источник: https://megalektsii.ru/s23277t10.html

Ссылка на основную публикацию