Научная теория — психология

Теоретическая психология

Научная теория - психология

Теоретическая психология является мета разделом психологии, который выделяется из состава других психологических наук тем, что противопоставляется практическим психологическим наукам, таким как: психотерапия, инженерная психология, психотехника и так далее.

Она занимается изучением человеческой психики – ее свойств, функций и закономерностей, а также изучает психологию человека – его убеждения, поведение, черты характера, личностные особенности и все то, что на них влияет.

Теоретическая психология – это, в сущности, научная психология, общая психология и академическая психология. Поэтому, научную психологию или даже в целом психологию, как таковую, и психологию теоретическую, можно считать синонимами.

Хотя теоретическая психология заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль знания. Но вместе с тем она должна быть тесно связанна с практической психологией. Все-таки, в большинстве случаев любые исследования, и не только в психологии, начинаются с теорий, а точнее, с допущения чего-либо.

К тому же, психологической науке необходима саморефлексия [самоотражение, самовосприятие, самоосмысление], для изучения многочисленных психологических теорий и концепций. Ну что же, давайте посмотрим, какую пользу мы можем извлечь из теоретической психологии.

Так вот, теоретическая психология изучает различные психологические закономерности, коих довольно-таки много, а также вырабатывает практические рекомендации общего плана для прикладных специалистов, занимающихся решением различных проблем и задач прямо или косвенно связанных с психологией. Ключевое слово здесь – теория. Именно вокруг теории все крутится.

А теории могут быть разные, как с точки зрения их правильности и точности, так и с точки зрения их уместности. Иногда, одна теория верна в той или иной ситуации, иногда другая.

Это хорошо понимаешь, когда долгое время работаешь с людьми и понимаешь, что работать с ними по учебнику невозможно, всегда требуется особый подход к решению одних и тех же проблем, которые возникают у разных людей в разных ситуациях. Вообще, когда в психологии речь заходит о теориях, то обычно можно услышать такую фразу: “сколько психологов — столько теорий”.

Что в общем-то, верно. Я бы только добавил к этому, что психологи должны быть людьми думающими, мыслящими, они должны быть исследователями в своей области, ищущими какие-то свои пути в психологии, для понимания, объяснения и донесения до других людей важных истин. Только в таком случае они могут стать авторами какой-то значимой для этой науки теории.

В остальных случаях, психологи, как и многие люди других профессий, являются носителями чужих теорий, которые, в случае их незначительных изменений, совсем необязательно станут их собственными теориями, если только эти изменения не окажутся весьма существенными.

Другими словами, теорий в психологии много, потому что опыт у разных психологов разный, и потому что человеческая психика сложна в понимании, ее нельзя описать несколькими формулами и объяснить несколькими универсальными законами.

Поэтому в теоретической психологии, как в философии, всегда будет место новым теориям, концепциям, направлениям, которые можно развивать, но не всегда есть возможность проверить их на практике. В конце концов, наш пытливый ум всегда ищет то, чего нет и чего мы пока еще не знаем. А тот факт, что в психологии еще очень много тайн, которые человечеству предстоит раскрыть, не вызывает никаких сомнений. Поэтому теоретическая психология помогает нам, по сути, познать самих себя, причем как изнутри, так и извне.

Если говорить о психологии по умолчанию, под которой многие психологи подразумевают именно теоретическую психологию, то она определенно не сводится исключительно к теории, поскольку в ней немало внимания уделяется практике, которая позволяет проверить или развеять некоторые старые теоретические знания и в то же время порождает новые теории, благодаря полученным результатам. Так что размышлять нам всегда будет над чем. Но тем не менее, современная академическая психология, которую преподают студентам-психологам и о методах которой можно узнать из учебников, в основном является теоретической. Что, впрочем, не мешает дополнить эти знания знаниями из области практической психологии, чтобы самостоятельно синтезировать теорию с практикой и прийти к определенным полезным умозаключениям. Для меня психология никогда не сводилась и не сводится в большей степени к теории или практике, я любое направление в психологии и не только в психологии, но во всех остальных науках и даже вненаучные формы знания, считаю полезным с практической точки зрения, так как любые достоверные знания всегда имеют широкое применение, если его найти. Знания, информация – это ценность сама по себе, а уж как человек этой ценностью распорядится, зависит от его фантазии и возможностей. Да и ситуации в жизни могут быть самые разные, поэтому никогда не знаешь, какие твои знания могут оказаться для тебя полезными в жизни.

Есть ли польза от теоретической психологии? Естественно, есть. Как и от любых других теоретических знаний. Вообще, многое из того, что мы с вами знаем – это в основном теория, не подтвержденная нашими собственными практическими действиями и жизненным опытом. А некоторые знания, которыми мы руководствуемся по жизни, вообще ни чьей практикой и ни чьим опытом не подтверждены.

Скажем, никто из нас точно не знает – есть ли жизнь после смерти или нет, и что вообще ждет человека после того, как он умрет. Но при этом, огромное количество людей верят в жизнь после смерти, верят в существование ада и рая, или верят в перерождение, в реинкарнацию. А другие, наоборот, верят в то, что никакой такой жизни после смерти нет.

Другими словами – никто точно не знает, что ждет человека после смерти, но при этом разные люди верят в разные теории и эта их вера, эти их неподтвержденные ни кем знания об их будущем, сильно сказываются на их текущей жизни, на их поведении.

Одни стараются не грешить, а другие стараются взять от жизни, как можно больше, любыми возможными способами, невзирая ни на какие преграды, как внутренние, так и внешние. Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что одни люди правы, а другие нет? Конечно, нет. Но мнение по этому поводу у нас может быть, вопрос только в том, насколько сильно мы верим в его правильность.

Поэтому теория очень важна для нашей жизни, особенно такая теория, которая сильно влияет на наше поведение и наше внутреннее состояние. С помощью теоретических знаний можно управлять, как собой, так и другими людьми, и теоретическая психология создает такие знания.

Она создает такие знания, в которые мы верим, не имея возможности их проверить, а некоторые из них мы вполне успешно применяем на практике, подтверждая таким образом их истинность. Также и практические результаты мы описываем с помощью теоретической психологии, а затем опять создаем новые концепции, новые теории, новые знания, благодаря своей фантазии.

Так что диапазон работы у практической психологии довольно-таки большой. Главное для нас – не ограничивать себя ни какими рамками, не научными, ни какими-либо другими. Тогда мы сможем выдвигать самые необычные теории и искать подтверждение им, тем самым открывая, познавая, исследуя и в конечном счете изменяя и совершенствуя наш мир.

Лично мне очень нравится теоретическая психология, а вернее, нравится размышлять о различных закономерностях человеческого поведения, человеческих убеждений, человеческих мечтаний и делать из этого далеко идущие выводы.

Мне нравится мечтать и фантазировать, потому что я считаю, что чем больше мы будем выходить за пределы допустимого и известного, тем дальше сможем продвинуться в своих делах, в том числе и таких делах, которые никак не связаны с психологией.

Скажем, можно создать успешный бизнес, опираясь на какую-нибудь необычную, но по-своему гениальную идею, которая еще никем не была опробована на практике и поэтому неизвестно, какой окажется реакция людей на нее. Это, конечно риск, но он может привести к большому успеху.

Сегодня такое время, когда креативное мышление особенно ценится, хоть и не всеми и не везде. А креативность в свою очередь, берет свое начало из теоретических размышлений, которые позволяют нам заглянуть за пределы известного.

И что особенно важно, отталкиваясь от известных нам закономерностей, с помощью теоретических размышлений можно создавать новые теории и новые знания, допускать наличие новых возможностей и совершать новые открытия.

Для меня это особенно важно, потому что я не ученый и у меня нет возможности проводить полноценные научные эксперименты, тогда как тяга к новым знаниям у меня огромная, и чтобы утолить свое любопытство и по возможности сделать какие-то свои собственные открытия, пусть даже они уже кем-то сделаны, а я о них просто не знаю, мне приходится изучать научные статьи и опираться на чужие открытия в той или иной области. Это непростая, но очень интересная работа.

Читайте также:  Смысловой барьер - психология

Работать с информацией и создавать на ее основе новую информацию, которая была бы не просто чьей-то фантазией, а опиралась бы на проверенные научные данные и имела бы высокую вероятность достоверности, это действительно интересно и в некоторых случаях очень полезно.

Тут вам и творческое мышление задействуется, и аналитическое, и логическое, в общем, мозг напрягается очень сильно и результатом его труда может стать что-нибудь очень важное и новое, что внесет в психологию существенный вклад, а возможно и мир изменит.

Человек ведь пока еще является загадкой для самого себя, так как он не в силах управлять собой, не в силах совладать со своей природой и полностью подчинить ее своему разуму. А это говорит о том, что мы пока еще очень мало о себе знаем.

А представьте, что будет, когда мы узнаем себя лучше, когда научимся еще эффективнее контролировать себя, абстрагировавшись от своей животной сущности, мешающей нам поступать мудро, руководствуясь не своими примитивными желаниями, а здравым смыслом. Человек качественно изменится, он эволюционирует и перейдет на новую ступень развития.

И это позволит ему создать новую цивилизацию, которая быть может станет для него раем на земле и откроет перед ним новые, еще более грандиозные возможности. Ради таких перспектив имеет смысл погружаться в глубокие раздумья, размышляя о психологии человека.

Вообще, если задуматься, то вся наша картина мира, которая находится у нас в голове, вся наша жизнь – это множество теорий, которые в совокупности описывают известный нам мир.

Для нас внешний мир является в большей степени виртуальным миром, потому что он формируется у нас в голове, он не что иное, как наше представление о мире, наше теоретическое представление о нем, даже если часть этой теории основана на нашем или чужом жизненном опыте.

Ведь любое реальное событие, свидетелями которого мы являлись, воспринимается разными людьми по-разному, а следовательно, оно по-разному запечатлеется в памяти разных людей. Кто-то, например, вы, помнит одно, кто-то другое, а кто-то третье, в зависимости от отношения человека к тому или иному событию.

Наш жизненный опыт – это теория, основанная на нашем отношении к тем событиям, из которых этот опыт состоит. А опыт у каждого человека свой, кто-то в одной ситуации добился одного результата, а кто-то, в точно такой же ситуации, другого.

Соответственно мнение об этой ситуации и разных людей будет разным, и они отразят его в своих высказываниях, в своем мнении, в своем описании жизни.

И нельзя будет сказать, что один человек прав, а другой нет, ибо каждый прав по-своему, но опыт у них будет разный, а следовательно, разными окажутся и те знания, которыми они поделятся с другими людьми – для которых эти знания будут теоретическими.

И совсем необязательно, что эти теоретические знания позволят вам повторить опыт других людей, то есть, что вы сможете использовать их на практике. Ведь в точности повторить чужой опыт непросто, согласитесь, особенно в тех ситуациях, когда речь идет об очень сложной деятельности, на которую оказывает воздействие масса различных факторов. Но в теории мы можем знать, что те или иные вещи возможны, а значит имеет смысл к ним стремиться. Например, мы знаем, что в теории психоанализ способен помочь людям справиться с огромным количеством проблем, но ведь чтобы такую помощь оказать, каждому конкретному человеку, психолог должен грамотно проделать необходимую работу, что далеко не всегда удается сделать, даже очень хорошим специалистам. Но ведь неудача в этой работе не обесценивает данную теорию, верно? Нужно просто стараться работать как можно лучше, чтобы добиться успеха в каждом отдельно взятом случае.

Подводя итог всему сказанному, а вернее, написанному, хочу заметить, что теоретическая психология способна очень продуктивно работать с различными психологическими знаниями. Ведь любые знания необходимо обдумывать, анализировать, оценивать, необходимо теоретически осмыслять каждый представленный ими факт, чтобы понимать его природу.

Тогда эти знания будут нам понятны, и мы сможем ими эффективно пользоваться. Естественно, любую теорию необходимо время от времени проверять практикой, насколько это возможно, чтобы от нее была реальная польза. Но даже сами по себе теоретические построения, позволяющие заглянуть за рамки известного – это чрезвычайно полезный вид работы.

Теоретические рассуждения позволяют прийти к отличным идеям, которые могут быть смелыми, дерзкими, даже наглыми и потому прорывными, с которых, как правило, начинается все новое в нашей жизни, что делает ее лучше. Так что заниматься теоретической психологией не менее полезно, чем практической. А уж про интерес и говорить нечего.

Ведь с помощью теории можно вообразить много всего необычного, а затем искать подтверждение своим домыслам и догадкам, чтобы найти истину или узнать о том, где ее нет.

Источник: https://psichel.ru/teoreticheskaya-psihologiya/

Понятие теории в психологии

Понятие теории в психологии

Теория — внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу, «теории — это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.

Каждая теория включает в себя следующие компоненты:

 — исходную эмпирическую основу;

 — множество допущений (постулатов, гипотез);

 — логику — правила логического вывода;

 — теоретические утверждения, которые и есть основное теоретическое знание.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже).

Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки.

Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов — генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборкой.

Основными правилами формирования выборки являются:

1) содержательный критерий (критерий операциональной валидности), в соответствии с которым подбор испытуемых определяется предметом и гипотезой исследования;

2) критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности), по которому испытуемые должны быть уравнены по другим (в отличие от независимой переменной) характеристикам;

3) критерий репрезентативности (критерий внешней валидности), определяющий соответствие испытуемых той части популяции, на которую потом будут переносится результаты исследования.

Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, «это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений».

Основная задача всякой науки, в том числе и психологической — вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений.
Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е.

принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются:

1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание;

2) предсказание их возникновения;

3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением.

Особенностями психологический теории являются — объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.

Имплицитная и эксплицитная концепции

В определенном смысле слова все люди являются исследователями, и как истинные исследователи стремятся к конструированию своей системы представлений о части реальности, к созданию своей теории. Такая концепция носит название обыденной или имплицитной.

По сравнению с ней научную теорию называют эксплицитной. Научную теорию отличает от имплицитной то, что ее можно эксплицировать, проверить, сделать явной. Имплицитные теории считаются не явными, не артикулированными, не проверенными в эксперименте.

Понятие «имплицитная теория личности» было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения бессознательной иерархической системы представлений о психической организации других людей. Ее содержание составляют представления о качествах личности.

В изучении имплицитных теорий личности выделяются два основных подхода — традиционный и альтернативный (психосемантический). Традиционное направление представлен работами Дж. Брунера и Р. Тагиури, а также психологию «здравого смысла» Л. Росса, теорию каузальной атрибуции Г. Келли, Д. Шейдер и др.

Альтернативный подход, названный таким образом его родоначальником Дж. Келли, возник в русле теории личностных конструктов и был развит психосемантическим направлением (П. Вернон, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.).

Представители последнего подхода, кроме выделения содержательных компонентов имплицитной теории личности, проводят факторный анализ, который позволяет оценить и объединить качества и связи между отдельными компонентами в личностное семантическое пространство.

Читайте также:  Жизненная энергия: поддержать и увеличить - психология

Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или, строже, — экспериментальным путем. Критериями эксплицитной теории являются широта охвата проблем, экономность и релевантность по отношению к эмпирическому исследованию. Рассмотрим наиболее известные эксплицитные теории личности.

Источник: http://biofile.ru/psy/1705.html

Теории в психологии (стр. 1 из 5)

Реферат

Теории в психологии

Посредством выявления категориального строя историзм психологического анализа дает историку психологии возможность перейти на позиции разработчика теоретической психологии.

Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытости категориального строя, исследователи получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии.

Подобным образом могут быть построены новые диады: базисная категория – метапсихологическая категория. Так, например, к четырем базисным категориям, впервые введенным М.Г. Ярошевским при характеристике категориального строя психологии, присоединяются еще две – «переживание» и «субъект» [5].

Метапсихологическое развитие этих категорий (на основе других, базисных) может быть найдено, соответственно, в таких категориях, как «чувство» и «Я».

Итак, в данный момент разработки проблем теоретической психологии может быть отменена возможность восходящего движения конкретизации базисных психологических категорий в направлении метапсихологических категорий различной степени обобщенности и конкретности. Вырисовывается ряд соответствий между базисными и метапсихологическими категориями:

образ → сознание

мотив → ценность

переживание → чувство

действие → деятельность

взаимоотношения (интеракция, взаи­модействие)[1] → общение

субъект → Я

ситуация → предметность.

Определяемое ниже соотношение базисных и метапсихологических категорий может быть осмыслено следующим образом: в каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотношение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней «системное качество»).

В то время как в каждой из базисных категорий любая другая базисная категория существует скрыто, «свернуто», каждая метапсихологическая категория представляет собой «развертку» этих латентных образований. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую.

Если же попытаться метафорически выразить взаимоотношения между базисными и метапсихологическими категориями, то будет уместно вспомнить о голограмме: часть голограммы (базисная категория) заключает в себе целое (метапсихологическая категория).

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любой фрагмент такой «голограммы» под определенным углом зрения.

В логическом отношении каждая метапсихологическая категория определяется через слитную субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория (один из примеров: «образ» как базисная категория в метапсихологической категории «сознание»), а в качестве предиката выступает соотношение этой базисной категории с другими базисными категориями – «мотивом», «действием», «отношением» («взаимоотношениями», «интеракцией»), «переживанием».

Так, метапсихологическая категория «сознание» рассматривается как развитие базисной психологической катего­рии «образ», а, например, базисная категория «действие» обретает конкретную форму в метапсихологической категории «деятельность» и т.п.

Базисную категорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологической категории будем называть «категориальным ядром», а категории, посредством которых данная ядерная категория превращается в метапсихологическую, обозначим как «оформляющие» («конкретизирующие»).

Формальное соотношение между базисными и метапсихологическими категориями изображено на рисунке.

Из приведенного рисунка видно, что в соответствии с принципом открытости категориальной системы теоретической психологии ряд базисных психологических категорий, как и ряд метапсихологических, открыт.

Это объясняется тем, что некоторые категории рождаются только сегодня (к примеру соотношение «ситуация» → «предметность»); как и все, возникающие «здесь и теперь», они оказываются пока отчасти за пределами актуальной саморефлексии науки.

Предлагаемый способ восхождения к метапсихологическим категориям с опорой на категории базисного уровня далее кратко иллюстрируется на примере их соотнесения.

Образ → сознание. Действительно ли «сознание» является метапсихологическим эквивалентом базисной категории «образ»? В литературе последнего времени высказываются мнения, исключающие подобную версию. Утверждается, что сознание не есть, как полагал, например, А.Н. Леонтьев, «в своей непосредственности…

открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния», и не есть «отношение к действительности», а есть «отношение в самой действительности», «совокупность отношений в системе других отношений», оно «не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства» [2].

Другими словами, сознание якобы не есть образ – акцент переносится на категорию «отношение». Подобный взгляд, как нам думается, вытекает из ограниченного представления о категории «образ». Упущена связь между понятием «образ» и имеющим многовековую традицию в истории философской и психологической мысли понятием «идея».

Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее преодолевается оппозиция субъективного и объективного (вполне резонно полагать, что «идеи творят мир»).

Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны действенности (а значит, «мотивов», «взаимоотношений», «переживаний» субъекта), мы определяем его как «сознание».

Итак, «сознание» есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект. Итак, логическим ядром определения категории «сознание» здесь является базисная категория «образ», а оформляющими категориями – «действие», «мотив», «взаимоотношения», «переживание», «субъект».

Мотив → ценность. Проверка на прочность идеи восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метапсихологическим) категориям может быть проведена также на примере развития категории «мотив».

В этом случае возникает сложный вопрос о том, какая метапсихологическая категория должна быть поставлена в соответствие этой базисной категории: «значимость» (Н.Ф. Добрынин), «ценностность» (Н.И. Непомнящая), «смысловое образование», «ценностные ориентации».

Однако при всей несомненности того, что все эти понятия находятся в перекличке друг с другом и при этом соотносятся с категорией «мотив», они не могут – по разным причинам – считаться метапсихологическим эквивалентом последней. Одно из решений этой проблемы – привлечение категории «ценность».

Спрашивая, каковы ценности этого человека, мы задаемся вопросом о сокровенных мотивах его поведения, но сам по себе мотив еще не есть ценность. Например, можно испытывать влечение к чему-либо или к кому-либо и вместе с тем стыдиться этого чувства.

Являются ли такие побуждения «ценностями»? Да, но только в том смысле, что это – «негативные ценности». Данное словосочета­ние должно быть признано производным от исходной – «позитивной» – интерпретации категории «ценность» (говорят о «материальных и духовных, предметных и экзистенциальных, познавательных и нравственных ценностях» и т.д. и т.п.).

Таким образом, ценность – это не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании субъекта как определяющая характеристика его существования в мире.

Мы сталкиваемся с подобным пониманием ценности как в обыденном, так и в научном сознании («ценность» в обычном словоупотреблении означает явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении; в философском плане подчеркивается нормативно-оценочный характер «ценности»).

Ценностно то, что человек, по словам Г. Гегеля, признает своим.

Однако прежде чем мотив выступит перед индивидом как ценность, должна быть произведена оценка, а порой и переоценка той роли, которую мотив играет, или может играть в процессах самоосуществления индивида.

Иначе говоря, для того чтобы мотив был включен субъектом в образ себя и выступил, таким образом, как ценность, субъект должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение).

Результатом этого действия является не только образ мотива, но и переживание данного мотива субъектом в качестве важной и неотъемлемой части его самого. Вместе с тем ценность есть то, что в глазах данного субъекта ценимо и другими людьми, т.е.

обладает для них побудительной силой. Посредством ценностей субъект персонализируется (обретает свою идеальную представленность и продолженность в общении).

Мотивы-ценности, являясь сокровенными, активно раскрываются в общении, служа тому, чтобы «приоткрыть» общающихся друг другу.

Таким образом, категория «ценность» неотделима от базисной категории «взаимоотношения» («интеракция»), рассматриваемой не только во внешнем, но и во внутреннем плане.

Итак, ценность – это мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается субъектом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «самопредъявления» (персонализации) субъекта в общении.

Переживание → чувство. Категория «переживание» (в широком смысле слова) может рассматриваться как ядерная в построении метапсихологической категории «чувство». С.Л. Рубинштейн различал первичное и специфическое «переживание» [3].

В первом значении (его мы рассматриваем как определяющее для установления одной из базисных психологических категорий) переживание рассматривается как сущностная характеристика психики, качество принадлежности индивиду того, что составляет внутреннее содержание его жизни; С.Л.

Читайте также:  Активность лидера - психология

Рубинштейн, говоря о первичности такого переживания, отличал его от переживаний «в специфическом, подчеркнутом смысле слова»; последние имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности. Такие переживания, на наш взгляд, и составляют то, что может быть названо чувством.

Специальный анализ текстов С.Л. Рубинштейна мог бы показать, что путь становления событийного переживания («чувства») есть путь опосредствования: образующее его первичное пе­реживание выступает при этом в его обусловленности со стороны «образа», «мотива», «действия», «отношений» субъекта.

Рассматривая, таким образом, «переживание» (в широком смысле слова) как базисную категорию психологии, категорию «чувство» – в логике восхождения – можно рассматривать как метапсихологическую категорию.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203638/teorii-v-psikhologii

Научная теория, её сущность, структура и функции. Виды теорий

Научная теория, её сущность, структура и функции. Виды теорий

В психологии используются в целом те же формы научного познания, что и в других науках˸ понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории. Каждая из них представляет собой относительно самостоятельный способ отражения субъектом объекта, способ фиксации знания, сложившийся в ходе развития общечеловеческой духовной деятельности.

Среди всех форм познания самой высшей, наиболее совершенной и сложноустроенной в методологии науки признаётся теория.

Действительно, в случае если понятия или умозаключения, проблемы или гипотезы нередко формулируются в одном предложении, то для выражения теории необходима взаимосвязанная, упорядоченная система высказываний.

Для изложения и обоснования теорий нередко пишутся целые тома˸ например, теорию всемирного тяготения Ньютон обосновал в объёмном труде ʼʼʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ (1687), на написание которого он потратил более 20-ти лет; З.

Фрейд изложил теорию психоанализа не в одной, а уже во множестве работ, причём на протяжении последних 40 лет жизни он постоянно вносил в неё изменения и уточнения, стараясь приспособить к меняющимся социальным условиям, ассимилировать новые факты из области психотерапии, отразить критику оппонентов.

Однако это не означает, что теории сверхсложны, а потому недоступны пониманию ʼʼчеловека с улицыʼʼ. Во-первых, любую теорию можно изложить в сжатом, несколько схематизированном варианте, убрав второстепенное, малозначащее, вынеся за скобки обосновывающую аргументацию и подтверждающие факты.

Во вторую очередь, обычные люди (т.е.

не являющиеся профессиональными учёными) ещё со школьной скамьи осваивают многие теории вместе с имплицитно присущей им логикой, а потому в зрелом возрасте нередко строят собственные теории, основанные на обобщении и анализе повседневного опыта, отличающиеся от научных степенью сложности, отсутствием математизации и формализации, недостаточной обоснованностью, меньшей системной и логической стройностью, в частности, нечувствительностью к противоречиям. Таким образом, научная теория – это несколько уточнённый и усложнённый вариант повседневных теорий.

Теории выступают методологическим единицами, своего рода ʼʼклеточкамиʼʼ, научного знания˸ в них представлены все уровни научного познания вместе с методологическими процедурами по получению и обоснованию знания.

Научная теория включает, объединяет в себе все другие формы научного познания˸ её основной ʼʼстроительный материалʼʼ — понятия, они связываются между собой суждениями, из них по правилам логики делаются умозаключения; в базе любой теории лежит одна или несколько гипотез (идей), которые являются ответом на значимую проблему (или комплекс проблем). Если бы конкретная наука состояла только из одной теории, то она, тем не менее, обладала бы всеми основными свойствами науки. Например, геометрия долгие века отождествлялась с теорией Евклида и считалась при этом ʼʼобразцовойʼʼ наукой в смысле точности и строгости. Одним словом, теория – это наука в миниатюре[241]. Поэтому если мы поймём, как устроена теория, какие функции она выполняет, то мы постигнем внутреннее устройство и ʼʼмеханизмы работыʼʼ научного знания в целом.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/211284_nauchnaya_teoriya_ee_suschnost_struktura_i_funkcii_vidy_teoriy

Шпаргалки по экспериментальной психологии — Научная проблема и гипотеза

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Научная проблема и гипотеза

Page 8 of 31

Научная проблема.

Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированой, т.е. сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире – одно из главных появлений таланта исследователя. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

  • Выявление нехватки в научном знании о реальности;
  • описание проблемы на уровне обыденного языка;
  • формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую.

Например, при­чины агрессивности поведения людей можно искать не в психоло­гических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики.

Можно окунуться в астрологи­ческое знание и попытаться сформулировать проблему в иных тер­минах — влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипоте­зу исследования.

Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и фи­лософскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» —объек­тивно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практичес­кий или теоретический интерес.

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и «псевдопроб­лемы», которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание «веч­ного двигателя» и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

Научная гипотеза.

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипо­тезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспе­риментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в каче­стве основных частей.

Теоретические гипотезы выдвигаются для уст­ранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и явля­ются инструментом совершенствованиятеоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Файерабенд.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Вторые – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования.

Такие предположения называются экспериментальными гипотезами, которые не обязательно должны основываться на теории.

Выделяют 3 типа гипотез по их происхождению:

· Гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;

· научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;

· эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.

Основная особенность любых экспериментальных гипотез в том, что они операционализируемы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры.

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Проверка гипотез типа А – попытка установить истину: «А был ли мальчик?».

Гипотезы типа Б – о связях между явлениями, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителями. Собственно экспериментальными обычно считают гипотезы типа В – о причинно-следственных связях.

В экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

— третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте.

—экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине — предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение.

—экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях — точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой.

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными.

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении не­известного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

Любая научная гипотеза требует перевода на язык ста­тистики. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/112-eksperimentalnaya-psyhologia.html?start=7

Ссылка на основную публикацию