Заботы, озабоченность, беззаботность — психология

Забота или эгоизм? В чем отличие?

Нет ничего более замечательного и прекрасного, чем забота о другом человеке, и не будет преувеличением сказать, что наши действия, направленные на благо другого, выражают собой вершину эволюции человеческого сознания, ведь часто, когда мы говорим о личности, мы автоматически подразумеваем ту или иную степени эгоизма.

Эгоизм — естественное свойство живого организма

Например, животные абсолютно эгоистичны.

И, что бы ни говорили любители домашних питомцев (а в их заблуждениях на этот счет, несомненно, есть искренность), это действительно так, и даже в тех случаях, когда, например, собака защищает своего хозяина, она делает это исключительно из эгоистических соображений, ведь инстинкт толкает ее на автоматическое поведение, а хозяин — вожак или член стаи, которого надо защищать.

А что насчет людей? Будучи биологически животными, осознанно или не очень, но многие люди строят свои жизненные стратегии на тех же принципах.

Что поделать, наш личный мир всегда эгоцентричен, и в основе принципа выживания всегда стоит тот самый животный абсолютный эгоизм, который заставляет нас жить только ради себя.

А говоря точнее, ради одного — психологического благополучия нашего сознания.

Что бы мы ни делали в жизни, какими бы идеями ни руководствовались, но в основе всех наших стремлений лежит наше внутреннее психологическое благополучие, которое каждый из нас стремится воспроизвести и продлить во времени. Возможно кто-то, согласившись с этим скажет, что речь здесь идет о стремлении человека к счастью. И будут не совсем правы, поскольку ситуация с благополучием несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Вся неоднозначность психологического благополучия заключается в том, что в его основе всегда лежит наша личная, субъективная оценка внутренней реальности. Например, некоторые люди утверждают, что они вполне благополучны и счастливы, вовсе не связывая это понятия со счастьем или с какими-либо эмоциями вообще.

С этим ничего не поделать, ведь такова природа нашего сознания, и оно всегда в конечном счете оценивается изнутри. И если кто-то пытается навязать нам свое понимание благополучия или счастья, его оценка всегда останется субъективной.

Но значит ли это, что любое общественно одобряемое деяние, каковым и является забота о другом человеке, всегда основано на эгоизме и поиске благополучия для себя?

Является ли забота о других эгоизмом?

Настаивать на подобном подходе неизменно любят люди, которые откровенно живут для себя, не стесняясь при случае говорить, что в их эгоизме нет ничего дурного, ибо он естественен и присущ любому живому существу на планете.

«В глубине души вы все такие же, как и я» — вот типичное заявление эгоиста, которое он транслирует в общество, будучи совершенно уверенным, что весь мир состоит из людей, подобных ему.

Правы ли они? и если да, то до какой степени? Как нам ответить, например, на такой вот вопрос — есть ли разница между человеком, работающим волонтером в больнице, и  бизнесменом, мерилом благополучия которого давно стали власть и деньги?

Всякий раз, когда мы говорим о разнице, мы говорим о границе, которую проводим между понятиями. Но для того, чтобы эту границу провести, мы должны определить: во-первых, что такое забота, а во-вторых, чем она отличается от эгоизма?

Итак, определение: забота — это действие, направленное на другого и призванное принести этому другому благополучие.

Таково классическое определение термина, и из него следует, что забота — это фактически акт совершенного альтруизма.

Впрочем, не все так просто. Ведь забота о другом может приносить благополучие по-разному, а вернее, в нескольких различных вариантах — тому, о ком заботятся, тому, кто заботится, а в идеальном случае благо от этого действия получают обе стороны. И мы попробуем воспользоваться этим рассуждением, чтобы найти ту границу, которая отгородила бы истинную заботу о других от эгоизма.

Начнем с эгоизма. Из трех перечисленных вариантов второй идеально подходит под определение эгоизм, и, надо сказать, встречается он в нашей жизни куда чаще, чем хотелось бы.

Всем знакома ситуация, когда один близкий человек проявляет «внимание» и «заботу» по отношению к другому, не особо спрашивая последнего — а нужно ли тому такое внимание.

Такое явление часто встречается в семьях, когда родители «заботятся» о детях, исходя из своего собственного понимания этого действия.

Стоит ли говорить о том, что мнения ребенка никто и никогда не спрашивает, всегда считается, что родителям и так понятно, что именно нужно их отпрыску.

Такое положение дел является скорее нормой, чем исключением, а в большинстве, на первый взгляд, вполне благополучных семей, такая «забота» является само собой разумеющейся до такой степени, что заговори вы об этом с родителями, многие даже не поймут, в чем проблема и что вы хотите им сказать.

Но общество начинается с детства и с воспитания, и воспитанные определенным образом люди, став взрослыми, часто начинают вести себя точно так же, как и родители.

Зачем люди заботятся о других

А теперь давайте посмотрим, какими  мотивами могут руководствоваться люди, заботящиеся о других подобным образом.

Та забота о ближнем, которую мы ранее назвали «эгоистичной», может иметь несколько причин. Мы не будем рассматривать причины исключительно материального характера, когда «заботящийся» делает это ради материального вознаграждения, но попробуем посмотреть на это с точки зрения психологии.

Человек, как правило, не осознает истинных причин, по которым он заботится о других подобным образом, он предпочитает думать и демонстрировать окружающим, что в основе его действий лежат самые благие намерения, самые искренние и альтруистичные побуждения.

Такие люди часто любят проявлять заботу демонстративно, и они никогда не упустят случая рассказать об этом своим близким, друзьям, знакомым и обязательно дадут это понять самому объекту заботы.

Конечно, так происходит не всегда. Бывает, что забота не выносится на публичное обозрение, но тогда она обязательно становится предметом гордости и значимости самого заботящегося.

Как нетрудно понять, в обоих случаях забота для человека — это награда в виде одобрения его действий или со стороны общества, или со стороны себя лично. Другими словами, заботящийся получает определенную выгоду, ради которой он старается совершать свои поступки.

В основе такой выгоды чаще всего лежит удовлетворение от социального или личного одобрения «правильных действий» (я живу и действую так, как должно). Копнув немного глубже, мы обнаружим здесь чувство вины (я не таков, каким должен быть), а стремление избавится от чувства вины и толкает человека на действия, которые выглядят «правильно» (искупление вины через заботу).

Помимо чувства вины, есть еще несколько причин, например, стремление ощутить через заботу свою собственную значимость или устранить чувство беспокойства или страха через контроль своего подопечного. 

Итак, можно сделать вывод — в основе односторонней (эгоистичной) заботы лежит стремление решить свои психологические проблемы за счет того человека, о ком заботятся.

Но решается ли проблема на самом деле? Конечно же нет, ведь временное удовлетворение, полученное таким образом, никоим образом не затрагивает источника проблемы.

Помимо этого, ситуация усугубляется еще и тем, что временное решение достигается за счет использования другого человека, которому часто не оставляют даже небольшой возможности такой заботы избежать.

Существует ли бескорыстная забота?

Если в основе стремления заботится о других людях так часто лежит чувство вины, страха или стремление к самоутверждению, то как же насчет альтруизма? Возможно ли такое, чтобы человек заботился о другом абсолютно бескорыстно?

Чаще всего о бескорыстии говорят, когда человек делает что-то, не получая за это материального вознаграждения. Однако, если учесть все то, о чем мы только что вели речь, то приходится признать, что альтруизма просто не существует, ведь если мы делаем что-то для другого даже не за деньги, то обязательно есть другой интерес.

Конечно, между заботой, навязываемой другому, и что по-настоящему необходима человеку, есть огромная разница. Но в чем состоит эта разница, если все действия людей изначально пронизаны эгоизмом?

Такие вопросы всегда происходят от привычки все измерять с точки зрения моральных стереотипов, ведь мы часто исходим из их самоочевидной ценности. Но сами по себе, в отрыве от интересов людей, моральные нормы не имеют ни малейшего смысла.

В чем настоящий смысл заботы о других?

Этот вопрос приобретает совершенно иной контекст, если мы рассмотрим его с позиций психологического благополучия — как заботящегося, так и того, о ком заботятся.

И здесь мы вплотную подходим к варианту, когда забота становится взаимовыгодным обменом, когда оба человека приобретают в результате заботы чувство психологического благополучия.

Например, если человек заботится о другом с любовью, а он или она это искренне принимает, то в результате истинным вознаграждением для обоих будет то же чувство. Или, говоря иначе, ощущение психологического благополучия высокого уровня.

Вне всякого сомнения, кто-то сможет усмотреть в этом взаимный эгоизм и принцип «ты мне, я тебе», однако, скорее всего это будет человек, которому не знакомо чувство любви, а также и проистекающее из него искреннее стремление к помощи, которое можно с полным на то правом назвать бескорыстным. И тот, кому это чувство знакомо, легко поймет, что это не просто взаимовыгодная сделка двух людей по обмену одного на другое, но фактическая отдача друг другу чувства любви, в основе которого не лежит никаких условий и никакого торга.

Только заботу, основанную на любви и сострадании, мы можем назвать истинной.

После того, как мы фактически определили критерий истинной заботы, давайте рассмотрим признаки, по которым можно отличить действия тех, кто привык манипулировать другими людьми под лозунгом заботы и внимания.

Признаки эгоистичной заботы

— Человек, который заботится о другом, делает это демонстративно, неустанно подчеркивая тот факт, что он в той или иной мере приносит себя в жертву.

— Откровенная позиция самопожертвования со стороны заботящегося.

Он демонстративно отказывается от своих интересов в пользу своего подопечного.

Занимает позицию, которую можно охарактеризовать так — «Мои интересы не важны, либо глубоко вторичны, главное — это ты».

Такие люди, снедаемые чувством вины, считают, что любое следование своим собственным интересам — проявление эгоизма, и всячески осуждают такую манеру поведения в других.

Внешне они всегда ведут себя подчеркнуто альтруистично, однако, подобное поведение продиктовано стремлением избавится от чувства вины, а в основе их действий и оценок других людей, лежит ханжеская позиция следования усвоенным ранее социальным стереотипам.

Именно для такого типа людей свойственно фактическое игнорирование истинных интересов их подопечных.

— Человек проявляет свою заботу без учета интересов другой стороны, он почти никогда не интересуется тем, нужна ли такая забота на самом деле.

— Заботящийся манипулирует свои подопечным, пытаясь навязать необходимость своих «услуг». Он постоянно стремится убедить в необходимости своих действий окружающих и, в первую очередь, сам объект своего внимания.

— Насильственная забота. Когда стремления «жертвы заботы» не принимаются во внимание, а процесс заботы продолжается, даже несмотря на протесты и просьбы это прекратить. При этом часто можно услышать слова: «Я лучше знаю, что тебе нужно».

— Отношение к подопечному, как к человеку, неспособному о себе позаботиться, несамостоятельному, зависимому.

При этом часто бывает, что заботящийся стремится взять на себя ответственность за действия или бездействие объекта заботы.

Подобная манипуляция может принести невероятный вред, приучая подопечного к мысли о том, что любые его проблемы и вопросы решаются без его участия. Такая ситуация не редкость в семьях, где по отношению к детям принята позиция гиперопеки.

Таким образом выстраиваются зависимые отношения между родителями и детьми, которые сохраняются потом на протяжении всей жизни. 

Признаки искренней и плодотворной заботы

— Основной признак искренней заботы о другом — внимание к стремлениям подопечного, в этом случае заботящийся в своих действиях всегда следует этим стремлениям, ничего не навязывая от себя лично.

— Внимание к чувствам подопечного. В результате заботы он не должен чувствовать себя человеком второго сорта, ущербным, неспособным брать ответственность за свои действия и свою жизнь.

— Искреннее стремление к реализации потребностей человека, а не своих собственных. Такой заботящийся всегда интересуется тем, что именно нужно его подопечному, и при этом ничего тому не навязывает. Девиз — подопечный всегда лучше меня знает, что именно ему нужно. Даже если он вовсе отказывается от помощи, это ничего не меняет.

— Заботящийся проявляет уважение к чувствам и мнениям подопечного и принимает его как равного себе.

— Заботящийся исходит в своих действиях из настоящего чувства любви и сострадания, а не из имитации этих чувств. Наличие подобной мотивации является необходимой основой истинной заботы, можно сказать, что это главное необходимое условие, отличающее истинную заботу от эгоизма.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/2017/03/18/people-care/

Дух беззаботности или беззаботность духа

В основу определения беззаботности принято включать такие понятия как безразличие, бесстрастность, безучастность, беспечность, небрежность.

Эти понятия носят негативный характер в оценки личности, свидетельствующие о деструктивности духовных начал, превращению человека в быдло.

Читайте также:  Переживание ответственности - психология

Однако, я осмелюсь немного перейти грани общепринятого и выскажусь в несколько ином понимании, с философской точки зрения.

Наша современная жизнь полна всевозможных проблем, решать которые приходится каждому. Свое отношение к той или иной проблеме каждый человек формирует исходя из внутренней стойкости, зрелости и опыта. Грубо говоря опыт, накапливаемый в течение всей жизни, это конкретные решения конкретных проблем, т.е. масса забот, разгребать которые приходится повседневно.

Беззаботность духа, это свобода.

Дух беззаботности, это сила — защитный механизм, который всегда должен работать и не давать сбои.

Если не можешь изменить порядок вещей, измени свое отношения к ним. Именно с этой стороны я предлагаю подойти к обсуждению беззаботности. Всё, что не делается, делается к лучшему. Это значит, что произошедшее не изменить, жизнь не останавливается из-за частностей, вселенная не прекращает своего полёта, поэтому решать проблемы (избавляться от забот) нужно беззаботно.

Не исключаю, что подобная философия может научить людей совершать беззаботно и дурные поступки также легко, как и поступки праведные. Но судить о праведности поступков здесь, на земле, может только суд; в душе — совесть, а «на том свете» — Бог. Поэтому обхожу в этой теме обсуждение вопросов праведности поступков, совершенных беззаботным человеком.

Итак, почему заботы так тяжелы? Их всегда много. Если придать внимание автоматическим действиям, совершаемыми человеком ежеминутно, мы увидим, что наш организм, тело и душа постоянно трудится. Если немного раздвинуть границы внимания, мы увидим вокруг себя миллионы таких же «трудящихся» организмов.

Еще немного внимательности и мы понимаем, что основная масса забот ложится на каждого индивида от себе подобных. Это происходит повсюду — в семье, на работе, в школе, на улице, по телевидению, в интернете.

Люди, имея органы чувств, воспринимают на себя заботы, основное число которых бесполезны и важно научиться их фильтровать и пессимизировать, т.е. относиться к этим вещам беззаботно.

Внимательное отношение (на первых порах) к той информации, которую вы получаете, к тем поручениям, которые вы получаете, к тем проблемам, которые вы намереваетесь решать, позволит фильтровать, предавать малозначительность или вовсе исключать из своей духовной сферы откровенный шлак. Этот шлак не Ваш, он чужой, его навязывают Вашей душе, вашему организму, вашему опыту другими людьми, что бы … тут вариантов масса, но суть опять таки в беззаботности. Люди стремятся избавиться от забот, а самый простой путь — переложить их на плечи ближнего своего. Пример про «белых обезьян» весьма показателен, в той части, что заботы, это те самые обезьяны, т.е. бремя тяготящих забот — фантом. Постепенно эти фантомы наполняют всё окружающее пространство и весь внутренний мир человека и место для свободы уже не остаётся.

И где же мы начинаем искать свободу? Мы придумываем себе занятия, отвлекающие нас на время от этой не_свободы, т.е. мы ищем «темную комнату» в которой нет места для забот. Парадокс в том, что часто эти занятия, типа хобби, превращаются в еще один эшелон забот, еще более отягощающих существование. Это происходит от потери бдительности.

Год назад вы были внимательны и потому беззаботны, но увы, потеряли бдительность и сейчас вы в ловушке фантомов. Что бы все исправить, нужно лишь вновь обратить свое внимание на эти заботы и стать беззаботным.
Работать — исполнять трудовые обязанности просто и легко не обременяя себя лишними (не своими) заботами.

Дружба, любовь и любая иная гармония человеческих отношений надежнее лишь в случае беззаботного отношения друг к другу.

Теперь немного пройдусь катком по упомянутым понятиям выше:

  • безразличие — зачастую очень полезно, без этого фильтра живут рабами чужих забот.
  • бесстрастность — важна в деловых взаимоотношениях, в работе, при обмене мнениями, при выражении точки зрения.
  • безучастность — позволяет избегать массу навязываемых проблем.
  • беспечность — это спокойствие и внимательность.
  • небрежность — это зло, не внимательность, опасность, фантом. В общем, не понял как в словаре небрежность попала в один ряд со всем прочим. В уголовном кодексе дано определение преступной небрежности — форма вины, которая характеризуется тем, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Этим право защищает общество от самого общества (человека от человека), т.е. ограничивает свободу беззаботности, что логично, т.к. основано на здравом смысле.

Безусловно, что беззаботность можно и зло_употребить, об этом я упоминал выше. Злоупотребить можно многое, даже казалось бы самые светлые и чистые поступки, чувства и помыслы могут привести к очень дурным и губительным последствиям, оценивать которые будут «компетентные» власти.

В конечно счете решать как и в чем ограничивать свою свободу беззаботности решать каждому в отдельности. Однако, не будьте рабами фантомов, внимательнее относитесь к тому что вы собираетесь делать, какие заботы принимаете на себя и какие перекладываете на других. Всё зачтётся.

Источник: http://fantasy-portal.ru/blog/amon/20-noyabr-2010/duh-bezzabotnosti-ili-bezzabotnost-duha

Что такое забота? Проявление заботы и внимания :

Что такое забота? Вроде бы мы с детства знакомы с этим словом, но иногда все же бывает довольно трудно дать ему определение.

Не путаем ли мы заботу с оказанием внимания? Под этим термином принято понимать какие-либо действия, целью которых является защита и благополучие каких-либо живых существ, часто беззащитных или слабых. Но круг подопечных может быть истолкован очень широко, размыто.

Бывает даже забота о предметах, которые требуют сложного ухода, например, о компьютерах или автомобилях. Но в этой статье мы сосредоточимся в основном на внимании к живым существам.

Историческое определение

О том, что такое забота, знали еще древние римляне. В латыни есть даже целых два слова, обозначающих эти действия. Это tutio и tueor. Первое из них означает охрану, защиту, попечение. Суть второго сводится к понятиям «присматривать, наблюдать».

В римском праве большее значение придавалось именно «хозяйскому глазу». Дело в том, что в этой античной империи огромное значение имело имущество. Его трактовали очень широко, часто включая в это понятие детей, рабов и семью в целом.

Рачительное отношение к имуществу, в том числе и живому, было чертой не только хорошего хозяина и господина, но и римского гражданина как такового. Еще Цицерон писал о том, что человек, который не заботится о своей маленькой общине, то есть семье, не будет ценить и благо государства.

Поэтому расточитель имущества – «блудный сын» из Евангелия – приравнивался к умалишенному.

Философское определение

Что такое забота с точки зрения мыслителя? В немецкой философии этот термин перешел из разряда этики к категории универсальных. Особенно это характерно для экзистенциализма. Забота в этом философском направлении была впервые рассмотрена Хайдеггером, который признал ее основным чувством человеческого существования.

Люди постоянно пребывают в тревоге и опасении за себя, своих близких, имущество и планы. Поэтому забота является главным модусом и причиной их деятельности, иногда совершенно бессмысленной.

После Хайдеггера об этом этическом понятии стали писать и другие европейские философы данного направления, в частности Сартр и Камю, но придавали ему более практический смысл. Понятие «последней заботы», то есть беспокойства об окончательной цели жизни, характерно и для теологии позднего протестантизма.

Много об этом говорит, в частности, Пауль Тиллих. Именно поэтому забота имеет как бы два определения – позитивное (хлопоты, попечение) и негативое (беспокойство, опасение). Оба они отражены в толковых словарях.

Политическое определение

Современное государство – это не только и не столько аппарат насилия. Оно тоже должно проявлять заботу о людях. Прежде всего это особое внимание к потребностям тех групп населения, которые являются беззащитными и не слишком конкурентоспособными по отношению к другим.

Это дети, старики, люди с инвалидностью, больные, меньшинства, которые могут сделаться жертвами дискриминации. По тому, как общество, окружающие относятся к таким группам, можно судить об уровне их цивилизованности. Недаром во многих странах есть волонтеры, которые навещают больных, детей в приютах, бескорыстно оказывают им помощь.

Особенно это ценно в тех случаях, когда государство не имеет средств или политической воли охватить всех нуждающихся своей опекой.

Внимание и забота

У этого слова много синонимов, каждый из которых отражает какой-то его аспект. Это и уход, и рвение, и внимание, и желание помочь. Все эти термины говорят о готовности человека творить добро, о его отзывчивости и эмпатии к другим.

Внимание к тому, о ком заботятся, свидетельствуют также о любви и уважении к нему.

Недаром писатели и философы неоднократно утверждали, что эти качества помогают человечеству оставаться в единстве и дают нам хоть крохотную, но надежду на существование общества, основанного если не на любви, то хотя бы на взаимоуважении. Но есть между этими синонимами и отличие.

Например, если забота может проявляться инстинктивно, то внимание, как правило, оказывается целенаправленно. Кроме того, забота содержит в себе и негативные мотивы, например, страх. Он зиждется на боязни утратить что-либо сейчас или в будущем.

Забота о потомстве

Это один из основных инстинктов как у человека, так и у животных. Слабые и беззащитные малыши не выжили бы без опеки родителей и старших. Можно сказать, что наличие этого инстинкта является предпосылкой к сохранению рода или вида. Психологи замечают, что такая забота чаще всего свойственна женщинам.

Она идет изнутри, а не извне, и осуществляется в результате сильного желания. Когда речь идет о мужчинах, то они нередко в таких случаях больше говорят о долге и об ответственности. Но, конечно, человеческая забота о потомстве – это не только инстинкт.

Любовь, культурная парадигма и социальные образцы для подражания – все это может быть механизмами проявления попечения о детях.

Забота о родителях

Все мы подвержены старению. Даже очень активные родители, когда приходит старость или одолевают неизбежные болезни, становятся медлительными, им трудно иногда даже самостоятельно передвигаться. Тогда они становятся зависимы от нас. И дело не в деньгах, а в нашем присутствии, добром слове.

Люди, которые шаг за шагом приближаются к смерти, очень нуждаются в нашей любви. И нам приходится принимать на себя опеку над ними, входить в инверсивную роль, самому становиться родителем собственных отца или матери. А быть заботливыми и нежными по отношению к ним нам не всегда удается.

Ведь современное общество – это часто собрание одиноких эгоистов. И нам постоянно некогда, у нас свои тревоги, мы отмахиваемся от престарелых родителей, перенося все на «потом». А этот момент может никогда не настать.

Поэтому по-настоящему заботливая мама не должна забывать о том, чтобы развивать в своих детях сочувствие и желание опекать слабых и помогать им.

Забота о домашних любимцах

Этот вид внимания и любви – чрезвычайно необходимое качество. Ведь ваши домашние любимцы – это все равно что полностью зависимые от вас дети, которые никогда не вырастут.

Собак и кошек надо регулярно расчесывать, правильно и сбалансированно кормить, регулярно водить к ветеринару, не бить, разумеется, а воспитывать.

И самое главное — уделяйте им внимание, разговаривайте с ними, играйте, гуляйте и помните, что вы за них в ответе! Такая забота чаще всего оказывается бескорыстно.

Если в ситуации с уходом за детьми или родителями можно говорить об инстинкте или общественном уважении, то есть о переживаниях о своем будущем или статусе, то, заботясь о собаках и кошках, особенно больных и старых, люди часто не получают ни социальных, ни материальных благ, а наоборот, теряют их. Это значит, что в основе своей забота имеет бескорыстные мотивы.

К чему приводит отсутствие заботы или ее избыток

Нехватка внимания и снижение порога ответственности, особенно по отношению к детям и животным, может обернуться катастрофическими последствиями. Это тезис, который не нуждается ни в каких доказательствах, он очевиден. Мы созерцаем каждый день результаты такого поведения.

Безнадзорные дети и брошенные животные – это только верхушка айсберга. Болезни, смерть, в том числе ранняя, агрессивность, скрытая или явная ненависть к себе подобным — вот главные последствия недостатка внимания к живым существам.

Но если забота проявляется слишком усиленно и не к месту, то это тоже может привести к негативным последствиям. Часто тот, кому уделяется подобное внимание, относится к этому как к должному и перестает думать о самостоятельной жизни. Такой человек может сделаться настоящим домашним тираном.

С другой стороны, слишком заботливая мама, опекающая детей на каждом шагу и не желающая смириться с тем, что они взрослеют, подавляет их волю.

Они либо вырастают бесхребетными и неспособными к принятию самостоятельных решений, либо начинают протестовать в подростковом возрасте, и тогда в доме начинаются самые настоящие семейные войны. Поэтому забота не должна перерастать в унижение ни того, кого опекают, ни того, кто проявляет внимание.

Источник: https://www.syl.ru/article/323759/chto-takoe-zabota-proyavlenie-zabotyi-i-vnimaniya

Многозаботливость

Многозабо́тливость (многопопечительность) – см. суета

Читайте также:  Ревную ребенка к бабушке - психология

«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимет­ся у неё» (Лк.10:41-42).

«Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость…»
cвятитель Феофан Затворник

Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние.
преподобный Паисий Святогорец

«Характеристичная черта греховной жизни, при беспечности о спасении – забота о многом, многопопечительность. Эта многопопечительность у грешника может быть разных видов и оттенков. Пустота ума, забывшего о Едином Боге, Источнике премудрости и ведения, рождает заботу о многознании, суетное разведывание и пытливость.

Пустота воли, лишившейся опоры в Едином, производит многожелание, стремление к многообладанию. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Богообщения, образует жажду многих и разнообразных удовольствий, искание услаждения внутренних и внешних чувств.

Так, грешник находится в непрестанных заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении, в постоянном круговращении, в котором он кружится весь свой век.»
(Конспект по нравственному богословию)

«Многопопечительность – это напрасное расточение времени. Человек забывает о самом главном – о себе самом. Ему постоянно не хватает времени, чтобы наконец задуматься: кто он, зачем он на земле? Он похож на брошенный на зеленое поле бильярдного стола шар, который от невидимых ударов катится, как бы мечется из стороны в сторону.

Человеку даже некогда подумать, зачем и кому все это нужно: эта спешка, этот вечный бег! Такой человек не оставил Богу в своей жизни места, он забыл о смерти, он не видит своих грехов. Метафизические вопросы интересуют его меньше, чем наличие жизни в далеких галактиках.

Ему кажется, что подобными вопросами могут заниматься только бездельники или мечтатели, а у него для таких пустяков времени нет. В этой постоянной суете, в этом водовороте дел он словно прячется от Бога. Смерть настигает его неожиданно. Он похож на бегуна, который внезапно падает, споткнувшись о камень. Умирая, он думает о том, что не окончил своих дел.

Вечная жизнь и духовный мир для такого человека – неприятная, страшная неожиданность.»
Умение умирать или Искусство жить архимандрит Рафаил (Карелин)

«Бывает бездеятельная забота, а бывает беззаботная деятельность, как и наоборот – деятельная беззаботность и озабоченная праздность. Иногда человек ничем не занят, но из-за рассеянности или уныния не может сосредоточиться на молитве.

А бывает, что человек, расточая себя, отдавая себя ближним, при этом накапливает внутренние сокровища. Надо учиться тому, чтобы, деятельно участвуя в жизни мира, не становиться мирскими, обмирщенными.

Надо учиться, отдавая себя ближним, не впадать в многозаботливость и многопопечительность, не развлекаться умом и не лишаться той внутренней сосредоточенности, которая никогда не должна оставлять христианина.

Надо учиться тому, чтобы время, которое мы проводим наедине с собой и с Богом, приносило пользу не только нам, но и нашим ближним. То есть чтобы мы и свой дом строили, и ближним помогали.»

Вы – свет мира игумен Иларион (Алфеев)

Источник: https://azbyka.ru/mnogozabotlivost

Психология девиантного поведения

Поиск Лекций

Атимия — отсутствие или снижение эмоциональных реакций. Беззаботность — 1) отсутствие заботы о чем-нибудь, легкомысленность, без-

думность; 2) свобода от забот.

Беззлобность — добродушие, лишенность зла, злости. Безмятежность — отсутствие тревожности, спокойствие. Безрадостность — отсутствие радостного, безотрадность. Беспечность — беззаботность, легкомысленность.

Беспристрастность — отсутствие к кому пристрастия, справедливость. Бесстрастие — отсутствие страстности, холодное спокойствие. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.

Бестрепетность — бесстрашие, неустрашимость.

Бесчувственность — 1) лишенность чувств, сознания; 2) лишенность чувства сострадания, отзывчивости.

Вчувствование — понимание, вникание во что-нибудь чувством.

Гифедония — ослабление остроты сладострастных ощущений при коитусе (половом акте).

Индифферентность — безразличие, безучастность, равнодушие. Мягкосердечие — душевная мягкость, доброта, отзывчивость. Невозмутимость — полное самообладание, спокойствие.

Резонанс аффективный — способность индивидуума проявлять сочувствие, эмоциональную отзывчивость в отношении окружающих лиц.

Синтонность (синтимия) — форма эмоциональной реактивности, при кото- рой эмоции созвучны, соразмерны и соответствуют реальности.

Синтонность регрессивная — повышенная общительность и откровенность, постоянная готовность излагать свои переживания, даже интимного ха- рактера, всем окружающим без учета ситуации и своего положения в об- ществе.

Сопереживание — сочувствие другому, переживание вместе с ним его душев- ного страдания.

Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несча- стью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Спокойствие — уравновешенное, спокойное состояние духа, отсутствие за- бот, тревог.

Удивление — впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного и непо-

нятного.

Успокоенность — 1) состояние успокоения, умиротворенности; 2) беспечность (у того, кто успокоился на достигнутом).

Эмпатия — способность понимания и сопереживания психологического со- стояния другого человека.

Переживания со склонностью к смене (колебаниям) настроения и противоречивости

Характеристика: основополагающим является неустойчивость эмоцио- нального реагирования или противоречивость эмоций.

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ. ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ

Синонимический ряд:

Эмоциональная лабильность, слабодушие.

Амбивалентность, аффективная инконтиненция, недержание аффекта, паратимия, циклотимия.

Амбивалентность — одномоментное сосуществование по отношению к од- ному и тому же явлению или предмету антагонистических эмоций (сим- патии и антипатии, любви и ненависти и т. п.), является патогномонич- ным симптомом шизофренических расстройств.

Амбитимия — см. Амбивалентность.

Инконтиненция аффективная — недержание аффекта, слабодушие. Недержание аффекта — возникновение непреодолимых аффективных реак-

ций (слезливость, гнев и др.) по незначительным поводам (нередко явля-

ется признаком невротических или органических расстройств). Паратимия — эмоциональное состояние, не соответствующее (часто проти-

воречащее) ситуации (например, смех во время похорон), встречается при

личностных, невротических и шизофренических расстройствах, а также у лиц с умственной отсталостью.

Паргедония — получение полового удовлетворения при неадекватном раз- дражении (например, у мужчин при контакте с предметами женского туа- лета).

Слабодушие — эмоциональная лабильность, недержание аффекта, сопровож- дающееся плаксивостью.

Циклотимия — психическое расстройство, характеризующееся хронической нестабильностью настроения с частыми и многочисленными переходами от легкой депрессии к гипомании.

Наиболее сложным для диагностики эмоциональным феноменом из этой группы считается амбивалентность. Психологи и психиатры до настоящего времени принципиально расходятся в его трактовке.

Учитывая выбранный алгоритм и синонимический подход, примем за данность, что амбивалентно- стью следует признавать лишь психопатологический симптом, являющийся патогномоничным для шизофренического круга расстройств и проявляющий- ся одновременным существованием разнонаправленных чувств или эмоций по отношению к одному и тому же явлению или предмету. Его непатологи- ческим синонимом следует признать термин «двойственность» чувств или эмоций.

Источник: https://poisk-ru.ru/s13699t1.html

Сексуальная озабоченность

Тема секса не так проста, как может показаться на первый взгляд. Здесь сложно разграничить норму и отклонения от нее, что одному кажется естественным, другому видится совершенным извращением.

Так что ненормальным считают только то, что попадает в сферу интересов врача, а все остальное – не более, чем личные предпочтения.

Поэтому говоря о сексуальной озабоченности, нужно понимать, что это патология, а не просто повышенное половое влечение.

Признаки сексуальной озабоченности

Девушки нередко разбрасываются словами, называя своих партнеров сексуально озабоченными, безо всяких на то оснований.

Желание частого секса далеко не всегда означает наличие каких-то психологических проблем, которые могут встречаться, как у мужчин, так и у женщин.

Чтобы понять разницу между бурной интимной жизнью и действительными отклонениями от нормы, стоит узнать подробнее о признаках сексуальной озабоченности, которая является патологией полового развития человека.

  1. Люди часто испытывают страх, что об их пристрастии узнают.
  2. Из-за стыда перед своим пристрастием сексуально озабоченные люди вынуждены вести двойную жизнь.
  3. Многие пациенты после полового акта впадают в состояние, близкое к наркотическому опьянению.
  4. Половое влечение не поддается контролю, поэтому сексуально озабоченные люди часто нарушают принципы своих профессий, склонны заниматься сексом в любом месте, не обращая внимания на необходимые меры предосторожности.
  5. Настроение таких людей подвержено резким изменениям от депрессивного до эйфорического.

Таким образом, главным отличием патологии от нормальной половой активности заключается в том, что сексуально озабоченный человек не способен получать естественное удовольствие от полового акта. Для него период наслаждения краток и сходен с ощущениями наркомана, который получает лишь облегчение своих страданий при получении нужного вещества.

В этой статье речь пойдет о зависимости от марихуаны. Вы узнаете о том, в каких целях ее изначально применяли, какие ощущения появляются при курении этой травы и каким образом проявляется зависимость от нее.

В этой статье приведены основные факты вредного и полезного воздействия сигар. Прочитав ее, вы узнаете, как влияет курение на человеческий организм, как образуется привыкание к никотину и насколько быстро это происходит, а также чем грозит эта вредная привычка.

Что вреднее электронная сигарета или обычная?Эта статья будет актуальна для курящих людей и их близких, ведь в ней рассказывается о вреде электронных и обычных сигарет. Вы узнаете, что приносит больше урона для человека, а также имеет ли смысл переходить на электронные сигареты.Что вреднее кальян или сигареты?Если вы курите кальян и считаете, что это абсолютно безопасно, вы ошибаетесь. В этой статье рассказывается о том, что вреднее кальян или сигареты и проведем их сравнительный анализ на предмет вреда для нашего организма.

Источник: http://kak-bog.ru/seksualnaya-ozabochennost

Забота

Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хай-деггер анализировал 3.

в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден 3. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип “заботы о себе” древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование 3.

о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

Трактовка 3. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях.

Конфуций главным качеством “благородного мужа”, мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упани-шадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему.

В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.

В антич. философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, “узы между людьми” поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью).

Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор).

В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств.

Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал “главнейшим связующим звеном” для общества и “содружества человеческого рода” вообще.

Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.

В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется “самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением” (С.М. Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание.

Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов.

По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.

В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И.

Кант сен-тименталистской трактовке благожелательности противопоставил “практическую”: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — “долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя”.

Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как “женской”, прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной “мужской”, возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А.

Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве “более мужской” и “более женской” добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании “не вреди”, человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.

Читайте также:  Жизнь как проект - психология

Анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики 3., раскрытые в предшествующей этике.

Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о 3. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.

О Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 6 т. 1964. Т. 2; Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2); Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Шопенгауэр А.

Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Он же. Об обязанностях [I] // Там же; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995; Зарин С.М.

Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., J997; Noddings N. Caring: A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley; London, 1984; Gilligan C. In a Different foice. Cambridge, 1993; Tronto J.

Moral Boundaries. New York; London, 1993.

O.B. Артемьева

– исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении. Забота – экзистенциальное условие житейских забот. В состоянии брошенности и падения забота является источником таких порывов как желание, стремление и влечения.

— специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3.

является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без к-рого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3.

о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты к-рой человек получит лишь в последующем, а с др. стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3.

в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает “фаталистическую” предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и об-ва (Свобода и необходимость). В стоицизме (напр.

, в моралистике Сенеки} развивалось то представление, что 3. “вырабатывает” добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным.

В совр. философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, к-рый понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутри-мировом-сущем”.

Первый момент означает изначальную “заброшенность” человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного.

Второй — то, что человек “не есть то, что он есть” в настоящий момент, а есть “проект” самого себя; что будущее, будучи “причиной” человека, “втягивает” его в себя.

Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к “сподручному”.

Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена “временности”.

— в экзистенциалистской философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в связи с др. человеком – заботой о другом, общей заботой.

В самой заботе слиты три структурных момента существования:

1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, и все это увенчивает страх;

2) заброшенность;

3) забвение.

Забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть.

Сенека в изречении “Guro hominist bonum perficit” (“Забота совершенствует добро в человеке”) выразил ту мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственности возможности.

О причинах того, что осн. состоянием человеческого существования является забота, повествует Гиган (ок. 25 до Р. X.) в басне о сотворении человека. Забота сотворила человека из звука, Юпитер влил в него душу, тогда возник спор о владении этим творением.

Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого создания обязан вернуть “времени” дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна им владеть, пока оно живет (“Cura teneat, quamdiu vixerit”).

Источник: http://www.philosophydic.ru/zabota

Забота и контроль

ПодробностиКатегория: УчителямДата публикацииАвтор: ValeПросмотров: 1822

                                                 ЗАБОТА И КОНТРОЛЬ — ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
  Заботиться о любимом человеке – это чрезвычайно похвально.

Но задумывались ли вы когда-нибудь о темной стороне заботы – контроле? Да-да, не удивляйтесь: нередко бывает сложно провести разделительную черту! Подумайте сами: любите, хочется взять человека в свои руки, гладить, согревать и… НЕ ОТПУСКАТЬ… И тогда звонок своей «половинке» со словами: «Ты где? Что делаешь?» — не только забота, но и попытка контроля ситуации.

Недаром же есть афоризм: «Жена такая заботливая и внимательная, что даже не знаю, куда заначку спрятать».

Да и вообще, об общем начале заботы и контроля вы наверняка интуитивно догадывались и прежде: как вы воспринимали чересчур навязчивую заботу родителей? «Кто звонил?», «Надень шапку», «Что там у тебя?» — не казалось ли это вторжением на вашу личную территорию?        Стремление к тотальному контролю часто наблюдается при повышенной тревожности и неуверенности в себе.

И нет особой разницы, кого именно вы контролируете – своего ребенка, любимого человека, друга, кого-то из родни (а бывает, что контролировать пытаются всех вокруг…). В любом случае проблема одна – как бы ни вел себя «подопечный», ваше состояние улучшается лишь на короткий срок. Сама по себе тревожность никуда не денется.

Кроме того, в стремлении к контролю заложен мощный разрушительный механизм: когда что-то идет не по плану, для контролирующего человека это крах всего. Кроме того, он может начать винить себя в том, что чего-то не сделал или сделал неправильно.

Но мы не всесильны, и не все зависит от нашей воли! Об этом есть прекрасное четверостишие популярного сетевого поэта – милой девушки с псевдонимом Кот Басё: «Попытка понять Его замысел безрассудна. Так, может, пора успокоиться и поверить? Когда мы тонули, он посылал нам судно. Когда мы устанем плавать, Он даст нам берег».

Такое же самообвинение может начаться у того, кто скрывает (бессознательно, конечно) контроль за заботой. И если что-то плохое случается с «подопечным» или вашими отношениями, начинается самобичевание: нужно было заботиться о нем (ней) больше! Не берите на себя чересчур много. Не помогайте тогда, когда не просят, и не лезьте с советом тогда, когда не спрашивают.

Ведь, помогая кому-то, мы, по сути, подпитываем свое эго: а ты мне что? Ну, а «спасибо» хоть скажешь? Правда, я хороший? Думаю, вы не раз слышали (а может, и произносили) фразу: «Я для вас все, а вы мне ничего!». Произносится исключительно близким и любимым людям. Остановитесь.

Ваше стремление сделать мир лучше похвально, но не забывайте, что контроль, пусть даже в виде заботы – это в любом случае давление. И стремление все переделать на самом деле не так уж и хорошо. Помнится, Цой пел: «Хочешь ли ты изменить этот мир?  Сможешь ли ты принять все как есть?». Иногда не лезть со своими «правками» в чужую жизнь намного сложнее.

А кто обычно этим грешит? Люди, которые всегда знают, кому как надо поступать. Таких еще называют «начальник марионеточного театра». Особенно часто встречается среди руководителей и работников образования. А ведь побуждения у них тоже всегда самые что ни на есть гуманные и высокие: гиперопека. Но, конечно, контроль – это не всегда зло.

Есть ситуации, когда заботиться и контролировать просто необходимо. Например, речь идет о детях, людях в неадекватном состоянии, животных. А если человек вполне в состоянии позаботиться о себе сам, а вы окружаете его удушливой опекой – это уже нездоровый контроль. Особенно печально это выглядит в любовных и детско-родительских отношениях. Что ж, чем ближе, тем больней.

Самый первый критерий уместности нашей помощи – это просьба о ней. Если же вы стараетесь без спросу «подстелить соломки», то больше вредите, чем помогаете: человек перестает нести ответственность за свою жизнь самостоятельно. Да и на вас ваше стремление заботиться тоже отразится.

Потому что вы занимаетесь самообманом, убеждая себя, что другие без нас не справятся (да-да, повышаем чувство собственной значимости). А еще вы утрачиваете связь с реальностью, ваше мировоззрение искажается: все вокруг кажутся маленькими? cлабенькими и беззащитными?   Но всех не обогреешь, не пытайтесь. Кстати, недаром говорят, что организовывать жизнь других берутся те, кто ничего не может поделать со своей. С этой точки зрения становится яснее психология девушки, перевоспитывающей каждого нового возлюбленного, который, как назло, то подонок, то наркоман. Она, наверное, в детстве всех брошенных котят подбирала. А вы спрашиваете, почему девушки любят плохих парней… Но, конечно, вот так, по мановению волшебной палочки, невозможно перестать контролировать и опекать людей, которых ты любишь. Но пересмотреть свою позицию вполне возможно, а это уже полдела. Дальше могут помочь рекомендации, которые дают Дженей и Берри Уайнхолд в книге «Освобождение из ловушки созависимости».

                   Как избавиться от стремления все контролировать:
1. И снова – прежде чем помочь, убедитесь, нужна ваша помощь на самом деле.

2. Одергивайте себя на мысли, что ваши близкие беспомощны и не справятся без вас. Если вы читали странноватый рассказ Ф.Кафки «Превращение», то помните, что молодой человек выбивался из сил, обеспечивая стариков-родителей и младшую сестру. Потом, когда по неким причинам это стало невозможным, он с удивлением отмечает, что отец устроился работать и снова стал бодрым и жизнерадостным, сестра начала подрабатывать после учебы и тоже была весьма довольна жизнью… В-общем, как-то обошлись. 3. Не говорите: «Я тебе помогу», говорите: «Мы с тобой вместе сделаем». Пусть человек верит в собственные силы, а не в вашу доброту и всемогущество. 4. Не делайте никакую работу за кого-то. Обязанности – пополам. У вас с коллегой общий проект? Договаривайтесь, кто чем будет заниматься. 5. Будьте внимательнее к своим чувствам – те, кто ударяются в заботу и самопожертвование, забывают, чего же, собственно, хочется им самим. 6. Хотите чего-то – озвучивайте это. Умалчивая и надеясь, что «сами догадаются», вы занимаете пассивную и невыгодную позицию жертвы.             А еще чрезмерные проявления контроля и заботы в отношениях свидетельствуют о том, что в них не хватает доверия. Вы не позволяете своему ребенку жить собственной жизнью, так как думаете, что он «наломает дров». Не оставляете без присмотра подчиненных, считая, что сами они не справятся. Проверяете переписку жены, потому что считаете, что она вполне способна на измену… Попробуйте видеть в каждом близком человеке личность, а не глупенького ребенка – и вам будет проще доверять окружающим.

Зато если вы научитесь настоящей, искренней заботе, не стремящейся «подмять» — это будет прекрасно.

     В конце концов, вот что говорил о заботе в отношениях известный психолог Эрих Фромм: «Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека. Я не зритель».

Тогда где же истина? Снова тянет на цитаты — на этот раз вспоминаются слова поэта древности Халиля Джебрана: «Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи».

Не правда ли, здравая мысль?

                                                                                                  Юлия Пичко

Источник: http://psihologn.org/index.php/uchitelyam/224-zabota-i-kontrol

Ссылка на основную публикацию