Эмоции и чувства в учении вундта — психология

Ассоциативная» теория В. Вундта

Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны,

он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления

влияют на чувства, а с другой позиции, считал, что эмоции — это прежде всего

внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на

течение представлений.

ʼʼТелесныеʼʼ реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вунд-

ту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение

эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции)

развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция,

то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию

низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения,

которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика

презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек

выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

86) Теория эмоций Джеймса-Ланге

В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, ʼʼмы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожимʼʼ

Выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком Я. Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в).

Согласно теории эмоций Джеймса — Ланге, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание.

По Джеймсу˸ «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге — только с сосудистодвигательной системой˸ состоянием иннервации и просветом сосудов.

Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причинои̌. Теория эмоций Джеймса — Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.

Однако, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишала эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции.

Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно, считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, в случае если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Основные возражения против теории эмоций Джеймса — Ланге, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории эмоций Джеймса — Ланге физиологами (Ч. С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л. С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/291879_associativnaya_teoriya_v_vundta

1.2 ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

0б односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационная-энергетическая» (Спенсер). И хотя эти теории основаны на заслуживающих доверия показателях, существуют и другие, не менее важные данные.

За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями.

Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов.

На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.

Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.

Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.

Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К.

Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как «теория Джемса-Ланге».

Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ей, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями.

Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущении, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви.

Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.

Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила название «таламической теории Коннона и Барда», была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями.

Читайте также:  Правила отдыха - психология

Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе.

Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям.

Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений.

Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции. Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты.

Эмоция направляет индивида к определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств.

Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах.

Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций.

Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции.

В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я.

Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.

Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.

Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, — продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности.

«Продукт» в данном понимании — нечто субстанциональное.

Это особого рода функциональные состояния.

Эмоциональные процессы — один из видов этого состояния. Отечественные психологи утверждают, что эмоции — это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:

1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. С.Л.Рубинштейн считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» (30, 385). Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту.

«Психические процессы взятые в конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и аффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности. С.

Л. Рубинштейн (264).

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М.Якобсон считает, что «…

человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность.

Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» (43, 24).

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М.Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» (25, 361).

Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Г.И.Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания:

«В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок» (6, 109).

Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы — это непосредственное отражение человека к действительности. Л.М.Веккер предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты.

Когнитивный компонент — это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент — это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Л.М.Веккеру «…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту…

Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту…»(7, 66).

Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог В.К.Вилюнас, который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К.

Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, т.е.

той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» (11, 43).

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта.

В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З.

Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «…

Читайте также:  Соблазнительные уловки - психология

эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения » (15, 369).

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В.Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи.

Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = — П/Н-С) — где П — потребность, Н — необходимость, С — существующее отдельное эмоциональное явление.

Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции — потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

С формулой эмоций П.В.Симонова не соглашается Б.И.Додонов, который считает, что «…мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой» (14, 45). Б.И.Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е.

предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Б.И.Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция — это оценка, необходимая «…для существования организма и личности, для организации их поведения» (14, 16); с другой стороны — это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К.

Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К.Анохин подчёркивал, что «…физиологическая характеристика эмоций…

связана, прежде всего, с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы.

Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение» (5, 317).

В работах отечественных исследователей А.Г.Ковалёва, А.И.Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.

Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной психологии.

Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов — С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, А.В.Петровский, А.Г.Ковалёв — считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н.Леонтьева, который делит их на аффекты.

Чувства, по А.Н.Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.

Ряд авторов (Г.Х.Шингаров, Г.И.Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в — третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие учёные (С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, В.П.Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.

Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств.

Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций — в их глубоко интимном содержании.

Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя остается ещё очень много нерешённых проблем.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/49392

Психологическая структура эмоций

Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Трехмерная теория чувств Вундта. Долгое время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний — удовольствия или неудовольствия. Выдающийся немецкий психолог XIX века В.

Вундт нашел, что такое деление не отражает всей сложности психологической структуры эмоций. Он выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются тремя качествами или «измерениями» — удовольствием или неудовольствием, возбуждением или успокоением и напряжением или разрешением (освобождением от напряжения).

Каждое из этих трех «измерений» наличествует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности — от эмоционального нуля (состояние безразличия) до высших степеней интенсивности данного качества.

Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.

Заслугой Вундта следует признать то, что он отошел от традиционного взгляда на структуру эмоций, как состоящих только из вариаций одного «измерения», выдвинул вопрос о сложности психологической структуры эмоций и указал на наличие в эмоциональных процессах и состояниях важных для жизни и деятельности человека особенностей, кроме удовольствия и неудовольствия.

Удовольствие и неудовольствие.

Эти непосредственно известные каждому человеку субъективные переживания составляют психологическую основу эмоциональных процессов: без удовольствия или неудовольствия не может быть эмоции.

Они могут быть разной степени — от очень большой радости до слабого чувства приятного и от легкого неудовольствия до сильного горя, но они обязательно должны быть, в противном случае эмоция перестанет быть сама собой.

Удовольствие и неудовольствие испытываются человеком в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей и интересов. Они выражают положительное или отрицательное отношение человека к явлениям окружающей действительности, а также к собственным поступкам и деятельности.

Именно благодаря элементам удовольствия или неудовольствия эмоции выступают как сильнейшие побуждения к действию.

Например, удовольствие от выполняемой деятельности сопровождается уверенностью в собственных силах и способностях и побуждает человека к еще более энергичной и успешной работе.

Неудовольствие вызывает стремление избежать того, что связано с этим чувством, часто оно вызывает усиленный прилив энергии и побуждает человека на борьбу с обстоятельствами, доставившими ему неудовольствие.

Не всегда, однако, удовольствие и неудовольствие играют положительную роль. Нередко чувство удовольствия вызывает самоуспокоенность и ослабление энергии, а неудовольствие побуждает к уходу от трудностей, к прекращению борьбы.

Возбуждение и успокоение. Многие эмоции характеризуются большей или меньшей степенью нервного возбуждения. В одних эмоциях, например в состоянии гнева, это возбуждение проявляется интенсивно и ярко; в других, например при слушании мелодичной музыки, в слабой степени, иногда снижаясь до состояния спокойствия.

Читайте также:  Моделирование - психология

Состояния возбуждения и успокоения не только придают характерный отпечаток выполняемой человеком деятельности, но и необходимы для ее лучшего выполнения. Эти качественные особенности эмоций имеют большое значение и при занятиях физической культурой и спортом.

Все физические упражнения связаны с эмоциями, характеризующимися различными степенями возбуждения и успокоения. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением.

Во время урока физической культуры преподаватель может предложить учащимся игру и тем не только доставить им определенное удовольствие, но и вызвать у них требуемую степень эмоционального возбуждения.

Во время игры учащиеся возбуждаются, ведут себя шумно, оживленно, их глаза блестят, лица румянятся, движения становятся более быстрыми и энергичными.

Когда же урок физической культуры подходит к концу, после чего должны наступить занятия другими предметами, преподаватель предлагает учащимся спокойные, размеренные движения, чтобы снять излишнюю степень эмоционального возбуждения и привести их организм в спокойное состояние.

Напряжение и разрешение. Эти состояния характерны для эмоций, испытываемых в сложных видах деятельности, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий.

Эмоции напряжения и разрешения часто проявляются в спортивной деятельности, обнаруживаясь наиболее ярко в спортивных соревнованиях. Они переживаются как напряженное ожидание определенных событий и действий. Например, на старте, ожидая сигнала к бегу, спортсмен переживает сильное эмоциональное состояние напряжения.

Внешне это состояние выражается в собранности, как бы в скованности всего тела, в отсутствии резких движений, в замедленном дыхании и т. д., хотя внутренне спортсмен находится в состоянии очень большой активности.

Эмоция напряжения в этом отношении противоположна состоянию возбуждения, во время которого человек внешне проявляет себя очень бурно, совершает резкие, порывистые движения, громко говорит и т. п.

Обратными чертами характеризуется эмоция разрешения от напряжения. Когда напряженно ожидавшийся сигнал к бегу подан, напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения.

Эмоция разрешения внешне выражается в усиленной активности: в момент сигнала спортсмен делает резкий энергичный рывок вперед, только что наблюдавшаяся скованность движений мгновенно сменяется быстрыми движениями максимальной интенсивности, сдерживаемая до этого момента мышечная энергия освобождается и проявляется в движениях большой интенсивности.

Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/182-psikhologicheskaya-struktura-emotsij.html

ПсихолоГ_и_Я

Психологический анализ эмоциональных явлений: ретроспектива Среди психологических теорий, которые заложили концептуальные основы анализа эмоций, прежде отмечают эволюционно-биологическую теорию Ч. Дарвина о природе эмоций и трехкомпонентную теорию В. Вундта — модель эмпирического измерения эмоций.

Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта

В. Вундт, известный немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии, продолжил традиции Спенсера, который рассматривал эмоции как состояние сознания. С помощью классических и очень простых экспериментов с метрономом В. Вундт построил свою теорию.

Он выделил «три-измеримое пространство» эмоций: «Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в которой каждый из измерений имеет два противоположных направления, исключающих друг друга».

Основные измерения эмоциональных процессов и состояний: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — покой, напряжение — разрядка (освобождение от напряжения).

В системе координат, задаются этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния |

удовольствие —— неудовольствиенапряжение —— разрядка | |

спокойствие

Если рассмотреть различные виды эмоциональных процессов в соответствии этих кривых, то они будут очень различаться. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, наверное, связана с настроениями, а наибольшая — с аспектами.

По горизонтальной линией отношения будут обратными: дольше храниться настроения, а наименьшее — аффекты. Эмоциональные состояния характеризуются одним, двумя или тремя из указанных полярных состояний.

Наряду с возбужденной радостью (радостью-триумфом) существуют радость спокойная (радость умиротворения, радость трогательная) и радость напряженная (радость пылкой, страстной надежды, радость трепетного ожидания).

Так же есть напряженный грусть-тревога, возбужденный грусть, близкий к отчаянию, и тихую грусть, в котором чувствуется разрядка, грусть, близкий к меланхолии.

Удовлетворение или неудовлетворение возникает в связи с вкусовыми и обонятельными ощущениями, а также с ощущением боли.

Например, ощущение красного цвета вызывает, кроме удовольствия-неудовольствия, также эмоциональное состояние возбуждения, а голубой цвет действует успокаивающе. Напряжение резко проявляется в связи с процессами внимания, когда человек ожидает какого-то события, а освобождение от напряжения наступает тогда, когда это событие произошло.

Согласно В. Вундтом, большинство обычных, «умеренных» эмоциональных переживаний не являются автономными, поскольку с момента своего возникновения они вливаются в другие переживания, вступая с ними во взаимодействие и видоизменяясь.

Следовательно, отдельные эмоции сливаются в сложные эмоциональные образования. Само представление о трехкомпонентный состав любой эмоции, что является основой для их слияния, дали В.

Вундту основание поставить вопрос об универсальных принципах этого процесса.

Он говорил о существовании пространственной взаимодействия и суммации эмоциональных впечатлений, которые человек переживает одновременно (при восприятии пейзажа, архитектурного ансамбля), а также о временной суммации переживаний, последовательно сменяющие друг друга (при восприятии музыкального произведения).

«Все элементы чувств, которые являются в сознании в любой данный момент, объединяются в одну равнодействующую чувства … Мы будем называть этот принцип принципом единства эмоционального состояния. Согласно ему в сознании нет двух одновременных представлений, даже самых диспаратних и независимых друг от друга, эмоциональные элементы которых не объединялись бы в одно равнодействующую чувства «(Я Вундт Основы физиологической психологии, 1874).

Но выделение В. Вундтом измерения в определенном смысле являются условными. Исследования Е. Т. Титченер свидетельствуют, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Состояния возбуждения и напряжения, покоя и разрядки, ощущаемые, практически совпадают с состояниями удовольствия-неудовольствия от тех же объектов.

Источник: http://mypsiholog.com

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/ehmocii/psikhologicheskij_analiz_ehmocij/22-1-0-250

Ссылка на основную публикацию