Реакция — психология

Реакция (в психологии) — это… Что такое Реакция (в психологии)?

Реакция - психология

  • реакция — (в психологии) (от лат. rе против, асtiо действие) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде от биохимической Р. отдельной клетки до условного рефлекса. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС».… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Реакция (действие) — Реакция (от pe… и лат. actio действие), 1) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции). 2) Экспериментальное… …   Большая советская энциклопедия
  • Реакция — I Реакция (от pe… (См. Ре…) и лат. actio действие)          1) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, Реакция в психологии, Реакции химические, Ядерные реакции).… …   Большая советская энциклопедия
  • Реакция «бей или беги» — Реакция «бей или беги»  состояние при котором организм мобилизируется для устранения угрозы. Впервые это описано Уолтером Кенноном. [1] [2] [3] [4] [5] Содержание 1 Физиология …   Википедия
  • Реакция психическая коллективная в чрезвычайной ситуации — коллективная психическая реакция, связанная с особенностями переживаний и поведения больших групп людей в чрезвычайных ситуациях, особенно при внезапном ее развитии, которая приводит к панике, неуправляемому хаосу , агрессивным действиям.… …   Словарь черезвычайных ситуаций
  • реакция — действие, состояние, процесс возникающие в ответ на какое либо воздействие. * * * (от лат. re против, actio действие) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какоелибо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Реакция — (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного …   Словарь-справочник по педагогической психологии
  • Реакция увлечения — – заимствованный из подростковой психологии и не используемый в психопатологии термин А.Е.Личко (1973), обозначает чрезмерно интенсивные и односторонние («сверхценные») увлечения подростков, способные повлечь нарушения поведения и социальную… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Реакция — (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного …   Словарь по педагогической психологии
  • Научающее направление в психологии — включает в себя разнообразные подходы, в основе которых лежит идея научения, под которым понимается и сам процесс «наработки» и накопления индивидуального опыта, и результат этого процесса. Одним из первых подходов такого рода, наряду с… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/126538/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F

Бессознательные реакции людей

Бессознательные реакции людей

Мы не всегда можем замечать характерное для многих людей поведение, которое является их реакцией на действия окружающих, или на ситуацию в целом.

Дело в том, что бессознательная часть нашей жизни и следовательно бессознательное поведение с нашей стороны, занимает у многих из нас большую часть времени, а в ряде случаев, люди так живут всю жизнь. Поэтому для них в порядке вещей, наблюдать за аналогичным поведением со стороны других людей, ведь для них это обыденность, и они сами так себя ведут.

Таких подавляющее большинство, к счастью или к сожалению, сказать сложно, но в целом люди движимы только инстинктами, и редко задумываются над своим поведением и своими поступками в полной мере. Здесь конечно огромное значение имеет природное подражание, заключенное в нас.

Ведь с самого детства, ребенок чтобы чему-то научиться, просто подражает своим родителям, или тем, кто его окружает. Дело в том, что мы просто не знаем о том, как нам следует себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на что-либо, что не выглядит столь очевидным.

https://www.youtube.com/watch?v=tmGvFXT1zD4

Очевидная агрессия, вызывает страх или раздражение, с этим нам разобраться проще, но вот то, что является так называемым этикетом общения, природой в нас не заложено, это мы сами себе придумываем разного рода правила, которым необходимо следовать каждому члену общества.

В качестве примера мы можем рассмотреть с вами приветствие людей, ведь у разных народов, согласно их традициям, оно разное.

Вот протягивает вам человек руку, чтобы пожать вашу, и разве вы задумываетесь о том, что это значит? Пожалуй, что в подавляющем большинстве случаев, нет, вы просто реагируете согласно установке в вашей голове и жмете руку в ответ, если конечно не игнорируете человека.

Или скажем кто-то поднял руку и поприветствовал вас, вы не задумываясь сделали то же самое, просто инстинктивно, вы отзеркалили то, что увидели. Одно дело, когда вы знаете значение того или иного жеста, и реагируете хоть и инстинктивно, но все же понимая более или менее что вы делаете. Но как ведут себя люди, когда не знают значение того, что им показывают?

Здесь все делится на агрессивную и дружелюбную часть, вы либо видите опасность, либо нет. Агрессивные действия, могут вызвать у вас самые разные реакции, но так или иначе, все они будут защитными. Дружелюбное отношение в вашу сторону, соответственно предрасположит вас к человеку.

К чему я клоню, так это все к той же не осознанной реакции с нашей стороны, именно тогда, когда мы не знаем четкого определения поведения в отношении к нам со стороны других людей. На этом очень часто играют те, кто все это понимает, они втираются к нам в доверие, читают нас как открытую книгу, и манипулируют нашим поведением.

Понимать это начинаешь только тогда, когда видишь тот негативный или просто проигрышный для себя результат. К примеру, вы хотите знать, как к вам относится человек, которого вы более или менее знаете, и для этого вы делаете неожиданно следующую вещь.

Вы приветствуете этого человека, улыбаетесь ему или просто поднимаете руку в знак приветствия, или даже лезете обниматься.

Самое главное сделать это неожиданно, чтобы человек отреагировал моментально, не задумываясь, тем самым вы сможете увидеть его искреннее к вам отношение, без всяких масок. Если человек к вам относится хорошо, он отреагирует позитивно, вы просто должны заметить эту реакцию в первые, секунды вашей активности.

Если вам улыбнулись, или в глазах вы увидели радость, или вам в ответ подняли руку, в общем, любая позитивная реакция в первые, секунды, будет искренней, ибо она инстинктивна и отражает то, кем вы являетесь для этого человека согласно его установке.

Дальнейшее поведения и слова уже не имеют особого значения, поскольку они уже могут быть более или менее осознанными, и просто отражать интерес этого человека в отношении вас, какие-то задумки и прочее, в общем, все, что требует актерского мастерства. Так что эффект неожиданности и пристальное внимание с вашей стороны на те самые первые реакции человека, покажут вам правду.

Еще лучше делать это, когда человек суетится, его мысли разбросаны, внимание рассеяно, и он просто не концентрируется ни на чем конкретном, все его реакции в таком случае, инстинктивные, отражающие его реальные установки в голове.

Вот на таких вот бессознательных реакциях, играют разного рода мошенники, на нее рассчитана реклама и активные продажи, все, что застает вас врасплох и не дает вам думать, воздействует на ваши инстинкты и бессознательное поведение с вашей стороны.

А все потому, что бессознательная часть жизни, преобладает над сознательной, и мы все равно будем вести себя инстинктивно в большинстве случаев. Даже такие люди как я, которые прекрасно понимают природу всех своих действий, реакций, мыслей, желаний и прочих проявлений своего поведения, часто делаем все инстинктивно.

Здесь дело не в знаниях и уме, а в скорости мышления, которая должна быть просто огромной, чтобы задумываться абсолютно над всем. Такой роскоши мы себе позволить не можем, во всяком случае я не знаю таких людей, может быть только Будда, согласно легендам, был настолько просвещенным, что полностью жил сознательной деятельностью.

Лично я таких людей не встречал и о себе не могу сказать такого, ведь очень многие вещи в своей жизни, я делаю инстинктивно, просто реагируя на них.

Конечно для меня как для человека знающего психологию, процент бессознательного поведения намного ниже, чем у простого человека, который не задумывается о природе своего поведения, а просто реагирует на все, согласно своим установкам.

Так что по большей части наше мышление носит программируемый характер, и когда приходит время принимать решение быстро, долго не задумываясь над ним, мы подставляем готовый ответ и выдаем соответствующую реакцию.

И раз уж, наша скорость мышления не дает нам возможности все тщательно обдумывать, надо по крайне мере запасаться правильными ответами, на возможные вопросы, и реагировать адекватно ситуации.

Это как у боксера, у которого в голове есть набор адекватных реакций, на действие соперника, думать боксер не может, это слишком долго, в основном он действует инстинктивно, просто выдает определенную реакцию, это быстрее и следовательно надежнее в таком виде спорта как бокс.

Но наша жизнь требует от нас того же, она тоже заставляет нас реагировать чаще, чем думать, дабы мы не столько верно, сколько своевременно приняли правильное решение.

И все же скорость своего мышления повышать можно и нужно, это дает значительное преимущество в этой жизни, делая ее более осознанной, благодаря чему мы чаще можем принимать правильные решения и реже ошибаться.

Но о способах повышения скорости своего мышления и повышения его качества как такового, я напишу в своих последующих статьях, ибо в двух словах для большинства людей, этот вопрос не изложишь.

Источник: https://psichel.ru/bessoznatelnye-reakcii-lyudej/

РЕАКЦИЯ

РЕАКЦИЯлат. re — против, actio — действие) — ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

в психологии — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма — Уотсоном.

Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Термин, который используется в психологии очень широко, но по большей мере в техническом смысле, т. е. как реакция организма на присутствие некоторых стимулов.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

1. В основном — «реакция», реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию. 2. В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане. 3. В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МКБ 291.4; 292.2; 293.0; 293.1; 295.9; 296.0; 296.6; 297.9; 298.3; 300.1; 300.4; 308; 309; 313.0; 313.2) — неточно определенный термин, который, будучи отнесен к психическому расстройству, имеет различные применения.

Как существительное «реакция» может быть просто синонимом слова «заболевание», «синдром» или «клиническая картина», а также обозначать реакцию на изменения окружающей среды или на стрессовые ситуации (физические или психо-сониальные).

Имеется также две сложные формы существительного: «реактивный тип»-понятие, которое относится к группе заболеваний, развивающихся на органически неполноценной почве, например экзогенный реактивный тип Бонхоффера (1868-1949) и психологический реактивный тип Мейера (1866-1950), а также «реактивная формация», что в психоаналитической теории представляет форму защиты против неприятных побуждений. См. также реактивный.

Источник: Краткий словарик по психиатрии, 2002 г

в какой-то отдельной трансакции) коммуникация, являющаяся ответом на стимул; (в играх) серия скрытых трансакций, которые идут вслед за Крючком и Клевом и повторяют их скрытые послания.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

от лат. re- — против + actio — действие] — 1) действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; 2) биол. ответ организма на те или иные внешние или внутренние раздражения — от биохимической Р.

Читайте также:  Удовольствие и мотивация - психология

до условного рефлекса. Различают иммунологические, физиологические, психологические и другие Р. (см., напр., Двигательная реакция, Моторная реакция)

Источник: Дудьев В.П.

Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

от лат. re — против, actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какоелибо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р.

— акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие: произвольное движение, опосредствованное задачей и являющееся мторная реакция). Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания.

Измерение этих характеристик создало психометрию как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, выделяют разные виды Р.: поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.; произвольные и непроизвольные, явные и скрытые.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.

Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

противодействие, ответное действие: основная форма поведения, т.е. взаимодействие организма с окружающей средой. Во всякой реакции различаются три образующих ее момента: 1) восприятие внешнего раздражения, 2) переработка этого раздражения вызванными им внутренними процессами, 3) ответное действие организма.

В психологической реакции этим трем моментам соответствуют: сенсорный , центральный и моторный (двигательный). Сенсорный и моторный моменты реакции очень часто бывают даны в скрытой форме Реакция является первичной формой поведения и психики; сенсорная и моторная функции образуют единое целое. (12.

1, 151) Под поведением принято подразумевать все те движения, которые производятся только живыми существами и отличают их от неживой природы. Всякое такое движение представляет собой всегда реакцию живого организма на какое-либо раздражение, либо падающее из внешней среды, либо возникающее в самом организме. Реакция есть понятие общебиологическое.

Процесс полной реакции начинается каким-либо раздражением, толчком, стимулом, затем переходит в некоторые внутренние процессы, возникающие в организме благодаря этому толчку, , заканчивается каким-либо ответным движением, действием, изменением, актом в организме.

Часто реакции принимают столь сложные формы, что требуют очень тщательного анализа для раскрытия всех трех моментов.

Иногда раздражители бывают настолько глубоко скрыты во внутренних органических процессах, или настолько оставлены во времени от момента ответного движения, или вступают в связь с таким сложным соединением других раздражителей, что простым глазом не всегда возможно их подметить и установить.

Часто ответное движение или действие организма бывает настолько подавленным, сокращенным, , скрытым, что может легко остаться незамеченным и показаться вовсе отсутствующим. Воздействие всякого постороннего раздражителя достаточной силы во время протекания реакции тормозит и останавливает ее. Новое раздражение, приложенное к первым двум, оказывает тормозящее влияние на самый тормоз, тормозит тормоз или растормаживает реакцию. Возможны очень сложные случаи различного сочетания нескольких раздражителей, вызывающих чрезвычайно разнообразные и сложные реакции. (1.1.2, 70, 74; 1.1.11, 186) См. Поведение, Психика, Среда

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

(от лат. re — против, aktio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. В психологии Р. — акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие; произвольное движение, опосредованное задачей и является реакцией на предъявление сигнала.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/reakcija.html

Психологические реакции

Психологические реакции

Психологические реакции делятся на два основных типа: аффективные и когни­тивные. Под аффективными реакциями понимаются положительные и отрица­тельные эмоции, которые возникают в результате несправедливого обращения.

В ходе кросс-культурного исследования психологических реакций на несправед­ливость было обнаружено, что 25 различным культурам присущ один и тот же набор эмоциональных реакций (Mikula, Scherer & Athenstaedt, 1998).

В процессе исследования испытуемые рассказывали о том, что породило разного рода эмоци­ональные реакции (страх, гнев, печаль, отвращение, стыд и чувство вины).

В соот­ветствии с теорией справедливости (Adams, 1965), несправедливость достаточно часто была причиной гнева, сопровождаемого отвращением, печалью, страхом, сты­дом и чувством вины. Такой порядок перечисления был одинаков в разных стра­нах, включенных в исследование, что говорит об определенной универсальности эмоций, связанных с несправедливостью.

Тем не менее нам это представляется несколько сомнительным, поскольку мы полагаем, что «универсальность», выявленная в ходе данного исследования, явля­ется следствием использования определенных методов.

Респондентов просили вспомнить ситуацию, которая заставила их испытать каждую из перечисленных эмоций. Скорее всего, респонденты при этом думали о разных ситуациях, и эти ситуации были различными в разных культурах.

Так, разновидности случаев несправедливости, которые вызвали гнев, возможно, для разных культур были раз­личными. Например, в индивидуалистической культуре несправедливость в отно-

шении отдельной личности служит более вероятной причиной гнева, чем неспра­ведливость по отношению к мы-группе, а в отношении коллективистской культуры, скорей всего, верно обратное. Таким образом, несправедливость может быть при­чиной гнева как в индивидуалистической, так и в коллективистской культуре, но причины этого гнева различны.

Одно из исследований, проведенных в США, подтверждает связь между неспра­ведливостью и гневом (Sprecher, 1986). В ходе этого исследования студенты рас­сказывали о своих реакциях на несправедливость в их отношениях с близкими людьми и о возникавших у них при этом эмоциях.

Как для мужчин, так и для жен-шин гнев был чувством, наиболее тесно связанным с ощущением несправедливости. Эти данные говорят о том, что в индивидуалистической культуре несправедли­вость, связанная с межличностными отношениями, ассоциируется с гневом.

Сохра­няется ли эта связь в отношении иных типов несправедливости или в коллекти­вистской культуре, еще предстоит определить.

Другое исследование, проведенное в США, было посвящено чрезвычайно важной негативной эмоциональной реакции на несправедливость — зависти (R. H. Smith, Parrott, Ozer & Moniz, 1994).

В ходе исследования было обнаружено, что для тех, кто испытывает зависть, ощущение несправедливости ассоциируется с враждеб­ностью.

Исследователи сравнивают зависть, которую они считают по существу скрытой (и имеющей нежелательный с социальной точки зрения характер) эмоци­ональной реакцией на несправедливость с негодованием, которое оценивают как более открытую (и приемлемую в социальном плане) эмоциональную реакцию на несправедливость. В кросс-культур ном контексте, возможно, зависть в большей степени свойственна коллективистской культуре, для которой контроль и прояв­ление эмоций — более значимые моменты, тогда как для индивидуалистической культуры скорее характерно негодование.

Когнитивные реакции на несправедливое обращение предполагают прежде все­го переосмысление совершенной несправедливости или изменение самооценки и оценки окружающих. Человек может переосмыслить происшедшее, изменив пред­ставления о своих правах, представления о подлинном масштабе несправедливо­сти или изменив атрибуцию вины за происшедшее (ср. Rutte & Messick, 1995).

В любом случае когнитивные реакции ведут к преувеличению или преуменьшению масштабов пережитой несправедливости в восприятии индивида. Например, чело­век может прийти к выводу, что он достоин большего, чем получил на самом деле, и что виновен в этом исключительно нарушитель, а следовательно, несправедли­вость более значительна, чем потерпевший полагал вначале.

В соответствии с тео­рией справедливости, люди могут восстановить справедливость, касающуюся вза­имоотношений, путем переоценки внесенного ими или окружающими вклада и полученного результата (Walster, Walster & Berscheid, 1978). Подобный процесс может происходить и по отношению к иным видам несправедливости.

Стресс и его симптомы мы тоже можем отнести к психологическим реакциям на несправедли­вость.

Исследований культурных различий в когнитивных реакциях на несправедли­вость проведено очень мало. Создавая Китайский опросник для личностной оцен­ки, Чейнг и с коллегами (Cheung et al., 1996) включили в него шкалу, названную

ЛЛ-(2-ментальность, которая считается свойственной китайцам, и предполагает защитную когнитивную переоценку нанесенных оскорблений.

Например, если индивида вынуждают отдать что-либо, он может думать, что он щедрый человек и помогать людям хорошо. Сейчас проводятся кросс-культурные исследования, цель которых — выявить культурные различия в отношении такого подхода.

Так или иначе, необходимо расширение кросс-культурных исследований, касающих­ся когнитивных реакций на несправедливость.

Поведенческие реакции

Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) — открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа.

Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976).

По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности.

Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании.

Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости.

Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993).

Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994).

В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость.

Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).

Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989).

В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание.

В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре.

Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978).

Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы.

Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989).

Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения.

Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней.

Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

Читайте также:  Внешность успешного человека - психология

Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций.

В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal.

, 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии.

Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур.

Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами.

Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость.

В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами.

Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия.

Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/10878.html

Психологические реакции или следы в душе человека

Психологические реакции или следы в душе человека

Человек живёт и развивается в социальной среде, поэтому так или иначе она оказывает на него своё влияние. Попадая в различные ситуации, человек реагирует на них совершенно по-разному. Кто-то доброжелательно, кто-то сдержанно, а кто-то достаточно открыто, не скрывая и не сдерживая своих эмоций.

Но самое важное то, что эти реакции закрепляются в человеке, начиная с самых ранних лет. И от того, насколько адекватными и рациональными сформировались эти реакции порой зависит самое малое — судьба самого человека.

Если рассмотреть процесс глубже, то можно увидеть, что человек взаимодействует с внешней средой посредством органов чувств.

Через них человек получает информацию, анализирует её и формирует реакцию. Но не всегда получается осмыслить и проанализировать всю ситуацию в целом. Поэтому основной причиной неадекватных реакций является отсутствие достаточно полной информации о природе возникшей ситуации, её правильного понимания и анализа.

И тем более этой информации не хватает в детском возрасте, а сильные эмоции, которыми сопровождаются такие реакции, закрепляют их глубоко в душе, оставляя так называемый «след» в душе. Когда человек уже во взрослом возрасте попадает в подобную ситуацию, то, как правило, реагирует также, как и в детстве.

И зачастую сами ситуации, в которые попадает человек уже значительно изменились по сравнению с прошлыми, но из-за схожести некоторых моментов вызывают определенные ассоциации с ними, и реакции повторяются.

На примере взаимодействия двух людей, это ведёт к тому, что нарушается гармония общения, гармония движения энергетических потоков между людьми, что прерывает взаимодействие между ними.

И, кроме того, нарушается гармония процессов жизнедеятельности внутри самого человека, блокируются энергетические потоки в чакрах (энергетических центрах человека), нарушается адекватное восприятие ситуации. В результате чего человек лишается получения новой информации, знаний, опыта взаимодействия с людьми, жизненного опыта и наработки новых личностных качеств – и всё это замедляет развитие человека в целом.

Последствия таких реакций проявляются в организме человека в виде незначительных отклонений здоровья или вполне конкретных заболеваний. То есть человек оказывается в ловушке своих так называемых «следов».

И пока он не проработает свою негативную реакцию, ситуации могут повторяться вновь и вновь, пока человек не изменится, не изменит своё отношение к ним, не изменит свои реакции. Это можно увидеть на примере взаимоотношения двух людей, несовместимых по характеру.

Пока каждый из них не выработает правильную реакцию и соответственно правильный подход к взаимодействию друг с другом, они будут попадать в конфликтные ситуации такого характера снова и снова.

Разумнее будет вначале подумать, проанализировать ситуацию, а потом выработать подход к ответному действию, но не всегда это удаётся. Если кто-то скажет, что даже полезно порой на эмоциях решать проблемы, то сразу вспоминаем, что любые сильные эмоции открывают энергетическую защиту человека, в результате чего он становится полностью открыт для любых отрицательных энергий.

Да и бессознательно среагировать может каждый человек, а вот взять себя в руки и поразмыслить — требует уже от человека определённых усилий. Как правило, психологическую реакцию (след) проработать довольно тяжело, но есть возможность заменить её на более правильную, более «высокую».

Например, если между людьми возникла ссора, то важно, допустим, не действовать как раньше – ругаться, кричать, обвинять другого человека, а, проанализировав всю ситуацию, спокойно вести разговор, рассудительно, оперируя фактами.

И в такой ситуации важно, прежде всего, сохранять осознанность в своих действиях, понимать причины возникших событий, видеть, к каким последствиям приведут те или иные реакции. Не позволять сознанию увлекаться эмоциями во вновь возникших ситуациях, и тогда они не смогут «захватить» сознание человека — он сможет спокойно все осмыслить, исходя из накопленных знаний и опыта.

Также важно анализировать свои реакции, понимать, насколько они правильные и в ином случае пересматривать их. Когда человек прорабатывает психологические реакции, они остаются в прошлом, а он идёт дальше по пути развития, нарабатывая качественно новый жизненный опыт, новые качества генетики и сущности (души).

Значительную помощь при работе с реакциями (следами) оказывает ПО «Луч-Ник». Воздействуя на сущность (душу) человека, он способствует насыщению тонких тел сущности первичными материями (энергиями) и приводит к гармонизации материальных тел сущности между собой.

Подробнее о природе сущности можно ознакомиться в книге Николая Левашова «Последнее обращение к человечеству».

В результате чего у сущности появляется дополнительный потенциал, дополнительная устойчивость, благодаря которой человек не только имеет достаточный «запас прочности», чтобы удерживать своё сознание на более высоком уровне, не увлекаясь эмоциями и не опускаясь до более низкого уровня сознательности, но и получает возможность навсегда устранить отрицательные реакции.

Источник: https://luch-nik.ru/eto-interesno/zdorove-i-dolgoletie/menyaj-svoi-reakczii/psikhologicheskie-reaktsii-ili-sledy-v-dushe-cheloveka

Реакция гоше психология

Реакция гоше психологияОльга

Второй год в детском саду

Сад открылся 6 сентября, мы уже неделю отходили, вчера пошла вторая. Прошло родительское собрание. Я опять в род.коме.

Из новостей — с этого года в саду будет работать психолог (нахрен надо мне не ясно, но меня никто не спросил), из доп.занятий в нашей средней группе обещают быть танцы ( 2 тыс в мес) и английский (2 тыс в мес).

Я пока ни на что не записалась — думаю. А также с детьми, достигшими 4-5 лет, после осмотра и консультаций будет…

Читать полностью…

Часто перечитываем!!! Учимся каждый день понимать ребёнка!

Как говорить с ребёнком или пять способов решить одну проблему Оказывается, если взрослый (родитель или учитель) просто изменит что-то в своей линии поведения, то многие конфликты не только легко разрешатся, но даже и не возникнут. В психологии это называется конструктивным взаимодействием. Вот несколько напутствий.

Читать полностью…Леночка

"Можно и нельзя" Четыре правила воспитания счастливого ребенка.

Детская психология и сложна и проста — статья поможет лучше узнать собственного ребенка. Говорят: маленькие детки – маленькие бедки.

С намеком на то, что с годами бедки вымахают до невиданных размеров и обгонят по росту самих деток. Но можно этого избежать. Ах, как трудно воспитывать, — сетуют многие родители.

И все-таки ты можешь сделать так, чтобы проблем стало меньше.• Твои ожидания должны соответствовать возрасту ребенка и его развитию. 

Читать полностью…Оксана

Как говорить с ребенком, или Пять способов решить одну проблему

Оказывается, если взрослый (родитель или учитель) просто изменит что-то в своей линии поведения, то многие конфликты не только легко разрешатся, но даже и не возникнут. В психологии это называется конструктивным взаимодействием. Вот несколько напутствий. Во-первых, если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

Также важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным ребенком, не стоит задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши слова звучали в утвердительной форме. В-третьих, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

«Я поняла, что ты ударил…

Читать полностью…

Детские книги

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Алена

Консультативный центр при д.с.

Мы стоим в очередь в детский сад 1247 в СВАО.Хочу написать про то, как мы на этой неделе первый раз сходили в т.н. «консультативный центр» для малышей.

Читать полностью…Ника1313

Осеннее чтение

Осень… Начинают желтеть и срываться с тихим шелестом листья, летят паутинки, прозрачный осенний воздух кружит голову. Вновь журавли протрубили отбой. Снова по золоту ходим с тобой. Снова по золоту, пышному золоту, Бедному золоту ходим с тобой.

Золото кленов и лип, и берез, Золото радости, золото слез… Осенью хочется читать стихи, пить чай, заваренный душистой травой, собранной летом, и каждое утро замечать, как неуловимо, но неумолимо меняется все вокруг…

Осенние книги занимают место на самом верху стопок читаемых книг, перечитываются заключительные…

Читать полностью…Алена

Консультативный центр при д.с.

Мы стоим в очередь в детский сад 1247 в СВАО.Хочу написать про то, как мы на этой неделе первый раз сходили в т.н. «консультативный центр» для малышей.

Читать полностью…

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/reakciya-goshe-psihologiya

Структура психики. Часть 1: Стимул-реакция

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Эта статья начинает цикл статей о структуре психики человека, в которых я постараюсь просто и доступно объяснить, как мыслит человек, как обучается, что влияет на его поступки и является мотивацией, а так же откуда появляются психологические проблемы и как решаются.

Сразу хочу предупредить, что здесь описана определенная рабочая модель. Как и любая другая модель, она не является идеальной и не претендует на звание истины в последней инстанции. Многие вещи специально упрощены, чтобы было легче описать сложные процессы.

Чтобы понять принцип работы всего механизма психики, необходимо разобрать его на самые мелкие детали, описать все компоненты, их взаимодействие, а потом собрать снова. Поэтому я как всегда зайду издалека. Чтобы понимать суть сложных вещей, нужно начать с самого простого, постепенно выстраивая систему.

Из школьного курса биологии вы, наверное, помните об опыте И. П. Павлова, который привёл к открытию условного рефлекса. Понимание сути этого опыта позволяет получить представление о том, как формируется структура психики человека. Вкратце напомню, что Павлов открыл механизм обучения, который назвал условным рефлексом. В НЛП этот механизм называется якорением.

Павлов давал собаке пищу и одновременно звонил в колокольчик. При виде пищи у животного выделялась слюна. После нескольких повторений у собаки выработалась автоматическая реакция, и слюна выделялась просто при звонке колокольчика, без пищи. Таким образом, сформировалась простая связка стимул-реакция, где колокольчик является стимулом, а слюновыделение реакцией.

Читайте также:  Конфронтация - психология

колокольчик = еда – > слюновыделение

Если говорить о возникновении простых фобий(некоторые из них мы рассмотрели в статье «Как побороть страх или почему не нужно бороться со страхами»), то описанный выше механизм срабатывает и у человека, с той лишь разницей, что в связи с сильным переживанием, условный рефлекс формируется с первого раза и связка является очень сильной.

Пример:

Собака лаяла на человека, после чего бросилась и укусила.

Формируется страх собак. Проще говоря, связка: собака = больно

Обратите внимание на то, что реакция идет не только при виде собаки (визуальный якорь), но и когда человек просто слышит лай (аудиальный якорь). При этом возникает страх, то есть защитная реакция. Ведь что такое страх? Это внутренний сигнал, который предупреждает человека об опасности. И не важно, реальная это опасность или мнимая.

Если в бессознательном прописано, что это опасно, то каждый раз в похожих условиях(вижу собаку, слышу лай) у человека автоматически появляется мысль о боли и за ней страх, предупреждающий об опасности, в результате которого выделяется адреналин, чтобы человек был готов встретить эту угрозу или убежать от нее.

https://www.youtube.com/watch?v=yLEScZWD0jw

Обратите внимание, что данная реакция может проявляться при виде любой собаки, даже маленькой и в общем безопасной. Это одна из особенностей нашего бессознательного. Оно любит обобщать.

Такой механизм обучения очень важен, потому что позволяет, однажды встретив реальную опасность, в будущем ее избегать. Эта способность дает возможность лучше приспосабливаться в мире и выживать.

Например, она позволяет, однажды научившись открывать дверь, использовать этот навык для всех дверей в мире, а не учиться каждый раз заново.

Но иногда описанный механизм играет с нами злую шутку. К примеру, разочаровавшись однажды в отношениях с одной женщиной, мы можем переносить это разочарование на все отношения. И тогда просто будем избегать отношений автоматически, или же на новых женщин(мужчин) реагировать так же, как на бывшую(бывшего).

Ещё одна проблема заключается именно в автоматизме. Можно понимать логически, что эта собака маленькая и совсем безобидная, что эта женщина(мужчина) приятная(-ный ) и хочет только хорошего, но все равно внутри автоматически испытывать страх или дискомфорт.

Я хочу, чтобы вы понимали: таким образом у человека происходит формирование убеждений.

Ведь убеждения – это ничто иное, как вывод, правило реагирования, которое мы для себя приняли сознательно или неосознанно в результате одного эмоционально очень сильно заряженного опыта (импринт), постоянного повторения похожих опытов, или приняв на веру, послушав значимых для нас людей .

Потом эти выводы становятся автоматическими правилами, которыми мы руководствуемся в нашем отношении к чему-то, в поведении с кем-то и т.д. И такие вот реакции у человека существуют для всего на свете. У человека формируются убеждения(отношение) по поводу вещей(Iphone говно), по поводу людей(Иван Иванович добрейший человек, все женщины…), явлений(боюсь темноты), идей (расизм, феминизм).

К примеру, когда мы начинаем общаться с человеком, мы его начинаем узнавать. И в голове формируется его образ, формируется отношение к нему, то, как мы на него реагируем. Сам человек является для нас одним большим набором якорей.

Его лицо, фигура, походка – визуальные якоря, его голос , темп речи, манера говорить– аудиальные, запах его духов, вкус поцелуя, пожатие руки – кинестетические. И на все это у нас формируются связки «стимул-реакция», где все вышеописанные свойства являются стимулом, а отношение к нему реакцией.

Ужасно, что встретив совершенно незнакомого человека с похожим носом, мы можем начать на него автоматически реагировать так же, как на этого нашего знакомого(иногда это могут ошибочно называть интуицией). Хорошо, если реакция хорошая, правда? Сколько раз вы встречали людей, похожих на старого знакомого, и общение с ними быстро налаживалось.

Но что если реакция плохая? А если это ваш новый начальник? Ведь это совершенно новый человек, но, тем не менее, ваши отношения начинаются с негатива. А дальше работает петля обратной связи, и они могут становиться еще хуже по нарастающей.

Есть еще одна ловушка, в которую мы регулярно попадаем. Повесив на человека такой ярлык, мы не хотим замечать, что человек меняется. Более того, если он перестает соответствовать нашему представлению о нем, можем его еще и попытаться переделать, чтобы он снова начал им соответствовать.

Простой пример из жизни:

Однажды у меня был случай, когда я на дне рождения хорошего друга встретил своего старого знакомого, которого не видел несколько лет. Мы с ним вместе учились. За эти несколько лет я сильно изменился. Но у знакомого в голове было представление обо мне, каким я, по его мнению, являюсь.

И он пытался вести себя со мной как раньше – так же глупо шутил, говорил о каких-то вещах, которые мне уже не были интересны. Я аккуратно попробовал дать понять, что давно уже другой, но этот парень просто не хотел видеть меня настоящего. Он общался не со мной, а с тем образом, который нарисовал себе много лет назад.

В какой-то момент мне это надоело, и я очень резким поведением сделал ему разрыв шаблона. После чего человек на полчаса ушел в транс. Но после этого поведение его и отношение ко мне быстро изменились.

Многие проблемы в браке возникают по той же самой причине.

Люди узнают друг друга в конфетно-букетный период, формируют образ, часто не соответствующий действительности и на этом останавливаются, решив, что уже все узнали. Потом женятся, привыкают и продолжают жить с нарисованным образом, отказываясь видеть, что партнер их меняется. Какое-то время другой партнер может даже отыгрывать эту роль, пока ему не надоест окончательно.

А потом вдруг неожиданно у кого-то открываются глаза, после чего начинаются проблемы, претензии. Почему этот реальный человек не такой, как моя галлюцинация? Ведь я вступал в брак с таким чудным партнером, я верил, что он такой. Меня обманули! О, какой я несчастный! Так плохо быть обманутым.

Некоторые пытаются переделать партнера обратно… Хотя бывает и положительный исход, когда человек начинает по-новому смотреть на супруга, снова находить его интересным, снова испытывать влечение и желание узнать его получше. Главное, чтобы не было поздно. Об этом можно писать отдельную статью или даже книгу. Но эта статья о другом.

В общем случае задача психологии заключается в том, чтобы помочь человеку изменить данные автоматизмы, поменять убеждения и реакции. Но об этом чуть позже. Сейчас я хочу снова вернуться к исследованиям Павлова.

Он не ограничился колокольчиком, а пошел еще дальше: звонил в колокольчик и показывал черный квадрат. Таким образом, у собаки выработалась новая связка “стимул-реакция” – рефлекс второго уровня.

Теперь, чтобы у животного начинала выделяться слюна, можно было даже не звонить в колокольчик, а только показывать черный квадрат.

Хотя в самом начале опыта он был просто нейтральным символом, так же, как и колокольчик.

Давайте рассмотрим схемы:

1-й уровень: колокольчик = еда – > слюновыделение

Колокольчик = слюновыделение

2-й уровень: черный квадрат = колокольчик = еда -> слюновыделение

Очевидно, что у человека этот механизм работает еще лучше, чем у животных и, значит, уровней может быть гораздо больше, чем у собаки. Более того, у человека все эти связи могут быть переплетены между собой, формируя целые системы – системы убеждений.

Слова так же являются стимулом, к которому привязана реакция. Словосочетание «сочный апельсин», также может вызвать слюновыделение.

Но если ребенок, к примеру, никогда не пробовал апельсин, то для него этот механизм не сработает. Никакой реакции кроме замешательства или интереса этой фразой вы не вызовете.

У ребёнка просто нет опыта, который бы стоял за этими словами. Поэтому, если есть реакция на что-то, всегда существует опыт, где вы ее создали.

Давайте посмотрим, как работает связка «стимул-реакция» в этом случае:

Слышу «сочный апельсин» = представляю картинку апельсина = вспоминаю вкус -> слюновыделение

Таким образом, слова – это тоже ярлыки, символы, за которыми стоит определенная реакция в теле. Люди от животных отличаются именно тем, что могут манипулировать этими ярлыками, связывать их между собой и передавать с помощью опыта друг другу.

Например:

Если сказать «апельсин» – это одно. Оно дает общее представление и каждый может представить свой апельсин.

Реакция на словосочетание «сочный апельсин» – будет другим, поскольку уже есть уточнение

Можно уточнить еще больше и добавить слово «большой». И конечно реакция на «большой сочный апельсин» тоже будет отличаться.

А к примеру «гнилой апельсин» вызовет совершенно другой образ, не похожий на два предыдущих. Таким образом, комбинируя ярлыки, мы вызываем разные реакции. По сути, словами мы вытаскиваем записи из хранилища памяти о нашем опыте. Другое сочетание слов вытягивает другой опыт.

То, что мы умеем в голове манипулировать самыми разными символами, комбинировать наш опыт, создавать несуществующее, является нашим самым большим преимуществом. Но в тоже время, это может стать нашей самой крепкой клеткой. Но об этом позже.

 
Я хочу, чтобы вы понимали: любые, даже самые абстрактные вещи, раскрутив цепочку, можно привести к ощущениям в теле.

Пример:

При знакомстве с девушками на улице я зажимаюсь и ощущаю дискомфорт, чувствую, что это неправильно. Хотя с точки зрения логики вроде понятно, что нет никакой опасности.

Если разобрать ситуацию, может получиться следующая цепочка убеждений:

Знакомиться на улице нехорошо, потому что хорошие люди так не делают. (Мама сказала)

Зачем быть хорошим человеком? Почему нельзя быть нехорошим и знакомиться на улице? (Надеюсь, вы уже понимаете, что порядочный и непорядочный человек – это точно такие же ярлыки, абстрактные понятия, с которыми мы связываем какие-то образы и за которыми стоят какие-либо ощущения и опыт).

Если я буду плохим(непорядочным) – меня не будут любить (мама ругала в детстве).

А если мама не будет любить, что будет?

Буду чувствовать себя плохо.

А плохо, это как?

Неприятное ощущение в груди.

Я хочу, чтобы вы понимали – это только пример. Вариаций могут быть тысячи. Да и сама цепочка может быть длиннее или короче.

Представим цепочку более наглядно, чтобы было понятнее:

Знакомиться на улице = быть плохим(не быть порядочным) = мама не будет любить = неприятные ощущения в груди

А еще есть обратная сторона цепочки:

Я не знакомлюсь на улицах = я хороший =меня любят = приятные ощущения в теле

Получается, у нас есть двусторонняя мотивация «от» и «к». Мы хотим избежать, убежать от «быть плохим» «быть нелюбимым» и прийти к «быть хорошим» «быть любимым».

Вот и выходит:

Знакомиться на улице = неприятные ощущения в груди.

Когда-то этот человек научился так реагировать на какие-то действия мамы, демонстрирующие, что его не любят, неприятными ощущениями в груди. Поскольку люди склонны обобщать, то с большой вероятностью это срабатывает теперь не только на маму, но и на других значимых людей. С тех пор он пытается избегать этих неприятных ощущений, поэтому старается быть хорошим, чтобы его все любили.

Итак, чтобы человек мог знакомиться, нам нужно разорвать связь между «знакомиться на улице» и «неприятные ощущения в груди». В идеале мы стремимся помочь человеку образовать новую цепочку «знакомиться на улице» = «приятные ощущения в теле».Это является одной из задач психолога.

Но здесь есть еще один интересный момент. Эту цепочку можно разорвать между:

1)«знакомиться на улице» = «быть плохим» 2) «быть плохим» = «мама не любит»

3) «мама не любит» = «плохие ощущения в груди»

Источник: http://pro-psychology.net/psixologiya-ubezhdeniya

Ссылка на основную публикацию