Жизнь и смерть — психология

Теория и практика экзистенциальной психологии: о смерти и о жизни

Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол.

Платон – «Апология Сократа» 

Говорить о смерти – очень сложно. В такие моменты кажется, что человеческий язык еще не изобрел верно подходящих слов, кажется, что наша культура еще не сумела изобрести правильные представления о смерти.

Но на самом деле это не так, ибо смерть – это то, что существовало всегда, каким бы ни был уровень развития культуры и общества; и развитие человечества не могло не касаться проблемы смерти, поэтому на самом деле уже есть и уже сказаны и правильные слова, и представления о конечности нашего бытия. Поэтому преодолеть собственное душевное препятствие и поговорить об этом можно, а главное – нужно.

Экзистенциальная психология учит тому, что причиной неврозов, как я писал ранее, есть конечные данности. Безусловно, смерть это самая «сильная» и пугающая данность; но стоит отметить, что человек, приходящий в терапию, зачастую не ощущает их по отдельности: «вот тут я боюсь смерти, а здесь меня пугает мое одиночество».

Нет, все они представляются единым целым, и поэтому в терапии в след за одним, поднимаются все вопросы существования.

Бессмысленность жизни – определяется ее конечностью, когда не станет самого носителя смысла; но экзистенциальный выбор все равно предстоит делать каждому, это и есть пугающая свобода; и перед лицом этой свободы человек одинок, так же как при рождении и смерти; а одиночество – это изоляция, будто «репетиция» того, что будет во время кончины.

Однако, для удобства мы отделяем эти вещи друг от друга, мы говорим о них отдельно, потому что осознать эту целостность, то, что философы (например, Хайдеггер) называют «Экзистенциальным Ужасом» – можно только лишь по прошествии долгого времени и изучения; да и в психотерапии перед нами стоят несколько другие цели.

В той или иной форме смерть всегда присутствует в кабинете психолога. Хотелось бы поделиться размышлениями Германа Фейфела на счет смерти, которые могут подтвердить это замечание:

«Фрейд постулировал существование у человека бессознательного желания смерти, которое он связывал с некоторыми стремлениями к самоуничтожению. Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех идей преследования и, таким образом, косвенно в основе всех видов тревоги.

Пауль Тиллих, теолог, чье влияние чувствуется в американской психиатрии, построил свою теорию тревоги на онтологическом утверждении о том, что человек конечен, субъект идет к небытию. Отсутствие защищенности может быть хорошим символом смерти. Любая потеря может представлять главную потерю.

Юнг рассматривал вторую половину жизни как бытие, детерминированное индивидуальным отношением к смерти…»

Говоря о современности, мы предполагаем зачастую иллюзию прогресса – в науке, обществе, здравоохранении и т.д. Я не буду вдаваться в критику этого «самообмана», скажу лишь то, что смерть остается неразрешимой проблемой.

И что в прежние времена человека заботило буквально собственное выживание, и что сегодня, когда условно «западный» человек, добился высокого уровня жизни и т.д., эта проблема остается такой же болезненной. Ведь вопреки всему – медицине, технологиям, прогрессу – человек все равно умирает. И это не может его не тревожить.

Но человеческая психика заботливо «оберегает» личность от таких мрачных мыслей. Происходит процесс «вытеснения» переживаний о смерти (а с ней мы встречаемся регулярно, сами того не замечая) в бессознательное.

Смерть – как самая очевидная и актуальная данность всегда является примером того, как работает наша психика. Бессознательное – это не просто «емкость», хранилище для запретных мыслей и табу, это скорее постоянный «процесс», сопровождающий нас 24 часа в сутки.

Смерть и сопутствующие ей представления будто «стираются» из сознания, но остаются в памяти; и в моменты некоторых послаблений сознаний, например во время сна, бессознательное прорывается наружу, в случае сна – через сны. Другая форма проявления – это отображение в творчестве, в искусстве, через рационализацию.

Вот почему психологам-экзистенциалистам (как, впрочем, и большинству других психологов) так важен анализ сновидений и произведений искусства.

Но бесконечное игнорирование смерти, ее отрицание может пагубно сказаться на человеке. Естественно, все мы боимся умереть, но иногда этот страх превращается буквально в навязчивую идею.

Или же, еще чаще, невротик, приходящий к психологу, часто приходит с симптомами далекими от тревоги смерти; но само невротическое состояние пробуждает затаенный страх смерти – и «невротический круг» замыкается.

Страх смерти тревожит невротика, невротик становится еще более восприимчив к смерти.

Сейчас рассмотрим некоторые типичные жалобы, которые испытывают пациенты, и за которыми кроится страх смерти. Например:

1) Панические атаки, фобии.

Для начала нужно пояснить, что между страхом и тревогой есть разница, всем нам интуитивно понятная. Страх – это переживание и дискомфорт перед чем-то конкретным (пусть и вымышленным или галлюцинаторным). Тревога – это страх без объекта страха, беспричинный страх.

Много лет тому, Хайдеггер, о котором я уже упоминал, говорил о том, что Ничто – есть наше Бытие. Но смерть – это закономерная и неотъемлемая часть нашего бытия, а значит, и тревога имеет под собой основание – страх смерти, онтологически тревожащий нас изнутри.

И как верно заметил Ролло Мэй, беспричинный страх силится отыскать себе причину.

Этими «псевдо»-причинами может быть что угодно – и фобии, и навязчивые опасения. Характерно то, что в любом виде терапии они проходят довольно быстро, но очень часто на их место могут прийти другие фобии, и так буквально до бесконечности. Преодолевая страх перед чем-то, важно раскрыть его до конца и найти настоящую причину.

Особняком стоят т.н. панические атаки – психосоматические расстройства, возникающие периодически. Они появляются ниоткуда и так же быстро исчезают, а их природа досконально на сегодня неизвестна. Однако, я полагаю, что причиной панических атак выступают сильные переживания, связанные со смертью, угрозой жизни, болезнями и/или эмоциональными потрясениями.

Автор этих строк, в детстве страдающий такими же паническими атаками, на себе перенес тяжесть этого расстройства. В моем случае, побуждающей причиной были многократные госпитализации в раннем возрасте, а также крайняя моя впечатлительность.

В результате это приводило к состоянию, когда мое психосоматическое состояние подрывалось, и я, среди всех прочих физических (тошнота, судороги, сердцебиение, температура) симптомов, ощущал буквальную тревогу, страх перед тем, что меня не станет.

Она заполоняла мое сознание и тело.

Только спустя несколько лет, неосознанно (через рационализацию и «покорение» смерти готической литературой) преодолев свой собственный страх, я сумел приблизиться к истинной причине детского недуга и избавиться от него. Конечно же, благодатная природа самоанализа, естественно, не дает мне права претендовать на истинность, но, начав собственную практику, я неоднократно убеждался в правоте своих размышлений.

2) Алкоголизм, наркомания и т.д.

Ошибочно полагать, что злоупотребление «веществами» – единственно проблема воспитания, семьи или социального статуса. Эти клейма очень легко ставятся и служат для объяснения проблемы с точки зрения общества, но их истинность никак не связана с реальными причинами.

Скажу лишь то, что алкоголизмом страдают люди как в богатых, так и в бедных семьях; наркоманами становятся независимо от социального статуса. Непьющие семьи вполне могут обзавестись алкоголиком и наоборот.

Причина – в сугубо человеческом («экзистенциальном») выборе личности… Но об этом мы будем говорить подробнее тогда, когда речь пойдет о свободе и ответственности.

Злоупотребление чем-либо зачастую является одной из множества проблем, если хотите – ее вершиной. Но нередко причина – это стремление подавить, «забить» в себе тревогу, переживания, которые рвутся наружу и мучают человека.

В этом смысле, шутка про «бутылку вина – моего психотерапевта» имеет реальное значение. Как мы рассматривали выше, наиболее травматичными переживаниями являются те, которые связаны со смертью, угрозой существованию личности.

Не обязательно, чтобы угроза личности была прямая – такой точкой отправления может послужить и утрата или болезнь близкого человека. Я не хочу опошлить ситуацию, сказав, что потеряв близкого, человек переживает близость смерти, и лишь о том, чтобы подобное не случилось с ним.

Но я полагаю, что к горю утраты и переживанию добавляется, конечно же, и собственная тревога, которая может в дальнейшем сильно исказить жизнь человека.

(Уже закончив страницу, я подумал, что…) При состоянии опьянения, люди испытывают бесстрашие – даже самый хрупкий и боязливый человечек может стать агрессивным и, позабыв о безопасности, совершать по крайней мере напрасные и рискованные поступки: ввязаться в драку, залезть на высоту т.д.

Эти размышления привели меня к следующему выводу: один из способов преодоления собственной тревоги смерти является символическая «победа» над ней (Подобного рода идей придерживается и И.Ялом).

И нет, вновь я не хочу свести проявления героизма и сознательный (и оправданный) риск человека лишь к преодолению смерти, нет.

Это относится к тем поступкам, которые совершаются напрасно, без должного значения и смысла – молодцеватость, пафос, юношеский героизм и эйфория «героя» – ничто иное, как триумф над смертью. Другой вопрос в том, что это триумф временный, и вскоре потребуется его новая «доза».

3) Проблемы сексуального характера.

Я не погрешу против истины, если скажу, что сексуальность – так хорошо изученная сегодня, до сих пор нам мало знакома.

Знакомы техники секса, знакомы физиологические особенности секса, знакомы сексуальные патологии… но смысл секса по-прежнему нам не знаком.

Вернее так – он не знаком обществу, которое активно манипулирует темой сексуальности с конкретным человеком. И что сказать – манипуляция имеет успех.

Как-то раз ко мне на прием пришел молодой человек, всего на несколько лет старше меня. Он обладал приятной внешностью и манерами, но никак не мог построить какие бы то ни было стойкие отношения, потому что повсеместно искал секса. Даже встречаясь с нравившейся ему девушкой, он продолжал заниматься поиском партнерш. Кто-то скажет так, очень просто: «бабник!».

Кто-то, польстившись на дон-жуанство, скажет «красавец! гуляет пока может!». Но мы оба – и я, и он, чувствовали, что причина не в характере или привычке. Но уже спустя две-три встречи он перестал ко мне обращаться, и более мы с ним не виделись.

Свет на этот случай пролило описание собственного клиента Яломом, который однажды в процессе терапии обнаружил сексуальную компенсацию страха смерти. Т.е., для пациента единственным способом победить смерть было как можно чаще «побуждать себя к жизни» через секс, источник не только удовольствия, но и символический акт единения с жизнью.

И только сейчас, анализируя наши встречи, я пришел к выводу, что и мой подопечный – молодой, красивый и здоровый, боялся, что все это исчезнет, а он – умрет, и таким образом он подавлял свой страх смерти.

Но если эти случаи и можно проинтерпретировать как-то иначе, то следующий факт будет красноречивым подтверждением всего вышесказанного: стремление к сексуальной активности увеличивается у смертельно больных.

Но удивительнее всего то, что смертельно больной партнер становится еще более привлекательным для окружающих! Буквально «овладев» смертью или прикоснувшись к источнику жизни, человек теряет на время тревогу перед смертью…

Конечно же, эти зарисовки отображают лишь небольшую часть психологических проблем связанных со смертью. Главная же моя цель – это показать то, насколько всепроникающим может быть страх смерти, и какое место может занимать в жизни человека.

Но сейчас, когда, казалось, проблема смерти, стала хотя бы несколько ближе к пониманию, нужно заметить следующее – смерти, как таковой, нет.

Проблема состоит в том, что смерть не может быть постигнута нами, и само представление о ней – в разных культурах, религиях и даже социальных средах – может отличаться, причем весьма кардинально. Поэтому, я отмечу – смерть – это в первую очередь культурное привнесение, исходящее из традиций, мировоззрений т.д.

И если откинуть «смерть» как искусственное слово, перед нами возникнет страх перед не-существованием или Небытием. У нас, в силу ограниченности нашего сознания, нет понимания того, что такое смерть, и эту метафору мы употребляем скорее как означающее страх перед Небытием или Онтологическим страхом.

Этому страху и воздействию феномена Небытия (смерти) я посвятил свою книжку – «Между Тьмой и Светом». Но все это, между тем, не отменяет того, что призрак Небытия или Смерти постоянно находится рядом с нами.

Экзистенциальная психология и философия – это те области знаний, где смерть не ограничивается «кабинетными» понятиями, или не считается привнесенным впечатлением, «побочным» продуктом жизнедеятельности.

В экзистенциализме проблема конечности бытия, проблема (по-сартровски) «бытия и ничто» играет одну из важнейших ролей, и мне кажется это вполне справедливо. «Помни о смерти» – гласит знаменитое выражение. Но мне хотелось бы сказать следующее: смерть не является чем-то априори ужасным.

Читайте также:  Грамотная критика - психология

Я не зря вынес в эпиграф строчку из «Апологии Сократа» Платона. Вчитайтесь, друзья: «Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол».

В самом деле, мы знаем о смерти слишком мало, но и слишком сильно боимся ее. Но, как показывают тысячелетия – смерть неизбежна, но человек всегда может выбирать – кем будет для него смерть – учителем или палачом.

Мне хотелось бы услышать и ваше мнение о проблеме смерти, или, возможно, вы можете поделиться своими впечатлениями на счет темы этой статьи: your-psychologist@inbox.ru. Спасибо!

Автор Дмитрий Лобачев

Купить книгу Дмитрия Лобачева “Между тьмой и светом” вы можете на нашем сайте

КУПИТЬ

Читайте также другие статьи из цикла:

Теория и практика экзистенциальной психологии: Краткая история

Теория и практика экзистенциальной психологии: соотношение человека и экзистенции: как это работает?

Теория и практика экзистенциальной психологии. Причина невроза и экзистенциальные данности

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/o-smerti-i-o-zhizni/

Психология жизни и смерти

В чём смысл жизни и смерти или не ищите ответы, а задайте правильные вопросы…

Жизнь и смерть. Две противоположности. На первый взгляд любого человека. Но если присмотреться, то они настолько связаны, как и противоположны.

В чём смысл одного и другого? Почему они такие далёкие и в тоже время близкие? Для чего стоит жить, если ты умрёшь так или иначе? Зачем цепляться за моменты жизни, если смерти абсолютно не важно, кем человек был при жизни? Доказательств существования «той стороны» до сих пор нет, кроме слепой веры.

Почему человек надеется как можно больше унести с собой «туда»? Эти вопросы не одно столетие будоражат великие умы людей, возможно, даже и дольше. Но ответ ускользает постоянно.

Какие вопросы нужно задавать себе?

Не секрет, что эти вопросы, касающиеся вечности бытия, как правило, тревожат умы весьма нечасто. Возможно следовало бы задать вопрос психотерапевту.

Факт в том, что нужные вопросы тонут в рутине жизненных проблем вокруг человека каждый день, связанных с работой, семьёй, родными, коллегами, детьми, покупкой более модной машины или быстрого процессора для компьютера. И очень удивляемся мы, когда не можем заснуть ночью, истязаемые беспокойными мыслями и безосновательным страхом.

И вдруг проснувшись, думаем: «А что дальше?». Это лишь половина вопроса, касающегося стороны жизни. Он вам предполагает на следующий день сменить работу, уделить больше времени семье или друзьям, детям или просто поехать в новое место на прогулку. Но вопрос смерти мы, как правило, игнорируем.

Его могут правильно задать лишь люди, которые сталкиваются с ней непосредственно: спросите у пострадавшего, но выжившего в ДТП, что отделяет его жизнь от смерти, он ответит, что это пара сантиметров или секунд.

  Психология азарта

Конечно, это не значит, что люди боятся смерти все или наоборот. Жаль, но её часто просто до конца не осознают.

Молодые люди радуются, что у них вся жизнь впереди, много лет, десятилетий, а старшее поколение – может радоваться тому, что хватает сил с утра встать с постели и сделать себе чай самостоятельно на завтрак.

Человека манит неизвестность, но и пугает. Романтиков смерть манит покоем, а не ужасом исчезновения с мира живых.

Смерть манит любопытством, но пугает болью страданий…

Верно то, что при мыслях о суициде, а они приходят рано или поздно каждому в разных формах, нас останавливает физический вред и страдания.

Многие также оправдывают это тем, что это недостойно и очень малодушный поступок, но отпугивает в основном физическая боль. Человек не хочет умереть на самом деле.

Мы просто не можем выдержать эту неизвестность, эту неопределённость, ведь как бы там ни было, но зная суть ситуации, правду, всё же легче осознавать положения дел.

  Зигмунд Фрейд

Важно верить…

Эта неопределённость и выводит с равновесия, она толкает на непоправимые действия, сталкивает инстинкт самосохранения и любопытство. И как же мы завидуем тем, кто верит в что-то. Не важно, во что именно. Важно то, что человек уверен в чём-то и готов за это умереть. Такой человек решил вопрос жизни и смерти.

Источник: http://www.berdof.com/psixologiya-zhizni-i-smerti/

Смерть и жизнь. Тайна жизни и смерти, психология самоубийцы, мировые религии и смерть. Как ответить на вопрос ребенка о смерти

«Бояться смерти — это ни что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь… Ведь никто не знает, что такое смерть, ни даже того, есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол…»

Платон

Жизнь – это самое прекрасное что есть у человека. Жизнь – это то, что есть у человека даже тогда, когда у него ничего не осталось.

Жизнь на Земле – это одна из самых больших загадок на свете, ведь к образованию жизни и появлению на Земле человека ничто не предполагало.

А может быть наоборот? Зарождение жизни было предопределено, ведь для ее появления сошлось воедино вместе столько случайностей. Жизнь – это, по истине, величайшая загадка, однако еще большей загадкой является оборотная сторона жизни – смерть.

Последняя, кроме того, что является тайной и неизученной областью мира, также представляет собой то, чего все мы боимся. Кто-то больше, кто-то меньше. Большинство людей вытесняет мысли об этом явлении, но каждый из нас, если копнуть поглубже, боится и не хочет конца своей жизни. Даже самоубийца, который вроде бы пытается свести счеты с жизнью.

Даже выражение какое придумали – «свести счеты с жизнью». Самоубийца как будто бросает вызов жизни и говорит «Ах, ты так со мной, тогда я тебе так». Но в глубине души он ждет развязки и спасения. Многие тайно мечтают о том, что их в последний момент вытащат из петли и не зря самым распространенным видом самоубийства является отравление таблетками.

В этом случае легче спасти…

Психологи называют это явление демонстративным поведением, когда человек по сути не старается умереть, а пытается напугать близких. Я же считаю, что это хорошо… Хорошо совсем не потому, что люди пытаются покончить с собой, а потому, что они на самом деле этого не хотят, а хотят жить. Я не вижу в этом ничего достойного осуждения.

Если у человека есть хотя бы маленькое желание жить, значит он уже сильный. И смелость нужна совсем не для того, чтобы бесстрашно шагнуть со стула или с подоконника, смелость и сила заключается в том, что ты решаешься взглянуть в лицо своей боли и решаешься жить дальше.

В тот момент, когда ты передумаешь умирать, считай что ты победил смерть… хотя бы на какое-то время.

Даже в христианстве, в Библии смерть называют последним врагом человека, а священники говорят, что борьба со смертью – это битва с последним врагом. На протяжении жизни мы встречаемся со многими врагами и каждого мы способны победить.

Люди на самом деле могут пережить все что угодно – все, кроме смерти. В соответствии с христианством считается, что смерть – это единственный враг, которого человек не может победить. А виновата в этом греховность человека.

Люди были изгнаны из рая после первородного греха, когда Адам и Ева вкусили плод с дерева познания добра и зла. Тогда Бог сказал «…в поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

А первой смертью на земле стала гибель Авеля, убитого родным братом Каином. Таким образом, смерть вошла в мир через зависть дьявола.

Немного другое представление о смерти несет буддизм. Так, Будда был уверен, что главным смыслом нашей жизни является избавление от страданий, поэтому он и рассматривает смерть как естественный финал жизни. Наверное именно поэтому у японцев, которые исповедуют Буддизм, на похоронах принято радоваться и веселиться, а не плакать, так как они верят, что человек попадает в более совершенный мир.

Такое понятие, как «смерть» рассматривается и психологами. С развитием психологии и с появлением множества психологических школ и течений, ученые поняли что смерть с психологической точки зрения далеко не такое сложное явление как о нем думали ранее… оно намного сложнее.

Ребенок начинает задумываться о теме смерти примерно в 4 года. Из детских уст чаще звучит вопрос «Что со мной будет после смерти?», а не так пугающий большинство родителей «Откуда я взялся?». Ребенок может заинтересоваться этой темой после смерти одного из родственников или если он случайно натолкнется на мертвое животное.

В этот момент очень важно как поведут себя родители.

Ответить на первый вопрос может оказаться намного сложнее, чем на второй. Во-первых, мы и сами боимся смерти, во-вторых мы знаем в этом вопросе не более самого ребенка. Но ответить нужно обязательно и, самое главное, сделать это правильно. Не стоит пугаться или злиться, иначе ребенок может решить, что смерть это страшно или что об этом нельзя говорить.

Для начала будет достаточно того, что вы скажете, что когда живое существо умирает оно перестает дышать и двигаться. Лучше не говорите о том, что смерть подобна сну, иначе ребенок может бояться засыпать, чтобы не умереть. Так же не стоит говорить об умерших родственниках «он ушел» от нас.

В этом случае у ребенка может появиться страх расставания с близкими людьми, а также обида за то, что они ушли не попрощавшись.

Источник: https://www.RuAvtor.ru/mir-lyudey/tajna-zhizni-i-smerti-psihologiya-samoubijcy-mirovye-religii-o-smerti-kak-otvetit-na-vopros-rebenka_7662.html

Жизнь и смерть с точки зрения психологии

16 марта, 2014

Ассоциативный ряд «жизнь-смерть»

  • жизнь – бытие, смерть – небытие,
  • жизнь – здоровье, смерть – болезнь,
  • жизнь – приобретение, смерть – лишение,
  • жизнь – порядок, смерть – хаос,
  • жизнь – общность, смерть – одиночество,
  • жизнь – ход, смерть – событие,
  •  жизнь – все, смерть – ничто.

Жизнь

Жизнь — невероятная ценность для любого человека. Яркие впечатления, события, ход жизни служат большим стимулом для развития личности, в том числе психики. Все эмоции, чувства, аффекты, страсти возможны не только благодаря окружению, т.е.

социуму, но из-за наличия жизни, сознания. Счастье, успех, радость – лучшее, что есть в жизни, поэтому для человека естественно стремиться к ним и делать свою жизнь лучше.

Психика воспринимает жизнь как должное, как само собой разумеющееся, и только сознание подчеркивает ее ценность.

Жизнь может восприниматься человеком сразу в нескольких ипостасях:

  •  комплекс прошлого, настоящего, будущего, имеется в виду ответственность за каждое из них,
  •  сиюминутное состояние, отличное от того, которое было секунду назад, и того, какое придет через миг, здесь главенствует самосознание,
  •  процесс, деятельность, в этом случае чаще всего верховодят эмоции, которые зависят не столько от внутреннего состояния духа, сколько от происходящих вокруг событий,
  •  состояние сознания, противопоставленное небытию – смерти.

Смерть

Смерть означает конец жизни, т. е. конец сознания. Поэтому для психики смерть вызывает только страх — бесконечный и неугасаемый. Столкнувшись близко с проявлениями смерти, человек чаще всего испытывает шок и впадает в ступор.

На протяжении многих веков люди боялись смерти и стремились подготовиться к ней при жизни. Все религии основаны на идее спасения, они вырабатывают свою позицию – утверждают преимущества праведной жизни для обретения возрождения после смерти, провозглашают переселения душ и т.п.

Древние египтяне, создавшие пирамиды как гробницы для фараонов, готовили им таким образом достойную «жизнь после смерти».

Таким образом, жизнь и смерть с точки зрения психологии неразъединимы. Как бы человек не отвлекался от мыслей о смерти, он не сможет полноценно жить, пока не выработает систему отношений к ней, мировоззрение. Причем чем полнее и глубже он продумает собственное отсутствие в жизни, тем проще будет его восприятие реальности – той, в которой он сейчас. Это взгляд из вечности.

Источник: http://carcasson.com/zhizn-i-smert-s-tochki-zreniya-psihologii.html

Психология смерти

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Читайте также:  Можно ли менять свой темперамент? - психология

«БЕЛЕБЕЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекционного интегрированного урока

по ОП.02МДК.03

дисциплина Психология

тема

  • Сотникова О.А. – преподаватель ПМ.07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» высшей категории

    Аннотация

    Тема смерти встречается при изучении многих дисциплин, таких как религиоведение, философия, литература, медицинская биоэтика, практически все клинические дисциплины и конечно психология.

    Разработка интегрированного урока предназначена для отделения «Лечебное дело» по дисциплине психология, которая изучается на 2 курсе. Студенты прошли курс философии, ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным».

    Таким образом, подойдя к теме «Психологическая помощь при умирании», мы логично объединяем изученный материал и дополняем его новым. В следствие этого у студентов складывается целостное восприятие таких сложных понятий как смерть, умирание, и формируется умение общения с умирающими пациентами, их близкими и людьми, пережившими утрату.

    Содержание

    1. Введение ………………………………………………………………
    2. Цели……………………………………………………………………
    3. Профессиограмма …………………………………………………….
    4. Форма проведения, оборудование……………………………………
    5. Ход урока

    — преподаватель УД «Основы философии»………………………….- преподаватель ПМ 07«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным»……………….- преподаватель УД «Психология»…………………………………..6. Заключение …………………………………………………………….7. Литература ……………………………………………………………..8. Приложение 1……………………………………………………………9. Приложение 2…………………………………………………………..

    с.4с.5с.5с.6с.7с.10с.12с.23с.24с.25с.28

    Введение

    Вопросы жизни, смерти, бессмертия человека относятся к числу вечных, всегда нуждаются в разработке. Каждое время открывает в них новые грани. Они не устаревают, а значит всегда остаются актуальными.

    Смерть, как неизбежный финал жизнедеятельности человека, заложена самой природой, как и рождение. На биологическом уровне она проявляется как прекращение работы всех систем организма. На психологическом уровне — прекращение ощущений и работы психики в целом, оставление людей, дел, путь в неведомое.

    Психология смерти — сложная тема для изучения, поскольку о смерти нет никаких фактических данных, потому что когда человек умирает, его мозг перестает функционировать.

    Само же умирание изучено несколько лучше. Большинство людей опирается на религиозную трактовку посмертного состояния души, идеях о потустороннем мире, реинкарнации и т.п.

    Человек отличается от других живых существ знанием о неизбежности собственной смерти. Однако это знание для него — тяжелая, невыносимая ноша. Человек бежит от этого знания, а цивилизация помогает ему.

    В прошлые исторические периоды, когда человек умирал у себя дома, смерть была рядовым событием, а погребение становилось заботой всей семьи.

    Двадцатый век сформировал эру «невидимой смерти» — люди умирают в больницах, находятся потом в моргах, чтобы не смущать живых.

    Склонность скрывать это событие привела к тому, что рядовые граждане наблюдают смерть по телевизору несколько раз в день, а в реальности не встречаются с умиранием, а значит, зачастую не бывают к ней готовы, не знают как вести себя, не знают, как оказать психологическую помощь близким, испытавшим утрату. А ведь смерть это серьезное испытание, стресс и не каждый легко переносит данное событие в своей жизни.

    Медицинские работники встречаются со смертью в силу своей профессии достаточно часто. Они должны быть готовы к встрече с ней. Кроме того должны уметь работать как с умирающим пациентом, так и его родственниками. Оказывать не только медицинскую, но и психологическую помощь на всех этапах умирания и скорби.

    Цели:

    Обучающие цели:

    • научить правилам грамотного взаимодействия с умирающим больным и его близкими;
    • познакомить с принципами паллиативной медицины.

    Развивающие цели:

    • развить навыки поведения в ситуации общения с умирающим больным и его близкими;
    • развить навыки общения с людьми, перенесшими утрату.

    Воспитательная цель:

    • способствовать воспитанию морально-нравственных качеств: гуманизма, милосердия, уважения к пациенту.

    Обобщение знаний по темам: «Человек как объект философского осмысления», «Потери, смерть, горе».

    Профессиограмма

    Студент должен знать:

    • понятия: танатология, потеря, горе и утрата, паллиативная помощь, хоспис;
    • качество жизни, работа горя;
    • стадии переживания горя;
    • принципы паллиативной помощи;
    • правила взаимодействия с умирающим больным и его родственниками на различных стадиях переживания горя.

    Студент должен уметь:

    • определять стадию переживания горя у умирающего больного;
    • определять стадию горевания при переживании утраты;
    • регулировать свое поведение при общении с умирающим больным и его близкими с учетом стадий переживания ими горя;
    • оказывать психологическую поддержку пациентам и их родственникам, переживающим горе в зависимости от возрастной группы и др. факторов.

    Межпредметные связи

    Тип урока: интегрированный урок философии, психологии и ПМ.07

    Форма урока: комбинированный урок-лекция.

    Педагогические технологии: традиционная форма обучения,

    коллективное обучение, использование информационных технологий.

    Продолжительность занятия: — 90 минут

    Оборудование: лекционный класс, оснащенный видеопроектором с демонстрационным экраном.

    Сопровождение урока – мультфильм «Стадии умирания жирафа»

    Ход урока
    Преподаватель здоровается, проверяет, присутствующих. Объявляет тему урока, цель и задачи. Представляет участников урока.

    II. Основная часть

    Преподаватель УД психологии:

    У каждого человека свое отношение к смерти, но, имея разное мнение о ней, нам всем свойственно сторониться всего, что так или иначе связано со смертью.

    Но как бы мы не хотели избежать смерти, она всегда была, есть и будет. С каждым годом взрослея, старея, мы теряем все большее количество близких, родных, знакомых.

    Так, что же это такое смерть, как к ней относится и как помочь умирающему, его близким и людям, испытавшим потерю?

    Преподаватель УД философии.

    «Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия»

    Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и является любая философская проблема.

    И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет комплексный, многоаспектный характер.

    В ней можно выделить несколько уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.

    Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее проявлениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

    Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову людям старшего поколения и совсем юным, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники.

    Например, Сократ и определил жизнь как «подготовку к смерти», а Шопенгауэр считал, что «смерть — подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии».

    По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

    Испанский философ Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфическую человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна — конец ее неизбежен.

    Автор Экклезиаста так сказал об этом: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Столетия спустя греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения.

    Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

    Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

    Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле, счастливое существо.

    Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с генокодом.

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть, этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире.

    С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил, напоминая Фауста.

    «Остановись мгновенье»,- это девиз такого бессмертия, импульсом которого является, по словам Ортега-и-Гассета, «биологическая витальность», «жизненная сила», родственная той, «что колышет море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звезды».

    Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать «насыщения днями» как библейские пророки — может ли что-то быть более заманчивым?

    Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть — пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

    Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти.

    Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше — жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».

    А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном — не скорби!»

    Преподаватель ПМ.07.

    « Потеря, смерть, горе»

    В рамках темы « Потеря, смерть, горе», мы с вами изучали стадии терминального состояния, виды смерти с точки зрения физиологии. В рамках урока выделяли смерть клиническую, биологическую и социальную. Обозначали их признаки. Прошу вас назвать стадии умирания их клинические проявления, а так же признаки смерти. (Приложение №1)

    Студенты отвечают на поставленные вопросы. Преподаватель при необходимости корректирует ответы студентов.

    Смерть любого человека может наступить внезапно, но для хронических больных это порой длительный процесс, с глубоким пониманием происходящего. От того период ожидания смерти становится тягостным, порой невыносимым как для самого пациента, так и его родственников.

    Важный вклад в понимание умирающего человека внесла психолог и врач Э. Кюблер-Росс своей книгой “Интервью с умирающими”. На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, как умирающие на различных этапах умирания примиряются с фактом своей скорой смерти. Э.

    Кюблер-Росс различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность. “Если мы не покидаем умирающих в одиночестве, если мы прислушиваемся к их надеждам, больные быстро проходят все пять этапов…

    Иногда один из этапов может быть пропущен, иногда больной возвращается назад”(Кюблер-Росс 1971).

    Назовите эти этапы.(Приложение №2)

    Студенты отвечают на поставленные вопросы. Преподаватель при необходимости корректирует ответы студентов.

    Формы помощи умирающему

    1. Одна из первых форм помощи умирающему состоит в хорошем уходе за ним. При этом имеется в виду не только профессиональная и техническая сторона дела. Наряду с профессионализмом речь идет о человеческих аспектах такого ухода. Нередко от тех, кто ухаживает за больными, приходится слышать, что они хотели бы посвятить этой стороне дела больше времени и внимания, но времени на это у них не хватает… Человеческие аспекты ухода чаще по-настоящему воплощаются именно тогда, когда больной находится у себя дома, хотя домашний уход может быть не столь профессиональным. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется: как заметила Э. Кюблер-Росс (1970), «пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице… «
    2. Второй способ помощи умирающему состоит в преодолении физических страданий и боли. С помощью медикаментов врач может преодолеть или значительно ослабить практически любую боль, и это очень важно для больного…
    3. Еще более мучительными, чем физическая боль, могут быть эмоциональные страдания, вызванные предстоящим прощанием и расставанием с любимыми людьми. Поэтому очень важной формой помощи умирающему является попытка в возможно большей степени уловить и принять на себя эти страдания, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности. Менее правильной является такая форма помощи умирающему, когда его “защищают”, скрывая от него печальную правду о его состоянии. Мы вовсе не хотим сказать, что врач должен в откровенной форме заявить больному, что он болен смертельной, неизлечимой болезнью и что он будет “освобожден” в течение месяца. У правды много лиц; каждое из них выступает тогда, когда оно нужно. Правда при таких обстоятельствах не должна лишать больного последнего луча надежды. Надежда на улучшение никогда не исчезает совсем, даже тогда, когда излечение невозможно… Правда и надежда не исключают друг друга…
    4. Четвертая форма помощи состоит в назначении врачом психотропных (успокоительных или возбуждающих) средств. Их применение позволяет в дальнейшем перейти к действительно глубокому, внутреннему преодолению эмоциональных проблем, перед которыми больной стоит на последнем этапе своей жизни.

    Рефлексия: просмотр фильма «Стадии смерти жирафа».

    Преподаватель УД «Психология»

    Медицинские работники знают процессы умирания и должны осознавать психологическую сторону состояния умирающего, уметь найти свой подход к каждому из них, выработать деонтологическую тактику поведения в каждом конкретном случае.

    Психологическая помощь при утрате

    Ситуации траура в наши дни — чрезвычайно часты, они возникают при множестве техногенных массовых катастроф, стихийных бедствий, криминальных и террористических ак­тов, локальных войн и пр.

    К ситуациям траура чрезвычайно близки вопросы психологической помощи пострадавшим в массовых катастрофах.

    Такую помощь оказывают спасатели, которые не обязательно имеют высшее медицинское или психологическое образование.

    Вопросам психологической помощи в ситуации траура посвящено великое множество отечественных и зарубежных работ. Представляем три аспекта проблемы:

    1. Помощь в ситуации траура при неожиданной потере (пожар, самоубийство, исчезновение и пр.).

    2. Помощь в ситуации ожидаемой потери (длительная неизлечимая болезнь).

    3. Помощь родным при утрате детей и, с другой стороны, де­тям и подросткам, потерявшим родителей (одного или обоих)/

    «Сразу же необходимо отметить, что в любом случае задачей медработ­ника является определение вида помощи, в которой лицо, испытывающее горе, нуждается, а именно:

    • Только в психологической помощи.

    • В помощи психолога и психоневролога (при возникаю­щих невротических расстройствах).
    • В помощи психиатра, а в дальнейшем психолога (при душевных расстройствах).

    Определение вида помощи, особенно при массовых катаст­рофах и стихийных бедствиях может лечь на плечи медработ­ников среднего звена.

    Последнее предварительное замечание: помощь семье является самой частой ситуацией, однако, наиболее сильное горе может испытывать партнер, друг или подруга погибше­го или умершего, особенно, если последний имел в их гла­зах особую значимость, авторитет, был наставником в жизни.

    Рассматриваются следующие стадии или «субстадии» го­ря (по: В. Г. Ромек и соавт., 2004) (табл.1).

    Таблица 1

    Стадии горя, проявления, временной фактор

    № п/пСтадияПроявленияСредняя длитель­ность
    Шок,

    оцепенение

  • Источник: http://dogmon.org/psihologiya-smerti.html

    Психологические проблемы умирания и смерти (стр. 1 из 7)

    Курсовая работа

    По дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

    Тема: «Психологические проблемы умирания и смерти»

    Введение.

    Все мы радуемся рождению нового человека, и все скорбим, когда от нас «уходит» близкий, родной или просто знакомый человек, но всё это естественные события. Одни несут нам приятные волнения и оптимизм, про другие мы избегаем разговоров.

    Я выбрала тему «Психологические проблемы умирания и смерти» лишь потому, что мой ребёнок не одиножды задавал подобные вопросы, и чтобы более доступно дать ответ на его мучающие вопросы, я решила сама в них более подробно разобраться.

    Понятие смерти напрямую связано с понятием жизни, смертью завершается жизнь. Поэтому для понимания того, что такое смерть и как она наступает, необходимо вначале дать определениежизни.

    Что же такое жизнь?

    Согласно энциклопедии Кирилла и Мефодия, жизнь — это одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде.

    Таким образом, жизненный цикл определяется как прогрессивная серия изменений организма, начинающихся с момента оплодотворения яйцеклетки и кончающихся моментом смерти.

    Мы можем не знать ответы на многие вопросы, касающиеся нас, нашей деятельности, но все мы можем, ответить, что ждёт человека в конце его жизни. Мы обязательно умрём, т.к. человек не может жить вечно. Мы умрём завтра, или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдёт. Почему же мы боимся самого процесса умирания и непосредственно смерти?

    Традиционно тема смерти является запретной, мы предпочитаем не говорить о ней, объясняя это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти.

    Если разговор все же неизбежен, мы стараемся прибегать к эвфемизмам, говоря об умершем человеке «он нас оставил», детям же мы стараемся говорить «он живёт сейчас на небесах». Избегая этой темы, мы лишь мешаем себе выработать к ней реалистическое отношение.

    Только разобравшись в своем отношении к смерти человек способен правильно организовать собственную жизнь.

    I. Смерть и умирание.

    I.I. Философские взгляды на смерть.

    Тема смерти – является основополагающей во всех философских концепциях, созданных человечеством. Зачем человек пришел в этот мир, что ждет его после смерти – вопросы вечные, и каждая эпоха и цивилизация решали их по-своему. Актуальность данного вопроса сегодня не сводится к онтологическим проблемам жизни и смерти отдельного индивида, но затрагивает судьбу цивилизации в целом.

    В мировой философской традиции существуют три основных типа представлений о жизни после смерти:

    — первый тип отображает смерть как продолжение этой, земной жизни, в которой человек занят своими повседневными делами. Данное представление отражено в характере захоронения и предметах, которые кладут в могилу с умершим;

    -второе знаковое представление о посмертном существовании предполагает, что будущая жизнь проходит в особом, другом мире, который расположен либо под землей, либо над землей, на небе, и ничего общего с этой жизнью не имеет. В зависимости от своей жизни на земле, усопшие прибывают в блаженстве за свою праведную жизнь, либо обречены на вечные мучения за совершенные ими злодеяния. В этой концепции загробный мир делится на ад и рай;

    -третье философское представление — это представление о переселение души умершего человека в другое живое существо. В этом случае присутствует идея загробного воздаяния, но в некотором видоизмененном виде. За праведную жизнь душа умершего переселяется в тело богатого и знатного человека, за неправедную — в тело нищего или даже в животное.

    С научным и техническим прогрессом усилилось мнение о том, что после смерти ничего нет.

    В нашей истории было и время отрицания смерти, время, когда люди отказывались верить в то, что смерть представляет собой естественное состояние, предпочитая возлагать ответственность за нее на какие-либо одушевленные или неодушевленные силы.

    Это отчетливо проявляется в погребальных обрядах цивилизаций. Затем наступает период принятия смерти как реального, завершающего жизнь события, характерного для иудейско-эллинских цивилизаций. Далее следует стадия отрицания смерти, попытки преодолеть ее реальность.

    Апостол Павел выразил это христианское отношение отважным возгласом: «О смерть, где твое жало?»

    Во все времена лучшие умы человечества видели духовную сторону мира, верили в Бога и бессмертие человеческой души.

    Начиная со священных книг Египта и Тибета, посвященных участи человека в загробном мире, и трудов Платона и Аристотеля, философы, ученые и богословы не оставляли без внимания феномен смерти и умирания, как итог человеческого существования в этом мире.

    Платон учил, что душа человеческая бессмертна, все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни, а полнота жизни может быть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени. Пифагорейская школа и учение стоиков уделяли особое место кончине человека.

    Вся средневековая философия находилась под влиянием учения святых отцов Церкви и была эсхатологична по своей природе. Отношение к смерти в средние века, нам известно не только по книгам Священного Писания и учению святых отцов, таких как Блаженный Августин и Фома Аквинский, но и через церковную иконографию, которая менялась в течение веков.

    Философия эпохи Возрождения, сочетавшая в себе теологические учения средневековья и античную философию, давала свои ответы по поводу назначения человека в этом мире.

    Николай Кузанский и Мейстер Экхард, Томас Мор, Джордано Бруно и Кампанелла внесли свой вклад в изучение данной проблематики. Эмпиризм Френсиса Бекона и Джона Локка, рационализм Р.

    Декарта и Лейбница и философия Просвещения оказали влияние на изменения восприятия феномена «смерти» как отдельного индивида, так и общества в целом.

    Не без влияния восточной философии, а также эзотерических философских подходов в последние десятилетия возник большой интерес к проблеме участи человека после его смерти. Значительное количество книг, таких, как работы П.С. Гуревича, К.Г. Короткова, труды Э. Кублер-Росс и П.

    Калиновского посвящены опыту переживания клинической смерти. Эти работы во многом представляют собой современную интерпретацию веры в загробное существование человека, что было присуще как первобытному, традиционному обществу, так и людям в христианскую эпоху.

    Разрушение и ослабление веры человечества в Бога, и существование души, научный и технический прогресс, урбанизация – все это породило проблемы как психического, так и физического состояния отдельного индивида и общества в целом, тем самым, изменив философские представления о жизни и смерти.

    I.I. Учёные о смерти и умирании.

    В своей работе я хочу показать не только философские взгляды на проблему смерти, но и как рассматривают смерть учёные, такие как социолог Ричард Кейлиш, танатологи Роберт Кэвэнау и Элизабет Кюблер-Росс.

    Я начну со взглядов на смерть социолога Ричарда Кейлиш. По каким же категориям он рассортировал свои взгляды?

    1. Смерть как организатор времени. Осознание факта, что жизнь не бесконечна, влияет на то, как человек использует свое время.

    Если бы жизнь длилась бесконечно, то людям не нужно было бы использовать систему приоритетов, но поскольку временные ограничения жизни существуют, такая программа необходима, и в соответствии с ней принимаются решения. Таким образом, людей разного возраста перспектива смерти организует по-разному.

    2. Религиозные взгляды на смерть. Догмы любой религиозной системы содержат те или иные представления о смерти.

    Одни религии рассматривают смерть как наказание за грехи, освобождение от страданий или как переход к лучшему существованию, другие как переход из одной жизни в другую.

    Почти все религии обещают загробную жизнь в том или ином виде или новое воплощение. Религиозная ориентация человека (или его безверие) влияет на его отношение к смерти.

    3. Смерть как утрата. Смерть приносит человеку бесчисленные утраты: утрату сознания, последующего опыта, всех любимых людей, мест, предметов и самого бытия. Никакое другое событие в жизни не наносит человеку столь полный ущерб. Независимо от того наступает смерть внезапно или в результате длительной болезни, на наше отношение к ней сильнее всего влияет ожидание полной потери всего.

    Многие проходят через ряд хорошо различимых стадий приспособления к умиранию, пока, наконец, не почувствуют себя в силах признать смерть финальной стадией человеческого развития.

    На сегодняшний момент, отношение к смерти является одной из важнейших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Мнение многих заключается в том, чтобы дожить до 85 лет в полном здравии, закончить начатое и безболезненно умереть. Но, к сожалению, так получается не всегда.

    Всю жизнь человек сталкивается с событиями, которые формируют его отношение к смерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают дома и в средствах массовой информации. Аварии, болезни и т.д. Восприятие подобных событий влияет на отношение общества к смерти.

    В отношении к смерти людей, смертельно или тяжело больных и близких этих людей, велика потребность в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются в помощи эмоциональной, психологической.

    На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких.

    Умереть – значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченными.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/198979/psikhologicheskie-problemy-umiraniya-i-smerti

    Ссылка на основную публикацию