Эффект ореола — психология

Эффект ореола в психологии

Эффект ореола в психологииЭффект ореола - психология

Эффект ореола (по-другому гало-эффект) — является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностный характеристиках.

Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike).

 Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.

Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться.

В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.

Эдвард Торндайк

Простейшим и классическим примером данного феномена можно назвать мнение о том, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой (на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека).

Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.

Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий «кредит доверия».

После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства — все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.

Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ.

Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).

Возникновению эффекта ореола способствуют:

  • Нехватка времени. В ситуации, когда у человека нет достаточно времени, чтобы качественно познакомиться с другой личностью. Это означает, что он вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и по нескольким разрозненным фактам составить целостное впечатление о человеке.
  • Загруженность информацией. Человек имеет множество социальных контактов и большое число знакомств, поэтому у него нет возможности детально обдумать каждого и глубоко погрузиться в общение.
  • Незначительность другого человека. Ситуация, когда новому знакомству не придается особое значение, человек не видит в нем особой пользы и перспектив в общении. Стереотипное мнение, которое может возникнуть на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц.  То есть вывод о личности делается на основании, например, национальности, профессии или вероисповеданию.
  • Самобытность и неординарность личности. Когда некая яркая особенность или черта человека занимает весь первый план и полностью оттесняет другие особенности как малозначимые. Исследователи установили, что именно такой особенностью зачастую является внешняя привлекательность человека.

Источник: http://YaPsiholog.ru/effekt-oreola/

Эффект ореола в психологии

Эффект ореола в психологииЭффект ореола - психология

«Эффект ореола» является распространенным явлением в человеческом социуме. Он представляет собой составление поверхностного мнения об определенном человеке. По разным причинам мы не вдаемся в подробности исследования внутреннего мира другого индивидуума, и, составив о нем определенное мнение по первому впечатлению, придерживаемся его долгое время.

Особенности проявления

«Эффект ореола» еще называют навешиванием ярлыков. Мы составляем определенное мнение о другом человеке, руководствуясь собственной интуицией и эмоциональными ощущениями. Если индивидуум в чем-нибудь помог или оказал большую услугу, то он автоматически переходит в разряд «хороших», если же с ним связана неприятная ситуация, то в разряд «плохих».

Мы видим человека только с одной стороны, но практически любая личность является многогранной и интересной, и способна проявлять себя с разных ракурсов.

Например, случайно узнаете, что человек, который помог по работе, является настоящим садистом и тираном в семье, и бьет свою жену и детей. Сначала сложно будет в это поверить, но когда данные подтвердятся, то вы постараетесь оправдать его.

Первое впечатление о личности всегда является одним из самых сильных и его, потом, достаточно сложно изменить.

Эффект ореола может быть двух видов:

  • положительным;
  • отрицательным.

Как часто мы можем судить об индивидууме, воспринимая его только с одной стороны. Это характерно, для политических деятелей, звезд телеэкрана и т.п.

, мы мало знаем о них, и судим только по тому образу, который они создают на экране. Но он может значительно отличаться от действительности.

Этот факт приводит к крайним проявлениям, которые можно охарактеризовать фанатизмом. Особенно это распространено среди подростков и молодежи.

Но данное психологическое явление может привести не только к обожествлению личности, но и к гонениям на нее. Этим часто пользуются многие политические деятели, создавая «эффект толпы» и превращая личность или группу личностей в «негодяев» и «изгоев».

«Эффект ореола» часто применяют обманщики и мошенники. Они знают о том, что при определенных обстоятельствах человек не будет вдаваться в подробности и воспримет ложь за чистую монету. Чаще всего они любят играть на страхе или на неожиданности. Пока жертва пребывает в состоянии стресса или эйфории, они получают все, что  нужно, и исчезают в неизвестном направлении.

Один из ярких примеров мошенничества описан в литературном  произведении Н.В. Гоголя «Ревизор». Находясь в ожидании приезда проверяющего, люди охотно принимают заезжего проходимца за нагрянувшего контролера.

Такое явление, как «эффект ореола», по сути, является одним из психологических эффектов. На их основе люди делают определенные умозаключения об особенностях личности.

Они довольно устойчивы и могут быть использованы для разных индивидуумов, превращаясь в некое подобие психологического переноса. Например, все женщины плохо водят машину и часто попадают в аварии.

Это убеждение позволяет считать, что все дамы не умеют управлять автомобилем. Однако, как показывает практика, это далеко не так.

Данное психологическое явление является производным для возникновения эффекта Плацебо, когда люди, зная о том, что принимают карамельки вместо лекарства, убеждены в том, что вылечатся.

Причины возникновения

Данное психологическое явление может возникнуть при следующих условиях:

Каждый человек представляет собой отдельный мир со своими привычками, достоинствами и недостатками. В большинстве случаев, люди ориентируются на первое впечатление о человеке, не вдаваясь в особенности его личности.

На это просто не хватает времени, поскольку в век современной глобализации люди постоянно куда-то спешат и стараются все успеть. Возникает постоянный цейтнот. Каждый занят только собой, и ему нет дела до других индивидуумов.

Люди ожидают, что кто-то ворвется в их жизнь и увидит всю скрытую глубину души, чем активно и пользуются разного рода мошенники.

  • в условиях необходимости обработки большого количества информации

«Эффект ореола» очень распространенное явление для работников отдела кадров и различных приемных комиссий. В силу особенностей профессии, этим людям регулярно приходится общаться с большим количеством различных личностей и отбирать их по определенным критериям.

В данном случае, такое психологическое явление помогает в трудовой деятельности, создавая обобщающие образы различных индивидуумов в памяти.

Это облегчает работу и позволяет эффективнее формировать кадровый состав и, тем самым, осуществлять трудовую деятельность более качественно.

Например, специалист по кадрам, основываясь на своем собственном опыте, не будет отправлять человека с математическим складом ума и замкнутым характером в отдел маркетинга или наоборот.

  • поверхностное отношение к другому человеку

Иногда, «навешивание ярлыков» негативно сказывается в процессе общения с другими людьми. Приписывание индивидуумам несуществующих качеств, осуждение, пренебрежительное отношение или обожествление – все это «побочные результаты» поверхностного отношения к другой личности.

Особенно, данный факт касается звезд шоу-бизнеса. Сам смысл их работы заключается в том, чтобы внушать телеаудитории определенное мнение о себе, создавая некий ореол славы вокруг себя.

Часто бывает так, что демонстрируемые качества личности на самом деле ему не присущи.

Например, человек говорит о милосердии и всепрощении, а сам со злостью пинает собаку на улице и брезгливо смотрит на нищих.

Поверхностное оценивание другого человека рождает в подростковой и молодежной среде фанатское движение. Оно построено на обожествлении своего кумира через тот образ, который он старается донести в СМИ. Реальные же качества личности,  нивелируются или превращаются в тренд, например, наркомания, беспорядочные половые связи, праздная жизнь и т.п.

Люди часто становятся заложниками стереотипов, например, все блондинки глупые или все люди на западе живут хорошо. Однако,  реальности это далеко не так.

Мы ожидаем, что люди будут вести себя в соответствии с нашими соображениями, только часто бывает наоборот.

Например, отъявленный дворовый хулиган и отморозок, которому прямая дорога в тюрьму, проявляет незаурядные математические способности и становится со временем большим ученым.

  • яркая, эксцентричная личность

Благодаря своему эпатажному поведению, индивидуум добивается того, что его начинают воспринимать через созданный им образ. Со временем, для человека это превращается в настоящую проблему. Когда он пытался стать кем-то другим, он не думал о том, что это не надолго, и жить в придуманном образе невозможно.

Однако, созданный «эффект ореола» помогает прославиться и хорошо заработать, и просто необходим людям творческих профессий. Также нужно учесть тот момент, что данное психологическое явление работает в обе стороны. Ярким примером может послужить создание «образа врага» в политике или травля определенной личности в среде подростков.

Субъективизм присутствует в той или иной степени в каждой личности. На основе прожитого нами уникально опыта, мы можем составлять определенное для себя мнение о том или ином человеке. У каждого индивидуума оно будет свое, так как, сколько людей, столько и мнений.

Положительные и отрицательные моменты

Данное психологическое явление имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных моментов можно выделить следующие:

  • позволяет быстро оценивать основные качества личности другого человека

Помогает при общении с большим количеством людей и при публичных выступлениях. Этот позволяет подстроиться под собеседника и сделать диалог более конструктивным. Активно используется для подбора персонала, а также в творческой среде.

  • помогает в такого рода деятельности, как реклама и шоу-бизнес

В этом случае, «эффект ореола» просто необходим. Это помогает развитию карьеры и финансовому обогащению личности.

Среди минусов можно выделить:

Это может привести к промахам в кадровой работе и общении с людьми в целом. Ярко выраженный снобизм и навешивание ярлыков, создают отталкивающий эффект и вызывают проблемы в общении.

Невнимательный руководитель может упустить настоящего профессионала своего дела из-за поверхностного суждения о человеке. Например, если личность имеет скромный характер и непрезентабельную внешность, то на нее навешивается ярлык аутсайдера. Хотя, при определенных условиях, индивидуум мог бы выполнять работу целого отдела один.

Пренебрежительное отношение к другому человеку способствует возникновению неприязни.

Определив на основе своего жизненного опыта какие-то базовые критерии его личности, начинаете к нему относиться соответствующим образом.

Например, грубо разговариваете с продавцом, полагая, что это присущая всем работникам торговли манера общения. Однако, тем самым, можете сильно обидеть другого человека, и создать конфликтную ситуацию.

Читайте также:  Синтоновцы - психология

В наш век информации и ускорения темпа жизни, интерес к личности каждого отдельного человека начинает постепенно утрачиваться.

Обществу достаточно первого впечатления, которое производит индивидуум, чтобы понять «все» о нем. Однако, это далеко не так.

Существует масса причин, по которым мы не замечаем личности друг в друге, к ним можно отнести дефицит времени, хроническую усталость, стереотипы, крайний индивидуализм, эгоцентризм и др.

Источник: https://homeblogkate.ru/effekt-oreola-v-psixologii/

Что такое эффект ореола и как он работает

Что такое эффект ореола и как он работает

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке».

Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.

Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта.

Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль.

От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.

Противоположностью эффекта первого впечатления является эффект ореола. Его также называют эффектом нимба или галла-эффектом. Он уже рассматривает сформировавшееся мнение об объекте, человеке или явлении после знакомства с ним.

Если мы видим положительную репутацию, то будем приписывать и другие хорошие качества. Необязательно, что эти качества потом проявятся, но эффект ореола будет делать свою работу.

Причем если о человеке сложилось негативное мнение, то приписываться будут отрицательные качества, а положительные будут игнорироваться.

Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор».

Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали.

Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.

Существует несколько условий, которые вызывают эффект ореола в психологии:

  • недостаток времени. У человека нет времени полностью ознакомиться с объектом, тщательно взвесить все за и против, подробно рассмотреть особенности характера и черты личности другого человека.
  • поток информации. Часто у людей просто нет возможности разбираться с каждым, особенно при больших потоках информации, частых знакомствах.
  • отсутствие значимости. Не всегда люди придают большое значение окружающим. Поэтому мнение может быть смутным, больше походить на ореол.
  • стереотипное мнение. Если большая группа людей одинаково высказывается о другом человеке, то мнение может быть навязано их отношением, а не реальным впечатлением и собственными доводами.
  • яркость отдельной черты. Это может быть черта внешности или характера, но если она является неординарной, то будет оказывать влияние на общее впечатление. Обычно яркой чертой является не личность, а внешность.

Мы обладаем одной особенностью – мыслим ложными аналогиями. Это и есть психологическая основа эффекта ореола.

Существуют примеры эффекта ореола, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они могут часто привести к заблуждениям.

Эффект зачётки

Как уже говорилось выше, студенты часто работают на зачетку, чтобы потом преподаватели завышали им оценки. Реальная работа ведется только на первом-втором курсе, потом студент начинает меньше внимания уделять учебе и даже пропускать занятия. Но эффект ореола означает, что преподаватели будут оценивать таких учеников выше.

Если студент прилежно занимался у одного преподавателя на протяжении года, то он будет неосознанно завышать ему оценку, даже если реальные знания не на высоте. Более того, многие преподаватели стараются вытянуть в прошлом хороших учеников, если те показывают крайне низкий уровень знаний.

С хорошей зачеткой можно получить «отлично», даже если ответ не тянет и на тройку.

Рядом и вместе

Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов.

Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости.

Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» — это еще не означает «вместе».

Если человек отличается особыми успехами в одной области, то это не значит, то он будет добиваться высот и в других сферах. Хотя многие люди подвержены этому заблуждению. Стоит помнить, что мы не можем быть успешными во всех сферах. Некоторые области требуют прямо противоположных достижений.

Например, суровое отношение и жесткость на работе не может соотноситься с мягкостью и нежностью в семье. Хотя многие люди стараются показать свою успешность во всех областях. Например, Арнольд Шварценеггер, будучи успешным актером, решил попробовать себя на политическом поприще.

Кстати, этот стереотип чаще всего появляется в политической сфере.

Влияние первого слова

Первооткрывателем этого эффекта называли Йозефа Геббельса. Он утверждал, что человек, который сказал первое слово, всегда будет считаться правым. Этот феномен был подтвержден многими психологами.

Они выяснили, что если кандидат во время предвыборной гонки сможет убедительно сказать электорату, что он победит, он действительно в большинстве случаев побеждает. Все дело в завоевании массового сознания.

Исследования проводились учеными Йельского университета, а также это открытие сделали К. Ховланд, Н. Джанис и Л.Доуб. По их мнению, если человек первым смог донести свою позицию до людей, обойдя соперников, то его деятельность будет более успешной.

Феномен объясняется невозможностью проверить полученную информацию. Если мы слышим от разных политиков определенные обещания, то поверим скорее первому, чем последующим. И такое мнение будет нелегко изменить.

Эффект часто используется для снижения репутации конкурентов. Если на противника польются нелицеприятные факты, то люди могут навязать ему несуществующие грехи. Их аргументация будет непробиваемой: «Оправдывается – значит, виноват».

Даже если обвинение было доказано всего на 10%, а опровержение доказано на 100%, люди все равно будут верить первому. Эти слова историки приписывают Гитлеру.

Более того, человек, выставляющий обвинения, всегда будет немного выше в сознании людей, чем его жертва.

Как воздействовать на эффект ореола?

Ответ на этот вопрос дает Фил Розенцвейг, которому принадлежит книга «Эффект ореола». Он утверждает, что с этой психологической особенностью можно бороться и даже разрушить неверное впечатление или мнение.

Автор представляет множество примеров, которые являются доказательством его слов. Хотя эти примеры показывают, что так называемый человек с нимбом, который создает вокруг себя эффект ореола, не способен повлиять на ситуацию.

Изменения происходит из-за психологического состояния субъекта.

Ураган Катрина, нанесший огромный урон экономике США, унесший множество жизней, стал причиной падения популярности Джорджа Буша. Критике также подверглась и его экономическая политика.

Но после 11 сентября популярность выросла, вместе с удовлетворением экономической политикой. После терактов американцы стали видеть в Буше защитника, отсюда повышение репутации. Но люди не могут оценивать ситуацию с разных аспектов.

Для них не бывает полумер, президент может быть только плохим или только хорошим.

Также можно взять пример с 2008 года. Тогда во всех странах бушевал финансовый кризис. И многие крупные компании получали письма с негативными отзывами о своей продукции.

Отзывы были написаны старыми и проверенными клиентами, которые долгое время пользовались услугами компаний. Это связано со стрессовой ситуацией. Из-за кризиса люди стали замечать мелочи и более остро их воспринимали.

Эта реакция описана в социальной психологии. Она является настолько мощной, что повлиять и изменить ее нельзя.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/effekt-oreola.html

«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления • Фактрум

«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления • Фактрум

Эффект ореола — это научное объяснение того, почему мы склонны навешивать на окружающих ярлыки, и затем не желаем с этими ярлыками расставаться. В условиях, когда вы узнали человека поверхностно, только с одной стороны, либо были до знакомства ознакомлены с его репутацией, создаётся благоприятная почва для того, чтобы эффект ореола проявился во всей красе. Рассмотрим на примере.

Новый коллега на работе вызвался вам помочь и очень эффективно решил вашу проблему. К тому же был мил и дружелюбен. «Хороший человек, просто замечательный» — решаете вы и больше этим коллегой особо не интересуетесь. А затем узнаёте, что он побил свою жену.

«Не может быть! Он хороший человек, просто замечательный, это всё пустые сплетни.» — думаете вы.

Но когда выясняется, что всё так и есть, и ваш коллега склонен к бытовому насилию, вы думаете что-то вроде: «Эх, такой был хороший человек, жизнь, видимо, довела или жена плохая или, может, у него депрессия».

Тот ярлык, который вы на него повесили изначально, не даёт вам открыть глаза на истину: единственное, в чём ваш коллега хорош — это в своей работе, а в остальном он совершенно асоциальный тип, причём был таким и в момент вашего знакомства.

Эффект ореола может быть как положительным так и отрицательным. Он может проявляться не только в отношении ваших личных знакомых, но и в отношении публичных лиц, звёзд, политиков, а также популярных брендов.

Если вам однажды понравился определённый продукт какой-то компании, то нередко вы выдаёте «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, логотип приятный, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая.

Хотя возможно, всё совсем не так, но нет ни времени, ни желания разбираться во всём этом, и вы с удовольствием следуете повешенному вами ярлыку.

Эффектом ореола с успехом пользуются мошенники. Пример из классики: чиновники в комедии Гоголя «Ревизор» изначально познакомились с Хлестаковым как с ревизором. Уверенность в том, что перед ними именно член ревизионной комиссии, долгое время позволяла им закрывать глаза на то, что Хлестаков не разбирается в своей работе, не занимается ей, и вообще, на ревизора никак не похож.

Эффект ореола возникает в условиях:

— дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;

— перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

— незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

— стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

— яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

Разумеется, эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма.

Источник: https://www.factroom.ru/facts/24205

13 психологических эффектов, которые меняют представление о нашей психике

13 психологических эффектов, которые меняют представление о нашей психике

Психологический эффект — это часто повторяющиеся явления, возникающие во время взаимодействия человека с человеком и человека с обществом. Эффекты подобного рода на самом деле являются стабильными и легко обнаруживаются. Есть даже группа самых распространенных психологических эффектов, которые нередко становятся частью нашей жизни, иногда даже без нашего ведома.

Читайте также:  Транс - психология

1

Эффект плацебо

Согласно определению «плацебо» — это вещество, не являющееся лекарственным препаратом, но используемое в качестве такового.

Целебный эффект «плацебо» связан с верой пациента в то, что он принимает лекарство, а не «пустышку». Другими словами, весь эффект сводится к самовнушению человека.

Правда некоторые «осложнения» могут вызвать особые психологические качества пациента, его индивидуальные характерные черты, а также вера в медицину.

2

Эффект Веблена

Экономически необоснованный повышенный спрос, а также демонстративное потребление товаров высокой ценовой категории.

Дорогая вещь, как правило, подчеркивает статус его пользователя, потому на его покупку не скупятся.

Феномен Веблена сегодня часто встречаемый, особенно в среде молодых людей, для которых социальный статус имеет большое значение. Одна из главных особенностей эффекта Веблена – чем выше цена, тем выше спрос.

3

Эффект Зейгарник

Занимательный психологический феномен, согласно которому человек гораздо лучше запоминает внезапно прерванное занятие, чем то, которое было завершено. В 192О-ых годах были проведены эксперименты с участием школьников и студентов.

Ученикам испытания предоставили ряд заданий, и время от времени решение данных задач прерывали. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

4

Холодное чтение

К холодному чтению, как правило, обращаются экстрасенсы и гадалки, которые стремятся создать впечатление того, что знают о человеке больше, чем это есть на самом деле.

Делается это посредством анализа физических и внешних данных: пола, возраста, одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, уровня образования и прочих данных.

Метод строится исключительно на догадках, однако большинство из них бывают верными.

5

Эффект Пигмалиона

Он же эффект Розенталя – феномен уникальный и абсолютно необъяснимый. Заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности определенной информации, подсознательно будет вести себя таким образом, чтобы получить подтверждения своей веры. Другими словами, если человек верит в паранормальные явления, он чаще замечает странности и  сталкивается с необъяснимыми явлениями.

6

Эффект Барнума/эффект Форера

Феномен также именуется эффектом субъективного подтверждения, заключается в том, что человек верит в описание своей личности, которое на самом деле имеет обобщённый характер и может быть применено в отношении других людей.

7

Эффект аудитории

Эффект аудитории — это влияние, которое оказывает аудитория на деятельность человека присутствием других людей. Влияние может иметь и положительный, и отрицательный эффект.

В результате ряда исследований, была обнаружена закономерность, согласно которой человек, который выполняет знакомую ему работу, при наличии аудитории улучшит свой результат, и наоборот, при выполнении сложной и мало знакомой работы, присутствие других людей результаты ухудшает.

8

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия в зависимости от последовательности выполнения заданий.

Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше.

По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

9

Эффект Хоторна

Согласно феномену Хоторна, когда человек сознает свое участие в эксперименте, то это приведет к искажённому, вероятнее всего, лучшему результату.

Хоторн пришел к выводу, что человек, знающий о своем участии в эксперименте будет действовать гораздо более эффективно, проявит сосредоточенность, нежели в обычных условиях.

Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

10

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит.

Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации.

Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

11

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения.

Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно.

На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

12

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне.

Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой.

А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

13

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть.

Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.

д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

Источник: 4brain

Расскажи друзьям:

Источник: https://interesnoznat.com/interesno/13-psixologicheskix-effektov-kotorye-menyayut-predstavlenie-o-nashej-psixike.html

Эффект ореола в маркетинге — встречаем по одежке

Эффект ореола в маркетинге — встречаем по одежке

Источник изображения

Эффект ореола (Halo Effect, гало-эффект, нимбовая ошибка) — хорошо изученный социально-психологический феномен: суждение о поступках и личных качествах человека на основе общего восприятия этого человека при отсутствии информации о мотивах данного поступка. Другими словами, эффект ореола — это перенос своих чувств по поводу одного личностного атрибута индивида на другие, никак с ним не связанные.

Например, высокий и/или красивый человек будет подсознательно массово восприниматься как умный и надежный, хотя нет ни малейшего логического основания полагать, что рост или внешность как-либо коррелируют с умом и честностью. 😉

Термин «эффект ореола» (он же «нимбовая ошибка», Halo Error) был впервые употреблен в описании результатов опытов по практической психологии Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в 1920 г.

в статье «Постоянная ошибка в психологических оценках» (A Constant Error in Psychological Ratings).

Путем эмпирических исследований Торндайк обнаружил, что когда участников экспериментов просили оценить какого-то человека, они переносили одну его отрицательную характеристику на все черты личности в совокупности.

  • 8 факторов, ежедневно влияющих на наши решения

Эффект ореола работает «в обе стороны», т. е. как в положительном, так и в отрицательном направлениях:

  • Если вам нравится один аспект чего-то (человека, бренда, международной организации и т. д.), то вы будете иметь предрасположенность к положительной оценке всего явления или объекта.
  • Соответственно, одна отрицательная черта аналогично проецируется на весь образ в целом.

Отрицательный Halo Effect иногда называют «эффектом дьявола», но это звучит уж чересчур метафорично, излишне литературно, так что серьезные психологи советуют применять обозначение «эффект ореола» и для положительных и отрицательных проявлений этого феномена.

Почему «нимб» или «ореол»?

Слово «Halo» в рассматриваемом термине используется по аналогии с известной религиозно-художественной концепцией — нимбами или ореолами, парящими над головами христианских святых на многочисленных картинах Средневековья и Ренессанса.

Источник изображения

При взгляде на картину зрителю кажется, что лицо святой или святого купается в небесном райском свете, исходящем от нимба над головой. Другими словами, вы переносите свое мнение, сложившееся под влиянием всего одной видимой характеристики (освещен «божественным светом») на всю личность изображенного персонажа.

И разумеется, термин никак не связан с популярной видеоигрой «Halo». 🙂

  • Эмоции или логика: что же определяет покупку?

Где истоки эффекта ореола?

Эффект ореола провоцирует к вынесению поспешных решений, потому что мы довольствуемся всего одним аспектом личности человека (или дизайна Landing Page, например) для того, чтобы якобы «узнать» все другие его аспекты.

В эпоху пещерных людей в подобных поспешных умозаключениях заключалась некая неоспоримая суровая правда: если человек вырос высоким, значит, он ел много мяса, поэтому, вероятно, он хороший охотник с детства и происходит из семьи хороших охотников — к его советам нужно прислушаться. Человек с красивым, гладким, не покрытым шрамами и оспинами лицом — то есть не понесший увечий в боях, умеющий избегать укусов животных и насекомых, равно как и страшных заболеваний — отлично подходит в качестве ролевой модели для своих соплеменников.

Древние люди, способные принимать быстрые решения, выжили, дали потомство, стали нашими предками — в отличие от медленно соображавших бедняг, думавших над своими проблемами часами.

Все мы потомки тех, кто выносил свое суждение после первого взгляда, отсюда и наша унаследованная тенденция — делать быстрые (чрезмерно быстрые!) выводы как результат обобщения, базирующегося на совсем малом количестве данных.

  • Муха на писсуаре, или 5 принципов убеждающего веб-дизайна

Целевые страницы и сайты тоже подвергаются воздействию эффекта ореола

Halo Effect проявляет свое влияние на бизнесы, бренды, географические регионы, продукты, услуги, каналы доставки и каналы коммуникации так же, как и на наши суждения по поводу других людей.

Если пользователю понравится один аспект вашего лендинга или сайта, то он с большой долей вероятности в перспективе будет симпатизировать вашему офферу и бренду в целом.

Наоборот, если пользователь после визита на ваш веб-ресурс приобретет резко отрицательный опыт, то он сочтет, что к нему столь же недружественна компания в совокупности, и откажется от самой мысли о повторном посещении.

В таком случае даже последующий тотальный редизайн сайта не сможет развеять мрачные ожидания потенциальных клиентов, порожденные их предыдущим печальным опытом.

Вот типичный часто наблюдаемый пример: посетители по плохому юзабилити навигации интернет-магазина берутся судить об общем качестве сайта, а затем проецируют свое умозаключение на бренд в целом.

Пользователь вслух такого, скорее всего, не произносит, но если бы мы могли озвучить его мысли, то услышали бы что-то вроде этого: «Ничего себе! Этот сайт действительно плохо сделан.

Значит, этой компании нет дела до своего online магазина и, видимо, так же они относятся и к своим клиентам. Я ничего не куплю у них».

Обратите внимание, что каждый шаг в этой цепи умозаключений выглядит вполне логичным, однако окончательный не вытекает из первоначального наблюдения: вполне может случиться так, что вы купите превосходный продукт в online магазине с из рук вон плохо реализованным дизайном.

На самом же деле пользователи просто пропускают эту цепочку псевдологичных рассуждений. Эффект ореола тут работает как короткое замыкание, напрямую связывая первое впечатление и заключительный вывод, что позволяет людям с первого взгляда выносить суждения глобального масштаба.

  • Первое впечатление имеет значение, или Почему важен хороший дизайн

Похожая картина наблюдается в том случае, если процедура создания аккаунта на каком-нибудь SaaS-ресурсе напоминает собой неразрешимую головоломку — тогда неудачный опыт пользователя бросает тень на весь сервис целиком.

Читайте также:  Королевский статус - психология

В исследовании 2002 года участникам задавали вопрос, как они оценивают визуальную привлекательность группы сайтов. Сайты, получившие высокие рейтинги визуальной привлекательности, затем были подвергнуты тестам на юзабилити. В среднем в более чем в 50% случаев юзабилити таких ресурсов было признано неудовлетворительным. Однако общий рейтинг удовлетворенности участников оставался высоким.

Из данной серии экспериментов следует вывод: красивый веб-дизайн производит эффект на весь пользовательский опыт, который респонденты ассоциируют с брендом.

Во многих случаях частный признак, который посетитель будет использовать для оценки целого объекта, даже не то что лучше всего решает какую-то пользовательскую проблему, а просто базируется на субъективном мнении и личных предубеждениях.

Например, вы спрашиваете кого-то, легко ли ему пользоваться вашим online магазином, а в ответ получаете: «Да, он красивый».

Но это отнюдь не означает, что великолепный веб-дизайн непременно соответствует хорошему юзабилити, поскольку судить о красоте смело берется каждый, а вот аргументированный ответ об удобстве пользования получить гораздо сложней.

  • Привлеките внимание за счет дизайна, или Принцип 3W!

Вывод

Важно помнить об эффекте ореола в тот момент, когда вы приступаете к планированию лендингов/сайтов, определяете ключевые показателей эффективности (KPI) и собираете количественные данные о вашем ресурсе, потому что падение конверсии или количества продаж может свидетельствовать о плохом первом впечатлении, произведенном дизайном, текстовым контентом, производительностью сайта и т. д.

Проблемный аспект определить будет довольно непросто, поскольку придется дополнять количественные методы исследования (определение скорости выполнения задач и скорости загрузки, конверсии и т. д.) с качественными методами, такими как юзабилити-тестирование.

Нужен профессиональный лендинг? Мы готовы помочь — заполните форму и получите консультацию специалистов LPgenerator.

Высоких вам конверсий!

По материалам nngroup.com

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2013/12/06/effekt-oreola-v-marketinge-vstrechaem-po-odezhke/

Что такое «эффект ореола»?

Эффект ореола – феномен давно изученный, мы наблюдаем его в каждодневном общении всех людей. Суть его заключается в первом впечатлении.

Если человек произвел хорошее впечатление при первом общении, знакомстве, то в дальнейшем люди будут идеализировать его и наделять хорошими качествами, не в зависимости от его дальнейших поступков, а если плохое – то будут неосознанно видеть плохие характеристики, несмотря на то, каким на самом деле является человек.

Также этот эффект мы применяем при визуальном восприятии человека, если он нам приятен по внешности мы неосознанно наделяем его приятными для себя качествами: умом, привлекательностью, отзывчивостью.

Данный эффект возник давно, еще в 1925 году, учеными — психологами было доказано, что люди наиболее подвергаются влиянию первой информации, а вся остальная информация воспринимается побочно.

Этот эффект охотно используют студенты, которые на младших курсах стремятся к тому, чтобы получать хорошие оценки, проявляют себя как добросовестные и исполнительные люди, дабы в дальнейшем зачетная книжка «работала на него» и когда этот эффект срабатывает, можно расслабится и получать плоды своего труда, преподаватели зачастую прощают таким студентам мелкие провинности.

Или же как пример можно привести молодых специалистов, которые устраиваются на работу, ведь в этом деле эффект первого впечатления важен как никогда и нужно зарекомендовать себя как ответственного и хорошего работника.

Есть несколько обстоятельств, которые усиливают эффект ореола:

  • Когда не хватает времени здраво оценить ситуацию, взвесить все положительные и отрицательные стороны личностных качеств человека.
  • Когда идет большой информационный поток, и у человека просто нет возможности адекватно оценить ситуацию.
  • Люди иногда смотрят на ситуацию сквозь призму собственных иллюзий, невнимательны к окружающим и поэтому может возникать ошибочное мнение.
  • Если множество людей дают негативную оценку другому человеку, то это стереотипное мышление передается и вам.Личностная черта или черта внешности, которая перебивает все остальные черты и сбивает с правильной оценки ситуации.

Основой данного психологического феномена является обычная манипуляция и стереотипное мышление, злоупотреблять манипуляциями нельзя, ведь можно вместо полного доверия, добиться противоположного результата. Эффект ореола можно наблюдать в поведении всех людей без исключения, он является отражением собственного субъктивного мнения.

Рекомендую посмотреть:

Источник: http://www.zarbus.ru/psixologiya/chto-takoe-effekt-oreola.html

Гало-эффект в управлении персоналом: как избежать предвзятого мнения

Гало-эффект в управлении персоналом: как избежать предвзятого мнения

Гало-эффект, или эффект ореола, достаточно сильно влияет на восприятие человека, а значит, и на его работу. Чтобы избежать ошибок в управлении персоналом, отслеживайте момент его возникновения.

Гало-эффект — это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. В психологии так называют ошибочное первое впечатление, преувеличение как положительных, так и отрицательных качеств человека.

Скачайте документы по теме:

Эффект ореола в психологии

Эффект ореола в психологии определяется как склонность давать более высокую оценку личности, качествам и характеристикам человека, если его находят привлекательным. Таким образом формируется предвзятое мнение и суждение.

Скачать документ >>>

Например, если внешне человек понравился, то с большой долей вероятности его сразу будут считать интеллектуалом, дружелюбным и интеллигентным. Чувства при этом доминируют над разумной оценкой. Если внешне человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и его внутренний мир соответствуют внешней оценке.

Эффект ореола — это классическое открытие в социальной психологии. Идея гало-эффекта в психологии заключается в том, что люди составляют общее мнение о человеке, согласно восприятию какой-либо одной его черты.

Причем гало-эффект работает в обе стороны и может быть как положительный, так и отрицательный. Совершенно не имеет значения, ярлык какого типа вешается на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Условия возникновения гало-эффекта

Таким образом, гало-эффект, который еще называют законом проекции, может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Возникновению подобных искажений способствуют несколько условий:

Нехватка времени. В ситуации ограниченного времени, когда нет возможности подольше познакомиться с другой личностью, человек вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и составить целостное впечатление о человеке по нескольким разрозненным фактам.

Чрезмерная загруженность информацией. Множество контактов и большое количество знакомств не дают детально обдумать каждого нового знакомого и глубоко погрузиться в общение.

Незначительность личности человека. Эта ситуация проявляется, когда новому знакомству не придается особое значение, в нем не видят особой пользы и перспектив.

Стереотипное восприятие. Мнение возникает на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц. Распространенный пример эффекта ореола, когда вывод о личности делается на основании профессии, национальности или вероисповедания.

Неординарность и яркость личности человека. Яркая особенность или черта личности явно выделяет человека из массы и занимает весь первый план, полностью вытесняя другие особенности как малозначимые. Согласно исследованиям психологов, именно такой особенностью часто является привлекательная внешность человека.

Основная схема работы гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта основана на субъективности оценки. Здесь применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. Склонность переоценивать все качества человека, превосходящего их даже по одному заметному параметру, и создает эффект ореола в психологии.

Если болезненный и слабый человек встречает здорового и сильного, он воспринимает его красивым, умным, добрым и т. д. При этом высока вероятность, что в действительности первый достаточно сильно переоценивает второго. На деле качества этого второго человека часто оказываются совсем не такими.

Влияние гало-эффекта на процесс управления персоналом

Эффекты восприятия первого впечатления о человеке, в частности эффект ореола, зачастую могут совсем не совпадать с действительностью. В сфере управления персоналом подобное подсознательная оценка существенно мешает грамотному принятию решений.

Подобные обобщающие убеждения и суждения о личности по одному из ее внешних признаков влияют на планирование и реализацию карьеры сотрудника. Внешне менее привлекательный работник, даже обладая одинаковыми с другими сотрудниками опытом и знаниями, будет продвигаться по служебной лестнице в последнюю очередь.

Принимая во внимание успех или провал подчиненного в каком-либо проекте, руководитель подсознательно будет считать его хорошим или плохим, основываясь на том же законе проекции в гало-эффекте.

Как избежать селективного восприятия в рекрутинге

Селективное восприятие является одним из проявлений гало-эффекта в рабочем процессе рекрутера. Нередко ошибки в выборе кандидата основаны именно на субъективной оценке соискателя, когда менеджер по персоналу начинает видеть в человеке то, что он ожидает.

Например, мысль о том, что соискатель, явившийся на собеседование в грязной одежде, будет хорошим и продуктивным работником, маловероятна у большей части рядовых рекрутеров. И только высококвалифицированные специалисты в деле отбора смогут подавить первое впечатление о человеке и ознакомятся с набором его профессиональных качеств.

Для грамотного отбора важно учиться контролировать эту особенность подсознания, объективно оценивать свое отношение к кандидатам. Снижать вероятность селективного восприятия, чтобы приятные духи или костюм из дорогого магазина не влияли на принятие решения при устройстве на работу.

Чтобы снизить у рекрутеров селективное восприятие, нужно использовать несколько способов:

Для преодоления гало-эффекта составьте рекрутеру список того, что он обязательно должен оценить в претенденте.

Если соискатель производит хорошее впечатление и радует рекрутера, возможно, имеет место эффект ореола в общении. В таком случае выдайте кандидату тесты на определении профпригодности.

Если претендент не скупится на комплименты, его можно поблагодарить, но не поддаваться на них.

Кандидат с первых минут вызвал симпатию или, наоборот, антипатию? Подумайте, не похож ли он на кого-то из знакомых рекрутера, возможно срабатывает закон проекции.

В ряде случаев лучше, если рекрутер проводит собеседование без резюме кандидата.
 

Принимать решение по претенденту желательно спустя время, лучше на следующий день.

Подробнее примеры про то, как избежать эффект ореола и селективного восприятия в работе рекрутера читайте в материале.

Сферы влияния гало-эффекта в производстве

На работе из-за гало-эффекта нередко возникает предвзятость руководителя при оценке результатов труда или производительности сотрудника. Отчетливо это просматривается на собеседованиях, в анкетах при проведении аттестаций.

Если сотруднику не хватает знаний, но у него есть способность быстро учиться, успешно выполнять ряд заданий, руководитель может поставить ему завышенную оценку. Хотя она не будет соответствовать действительности. При успешном выполнении какого-либо проекта работнику могут дать задание на новый, хотя в коллективе есть сотрудники, более подходящие по навыкам к данной работе.

Эти и другие эффекты восприятия распространяются на все сферы производства.

В маркетинге эффект ореола действует, когда за продукт приходится платить дороже только потому, что на нем стоит известное имя.

Если один из продуктов широкой линейки компании оказался качественным, скорее всего такими же будут считаться и остальные продукты, к тому же создастся благоприятное мнение обо всей компании.

Как проявляется гало-эффект в менеджменте

В управлении персоналом эффект ореола в общении проявляется постоянно. Ведь это работа с людьми напрямую. Если человек когда-то ранее добивался успеха, например, запустил два успешных бизнеса, согласно закону проекции, начинает казаться, что и новое мероприятие сотрудника будет ждать успех.

Справка

Вывод

Для устранения субъективности оценки личности нужно использовать комплексные методы. Следует помнить, что нельзя полагаться лишь на какую-то одну запоминающуюся черту или первое впечатление о человеке. Преодоление гало-эффекта — одна из задач специалистов по работе с персоналом, решать которую нужно максимально объективно.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/63750-galo-effekt-v-upravlenii-18-m2

Ссылка на основную публикацию