Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения — психология

Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения

Этот раздел книги был написан раньше остальных. Он был окончен в 1951 году для представления на конференции по общению в Норвестернском университете по случаю его столетия.

Доклад был озаглавлен «Общение: его нарушение и активизация». С того времени он перепечатывался полдюжины раз разными группами и в разных журналах, включая «Harvard Business Review» и «Etc.

«, журнал Общества общей семантики.

Хотя некоторый иллюстративный материал сейчас кажется несколько устаревшим, я включил его, так как чувствую его важность для проблемы групповой, национальной и межнациональной напряженности. Предложения, касающиеся советско-американской напряженности, в то время казались совершенно фантастическими. Я думаю, что сейчас они были бы приняты многими как вполне здравые.

* * *

Может показаться странным, что человек, чьи профессиональные усилия связаны с психотерапией, интересуется проблемами общения. Что общего между оказанием психотерапевтической помощи людям с эмоциональными расстройствами и главной проблемой этой конференции – препятствиями в общении? На самом деле эта связь очень тесна.

Общая задача психотерапии состоит в восстановлении нарушений в общении. Человек с эмоциональными расстройствами, «невротик», испытывает, во-первых, трудности от того, что нарушено его внутреннее общение, а во-вторых, от того, что в результате этого нарушено его общение с другими людьми. Если это звучит несколько странно, то позвольте мне объяснить это иначе.

Компоненты личности невротика, которые называются «неосознаваемыми», или «подавленными», или «отвергнутыми сознанием», заблокированы до такой степени, что перестают общаться с сознаваемой или управляющей частью его личности. И пока это длится, существуют нарушения в общении, отчего страдает он сам и его отношения с другими людьми.

Цель психотерапии – помочь человеку посредством специальных отношений с терапевтом достичь хорошего общения с самим собой. Когда это достигнуто, он может более свободно и эффективно общаться с другими. Мы можем тогда сказать, что психотерапия – это хорошее общение, как внутриличностное, так и межличностное.

Мы можем также перевернуть это утверждение, и оно все равно будет верным. Хорошее, свободное общение, внутриличностное или межличностное, всегда имеет психотерапевтический эффект.

Таким образом, мой опыт консультирования и психотерапии при нарушениях общения породил две идеи, которыми я хочу сейчас поделиться с вами. Мне бы хотелось определить, что, на мой взгляд, служит одним из главных факторов, способствующих блокированию и затруднению общения. Затем я скажу о методе, который, как показала наша практика, очень важен для улучшения и облегчения общения.

Я бы хотел определить в качестве гипотезы для обсуждения, что основным препятствием в межличностном общении служит наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять, делая заявление о другом человеке или группе людей.

Позвольте мне проиллюстрировать свою мысль очень простыми примерами. Когда вы покинете сегодняшнее заседание, вы, вполне вероятно, услышите утверждения типа: «Мне не понравилось выступление этого человека».

И как вы на это ответите? Почти неизбежно ваш ответ будет содержать либо согласие, либо несогласие с высказанным отношением. Вы либо ответите: «Мне тоже не понравилось. По-моему, оно было ужасно», либо будете склонны ответить: «А я думаю, оно было очень хорошим».

Иными словами, ваша первоначальная реакция состоит в оценке того, что вам только что было сообщено, причем в оценке с вашей точки зрения, в зависимости от вашей собственной позиции.

Или возьмем другой пример. Предположим, что я произнесу с чувством: «Я думаю, что республиканцы проводят политику, демонстрирующую в данное время много здравого смысла». Какая реакция на услышанное возникнет у вас в сознании? Наиболее вероятно, что она будет иметь оценочный характер.

Вы обнаружите, что соглашаетесь, или не соглашаетесь, или выносите суждение обо мне типа: «Он, должно быть, консерватор» либо «Он отлично мыслит». Или возьмем пример из сферы международных отношений. Россия резко заявляет: «Договор с Японией – это военный заговор со стороны США».

Мы все как один утверждаем: «Это ложь!»

Последний пример привносит еще один элемент в мою гипотезу. Хотя стремление давать оценки почти всегда присутствует при обмене репликами, оно значительно усиливается тогда, когда глубоко затронуты чувства и эмоции.

Поэтому, чем сильнее наши чувства, тем более вероятно, что элемент взаимности в общении будет отсутствовать. Там будут две идеи, два чувства, две оценки, не совпадающие друг с другом в психологическом пространстве. Я уверен, что вы знакомы с этим по собственному опыту.

Если вы сами, наблюдая горячую дискуссию, эмоционально ей не затронуты, то нередко, уходя, думаете: «На самом деле они говорили о разных вещах». Так оно и есть. Каждый выносил суждения и оценки, исходя из своей собственной позиции. При этом не было ничего, что можно было бы назвать общением в подлинном смысле.

Эта тенденция – реагировать на любое эмоционально значимое утверждение, оценивая его со своей позиции, я повторяю, – главное препятствие в межличностном общении.

Существует ли способ разрешить эту проблему и избежать этого препятствия? Я чувствую, что мы успешно приближаемся к этой цели, и я бы хотел рассказать об этом как можно проще.

Тенденция к оцениванию отсутствует и настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с пониманием.

Что это значит? Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чем он говорит.

Столь сжатое объяснение может показаться слишком уж простым, но это не так. Мы обнаружили, что именно такой подход очень перспективен в области психотерапии. Это наиболее эффективное из известных нам средств для изменения основной структуры личности индивида, для улучшения его отношений и общения с другими.

Если я могу выслушать то, что он может мне сказать, если я могу принять его взгляд на это, если я могу понять личностный смысл того, что он сказал, если я могу почувствовать эмоциональный оттенок его слов, то я освобождаю потенциальные силы, которые приведут к его изменению.

Если я действительно смогу понять, как он ненавидит своего отца, или ненавидит университет, или ненавидит коммунистов, если я смогу уловить оттенки его страха перед безумием, или перед атомной бомбой, или Россией – это будет для него самой действенной помощью в преодолении этой ненависти и этих страхов и в установлении реалистичных и гармоничных отношений с теми самыми людьми и ситуациями, по отношению к которым он испытывал ненависть и страх. Наши исследования показывают, что такое сопереживающее понимание – понимание вместе с человеком, а не понимание у нем, – средство настолько эффективное, что может привести к значительным изменениям личности. Некоторым из вас может показаться, что вы хорошо слушаете людей, но такие результаты вам не встречались. Вероятнее всего, что вы все-таки слушали не так, как я это описал. К счастью, я могу вам предложить небольшой лабораторный эксперимент, который может помочь вам проверить качество вашего понимания. В следующий раз, когда вы будете спорить с женой, другом или небольшой группой приятелей, на минуту остановите обсуждение и ради эксперимента установите такое правило: «Каждый может выражать свое мнение только после того, как он сначала суммирует идеи и чувства говорящего перед ним, причем настолько точно, чтобы последний был удовлетворен этим». Вы понимаете, что это будет значить. Это просто значит, что прежде, чем излагать свою собственную точку зрения, вам необходимо действительно встать на позицию своего собеседника – понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы суметь изложить ему их суть. Это звучит просто, не так ли? Но если вы попытаетесь сделать это, то обнаружите, что это едва ли не самое трудное задание, которое вы когда бы то ни было пытались выполнить. Однако, как только вы сумеете постичь точку зрения другого человека, ваши собственные высказывания будут в корне пересмотрены. Вы также увидите, что спор станет менее эмоциональным, сгладятся разногласия, а те из них, которые останутся, станут более рациональными и взаимоприемлемыми.

Можете ли вы представить себе, что будет значить такой подход, если его применить в большем масштабе? Что произошло бы с трудовыми спорами между рабочими и администрацией, если их вести так, что рабочие, даже если они не обязательно дают согласие, могли бы точно изложить точку зрения руководства так, чтобы она была принята им как верная, а руководители, не одобряя позицию рабочих, могли бы изложить дело так, что рабочие признали бы это изложение правильным? Это значило бы, что достигнуто настоящее общение, и можно было бы по-настоящему дать гарантию, что будет принято какое-то разумное решение.

В таком случае, если этот подход служит прямым путем к хорошей коммуникации и хорошим отношениям, а я совершенно уверен, что вы согласитесь с этим, если попробуете провести упомянутый мною эксперимент, почему он не внедряется и не используется более широко? Я постараюсь перечислить трудности, которые препятствуют его использованию.

Во-первых, это требует мужества – качества, которое не очень широко распространено. Я очень обязан доктору С.И.Хайакава, специалисту по семантике, который заметил, что при такой психотерапии вы идете на существенный риск и это требует мужества.

Если вы именно так понимаете другого человека, если вы хотите проникнуть в его внутренний мир и увидеть жизнь его глазами, не пытаясь оценивать, вы рискуете измениться сами. Вы смотрите как бы его глазами и обнаруживаете, что находитесь под его влиянием в том, что касается ваших отношений и вашей личности.

Риск измениться есть одной из наиболее пугающих перспектив, с которыми может столкнуться большинство из нас. Если я проникну настолько полно, насколько смогу, во внутренний мир человека, страдающего неврастенией или психозом, то разве я не рискую потеряться в этом мире? Большинство из нас боятся идти на такой риск.

А если бы у нас здесь сегодня выступал русский коммунист или сенатор Джозеф Маккарти79, сколько бы из нас осмелились попытаться увидеть мир их глазами? Подавляющее большинство из нас не умеет слушать; мы бы обнаружили, что заставляем себя оценивать, потому что просто слушать оказывается слишком опасным. Итак, первое требование – это мужество, а оно не всегда у нас имеется.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/704011-podkhod-k-narusheniyam-mezhlichnostnogo-i-mezhgruppovogo-obshheniya/

Книга О становлении личностью. Содержание — Глава 17 ПОДХОД К НАРУШЕНИЯМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И МЕЖГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ

Общая картина (заключение)

Если я смог точно увидеть направления, в которых изменяется опыт наших клиентов, то кажется, что психотерапия, центрированная на клиенте, имеет большое значение для семейной жизни. Разрешите мне попробовать в более или менее общей форме сформулировать ее последствия для семейной жизни.

Создается впечатление, что индивид в конце концов находит удовлетворение в том, чтобы в данной ситуации со всей полнотой выражать любое сильное или продолжительное эмоциональное отношение к человеку, с которым общается. Это для него более приемлемо, чем отрицать существование этих чувств, или позволять им накапливаться до тех пор, пока они не взорвутся, или выражать их не в тех ситуациях, которые их порождают.

Кажется, что наконец индивид открывает для себя, что его более удовлетворяет строить семейные взаимоотношения на основе взаимных чувств, которые действительно существуют, а не притворяться.

Часть этого открытия состоит в том, что не стоит бояться, что эти отношения будут разрушены, когда истинные чувства выйдут наружу, особенно если утверждается, что чувства принадлежат себе, а не служат для оценивания другого человека.

Наши клиенты обнаруживают, что, если они начинают выражать себя более свободно и внешние взаимоотношения начинают соответствовать внутренним отношениям людей, клиенты могут отказаться от некоторых защитных реакций и на самом деле слушать другого. Часто первый раз в жизни они начинают понимать, что чувствует другой человек и почему. Таким образом взаимное понимание начинает распространяться на межличностное взаимодействие.

Наконец, у человека существует растущее желание быть самим собой. Так как я хочу быть самим собой, я нахожу, что более готов разрешить быть тебе самим собой, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это значит, что семья постепенно становится собранием отдельных и неповторимых индивидов с их сугубо индивидуальными целями и ценностями, связанных друг с другом истинными чувствами – положительными или отрицательными, – которые существуют между ними.

Они также связаны прекрасными узами взаимного понимания хотя бы части внутреннего мира другого.

Именно таким образом, как мне кажется, психотерапия приводит к тому, что индивид на глубинном уровне становится более самим собой. Он находит более глубокое удовлетворение в более подлинных семейных отношениях, которые также помогают в достижении единой цели – способствовать каждому члену семьи в процессе открытия себя и становления собой.

Этот раздел книги был написан раньше остальных. Он был окончен в 1951 году для представления на конференции по общению в Норвестернском университете по случаю его столетия.

Читайте также:  Веселый наезд - психология

Доклад был озаглавлен «Общение: его нарушение и активизация». С того времени он перепечатывался полдюжины раз разными группами и в разных журналах, включая «Harvard Business Review» и «Etc.

«, журнал Общества общей семантики.

Хотя некоторый иллюстративный материал сейчас кажется несколько устаревшим, я включил его, так как чувствую его важность для проблемы групповой, национальной и межнациональной напряженности. Предложения, касающиеся советско-американской напряженности, в то время казались совершенно фантастическими. Я думаю, что сейчас они были бы приняты многими как вполне здравые.

* * *

Может показаться странным, что человек, чьи профессиональные усилия связаны с психотерапией, интересуется проблемами общения. Что общего между оказанием психотерапевтической помощи людям с эмоциональными расстройствами и главной проблемой этой конференции – препятствиями в общении? На самом деле эта связь очень тесна.

Общая задача психотерапии состоит в восстановлении нарушений в общении. Человек с эмоциональными расстройствами, «невротик», испытывает, во-первых, трудности от того, что нарушено его внутреннее общение, а во-вторых, от того, что в результате этого нарушено его общение с другими людьми. Если это звучит несколько странно, то позвольте мне объяснить это иначе.

Компоненты личности невротика, которые называются «неосознаваемыми», или «подавленными», или «отвергнутыми сознанием», заблокированы до такой степени, что перестают общаться с сознаваемой или управляющей частью его личности. И пока это длится, существуют нарушения в общении, отчего страдает он сам и его отношения с другими людьми.

Цель психотерапии – помочь человеку посредством специальных отношений с терапевтом достичь хорошего общения с самим собой. Когда это достигнуто, он может более свободно и эффективно общаться с другими. Мы можем тогда сказать, что психотерапия – это хорошее общение, как внутриличностное, так и межличностное.

Мы можем также перевернуть это утверждение, и оно все равно будет верным. Хорошее, свободное общение, внутриличностное или межличностное, всегда имеет психотерапевтический эффект.

Таким образом, мой опыт консультирования и психотерапии при нарушениях общения породил две идеи, которыми я хочу сейчас поделиться с вами. Мне бы хотелось определить, что, на мой взгляд, служит одним из главных факторов, способствующих блокированию и затруднению общения. Затем я скажу о методе, который, как показала наша практика, очень важен для улучшения и облегчения общения.

Я бы хотел определить в качестве гипотезы для обсуждения, что основным препятствием в межличностном общении служит наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять, делая заявление о другом человеке или группе людей.

Позвольте мне проиллюстрировать свою мысль очень простыми примерами. Когда вы покинете сегодняшнее заседание, вы, вполне вероятно, услышите утверждения типа: «Мне не понравилось выступление этого человека».

И как вы на это ответите? Почти неизбежно ваш ответ будет содержать либо согласие, либо несогласие с высказанным отношением. Вы либо ответите: «Мне тоже не понравилось. По-моему, оно было ужасно», либо будете склонны ответить: «А я думаю, оно было очень хорошим».

Иными словами, ваша первоначальная реакция состоит в оценке того, что вам только что было сообщено, причем в оценке с вашей точки зрения, в зависимости от вашей собственной позиции.

Или возьмем другой пример. Предположим, что я произнесу с чувством: «Я думаю, что республиканцы проводят политику, демонстрирующую в данное время много здравого смысла». Какая реакция на услышанное возникнет у вас в сознании? Наиболее вероятно, что она будет иметь оценочный характер.

Вы обнаружите, что соглашаетесь, или не соглашаетесь, или выносите суждение обо мне типа: «Он, должно быть, консерватор» либо «Он отлично мыслит». Или возьмем пример из сферы международных отношений. Россия резко заявляет: «Договор с Японией – это военный заговор со стороны США».

Мы все как один утверждаем: «Это ложь!»

Последний пример привносит еще один элемент в мою гипотезу. Хотя стремление давать оценки почти всегда присутствует при обмене репликами, оно значительно усиливается тогда, когда глубоко затронуты чувства и эмоции.

Поэтому, чем сильнее наши чувства, тем более вероятно, что элемент взаимности в общении будет отсутствовать. Там будут две идеи, два чувства, две оценки, не совпадающие друг с другом в психологическом пространстве. Я уверен, что вы знакомы с этим по собственному опыту.

Если вы сами, наблюдая горячую дискуссию, эмоционально ей не затронуты, то нередко, уходя, думаете: «На самом деле они говорили о разных вещах». Так оно и есть. Каждый выносил суждения и оценки, исходя из своей собственной позиции. При этом не было ничего, что можно было бы назвать общением в подлинном смысле.

Эта тенденция – реагировать на любое эмоционально значимое утверждение, оценивая его со своей позиции, я повторяю, – главное препятствие в межличностном общении.

Существует ли способ разрешить эту проблему и избежать этого препятствия? Я чувствую, что мы успешно приближаемся к этой цели, и я бы хотел рассказать об этом как можно проще.

Тенденция к оцениванию отсутствует и настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с пониманием.

Что это значит? Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чем он говорит.

82

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/o-stanovlenii-lichnostyu/content/2685082-glava-17-podhod-k-narusheniyam-mejlichnostnogo-i-mejgruppovogo-obscheniya/

Личность и межличностные отношения | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Социальная психология (англ. social psychology) – научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии, которая изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

В рамках социальной психологии изучаются:

  • специфика межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия;
  • характеристики и проблемы малых и больших социальных групп;
  • проблемы социализации личности, ее социальных ориентации и установки.

Социальная группа (англ. social group) – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, имеют сходные характеристики (интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение, родственные связи), имеют чувство коллективного единства, идентифицируют себя в качестве членов группы и участвуют в совместной деятельности.

Классификация социальных групп показана на рис. 6.8 .

Рис. 6.8. Классификации социальных групп

Первичная группа – малая социальная группа, члены которой разделяют личные и прочные отношения, проводят вместе много времени, занимаются широким спектром деятельности, и чувствуют, что они хорошо знают друг друга.

Вторичная группа – большая группа, в которой присутствуют формальные и институциональные отношения и члены группы связаны слабыми эмоциональными связями; совокупность первичных групп.

Формальная (официальная) группа – обладающая правовым статусом группа, в которой нормативно закреплены структура, руководство, права, обязанности и деятельность всех членов.

Неформальная группа – основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий.

Реальная группа – реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами; группа, выделенная на основании реально существующего признака.

Номинальная группа – совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой, искусственно выделенная по какому-то признаку для статистического учета населения.

Ингруппа (внутренняя группа) – группа, с которой человек себя идентифицирует и к которой он принадлежит.

Аутгруппа (внешняя группа) – группа, с которой человек себя не идентифицирует и к которой он не принадлежит.

Референтная группа – эталонная группа, принадлежать к которой стремится человек.

На рис. 6.9 представлены основные характеристики малых, средних и больших социальных групп.

увеличить изображение
Рис. 6.9. Характеристики социальных групп

Признаки малых групп как специфических человеческих общностей:

  1. количественные, определяющие размеры группы (нижняя граница 2 – 3 человека, верхняя граница 20 – 30 человек, оптимальный размер 5 – 12 человек);
  2. качественные – контактность и целостность группы.

Коммуникативная структура группы – совокупность взаимосвязей между членами группы, определяющая направленность и интенсивность коммуникаций в группе, а также положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций. Различают группы с централизованными и децентрализованными коммуникативными структурами коммуникации.

Статусно-ролевая структура группы – совокупность отношений между членами группы, определяющих их социальный статус (положение в системе межличностных отношений, права, обязанности, привилегии), распределение предписываемых, ожидаемых и реализуемых способов поведения (групповых ролей), направленность и интенсивность взаимного влияния членов группы.

Группообразование происходит посредством реализации людьми потребностей в общении; общение и возникающие на его основе межличностные отношения и взаимодействия являются ведущей сферой активности членов группы.

Общение (англ. communication, от лат. communis – участвовать, разделять) – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения.

Классификации видов общения по разным основаниям показаны на рис. 6.10 .

Рис. 6.10. Классификации видов общения

Межличностное общение (англ. interpersonal communication) – непосредственные контакты и коммуникации в первичных группах.

Личностно-групповое общение – общение между личностью и группой.

Межгрупповое общение – общение между различными группами.

В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные отношения (англ. interpersonal relationship) – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств.

Межгрупповые отношения детерминированы следующими механизмами социального восприятия:

  • социальная категоризация – систематизация и упорядочивание индивидом социального окружения посредством классификации и типизации социальных ролей субъектов межгрупповых отношений;
  • социальная идентификация – отождествление индивида с группой на основании результатов социальной категоризации;
  • социальное сравнение – соотнесение качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является межгрупповая дифференциация.

Социальное восприятие характеризуется целостностью, унифицированностью и динамизмом.

Межгрупповые процессы имеют более низкий уровень динамики и более устойчивы по сравнению с межличностными отношениями, поскольку субъектом отношений является группа и процесс формирования и развития отношений между группами более продолжителен и сложен. Межгрупповые отношения зарождаются как при непосредственном контакте групп, так и опосредованно.

Социальное взаимодействие (англ. social interaction) – это

  • межличностные контакты и взаимные влияния, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной работы и общения (изменения поведения, деятельности, отношений, установок, психических состояний);
  • динамическая, изменяющая последовательность социальных действий между индивидуумами (и / или группами), которые изменяют свои действия и реакции в соответствии с действиями их партнеров.

Межличностное взаимодействие (англ. interpersonal interaction) – взаимные действия (воздействия) участников коммуникативного акта, направленные на согласование и совместное достижение целей в процессе общения. Межличностное взаимодействие может носить случайный / преднамеренный, частный / публичный, длительный / кратковременный, вербальный / невербальный характер.

Личность – отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности.

Темперамент – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Характер – иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности, и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения конкретного вида деятельности, легкость и быстроту обучения новым способам и приемам, которые не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам.

Направленность личности – индивидуальная система устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность.

Социальная психология изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

Межличностные отношения – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств.

  1. Сформулируйте определения понятий «личность», «психические свойства личности», «структура личности»; охарактеризуйте основные подходы к изучению личности; проанализируйте модели динамической структуры личности, разработанные отечественными учеными-психологами.
  2. Сформулируйте определение понятия «темперамент», опишите свойства темперамента, дайте характеристику свойств темперамента у представителей различных типов темперамента (холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков).
  3. Сформулируйте определения понятий «характер» и «акцентуация характера», опишите свойства характера, классификации черт характера; назовите выразительные признаки, по которым можно оценить черты характера человека; дайте характеристику распространенным типам акцентуации характера.
  4. Сформулируйте определение понятия «способности», проанализируйте классификации способностей личности по различным основаниям; опишите факторы, определяющие развитие способностей и показатели наличия способностей у человека; охарактеризуйте уровни развития способностей.
  5. Сформулируйте определения понятий «направленность личности», «мотив», «мотивация», «потребности», проанализируйте отношения между ними; опишите оригинальную версию иерархической системы потребностей А.Маслоу и две ее более поздние модификации.
  6. Сформулируйте определение понятия «социальная группа», опишите различные подходы к классификации социальных групп; определите значения следующих характеристик малых, средних и больших социальных групп: численность, контакт, членство, структура, связи.
  7. Сформулируйте определение понятия «общение», дайте характеристику различных подходов к классификации видов общения; опишите специфику межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия; раскройте сущность механизмов социального восприятия.
Читайте также:  Детство: счастье за чужой счет? - психология

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16760?page=3&keyword_content=interaction

Специфика межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе

Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе должны строиться на взаимном понимании и уважении друг к другу. Ежедневно люди взаимодействуют между собой, что и называется межличностными отношениями. Каждый из нас — это часть социума, и мы вращаемся в этом обществе.

Большинство людей, приходящие на новую должность, в той или иной мере испытывают дискомфорт, потому как редко устоявшийся коллектив с распростертыми объятиями принимает нового, пока еще незнакомого человека. Новичку нужно грамотно вести себя, для того чтобы поддерживать правильные межличностные отношения в трудовом коллективе.

Структура межгрупповых отношений

Как и по какому принципу строятся межгрупповые отношения в трудовом коллективе? Важно знать, что структура любого сообщества делится на две части: первичную и вторичную. Первичная подразумевает определенное количество сотрудников, работающих в конкретной компании.

Что касается вторичного типа, здесь имеются в виду все единомышленники по труду, между которыми есть определенные взаимоотношения, причем эти сотрудники объединены одной целью.

Если речь идет о первичном типе трудового коллектива, согласно психологии общения, взаимодействие происходит на деловом, эмоциональном и бытовом уровне, но необязательно, чтобы работники имели тесный душевный контакт.

Во вторичном деловом коллективе дела обстоят иначе. Он может иметь межгрупповые отношения с более тесным психологическим контактом. Анализ межличностных отношений следует проводить с учетом примеров вторичного типа.

Трудовой коллектив включает в себя определенное количество связей и отношений, которые объединены общей целью, — работать во благо компании. В нем имеется формальная группа взаимоотношений, то есть та, которая подчиняется определенным правилам и начальству.

Есть еще и неформальная — это общение сотрудников между собой, не зависящее от мнения начальства. Например, в каждой компании есть новички, а также опытные работники, более слабые и конкурентоспособные, лидеры и аутсайдеры. Неформальная группа взаимоотношений основана на симпатиях и антипатиях сотрудников друг к другу.

Социальное самочувствие работника играет важную роль, и его нарушение может стать причиной появления конфликтов в группе или трудовом коллективе. Социально-психологический климат в трудовом коллективе должен поддерживаться каждым сотрудником.

Противоречия в коллективе

Давайте рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть в устоявшемся трудовом коллективе. Недопонимания, различные недомолвки, конфликты начинаются тогда, когда случаются разногласия между членами формальных групп. В каждом трудовом коллективе есть человек, который склонен проявлять упрямство, навязывать свою точку зрения, он может быть очень вспыльчивым, несдержанным.

Лучше не вступать с ним в словесную перепалку, зная его характер и бурную реакцию на происходящее, в противном случае можно лишь усугубить ситуацию. Часто происходит так, что конфликт, напротив, дает повод для сплочения трудового коллектива. Нередко конфликтная ситуация возникает тогда, когда человеку предъявляют спорные, противоречивые требования относительно его труда.

Наиболее распространенным типом конфликта является межличностный. Он может проявляться как разногласия с начальством, к примеру по поводу внедрения того или иного оборудования (технологии). Разногласия могут быть между сотрудниками в отношении какого-либо вопроса по работе.

Как правило, такие конфликты возникают по причине расхождения взглядов в трудовом коллективе. Столкновения бывают абсолютно разными. Подобные ситуации могут случаться между определенной личностью и целым трудовым коллективом.

В данном случае имеется в виду мнение отдельной личности, которое по каким-либо причинам разнится с мнением всего коллектива. Межгрупповой конфликт происходит тогда, когда в борьбу противоречий вступают определенные отделы трудового сообщества.

То есть сотрудники пренебрегают таким понятием, как этика, и просто борются во благо своей группы.

Выход из конфликтной ситуации

Чтобы избежать конфликтов или же решить их, нужно в первую очередь рассмотреть пути выхода из сложившейся ситуации. Неплохим вариантом станет уклонение, в результате которого конфликтная ситуация пресекается и больше не развивается.

Сглаживание конфликта происходит тогда, когда кто-либо из членов коллектива осознает, что спор ни к чему хорошему не приведет. Человек пытается свести спорную ситуацию на нет, он стремится разрядить обстановку. Есть еще один прием — принуждение.

В данном случае нужно заставить сотрудника следовать одной точке зрения. При появлении конфликта есть еще один разумный выход — это компромисс: одна сторона уступает другой, учитываются и принимаются две позиции.

Решение проблемы тоже является действенным способом урегулирования отношений, обе стороны приходят к общему мнению, и конфликт считается исчерпанным.

Существуют определенные типы взаимоотношений между работниками организации. Первый — формальные. В данном случае имеется в виду исключительно деловое общение, приветствуется культура и позитивный рабочий настрой.

Второй имеет название «непринужденные взаимоотношения», что это значит? Если коллектив существует по такому принципу, то приветствуется дух сплоченности, взаимоотношения коллег скорее дружеские, нежели формально-деловые.

Третий тип — отсутствие менеджмента: руководство не имеет цели дать корпоративный дух компании. Таким образом, производительность труда становится низкой и между сотрудниками случаются конфликты. Если человек приходит в новый коллектив, ему следует понять, в каких взаимоотношениях находятся сотрудники.

Однако это не значит, что нужно сразу заводить друзей и делиться всеми сокровенными тайнами. Простодушное, слишком открытое поведение может сыграть с ним злую шутку!

Источник: http://1PoPersonalu.ru/info/mezhlichnostnye-i-mezhgruppovye-otnosheniya-v-trudovom-kollektive.html

Межличностное общение

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение.

К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать.

Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными.

Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей.

Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным.

В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения.

Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными.

Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество.

Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться.

Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой.

По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии.

К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению.

Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе.

Читайте также:  Система, системное, системный подход - психология

Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения.

Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Источник: http://psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie/

Межгрупповая коммуникация

                                        Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.

1.1. Понятие, специфика  и каналы межгрупповой коммуникации.

1.2. Основные теоретические  подходы к исследованию межгрупповой  коммуникации

1.3 . Экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Г. Тэшфела

Глава 2. Межгрупповые характеристики.

2.1 Межгрупповая дифференциация

2.2 . Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции

2.3 Факторы детерминации  межгрупповых отношений

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Я выбрала тему своей курсовой работы межгрупповая коммуникация, так как она актуальна. Коммуникация межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в коммуникации. Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.

  Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить.

Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания.

Степень научной разработанности темы. Данную проблему исследовали различные ученые, среди которых можно выделить таких, как: М.Шериф, З.Фрейд, Тернер, В.С. Агеев, Т. Адорно, Г.Тэджфела и другие.

Объект исследования –  межгрупповая коммуникация и межгрупповые конфликты.

Предмет исследования –  межгрупповая коммуникация.

Целью исследования является описание понятия и сущности кмежгрупповой  коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

1. Изучить понятие и  специфику межгрупповой коммуникации.

2.Рассмотреть теоретические  подходы к изучению межгрупповой  коммуникации.

3.Рассмотреть экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Тэшфела

4. Изучить межгрупповую  дифференциацию.

5. Найти факторы межгрупповой  дифференциации и интеграции.

 Гипотеза: В межгрупповой коммуникации всегда будет возникать межгрупповой конфликт.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.

1.1. Понятие, специфика  и каналы межгрупповой коммуникации.

Межгрупповые  коммуникации — отношения между  различными социальными группами людей (не только малыми, но и большими). 

Сфера межгрупповых коммуникаций — (согласно В. Агееву) — затрагивает коммуникации не только большими, но и малыми социальными группами.

В число главных тем подобных исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов).

В данном случае социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Особенность межгрупповой коммуникации — ее целостность (в сравнении с межличностной  коммуникацией). (например, общие для  той или иной социальной группы —  установки, убеждения, стереотипы, и  т.п.) Межгрупповая коммуникация имеет большую устойчивостью, стабильностью, инертностью.

А также является ценностным, и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностная — базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей.

Основные феномены межгрупповой коммуникации — межгрупповая предупрежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связанны между собой.

Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. (Свою группу они считают лучшей, а другие группы — уступающими ей).

Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», т.е. участникам их собственной группы. («Чужие» находятся на втором плане, лишаясь привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.)

Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между  личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей  по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.

Каналы  межгрупповых коммуникаций.

Каналами межгрупповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами (т.е. члены группы могут обмениваться нужной информацией друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности).

Существуют  разные системы каналов коммуникаций в группе. Централизованные структуры  каналов коммуникаций — один из членов группы всегда оказывается на пересечении всех направлений передачи информации или взаимодействия членов группы, находится в центре внимания всех и играет основную роль в организации групповой деятельности.

(Через такого человека в группе осуществляются взаимодействия и обмен информацией между другими членами группы.) Существует три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.

— Фронтальная структура — участники непосредственно находятся рядом, что позволяет им учитывать поведение друг друга в совместной деятельности.

— Радиальная структура коммуникаций — участники совместной деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе.

— Иерархическая структура — имеется несколько уровней соподчинения участников группы. Межличностное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуникации между ними осуществляются с располагающимися рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности).

1.2. Основные теоретические  подходы к исследованию межгрупповой  коммуникации

Мотивационный подход

Впервые стройная система  психологических взглядов на область  межгрупповых отношений была выдвинута  в поздних работах З.Фрейда (1925, 1930). В описании межгруппового взаимодействия и прежде всего межгрупповой агрессии З. Фрейд многое заимствовал из работ  Г. Лебона (1896) и У. Мак- Даугола (1916).

Фрейд  охотно воспринял основные идеи обоих  авторов относительно агрессивных  аспектов поведения «толпы неорганизованной»  (Г.Лебон)  и  «толпы организованной» (У. Мак-Доугол) ,но дал им законченную  психологическую, точнее, психоаналитическую  интерпретацию. В работе Г.

Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная  картина» тлго, как под влиянием толпы индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное  начало (Фрейд,1925). Не случайно, поэтому  упомянутая работа Фрейда « Психология масс и анализ человеческого «  Я» начинается частым цитированием книги  Г. Лебона.

Фрейд соглашался также  и с лебонвским описанием «вожаков»  толпы. Однако, по его мнению, Лебон лишь констатировал этот важнейший для понимания « психологии толпы» феномен, не дав ему адекватного психологического объяснения.

У самого же Фрейда, как будет показано в дальнейшем, этот момент выступает на первый план и становится решающим объяснительным принципом. Собственная точка зрения З. Фрейда относительно в области межгрупповых явлений может быть коротко охарактеризована тремя моментами.

Во-первых, он постулировал факт неизбежности , универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы.

Фрейд самым тесным и взаимозависимым образом связал аутгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Здесь мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность. В-третьих, в работах  З.

Фрейда описан самый механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим». Таким механизмомЮ как и следовало ожидать, являлся эдипов комплекс,его имманентное развертывание уже не только в детском, но и в зрелом возрасте. Хотя в поздних работах Фрейд постулировал существование самостоятельного и независимого инстинкта агрессии в целом механизмы аутгрупповой агрессии могут быть выведены как прямые следствия эдипова комплекса из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье.

2.Ситуативные  подходы

Мотивационная теория подверглась  критике со стороны других течений, в частности сторонников ситуативных  и когнитивных подходов. Одним  из наиболее радикальных критиков был  М. Шериф.

Он усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного  взаимодействия между группами  Шериф тем самым наметил принципиально  иной путь анализа этой области в  целом.   Его полевые эксперименты были признаны впоследствии классическими.

Концепция Шерифа также оказалась  в известном смысле ограниченной и односторонней.  Акцентируя внимание на взаимодействие и именно в непосредственных характеристиках такого взаимодействия видя основную линию детерминации межгрупповых феноменов, концепция М.

Шерифа упускает из виду не менее существенные для понимания этих феноменов внутренние, психологические, когнитивные  и эмоциональные процессы.

Шериф стремился представить закономерности межгруппового взаимодействия на уровне малых групп, поученные  в его экспериментах, в качестве универсальной модели для объяснения социальных отношений вообще, в том числе и на уровне взаимодействия между большими социальными группами. Исследования в значительной степени стимулировали интерес к самой проблеме обусловили целый ряд конкретных исследований, различающихся между собой по степени оригинальности или заимствования у этого автора.

Когнитивные подходы

Жесткая , однозначная, прямолинейная  зависимость межгрупповой враждебности от исключительно внешних факторов, постулируемая «реалистической  теорией», была оспорена представителями  когнитивной ориентации.

Началом  критики послужил ряд экспериментов, в которых было показано, что аутгрупповая враждебность или по крайней мере межгрупповая дискриминация наблюдается  и без объективного конфликта  интересов. Исследования Дж. Рабби и  М.

Горвитц внови привели к  постановке вопроса о причинах и  формах межгрупповой дискриминации, о  роли чисто когнитивных процессов  в регуляции межгруппового взаимодействия. Попытки ответить на этот вопрос породили массу конкретных исследований в  русле когнитивистикой традиции. Наиболее интересные  из них дали основу для так называемой «теории  социальной идентичности».

Когнитивисты возражали против главного пункта реалистической теории межгруппового конфликта. Несовместимость  целей считали необходимым и  достаточным условием возникновения  враждебности и конфликта между  группами. Точнее говоря, они соглашались  с тем, что несовместимость целей  является достаточным условием, но оспаривали ее трактовку как условие необходимого.

В качестве доказательство того, что межгрупповая дискриминация будет наблюдаться какого бы ни было конфликта интересов, Г.

Тэджфел его последователи использовали результаты множество оригинальных и весьма остоумных эксперементов, получивших широкий резонанс в зарубежной социальной психологии, где они так фигурируют под рубрикой « эксперименты Тэджфелофскими матрицей», или же с «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации» . Главные результаты этих экспериментов сводятся к тому, что наиболее типичной оказалась стратегия максимизировать различия между суммами, отдаваемыми членам собственной и противоположной группы.                                                                                                                                   

Деятельностный  подход

Устанавливая важные закономерности функционирования когнитивной сферы, когнитивисты полностью отходят  от признания просто воспринимаемых противоречий.  Сравнивая позиции  сторонников теории социальной идентичности с их главными оппонентами-бихевиористами,нельзя не признать, что они также страдают односторонностью.

Исследование зависимости,  опосредствованности внутренней, психической деятельности субъекта от его внешней, практической деятельности и составило одно изглавных направлений в советской психологической науке (Выготский, 1983;Рубинштейн, 1959).

В гораздо меньше степени в советской психологии получила дальнейшее развитие и в плане теории, и в плане экспериментальных исследований,другая не менее важная сторона теоретических воззрений Л.С. Выготского, непосредственно связанная с его общей идеей о социальной, культурно-исторической обусловленности психики человека.

Главным оставалось изучение зависимости внутреннего, психического мира человека от его индивидуальной деятельности. Конечно, всеми охотно признавался социальный характер человеческой деятельности.

Но такое  признание выступало в значительной степени лишь в качестве общего методологического принципа, но не являлось, за редким исключением, предметом непосредственного изучения. Конкретные социальные аспекты индивидуальной деятельности, ее «актуально» социальный характер, задаваемые фактом совместности, взаимодействия, зачастую оставались за бортом эмпирических исследований.

Это до сих пор сказывается  на качестве исследований, посвещенных  социальному поведению и межгрупповому  взаимодействию.  Деятельностная природа  регулятивных психологических механизмов социального поведения, к числу  которых,несомненно.

Должны быть отнесены и те /, которые так подробно исследовались когнитивистами , продолжает оставаться скорее прдметом научных деклораций , чем научных исследований. Выдвигая изучение деятельностной природы когнитивных процессов, ответствеых а  социальные аспекты поведения личности, в качестве важнейшей теоретико-методологической и исследовательской задачи.

Когнитивные процессы, и пооцессы социальной идентификации в том числе, должны стать не конечным объяснительным принципом, а предметом специальных исследований. Зависимость социального поведения от соиальной идентичности, определяемой групповым членством, — лишь одно звено каузальной цепочке.

Причем звено не исходное, не изначальное, но промежуточное, в свою очередь зависимое и определяемое целым рядом фактораов, которые если обозначить их одним словом, и есть те объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы.

Источник: http://stud24.ru/communication-connection/mezhgruppovaya-kommunikaciya/386928-1284685-page1.html

Ссылка на основную публикацию