Отклики с летнего базового, или духовность по-синтоновски — психология

Отклики с Летнего Базового, или духовность по-синтоновски

То, что я раньше называла работой над собой, было лишь раздумьем над проблемами, оценкой собственного поведения, чтением философской и духовной литературы и отсутствием конкретных дел. С одной стороны, я приехала на тренинг подготовленной к изменениям, созревшей до них, жаждущей их, а, с другой стороны, конкретных дел для изменения я еще не сделала.

На тренинге я узнала КУДА меняться и самое главное КАК!

Важно было понять, что работать со своими сильными сторонами, добавлять к своим достоинствам все новые и новые, куда более продуктивно, чем погрязать в войне с самим собой, со своими недостатками.

После тренинга недостатков не осталось, даже мысли о них исчезли, они уступили место интересным важным красивым задачам. Например, таким: стать красивой, энергичной, спортивной, активной женщиной.

Раньше мои формулировки были такими – я не красивая, я толстая, я страшная, я слабая, я пассивная и т.д. и т.п. Догадайтесь сами, куда вел меня такой образ мышления.

К моим интересным задачам я смогла разработать четкий план, который и нужно, и хочется выполнять! А к плану я придумала очень мелкие и приятные дела: я слежу за осанкой, походкой и на моем лице теперь всегда улыбка (ДАЖЕ КОГДА НИКТО НЕ ВИДИТ). Казалось бы, улыбка и осанка — это банальные вещи.

Ан нет (может можно иногда говорить это слово из 3-х букв)! Благодаря правильной осанке я начала смотреть людям в глаза, а не на ботинки.

И увидела такой интересный мир! Люди-то красивые, разные, живые!!! А улыбка на моем лице оказалась способна зажечь улыбки на лицах прохожих! А значит, кому-то стало в этом мире чуточку теплей и светлее, как в той самой замечательной детской песенке.

И каждый день жизнь дарит подарки: улыбаюсь в очереди за билетом на поезд – пропускают вперед, улыбаюсь прохожим на улице – угощают мороженым и дарят цветы… Друзья и родители тоже заметили перемены к лучшему. А я ощутила легкость в теле, несмотря на свои пока еще 80 кг (еще одна интересная творческая задача!). А две недели назад я напряженно думала: «какая же я страшная» и обходила зеркало стороной. Скорее всего, внешне такой я и была. Мысли определяют реальность.

Благодаря личностному тренингу, я смогла понять чего я хочу в разных сферах жизни, поставила себе задачи.

Смогла включить в свои задачи и те, которых раньше боялась, хотела сделать, но думала, что это не осуществимо: радость жизни, здоровье и долголетие, гармония в семье, синергичный бизнес по принципу выиграл-выиграл, меценатство и благотворительность, поддержка и обучение детей инвалидов, изменение российского менталитета в отношении к инвалидам, интеграция инвалидов в рабочие процессы, изменение отношения к природе и к чистоте в родном городе, в моей стране. Все это большие и интересные творческие задачи. И по каждой задаче у меня уже готов первый шаг. Ведь «путь, длиною в тысячу лье, начинается с первого шага»!

Мне стали интересны люди! Язык их тела, их речь, глаза, их мысли, реакции. После возращения с тренинга я провела первые в жизни переговоры с заказчиком вживую (раньше все заказы были через интернет или через компанию посредника).

Разговор был до того интересным, что заказчик не отпускал меня целый час, хотя рабочие моменты мы обговорили за 15 минут. И я не сделала для этого ничего сверхъестественного, внимательно слушала собеседника, смотрела в глаза и искренне восхищалась рассказом, вдумчиво отвечала на вопросы.

И мое поведение было естественным. Не было ни страхов, ни зажимов. Для меня это настоящий успех и вкус жизни!

Я сделала первую в жизни профессиональную фотосессию! Я чувствовала себя спокойно и непринужденно, благодаря чему моей модели – девушке с ангельским личиком — было уютно и комфортно, и у нас получились очень живые фотографии.

Тренинг стал для меня настоящим прорывом!

Я поняла, что мои страхи – это лишь страхи самих страхов, а не страх делать дело. Когда есть дела и заботы, места для страхов не остается.

Я читала много книг о духовности, достойном жизненном пути. Много красивых слов. И вот я встретила человека, который не говорит красивых речей о духовности. Я встретила человека, который духовно живет.

Николай Иванович! Спасибо Вам за прекрасный образец Простой Правильной Жизни.

Лето 2009 год,

Шульгина Наталия, дизайнер. Портфолио: http://www.free-lance.ru/users/dreamvik

Официальный сайт Дистанции

Источник: https://knigarazuma.ru/article/otkliki_s_letnego_bazovogozpt_ili_duhovnost_po-sintonovski

Психология духовности

/ Главная / Учебники / Общая психология / Психология духовности

      Понятие «духовность» в последние годы стало настолько распространенным, что сложно понять, какое содержание вкладывают в него те или иные люди.

Священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок.

Причем в последнее время намечается тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию.

Именно так рассматриваются термины «духовная литература», «духовная музыка», «духовная живопись», при этом прилагательное «духовная» можно легко заменить словами «церковная» или «христианская». Несколько шире понимается выражение «духовные практики», под которыми понимают не только ритуалы и процессы в духе христианства, но и иных религий, эзотерики и даже магии.

В то же время, на вопрос, что же означает слово «духовный» нет четкого и однозначного ответа, что порождает многочисленные споры и спекуляции.

Существующее ныне религиозное представление о духовности понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы.

С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности.

Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер человеческой деятельности, чем считается. Попытки психологов рассмотреть понятие «духовность» и «религиозность» наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны РПЦ, с чем автор столкнулся при публикации своей статьи [6].

Опрос населения в 100 населенных пунктах России в 2006 году показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека.

Читайте также:  Качества личности - психология

К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония — душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность.

Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию.

Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [3].

Толковые словари также не дают четкого определения данному понятию. Вот некоторые примеры:

«Духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [1].

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2]. Последнее определение несет в себе явную тавтологию — духовность определяется духовными интересами.

Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является.

Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:

— не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,

— не направлены на реализацию низших биологических потребностей,

— не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д. [4].

К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностью к самоактуализации, к свободе, к познанию, к любви и т. д. Области человеческой жизни, в которых есть элементы духовности, показаны на схеме:

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/spirit.html

Тонкая душевная организация, советы ее носителям

Тема этой статьи, тонкая душевная организация. Здесь я попытаюсь разобраться, чем характеризуется этот тип склада психики и является ли он типом вообще. Хорошо это или плохо.

Также я буду строить рассуждения вокруг этого понятия и отвечу на вопрос, действительно ли следствием развитой личности, большого таланта является склонность к тревожности, глубоким и сильным переживаниям, сверхчувствительности и депрессии.

Ведь принято считать, что, как правило, развитые, умные, талантливые, творческие люди — самые утонченные и чувствующие, и, поэтому, более всех страдают, в отличие от счастливого, но посредственного большинства.

В заключение статьи я дам советы людям с тонкой душевной организацией, помогу разобраться в том, следует ли им жить с этим качеством или избавиться от него, как от совокупности вредных недостатков.

Что такое тонкая душевная организация?

Итак, что же такое тонкая душевная организация? Считается, что это особый психический тип, проявляющийся у людей тонкой чувствительности.

Носители такого типа имеют способность к глубоким и сильным переживаниям, обостренному восприятию, ярким эмоциям.

По мнению многих людей, тонкая душевная организация является следствием развитых чувств и ума, большого таланта, утонченности и сильного нравственного чувства.

То что у обычных людей считается недостатками: импульсивность, обидчивость, неспособность сдерживать эмоции, тревожность, уныние, стеснительность, боязливость — для личности тонкой душевной организации является чуть ли не набором подтверждений его большого ума и таланта! Он же художник, творец или просто очень тонкая персона, все эти качества — следствия его одаренной натуры, думаем мы и, скорее всего, думает так про себя человек тонкой душевной организации.

Мифы, которые мы придумываем

«Хотя он и находился под сильным влиянием Хейуорда, он никак не мог согласиться с ним, что нерешительность — свидетельство тонкой душевной организации; его злила усмешка, с которой Хейуорд взирал на его прямолинейность».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Я вынужден не согласиться с этим мнением. Не существует никакой тонкой душевной организации: на мой взгляд — это огромный нонсенс, в который многим людям было удобно поверить(именно поэтому вы видите эту статью в разделе «мифы»).

Дело в том, что многие из нас так устроены, что всегда готовы наполнять каким-то небанальным, позитивным смыслом совокупность своих личностных качеств, особенно если этот процесс активно питается от общественного мнения.

Ранимый, несдержанный, замкнутый, неуверенный в себе человек вдруг обнаруживает, что существует такое понятие, как «тонкая душевная организация» и, то, что он до этого считал недостатками, оказывается является просто следствием его утонченности, своеобразным проявлением оригинальности в среде людей грубых и простых.

В результате, этот индивидуум с готовностью примеряет на себя тот ярлык, который возводит его недостатки в разряд чуть ли не достоинств! Ведь, благодаря этому, он может думать о себе не как о слабохарактерном и безвольном, а как о сложном и утонченном!

Я повторяю, что нет тонкой душевной организации, в привычном понимании этого термина, а есть просто набор определенных качеств, которые получают свою качественную окраску безотносительно, того, к какому объекту они относятся. Слабохарактерность и эмоциональная несдержанность — это плохие качества, и не важно у кого они проявляются, у поэта эпохи просвещения или у грузчика в соседнем магазине.

Наличие этих качеств говорит о том, что их носители не потрудились развить в себе волю и способность к самоконтролю. ВСЕ! Это не обозначает никакой прямой связи с чьим то талантом или бездарностью, умом или глупостью.

Страдание — удел гениев?

Многие гениальные, одаренные люди имели много причуд и, действительно, характер многих из них можно было описать тонкостью душевного типа. Но это не проистекает напрямую из их таланта. На мой взгляд, это связано с тем, что наделенный каким-то врожденным даром личность, добивается намного больших успехов в области применения своего таланта, чем все остальные.

Гениальному шахматисту не обязательно развивать в себе те качества, которые требует шахматный спорт, чтобы блистать на спортивном олимпе.

Читайте также:  Оптимальность - психология

Менее одаренный шахматист должен быть эмоционально выносливым, дисциплинированным, чтобы добиться каких-то успехов. Гению это необязательно.

В силу своего таланта, он может быть более слабовольным и ленивым, чем его соперники, но при этом все равно достигать лучших результатов чем они!

Пример про гениального шахматиста взят из реальной истории. Этим я хотел им пояснить, что талантливые люди получают меньше стимулов для гармоничного развития, чем люди более посредственные, так как с их даром какая-то деятельность дается им крайне легко и без всякой работы над развитием других своих качеств.

Гений способен получить мировое признание и богатство за счет своего таланта, при этом он может быть полным ребенком во всех других, не связанных с его главной работой, областях жизни. У человека, обделенного феноменальными способностями, такой трюк очень редко пройдет: хочешь не хочешь, жизнь заставит взрослеть и развиваться.

Гений, как я уже сказал, остается ребенком, многие свойства его натуры остаются в зачаточном состоянии, только потому что они их не развивал. Отсутствие этого развития является лишь побочным следствием его таланта, а не прямым, ведь если бы он захотел стать более решительным, волевым, твердым в жизненных вопросах, он бы таковым стал, ничто ему не мешало.

Но кто-то решает что гению это не нужно. Хотя, например, Эйнштейн, несмотря на имидж сумасшедшего ученого, был гармонично развитой личностью, судя по биографии. Нельзя говорить о тонкости душевной организации Эйнштейна, потому что таковая, по всей видимости отсутствовала, несмотря на явное дарование.

Всеми этими рассуждениями я хочу доказать отсутствие прямой связи между талантом и такими качествами, как характер, воля, уверенность в себе — недостаток в развитии которых, часто маскируется понятием «тонкая душевная организация». Талантливые люди страдают не из-за таланта, а из-за того что они не могут решить те проблемы, которые для других людей проблемами вовсе не являются. Это их слабость, упущение, а не заслуга!

Пора назвать вещи своими именами

«Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие — за непостоянство артистической натуры, лень — за философское спокойствие.

Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимая все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности.

Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Не следует воспринимать свою излишнюю эмоциональность как особый род утонченности. Скорее всего это просто избалованность чувств. Я призываю называть вещи своими именами, избавляться от своих недостатков, а не прятаться за мутными терминами, вроде «тонкая душевная организация» или «богатый внутренний мир».

Эта статья, так же как и все другие статьи на моем блоге, основана на личном опыте. Когда-то мне казалось, что причины моей депрессии, робости, эмоциональности, стеснительности и нерешимости коренятся в каком-то особом, утонченном и сложном душевном складе, то есть в неком уникальном типе личности, а не в распространенном недостатке.

Конечно, так думать было удобно, ведь это избавляло меня от всякой ответственности за свои дурные качества: душевный тип и все тут — я ни в чем не виноват. Такой вот я есть, весь утонченный и чувствующий.

Но, посредством работы над собой, я понял, что мои недостатки имеют куда более прозаичную природу, чем какой-то тонкий тип личности.

Я осознал, что чувствительность — просто следствие расшатанной нервной системы, эмоциональность это всего лишь неумение контролировать свои эмоции и болезненная зацикленность на собственных переживаниях, а робость и замкнутость — это результат закомплексованности и неуверенности в себе. И я стал работать над искоренением этих качеств и с тех пор добился значительных успехов.

Это я пишу не для того, чтобы похвастаться своими достижениями на почве саморазвития, а для того, чтобы на своем примере доказать вам, что, так называемая, «тонкая душевная организация», это не какой-то прикрепленный к вам намертво тип личности, а просто набор вредных качеств, от которых каждый может избавиться!

Если вы испытываете неудобства из-за своей необщительности, стеснительности и тревожности не нужно ставить крест на этих качеств, думая что они относятся к тому типу, носителем которого вы являетесь.

Каждый человек может изменить себя, лишиться недостатков и развить свои лучшие качества, как это получилось у меня.

Если вы последуете моему примеру, то «тонкая душевная организация» также станет для вас каким-то бессмысленном курьезом и постыдным оправданием своим слабостям.

Советы «утонченным» людям

Итак, что я могу посоветовать людям, которые считают, что у них тонкая душевная организация.

Перестаньте вешать на себя ярлыки

Попытка определить свою личность в рамках известного душевного типа — это присвоение ярлыка, который, как мы убедились ранее, очень грубо обобщает какое-то множество явлений, проводит несуществующие связи и скрывает от вас истинную природу вещей. Легко сказать «у меня тонкое строение внутреннего мира», поэтому я такой и сякой, и потом плюнуть на это. Намного сложнее начать анализировать свои слабые стороны, осознавать причины своих недостатков и направлять действия на их устранение.

Меньше подражайте героям художественных произведений

Большая начитанность, сильная любовь к мировому кинематографу или театру, помноженные на ваше гипертрофированное восприятие может породить один неприятный эффект. А именно, то, что вы будете пытаться бессознательно привести свой эмоциональный мир в соответствии с таковым у героя художественного произведения.

В классической литературе и театре мы видим преувеличенную страсть и раздутые эмоциональные переживания и начинаем думать, что сильные эмоции — это свойство поистине утонченных натур. Мы забываем, что драма, она на то и драма, чтобы драматизировать (уж простите за тавтологию), возводить в крайность какие-то особенности жизни.

Из-за этого начинаем переоценивать свои эмоции, вести себя подобно героям книг или спектаклей, так как в горячих порывах эмоционально нам видится утонченность, богатство внутреннего мира, а не банальная неспособность к трезвому, лишенному эмоций мышлению.

Перестаньте неосознанно подражать героям старых романов, так как они часто ведут себя очень глупо. Например, самоубийство из-за несчастной любви, это не гордый и романтический поступок, а большая глупость и слабость, следствие непонимания природы своих эмоций, неспособность находить трезвое и здравое решение проблем.

Никакая это не трагедия, так как последняя подразумевает ситуацию, в которой человек стал жертвой неконтролируемой стихии. Здесь же он просто не справился со своими эмоциями.

Читайте также:  Психокульт - психология

В художественных произведениях мы постоянно видим, проблемы, раздутые из-за пустяков самими героями, необдуманные, импульсивные поступки, приводящие к трагедии и неконтролируемые чувства. Эта психология напоминает поведение ребенка: импульсивность, непостоянство, превалирование эмоций над здравым смыслом. Не следует перенимать такой тип психики и придумывать для него красивое название.

Закаляйте свой характер

Вы слишком чувствительны? Учитесь контролировать свои эмоции. Вы постоянно робеете — работайте над собой, чтобы перестать стесняться. Вы часто нервничаете? Узнайте как перестать нервничать. Материалы моего блога помогут вам развить свои слабые стороны и перестать видеть в них неискоренимые свойства своего душевного мира.

Что мы потеряем, когда лишимся тонкой душевной организации

Будет ошибкой думать, что если вы избавитесь от того, что называется «тонкая душевная организация», то вы навсегда утратите, то, что связано с положительной стороной этой явления: способность чувствовать людей, тонко воспринимать произведения искусства, сопереживать близким, наслаждаться красотой природы и т.д.

Уверяю вас, эти способности никак не связаны с гипертрофированной эмоциональностью, несдержанностью и слабохарактерностью.

А вся противоречивость рассматриваемого в статье явления обусловлена тем, что эти вещи пытаются связать и объединить в рамках термина, описывающего это явление! Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.

Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.).

Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.

Ведь одно другому не мешает. О чем постоянно забывают те кто верит в какую-ту мифичесмкую душевную организацию.

Источник: http://nperov.ru/mify/tonkaya-dushevnaya-organizaciya-sovety-ee-nositelyam/

Психотерапия, духовность и психическое здоровье: в чем связь

Жизнь — это непрерывное путешествие, и по пути каждый человек узнает больше о себе и пытается укрепить свою идентичность, найти свое счастье, свой мир и цели в жизни. Духовность может быть небольшой или значительной частью этого пути. Если духовность является частью жизни, то она также будет непременно связана с психологией и психотерапией.

Психотерапевты пытаются помочь людям с проблемами психического здоровья и дать им инструменты, котоые бы позволили развиваться. Духовность также может быть частью этого процесса. Эксперты делятся своими мнениями о том, как духовность может соединиться с психотерапевтической практикой, или есть ли у нее место в терапии.

Что такое духовность?

Духовность не всегда связана с религией. Духовность сама по себе не является религией. Духовность может означать много разных вещей в зависимости от человека. Например, духовность может означать идею процесса самопознания — кто вы, кем вы хотите быть?

Другие возможные варианты духовности — «выход за текущие пределы», или поиск высших сил, которые могут корениться в религии, природе или какой-то неизвестной сути. Существует множество определений духовности, в том числе — это способ найти смысл, надежду, комфорт и внутренний мир в жизни.

Положительная и отрицательная духовность

Сара Розенквист, сертифицированный клинический психолог, заявляет, что пребывание под влиянием духовности неизбежно в некотором смысле. «Мы все зависит от наших ценностей, верований, настроений, семейной истории, и т.д.», сказала она.

«Не может быть только положительной и отрицательной духовности. Она присутствует в психотерапевтической практике в зависимости от ситуации.

Например, если это связано с наказанием, виной и страхом, то такая практика может оказать негативное влияние».

«Кроме того, — добавляет она, — в большей степени проблемой является собственная система взглядов терапевта. Некоторые пациенты обращаются к врачам, которые разделяют их убеждения. Однако врач может помочь пациенту разобраться в своей теологии взгядов и не раскрывая своей собственной системы взглядов».

Духовность и психическое здоровье

И положительные религиозные верования, и духовность могут привести к улучшению психического здоровья.

Исследования показывают достаточно последовательно, что те, кто имеет положительную духовную практику, имеют лучшие результаты при обращении за психотерапевтической помощью, и имеют статистически лучше психическое здоровье, чем люди, которые придерживаются негативной теологии (например, постоянно думают о наказании Бога и много опасаются, что поступают плохо).

Врач Джейн Симингтон считает, что врачи должны обращаться к эмоциональным, физическим, психическим и духовным аспектам в терапии.

«По природе человеческого бытия всех людей есть духовный аспект жизни, и духовное измерение нашей человечности оказывает глубокое влияние на мышление, поведение и общее состояние здоровья», сказала доктор.

«Известно, как важно решать человеку глубокие вопросы жизни и смерти, вопросы смысла и цели жизни».

«Изучение духовных убеждений человека и духовной практики поэтому может быть важной частью оценки психического здоровья и процесса выздоровления». По ее словам, врачам нужно проводить различие между религией и духовностью, и признавать различия в убеждениях. Исследование вопросов духовности с клиентом может иметь очень важное значение.

Духовная психотерапия?

По мне нию Тины Teссина, лицензированного психотерапевта, духовность является частью общей терапии. «Врачи должны быть в состоянии говорить в терминах любой духовной практики со своими клиентами».

По ее словам врачи должны быть открыты для всех верований, но и знать, как вести борьбу с вредными убеждениями клиента. Кроме того, духовность не должна воспитываться. «Это очень печально, когда терапевт имеет жесткую духовную точку зрения и пытается навязать ее клиентам», утверждает доктор.

«И это позитивно, когда врач принимает разные точки зрения и может поддержать клиента».

Источник: http://udoktora.net/psihoterapiya-duhovnost-i-psihicheskoe-zdorove-v-chem-svyaz-63045/

Ссылка на основную публикацию