Управление состоянием — психология

Управление психическим состоянием

Понятие о психических состояниях как основном классе психических явлений. Классификация психических состояний.

1.Психические состояния— характеристика психической деятельности, отражающая своеобразие протекания психических процессов на определœенный период времени.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства.

Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.

), что создает дополнительные трудности для исследователœей, занимающихся данной проблемой. Сегодня не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах.

Οʜᴎ являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

В структуру психических состояний входит множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного.

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно ʼʼразвестиʼʼ — к примеру, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всœего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования базовых интеграторов психики (личности, интеллекта͵ сознания), используют термины ʼʼсостояние личностиʼʼ,ʼʼсостояние интеллектаʼʼ, ʼʼсостояние сознанияʼʼ. Описаны ипродолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определœенной желаемой цели.

Агрессия – психическое состояние, сопровождающееся враждебностью, задиристостью, озлобленностью, содержащее угрозу, а иногда и нападение.

Агрессивностьповедение человека в отношении других людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Депрессия – болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.

Эйфория — психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Дисфория – противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.

Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Монотония состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся, однообразных нагрузках средней и малой интенсивности.

Релаксация – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил.

Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Конфликт — ϶ᴛᴏ психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, планов, стремлений различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека (профессиональный, бытовой, административный, амбициозный, этический и др.; внутриличностный, межличностный, межгрупповой).

Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целœесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Это состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания.

Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающие возможности адаптации организма (стрессоры). Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии.

На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной НС. Концепция стресса была разработана Гансом Селье. Он выделил три стадии стресса: тревоги, резистентности (адаптации), истощения; выделил две формы стресса: эустресс (полезную), дистресс (вредоносную).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стресс должна быть и полезным (ʼʼтонизируетʼʼ работу организма, способствует мобилизации защитных сил) на что влияет ряд факторов: интенсивность и длительность стрессора, эмоциональный фон, физиологическое состояние организма, опыт решения подобных проблем, прогноз, одобрение действий индивидуума со стороны социума.

Сегодня принято разделять стресс на два базовых вида: системный (физиологический) и психический. По стрессовым факторам различают стресс информационный и эмоциональный.

Классификация психических состояний

· по степени выраженности: поверхностные (настроение) и глубокие (страсть);

· по эмоциональному знаку: положительные (вдохновение), нейтральные (равнодушие), отрицательные (апатия);

· по длительности: кратковременные (аффект) – секунды, минуты, средней длительности (страх) – минуты, часы, продолжительные (монотония, скука, депрессия) – часы и даже дни;

· по системному уровню: физиологические (голод), психофизиологические (страх), психологические (воодушевление);

· по степени активации организма: стенические и астенические;

· по эмоциональности (рациональности): эмоциональные (страх), комбинированные (мобилизация), интеллектуальные (сосредоточенность);

· по степени осознанности: неосознанные (транс, сон), сознательные (решительность).

2.Методы управления психическим состоянием

— физические методы: воздействие температурой, водой (холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, баня), ультрафиолетовым светом, музыкой, цветосветовое воздействие и др.;

— фармакологические методы: алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства;

— физиологические методы: массаж, физкультура, акупунктура (иглоукалывание) и др.;

— психологические методы: аутотренинг, нейролингвистическое программирование, рациональная психотерапия;

— иррациональные методы: религия, магия, обряды и др.

  • — УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ

    Управление психическим состоянием может осуществляться пятью способами: с помощью физических, фармакологических, физиологиче ских, психологических и иррациональных методов (рис. 14.3). Рис. 14.3. Методы управления психическими состояниями Отдельные варианты применения… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/366462_upravlenie_psihicheskim_sostoyaniem

    Управление состоянием

    Всегда ли мы можем осознавать и контролировать свое эмоциональное состояние? Конечно же, нет и нам порой очень сложно выйти из одного какого навязчивого состояния. Всем нам известны случаи, например, когда мы хотим с кем-то помириться. А вместо этого наоборот еще больше вовлекаемся в ссору.

    Или, например, когда мы знаем, что нам нужно собраться и сделать что-то. А мы не можем сконцентрироваться. И все попытки сосредоточиться терпят крах. И даже если нам удается сфокусироваться на поставленной задаче, то это требует от нас больших затрат энергии. И, как правило, удается это нам на небольшой промежуток времени.

    А затем мы снова оказываемся в том же подавленном состоянии. И в следующий раз, попытка концентрации дается нам с еще большими усилиями и энергозатратами.

    Если бы нам удалось понаблюдать за теми, кто легко добивается целей и за теми, кто терпит неудачи, то мы бы увидели интересную картину. А главное бы поняли бы один из секретов успеха.

    Различие между ними состоит в способности первых привести себя в состояние, помогающее выполнить действия, которые приводят к цели. И, наоборот, у вторых мы можем наблюдать дисбаланс в их состояниях и действиях. Например, когда мы смотрим фильм, то нам всегда понятно кто из героев фильма достигнет успеха.

    Мы понимаем, когда видим эмоциональные состояния героев, какого результата достигнуть персонажи фильма. И совсем не замечаем свои эмоциональные состояния. Проблема заключается в том, что мы не всегда осознаем свое текущее состояние.

    Когда мы переживаем те или иные состояния неоднократно, на протяжении некоторого времени, то они становятся привычными для нас. Вначале мы перестаем их осознавать, а потом они становятся для нас подобно воздуху, которым мы дышим, и мы перестаем замечать их.

    В то же время, всем нам известно, что некоторые наши состояния дают нам возможность совершать поступки, ясно мыслить, точно выражать эмоции, хорошо себя чувствовать, принимать эффективные меры и т.д. и т.п. Нам нравятся такие состояния, так как они наделяют нас силой. Но нам знакомы и другие состояния, такие как, например, состояние «беспомощности».

    Нам не нравятся эти состояния, так как мы чувствуем, как они у нас забирают силу. И чем больше мы злимся от бессилия, тем больше силы теряем. Здесь важно понимать, что если мы находимся в таком «не ресурсном» состоянии это не означает, что мы стали «плохими», или что-то с нами не в порядке. Просто на данный момент времени мы находимся в «плохом» состоянии.

    Когда пройдет «плохое» состояние изменится и поведение. Наше поведение, как зеркало отражает, как и что мы думаем и ощущаем в данный момент.Развитие способности управлять своими состояниями – ключ к нашему главному источнику «силы».

    Под силой здесь понимается способность ясно мыслить, вести себя наиболее эффективным способом, своевременно и результативно реагировать на внешние события, плодотворно вступать в межличностные отношения и т.д., т.е. действовать так, как вы желаете. Это и есть один из секретов жизненного успеха, на котором базируются эзотерические и магические техники.

    И этот секрет один из аспектов возможностей и практического использования нервной системы и мозговой деятельности.Для того чтобы научиться управлять своими состояниями необходимо понимать свои состояния и субъективные факторы, управляющие этими состояниями.

    Проблема здесь состоит в том, что когда мы находимся в «плохом» состоянии нам кажется, что нам не хватает личной силы, и нет необходимых ресурсов. На самом деле, все обстоит по-другому, когда мы оказываемся в таком состоянии, то наши ресурсы кажутся нам недоступными. Поэтому так важно обрести навык доступа к ресурсам.

    Читайте также:  Влияние счастья на людей - психология

    Под ресурсами понимается любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегия, переживания, люди, события или материальные ценности.Таким образом, чтобы научиться управлять своим состоянием нужно:1. Понимание состояния2. Осведомленность о состоянии3. Изменение состояния4. Использование состояния

    Понимание состояния

    Я думаю, что объяснять почему, так важно понимать свое состояние не следует. Так как и так думающий человек осознает важность понимания своих различий состояний. А тот, кто не совсем понимает важность этого, скорее всего и не будет что-то делать, чтобы улучшить свое качество жизни.

    Таких примеров в нашей жизни достаточно, всем нам знакомы люди, постоянно жалующие на жизнь, но при этом даже не пытающиеся хоть что-то изменить в себе. Они считают, что это все ерунда, вот если бы кто-то вел себя по — другому, или государство сделало бы так и т.д. и т.п. Они видят причину своих неудач в других людях или в судьбе, но ни в коем случае в себе самом. Но наша тема не о них.

    Первый шаг на пути к управлению своими состояниями заключается в понимании динамики состояний. Какие факторы повлияли на то или иное состояние. Насколько вы осознаете эти факторы. Наше состояние можно определить по двум составляющим: физиологии (то, как реагирует наше тело) и внутренней репрезентации (то, что мы представляем или отображаем социум или себя).

    На внутреннюю репрезентацию влияют наши установки, убеждения, система ценностей. Она включает в себя то, «что» мы представляем и говорим себе и то, «как» мы это делаем. Здесь кроется один секрет. Если суметь осуществлять репрезентацию событий так, чтобы прийти в позитивное состояние, то жизненный успех практически вам будет обеспечен. Поэтому так важно научиться правильно, мыслить. Т.е.

    помнить всегда о том, что мы можем выбрать то, как осуществлять трактовку происходящих событий. Например (пример из жизни), два друга Вадим и Андрей дружили со школьных лет. И вместе решили поступить в один очень престижный институт, но оба провались на экзаменах. Вадим решил, что он полный неудачник и ему никогда не поступить в этот институт.

    И что в него могут поступить только те, за кого могут заплатить родители. А у него нет богатых родителей и его удел идти работать обычным чернорабочим. Его состояние стало отрицательным. Вследствие чего изменилось его поведение, оно стало неуверенным и озлобленным.

    Также и постепенно стала изменяться его внешность, голова и плечи опускались все ниже, уголки губ также стали тянутся к земле. Он устроился на первую попавшуюся работу и стал работать за копейки, озлобляясь все больше и больше. Андрей тоже расстроился, что он не поступил. Но подумал о том, что вероятно он плохо подготовился.

    И что стоит предстоящий год посвятить более тщательной подготовке к поступлению в институт. И дал себе слово, что впредь он будет гораздо серьезнее подходить к таким важным вопросам. Его состояние стало позитивным. Вследствие чего он стал более целеустремленным и собранным. Он подобрал себе такую работу, которая позволила ему уделять достаточно времени для подготовки к экзаменам.

    И он даже умудрился отложить деньги, чтобы позволить себе нанять репетиров по важным предметам. В итоге, Вадим (им обоим в настоящее время по 40 лет) так и остался неудачником, постоянно жалующимся на несправедливость жизни. Его жена и дети непрерывно пилят его за регулярную нехватку денег, отсутствия полноценного отдыха и невозможности дать своим детям образование.

    Вадим в свои 40 лет выглядит опустившимся стариком. Он давно привык топить свои проблемы в алкоголе, что не способствовало улучшению его жизни. А Андрей добился невероятных успехов, в настоящее время занимает высокий пост и доволен жизнью. Он имеет крепкую семью, его дети получают образование в лучших европейских колледжах.

    Выглядит он гораздо моложе своих лет, ведет здоровый образ жизни, по несколько раз в год они с семьей отдыхают на лучших курортах мира. Вадим считает, что Андрею просто повезло.Таким образом, мы видим, что наше состояние может повернуть нашу жизнь в ту или иную сторону. Только мы привыкли почему-то это игнорировать.

    Всем нам известно, что наше состояние сильно влияет на нашу деятельность, но мало кто прилагает усилия, чтобы научиться управлять своим состоянием. И в этом состоит основное отличие успешных людей от тех, кого успех обходит стороной.Также мы должны помнить, что наша физиология неразрывно связана с нашей внутренней репрезентацией.

    Замечали ли вы, что с некоторыми людьми нам неприятно общаться, а с другими нам нравиться общаться. Почему это происходит? Да, дело все в энергетике, которую излучают люди. Когда у нас проблемы, мы напряжены и у нас становится тяжелая энергетика. А люди подсознательно начинают сторониться. Наша мимика выдает наше состояние независимо от того хотим мы показывать или не хотим показывать наше состояние. Мы не можем регулировать те процессы, которые происходят в организме. Мы можем только дать организму другие команды, но для этого нам нужно изменить свое восприятие.

    Осведомленность о состоянии

    Второй немаловажный шаг в управлении своим состоянием является осведомленность о своем состоянии. Мы настолько привыкаем к своему состоянию, что не всегда можем дать характеристику своему состоянию. Попробуйте ответить сейчас на вопрос: какое ваше состояние? Многие просто ответят: «обычное».

    Что подразумевается под словом «обычное» или что для вас означает «обычное состояние». Такой вопрос некоторых ставит в тупик. Они затрудняются ответить. Здесь важно развивать в себе навык обращать внимание на свое текущее состояние.

    Это нужно для того, чтобы научиться распознавать какие физиологические факторы и внутренние репрезентации влияют на наше состояние. Здесь и кроется основная проблема в управлении своим состоянием. Мы редко осознаем наше текущее состояние, если оно явно не выделяется чем-то непривычным.

    Попробуйте оценить свое состояние по некоторым составляющим своего состояния:• Является ли ваше состояние ресурсным для вас• Ощущаете ли вы внутреннюю силу• Ваше состояние дает вам силы или наоборот лишает сил• Чувствуете ли вы радость• Испытываете ли вы подавленность, тревогу, дискомфорт• Чувствуете ли вы веру в себя• Испытываете ли вы печаль, огорчение, разочарование• Чувствуете ли, что вас питает ваш внутренний источник силы• Переживаете ли вы состояние любвиВот некоторые аспекты, которые помогут осознать текущее ваше состояние.

    Изменение состояния

    Способность воздействовать на свое и чужое состояние это и есть способность управления состояниями. Для того, чтобы изменить состояние следует исследовать параметры своей внутренней реальности и физиологии и затем изменить эти компоненты. В НЛП существует достаточно большое количество упражнений по изменению состояний.

    И они весьма результативны.Обдумывая изменение своего состояния, определите, какой ресурс позволил бы вам внести позитивное изменение в закономерный шаблон восприятия, который вы считаете неудовлетворительным. Например.

    Если вы испытываете беспокойство при знакомстве с противоположным полом, то подумайте, какой ресурс при этом вам нужен? Ощущение уверенности в себе? Душевное спокойствие?Для каждого человека подходит именно свой ресурс. Здесь стоит экспериментировать и найти именно свой ресурс.

    Вспомните, был ли в вашей жизни момент, когда вы чувствовали себя уверенным. Потом представьте, что должно произойти, чтобы вы почувствовали себя в этом ресурсном состоянии. Представьте, как должны развиваться события, а не как они не могут или не будут развиваться.

    При формировании внутренних представлений развития событий вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам, которые помогут достичь желаемого состояния.У всех нас имеется навык мгновенного изменения состояний. Вспомните, как вы внезапно «вспыхнули как спичка», или вдруг «внезапно успокоились».

    Некоторый внутриличностный механизм отражает нашу способность влиять на свое состояние. Этот механизм и стоит задействовать в управлении своим состоянием.

    Управление своим состоянием имеет огромное значение в решении многих жизненных задач.

    И умение им управлять будет выгодно вас отличать от большинства людей, которые не способны сознательно управлять своим состоянием. Это происходит потому, что большинство людей пытаются управлять лишь малой частью своих мыслей эмоций, речи и поведения. Тот, кто достиг в той или иной сфере выдающихся результатов мастерски использует свои наиболее ресурсные состояния. И это делает их менее зависимыми от ветров судьбы.

    Читайте также:  Исследовательская мастерская - психология

    Источник: https://golitsina-n.livejournal.com/2624.html

    Психология управления: ее структура, методы, задачи

    Психология управления – междисциплинарная наука, успешно применяющаяся в современных реалиях в области работы с персоналом.

    В статье рассмотрены основные особенности этой науки, объект и предмет психологии управления, ее цели и задачи, используемые методики, структура психологии управления.

    Знакомство с этой наукой позволит усовершенствовать трудовые и управленческие процессы так, чтобы повысить общую эффективность труда.

    Говоря о предмете психологии управления, стоит помнить, что управление это не столько наука, сколько искусство.

    Психология управления, появившаяся на стыке двух фундаментальных наук, с одной стороны изучает психологию человека, с другой – направлена на улучшение качества работы, то есть преследует вполне утилитарные цели.

    Объектом психологии управления можно назвать в первую очередь штат сотрудников или команду и взаимодействия внутри нее, направленные на увеличение продуктивности работы.

    Психология управления считается отдельным разделом психологии, изучающим закономерности, возникающие в управленческой деятельности. Основой науки является комплексный анализ условий, существующих в той или иной компании, и определение особенностей работы, повышение результативности деятельности команды.

    Психология управления занимается проблемами соответствия работающего коллектива определенной компании; направлена на изучение психики работников. Обладая знаниями в психологии менеджмента, HR-менеджер может дать психическую характеристику работы руководителя и процесса менеджмента, проанализировать и назвать навыки и качества, которые необходимы для успешной менеджериальной деятельности.

    Как любая современная наука, психология управления занимается аккумулированием данных. В этом случае речь идет о природе воздействия одного человека на другого, группу или общество в целом. Целью такого сбора информации является понимание и объяснение механизмов, лежащих в основе подобного воздействия, а также поиск способов его совершенствования.

    Предмет психологии управления – это целый комплекс психологических отношений, существующих в компании между руководителем и подчиненным или коллективом в целом. К предмету науки относят и механизмы межличностного взаимодействия, и проблемы и конфликты, существующие в компании социальные и профессиональные связи и взаимодействия.

    Психология управления, ее объект и предмет требуют рассмотрения с точки зрения нескольких аспектов, к числу которых относятся:

    • психология личности руководителя;
    • психология управленческой деятельности руководителя;
    • психологические вопросы поиска и отбора специалистов;
    • социально-психологические особенности команд работников;
    • психологические и адаптивные аспекты подготовки персонала.

    В образовании, менеджменте, кадровых процессах – во всех этих отраслях находят применение методики психологии управления. Соответственно, и предмет этой области знаний является совокупностью многих явлений и психических отношений в компании. Условно его можно описать как комплекс, состоящий из следующих элементов:

    • анализ функций и структуры работы менеджера;
    • психологические аспекты отношения между руководством и персоналом;
    • изучение социологических и психологических вопросов руководства командой и взаимодействий внутри нее.

    Итак, предмет психологии управления состоит из трех ключевых элементов: сотрудника (менеджера), рассматриваемого в динамическом развитии в процессе деятельности, самой менеджериальной работе и взаимоотношений (взаимодействий) команды.

    Понимание психологии управления возможно только через призму ее главных аспектов:

    • влияние психологических факторов на эффективность деятельности менеджеров;
    • особенности принятия как индивидуальных, так и групповых решений;
    • проблемы лидерства;
    • вопросы мотивации, поведенческих актов субъектов менеджмента.

    Объект психологии управления

    Объектом психологии управления выступает комплексная система деятельности должностных лиц и подразделений компании, ориентированная на общую полезную цель организации. Поставленные цели в данном случае рассматриваются в контексте управленческих отношений согласования и подчинения.

    Необходимо помнить, что объект – это, в первую очередь, деятельность руководителя. В объекте психологии управления можно выделить несколько составляющих:

    • личность руководителя и процесс ее развития в результате осуществления им управленческой деятельности, а именно психология субъекта менеджмента; 
    • деятельность управляющего лица компании и схема ее реализации с точки зрения достижения эффективности и результативности; 
    • процессы в трудовом и социальном коллективе.

    Выделение в структуре науки объекта и предмета позволяет выявить различия между несколькими близкими науками: общая теория менеджмента, социальный менеджмент, государственное управление.

    Менеджмент, в первую очередь, имеет отношение к людям, а именно к поискам индивидуального подхода с точки зрения потребностей и черт характера каждого отдельно взятого сотрудника, особенностей восприятия окружающего мира.

    Несмотря на то, что существует тенденция, отождествляющая психологию управления и менеджмент, объект и предмет психологии управления и менеджмента перекрещиваются лишь отчасти. Специфика этой науки состоит в том, чтобы понять, почему нужно вести управленческие процессы тем или иным образом.

    Структура психологии управления: цели, методы и задачи

    Психология управления, ее объект и предмет дают возможность представить процесс управления в виде схемы взаимодействие нескольких элементов:

    Субъект управления. В качестве субъекта выступает руководитель, наделенный полномочиями осуществлять управленческую деятельность.

    Объект управления. Люди или группы людей, выступающие объектом организованного, систематического, планомерного воздействия субъекта.

    Управленческие воздействия (или методы). Комплекс мер, которые использует субъект для воздействия на объект управления.

    Цель управления. Желаемое состояние объекта управления или результат деятельности объекта. Цель формулируется субъектом управления или задается извне, со стороны более высокого уровня управления.

    Цель психологии управления, ее практического применения в первую очередь состоит в решении следующих проблем, существующих в организации:

    • повышение профессиональной компетентности руководителей: совершенствование стилей менеджмента, коммуникативных навыков, принятия решений, навыков стратегического планирования, преодоление стрессов;
    • анализ и совершенствование методик подготовки управленческого состава компании;
    • поиск и активация кадровых ресурсов;
    • оценка и подбор менеджеров в соответствии с потребностями компании;
    • оценка и улучшение социально-психологического климата, повышение уровня лояльности сотрудников, сплочение коллектива.

    Таким образом, основная задача психологии управления – это формирование методов руководства, в основе которых лежат выявленные в процессе изучения закономерности между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

    В целом, задачи психологии управления можно разбить на несколько крупных групп в зависимости от объекта исследования:

    1. Психологический анализ деятельности руководства. Руководителю необходимо осуществлять управленческую деятельность осознанно, анализируя свои действия, что необходимо для принятия верных управленческих решений.
       
    2. Изучение механизмов психической регуляции. Необходимо для принятия верных решений как в нормальных, так и в экстремальных условиях
       
    3. Исследование лидерства. Выработка лидерских качеств, необходимых руководителю для руководства рабочим процессом
       
    4. Практическое применение психологических знаний в управленческих процессах. К этой задаче можно отнести разрешение конфликтов, регуляция микроклимата, повышение уровня удовлетворенности работой, достижение высокого уровня лояльности сотрудников
       
    5. Исследование группового взаимодействия. Необходимо для достижения устойчивого социального микроклимата в коллективе
       
    6. Изучение способов и механизмов мотивации. Мотивация необходима в управленческих процессах для побуждения сотрудников к достижению более значимых целей.

    Психология управления, являясь междисциплинарной наукой, успешно использует управленческие методики в сочетании с психологическими. Структура психологии управления выделяет две основные методики изучения: наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение – аналитический метод, основанный на процессах восприятия. Этот метод является наиболее сложным объективным методом, так как наблюдение ведется в естественной обстановке, соответственно, роль и место наблюдателя влияет и воздействует на объект наблюдения.

    Изучение и поиск эффективных принципов взаимодействия руководителя и коллектива происходит в пассивной форме. В ходе исследования фиксируются реакции, мнения и результаты.

    К этому методу обращаются как при получении предварительного материала перед началом других исследований, так и в тех условиях, когда недоступны иные способы получения информации.

    Пассивность является основным недостатком данной методики. Длительное ожидание реакции объекта наблюдения не всегда оправдывает себя, так как высок риск пропустить момент реакции и неверно интерпретировать результат.

    Эксперимент, напротив, относится к активным методикам. С помощью эксперимента осуществляется поиск эффективных схем взаимодействия путем создания определенных условий для использования различных тактик управления.

    Цель проведения эксперимента – проверить гипотезы, влияющие на практику принятия управленческих решений. С помощью экспериментальной методики можно получить достаточно обширную информацию уникального характера, если соблюсти необходимые условия успешного эксперимента:

    • верный выбор контрольных характеристик,
    • использование для их изменения факторных характеристик (вводятся исследователем),
    • ограждение эксперимента от максимального числа внешних воздействий, не имеющих отношения к ситуации.

    Применение этих методик позволяет всесторонне изучить управленческие процессы и перейти к решению изложенных выше задач психологии управления.

    Подводя итог, следует отметить, что управленческая деятельность в организации строится на основе определенных правил. Их соблюдение может привести компанию к успеху, а их игнорирование – к краху даже при благоприятных условиях.

    Психология управления, ее объект и предмет, дают возможность специалистам разработать такие правила и технические приемы общения, что оно становится не только формой, но и фактором управления.

    В этом и состоит основная задача психологии управления как прикладной междисциплинарной науки.

    Более подробно предмет психологии управления и ее объект, практическое применение науки в управленческих процессах, психология субъекта управления и объекта, на который управление направлено, рассматривается в других статьях, касающихся тематики управления персоналом:

    Читайте также:  Едем на пикник - психология

    Источник: https://www.hr-director.ru/article/63767-red-qqq-15-m5-obekt-i-predmet-psihologii-upravleniya

    9 способов управления своим внутренним состоянием

    Каждый человек желает управлять своим внутренним состоянием, но не всегда это получается. Любой из нас хотел бы знать, как справиться со своим плохим настроением, перестать паниковать перед важными событиями, снизить собственную агрессию и настроиться на добрый лад.

    Управление внутренним состоянием (самообладанием) необходимо в первую очередь для того, чтобы остановить разрушающею силу негатива, идущего изнутри человека.

    Именно плохое настроение, раздражение, неуверенность в себе и навязчивые мысли выводят из состояния душевного равновесия и часто человек теряет самоконтроль.

    Способы регулирования своего эмоционального состояния

    1) Очень простым способом управления состояниями является ведение дневника. Дневник помогает избежать паники, справиться со злобой, избавиться от обид и переживаний. Записывая все свои мысли на бумагу, вы снимаете напряжение и можете анализировать свою реакцию в произошедшей ситуации более объективно.

    2) Давно известно, что психическое состояние тесно связано с телом. Поэтому иногда достаточно просто расправить плечи, выровнять спину, как неуверенность и страх исчезнут. Твердая походка подарит вам энергию и ощущение бодрости.

    3) Справиться с апатией помогают простые физические упражнения. Можно заниматься любым видом спорта, танцами или просто бегать по утрам. Все это наполнит вас силой и работоспособностью.

    4) После выматывающего дня нужно правильно отдохнуть и расслабиться. Релаксация помогает настроиться на глубокий сон и позволяет организму снять усталость. Поэтому важно уметь – расслабляться.

    5) Немаловажным аспектом в управлении состоянием является дыхание. Контролируя дыхание, мы можем менять свои состояния. Если вы одарены способностью сохранять ровное размеренное дыхание, то вам очень легко перейти из стресса в состояние спокойствия и умиротворения. Резкие короткие вдохи, наоборот, помогают взбодриться, войти в рабочее состояние.

    6) Успокаиваться или возбуждаться также можно через музыку. Правильно подобранная мелодия или песня помогут настроиться на желаемый лад. Главное − помнить, что настраивать себя нужно постепенно. Абсолютно противоположная вашему состоянию музыка может вызвать отторжение, поэтому сначала нужно искать что-то подходящее для себя.

    7) Смена окружающей обстановки, как ничто другое, может дать огромный заряд впечатлений и эмоций на длительное время. И не нужно уезжать куда-то далеко, достаточно просто выйти прогуляться по незнакомым улочкам после работы, насладиться закатом, общением с новыми людьми. Ходите на выставки, тренинги, выезжайте на природу.

    8) Психическое состояние (психика в целом) имеет глубокую связь с мыслями человека. Очень важно учиться – воспитывать свое мышление, контролировать свои мысли, уметь отключаться от негатива на ментальном уровне (замолчать в мыслях и не думать о плохом).

    Здесь нужно включать силу своего Разума и изо дня в день работать над своими мыслями и чувствами, почаще заглядывать в свой , там вы найдете все ответы на свои вопросы. Никогда нельзя оправдывать свои неправильные поступки, а пытаться найти причину и устранить ее.

    И это не какая-то выдумка или фантазия, а собственный практический опыт (и не только мой), основывающийся на фактах. 

    9) И наверное, последнее в нашем списке – это теплые воспоминания или добрые мысли о будущем, они реально «греют» душу, особенно когда вы находитесь в состоянии спокойствия.

    Это могут быть фотографии, любимая песня, напоминающая о каком-то особенном периоде в вашей жизни, или коллекция марок из детства.

    Включайте силу воображения, представляйте свою жизнь такой, в какой бы вы чувствовали себя полностью счастливым и свободным человеком.

    Как вы уже поняли, способов управления своими внутренними состояниями достаточно много, и в этой статье приведены далеко не все из них. И главное здесь, чтобы возникало само желание работать над собой и день за днем становиться все лучше.

    Как развить воображение, с чего начать…?

    Где рождаются мысли или откуда они берут свое начало?

    Золотые правила для достижения внутренней гармонии.

    Источник: http://avisi.ru/upravlenie-vnutrennim-sostoyaniem.html

    Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

    Что такое отвращение и причины его возникновения.

    Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовлетворив нашему стремлению, насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет.

    Психологическое отвращение возникает не раньше семи лет, правда этот срок касается только отвращения к пище. В более позднем возрасте, по мере взросления и социализации, отвращение может быть испытываемым к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе.

    Отвращение наступает в результате психического пресыщения, которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание её выполнять, а затем при её дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение и настойчивое стремление её прекратить. Это состояние не связано с утомлением.

    Состояние психического пресыщения чаще всего появляется как следствие состояния монотонии, если работа не прекращалась, но могла возникать и первично. В последнем случае неустойчивым к состоянию психического пресыщения оказываются лица со слабой нервной системой и подвижностью возбуждения, т.е. с характеристиками, отличающими холерический тип темперамента.

    Физиологические изменения при состоянии отвращения

    Состояние психического пресыщения сопровождается появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой деятельности. Этот рост эмоционального возбуждения сопровождается характерными изменениями нейродинамических и психомоторных показателей. По «внешнему» балансу появляется тенденция к сдвигу в сторону возбуждения, а по «внутреннему» — в сторону торможения.

    Усиливается парасимпатическое влияние, что проявляется в снижении частоты сердечных сокращений и тонуса мышц в покое, а также уменьшение мышечной силы. Снижается объем вентиляции легких и потребление кислород, и соответственно этому — энерготраты. У некоторых испытуемых наблюдается сдвиг pH в кислую сторону.

    Ненамного увеличивается частота основного тона речи, что характерно для раздражённой интонации голоса.

    Психологическое отвращение как условнорефлекторная эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает реакцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта.

    Пантомимика в состоянии отвращения и экспрессивные реакции

    При отвращении характерны следующие мимические изменения, соответствующие трём зонам лица:

    брови слегка опущены, иногда немного сдвинуты на переносице

    верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены, под нижними веками морщинки

    нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

    Кроме мимических изменений происходят также и изменения в осанке. Человек выглядит более осунувшимся, это обусловлено сокращением тонуса мышц.

    Характерно отворачивание головы от источника отвращения или попытка от него отстраниться (например сидя за столом человек при отвращении отвернёт голову, попытается отодвинуть стул или откинется на его спинку, при чём движение буде достаточно резким).

    В голосе появляется интонация раздражения, громкие выдохи при слабом вздохе, могут произноситься междометия, типа «фу», «бе», и т.д.

    Субъективное переживание состояния отвращения и методы управления этим состоянием.

    Состояние отвращения переживается субъектом как стойкое желание прекратить видеть или использовать ту вещь, которой оно вызвано, появляется чувство брезгливости к ней. Также появляется желание прекратить действие, вызывающее отвращение, или изменить ситуацию.

    Это эмоциональное состояние не всегда носит отрицательный характер.

    Примеры «полезного» отвращения можно наблюдать в медицине при лечении различных форм зависимости. Например есть специальные методики, в которых специально вызывают чувство отвращения к алкоголю и накатину и благодаря этому избавляются от зависимости.

    Если же отвращение (пресыщение) не желательно, то мерой борьбы с ним является прекращение данной деятельности, т.к при пресыщении снижается возбуждение двигательных центров (в отличии от монотонии, где оно нарастало) чтобы уменьшить тонизацию коры головного мозга.

    Управлять состоянием отвращения можно при помощи волевых усилий, удерживанием внимания на данном виде деятельности. Если человек видит какую-нибудь выгоду для себя в данном действии, у него есть мотивация, то пресыщение если и наступит, то гораздо позднее, чем если бы этой мотивации не было.

    Также если человек знает, что данное действие в определенный момент закончится, т.е.

    будет длится до определенного, лучше даже указанного момента времени, то побороть в себе чувство отвращения гораздо легче, чем если бы не было видно конца работы, поэтому ещё один способ управления этим чувством — это создание установки (например на то, что действие скоро закончится).

    Диагностика состояния отвращения

    Диагностика различных эмоциональных состояний, в том числе и отвращения, наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия и настроения, с проективными методиками (Люшера, Роршаха, Сонди и пр.).

    Литература

    1. Е.П. Ильин «эмоции и чувства» — СПб.: Питер, 2002. (серия «мастера психологии»).

    Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=473088

    Ссылка на основную публикацию