Фильтры мета-программ — психология

Модель НЛП:: Метапрограммы

Метапрограммы — это базовые фильтры восприятия человека. Так же они связаны с характерными паттернами мышления.

По ссылке подробное описание метапрограммы

Мотивация К — От: мотивация приближением или избеганием.

Мотивы: что человека больше мотивирует — власть, причастность, достижение или безопасность.

Референция: на свои или чужие ценности человек ориентируется при выборе.

Активность — рефлексивность: нужна ли человеку дополнительная мотивация для начала действия.

Размер разбивки (размер обобщения): фокус на частное или общее.

Способ мышления: как человек обрабатывает информацию — укрупняет, разукрупняет или ищет аналогии.

Предпочитаемая модальность: что больше нравится — видеть, слышать или чувствовать.

Ориентация во времени: человек ориентирован на прошлое, настоящее или будущее.

Во — вне времени: человек более склонен ассоциироваться в ситуации или диссоциироваться от них.

Фокус сравнения: что важнее — сходство или различия.

Сортировка мира (врата сортировки): ценностные ориентиры человека — люди, процесс, ценности, вещи, время или место.

В нлп существуют разные наборы метапрограмм, здесь дан наиболее часто используемый. достаточно полный список можно посмотреть в книжке майкла холла «51 метапрограмма нлп»

Часто люди предпочитают преимущественно использовать один паттерн метапрограммы, например, больше «мотивацию От» чем «мотивацию К». Подстройка под предпочитаемую метапрограмму довольно важна, так как люди склонный «отфильтровывать» информацию, сказанную в «неподходящей» форме.

При этом часть метапрограмм у человека «жёсткие» — то есть он в большинстве контекстов использует только один из паттернов (во всех контекстах только «внутренняя референция»), часть «мягкие» — человек может менять паттерны и/или использует разные паттерны в разных контекстах (может использовать как «внутреннюю референцию», так и «внешнюю референцию» в одной и той же ситуации).

Распределение среди населения предпочитаемого паттерна метапрограммы обычно описывается нормальным распределением: по краям относительно небольшой процент людей с «жестким паттерном», ближе к центру — с «преимущественным паттерном», в центре люди с «мягкими паттернами».

Фокус внимания

Для каждой метапрограммы будет свой фокус внимания.

Контексты проявления

Метапрограммы будут по-разному проявляться в различных контекстах.

Мотивация

Принятие решения

Мышление

Планирование

По теме

Мои книги:: Метапрограммы в схемах

Схема:: Контексты проявления метапрограмм

Модель НЛП:: Метапрограмма: Активный-Рефлексивный

Модель НЛП:: Метапрограмма: ВО-ВНЕ времени

Модель НЛП:: Метапрограмма: Врата Сортировки

Модель НЛП:: Метапрограмма: Мотивация К-ОТ

Модель НЛП:: Метапрограмма: Мотивы

Модель НЛП:: Метапрограмма: Ориентация во времени

Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность

Модель НЛП:: Метапрограмма: Размер разбивки

Модель НЛП:: Метапрограмма: Референция

Модель НЛП:: Метапрограмма: Способы мышления

Модель НЛП:: Метапрограмма: Фокус сравнения

Источник: http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/455-model-nlp-meta-programmy.html

Что такое метапрограммы

Что такое метапрограммы

Метапрограммы – это фильтры восприятия действительности, помогающие плыть в огромном потоке информации, поступающей к нам из внешнего мира. Ведь наше сознательное внимание ограничено магической цифрой 7±2 (т. е. мы способны фиксировать и анализировать от пяти до девяти процессов, событий, факторов, новостей).

Метапрограммы – это волшебные стражи, стоящие на воротах и пропускающие только самое интересное и полезное для нас сейчас (т. е. именно они регулируют, какое дело становится для нас важным, когда и что мы должны предпринять).

Метапрограммы выявляют профиль предпочтений человека во всех областях, отвечают на вопрос, что для нас более ценно, на чем мы фокусируем внимание в процессе восприятия информации, над чем именно мы с большим удовольствием будем работать, что способны развивать и продвигать.

В отличие от многих других типологий и классификационных теорий (гороскопы, тип темперамента, соционика и др.) НЛП учитывает динамику изменений, происходящих в человеке по мере накопления жизненного опыта.

Поэтому метапрограммный профиль человека – это не пожизненный фатальный сценарией.

Разные фильтры проявляются у нас в разных контекстах (дома, на работе, в общении с друзьями), а предпочитаемые ценности с годами переосмысливаются.

Каждому человеку важно изучить основные метапрограммы и составить собственный метапрограммный профиль (портрет, похожий на картографию личности: я – оптимист, мечтатель, я соткан из противоречий, я сам, заточенный на возможности, достижения и движение к.

), чтобы, исходя из своих склонностей, способностей и интересов, используя свои сильные стороны, достичь максимума.

Каждому работодателю или руководителю звена (подразделения, предприятия) важно «считывать» метапрограммные профили сотрудников, чтобы сформировать отлаженный механизм производства, чтобы всем сестрам по серьгам, чтобы каждому работнику доставалась посильная задача и та сфера деятельности, где он может проявить себя наилучшим образом.

Метапрограммы зависят от контекста. Человек может проявлять разные метапрограммы в зависимости от контекста.

Проявляемые метапрограммы зависят от состояния. В разных эмоциональных состояниях человек может проявлять разные метапрограммы. Любое изменение состояния влияет на проявляемые метапрограммы.

Метапрограммы существуют как тенденции и находятся в движении от одного полюса к другому. Метапрограмму можно представить как отрезок. В крайних точках находятся полюса. На полюсах холод и нет людей. Люди движутся по отрезку к какому-то полюсу, но не достигают его никогда.

Можно проявлять один элемент дихотомии в 33 % случаев, и другую – в 77 %. Но так точно не измеряют, потому что больше информации даст различие контекстов, в которых они проявляются.

Таким образом, если говорят, что у человека метапрограмма «мотивация К», то имеется в виду, что «мотивацию К» он применяет значительно чаще, чем «мотивацию ОТ». Или, скажем, есть метапрограмма «соглашатель – несоглашатель».

Но нет людей, которые всему доверяют, со всеми соглашаются, никогда не протестуют. Как нет и тех, кто находится в бесконечном конфликте с миром. Просто кто-то чаще подвергает сомнению все, с чем сталкивается, чем другие.

«Свои» метапрограммы могут показаться естественными и правильными, а чужие – «ненормальными». На самом деле никакие метапрограммы не лучше и не правильнее, чем другие. В разных контекстах эффективны разные метапрограммы. Полезно развивать гибкость.

Наборы метапрограмм – это не способ классификации людей, а всего лишь способ реагирования на мир. И их возможности можно эффективно использовать на благо бизнеса. Метапрограммы – это привычки. Привычки можно изменить.

Экран нашего внимания (что мы берем для обдумывания) очень хрупок и тонок.

Как бы то ни было, поскольку фильтры метапрограмм – это просто ранее приобретенные привычки, внимание к паттернам может модифицировать работу фильтра и изменить привычку.

Источник: https://psibook.com/nlp/08/74.html

Метапрограммы

Если у вас дома порядок, то вам проще знать, где что лежит. Чем больше у вас всяких шкафчиков, полочек и ящичков, тем больше различных полезных и бесполезных вещей вы туда можете положить, сохранив этот драгоценный порядок, благодаря которому все эти вещи, скорее всего, для вас легко доступны, нежели если бы все это сходилось в хаосе.

Аналогично и человеческий мозг, работающий с информацией и умеющий делать ее доступной в нужные ли ненужные) моменты времени, должен иметь некую внутреннюю организационную структуру, согласно которой поступающая информация воспринимается, обрабатывается и становится частью опыта, а также на основе которой человек организует свое поведение.

В этой организационной структуре задействованы особенности развития репрезентативных систем, нейрологическая организация, способность восприятия с тех различных позиций, особенности взаимодействия когнитивного сознательного разума с творческим бессознательным, особенности внимания, а также другие фильтры восприятия.

Модель НЛП предоставляет полезное описание этой организационной структуры, имеющее широкие возможности применения — метапрограммы.

Их полезность, как некой классификационной структуры, определяется рядом прикладных применений в различных сферах человеческой деятельности, а также то, что для их выявления необходимости проводить какие бы то ни было тестирования — все они слышны в обыденной речи любого человека в обычном общении.

Каждая наша метапрограмма — это описание некой рамки в окружающей нас действительности, в которой находится наше внимание, соответственно можно определить то, что находится вне этой рамки, что мы упускаем, или, другими словами, недоступный нам опыт.

Узнавая человека, тем самым узнавая границы его опыта, можно эффективно действовать в пределах его границ — это то, что мы называем взаимопониманием. Можно также определить, что находится за пределами его границ, определив тем самым возможные направления совершенствования и развития новых способностей — возможности расширить рамки.

Игра с соперником в футбол имеет смысл только в пределах футбольного поля. Когда мы уходим за эти границы, мы проявляем другие способности.

Метапрограмма — это личностно накопленные поведенческие убеждения.

Метапрограммы — это навыковые фильтры тех чувств, которые мы испытываем по поводу всего того, что мы видим, слышим, ощущаем тактильно, на вкус или запах.

Эти программы осуществляют предварительный отбор того, что предъявляется осознанию и пониманию до того, как оно достигнет сферы нашего сознания.

Информация считывается по значению приоритетности при достижении порога нашего внимания.

Метапрограммы — это набор правил внимания, хранящихся в долгосрочной памяти. Наше внимание казалось бы, должно быть многообразным, однако наши метапрограммы отобрали, отсортировали и предварительно упаковали содержание осознания перед тем, как осознаем это. Внимание может выстраиваться свободно, но в пределах, ограниченной метапрограммой, сферы.

Читайте также:  Зона комфорта - психология

99% того, что мы осознаем в каждый данный момент, идет вне нашего осознания, ведомое хорошо заученными порядками, последовательностями. Сознание ограничено 7 плюс минус 2.

Мы никогда не можем узнать какую ситуацию наша метапрограмма (отфильтровала) выбрала, потому что мы не можем следить за операцией на этом фильтре, которая осуществляет этот выбор. Метапрограммы функционируют как автономные, определяющие, какие аспекты ситуации должны привлечь наше внимание.

Метапрограмные паттерны накапливаются с течением времени как поведенческие убеждения. В общем, метапрограмма напоминает теорию — тип информационного, частного допущения (предложения) о природе событий, объектов или ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Это готовое сформированное решение или предпочтение на основе опыта.

Метапрограммы — это привычки. Привычки могут быть изменены. Поле нашего внимания ( то, что мы держим в уме ) достаточно хрупкое и неглубокое (поверхностное). Однако, поскольку метапрограмные фильтры — это просто предварительно развитые привычки, уделяя внимания партнеру, можно изменить как операции фильтрования, так и привычки.

Формирование новой привычки занимает примерно 3 недели (21 день) для большинства людей. Оно включает следующие стадии:

  • Бессознательная некомпетентность
  • Сознательная некомпетентность
  • Сознательная компетентность
  • Бессознательная компетентность

Важно уметь задать неспецифические вопросы, если вы хотите извлечь личную метапрограмму. Например: «Чего вы хотите в работе?»- это более продуктивно, чем: « В своей работе вы предпочитаете выполнять задания?»; или же: « Вам нравится все выполнять самостоятельно?»

Метапрограммы — это базис, на основе которого организуется информация и выполняются операции ТОТЕ.

Особенности наших репрезентативных систем с их субмодальностями и когнитивными стратегиями заложены в основу наших более абстрактных процессуальных фильтров — метапрограмм, которые условно могут быть разделены натри класса:

  • классификация мира — основной фильтр, который сортирует наш опыт;
  • метапрограммы мотивации, референции и сравнения — это метапрограммы, обусловленные в основном особенностями операций и тестов сравнения в ТОТЕ базовых стратегий мотивации и принятия решения;
  • организующие метапрограммы — это метапрограммы, которые обусловлены особенностями организации информации (опыта) и способами ее обработки в процессе операций в большинстве стратегий человека.

Источник: http://www.nlp.ee/m/835-metaprogrammi

Метапрограммный профиль

Метапрограммный профиль («LAB Profile — Лингвистический и поведенческий профиль») – это набор бессознательных фильтров восприятия человека, по средствам которого формируются основные жизненные и поведенческие стратегии и убеждения с ними связанные.

Умение анализировать метапрограммный профиль позволяет учитывать психологические особенности каждого конкретного человека для того, чтобы доносить информацию в удобной и воспринимаемой для него форме, формировать его должностные обязанности, выявлять профессиональные возможности и ограничения человека с данным метапрограммным профилем.

Метапрограммы описывают привычный стиль мышления человека — то, как он воспринимает и обрабатывает информацию.

Нас окружает огромное количество деталей, на которые мы могли бы обращать внимание, но в процессе восприятия большая их часть отсеивается.

Метапрограммы, предпочитаемые человеком, как раз и определяют то, какая информация будет допущена в сознание в первую очередь и то, каким способом она будет обрабатываться.

Метапрограммный профиль можно определить, задавая целенаправленные вопросы, ответы на которые будут указывать на ту или иную характеристику психологического портрета.

Метапрограммный профиль человека будет во многом определять, каким образом мотивируется человек, как он принимает решение, насколько комфортно и спокойно он будет себя чувствовать в той или иной должности, как будет строить свои отношения с окружающими.

Проявления разных метапрограмм у человека может зависеть от контекста. В одних ситуациях, например на работе, человек может проявлять одни метапрограммы, дома с семьей у этого же человека могут быть проявления совсем других метапрограмм.

Многие метапрограммы строятся на основе полярностей, например, сходство-различие, негативная мотивация — позитивная мотивация, внутренняя референция — внешняя референция. Как правило, люди с крайними значениями встречаются достаточно редко (на каждом полюсе не более 5-10%). В основном корректнее говорить о предпочтениях.

Для выполнения определенного типа задач более подходящим может оказаться определенный тип мышления, определенный способ восприятия окружающего мира, определенный стиль организации и обработки информации.

Человек обычно более успешно справляется с одним типом задач и менее успешно — с какими-то другими вопросами.

Успешность и эффективность работы во многом зависят от того, какой стиль мышления (какой набор метапрограмм) характерен для человека.

Нельзя говорить, что какая-то из метапрограмм сама по себе «лучше» или «хуже», чем другая. Все зависит от контекста и от цели, к которой вы стремитесь. Поэтому уже на стадии знакомства с метапрограммами можно начать вырисовывать для себя те задачи и те вопросы, для решения которых хорошо подходит рассматриваемая метапрограмма.

Метапрограммы обычно рассматриваются парами, которые представляют собой два противоположных подхода к решению определенной задачи. Например, в паре «глобальный — детальный» у человека, как правило, преобладает одна из этих двух метапрограмм (преобладание в том смысле, что какую-то из них он использует более часто, предпочитая ее другой, альтернативной метапрограмме).

Иногда бывает сложно выяснить, какая же метапрограмма в паре является более предпочтительной. Тем не менее, при детальном анализе всегда можно выявить пусть и незначительный, но перевес в ту или иную сторону. В таких случаях можно обозначать эту метапрограмму как слабо выраженную, в отличие от тех случаев, когда она является ярко выраженной.

Признаки лжи по метапрограммам.
Один из признаков лжи говорящего — это переход из одного метапрограммного профиля в другой. Когда человек говорил в метапрограммном профиле глобально (он описывал процессы, проблемы, процедуры) и вдруг начал выдавать маленькие детальки, то это должно насторожить.

 Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, какие возможности открываются перед теми, кто изучает профайлинг, а также о том, как работает человеческий организм и как с помощью его сигналов и знаков определять истинность слов и поведения, научиться влиять на других людей и не поддаваться оказываемому влиянию на вас, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Источник: http://anna-kulik.ru/1075

Читать книгу — читать-онлайн.com.ua

  1  

У подножья Фудзиямы всегда толпа,

У подножья Фудзиямы всегда людно,

Мне надо на вершину – ну, а пока

Мне в один голос говорят, как это трудно…

Но именно здесь я встречу тебя

– Моя удача, моя судьба…

Группа «Чайф»

Одни говорят: «Работа – не сайгак, за бархан не убежит», другие вторят: «Работа – работой, но ведь надо в жизни еще и полезное что-то делать!», а третьи улыбаются себе в усы и не спешат делиться секретами успехов… Так и получается, что вчерашние отличники делают блестящую карьеру в компаниях, которые создаются авантюрными троечниками.

Вы никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, зачастую в разной степени преуспевают на работе? Первый – легок на подъем в любом деле: коль берется за решение проблемы, так уж наверняка добьется успеха, что сам не сделает, то быстро перепоручит другому (и все ему помочь рады, еще в очередь выстроятся), делегирует ответственность (и ведь возьмут же!), назначит виноватых (пожурит, но простит), загребет жар чужими руками, а сам нахватает звезд с неба, ни в чем себе не откажет и у начальства на хорошем счету. Другой же – совсем наоборот: взвалит на себя чужие обязанности, повесит на шею камень ответственности, суетится, как бешеная креветка, сует нос во все дыры и щели, контролирует окружающих, а в коллективе такую репутацию приобретет, что впору идти на реку топиться, да и прибыли от него особой нет.

В чем же секрет успешного бизнеса? Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением над поставленной задачей и опухшими глазами перед экраном монитора в десять вечера.

Возможно, пришло время пересмотреть поведение? Может, это и есть тот самый Золотой Ключик Успеха? В нашем случае счастливчик овладел всевозможными «хитростями» – техниками и правилами поведения на работе, когда неудачливый трудяга не имеет ни малейшего понятия о деловом этикете и НЛП.

Несколько структурированных открытий

Ни для кого не секрет, что бизнесмен работает двадцать четыре часа в сутки, а если повезет, то и все сорок восемь. Ведь на него работают люди… А если на него работает большая команда… Тогда восемь часов рабочего дня просто умножаются на количество персонала и возводятся в квадрат эффективности каждого отдельно взятого сотрудника.

Но и простой менеджер среднего звена, от которого мало что зависит в огромном механизме корпорации, на работе проводит далеко не восемь часов. А гораздо больше.

Читайте также:  Дружба и дружеские отношения: зачем, как, с кем? - психология

Работа начинается с душа и утреннего кофе, продолжается изучением гардероба в поисках подходящего делового костюма, это и дорога в офис и обратно, и бесконечные мысли о работе, которые так сложно оставить в столе, выходя за порог кабинета.

Кто хоть раз не брал работу на дом? Нет, я говорю не про документы, не про папку с квартальным отчетом и не про украденный степлер. Я говорю про идеи, которые бесконечно роятся в голове карьериста и мешают ему наслаждаться весной, пищей, спортом, общением с друзьями…

Давно известно, что 20 % людей делают 80 % работы. Но недавно выяснилось, что 80 % людей считают, что они входят в эти 20 %.

Получается, что жизнь – это сплошная работа, но главное в том, что работа – это далеко не вся жизнь.

Можно очень долго писать статью «Сто четыре способа свести мужчину с ума» в гламурный журнал. Особенно если на горизонте не маячит встреча с этим самым мужчиной через два часа.

А если вас ждут в уютном ресторанчике, то статья непонятно каким волшебным образом пишется за двадцать пять минут, еще пятнадцать вы принимаете душ, надеваете чулки и вечернее платье, делаете макияж и на всех парах летите на встречу.

Ах да, вам все-таки не хватило тридцати секунд, чтобы надеть кружевные трусики. Они так и остались в ящике с нижним бельем.

Можно очень долго совещаться с сотрудниками, активно стимулируя их на мозговой штурм, если на горизонте не маячит охота на кабана с друзьями. И тогда вы быстро и самостоятельно принимаете необходимые решения, одним росчерком пера подписываете необходимые документы и с легким сердцем мчитесь на интересующее вас мероприятие.

О чем это говорит? О том, что порой вы бываете решительны, остроумны, молниеносны и непобедимы. А значит, внутри вас есть все слагаемые оглушительного успеха… как, впрочем, и провала. Осталось только довести интуицию до инсайта и осознать, что жизнь – это не только работа… Хотя и приходится ходить на работу, от жизни можно получать удовольствие.

  1  

Источник: https://www.xn—-7sbb3aiknde1bb0dyd.com.ua/reedbook?id_book=3440&page_book=47

Управление людьми с помощью метапрограмм

Оценив метапрограммы человека, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений.

Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как человек не может постоянно контролировать форму своей речи.

Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о человеке.

Автор: Cветлaна Влaдимиpoвна Ивaнoва, кандидат психологических наук, сертифицированный тpeнер и HR-менeджeр, старший партнер и ведущий тpeнер КPG Training Сеnter.

Метапрограммы — это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Метапрограммы являются ключевыми моментами в процессе мотивации и принятия решений. Таким образом, оценив метапрограммы человека, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений.

Самый простой и надежный способ оценить тип мышления и восприятия действительности человеком — это слушать его речь, в первую очередь обращая внимание не на содержание, а на форму, т.е. структуру построения фраз.

Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как человек не может постоянно контролировать форму своей речи.

Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о человеке.

1. Стремление — избегание

«Стремление — избегание» — это речевая характеристика, формально выражающаяся в появлении отрицания (например, неконфликтный), слов «нормальный», «приемлемый» (указывает на избегание) или позитивной формулировки (указывает на стремление). В ситуации, когда вы задаете человеку открытые вопросы или просите описать что-либо, обратите внимание на соотношение «стремления — избегания» в ответах.

Люди, у которых избегание преобладает, как правило, ориентированы на поиск ошибок и/или негатива. Они бывают весьма успешны в контролирующих видах работ, склонны многократно перепроверять и избегать рисков.

Как правило, они испытывают существенные сложности при общении с людьми, особенно если это является важной составляющей их работы.

Избегание как преобладающая характеристика абсолютно неприемлема для тех, кто постоянно работает с клиентами или в условиях изменяющейся среды.

Если в речи человека избегание встречается, но заметно реже, чем стремление, то оно в большинстве случаев указывает на:

  • наличие реального негативного опыта;
  • повышенную критичность данного фактора.

В мотивации отметим эти важные факторы:

  • Надо помнить, что избегание в целом — менее эффективная жизненная позиция, поэтому для людей избегания надо добавлять мотиваторы и формулировки стремления, но делать это постепенно, чередуя с более близкими им формулировками избегания.
  • Для людей, у которых стремление доминирует, более эффективна высокая планка целей. Для людей избегания завышенная планка целей неприемлема, так как они начинают избегать ситуаций, где не могут добиться успеха.
  • Для людей, у которых избегание проявляется точечно, очень важно не завышать планку целей и не использовать по возможности критику и наказание там, где избегание проявлялось: это болевые точки, от которых избавиться можно только постепенно.

2. Тип референции

Тип референции скажет вам о том, каким образом соотносится собственное и внешнее мнение при принятии решений и самооценке человека.

Внутренняя референция в первую очередь означает ориентирование на собственное мнение, видение и позицию.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Мифы о менеджерах

Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение.

Смешанная референция — это сочетание обоих типов.

На практике следует задать несколько разнонаправленных вопросов, отмечая на ответы того или иного типу. Схема самого вопроса выглядит следующим образом:«Вы хорошо… / хороший ..

? Почему вы так считаете?» — В качестве глагола или существительного может выступать как основной вид деятельности или ее отдельные составляющие («Вы хорошо продаете? Проводите переговоры? Вы хороший сотрудник?» и т. д.), так и отвлеченные вопросы («Вы хорошо готовите? Вы хорошо рисуете?»).

Но главной составной частью является вторая часть — «Почему вы так считаете?». Здесь мы смотрим на результат:

  • Чье-то мнение, объективный результат, понятие «так принято» или «так положено» указывают на внешнюю референцию и позволяют определить референтную группу — группу лиц, чье мнение важно для человека.
  • Собственное мнение («Я считаю», «Я сам(а) доволен(а)», «Я вижу» и т. д.), а также субъективный результат («Добиваюсь целей, которые сам перед собой ставлю») указывают на внутреннюю референцию.

На основании нескольких ответов на вопросы такого типа мы можем понять, к чему тяготеет человек.

Если человек в ответе просто называет некий результат, то необходимо выяснить, кто задал критерии успеха — сам человек (внутренняя референция) или кто-то извне (внешняя референция). Например: «Я хорошо веду переговоры». — «Почему?» — «Я в большинстве случаев добиваюсь результата». — «А кто задает критерии результата?»

Основная информация для мотивации здесь такова:

  • Внешняя референция означает высокую степень значимости оценки, похвалы, а также публичности признания и внешних его признаков. В данном случае очень важно правильно определить референтную группу. Она может быть как реальной (коллеги, клиенты, руководство), так и условной (мода, «так принято», все сотрудники иностранных компаний, мнение прессы и т. п.), а также бывает выражена в виде объективного фактора (объем продаж, выполнение бизнес-плана и т. д.) При проведении оценки деятельности сотрудника очень важно апеллировать именно к его референтной группе. Например, для сотрудника, референтной группой которого является руководство, будет более эффективна фраза: «Именно твой стиль общения с клиентами я (руководитель) ценю больше всего».
  • Внутренняя референция означает, что гораздо более важным фактором для человека является не внешнее признание, а самооценка, удовлетворенность сделанным — вне зависимости от внешнего признания, а также возможность иметь собственное мнение, оказывать влияние на ситуацию, самому принимать решение и делать выбор. Поэтому для человека, тяготеющего к внутренней референции, особенно важны будут включение его в процессы принятия решений, учет его мнения, аргументация в ситуации, когда его мнение не принимается, а также возможность иметь широкую и четко очерченную зону ответственности и принятия решений. Очень опасно сильное давление на такого человека, а чрезмерно частое обращение в экспертному влиянию («так говорят специалисты») или к мнению группы («так принято») может вызывать сильное раздражение.

3. Процесс — результат

В реальной жизни большинство видов работ предполагает соотношение процесса и результата.

Например, к работам с мотивацией на результат относится большинство должностей, связанных с активными продажами и влиянием на финансовую эффективность компании; все должности, на которых основной задачей является разрешение сложных и конфликтных ситуаций.

Читайте также:  Позитивная самомотивация - психология

На таких местах и нужны люди, которые в большей степени ориентированы на результат и мотивируются его быстрым достижением. А вот, например, работа секретаря предполагает значительно больше процедур и процессов. Следовательно, люди, ориентированные на

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Голос и процесс его воспитания

процессы и мотивированные стабильностью и плавным течением жизни, подойдут больше.

Представьте, что вы собираетесь в отпуск. Каким он должен быть?

  1. «Я хочу отдохнуть так, чтобы осталось много ярких впечатлений, чтобы остались хорошие воспоминания, чтобы приехать отдохнувшим и запаса сил хватило надолго».
  2. «Я хочу во время отпуска видеть много разных мест, получать положительные эмоции и яркие впечатления, релаксировать и отдыхать, потому что очень устал на работе».

Если мы сопоставим эти два примера, то увидим, что по сути оба человека хотят отдохнуть примерно одинаково, но первый ориентирован на то, что будет в результате, а второму больше значим сам процесс.

Самый простой способ определения ориентированности на процесс или результат таков: мы задаем вопрос типа «Что вам больше всего нравится в работе?», «Что вам больше всего понравилось в этом проекте?», а затем оцениваем соотношение результата (сделать, убедить, сделка) и процесса (делать, убеждать, переговоры).

С точки зрения мотивации важно учитывать следующие моменты.

Ориентированность на результат:

  • сотрудники мотивированы высокой планкой целей;
  • важна четкая измеримость цели и результата, а также большая самостоятельность; оптимален контроль по результату;
  • значимы объяснения того, ради чего делается та или иная работа (ключевым словом будет зачем);
  • значимым фактором мотивации является соревнование, сравнение своего результата с результатами других сотрудников или собственными в другие отрезки времени.

Ориентированность на процесс:

  • важна стабильность и отработанность процессов, четкое представление о том, что именно нужно делать в данный момент времени;
  • контроль должен быть периодическим или выборочным; причем более важно контролировать именно соблюдение технологий (процессов), нежели достижения как таковые;
  • систему стоит строить таким образом, чтобы соблюдение технологий (процессов) само по себе приводило к достижению результата (результат сам по себе для людей процесса не является самостоятельным мотивационным фактором).

4. Процедуры — возможности

Здесь мы оцениваем, каким путем идет человек в работе или решении своих личных задач. Чем больше соответствует тип работы склонности человека, тем он успешнее, меньше допускает ошибок и более мотивирован.

Люди возможностей ориентированы на поиск новых решений и неповторяющиеся действия или же возможность использования разных подходов при решении типовых задач.

Люди процедур предпочитают использовать типовой путь или способ решения рабочей, социальной или жизненной задачи. Соответственно, обе категории будут более успешны и мотивированы в различных ситуациях.

Определить этот параметр проще всего, задавая вопросы и оценивая, выберет ли человек вариант разнообразия и больших рисков ради выигрыша в будущем или предпочитает стабильность и повторяемость:

  • Вам очень понравился какой-то ресторан. Вы предпочтете чаще всего ходить именно туда, или вам больше нравится разнообразить места?
  • Ваша дорога от дома до работы предполагает возможность нескольких примерно равноценных маршрутов. Вы предпочтете выбрать один из них навсегда или будете чередовать?
  • У вас есть возможность получить дополнительное образование и сменить вид деятельности на значительно более перспективный и интересный для вас. Однако это связано с большими затратами времени. Что бы вы выбрали?

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Диалог и дискуссия: слышать и быть услышанным

С точки зрения мотивации:

  • Для людей возможностей шанс проявить себя и сделать что-то с нуля — мотивирующий фактор. Поэтому нужно всегда подчеркивать имеющиеся возможности и даже в относительно рутинных делах акцентировать внимание сотрудника на том, что он может изменить или улучшить.
  • Для людей, тяготеющих к процедурам, более важна стабильность, структурированность, прогнозируемость. В работе с ними нужно подчеркивать ту составляющую, которая является неизменной, а переменные части показывать как небольшие изменения в рамках стабильной процедуры.

5. Содержание — окружение

Существует много видов деятельности, которые требуют от человека установки на общение с людьми, значимости для него человеческого фактора. При других же работах человек больше взаимодействует с цифрами, документами и техникой, нежели с людьми.

Определить соотношение содержания и окружения можно задавая специальные вопросы, а можно просто анализируя речь человека. Примеры вопросов:

  • Что вам больше всего нравилось на предыдущем месте работы?
  • Почему вы выбрали именно эту профессию?
  • Как вы выбирали какое-то из мест работы?
  • Если вам сделают предложения о работе две компании, предлагающие одинаковый пакет, как вы будете выбирать?
  • Опишите идеальное место работы.

Анализируя ответы, мы обращаем внимание на то, в какой степени присутствуют люди (коллектив, клиенты, общение, пациенты, ученики, подчиненные, друзья, родственники, чье-то мнение и т. д.), а в какой — содержание работы.

Можно не задавать подобные вопросы, а просто анализировать речь собеседника. При этом мы должны помнить о том, что соотношение шкальное, т. е. чаще встречаются промежуточные варианты, нежели ярко выраженные крайности.

Соответственно, когда мы хотим мотивировать такого человека, мы учитываем, какие факторы будут для него более значимы: дело, бизнес, результат или же то, каким образом выполняемая работа отражается на конкретных людях.

Источник: http://www.elitarium.ru/upravlenie_ljudmi_metaprogramm/

Метапрограммы и модели мышления лжеца

Метапрограммы и модели мышления лжеца – очень важные факторы, полезные не только в распознавании лжи, но и в обычном общении с людьми.

Как говорилось ранее – легче всего обманывать словами. Оно и понятно, свою речь на много легче контролировать чем те же жесты. А речевой аппарат обманщика на выдумки весьма горазд.

Существует масса аферистов способных одним ораторским искусством заворожить любого. Как можно обезопасить себя от их влияния? Что в речи оратора требует пристального внимания?

Так как основой любого речевого оборота является конкретная модель мышления, рассмотрим самые распространённые способы мышления, которые порой называют метапрограммами.

Попробуем научится определять не только характерный способ мышления ваших близких и знакомых, но и попытаемся эффективно на них влиять, и все это учитывая присущие им метапрограммы. Рассмотрим самые эффективные способы диалога с представителями конкретного вида метапрограмм, их слабые стороны и способы на них воздействия.

И, главное, разберемся каким образом выявленная метапрограмма собеседника поможет распознать его обман.

Что такое метапрограммы

Метапрограмма — это фильтр восприятия, преобразующая всю входящую информацию до поступления ее в сознание. При чем поступающая из внешнего мира информация каждым из нас воспринимается по-разному и так же по-разному потом описывается.

Для эксперимента попробуйте описать изображенную на фотографии девушку, одним словом. Считайте, что вас спросили «какая она»?

Скорее всего среди ответов будут: блондинка, открытая, сексуальная, уверенная, загорелая, раскрепощенная, красивая.

Как вы сами видите, все вышеперечисленные ответы разные, не повторяющиеся. Что опять же указывает на то, что у нас разное восприятие даже конкретного изображения.

Рассмотрим некоторые факторы, формирующие метапрограммные фильтры.

Вот эти факторы:

  • семья и общество. Эти факторы влияют на человека сразу после его рождения. Ведь всю свою сознательную жизнь человек живет и воспитывается в обществе: начиная с детского сада, потом – школа, работа;
  • страна. Не менее важна, страна проживания, строй менталитет и так далее;
  • политико-религиозная составляющая;
  • условия жизни;
  • расово-культурная составляющая и т.д.

Осведомленность в способах мышления поможет не только распознать ложь, но и найти общий язык с окружающими вас людьми.

Умение понимать метапрограмму человека, позволяет напрямую подключится к его разуму, обойдя все сознательные фильтры. К тому же, так как человек намного лучше воспринимает свой способ осмысления, общение становится более эффективным.

То есть настройка на метапрограмму собеседника – самый быстрый и результативный способ установки контакта с ним.

Но, представьте двух человек, которые разговаривают между собой на совершенно разных языках. При чем не обязательно иностранных. Вполне возможно, что они просто из разных сред обитания, ведь молодежный язык, язык неформальных групп и общепринятый очень сильно отличаются друг от друга. Так, что единственный выход – учить язык оппонента.

Основные правила, с помощью которых можно быстро достичь соглашения с оппонентом:

  • сначала понять язык его общения;
  • потом научиться не нем разговаривать;
  • и в конечном итоге подстроиться под его манеру и вести диалог на понятном ему языке.

И, самое важное, необходимо точно поймать момент, когда базовый метапрограммный профиль собеседника сменится на полностью противоположный. Потому, что именно в этот момент он начнет лгать.

Источник: Записки профайлера. Анна Кулик…

Источник: https://kontuan.ru/psihologiya-obshheniya/metaprogrammyi-i-modeli-myishleniya-lzhetsa.html

Ссылка на основную публикацию