Продуктивная личность — психология

Социальные типы характеров в типологии Э. Фромма

Продуктивная личность - психология

Э. Фромм  одним из первых в основу типов положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса: непродуктивные, или нездоровые, и продуктивные, или здоровые.

К первым он отнес четыре типа: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. По Фромму, продуктивный тип — это психически идеально здоровый тип.

Как обычно подчеркивают ученые, которые занимаются типологией, типы характеров не существуют в чистом виде, и Фромм также подчеркивал, что непродуктивный и продуктивный классы у разных людей сочетаются в различных соотношениях.

Рецептивный тип

Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем  самим любить.

Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно  легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.

Эксплуатирующий тип

Характеризуются  сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью.  Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности.

Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей.

В эмоциональном плане они сдержаны.

Накапливающий тип

Как видно из названия, это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым.

Рыночный тип

Э. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, рыночный тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир. Главное в рынке— товарно-денежные отношения. Для этого типа людей личность также служит товаром, а уже исходя из этого ставится цель: продать себя как личность.

Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют  внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам».

Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми.

Продуктивный тип

Продуктивный тип, по Э. Фромму, характеризуется честностью перед самим собой и во взаимоотношениях другими, независимостью в суждениях и поступках, горячей любовью к людям и животным, продуктивным творческим мышлением. Люди продуктивного типа часто  увлекаются общественной деятельностью.

Э. Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом чего являются одиночество, изоляция и отчужденность. От этого состояния человек избавляется «бегством от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

По большому счету, продуктивный тип личности Э. Фромма — это идеальный тип. Всем трем характеристикам в полной мере вряд ли кто-то соответствует, но Фромм считал, что этого соответствия можно достигнуть, если произойдет коренная социальная реформа и общество станет совершенным.

Фромм считал принадлежность характера человека к определенному типу или, как он говорил, к определенной ориентации, постоянной, стабильной и не меняющейся со временем.

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/sotsialnie-tipi-charakterov-v-tipologii-e.-fromma.html

Социальные типы характера по Фромму

Социальные типы характера по ФроммуРассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум.

В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма.

Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих.

Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить.

Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других.

Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.

В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые.

Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам.

Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.

Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.Продуктивный характер

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека.

Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.

Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность — людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание.

Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

Читайте также:  Что такое жизненная успешность? - психология

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности.

В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека.

Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.

Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

Источник: http://www.grandars.ru/

Источник: http://realFAQ.ru/discussion/13207/socialnye-tipy-haraktera-po-frommu

Предпосылки продуктивного развития личности человека

Предпосылки продуктивного развития личности человека

При исследовании предпосылок продуктивного развития личности человека, мы исходим из того, что развитие есть всеобщее свойство материи и сознания.

Оно характеризуется  одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью, происходящих в развивающемся объекте изменений.

Одним из основных его характеристик является время, точнее протяженность во времени, которое и выявляет направленность во времени [7,с. 40].

Необратимость – это характеристика изменения, при котором не происходит возврата в начальное состояние, а есть переход в качественно новое состояние. Необратимость в большей или меньшей степени присуща всем процессам в мире.

Это обусловлено: 1) бесконечностью материи, неисчерпаемой сложностью ее структуры и наличием в ней бесчисленного множества возможностей изменений, которые не могут быть полностью реализованы ни за какой конечный отрезок времени, 2) принципиальной незамкнутостью всех существующих материальных систем, многообразием их внешних связей, которые постоянно изменяются и переводят систему в новое состояние. Поэтому всякий цикличный процесс включает в себя элемент необратимых изменений, что и находит свое выражение в общем необратимом течении времени от прошлого к будущему. Необратимость нельзя сводить к какой-либо единой однонаправленности изменений всего мира. Развитие по восходящей линии, или деградация систем с последующей гибелью являются частными случаями необратимости. Однонаправленное изменение может происходить лишь в конечных системах. В бесконечной вселенной необратимость предполагает изменения в самых различных направлениях, непрекращающееся возникновение принципиально новых возможностей развития [11].

Если говорить о «начальном состоянии», то важно заметить, что исследуя детское мышление, Веракса Н.Е. выявил отсутствие чувствительности к противоречию. Ребенок не видит противоречия, и это не тяготит его. Более того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой.

Эту способность Веракса Н.Е. назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления [5]. Таким образом, изначально природой заложен такой уровень восприятия мира, который позволяет быть свободным от груза противоречий «взрослого» мира.

Только такой уровень перцепции сопряжен с легкостью, чистотой и глубиной постижения мира [4].

Рассматривая предпосылки продуктивного развития личности человека, мы должны знать, что необратимость и неопределенность по словам И. Пригожина   «служат предпосылкой существования мира людей, мира, где есть место новации, есть место творчеству, в котором время не отделяет человека от природы» [9]. Предпосылки это всегда нечто, исходящее из начала-начал  — природы.

При рассмотрение понятия продуктивности – как идеала, в понимании возможных перспектив существования мира, планеты, людей, нельзя не вспомнить идеи Вернадского В.И..

Он писал, что «…жизнь во всех ее проявлениях, и в проявлениях человеческой личности в том числе, резко меняет биосферу в такой степени, что не только совокупность неделимых жизни, а в некоторых проблемах и единая человеческая личность в ноосфере, не могут быть в биосфере оставляемы без внимания» [11].

Мы наблюдаем смену поколений, образцов поведения, сознания людей, это переломный, значительный момент в жизни как общества людей, так и планеты в целом.  Заметим, что рассмотрение идеи продуктивности с позиции направленности в развитии, вероятно, будет способствовать трансформации мировых процессов в позитивное русло.

 Г.Гегелем направление развития (духа вообще) понималось как движение от «абстрактного к конкретному». Г. Спенсер в своих работах указал, что направление представляет собой общий закон развития и имеет большое значение для трактовки психического развития.

Мысль о развитии от общего к частному была заложена  Коменским Я.А.. Он ввел принцип природосообразности в систему обучения. Согласно этому принципу, «…природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе.

Природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным» [7, 43]

Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.В. полагали, что «…движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой». Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно, являя собой «форму острого кризиса».

  По Выготскому Л.С.

в психологии известны пять кризисов: кризис новорожденности, который отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному возрасту, кризис семи лет- соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту[7, 41]. Заметим, что все эти кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например его переход от младенчества к раннему детству[7, 41].  В более старшем возрасте человек при продуктивной ориентации, заложенной детско-родительскими отношениями делает самостоятельно выбор, меняя условия своей жизни. Если в детстве направленность развития определяется социальной ситуацией, то в дальнейшем человек способен сам выбирать свое окружение, и как следствие этого менять условия своей жизни [3, 93]. Исследование продуктивности как характеристики направленности в развитии, способности человека самому создавать условия собственной жизни, строить свои взаимоотношения  с природным и социальным окружением, при котором наблюдается сохранение гармонии и целостности как природы человека, так и природы окружающего его мира… представляется весьма актуальным для решения как теоретических, так и прикладных задач развития человека и человечества в целом.

Пути самореализации  заложены в каждом человеке природой, во многом будут зависеть от социально-психологической ситуации развития [3].

Закономерность, с философской точки зрения  представляет собой относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития [10].

 Закономерностью, при продуктивной направленности  будет присутствие духовно-нравственного аспекта в структуре личности человека. О которых писали Попов Л.М., Аболин Л.М., А.П. Кашин, Т.А. Старшинова, и другие исследователи [8].

    Исследования влияния родительского отношения на морально-этический способ регуляции поведения детей дошкольного возраста показали, что у дошкольников, родители которых относятся к детям адекватно — социально-желательным образом, показывают более высокий результат в уровне сформированности морально-этического способа регуляции поведения. Дети,  родители которых взаимодействуют с ним по типу «отвержение», демонстрируют пассивно-страдательные (примитивные формы поведения (регрессии)) и активно-агрессивные реакции.  Таким образом, тип родительского отношения  влияет на становление, продуктивное развитие  личности человека, и является определяющим фактором способности ребенка к морально-этическому способу регуляции взаимоотношений [2].

Таким образом, продуктивное развитие личности человека —  категория направленности развития. Направленность задается социально-психологической ситуацией развития (по Выготскому), являющейся предпосылкой продуктивного развития личности человека.

     Постигая сущность человеческой природы, Эрих Фромм полагал, что в самой человеческой природе следует искать «источники норм морального поведения, что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах и грубое их попрание ведет к душевному и эмоциональному разладу» [12]. Рассматривая с таких позиций личность человека Э.

Фромм приходит к выводу, что зрелая, цельная и плодотворная личности — источник и основа этики, а безнравственность — это в конечном счете безразличие к своему Я и самовредительство. Э. Фромм отстаивает идею о том, что нравственность естественно присуще человеку и преобладает в нем в том случае, если человек развивается нормально, реализуются его возможности.

Читайте также:  Кнут и пряник, метод наград и наказаний - психология

Безнравственность в человеке возникает тогда, когда отсутствуют надлежащие условия для развития. Резко разграничивая «себялюбие» и «любовь к себе», «удовольствие» и «счастье», Э. Фромм полагает, что человек становится  плодотворен, если обращает внимание на существование своих реальных, необходимых для развития своего истинного «Я» нужд.

В этом случае этичность человека проявляется как «установка на плодотворность», «способ отношений» во всех сферах человеческой жизни, включая отношение к другим людям, к себе и к вещам [12].

Список литературы:

  1. Вернадский В.И Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 131 с.
  2. Галиуллина О.Ю. Субъектность как форма отражения бытия. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12 (71) 2014. Часть II. c.181-184
  3. Галиуллина О.Ю. Продуктивное развитие личности человека. Science and world international scientific journal, 2015. № 11(27). vol. II. с.94-96
  4. Галиуллина О.Ю. Тенденциидетско-родительских отношений в семьях детей-дошкольников. Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С.Выготского: Москва, 13-17 ноября 2012 г. Под редакцией В.Т.Кудрявцева: В 2т. Т.I. М.: РГГУ, 2012. — 256 с.
  5. Галиуллина О.Ю. Взаимодействие детей и родителей как психологическая проблема. Система ценностей современного общества: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.-296 с.216-218
  6. Галиуллина О.Ю. Способ реализации человеком своей человеческой ценности в мире. Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 10-12 сентября 2015г. Казань: Отечество, 2015. 625с. С.396-401
  7. Зимняя И. А.   Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.[Источник: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]
  8. Попов Л.М, . Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: ИП РАН, 2008. — 240с.
  9. Пригожин И. Постижение реальности. Природа. 1998. № 6.Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007,- с. 353.
  10. Сачков Ю.В. Институт Философии Российской Академии Наук Copyright © 2007—2010 http://iph.ras.ru/
  11. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 290-291
  12. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 415с.Предпосылки продуктивного развития личности человекаВ статье исследуется понятия «развитие» и «продуктивность». Раскрывается понятие «продуктивность личности человека», как идеал, направленность развития. Анализируются ключевые свойства развития – необратимость, направленность, закономерность.Written by: Галиуллина Ольга ЮрьевнаPublished by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНАDate Published: 12/25/2016Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)

Источник: http://euroasia-science.ru/psixologicheskie-nauki/predposylki-produktivnogo-razvitiya-lichnosti-cheloveka/

Личность

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле.

Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное.

И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг.

Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению опосредованному.

При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны.

В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя — индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность — опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр.

Читайте также:  Храм тишины - психология

Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания.

Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;

3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

ЛИЧНОСТЬ (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л.

— это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л.

, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л.

от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л.

и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.

), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией. (См.

также Конституция человека.)

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок (см.

Аттитюд) и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о.

в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии. (См. также Базисная структура личности, Маргинальная личность, Психология социальная.)

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л.

, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается общая психология Л.

; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности (см. Конвергенции теория).

В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л.

, которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л.

выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей.

Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности.

Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых.

Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями).

Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. Деятельность детская).

Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. Ведущая деятельность), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория).

В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л.

1-я фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности.

2-я фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к максимальной персонализации.

3-я фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности.

Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности, лживости.

При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе, уверенность в себе и др. и т. п.

В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.

Источник: https://psychologiya.com.ua/l/4159-lichnost.html

Ссылка на основную публикацию