Как правильно делегировать задачи сотрудникам? — психология

Делегирование полномочий

Как правильно делегировать задачи сотрудникам? - психология

Делегирование полномочий – это передача руководителем некоторого задания подчиненному, которое тот в состоянии выполнить качественно, исходя их своих полномочий и квалификации. Роль руководителя заключается как раз в том, чтобы максимально эффективно распределить работу между сотрудниками для того, чтобы конечная цель была достигнута как можно лучше и быстрее.

В зависимости от того, насколько рационально и правильно менеджер может делегировать полномочия своим работникам, можно оценить его как хорошего или плохого управляющего.

Важность делегирования полномочий

Давайте разберемся, для чего нужен этот процесс и действительно ли он так важен.

  • Во-первых, для эффективного развития бизнеса руководитель должен концентрировать свое внимание на основных деталях различных проектов, не влезая в подробности. Педантичный подход к контролю, желание управлять всем и знать все ведет к чрезмерной потере времени. За всем уследить невозможно. Ни один менеджер не сможет выполнять всю работу в одиночестве. Возникает логичный вопрос, зачем ему тогда подчиненные, которые не могут «разгрузить» начальника. Ответ очевиден.
  • Во-вторых, делегирование задач молодым сотрудникам позволяет обучить перспективный персонал, и создать своего рода кадровый резерв из юных талантов.
  • В-третьих, передача управленческих полномочий некоторым сотрудникам может выступать своего рода психологическим индикатором неформальных отношений в коллективе. Мудрый менеджер проследит, насколько эффективно выполняют свои обязанности те или иные рабочие группы, а также оценит, на что способен сотрудник, которому было поручено решение определенной задачи.
  • В-четвертых, эффективное делегирование подразумевает, что сотрудник справится с задачей лучше, чем руководитель. Самодостаточный управляющий должен прекрасно понимать, что его задача – распределить работу, которую подчиненные сделают качественней, чем, если бы он сам взялся за ее выполнение. Поощрение такой философии в коллективе благотворно влияет на продуктивность труда. Глазами работника это выглядит как доверие со стороны начальника. Если рассматривать делегирование как один из методов нематериальной мотивации сотрудников, то окажется, что это замечательный метод повышения лояльности к руководству.

Кроме того, учитывая тот факт, что зачастую сотрудники из более низких эшелонов видят проблемы компании более трезво и свежо, делегирование полномочий в управлении какими-либо проектами может значительно улучшить эффективность решения тех или иных задач бизнеса.

Между терминами «управление» и «делегирование» нужно поставить знак «равно». До тех пор, пока менеджер не поймет сущность делегирования полномочий, он будет оставаться обыкновенным исполнителем, который не будет знать, за какую работу браться.

Как правильно делегировать полномочия

Учитывая тот факт, что далеко не каждый подчиненный может справиться с поставленной ему задачей, к выбору делегата нужно подойти тщательно. Такой человек должен обладать определенным набором качеств, которые позволят ему эффективно реализовать то, что ему поручил менеджер.

[ad#Реклама в текст поста]В первую очередь, к ним относится минимально необходимый уровень квалификации, который дал бы исполнителю возможность решить задачу эффективно и в четко поставленные временные рамки.

Во-вторых, руководитель должен быть уверен, что подчиненный уже занимался подобными проектами. Не стоит нагружать новичка сложными заданиями. Дайте ему более опытного помощника.

В-третьих, ориентируйтесь на занятость того или иного подчиненного. «Заваленный» работой человек просто не сможет качественно и в срок достичь всех поставленных целей.

Обращайте внимание на такие качества, как стрессоустойчивость и работоспособность. Очень важно, чтобы сотрудник психологически был готов к подобным заданиям. Кроме того, помните, что самый лучший выбор – это заинтересованный подчиненный, который будет увлечен выполнением вашей задачи.

Также, если вы работаете в крупной компании, то можете всегда привлечь коллег из других отделов на взаимовыгодных условиях.

Основные принципы делегирования

После того, как вы выбрали делегата, нужно приступать к непосредственному процессу передачи полномочий. Для большей эффективности нужно соблюдать следующие основные правила делегирования.

Первое правило заключается в том, что начинать нужно с указания конечного результата. Понимание сотрудником того, ради чего он будет трудиться, зарядит его энтузиазмом и желанием действовать максимально эффективно. Постарайтесь гармонично объединить цели компании с потребностями данного конкретного сотрудника. Так вы сможете добиться хорошего результата.

Второе правило заключается в четком определении рамок, в которых будет действовать ваш коллега. Зачастую очень много проблем происходит как раз из-за того, что сотрудник и руководитель не согласовали процедуру выполнения задания, границы ответственности, сроки выполнения и график реализации проекта.

Существует 5 основных уровней, в которых подчиненный может проявлять инициативу в той или иной степени:

  • Первый уровень работает по принципу «ждите указаний». Сотруднику предоставляется минимум творческих возможностей для выполнения задания. В таком формате делегирования нет необходимости контролировать сроки и объемы выполнения работы.
  • Второй уровень подразумевает, что работникам дают некоторую свободу выбора временных рамок для достижения результата, но их действия при этом жестко контролируются руководством. Есть возможность обсуждать с менеджером варианты выполнения задания, но конечное решение принимает руководитель.
  • Третий уровень подразумевает принцип «получите рекомендации, и за работу». Исполнителям предоставлена определенная свобода выбора сроков и методов выполнения задания.
  • Четвертый уровень дает возможность сотрудникам самим решить, как реализовывать тот или иной проект, но при этом обязательным условия является стабильная отчетность о своих действиях руководителю, чтобы он мог убедиться в правильности выбранного направления.
  • Пятый уровень подразумевает полную свободу действий, которая ограничивается лишь плановым контролем со стороны менеджера. Данный вид передачи полномочий позволяет работнику максимально реализовать свой творческий потенциал.

Каждый менеджер должен иметь ясное представление, в каком формате он собирается делегировать задачи подчиненным.

Третье правило передачи полномочий гласит, что, для эффективного выполнения поставленных задач необходимо обсудить все вопросы непосредственно с работником.

Пусть он сам скажет, в какие сроки он готов уложиться и какие он видит пути достижения поставленной цели. При таком подходе не стоит навязывать человеку уже якобы принятый вариант реализации проекта.

Общение должно проходить в формате сотрудничества, а не управления и подчинения.

Доверительный климат между менеджером и работником может сыграть на руку всем, поскольку в процессе общения могут «вылезти» интересные варианты решения тех или иных задач. При этом нужно все же предоставлять некоторую самостоятельность сотруднику. Если работник постоянно «дергает» начальника по мелким вопросам, теряется весь смысл делегирования.

Четвертое правило делегирования полномочий и ответственности заключается в передаче прав сотрудникам без риска злоупотребления служебным положением. Оцените самостоятельно, какие полномочия нужны для выполнения того или иного задания, а какие будут излишними.

Фильтруйте информацию, которая может поступить к подчиненным. Выбирайте только ту, которая действительно нужна для реализации нужд проекта. Покажите коллегам ответственность, которую они будут нести перед вами в случае невыполнения промежуточных этапов задания.

Пятый принцип делегирования гласит, что лучше всего поручать выполнение задание сотрудникам низшего эшелона с оглядкой на возможность выполнения такового.

Из-за того, что менеджеры видят проблему широко, не вникая в детали, может быть потрачена уйма времени на сбор дополнительной уточняющей информации.

В то же время нижестоящие сотрудники, непосредственно связанные с тем или иным явлением, могут предложить гораздо более эффективные варианты решения поставленных задач.

Шестое правило делегирования заключается во всевозможном оказании поддержки исполнителям со стороны линейного руководителя. Работник, на которого возложили новые для него обязанности, будучи уверенным, что его не бросили с проблемой один на один, будет выполнять свои обязанности гораздо эффективней.

Следуя седьмому принципу, вам следует четко озвучить всем коллегам, кому и какие полномочия вы передаете. Если вы заметите хоть какие-либо признаки нежелания подчиняться новому временному руководителю или проявления моббинга, повторите свое распоряжение еще раз, чтобы это осознали все единогласно.

Исходя из восьмого принципа, руководитель должен делегировать свои полномочия постепенно. Кроме того, не нужно отдавать подчиненным только неинтересную рутинную работу. Делитесь и теми заданиями, которые требуют творческого подхода. Если ваши подчиненные поймут, что вы отдаете им только «черновую» работу, они потеряют всякий интерес к ней, и упадет продуктивность их труда.

Девятое правило заключается в том, чтобы пресекать любые попытки возврата полномочий. Ваши подчиненные должны свыкнуться с мыслью, что необходимо уметь решать задачи оперативно и без участия руководителя.

Вам следует понять, что команда должна состоять из профессиональных исполнителей, а не из «слепых котят». Настойчиво и искренне разъясняйте, почему вы даете то или иное задание, предоставляя работникам поле для проявления собственной инициативы.

Объясните тем, кто хочет ускользнуть от работы, что задания нужны для повышения квалификации самого работника.

Последнее правило основывается на том, чтобы качественно мотивировать сотрудника на достижение конечного результата. Независимо от того, как вы собираетесь вознаградить работника (материально или морально), скажите о том, какой вклад он внесет в развитие общего бизнеса.

Если вы будете придерживаться этих десяти принципов в процессе делегирования своих полномочий, то в большинстве случаев у вас не возникнет ситуаций, когда придется «латать дыры» за плохим исполнителем. Помните, что многие проблемы возникают из-за недопонимания работником того, что ему конкретно нужно сделать.
[ad#yan4megduabzacami]

Основные ошибки при передаче полномочий

Неумение объяснять, чего вы хотите добиться, может стать серьезным препятствием на пути к взаимопониманию. Если вам показалось, что вы разложили все по полочкам, то это совсем не означает, что ваш подопечный вас понял. Во время диалога старайтесь чаще задавать вопросы о том, достаточно ли понятно вы излагаете свои мысли.

В теории управления есть понятие фиктивного делегирования полномочий и ответственности, когда менеджер пытается передать работнику те полномочия, которыми тот и так обладает. Подобные шаги могут значительно подорвать ваш авторитет среди подчиненных.

Также вы можете ошибиться при выборе лица, которому делегируете полномочия. В таком случае вам нужно научиться проводить более детальный анализ способностей и свойств характера человека перед тем, как дать ему кусочек своей власти.

Не стоит выказывать несдержанность и ворчать на подчиненных. Конструктивная критика не помешает, но в целом сохраняйте спокойствие и позитив.

Если вы делегируете полномочия не одному человеку, а группе, то следует сразу же выделить границы ответственности каждого из них. Проект, в котором никто ни за что не отвечает, обречен в большинстве случаев на провал.

Не бойтесь признать перед коллегами, что в чем-то они, возможно, разбираются лучше вас. Это никак не опустит вас в их глазах. Наоборот, если вы попытаетесь сделать что-то, чего не знаете, своими силами и провалитесь, тогда ваш авторитет может быть подорван.

Помните, что не стоит делегировать большую часть ваших полномочий, поскольку это может привести к непредвиденным проблемам. Оставайтесь главным, при этом по возможности контролируя работу подчиненных.

Какие полномочия не стоит делегировать

  • Во-первых, не отдавайте в чужие руки генеральное планирование. Вы можете с коллегами обсуждать некоторые детали, но план утверждайте самостоятельно, поскольку ответственность за него лежит исключительно на вас.
  • Во-вторых, все вопросы, что касаются найма и увольнения персонала также должны решаться руководителем. Демократичный менеджер может посовещаться с коллегами по тем или иным кадровым вопросам, но решение принимать обязан авторитарно.
  • В-третьих, если от лица компании и коллектива вы хотите выразить благодарность сотруднику, то нужно делать это собственнолично.
  • Срочные, конфиденциальные, рисковые и особо важные дела оставляйте тоже себе.
Читайте также:  Истероид: как работать над собой - психология

Эффективное делегирование полномочий в управлении основывается на всех вышеперечисленных постулатах. Не стоит рассматривать его, как способ снять с себя ответственность или избавиться от «грязной» работы.

Делегирование полномочий означает адекватное распределение задач между членами коллектива с целью повышения эффективности труда в целом. Этот инструмент позволяет руководителю сосредоточиться на работе, которая является стратегически важной для бизнеса, при этом, не рассеивая внимание на второстепенные задачи.

Источник: https://constructorus.ru/uspex/delegirovanie-polnomochij.html

Основные принципы делегирования — опыт и советы руководителей российских ИТ-компаний

Основные принципы делегирования — опыт и советы руководителей российских ИТ-компаний

Когда говорят о делегировании, первым делом вспоминают его важность для «гармонизации» потока задач внутри команды. Но я, как человек, который в Mail.

Ru Group отвечает за образовательное направление, смотрю на делегирование, прежде всего, как на возможность создать для сотрудников условия для дальнейшего развития.

Попасть к руководителю, способному хорошо делегировать, особенно важно на начальных этапах карьеры, когда ты приходишь на стажировку или на какую-то младшую позицию (а таких сотрудников в любой крупной ИТ-компании немало).

Лично я выделяю для себя две основные сложности, связанные с делегированием:

1. Выбор кандидата на выполнение задачи. Чтобы справиться с этим успешно, нужно очень внимательно слушать своих сотрудников, анализировать их слова и поступки, отмечать для себя их результаты. Важным фактором является доверие между тем, кто поручает, и тем, кому поручают.

С одной стороны, чтобы правильно выбрать, кому делегировать, руководителю нужно доверять результатам, которых уже достиг данный сотрудник (а для этого неплохо бы сформулировать для себя четкие критерии оценки сотрудников).

С другой стороны, сотрудник должен доверять экспертизе руководителя в решении поставленной задачи, понимая при этом, что желаемый результат реалистичен и что сам руководитель уже проделывал что-то подобное раньше.

2. Выбор задачи.

Мудрый руководитель, который нацелен не только на решение проблем здесь и сейчас, а, прежде всего, на развитие команды, будет стараться делегировать задачи, сложность которых немного превосходит сложность задач, уже успешно выполненных этим сотрудником ранее.

Кстати, я бы не боялся делегировать и те задачи, уровень которых значительно превышает опыт сотрудника. Главное здесь — разумно установить дополнительные контрольные точки или, проще говоря, чаще встречаться и обсуждать, как идет работа.

Во многом то, как контролировать процесс, зависит от вида задачи. Я предпочитаю следующую классификацию: проекты (месяцы и годы), групповые задачи (недели) и тактические задачи (часы и дни).

Статус проектов удобнее всего отслеживать (и коммуницировать команде) в ходе регулярных встреч. В этом случае либо руководитель проекта, либо руководитель подразделения обобщает сделанное за период, рассказывая всем о достижениях и неудачах.

Групповые задачи удобно отслеживать в ходе личных встреч с исполнителями. Отслеживание тактических задач обычно происходит просто в почте.

Что касается систем автоматизации, то их море. Лично я люблю MS Project для декомпозиции и планирования проектов, а тактические задачи отслеживаю в Outlook.

Кроме того, у нас в Mail.Ru Group для отслеживания потоков задач используется JIRA. Удобство этого инструмента в том, что он позволяет эффективно распределять и координировать задачи не только внутри отдельных подразделений, но и на уровне всей компании. К слову, по мнению технической поддержки JIRA, наша инсталляция — cамая сложная в мире.

Источник: https://vc.ru/7043-how-to-delegate

Золотая формула делегирования: как правильно передавать полномочия

Искусство управления — это достижение результатов силами других людей. А делегирование полномочий — один из главных навыков эффективного руководителя.

Брайан Трейси — известный специалист по вопросам эффективности и психологии успеха — вывел золотую формулу, которая поможет правильно передавать полномочия подчиненным. Она включает в себя 7 принципов.

1. Уровень задачи должен соответствовать уровню исполнителя

А если задача совсем новая, соотносите ее сложность с навыками, способностями и уровнем мотивации человека, которому вы планируете ее поручить. Важно, чтобы работа не оказалась слишком сложной и человек мог с ней справиться.

2. Делегируйте постепенно

Передавайте полномочия постепенно, развивая в человеке уверенность в себе. Очевидно, что вы хотите с самого начала «закалить» его, нагружая множеством мелких задач. Но когда дела более крупные и серьезные, процесс делегирования должен быть поэтапным.

3. Делегируйте задачу целиком

Один из главных мотиваторов в деловой среде — ощущение полной ответственности за порученное дело. Стопроцентная ответственность пробуждает уверенность, компетентность и самоуважение.

Если он не выполнит эту работу, этого за него не сделает никто другой.

4. Ожидайте конкретного результата

Подумайте, какой конкретный результат вы хотите получить при делегировании. Помогите подчиненным четко понять, чего вы от них ожидаете в итоге. Обязательно переспросите, как человек понял задачу и то, что от него ожидают.

5. Стимулируйте участие и обсуждение

Существует прямая зависимость между обсуждением и заинтересованностью в выполнении работы. Когда у людей есть возможность напрямую общаться с руководством — повышается стремление выполнить работу хорошо.

6. Делегируйте полномочия и ответственность

Делегируйте полномочия соразмерно уровню ответственности. Если задача масштабная, сообщите сотрудникам, сколько времени на нее отводится и к кому они могут обратиться за дополнительной помощью. Распространенная ошибка, которую совершают руководители: они недооценивают, что может потребоваться сотрудникам для качественного выполнения работы, будь то время или деньги.

7. Оставьте исполнителя в покое

Пусть подчиненный несет стопроцентную ответственность. Не забирайте задачу обратно. Вы можете, сами того не осознавая, забирать ее обратно, постоянно проверяя сотрудника, требуя отчетности и предлагая изменения и корректировки процесса.

По материалам «Делегирование и управление».

Источник: https://lifehacker.ru/zolotaya-formula-delegirovaniya/

Готовность сотрудника делегировать и принять полномочия проверяется «в бою»

Сергей Белов

Умение делегирования ― на самом деле один из важнейших и наиболее результативных навыков руководителя?

Да, я считаю умение делегировать одним из важных и эффективных навыков руководителя.

Ведь что такое делегирование? Делегирование ― это передача задач и полномочий сотруднику, который принимает на себя ответственность за выполнение поставленной задачи с удовлетворительным результатом или с лучшим результатом, которого от него ожидает руководитель. Это передача полномочий.

А что такое полномочия? Полномочия ― это ограниченные права использовать ресурсы организации. Это могут быть людские, финансовые, информационные, материальные и другие ресурсы. И вот умение эффективно распределять эти ресурсы ― один из самых важных навыков современного руководителя.

Как и кому нужно правильно делегировать полномочия?

Кому? Прежде всего, нужно найти подходящего сотрудника для выполнения задачи. Этот сотрудник должен обладать определёнными компетенциями. Если нет сотрудника, то есть некому делегировать, нужно найти или нанять его. Итак, дальше мы определяем задачу, которую намерены поручить этому сотруднику, передаём необходимые для её решения полномочия.

Далее выбираем способ постановки задачи и определяем её сотруднику по критериям SMART. Мы проговариваем, когда и как будем контролировать результаты выполнения, в какой форме отчёт, телефонный звонок или наблюдение. После наступления сроков контроля даём обратную связь о выполнении поставленной задачи и при необходимости что-то корректируем.

Во всех ли случаях делегирование может быть уместным?

Нет, конечно, не во всех случаях. Есть определённые задачи, которые руководитель обязан решать только сам.

Это стратегические задачи, стратегическое управление, стратегическое планирование, это какие-то ключевые задачи, например, пересмотр заработной платы сотрудников ― это очень щепетильный вопрос, как и пересмотр мотивации сотрудников.

Ещё это могут быть тактические задачи в годовом планировании: цели отдела, цели филиала, цели компании ― всё это определяет руководитель. Также не рекомендуется делегировать какие-то рутинные, надоевшие, приземлённые, «никчёмные» задачи, которые самому надоели, и они, собственно, кроме раздражения ничего не дадут.

«Как я могу отдать холодные контакты? Это же ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. Я так долго этому сам учился, а тут ― возьми да передай это другому!» Как преодолеть подобную проблему?

Такие случаи надо рассматривать индивидуально. Целесообразно ли передавать эти «холодные» контакты или нет, всегда нужно проверять по результатам. Можно передать частично, например, делегировать «холодный» обзвон, а самому выезжать только на встречи, или оставить себе каких-то VIP-клиентов, чтобы, так сказать, не потерять навык, то есть работать с крупными заказчиками.

В самом общем случае надо смотреть причины «неделегирования», почему руководители не делегируют?

Чаще всего за этим скрываются чисто психологические аспекты, такие как:

  • К примеру, руководитель считает, что компетенция сотрудников недостаточна. В таком случае надо, во-первых, обучать, а во-вторых, как раз делегировать, чтобы у них эти компетенции развивались. Потому что компетенции, опыт, навык развиваются только в действии.
  • Руководители получают удовольствие от самих задач. Это как: «Всегда делал, и поэтому сейчас делаю, я доволен».
  • Руководитель не хочет, чтобы его сотрудники развивались, потому что боится, что они его «подсидят».
  • Не хочет делиться знаниями, потому что, как ему известно, «кто владеет знаниями, тот владеет миром». Это страх, что сотрудник сделает задачу с хорошим результатом, с хорошим качеством, его заметит топ-менеджмент и продвинет по карьерной лестнице. Вот человек и боится, что его обгонят по карьере.
  • Также причиной «неделегирования» является эгоизм. Понимаете, есть такие руководители, которые любят из себя строить таких мучеников, мол, смотрите, я работаю 24 часа в сутки, а вы в 18.00 уходите домой. Он таким образом хочет привлечь к себе внимание.
  • Отсутствие навыков делегирования. Человек просто не умеет делегировать, нет такого навыка, поэтому не делегирует. Он рад бы, да не знает как.
  • Также бывает, что руководитель проявляет такую добродетель перед своими сотрудниками: он не хочет их перегружать работой: «Да что вы? Ладно, я сам сделаю». Но это все потом «боком обернётся».
  • Нет сотрудников, кому можно делегировать, просто некому.

«Хочешь сделать хорошо ― сделай сам». Что если человек, которому делегировали полномочия, не справляется с ними?

Надо обучать и смотреть на результаты. Пройти какие-то тренинги можно, обучить, нанять коуча, тренера по развитию навыков.

Главное ― постараться понять, почему не справляется: не хочет или не может? Если «не хочет», почему не хочет? Вообще, есть ли мотивация развиваться, мотивация работать в этой компании? Есть ли стремление получать больше денег или идти по карьерной лестнице, или какие-то другие мотивы.

Если не умеет, надо передавать полномочия, повышать ответственность за выполнение задач. Тогда сотрудник начинает развиваться.

А если наоборот: сотрудник делегирует полномочия значительно более квалифицированному специалисту?

А вот этому более квалифицированному специалисту эта задача интересна или нет? Если нет, если задачка какая-то «примитивная», то это может его демотивировать. А если ему эта задача интересна, он её с удовольствием берёт и выполняет с хорошим результатом. Правильнее будет делегировать задачи «вниз по лестнице», на более низкие уровни в структурной иерархии организации.

Как правильно оценивать готовность сотрудника адекватно принять полномочия?

Я считаю, что это проверяется «в бою». А полномочия передавать дозированно, то есть аккуратно, постепенно, потихонечку, чтобы не «разбазаривать» ресурсы. И контролировать, контролировать как можно чаще.

Также понимать, обладает ли сотрудник подходящими компетенциями или нет? Это оценивается и на уровне собеседования, и на практике проверятся.

Можно задать вопрос: «А ты сам готов принять на себя такие обязательства? Возьмешь ли ты ответственность за использование ресурсов и достижение результатов?». Это индивидуально всё оценивается.

Читайте также:  Игра общая касса - психология

Какие иллюзии при этом могут быть у обеих сторон?

Сотрудник, которому передали полномочия, не совсем понял, что нужно сделать, с каким результатом, с каким качеством должна быть выполнена поставленная задача. А спросить не захотел, постеснялся или не посчитал нужным. Как понял, так и выполняет. А руководитель при этом ждёт, чтобы всё было что называется «по высшему разряду».

И что бывает в результате? Мы приезжаем с контролем, смотрим и говорим: «Подожди, а я же не это имел в виду, когда ставил задачу». Сотрудник разводит руками: «А я так понял…». Проблемы в коммуникациях и видении мира того и другого. Мир сам по себе такой, а то, что мы думаем о мире, ― это наша иллюзия или наше представление о нём.

Как избежать их воплощения в жизнь?

После постановки задачи нужно проверить, правильно ли сотрудник всё понял. Задаём вопрос: «Скажи, пожалуйста, всё понятно по задаче?». Внимательно слушаем. Если сотрудник что-то не так понял, мы его корректируем. И потом опять: «Как понял? Расскажи».

Опять слушаем ответ. И обязательно задаём ещё вопрос: «С чего начнёшь?». Сотрудник описывает первые шаги. Мы говорим: «А ещё, а дальше?».

Рекомендую спросить: «А что может помешать тебе в этом, какие препятствия могут возникнуть? А если возникнут, что будешь делать?».

Такими вопросами мы помогаем сотруднику вырабатывать план действий. И сотрудник начинает действовать по этому плану. Это значительно облегчит ему выполнение задачи, и мы уже поймем, в том ли направлении он действует. Вот таким образом можно избежать непонимания в коммуникациях и иллюзий в общении.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Сергей Белов. Практикующий бизнес-тренер в секторе В2В: управление, продажи, командообразование. Опыт работы в позиции топ-менеджера более 10 лет. Опыт проведения тренингов: 5 лет, 1300 тренинг-часов, более 1000 участников. Лайф-коуч Института Практической Психологии «Сириус» (г. Кемерово) более 4 лет.

Источник: http://www.sekretarskoe-delo.ru/index.php?id=1713

Делегирование полномочий: как получать результаты руками сотрудников (пошаговая инструкция)

Пришел мужик в салон Тату. — Я в танковых войсках служил, сделайте мне татуировку на спине ТАНК. Мастер присел через пять минут. — Готово. — А что так быстро сделали тату танка? — А чего тут колоть—то, всего 4 буквы Т—А—Н—К.

Я всегда вспоминаю этот анекдот, когда слышу: «делегировал задачу сотруднику, а вышла фигня. Мне легче самому сделать, чем потом переделывать».
Когда спрашиваю как же задача была делегирована, выясняется, что звучала она примерно, как в вышеприведенном анекдоте.

Специально для своих коллег-предпринимателей я пишу эту статью, в которой подробно расскажу о правильном делегирование полномочий.

Отличие поручения от делегирования полномочий

Сначала давайте сразу разделим делегирование и поручение, поскольку для поручения используется более простой алгоритм «поручил – проверил результат».

Поручение – это передача сотруднику простой задачи, без передачи дополнительных полномочий (они у сотрудника уже есть в силу должностных обязанностей)

Чтобы лучше понять разницу привожу пример: приказ начальника сисадмину «подключи мне компьютер» может быть поручением, если этот компьютер стоит в коробке в кабинете начальника – его надо распечатать, собрать, поставить на стол, подключить интернет, поставить набор офисных программ.

Если же надо расспросить начальника о его требованиях к компьютеру, выбрать оптимальный у поставщиков, выставить счет, подписать его у начальника, отнести в бухгалтерию, проверить оплату, привести и проверить компьютер, распечатать, собрать, поставить на стол, подключить интернет, поставить набор офисных программ – речь идет о делегировании.

Делегирование – передача задач (1) и полномочий (2) получателю, который принимает на себя ответственность (3) за их выполнение

ПОЛНОМОЧИЯ – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять их на выполнение конкретных задач.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Все задачи в бизнесе я разделяю на 5 групп:

(подробно я разбираю это в статье «Что можно и нельзя делегировать»):
1) это должен был сделать кто-то другой, но делаю я
2) это может сделать кто угодно
3) я сделаю это лучше всех
4) только я могу это сделать
5) реально нельзя делегировать

Быстрее всего применяется делегирование полномочий к задачам П.1 и П.2, для задач П.3 и П.4 дополнительно требуется система обучения сотрудника. Рекомендую вам проверить, правильно ли понимаете, что нельзя делегировать (п.

5,) а то получится как в анекдоте:
– Вы довольны своей новой секретаршей? – спрашивают у собственника бизнеса.
– Ой, и не спрашивайте! За короткое время она так организовала работу отдела делопроизводства, что теперь, кроме нее, никто ничего понять не может.

Я ее даже уволить теперь не могу, иначе вся компания остановится…

Я выделяю в процессе делегирования полномочий 5 основных шагов:

1) сначала четко сформулирую, чего я хочу
2) выберу оптимального исполнителя
3) передам исполнителю задачу и полномочия необходимые для ее успешного выполнения.

Проверю, взята ли ответственность за результат
4) осуществляю контроль того, что он делает
5) после выполнения – подвожу итоги с раздачей пряников и/или подзатыльников (но так, чтобы он не уволился)

Разберем каждый шаг делегирования полномочий подробнее.

I шаг. Формулировка задачи

Как одну из самых распространенных для формулировки задачи модель, я рекомендую использовать модель SMART:

1) Specific – четко, конкретно и языком понятным для исполнителя Формулировка задачи должна быть максимально четка и конкретна, чтобы однозначно понималась обеими сторонами. Чем неопытнее и моложе сотрудник, тем детальнее должна быть формулировка.

Также важно говорить на языке понятном для исполнителя.

Завтра релиз, фича должна быть упакована асап

В зависимости от исполнителя, может потребоваться перевод на понятный ему язык: «завтра выход новой версии программы, этот функционал должен быть реализован при первой возможности».

2) Measurable – измеримо Внятно указать, в чем измеряется результат.

Это либо количество, либо качество.

Задача считается выполненной, когда 12 клиентов заплатят >1000$ – это про количество.
Задача считается выполненной, когда 80% клиентов отметят твою работу как хорошую – это про качество

3) Achievable – достижимо Сотрудник должен верить, что в те сроки и с теми ресурсами, которые ему дали – задача может быть решена.

В противном случае он зависнет и ничего не сделает.

Сегодня понедельник и важно сделать эту задачу к четвергу к 16:00. Средний норматив в нашей компании на выполненияе этого объема работ с использованием этого станка – 3 дня

4) Relevant – результативно Один из самых важных пунктов для русской ментальности.

Наши сотрудники обычно ориентированы на процесс, а не результат.

Я всегда приучаю учеников при постановке задачи себе или сотруднику обозначать четко измеряемый результат в штуках, рублях, килограммах и т.п.

Важно сделать 10 продаж, а не заниматься продажами. Важно получить 110 лидов, а не обзванивать клиентов.

Важно подписать 15 договоров, а не ходить на переговоры.

5) Time-bound – ограниченно по времени

Обязательно задаем, когда задача должна быть закончена и когда задача должна быть начата. Снова рекомендую учитывать особенности российской ментальности – четко задавать время начала задачи. Тогда, если сотрудник скажет, что он не успел в срок, можно будет узнать, когда же он начал.

И, если начал не вовремя (а ему четко указали, когда начать), дать соответствующую обратную связь.

Сегодня понедельник и важно сделать эту задачу к четвергу к 16:00. Средний норматив в нашей компании на выполнения этого объема работ с использованием этого станка – 3 дня. Начни выполнение этой задачи сегодня не позже 13:00

Для того, чтобы проверить свой управленческий IQ – выполните задание из чемпионата по делегированию полномочий, который я недавно проводил в своем закрытом сообществе СОКАСТА:

Вы сдали машину в сервис.

Сегодня в 18:00 вам надо ее забрать, чтобы завтра в 7:00 выехать на ней на важную встречу в 150 км от города.

Ехать важно именно на машине – там образцы в единственном числе.
Сейчас 16:30.

Вам звонит vip-клиент с крутейшим заказом и просит приехать на встречу к 18:00. Этот клиент любит, когда переговоры ведутся в полной тишине и всегда просит выключать телефон.
То есть пользоваться телефоном у вас не получится.

Ехать до клиента час.

Переговоры продлятся 2-3 часа и до автосалона от клиента ехать 2 часа. Сервис закрывается в 21:00 и забрать машину вы не успеваете. Утром салон открывается в 9:00. Перенос времени утренней встречи может привести к разрыву контракта.

Вы вызвали такси и у вас есть 25 минут, чтобы написать письмо своему секретарю, которая уехала по вашим задачам (у нее разрядился телефон и позвонить ей до начала переговоров вы не сможете).

Что вы ей напишите в письме?

Потренируйте свой навык постановки задач и напишите свой вариант письма секретарю.

II шаг. Выбор исполнителя

Самый главный вопрос этого шага: справится ли сотрудник с поставленной задачей?

Руководитель, помни, неверно подобранный исполнитель для делегирования только увеличивает нагрузку на тебя!

Мой личный опыт, делегировать важно не тому, кто очень хочет, а тому, кто может и способен решить поставленные задачи.
Инициативный, но молодой или неопытный сотрудник, может сделать только хуже:

Пошли молодого сотрудника за скотчем, так он липкую ленту и принесет!

При выборе исполнителя учитываем 2 основных параметра: уровень квалификации (дилетант, исполнитель, специалист, профессионал, мастер) и мотивационный профиль сотрудника.
Естественно, оба параметра сотрудника должны соответствовать передаваемой задаче.

Моделей определения мотивационного профиля сотрудника много. Мне нравится ТМГ (типологическая модель Герчикова).
Владимир Исакович Герчиков российский социолог, доктор социологических наук, профессор.

Автор концепции типологической модели трудовой мотивации. ТМГ разработана для решения управленческих, а не психологических задач.

Отвечает на вопрос, как добиться от работника нужного для организации поведения, а не как сделать его счастливым и удовлетворенным.

Упрощенно выбор сотрудника для выполнения задачи с использованием ТМГ сводится к следующей таблице:

Делегируем важные и ответственные вещи – берем патриота или хозяина. Делегируем рутинные задачи – берем недостигателя или инструменталиста.

Требуется выполнить задачу с высоким качеством и усердием – берем профессионала.

III шаг. Передача задачи исполнителю

Задачи передаются либо устно, либо письменно.
Рекомендую ввести правило:

Если задача передается устно, сотрудник обязан ее письменно зафиксировать!

Сразу предупрежу – однозначного механизма передачи мыслей из одной головы в другую пока не существует. Передача с использованием письменной или устной речи всегда (!!!) будет с ошибками.

Первейшая задача управленца на этом шаге определить, что именно сотрудник понял неправильно.

После важно убедиться, что ему переданы все полномочия для выполнения поставленной задачи.

Потом проверяем взял ли сотрудник на себя ответственность.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сотрудник ее берет, только если у него есть все необходимые полномочия и мотивация

Мотивационный профиль исполнителя мы определили на предыдущем шаге и в зависимости от него формируем необходимую морковку или кнут.

Для профессионала: ты же профи, даже шеф признал что ты самый профессиональный сотрудник нашего отдела, поэтому подтверди свою крутость и сделай до конца недели 10 договоров

Для инструменталиста: сделаешь до конца недели 10 договоров и получить дополнительно 3% к премии

Для избегателя: если до конца недели не будет 10 договоров – в отпуск ты не идешь

IV шаг. Контроль выполнения задачи

Контроль – это возможность хвалить или выявлять проблемы

Контроль бывает:
1) Итоговый: главный плюс – экономия времени, минус – максимальный риск;
2) Предварительный: главный плюс – снижение рисков некачественного выполнения, минус – больше времени на проверку;
3) Поэтапный: главный плюс – быстрое выявление проблемных зон, минус – большие затраты по времени;
4) Периодический: главный плюс – стороны знают время контроля, минус – возможность подгонки результатов к конкретному времени;
5) Выборочный: главный плюс – самый удобный для руководителя, минус – создает атмосферу недоверия и демотивирует сотрудника.

Читайте также:  Эмоциональный тон - психология

Помимо контроля еще есть страховки.

Страховка – это баланс между свободой и ответственностью исполнителя

Страховки бывают
1) Говори – делай: сотрудник сначала рассказывает, что он и как сделает. Потом идет делать. Применяется для молодых или неопытных сотрудников.

2) Делай – говори: сотрудник сначала делает, а потом рассказывает о результатах. Применяется для опытных сотрудников.
3) Делай, если сработал триггер – говори.

Если в процессе работы происходит превышение сметы более чем на 5% – обязательно сообщаешь мне.

В процессе контроля выполнения задач с плеч сотрудника на плечи руководителя часто перепрыгивают обезьяны (обезьяна – это следующий шаг в выполнении задачи).
Что с ними делать я подробно рассказал в статье «Управление обезьянами или как перестать делать работу своих сотрудников».

V шаг. Подведение итогов делегирования

Когда у людей нет четкого представления о реальности, они ее придумывают
Майлз Дауни

Этот этап часто незаслуженно упускается руководителями.

Когда я слышу от сотрудников своих коллег-предпринимателей:
– мой шеф видит только, когда я делаю ошибки, а когда я работаю хорошо – не замечает.


– моего директора совсем не интересует, как идет моя работа. Все задачи приходят по электронной почте, ответы я посылаю также. Хотя он сидит в соседней комнате.


– у меня ощущение, что я работаю в вакууме. Никакой реакции – что я сделала, что я не сделала.

Я возвращаю им, что у них выстроена неэффективная обратная связь с персоналом. Сотрудники придумывают реальность и в ней живут, так так шеф не говорит им, как он оценивает их работу.

Обычно руководители удивляются – «сидит себе сотрудник, работает исполнительно, косячит мало, я им доволен – что за странные мысли у него в голове?»

Помните: 1) отсутствие какой-либо обратной связи обычно расценивается сотрудником, как одобрение или согласие с тем что есть; 2) даже если невербальная обратная связь была положительная, желательно продублировать вербально. Для максимальной конгруэнтности невербальная обратная связь должна подтверждать вербальную;

3) лучше негативная обратная связь, чем полное отсутствие обратной связи. Позитивная обратная связь дает лучший результат.

Итак, мы подводим итоги и они нас: 1) устраивают (справился с задачей)

2) не устраивают (не справился с задачей)

Справился с задачей: 1) спросить – что ему дал процесс делегирования; 2) признать его успехи, похвалить за выполненное; 3) избегая критики и обвинений, обсудить, что можно было сделать лучше; 4) обсудить план дальнейшего профессионального роста сотрудника;

5) поощрить (выполнить обещанное при мотивации).

Если же сотрудник не справился (не справляется) с поставленной задачей, то о том, как правильно ругать сотрудников читайте в этой статье.

Используйте мой пошаговый алгоритм для делегирования полномочий и успех в получении результатов руками сотрудников вам обеспечен!

После прочтения данной статьи рекомендуется посмотреть вебинар по делегированию: «Делегируй или сдохнешь: шпаргалка для руководителей. Пошаговый алгоритм» Что на вебинаре: – выделили в процессе делегирования полномочий 5 основных шагов; – разобрали, что важно, следует, можно, и ни в коем случае нельзя делегировать; – изучили, как правильно подбирать исполнителя для делегирования; – рассмотрели, как правильно передавать и контролировать задачи без потерь в качестве и времени

Источник: http://schib.ru/delegirovanie-polnomochij/

7 правил эффективного делегирования

Делегирование полномочий – мощный инструмент в руках топ-менеджера. Он подразумевает передачу задач и полномочий подчиненным, для повышения эффективности работы организации в целом.
К сожаленью, в нашей стране мало успешных примеров делегирования.

Половина руководителей полностью отказываются от этого метода, другие без разбора «сваливают задания» на подчиненных.

Такое извращенное отношение к делегированию является преградой на пути к развитию компании, так как правильное делегирование позволит руководителю освободить время для решения стратегических задач.

Когда нужно делегировать полномочия?

Топ-менеджер несет ответственность за работу всего подведомственного отдела. Важно понимать, что даже при делегировании полномочий ответственность за качественное выполнение работы остается на нем.
Делегировать свои полномочия руководитель должен в трех случаях.

Во-первых, когда подчиненный сделает работу лучше него. Поскольку сейчас время узких специалистов, не бойтесь признаться себе и остальным в том, что рядовые сотрудники в чем-то разбираются лучше Вас. Главное – правильно использовать потенциал работников.

Во-вторых, когда занятость руководителя не позволяет ему самому заняться возникшей проблемой. Вы руководите определенным подразделением компании, однако никто не ждет, что Вы всю работу будете делать самостоятельно.

В-третьих, когда делегирование позволяет руководителю освободить время для выполнения важных дел, которые требуют незамедлительного исполнения.

Чего боятся руководители?

Некоторые руководители не желают делегировать свои полномочия подчиненным по следующим причинам:
1) Считают, что сделают лучше. Весьма распространенное заблуждение среди топ-менеджеров. Однако оно опасно тем, что Вы утонете в мелких делах, забыв о своих непосредственных обязанностях.
2) Неумение руководить.

Руководители без навыков менеджмента решают сиюминутные, текущие задачи, а решение стратегических задач откладывают в дальний ящик. При таком руководителе компания, как правила, начинает «умирать».
3) Недоверие. Сотрудники в своей работе ориентируются на действия своего руководителя.

Отсутствие доверия с его стороны приведет к потере доверия со стороны работников.
4) Боязнь рисковать. Некоторые руководители убеждены, что при выполнении переданных задач, сотрудники не будут чувствовать всю полноту ответственности за результат, и как следствие эффективность работы будет минимальной.

5) Отсутствие механизма контроля, необходимого для своевременного оповещения руководителя о результатах работы.

Почему сотрудники не хотят выполнять работу начальника?

Наряду с нежеланием руководителей делегировать полномочия, сотрудники не желают брать на себя обязанности. В большинстве случаев они избегают ответственности и даже выдвигают аргументы для ее ограничения. Происходит это потому, что:
1.

подчиненные предпочитают узнать у руководителя как решить ту или иную проблему, чем принимать решение самостоятельно;
2. сотрудники бояться критики и наказания за совершенные ошибки;
3. отсутствие у работников необходимой информации и ресурсов;
4.

большой объем работы, работник не может выполнять дополнительные поручения; 5. недостаточно квалификации для эффективного выполнения поручений;

6. отсутствие дополнительной мотивации за дополнительную работу.

В качестве дополнительной мотивации может быть прибавка к зарплате, повышение по службе, необычные звания, грамоты и благодарности.

7 правил эффективного делегирования

Для руководителей, которые хотят эффективно делегировать свои полномочия, я сформулировал несколько правил:

Правило 1. Делегируйте подчиненным такой уровень полномочий, который является необходимым и достаточным для выполнения порученных задач.

Правило 2. Не выполняйте работу за исполнителя, а только, если есть необходимость, помогайте.

Правило 3. Убедитесь, что сотрудники точно поняли задание.

Правило 4. Установите сроки начала и завершения работы. Большие задания разбейте на этапы.

Правило 5. Обучите подчиненных новым обязанностям.

Правило 6. Не допускайте несанкционированных заданий, они должны поступать в соответствии с иерархией управления.

Правило 7. Поощряйте своих подчиненных за эффективное выполнение порученных им задач.

Типичные ошибки при делегировании полномочий

Соблюдайте правила делегирования, и тогда Вам удастся избежать распространенных ошибок:
•Неумение объяснять задание. Между тем, точность и полнота описания проблемы, а также емкость формулировки задания, влияет на качественное выполнение.
•Отказ от использования обратной связи.

Даже при передаче задач другому сотруднику, продолжайте контролировать ее выполнение. Попросите, например, показать промежуточные результаты исследования и т.п.
•Недовольство работой подчиненного. Конструктивную критику и полезные рекомендации высказывать можно.

Но никогда не выражайте свое недовольство тем, как складывается ситуация, если у вас нет конкретных предложений по ее улучшению.
•Боязнь уронить авторитет. Признавать компетентность сотрудников в некоторых вопросах очень важно.

И когда в следующий раз Вы скажете, что знаете единственно правильное решение, вам поверят намного легче.

Знаете ли Вы успешные примеры делегирования полномочий?

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/tsentr-razvitiya-karjery/7-pravil-effektivnogo-delegirovanija/

Принципы делегирования полномочий: что можно, а что нельзя

Принципы делегирования полномочий: что можно, а что нельзя

Эффективность менеджера состоит не в том, чтобы все уметь и успевать, а в том, чтобы правильно распределять полномочия, уметь контролировать и мотивировать сотрудников. Расскажем, что такое делегирование полномочий и как это сделать продуктивно и правильно.

Что такое делегирование в менеджменте

Работа менеджера многопланова и разнообразна и, чтобы не утонуть в куче мелких дел, руководитель должен передавать часть своих полномочий и обязанностей своим подчиненным, этот процесс и называется делегированием. Однако, это не просто перекладывание своих задач на чужие плечи, нет, это особый процесс, который включает в себя постановку целей для сотрудника, его мотивирование и контроль выполнения им поручения.

Почему важно уметь делегировать полномочия

Совещание на работе

Работа руководителя наполнена множеством разнообразных обязанностей, при этом часть задач не требует высокой квалификации и приема решений на уровне руководства, а мелкие малозначительные дела отнимают до 80 % рабочего времени менеджера. А на важные решения и проблемы часто не хватает ни времени, ни сил. Поэтому любой руководитель должен уметь грамотно делегировать часть своих полномочий своим сотрудникам.

Делегирование не только позволяет освободить время руководителя, но также оно мотивирует работников к активности и творчеству, помогает формировать продуктивный коллектив. Также это отличный способ обучать сотрудников и готовить их к продвижению по карьерной лестнице.

Что можно делегировать

  • мелкую, повседневную работу: обработка почты, составление справок и отчетов, сбор информации, ответы на запросы и т.п.
  • деятельность, требующую специальных знаний. Например, написание докладов, создание презентаций, подготовка иллюстративных материалов, подготовка совещаний и переговоров.

  • предварительную работу: подготовка проектов договоров, составление повестки дня и т.п.
  • малозначительные дела: ответы на не важные звонки, отправка приглашений, составление списков.

Обсуждение на работе

  • стратегические решения: постановка целей, выбор стратегии, определение направления развития компании.
  • ответственных решений.

  • представительские действия, например, выдача благодарностей, или ведение имиджевых переговоров.
  • распределение поручений. Руководитель сам должен раздавать задания подчиненным, это его обязанность, а не его секретаря.
  • конфиденциальные дела, например, вопросы, связанные с коммерческой тайной.

Чтобы передача полномочий была эффективной, нужно соблюдать важнейшие принципы делегирования:

  • Автономность подчиненного. Если сотруднику поручено дело, то в рамках этой задачи он должен быть свободен в принятии решений, руководитель не должен его наставлять и советовать ему, до тех пор, пока сотрудник сам не попросит помощи.
  • Четкость целей и задач. Руководитель должен сформулировать конечную цель, к которой сотрудник будет стремиться.
  • Обратная связь. Сотрудник должен иметь возможность задать вопрос руководителю, спросить совета.
  • Посильные задачи. Руководитель должен хорошо знать возможности своих сотрудников и ставить перед ними трудные, но выполнимые задачи, чтобы не отбить желание работать.
  • Отказ от обратного делегирования. Руководитель не должен забирать поручение до тех пор, пока сотрудник не признает, что не может выполнить работу.
  • Информированность коллектива. Весь персонал должен знать, что руководитель поручил подчиненному какое-либо дело, чтобы у исполнителя не возникло проблем с выполнением задания.
  • Передача ответственности. Руководитель вместе с поручением передает и ответственность подчиненному, и сотрудник должен об этом точно знать.

Делегирование – это инструмент менеджмента, основанный на знании психологии сотрудников и на умении руководителя продуктивно пользоваться своим авторитетом.

Источник: http://malimar.ru/delegirovanie-polnomochij/

Ссылка на основную публикацию