Взаимоотношения личностных позиций — психология

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Основоположником психологии отношений в России былА.Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности.

Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций.

Это — «внутренний механизм человеческой личности» (Лазурский, 1997, с. 9).

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться» (там же, с. 10).

Это — природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное — отрицательное).

Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:

· отношения между личностью и окружающей средой и

· отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.

Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотношений выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей. Общепсихологические характеристики смешаются в сторону социально-психологических.

Поставив задачу создания научно обоснованной классификации личностей, Лазурский сформулировал важное для социальной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова » (Лазурский, 1997, с. 78).

В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения.

Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения, «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека. Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности» (Мясищев, 1960, с. 263).

Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека.

Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

«Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради которых человек живет к борется — руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или личного преуспевания, или человек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных — пищевые, половые» (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 78).

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:

· уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

· сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

· избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений).

Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений -убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов.

По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность. В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств. В. П. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений.

В качестве параметров этого измерения им были выделены: степень устойчивости; базовый характер; производность от базовых отношений; доминантность; эмоциональность; степень обобщенности; принципиальность; степень активности; уровень сознательности.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.

Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б.Ф. Ломова. Главное в этой концепции в этой связи:

· характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности;

· анализ социально-психологического аспекта направленности личности;

· развернутая характеристика субъективных отношений.

По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений.

Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества» (Ломов, 1984, с. 300). Различны способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений.

Различны также степень их реализации в жизни каждой личности.

В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это — личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т. д. и т. п. (Ломов, 1984).

Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.

Характеристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.

Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализация и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми.

Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.

Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др.

всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношениями.

Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство». каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).

Субъективность отношений означает принадлежность их общественному субъекту. Они выступают как способ включения личности в объективно развивающиеся общественные отношения.

Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности» (Ломов, 1984, с. 331).

Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.

Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.

Больше информации по теме: http://studopedia.ru

Источник: http://mymylife.ru/psikhologiya/psikhologiya-obshchaya/72850-sotsialno-psikhologicheskie-problemy-lichnosti-s-pozitsij-psikhologii-otnoshenij

Шпаргалка по социальной психологии

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

Психология bookap

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

Читайте также:  Инстинкт - психология

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl36.shtm

Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога

УДК 378

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

О.П. Полухина, С.Л. Иголкин

Статья посвящена формированию профессионально-личностной позиции студента-психолога.

Профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как высшее интегральное психическое свойство, которое характеризуется как системоотношения человека к себе и к окружающей действительности, которая определяет ее. Отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию также описывается

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, система отношений

Меняющаяся парадигма профессиональной подготовки психолога обусловливает изменение взгляда на его личностно-профессиональное становление в вузе. Центром внимания исследователей становятся детерминанты

профессионального поведения будущего специалиста, включая его личностную позицию. Проводимое нами исследование формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе указывает на то, что понятие «профессионально-личностная позиция» студента-психолога характеризуется сложностью, многогранностью и неоднородностью состава, в нем отражаются фундаментальные аспекты

профессионального, социального, психологического и духовного бытия человека. Профессионально-личностная позиция студента-психолога является психологической категорией, имеющей свою структуру (компоненты), показатели и уровни, условия (предпосылки по Б.Г. Ананьеву) и факторы формирования.

Проблемой научно-практического характера в исследованиях профессионально-личностной

позиции, в том числе психолога, является изучение ее как движущей силы поведения и основания поступков, ее роли и влияния на характер отношений личности (К.А. Абульханова, Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, М.В. Ермолаева, В.А. Сластенин, Е.Н. Уваров и др.).

В нашем исследовании целостное представление о сущности профессионально-личностной позиции студента-психолога формировалось с учетом ведущих идей, систематизированных в исследовании теоретико-методологических подходов: теории отношений, рассматривающей личность не как застывшее не изменяющееся психическое образование, а как изменяющееся динамичное формирование, как сознательное отношение, представляющее собой высший уровень отношения к действительности -целостную систему индивидуально-избирательных связей личности с различными сторонами

Полухина Ольга Петровна — ВЭПИ, ст.преподаватель, тел. 89204240585, e-mail: fray50@mail.ru Иголкин Сергей Леонидович — ВЭПИ, канд.экон. наук, доцент, ректор, e-mail: fray50@mail.ru

действительности (Лазурский, В.Н. Мясищев, М.И. Старов и др.) [3]; акмеологического подхода, изучающего закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости, и особенно при достижении им более высокого уровня в этом развитии; гуманистического подхода, как

жизнеутверждающей концепции, рассматривающей каждую личность как полноценно -функционирующую, способную к самотворчеству, свободному ответственному выбору, готовую к переменам, осознающую свое существование как постоянное усилие, раскрывающую смысл, своеобразие и неповторимость существования каждого человека (К. Роджерс, Р. Мей, Д. Бьюдженталь, и др.)[5].

Субъектно-деятельностный подход указал, что ответственность, самодетерминация, деятельность с одной стороны определяют психологические особенности личностной позиции, а с другой стороны обеспечивают успешность данного процесса. (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский и др.) [1].

В рамках системного подхода личностная позиция студента-психолога представлена совокупностью взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, представляющих собой единое целое (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.).

В рамках личностного подхода, понимающего личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия, профессионально-личностная позиция рассмотрена как способность правильно отражать

действительность в ее настоящем и прошлом, правильно оценивая себя и свое место в обществе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.).

Концептуально, вслед за В.Н.

Мясищевым, мы рассматриваем профессиональную позицию личности студента-психолога как целостную систему индивидуальных, сознательных, избирательных связей человека с различными сторонами объективной действительности, как высшее интегральное психическое, которое характеризуется в виде системы отношений человека к себе и к окружающей действительности, которая ее определяет, поэтому в структуре профессионально-личностной позиции студента-

психолога мы сочли логичным выделить отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию. Согласно основоположнику теории отношений В.Н.

Мясищеву, именно позитивный характер отношений личности к себе, связанный с его отношениями к другим людям и их отношением к ней самой обеспечивает, содействует, определяет адекватное продуктивное самопознание и саморазвитие, обеспечивает творческое самовыражение и социальную интегрированность будущего профессионала-психолога [3].

С другой стороны, указанные характеристики формируются в условиях жизнедеятельности путем формирования у будущего специалиста профессионально-личностной позиции, путем развития устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, что находит подтверждение и в концепции детерминизма С.Л.

Рубинштейна — развитие личности целиком определяется тем, какие отношения к людям, к другому человеку она способна устанавливать — «… человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку: человек — это люди в их взаимоотношениях друг к другу» (С.Л. Рубинштейн) [2].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshencheskiy-komponent-v-strukture-professionalno-lichnostnoy-pozitsii-studenta-psihologa

Психология отношений: 5 основных правил гармоничных отношений (правило первое)

Психология отношений

Для начала давай определимся с тем, что такое гармоничные отношения.Гармоничные отношения – это отношения в равной степени комфортные для обеих сторон. Когда в отношениях одна сторона получает больше комфорта, а вторая меньше, возникает дисбаланс.  Чем больше разница, тем меньше шансов на то, что такие отношения продлятся долго.

Когда в отношениях есть гармония, их ценность для каждой стороны одинакова, так же как одинакова и заинтересованность сторон в их сохранении. В этой статье пойдет речь о том, как построить гармоничные отношения и как увеличить степень комфортности взаимоотношений и, таким образом, поднять их ценность.

Зачем? Да затем, что от этого зависит твое личное счастье и удовольствие  — т.е. качество твоей жизни.

Итак, психология отношений:  5 главных правил.

Правило№1: «В гармоничных отношениях, на личностном уровне, обе стороны находятся на равных позициях»

Психология отношений определяет два вида распределения позиций с точки зрения уровня человека: ролевое разделение и личностное.

Ролевое разделениеРолевое разделение допускает наличие разности в соотношении позиций сторон. В его основе лежит некий набор правил для каждой роли, и принятие участниками отношений соответствующих им ролей.

Например, самое распространенное ролевое разделение в  психология отношений выделяет роль мужчины — мужа (сильный вид) и женщины — жены (слабый вид). Правила взаимоотношений в рамках данного ролевого разделения могут существовать, например, такие:

— Мужчина имеет приоритет в принятии решений (потому что мужчина)- Мужчина (как муж) имеет право, в определенной степени ограничить свободу женщины (его жены), так же, как и жена имеет свое моральное право ограничить свободу мужа.Для каждой роли, помимо правил, существуют и ролевые обязанности, такие как стирка, кухня, уборка, обеспечение, и пр. Каждый выбирает то, что ему ближе. В итоге, окончательное распределение ролей дает нам общую картину взаимоотношений, на которой и проявляется разность или равенство позиций сторон. Лидером в отношениях становится тот, за кем закреплено большее кол-во ролей, предполагающих доминирование.

С точки зрения сохранения гармонии, не важно кто в отношениях играет доминирующую роль. Мужчина или женщина. Ролевое разделение придумано исключительно для организации удобства в  отношениях.

Его цель – организовать максимально комфортный вид взаимодействия сторон на бытовом уровне. И не более. Не имеет значение, какую роль ты займешь, доминирующую или ведомую.

  Это никак не влияет на общий уровень взаимоотношений, в том случае если всех все устраивает. Главное чтобы каждый чувствовал себя в выбранной роли комфортно.

Личностное разделение
Психология отношений выделяет такое понятие как уровень личности. Прежде чем читать дальше, рекомендую, определиться с пониманием термина «Уровень личности». Если с этим понятно, тогда идем дальше.Личностные уровни сторон в отношениях должны стремиться абсолютному равенству.

Это одно из главных правил психологии отношений. Это равенство  — один из факторов, от которых зависит гармония в отношениях. Ролевое разделение – это нечто нематериальное, придуманное и от этого незначительное. Личностное разделение – это настоящее и от этого существенное.

Когда мы сталкиваемся с человеком, личностный уровень которого, по нашей оценке, ниже нашего, этот человек для нас представляет не большой интерес. С таким человеком никаких серьезных отношений строить не хочется. Почему?  Есть сразу несколько причинВо-первых,  мы понимаем, что заслуживаем на более достойную кандидатуру.

Во-вторых, разница в уровнях часто провоцирует доминирующую сторону сохранять свой превосходящий статус, и вынуждает быть в постоянном напряге от этого. Ведь то, к чему мы стремимся в общении на самом деле – это возможность расслабиться и просто быть самим собой. А расслабиться, т.е.

открыться перед человеком более низкого уровня, — значит самому опуститься до его уровня.Кроме того, одной из проблем существования разности на личностном уровне является то, что в виде следствия, периодически проявляются психологическое давление одной личности на  другую.

Проще говоря, более сильный начинает ущемлять слабого: пренебрегать интересами,  не учитывать мнение, ограничивать личную свободу (выходя за рамки правил ролевого разделения) и т.д.  В итоге, наблюдаем такую картину:

Слабая сторона:

— Постоянно испытывает дискомфорт от психологического давления (естественная реакция на нарушение личного психологического пространства) + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.- Стремится сохранить связь с человеком более высокого уровня (закон природы: большее притягивает меньшее + особенность человеческой натуры, выраженная в желании иметь больше, чем заслуживаешь)Парадокс в том, что психологическое давление, при всем своем дискомфорте у слабой стороны, параллельно демонстрирует разность личностных уровней, и, тем самым, вызывает естественное притяжение слабого к сильному. Чем жестче давление, тем больше  личностный разрыв, тем сильнее притяжение. Т.е., в данном случае, дискомфорт провоцирует у слабого стремление к близости.

Сильная сторона:

— Испытывает удовольствие от удовлетворения Эго, + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.- Снижается интерес к партнеру, как к личности с, соответствующим ей, более низким уровнем.

В данном случае, парадокс в обратном: чем больше удовольствия от личностного доминирования, тем меньше интерес к личности.

рис1. Психология отношений людей имеющих разный уровень личности

Серьезные отношения между людьми находящимися на разных личностных уровнях обычно не завязываются. Но зато часто бывает так, что разница  личностных уровней появляется с развитием отношений.

Это происходит потому, что любое нормальное развитие отношений сопровождается психологическим раскрепощением людей и постепенным переходом от своего «социального образа» к себе настоящему (об этом подробно я расскажу в одном из следующих правил).

Таким образом, в человеке раскрываются его слабые и сильные стороны, которые и определяют дальнейшее соотношение личностных уровней. Как правило, перестановка позицией происходит в тех же ситуациях, в которых возникает конфликт. Я имею ввиду ситуации личностного давления.

Рано или поздно, такие ситуации в отношениях происходят, и для того чтобы сохранить гармонию, выходить из них необходимо на равных. Если все же, в итоге, одна личность начинает довлеть над другой, то более сильная сторона рискует скоро потерять интерес к отношениям.

Примечательно, что психология отношений, в нашем обществе, принимает за норму небольшое отклонение в соотношении личностных уровней между мужчиной и женщиной  в пользу мужчин.

С одной стороны – это подарок женщинам, поскольку, имея связь с человеком более высокого личностного уровня, ты испытываешь больше комфорта, чем в случае с человеком, уровень которого  ниже чем твой.

Читайте также:  Родной - психология

С другой стороны – женщинам приходится платить за это тем, что мужчины чаще совершают измены и более склонны к поиску новых партнеров и уходу из семьи. Не потому что мужчины от природы «полигамнее» женщин. Просто тот, чей личностный уровень выше, будет продолжать искать себе ровню.

Совет:
В отношениях будь самим собой. Если в какой-то момент ты почувствуешь, что твой личностный уровень преобладает, и интерес к отношениям начал падать – значит, тебе просто нужен другой партнер.

Если же ты начал ощущать на себе психологическое давление (это легко заметить по чувству душевного дискомфорта) – это сигнал о том, что ситуация требует от тебя проявления силы. Устраняй это немедленно, иначе ты рискуешь потерять человека.

Интересует вопрос «Как устранять?», тогда добро пожаловать на тренинг «Стратегия интеллектуального лидерства». Тренинг учит тому, как повысить свой уровень личности, в т.ч. в и в отношениях с близкими людьми.

Успехов!
Александр Лысенко

Источник: http://bestrong.kiev.ua/information/7-relationship/67-psychology-relations-rule1.html

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 33Следующая ⇒

Основоположником психологии отношении в России был А. Ф. Лаз>рский. По мнению Лазурского, отношение является си­стемообразующим фактором структуры личности Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психи-

Социальная психология личности_____________ 67

ческих элементов и функций Это — «внутренний мечанизм чело­веческой личности» (Лазурский, 1997, с. 9).

Экзопсихика определяется отношением личности к внешний объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться* (там же, с. 10). Это-природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, на­ука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.

Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отно­шений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направ­ленности (по знаку) (положительное — отрицательное) Фундамен­том личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отноше­ний: 1) отношения между личностью и окружающей средой и 2) отно­шения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.

Эти отно­шения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотноше­ний выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей.

Общепсихологические ха­рактеристики смешаются в сторону социально-психологических.

Поставив задачу создания научно обоснованной классифика­ции личностей, Лазурский сформулировал важное для социаль­ной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классифика­ция личностей должна быть не только психологической, но и психосоци­альной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78).

В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мяси-щеву, является характеристика сущности человека как ансамбля об­щественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объекгивные отношения и как субъективные отно­шения.

Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отра­жая объективные общественные отношения, эти субъективные отно­шения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого чело­века… Именно эти внутренние отношения в действительности состав­ляют ядро личности» (Мяскщев, I960, с. 263).

Психологические отно­шения составляют системообразующее качество личности. В разви-

68_____________________________________________________Глава 2

том виде они представляют целостную систему индивидуальных, из­бирательных, сознательных связей с различными сторонами объек­тивной действительности Исследуя отношения, можно понять позна­вательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способ­ности и характер человека Отношения человека определяют движу­щие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит * Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради ко­торых человек живет к борется — руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или тичного преуспевания, или че­ловек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных -пищевые, половые» (Лебединский, Мясищев, 1966, с 78)

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе Самые важные и содержательные отношения складываются в меж­личностном взаимодействии Для понимания личности важен ха­рактер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития Уровни развития системы отношений определя­ются 1) уровнем отношений чичности идейный, конкретно-личный и витальным, 2) сравнительной ролью общественно-коллективисти­ческих и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотно­шениях с людьми, 3) избирательно положительным или отрицатель ным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер от­ношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера личной симпатии, анти­патии, непосредственного утилитарного интереса или расчета Вые шему уровню соответствует преобладание идейных отношений -убеждений, сознания долга общественно-коллективистических мо­тивов По мере повышения уровня отношений возрастает их соци­альность В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств В Н Мясишев предложил оригинальною концепцию измерения отношений В качестве параметров этого из­мерения им были выделены степень устойчивости, базовый харак­тер, производноетъ от базовых отношений, доминантность, эмоцио­нальность, степень обобщенности, принципиальность, степень ак­тивности, уровень сознательности

Система отношений образуется в результате развития, воспи-

Социальная психология личности_____________________________ 69

тания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в ус­ловиях общения и общественной практики.

Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем лич­ности является концепция Б. Ф. Ломова.

Главное в этой концепции в этой связи: I) характеристика общественных отношений как обще­го основания свойств личности; 2) анализ социально-психологичес­кого аспекта направленности личности, 3) развернутая характерис­тика субъективных отношений. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество».

В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений.

Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества» (Ло­мов, 1984, с. 300). Различны способы включения конкретных лично­стей в разные виды общественных отношений Различны также сте­пень их реализации в жизни каждой личности.

В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это — личные и межлич­ностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содей­ствия и противодействия, поступки, участие в социальных собы­тиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т д и т.

п (Ломов, 1984) Во всех этих включенностях в общественные отношения личность высту­пает как социальное качество индивида.

Проявлениями этого ка­чества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые психологические свойства человека Характе­ристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.

Процесс взаимодействия личности и системы общественных от­ношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализа­ции личности.

Социально-психологические качества личности осо­бенно отчетливо проявляются в ее направленности По мнению Ло­мова, направленность выступает как системообразующее свойство лич­ности, определяющее ее психологический склад.

Реализация направ­ленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется

70_____________________________________________________Глава 2

тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эги отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребно­стей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятель­ности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребно­стей.

На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к гем или иным событиям и явлениям мира, в ко­тором она живет.

В данном случае речь идет о ценностных ориентаци-ях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристраст ность, оценка событий, лиц, участвующих в них.

Ломов считает «субъектив­ные отношения» родовым понятием по отношению к таким поняти­ям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношения­ми.

Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровне­вое, динамическое образование, которое можно описать как много­мерное субъективное «пространство»,каждое измерение которого соот­ветствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).

Субъективность отношений означает принадлежность их обще­ственному субъекту. Они выступают как способ включения лично­сти в объективно развивающиеся общественные отношения.

Субъективные отношения являются интегральными свойства­ми личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъектив­ного мира личности» {Ломов, 1984, с. 331).

Субъективные отношения личности формируются и проявля­ются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.

Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотноше­ний людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.

Источник: https://lektsia.com/2x62f4.html

Консалтинговый Центр Рефлексивного Управления РОСОРГКОНСАЛТ

Взаимосвязь профессиональной и личностной позиции психолога

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

В исследованиях по психологическому консультированию решается вопрос о существовании двух позиций психолога–консультанта: профессиональной и личностной, и их взаимосвязи. Существует два подхода к решению этого вопроса.

Одни считают, что эти две позиции существуют и они различны, другие стремятся к их единству, третьи не выделяют позиций, рассматривая личностно – профессиональное как единое целое.

Основные разногласия проявляются не в области различения позиций в деятельности, а в области наполнения профессиональной позиции личностными качествами и личной позиции профессиональными качествами.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека.

Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

При нарушении адекватности профессиональной и личностной позиций могут развиваться так называемые “профессиональные болезни”. Это явление емко представлено Б. Тренкле в юмористической форме, в виде психологического анекдота: “Турист выходит на остановке из берлинского трамвая и спрашивает прохожего, как пройти на одну из главных улиц города.

Прохожим оказывается психотерапевт:
— Как туда пройти, я не знаю. Но разве не прекрасно, что мы об этом поговорили так откровенно?”

К профессиональным болезням относится “синдром эмоционального сгорания”, описанный Н.А. Аминовым со ссылкой на Е. Малера.

Читайте также:  Закон вебера — фехнера - психология

Автор выделяет двенадцать проявлений данного синдрома:

  • истощение, усталость;
  • психосоматические осложнения;
  • бессоница;
  • негативная установка к клиентам;
  • негативная установка к работе;
  • пренебре-жение исполнением своих обязанностей;
  • увеличение приема психостимуляторов;
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • негативная самооценка;
  • усиление агрессивности
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);
  • чувство вины. Сопротивляемость развитию данного синдрома во многом зависит от психофизиологических и психологических особенностей психолога. Появление симптомов данного синдрома является важным показателем отступления от истинности вашего пути профессионально-личностного самопознания и самоопределения.
  • Мудрость психолога–консультанта заключается в искреннем и точном определении собственной компетентности; знании за что он несет ответственность, а что находиться за пределами его контроля, влияния; осознании элементов случайного, неожиданного, незапланированного, порою божественного; бытии «для другого и через него для себя» (М. Бахтин).

    Психологу необходимо познание себя, своего лика, своей самости. В процессе консультации наибольшее значение имеет событийное взаимодействие, в котором раскрывается и развивается личность психолога и клиента, а не техники, методы, теоретические воззрения, которые используются психологом в работе.

    Даосское изречение гласит: «Когда неправильный человек использует правильные средства, правильные средства работают неправильно».

    Источник: http://www.ccru.ru/metodicheskie-razrabotki/vzaimosvyaz-professionalnoy-i-lichnostnoy-pozitsii-psihologa/

    Межличностное общение

    Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

    Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

    Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

    Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

    Межличностные отношения и общение

    Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

    При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

    В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

    Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

    Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

    Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

    Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение.

    К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать.

    Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

    К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными.

    Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей.

    Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

    При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

    Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

    Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным.

    В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения.

    Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

    Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

    Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными.

    Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество.

    Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

    Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться.

    Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой.

    По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

    Психология межличностного общения

    Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

    Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

    Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

    Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

    Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

    Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

    Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

    Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

    Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

    Межличностное общение в молодежной среде

    Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

    Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии.

    К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению.

    Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

    Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе.

    Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения.

    Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

    Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

    Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

    Культура межличностного общения

    Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

    И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

    Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

    Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

    Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

    Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

    Источник: http://psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie/

    Ссылка на основную публикацию