Комплекс оживления — психология

Что такое комплекс оживления младенца?

Не все родители знают, что такое комплекс оживления младенца. Это понятие характеризует определенный этап жизни ребенка, его правильное развитие, и врачи обращают на него особое внимание.

Понятие комплекса оживления

Комплекс оживления не является набором определенных действий или движений: это способ малютки общаться со взрослыми. Чтобы привлечь внимание взрослого, младенец начинает двигать ножками, ручками, издавать звуки, особенно активно он это делает, когда на него не обращают внимания.

На первом месяце жизни малютка живет в собственном мире и практически не реагирует на то, что его окружает. Наши дети, в отличие от животных, не могут самостоятельно поддерживать свое существование, поэтому для них так важна помощь и взаимосвязь с родителями.

Во время периода новорожденности первые эмоции у ребенка появляются в конце первого — начале второго месяца жизни. В это время он уже может сосредотачивать свое внимание на предметах, активно реагирует на голос, речь взрослого человека.

При тесном взаимодействии с мамой и папой у ребенка развивается комплекс оживления, он начинает издавать звуки, двигать ручками и ножками, реагирует на слова и улыбку взрослого человека — все это указывает, что настал конец периода новорожденности и ваше дитя переходит в новую стадию своей жизни.

Появление на свет вызывает у ребенка большой стресс, так как он попадает в незнакомый мир, в котором появляются новые звуки, свет, новый температурный режим. Во время периода новорожденности мама должна чаще брать крошку на руки, ведь только у нее он чувствует себя защищенным.

Этапы комплекса оживления

Младенец растет, и у него появляется необходимость общения — это его первая социальная потребность.

Малютка развивается, и за это время комплекс оживления проходит несколько этапов:

  1. Первый этап называется замиранием. Таким образом ваше чадо реагирует на внешние факторы. Начинается он в начале второго месяца жизни.
  2. Второй этап — сосредоточение. Он начинается на третьем месяце и отличается большей активностью. Младенец начинает использовать для взаимосвязи с окружающим его миром отдельные элементы, реагирует на улыбку, двигательными движениями пытается привлечь к себе внимание людей, которые попали в поле его зрения.
  3. Третий этап носит название улыбки или гуления. Таким образом малютка пытается показывать свои положительные эмоции.

Особенно активно малютка развивается в первые месяцы, поэтому если в первом полугодии он получит достаточно внимания от родителей, то его психическое развитие будет нормальным. Младенец будет активным, жизнерадостным, он рано начинает улыбаться, гулить — все это указывает на правильное развитие малыша.

Если он не имеет достаточного контакта с родителями и другими людьми, то становится апатичным или, наоборот, крикливым. Его умственное, физическое развитие задерживается. Дети, которые ощущают дефицит общения, страдают невротическими формами поведения, чаще болеют.

Почему так важна взаимосвязь детей и родителей?

Новорожденному необходимо постоянное взаимодействие с людьми, которое помогает его психологическому развитию. Приблизительно до 6 месяцев коммуникация малыша и взрослого происходит на основе эмоций при помощи различных реакций.

Эмоциональное общение происходит при помощи различных движений, которые соответствуют определенным эмоциям: используется мимика, позы, интонации голоса. Когда малышу исполняется 6-8 месяцев, наступает новый этап его общения с внешним миром и окружающими его родителями и другими людьми — ситуативно-деловой. В это время наряду с эмоциями появляется действие с предметом.

Благодаря активному взаимодействию со взрослыми на первом этапе жизни малютка психологически развивается и переходит на новые ступени своего формирования. Систематическое общение помогает стимулировать эмоциональную сферу ребенка: он быстрее познает окружающий мир.

Общение крохи с мамой и папой должно начинаться с первых дней его жизни, так как оно наиболее продуктивно, пока у младенца не развились формы предметного восприятия.

Постепенно у младенца появляется влечение к окружающим его предметам: он начинает открывать для себя их новые свойства и действует более активно.

Но самостоятельно делать это ему сложно, поэтому взрослый должен помогать малышу узнавать окружающий мир. Таким образом ребенок будет быстро и правильно развиваться.

Именно в этом периоде создаются предпосылки для нормального формирования психики младенца.

Что происходит после комплекса оживления?

Комплекс оживления составляет небольшой период жизни малыша и заканчивается приблизительно на 4 месяце жизни малютки. Именно в этот период между малышом и родителями закрепляется надежная связь. Дети в этот период очень активные: они много улыбаются, двигаются. Общение взрослого и младенца в этом периоде способствует правильному формированию и развитию у малыша памяти, речи и слуха.

Малютка очень быстро развивается и вскоре понимает, что позвать маму можно не только громким плачем, но и при помощи звуков. Он уже не только улыбается, но и громко смеется, его движения становятся уже не хаотичными, а все более осознанными.

В некоторых случаях развитие комплекса оживления может задерживаться. В таких ситуациях мамам надо обязательно обращать внимание на особенности развития малютки. Это может указывать на его неполноценное развитие или на недостаток внимания со стороны родителей. Чтобы установить причину, необходимо обратиться к врачу.

Если вашему малышу больше 5 недель, а он не реагирует на появление мамы, не вздрагивает при громком звуке, то это может указывать на патологии в формировании слуха и зрения. Если в возрасте 4 месяцев малыш реагирует на маму, только когда она рядом, это может указывать на проблемы его развития, нарушение психомоторных функций, поэтому визит к врачу откладывать нельзя.

Чтобы ребенок нормально и правильно развивался, ему необходимо постоянное общение с родителями, поэтому больше с ним разговаривайте. Делать это надо как можно чаще: при одевании, кормлении, купании и других действиях с малышом.

То, как вы будет общаться с крохой в начале его жизни, во многом обуславливает его дальнейшее развитие, способность к взаимодействию с людьми в будущем. Помните, что во всем надо знать меру, так как чрезмерное общение способно вызвать у вашего чада желание в будущем избегать контактов с людьми, и он может стать замкнутым и необщительным.

Источник: http://okarapuzah.ru/malysh-rastet/kompleks-ozhivleniya.html

Комплекс оживления младенца — определение, признаки

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека.

Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития.

В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений.

Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее.

Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит.

Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно.

Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Читайте также:  Внешние и внутренние чувства - два разных мира - психология

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях.

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

перейти наверх

Комплекс оживления младенца

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

  • Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
  • Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
  • Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
  • Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит. Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
  • Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

перейти наверх

Чем полезен комплекс оживления в итоге?

Возникает вопрос, зачем природа дала человеку такое явление, как комплекс оживления, с  которого начинается его эмоциональное и психическое развитие. Ответом может быть лишь генетическая особенность человеческого существа, которое именно таким образом начинает впервые контактировать с окружающим миром, следить за внешними реакциями и отмечать собственные особенности.

Многие ученые отмечают, что чем раньше и полноценнее проходит этап формирования комплекса оживления, тем выше уровень IQ человек проявляет в будущем. Мы же обратим внимание на то, что не только интеллектуальный уровень важен для достижения успеха в жизни, но и EQ – эмоциональный интеллект. Данный показатель считается более важным в достижении успеха.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека управлять и понимать не только свои эмоции, но и понимать и формировать нужные эмоции у окружающих. Поскольку современными успешными людьми становятся те, кто умеет налаживать полезные связи и контактировать с другими, комплекс оживления становится первой стадией на пути формирования EQ.

Комплекс оживления – это начало проявлений своих эмоций и понимание эмоций окружающих, первый контакт с окружающим миром на уровне эмоций, а не физиологии.

Если ребенок вовремя начинает развиваться в данной области, тогда постепенно навыки совершенствуются.

Он обучается не только физическому воздействию на окружающий мир, но и эмоциональному проявлению себя, взаимодействию с людьми на уровне чувств и эмоций.

Становлению эмоциональной сферы ребенка способствуют родители, которые должны следить за окружением малыша и ситуациями, с которыми он сталкивается в первые моменты своей жизни.

Источник: http://PsyMedCare.ru/kompleks-ozhivleniya-mladenca

Психическое и личностное развитие ребенка от рождения до поступления в школу, Особенности развития новорожденного, ситуация созревания и развития новорожденного, Комплекс оживления — Возрастная психологии ия Библиотека украинские учебникиів

ГлавнаяПсихологияВозрастная психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

От рождения до поступления в школу ребенок достигает значительных успехов в психическом и личностном развитии течение этого времени она преодолевает такие относительно самостоятельные и различные по продолжительности периоды, как. Новона ародженисть, период младенца, раннее детство, дошкольное ек.

Особенности развития новорожденного

Период новорожденности несмотря на свою относительную непродолжительность особенно важно в развитии ребенка, которой с первым дыханием необходимо прежде приспособиться к новым условиям. А уже на третьей неделе жизни во она начинает реагировать на социальные агенты (факторы).

Ситуация созревания и развития новорожденного

Современная новорожденный ребенок несколько отличается от новорожденного десятки тысяч лет назад.

В подобных природных условий уровень психического развития (изменение психических процессов, выраженная в количественных, которые исних и структурных преобразованиях), которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, неодинаков. Это объясняется тем, что процесс его психического развития не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организмму.

В психологической литературе есть определенные разногласия относительно продолжительности периода новорожденности: одни исследователи ограничивают его до 10 дней, другие — до 2 месяцев.

Очевидно, аргументированней мнение, согласно которой й новонародженистю считают период от рождения до двух месяцев, поскольку на втором месяце жизни происходит не только адаптация ребенка к новым условиям, но и проявляется первая форма человеческой поведут нки -«комплекс оживления», что очень важно в психическом развитии младенцевитку дитини.

Период новорожденности является промежуточным между внутриутробным и внеутробной образом жизни, когда ребенок адаптируется к внешнего физического мира. Из относительно постоянного среды организма матери она потр рапляе в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и различные неожиданности.

В это время происходит изменение функционирования всех процессов организма: дыхания, кровообращения, питания.

Появляясь на свет, ребенок н адилена лишь элементарными механизмами для поддержания жизни, у нее отсутствуют какие-либо самостоятельные формы поведения их она приобретает в процессе дальнейшего жизненноиття.

Переход организма новорожденного к новому типу функционирование обеспечивают взрослые. Они защищают ребенка от яркого света, холода, шума, обеспечивают питанием. В момент своего рождения ребенок а вполне беспомощна бы рядом с ней не было взрослого человека, то через несколько часов она бы погиблаула.

Ребенок рождается с готовой к функционированию системы безусловных рефлексов (врожденных реакций организма на определенные воздействия): сосательный, защитный, ориентировочный.

Однако их недостаточно для того, чтобы с обеспечить ее активное взаимодействие с окружением.

Основой развития новорожденного является непосредственный контакт (взаимодействие) с матерью, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы (приобретенные), зокре ма положение тела при кормлениині.

Комплекс оживления

Наблюдение за новорожденным дали основания для выводов, что первой формой человеческой активности являются эмоции ребенка, выраженные плачем, криком.

Условная эмоциональная реакция, которой является улыбка, появляется на друг гому месяцы жизни при звучании человеческого голоса или в связи с появлением в поле зрения ребенка знакомого человека. Улыбка новорожденного является обращением к близкому человеку, узнаванием ее, радостью открытия др. вой человека.

Она сопровождается мимикой, живыми движениями, гуление, возвращением головки к взрослому. Все это составляет целый комплекс проявлений радости, который называют комплексом оживленияення.

. Комплекс оживления — положительная эмоционально-действенная реакция новорожденного на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения

Появление комплекса оживления в этот период е свидетельством нормального психического развития. Эмоциональная взаимодействие ребенка со взрослым это фундаментальный фактор развития его личности и психического здоровья в д взрослому виці.

Психологи называют комплекс оживления первой формой человеческого поведения. Именно в период новорожденных-ности ребенок начинает выделять человеческое лицо как социальный объект, на который направляет свою пове единку, проявляя движения, которые реализуют эту направленность.

Ребенок обращается к взрослому всем своим существом. Родители становятся центром мира, средством понимания его и других людей.

Созревание и развитие водить ни в период новорожденности зависят от того, насколько взрослый умеет ответить на ее поведение, поощрение взаимодействующиходії.

Комплекс оживления является началом психической жизни, свидетельством того, что сложилась благоприятная социальная ситуация развития, которую. Л. Вы готский назвал ситуацией. Мы (пра-Мы), единством матери и ребенка.

Суть ее заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослого, который ухаживает за ней. Новорожденный максимально нуждается взрослого, но способами воздействия на него еще не обладает. В.

Читайте также:  Улыбка - психология

Этому м и состоит главное противоречие этого периода, решается путем обеспечения особого вида деятельности — непосредственного эмоционального общения взрослого и ребенка, начало которого заложен в комплекс оживленияення.

Новорожденный быстро учится различать знакомые и незнакомые лица, следить за движениями взрослого. Эксперименты подтверждают выборочную направленность ребенка на различные изображения: если ему предлагают на выбор несколько изображений, то человеческое лицо она рассматривает дольшее.

Итак, специфика психики новорожденного заключается в ориентации его индивидуальной организации на развитие в социальном окружении. Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания периода в.

Новона-роджености. Физиологическим критерием завершения этого периода является появление зрительного и слухового сосредоточений, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражительки.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/psihichniy_osobistisniy_rozvitok_ditini_vid_narodzhennya_vstupu_shkolu.htm

Комплекс оживления

Из того факта, что в поведении новорожденного ребенка мы обнаруживаем полезные реакции, нетрудно заключить, что многие нервные клетки и связывающие их волокна готовы получать раздражения из внешней среды и отвечать на них.

Многие — но далеко не все…

Каждой матери знакома такая картина: малыш, накормленный и положенный на кровать, не лежит спокойно — его ручки и ножки совершают беспорядочные движения, пальцы рук то сжимаются в кулачок, то растопыриваются, глаза «бегают», причем часто один смотрит в одну сторону, другой — в другую (и кажется, что малыш косит), непрерывно меняется «выражение лица» — брови поднимаются и опускаются, лоб наморщивается.

У многих новорожденных отмечается и повышенная возбудимость. Они вздрагивают не только от внезапных звуков, от сильного света — это можно наблюдать и когда малыш просыпается, и когда он срыгивает, и когда мы неожиданно перекладываем его с одного места на другое.

Беспорядочные движения новорожденного и легкая возбудимость — убедительные свидетельства, что процесс торможения еще слаб, и возбуждение как бы разливается по всей коре головного мозга.

Вес мозга новорожденного составляет в среднем четвертую часть веса мозга взрослого человека. В то же время, если у взрослого вес мозга составляет сороковую часть веса тела, то у новорожденного этот показатель куда больше — примерно восьмая часть веса всего тела приходится на мозг.

Количество клеток в мозге новорожденного то же, что в мозге взрослого (15 миллиардов!), но сами клетки еще недостаточно развиты.

Уже после рождения происходит интенсивное развитие формы и величины клеток коры, особенно в ее лобной части. В первые месяцы жизни вес мозга ежемесячно увеличивается на 30 г.

Возрастает число нервных связей между разными клетками и разными их группами. Нервные волокна покрываются специальной оболочной — миелином.

Особенно быстро развиваются те участки коры, которые связаны с получением внешних впечатлений: например, всего за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в два раза.

В нормальных условиях новорожденный обеспечен достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений («сенсорной информацией»), доставляемых ему теми взрослыми, которые ухаживают за ним, поэтому созревание мозга выглядит как само собой разумеющееся.

Но мы уже говорили о том, что лишение органов чувств возможности упражняться и доставлять в мозг разнообразные сигналы из внешнего мира привело бы с неизбежностью к резкому замедлению развития.

К счастью, желание близких «пообщаться» с малышом в первые дни и недели особенно велико.

Сон и бодрствование у новорожденного первоначально мало чем отличаются друг от друга: даже во время сна можно наблюдать постоянные движения, которые мы отмечаем во время бодрствования; а бодрствование похоже на сон: ребенок как бы дремлет. Но постепенно, в течение месяца, накапливаются новые приметы. Связаны они с тем, что у малыша развиваются еще два вида сосредоточения — слуховое и зрительное.

Примерно в это же время ребенок начинает следить глазами за медленно движущимися предметами (а потом и останавливать взор на неподвижных). Вскоре малыш «откроет», что у него есть ручки.

Доказательством того, что в установлении связей ребенка с внешним миром вступает кора, служит образование первых условных рефлексов. Уже вскоре после рождения ребенок, взятый на руки в положение, обычное для кормления, начинает искательные движения головой, раскрывает рот, у него появляются сосательные движения.

В конце первого — начале второго месяца ребенок начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Трудно в точности сказать, какими он видит нас, но, скорее всего, он воспринимает лицо человека, вернее — верхнюю его часть.

Примерно в это же время возникнет первая улыбка, так радующая близких. Действительно, очень важно, что малыш обнаруживает уже и положительные эмоции.

До сих пор он был способен лишь на выражение недовольства. О том, что он голоден, или ему холодно, или он устал и ему хочется спать, новорожденный оповещал криком.

Таким образом, отрицательные эмоции играют важную роль в первые недели жизни ребенка.

С чем же связаны первые положительные эмоции новорожденного? Отмечено, что само по себе удовлетворение органических потребностей их не порождает. Устранение утомления сном, голодного возбуждения — пищей лишь снимает отрицательные эмоции.

А вот радуется малыш только по той причине, что с ним общается взрослый! Более того, оказывается: радость эта может быть чрезвычайно значима для малыша, она возникает несмотря на то, что «обстоятельства жизни» (голоден, устал, холодно, неудобно)) должны были бы породить плач.

Значит, происходит что-то очень важное, а именно удовлетворяется потребность ребенка в общении.

Постепенно у ребенка вырабатывается особая реакция, обращенная ко взрослому. Ее называют комплексом оживления. Это и в самом деле комплекс — мы наблюдаем, как ребенок останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает тихие звуки…

Период новорожденности выполнил свою задачу — связь ребенка со взрослым установлена.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-adults/stories-for-parents/children-from-0-till-1-year/621-2009-02-13-15-24-43.html

1) Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительной постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти в разумную личность.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Впервые дни можно так же отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание перед лицом — зажмуривание век, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка и т.

д. эти реакций — защитные рефлексы. Они направлены на удаление от раздражителя или ограничение его действия. Кроме защитных реакций, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

В возрастной психологии до настоящего времени не существует единой метрической характеристики периода новорожденности. При рассмотрении классификаций, содержащихся в психологии, антропологии, педиатрии, педагогических науках, можно обнаружить чрезвычайно широкие пределы периода новорожденности: от 10 дней (Международная классификация) до двух месяцев.

Кроме того, в целом ряде публикаций по возрастной психологии этот период жизни рассматривается не как самостоятельный, а как принадлежащий младенческому периоду.

Поскольку к концу первого месяца в основном завершается переход к новым условиям жизни и создаются предпосылки для индивидуального развития, то период новорожденности можно определить хронологическими рамками от 0 до 1 месяца.

Разноречивость в оценке периода новорожденности отражает определенную объективную сложность понимания начальной: лазы человеческой жизни, которая представляет собой переход от внутриутробного способа существования к относительно самостоятельной жизни в новой, чрезвычайно разнообразной и сложной среде.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях.

На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах.

Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5—6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток.

В работе Л. И. Каплан были выявлены индивидуальные особенности нейродинамических характеристик у детей 1 первых месяцев жизни и стабильность этих особенностей на протяжении трехлетних наблюдений за одними и теми же детьми.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/29967

Комплекс оживления

12 РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ И МОТОРИКИ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ. «КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ» И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щело-вановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

3) двигательное оживление;

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла.

В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, ав 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других.

Читайте также:  Виды наказаний - психология

К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

Из того факта, что в поведении новорожденного ребенка мы обнаруживаем полезные реакции, нетрудно заключить, что многие нервные клетки и связывающие их волокна готовы получать раздражения из внешней среды и отвечать на них.

Многие — но далеко не все.

Каждой матери знакома такая картина: малыш, накормленный и уложенный на сухую пеленку, не лежит спокойно — его ручки и ножки совершают беспорядочные движения, пальцы рук то сжимаются в кулачок, то растопыриваются, глаза «бегают», причем часто один смотрит в одну сторону, другой — в другую (и кажется, что малыш косит), непрерывно меняется «выражение лица» — брови поднимаются и опускаются, лоб наморщивается.

У многих новорожденных отмечается и повышенная возбудимость. Они вздрагивают не только от внезапных звуков, от сильного света— это можно наблюдать и когда малыш просыпается, и когда он срыгивает или мочится, и когда мы неожиданно перекладываем его с одного места на другое.

Беспорядочные движения новорожденного и легкая возбудимость — убедительные свидетельства, что процессы торможения еще слабы, и возбуждение как бы разливается по всей коре головного мозга.

Вес мозга новорожденного составляет в среднем четвертую часть веса мозга взрослого человека. В то же время, если у взрослого вес мозга составляет сороковую часть веса тела, то у новорожденного этот показатель куда больше— примерно восьмая часть веса всего тела приходится на мозг.

Количество клеток в мозге новорожденного то же, что в мозге взрослого (15 миллиардов!), но сами клетки еще недостаточно развиты.

Уже после рождения происходит интенсивное развитие формы и величины клеток коры, особенно в ее лобной части. В первые месяцы жизни вес мозга ежемесячно увеличивается на 30 г.

Возрастает число нервных связей между разными клетками и разными их группами. Нервные волокна покрываются специальной оболочкой — миелином.

Особенно быстро развиваются те участки коры, которые связаны с получением внешних впечатлений: например, всего за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в два раза.

В нормальных условиях новорожденный обеспечен достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений («сенсорной информацией»), доставляемых ему теми взрослыми, которые ухаживают за ним, поэтому созревание мозга выглядит как само собой разумеющееся.

Но мы уже говорили о том, что лишение органов чувств возможности упражняться и доставлять в мозг разнообразные сигналы из внешнего мира привело бы с неизбежностью к резкому замедлению развития.

К счастью, желание близких «пообщаться» с малышом в первые дни и недели особенно велико.

Сон и бодрствование у новорожденного первоначально мало чем отличаются друг от друга: даже во время сна можно наблюдать постоянные движения, напоминающие те хаотические движения, которые мы отмечаем во время бодрствования; а бодрствование похоже на сон: ребенок как бы дремлет. Но постепенно, в течение месяца, накапливаются новые приметы. Связаны они с тем, что у малыша развиваются еще два вида сосредоточения — слуховое и зрительное.

Примерно в это же время ребенок начинает следить глазами за медленно движущимися предметами (а потом и останавливать взор на неподвижных). Вскоре малыш «откроет», что у него есть ручки.

Доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром вступает кора, служит образование первых условных рефлексов. Уже вскоре после рождения ребенок, взятый на руки в положение, обычное для кормления, начинает искательные движения головой, раскрывает рот, у него появляются сосательные движения.

В конце первого — начале второго месяца ребенок начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Трудно в точности сказать, какими он видит нас, но, скорее всего, он воспринимает лицо человека, вернее— верхнюю его часть.

Примерно в это же время возникнет первая улыбка, так радующая близких. Действительно, очень важно, что малыш обнаруживает уже и положительные эмоции. До сих пор он был способен лишь на выражение недовольства.

О том, что он голоден, что пеленки мокрые и ему холодно, что он устал и ему хочется спать, новорожденный оповещал криком (при нормальном воспитании оглушительное «уа» незаметно переходит в менее бурное выражение неприятных переживаний — в плач).

Таким образом, отрицательные эмоции играют важную роль в первые недели жизни ребенка.

С чем же связаны первые положительные эмоции новорожденного? Отмечено, что само по себе удовлетворение органических потребностей их не порождает. Устранение утомления сном, голодного возбуждения— пищей лишь снимает отрицательные эмоции.

А вот радуется малыш только по той причине, что с ним общается взрослый! Более того, оказывается: радость эта может быть чрезвычайно значима для малыша, она возникает несмотря на то, что «обстоятельства жизни» (голоден, устал, холодно, неудобно) должны были бы породить плач.

Значит, происходит что-то очень важное, а именно удовлетворяется потребность ребенка в общении.

Постепенно у ребенка вырабатывается особая реакция, обращенная к взрослому. Ее называют комплексом оживления. Это и в самом деле комплекс — мы наблюдаем, как ребенок останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает тихие звуки.

Период новорожденности выполнил свою задачу — связь ребенка со взрослым установлена.

Комплекс оживления — это что такое?

Зачастую молодые, неопытные мамы спрашивают у педиатра, нормально ли развивается их ребенок. Оценить физиологические параметры специалисту не составит труда, ведь для этого есть определенные нормы и показатели.

На приеме педиатр сверяет физическое развитие новорожденного с таблицей, в которой указаны такие параметры, как рост, вес, количество зубов, окружность головы и подвижность.

Когда физические показатели малыша в норме, некоторые мамы беспокоятся о том, в норме ли их психическое развитие. Для определения этого показателя существует комплекс оживления младенца.

Впервые о данном термине заговорили в начале тридцатых годов прошлого столетия. Детские неврологи утверждают, что комплекс состоит из нескольких компонентов.

  • Ребенок в первые секунды общения со взрослым показывает скованность, замирание.
  • Сфокусированный взгляд новорожденного на глаза другого человека после нескольких минут общения.
  • Ответная реакция на диалог взрослого, выраженная в улыбке.
  • После знакомства со взрослым младенец проявляет активность движения, то есть выгибает спинку, пинается, стучит ручками.
  • Привлечение внимания взрослого, или вокализация, проявляется в гулении и радостном крике.

Комплекс оживления — это один из важнейших показателей благополучно протекающего развития новорожденного. Для малыша компоненты данного комплекса служат способом общения с окружающим миром. Все вышеперечисленные реакции должны протекать в совокупности, соответствуя возрастному периоду. Если все в норме, тогда можно говорить о нормальном, здоровом развитии ребенка.

Комплекс оживления: возраст, в котором он проявляется

Ученными установлено, что в момент рождения ребенок испытывает огромный стресс, так как новая среда отличается от той, в которой он комфортно пребывал все девять месяцев. Теперь ему все кажется новым и очень опасным.

Примерно через две недели после рождения кроха начинает привыкать и осваиваться, интересоваться предметами и фокусировать на них взгляд, узнавать голос матери или других близких ему людей, чувствовать себя в безопасности в присутствии знакомых взрослых.

Примерно через два с половиной месяца у ребенка начинают появляться первые компоненты комплекса оживления.

Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/kompleks-ozhivleniya/

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Сегодня мы хотим предложить вам поговорить о комплексе оживления у новорожденных.

Что это такое, какое влияние на развитие ребёнка оказывает этот комплекс оживления, что необходимо знать родителям об этом состоянии и периоде развития у ребёнка, и о чём могут свидетельствовать нарушения такого комплекса…

Что такое комплекс оживления

Комплексом оживления принято считать и называть не просто определенную стадию в развитии младенца, а его  феноменальную способность проявлять интерес к окружающему миру.

На самом деле, этот феномен и по сегодняшний день (несмотря на развитие медицины и науки) по-прежнему остается практически единственным показателем развития малыша (конечно, помимо лабораторных исследований), и именно на этот комплекс оживления обращают внимание, как психологи, так педиатры, и невропатологи, когда возникает вопрос определения степени полноценного психологического и психического развитии ребёнка.

Так, одним из российских психологов была даже выдвинута теория о том, что

Так, к примеру, в случае «общения» со взрослым, который пассивный и не проявляет никакой заинтересованности по отношению к поведению и действиям малыша – ребенок начинает вести себя активнее и тем самым, как будто бы приглашает взрослого пообщаться с ним, обратить на него внимание.

Аналогично, этот принцип действует, но только в случае наоборот, когда взрослый ведёт себя достаточно активно и заинтересовано, то малыш успокаивается и ведёт себя более пассивно.

Достаточно посмотреть на детей, которые в раннем младенческом возрасте пытаются дрыгать ножками и ручками, делают попытки издавать свои первые звуки – как правило, это происходит тогда, когда… родители чем-то заняты или отвлечены от ребёнка, а малыш тем самым пытается привлечь их внимание к себе…

Соответственно, выводы напрашиваются сами собой – комплекс оживления младенца не подчиняется законам развития, но является самым настоящим первым действием со стороны ребёнка, способом общения со взрослым миром.

Что было до комплекса оживления

Появление ребёнка на свет – это радостное событие для нас, но сильный стресс для ребёнка. Ведь, он оказывается в чужом мире, наполненном светом, звуками, запахами, здесь совсем другая температура, а вокруг постоянно снуют какие-то люди… В мамином животике всё было по другом – тихо, спокойно, уютно, комфортно, а сердечный ритм мамы  — он действовал так убаюкивающе на малыша.

Источник: http://boleznimalyshej.net/kompleks-ozhivleniya-kak-probudit-u-malysha-interes-k-zhizni/

Ссылка на основную публикацию