Слово — психология

Психология слова

Женский журнал » Психология женщины

Всем известны народные пословицы: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» или «Словом можно убить» и многие другие. Как правило, народная мудрость всегда права. Так и здесь, важность сказанного слова, его специфику, звучание и вибрации исследовали не только филологи, но и физики, математики, химики, медики и, конечно, психологи.

К подобным экспериментам также приобщались и нетрадиционные науки и специалисты экстрасенсорики, священники, метафизики, гипнотизеры и др. И все они пришли к одному общему мнению: «Слово — это большая сила». Все слова содержат определенный объем информации и эмоциональный оттенок, поэтому они могут повлиять как положительно, так и отрицательно.

Так как же может повлиять слово на психику человека? Что важнее: что сказать или как сказать? В психологической практике был такой случай. Довольно взрослая женщина, которая состоялась уже как личность, как жена преуспевающего бизнесмена и мать маленького ребенка, обратилась за помощью. Дело в том, что ей было сложно найти общий язык с окружающими.

И, кажется, она была со всеми искренней, и желала своим собеседникам хорошего, но уж слишком много людей в последнее время начали говорить, что после разговора с ней портится настроение, а иногда и ухудшается самочувствие. Как объяснить такое явление? А все довольно просто. Мы мыслим категориями слова. Даже наши мысли зашифрованы в слова, и мы их молча говорим.

С самого раннего возраста мы слышим слова. Неудивительно, что в каждом слове заключается огромный объем информации. Но в этих сочетаниях букв есть еще одна специфическая особенность — это эмоциональный оттенок. Вспомните, те слова, от которых вам становится хорошо на душе, хочется улыбаться, возникают приятные ассоциации.

Но есть же и те, которые вызывают грусть, агрессию, а иногда и отчаяние. А теперь вернемся к примеру. В разговоре с женщиной психолог заметила, что содержание ее рассказа само по себе, возможно, и не несет ничего плохого.

Но какие слова она употребляла, описывая свою жизненную ситуацию! Во время рассказа ситуаций звучало уже слишком много слов с негативным эмоциональным оттенком и слов с частицей «не». Кроме того, она очень часто использовала в речи преувеличение. Например, постоянно звучали такие слова, как «ненавижу», «убила бы», «хочется уничтожить».

Рассказывая о разбитой ребенком дорогой вазе-реликвии, она вспомнила, что «воспитывала» сына словами: «Была бы жива наша прабабушка — она бы тебя прокляла». Вот вам и неприятное впечатление. Вот и ассоциации в мозгу с чем-то плохим и тяжелым. А чем чаще вы общаетесь с подобным собеседником, чем больше сейчас в его «негативно заряженном поле» рассказов, тем больше это влияет на вас.

Неудивительно, что у ближайших людей начинает болеть голова или возникает общее неприятное состояние самочувствия. Особенно чувствительными к этому могут быть дети и слишком эмоциональные люди. Следить за тем, какие слова вы употребляете, можно и нужно. Самый простой способ: несколько раз записать свои долгие разговоры (телефонные, с друзьями, партнером или ребенком) на диктофон.

Прослушав записи, обращайте свое внимание на оттенок слова (положительный или отрицательный), на то, какие слова вы повторяете чаще и выписывайте их. А дальше уже тяжелая, но продуктивная работа. Попробуйте переформулировать каждое услышанное и зафиксированное вами слово такое, которое не отличается по содержанию, но психологически противоположное по форме. Это очень просто.

Например, вместо слов «не болей» можно говорить «будь здоров», слова «катастрофа» или «проблема» заменить на «сложная ситуация». Так, постепенно, вы сможете составить целый список слов, которые есть в вашем словарном запасе и «портят» вам разговор. Скажем больше, неправильно подобранные, необдуманные слова могут сильно повлиять на собеседника.

Если сказать ему «я тебя ненавижу» вместо реального «я злюсь на тебя», то неизвестно, какая реакция будет у того, кто услышал это. Теперь, после понимания основного правила, остается научиться употреблять только полезные, приятные и эмоционально здоровые слова. Здесь, возможно, придется приложить чуть больше усилий, но дело того стоит.

Попросите близких помогать вам и исправлять в нужный момент. Когда вам захочется в разговоре применить «старое негативное» слово — помните его «позитивную замену» и проговаривайте. Постепенно у вас все получится. Что же произошло с той женщиной из примера? В ходе работы с психологом ей удалось научиться обращать внимание не только на суть разговора, но и на его форму построения. Теперь эта женщина с удовольствием общается с семьей и друзьями. А еще она заметила, что у нее теснее стали отношения с сыном и мужем.

Исправить свою речь под силу всем, надо только немножко поработать над собой. Приятного вам общения!

Обсуждения на форуме:

Гуд:

Хорошая статья. Спасибо!

от: александр (luchanov@gmail.com):

скажите – где можно прочитать подробнее такую литературу?

петр:

ничего нового, в Библии и подробнее и с практическими примерами.

Сергеевна:

Мне статья очень понравилась. Читала прямо в каждое слово вдумывалась. Мне интересно стало очень. Я, бы тоже хотела узнать, где можно побольше почитать информации на эту тему.

Николай:

бесполезная статья.
в практике особо не используешь.

Александр:

Николай, вам нужно заменить фразу «безполезная статья» на «статья мне не подходит», фразу «в практике особо не используешь» на «мне сложно понять о чем говорится в этой статье».

Источник: http://VirgoClub.ru/psychology-slova-slovo.html

Психология речи. — Значение слова

Страница 24 из 38

Значение слова.

Слово — основной элемент языка и речи. Важнейшая особенность слова состоит в том, что слово осмысленно, т.е. имеет значение.

Что такое значение слова, какова его природа — эти вопросы, хотя и издавна волнуют исследователей, до сих пор не решены одно­значно.

Читайте также:  Личный взгляд - психология

Можно сказать, что значение слова — это то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди или принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака.

Сам термин “значение” имеет необычайно широкое, расплыв­чатое многозначное содержание. Им покрываются, как отмечал академик В.В.Виноградов, сложные и многообразные элементы мысли, воплощенные в звуковой комплекс. Значение употребляется как всеохватывающий термин, включающий в себя любой аспект языка и речи, что во многом определяет те трудности, которые возникают при изучении его природы.

Многообразие взглядов на значение таково, что практически каждое самостоятельное течение в языкознании, психологии имеет свою собственную концепцию значения. Систематизируя только наиболее распространенные и показательные из них можно выделить 11 основных концепций значения. Значе­ние есть:

Каждая из перечисленных концепций содержит рациональное зерно и многообразие взглядов на значение.

Не останавливаясь на подробном рассмотрении всех перечис­ленных концепций, отметим только, что первая из них, наиболее старая, представляет значение как отнесенность слова к объекту (референцию): “слово называет вещи”, между именем и обозна­чаемым предметом существуют достаточно прямые отношения.

Собственное имя связывается с одним объектом, нарицательное — с кругом объектов, глагол называет действия, прилагательные и наречия — свойства объектов и действий, предлоги отражают отношения между объектами. Представления подобного рода получили название номина­тивной парадигмы.

На пути решения трудностей номинативной парадигмы возник­ла точка зрения, согласно которой слово соотносится не только с предметом, но и с определенным умственным содержанием. Эта идея нашла свое наглядное воплощение в “семантическом тре­угольнике”, или треугольнике Фреге (рис. 14).

Представленный на рисунке комплекс — три элемента и связи между ними — образу­ет слово языка.

Рис. 14. Схема “семантического треугольника”

Описывая основные элементы, образующие значение отдель­ного слова, рассматриваемая концепция абстрагируется от того, что реально слово имеет не одно, а несколько, иногда много значе­ний. Слово характеризуется как самостоятельная значащая едини­ца вне системы многообразных смысловых отношений.

В рассмотрении проблемы значения слова выделяется два подхода:

— лингвистический;

— собственно психологический.

Рассмотрение значения слова в целостной системе языка, изучение тех влияний, которые оно испытывает как элемент его общей струк­туры, составляет специально лингвистический аспект исследова­ния данной проблемы. Поскольку психологический подход в большой мере пересекается с лингвистическим, за­имствует существенную часть его проблем и идей, становится целесообразным остановиться на изложении некоторых лингвистических материалов.

“Великим заблуждением является взгляд на языковый эле­мент, — писал Ф. де Соссюр, — просто как на соединение некоего звука с неким понятием. Определить его так — значило бы отде­лить его от системы, в состав которой он входит”. [Труды по языкознанию. М., 1977, с. 111]. Значения зависят от общей системы языка и в каждом языке принима­ют своеобразный характер.

Подчеркивая роль системных взаимодействий в формировании лексических значений, лингвисты уделяют большое внимание вы­делению и анализу разного рода лексических группировок, в струк­туре которых слово обнаруживает свои дифференциальные при­знаки (те семантические признаки, которые отличают данное слово от всех остальных в данной структурной совокупности).

Отмечается, что развитие и усложнение зна­чений тесно связано с ассоциативностью человеческого мышления. Так, ассоциации, сопряженные со свойствами обозна­чаемых словами реалий, лежат в основе переноса исходного значе­ния на новые предметы и развития омонимии.

Идея объединения и избирательного группирования лексиче­ских единиц получила развитие в представлениях о лексических и семантических (понятийных) полях.

Лингвистические исследования лексико-семантических полей направлены на выделение и описание крупных лексических объеди­нений, определение тех оснований, которые лежат в основе их фор­мирования (общность представлений, понятий, характер сочетае­мости слов).

Поскольку в языке каждый элемент структуры имеет лишь от­носительно самостоятельное значение, его содержание определяет­ся только в системе целого построения, зависит от характера кон­текста (контекст – этообладающая смысловой завершенностью устная и письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов).

Отмечая динамичность функционирования значений, В.В.Ви­ноградов писал, что потенциально “в сознании” слово имеет раз­личный скрытый смысл. Конкретное значение слова реализуется в речи и определяется в контексте.

По сути, можно выделить столь­ко значений слова, сколько существует контекстов его употребле­ния. Взаимозависимый характер элементов языка обнаруживается на уровне словосочетаний, предложений, более крупных коммуни­кативных единиц.

Связь знаков, объединение их в систему позволяют обозначить то, для чего знак существует.

Знак становится сигналом, материальным носителем информации, лишь будучи актуализирован­ным, охваченным сложной системой отношений, связывающих его с другими знаками и конкретной ситуацией в целом. Это дает возможность с помощью ограниченного набора слов обозначить бесчисленное множество явлений действительности.

Интересны представления о роли контекста. Она состоит не в том, что он видоизменяет расплывчатое исходное значение, а в том, что он реализует заранее заключенные в слове как элементе языковой системы различ­ные значения.

Итак, лингвистический анализ вскрывает зависимость семанти­ки языковых единиц от внутренней организации системы языка в целом. Лексическое значение предстает как системное качество и должно определяться, как это формулирует В.А.Звегинцев, на основе одновременного учета трех сторон, в совокупности консти­туирующих значение:

1) соотнесенности с предметным рядом;

2) связи с определенным понятием;

3) соотнесенности с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Значение слова характеризуется как весьма сложная структура: она сложным образом, “непрямо” связывается с называемыми объектами и имеет специальную организацию в целостной системе языка, где обрисовывается скорее как некий в известной мере под­вижный локус, чем фиксированная точка. Конкретное значение слова реализуется в речи и определяется в контексте.

Вместе с тем, несмотря на богатство и глубину семантических характеристик структуры значения слова, они оказываются непри­годными для прямого психологического осмысления.

При изучении проблемы значения слова в психологическом пла­не подчеркивается динамичность значений, процессуальная сторо­на этого явления. Значение понимается как путь от мысли к слову. Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, значение как психо­логический феномен “есть не вещь, но процесс”.

Читайте также:  Функциональный позитив - психология

[Психологическая структура значения. Семантическая структура слова. М., 1971. С.8]. Отмечая динамический характер функционирования значений, зависимость их от ситуативных, контекстных и иных факторов речи, Леонтьев связывает это явление с процессом психофизиологического порож­дения речевого высказывания.

Предполагается, что в процессе осуществления речевой деятельности значение выступает своей ди­намической стороной, а на уровне контроля за ее протеканием – статичной. Психологическая структура значения определяется си­стемой соотнесенности и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности.

В психологической науке установлен факт потенциально­го существования многих значений практически каждого слова и ограничение исходного (“словарного”) набора в процессе речи рассматривается как один из существенных аспектов психологиче­ской проблематики значения.

При его анализе психологи обраща­ются к представлению о системной организации лексических значе­ний в памяти человека.

Хотя эта проблема, проблема организации долговременной памяти (“внутреннего лексикона человека”), ин­тенсивно разрабатывается, исследования в этой области в основ­ном направлены на поиск принципов кодирования словесных еди­ниц, обеспечивающих максимальную эффективность их поиска при говорении и восприятии сообщения.

Вопрос о том, какова психо­логическая реальность оперирования словом в процессе речи при этом не выясняется. Остается неясным, как осущест­вляется конкретизация значения в речи, каким образом происходит ограничение исходного “семантического потенциала” слова при его употреблении. Необходимо понять, какие процессы обеспечивают “выбор ближайшего значения слова” из сети связанных с ним зна­чений.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/znachenie-slova

Что такое психология?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»).

В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология — это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Психология среди всех наук находится на особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Человек является одновременно и объектом познания и познающим.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса.

Познавая себя, человек будет себя изменять. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология изучает психические явления — факты внутреннего, субъективного опыта. Это ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и ЗНАЕМ, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и ЗНАЕМ об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.

Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

На заре развития психологии учёные считали, что должны заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них:

  • факты поведения;
  • неосознаваемые психические процессы;
  • психосоматические явления;
  • творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры.

Таким образом, психология изучает психические явлениями и психологические факты. Психические явления — это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Психологические факты — это гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Рекомендуем: Обучение биоэнергетике → Консультация аналитика

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Источник: http://verim.org/zdorov/psi/chto_takoe_psixologija

Психология — это… Что такое Психология?

  • психология — психология …   Орфографический словарь-справочник
  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия
  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и …логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь
  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и…логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия
  • психология — и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных . Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • Психология — (от психо… и …логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… …   Толковый словарь Ушакова
  • психология я —         ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Читайте также:  Метафора дом души - психология

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1484

Что такое психология?

Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике.

В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения.

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859—1947), это психология, которую народ создает еще до психологов.

Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки.

Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями.

Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами.

Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений.

По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В.

Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную».

Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода — самонаблюдения.

Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу.

Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Источник: https://psyera.ru/chto-takoe-psihologiya-2078.htm

Ссылка на основную публикацию