Жан пиаже — психология

Генетическая психология Жана Пиаже

Генетическая психология Жана ПиажеЖан Пиаже - психология

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарский ученый Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову).

Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого.

На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е.

науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

Известно, что представители различных подходов по-разному понимали сущность развития психики.

Сторонники идеалистического, интроспективного подхода в качестве исходной точки брали замкнутый в себе психический мир; представители поведенческой психологии понимали развитие психики, по словам М.Г.

Ярошевского, «как наполнение первоначально «пустого» организма навыками, ассоциациями и т.п. под влиянием окружающих условий». Оба этих подхода Пиаже отвергал как в генетическом, так и в функциональном плане, т.е. применительно к сознанию, психической жизни взрослого человека.

Исходным пунктом своего анализа Пиаже считал взаимодействие целостного индивида — а не психики или сознания — с окружающим миром. Интеллект им определялся как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающей средой.

По мнению Пиаже, внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ребенком в форме объектов не сразу, а в результате активного взаимодействия с ним.

В ходе все более полного и глубокого взаимодействия субъекта и объекта происходит, как считал автор, их взаимное обогащение: в объекте выделяются все новые и новые стороны, характеристики, а у субъекта формируются все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир с целью его познания и достижения сознательно поставленных целей.

В своих экспериментально-теоретических исследованиях генезиса интеллекта Пиаже изучал лишь элементарные формы деятельности развивающегося человека. Основным материалом исследования служили различные формы поведения ребенка в окружающем мире.

Но в отличие от представителей бихевиористского направления, Пиаже не ограничивался описанием действий, а пытался реконструировать на их основе те психические структуры, проявлением которых является поведение.

Многолетние исследования Пиаже по реконструкции психики на основе поведения привели его также к заключению, что и сами психические процессы, не только интеллектуальные, но и перцептивные, представляют собой специфическую деятельность.

Основной задачей Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур, Однако психологические воззрения Ж.

Пиаже сложились на основе общего биологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации — перестраивает их в соответствии с особенностями среды.

В этой связи развитие интеллекта мыслилось как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.

Первые книги Пиаже вышли в 20-х годах: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926).

М.Г.Ярошевский, анализируя эти первоначальные воззрения Пиаже, пишет следующее: «На пути от младенца к взрослому мысль претерпевает ряд качественных преобразований — стадий, каждая из которых имеет собственную характеристику. Пытаясь раскрыть их, Пиаже сосредоточился первоначально на детских высказываниях.

Он применил метод свободной беседы с ребенком, стремясь, чтобы вопросы, задаваемые маленьким испытуемым, были возможно ближе к их спонтанным высказываниям: что заставляет двигаться облака, воду, ветер? откуда происходят сны? почему плавает лодка? и т.д.

Нелегко было найти во множестве детских суждений, рассказов, пересказов, реплик объединяющее начало, дающее основание отграничить «то, что у ребенка есть», от познавательной активности взрослого.

Таким общим знаменателем Пиаже считал своеобразный эгоцентризм ребенка. Маленький ребенок является бессознательным центром собственного мира. Он не способен встать на позицию другого, критически, со стороны взглянуть на себя, понять, что другие люди видят вещи по-иному.

Поэтому он смешивает объективное и субъективное, переживаемое и реальное. Он приписывает свои личные мотивы физическим вещам, наделяет все предметы сознанием и волей. Это отражается в детской речи. В присутствии других ребенок рассуждает вслух, как если бы он был один. Его не интересует, будет ли он понят другими.

Его речь, выражающая его желания, мечты, «логику чувств», служит своеобразным спутником, аккомпанементом его реального поведения. Но жизнь вынуждает ребенка выйти из мира грез, приспособиться к среде… И тогда детская мысль утрачивает свою первозданность, деформируется и начинает подчиняться другой, «взрослой» логике, почерпнутой из социальной среды, т.е.

из процесса речевого общения с другими человеческими существами» [Ярошевский М.Г.].

В 30-х годах в подходе Пиаже к проблемам развития психики произошел коренной перелом. В целях описания структуры интеллектуальных актов он разрабатывает специальный логико-математический аппарат.

Иначе определял Пиаже стадии развития интеллекта, их содержание и смысл. Теперь он считал, что не общение с другими людьми, а операция (логико-математическая структура) детерминирует познавательное развитие ребенка. В 1941 г. в соавторстве с А.Шеминской вышла книга Ж.Пиаже «Генезис числа у ребенка» и в том же году, совместно с Б.Инельдер — «Развитие понятия количества у ребенка».

В центре второй работы — вопрос о том, как ребенок открывает инвариантность (постоянство) некоторых свойств объектов, как его мышление усваивает принцип сохранения вещества, веса и объема предметов. Пиаже выяснил, что принцип сохранения формируется у детей постепенно, сперва они начинают понимать инвариантность массы (8—10 лет), затем веса (10—12 лет) и, наконец, объема (около 12 лет).

Чтобы прийти к идее сохранения, детский ум, согласно Пиаже, должен выработать логические схемы, представляющие уровень (стадию) конкретных операций. Эти конкретные операции в свою очередь имеют длительную предысторию.

Умственное действие (возникающее из внешнего предметного действия) — это еще не операция. Чтобы стать таковой, оно должно приобрести совершенно особые признаки. Операции отличает обратимость и скоординированность в систему.

Для каждой операции имеется противоположная, или обратная ей, операция, посредством которой восстанавливается исходное положение и достигается равновесие. Взаимосвязь операций создает устойчивые и, вместе с тем, подвижные целостные структуры.

Постепенно у ребенка нарастает способность к умозаключениям и построению гипотез. Мышление ребенка после 11 лет переходит на новую стадию — формальных операций, завершающуюся к 15 годам.

При исследовании интеллекта Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения.

Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа.

Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора — два года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е.

понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается.

Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

Основной недостаток концепции Пиаже заключался в том, что, игнорируя развитие целостной личности ребенка, главную движущую силу развития интеллекта он видел в самом интеллекте. У Пиаже среди факторов развития интеллекта нет такого фактора, как деятельность.

Концепция Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих.

Однако, как доказывают работы отечественных авторов, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях.

Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

И, наконец, Пиаже недооценивал роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой. Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.

Источник: http://hr-portal.ru/article/geneticheskaya-psihologiya-zhana-piazhe

Пиаже Жан | Мир Психологии

ПИАЖЕ ЖАН

Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget, 1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии.

В 1-й период своего творчества Жан Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др.

, в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная П. эгоцентризмом (см. Центрация): как считает П., «ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.

; ему очень трудно стать на позицию других»; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено «логике» его собственного восприятия. Основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т.п.

Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации. Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.

), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные) рассматриваются П.

как Интериоризация первоначально внешних действий.

Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая эпистемология), хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов.

психологии (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П.

психического развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как «отмирающей речи», а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи (Выготский) и др. См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение. (Е.Е. Соколова)

Оксфордский толковый словарь по психологии

Жан Пиаже (1896-1980), который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития.

Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понять развитие когнитивного функционирования ребенка и обычно выражается в терминах его теории стадий, в которой считается, что ребенок проходит ряд познавательных периодов, демонстрируя характерные для каждого из них способы мышления. См. конкретные операции, формальные операции, предоперациональное мышление, сенсомоторный интеллект.

Первое образование Пиаже было в области зоологии, и его интерес к детям вырос из его увлеченности эпистемологией, происхождением, природой и пределами знаний.

Его подход часто называется генетической эпистемологией, так как он отражает его глубокое убеждение, что развитие интеллекта можно рассматривать как натуралистический и биологический процесс, результат динамического взаимодействия ребенка и окружающей среды.

Направление Пиаже, однако, не является нативистским в обычном смысле понятия нативизм; он не считал, что ребенок появляется на свет, снабженный врожденными идеями.

Пиаже утверждал, что в результате филогенетической эволюции у новорожденного уже имеются очень общие механизмы регуляции и способы обработки информации, поступающей из окружающей среды. Взаимодействие этих способов (см., например, Аккомодация (3), ассимиляция (4), уравновешивание (2)) образует способы мышления, характерные для отдельных стадий.

Литература

  • Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:    Психология интеллекта.   Генезис числа у ребёнка.
  • Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
  • Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133-136.
  • Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
  • Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — №5).
Читайте также:  Психологическая помощь онлайн - психология

Источник: http://www.persev.ru/piazhe-zhan

Жан Пиаже

Жан Пиаже

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете.

Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах.

За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ.

Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям.

Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым.

В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделенность мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий.

Стадии развития интеллекта

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром.

Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.

На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями.

У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным.

Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними.

Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С.

 Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды.

К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам.

Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже.

Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.

) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Источник: http://people-archive.ru/character/zjan-piazhe

Психологическая теория Жана Пиаже

Психологическая теория Жана Пиаже

2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)

При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались Л.С. Выготский, Н.Б. Шумакова, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др. Остановимся более подробно на теории Ж. Пиаже.

Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями.

Операция – это мыслительное действие, обладающее свойством обратимости, т. е. если ребенок выполнил нужное задание, то он может вернуться к его началу путем совершения обратного действия. (К обратимым можно отнести парные математические операции.

) По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями.

Знание для Ж.Пиаже – это процесс. Знать – значит действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Действия могут осуществляться в уме или практически.

Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окружающей среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – это повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий.

Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков.

Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними.

Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий.

Пиаже полагал, что надо стремиться к тому, чтобы ассимиляция и аккомодация всегда находились в равновесии, потому что, когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким.

А если аккомодация превалирует над ассимиляцией, поведение детей становится непоследовательным и неорганизованным, наблюдается задержка в формировании устойчивых и экономных приспособительных умственных действий и операций, т. е. возникают проблемы в обучении.

Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. Успешность ее решения будет зависеть от интеллектуального уровня субъекта, от новых проблем, с которыми он столкнется.

К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития.

Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни человека.

На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития.

Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.

По Пиаже, существует четыре такие стадии: сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.

Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям.

Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.

Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Ему трудно представить, как другие воспринимают то, что наблюдает и видит он сам.

В этом выражается эгоцентризм мышления, т. е. ребенку трудно встать на позицию другого человека, увидеть явления и вещи его глазами.

В этом возрасте дети могут классифицировать объекты по отдельным признакам, справляются с решением конкретных проблем, связанных с реальными отношениями людей, – трудность заключается лишь в том, что им трудно выражать все это в словесной форме.

Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами.

Данная стадия характеризуется тем, что дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов: если А = В и В = С, то А = С; А + В = В + А. В 6 лет усваиваются представления о сохранении числа, в 7 лет – массы, около 9 лет – веса предметов. Дети начинают классифицировать объекты по отдельным существенным признакам, выделять из них подклассы.

Рассмотрим освоение ребенком сериации на следующем примере. Детям предлагают разложить палочки по размеру, начиная от самой короткой и кончая самой длинной. У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов. На начальном этапе дети утверждают, что все палочки одинаковые. Затем они делят их на две категории – большие и маленькие, без дальнейшего упорядочивания.

Потом дети отмечают, что среди палочек есть большие, маленькие и средние. Дальше ребенок методом проб и ошибок пытается упорядочить палочки, опираясь на свой опыт, но снова неверно. И только на последней стадии он прибегает к методу сериации: сначала выбирает самую большую палочку и кладет ее на стол, затем ищет самую большую из оставшихся и т. д. правильно выстраивая серию.

В этом возрасте дети могут упорядочивать объекты по различным признакам (высоте или весу), представлять в уме и называть серию выполняемых, выполненных действий или тех, которые еще надо выполнить. Семилетний ребенок может запомнить сложный путь, но графически способен воспроизвести его только в 8 лет.

Стадия формальных операций начинается после 12 лет и продолжается в течение всей жизни человека.

На данной стадии становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия; развивается способность к системному поиску способов решения задач с просмотром многих вариантов решения и оценкой эффективности каждого из них.

Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и действительное социальное окружение (обучение, воспитание). Он полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития.

Пиаже полагал также, что успех обучения зависит от уровня интеллектуального развития, уже достигнутого ребенком.

Читайте также:  Интроверсия и экстраверсия в соционике - психология

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27529-psikhologicheskaya-teoriya-zhana-piazhe

Генетическая психология Жана Пиаже

Генетическая психология Жана ПиажеЖан Пиаже - психология

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике.

В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же возраста он начинает работать в музее биологии.

В университете он занимается преимущественно биологией и философией и в 1918 году получает докторскую степень за работу о моллюсках.

После окончания университета Пиаже едет в Цюрих, где знакомится с исследованиями К.Юнга и с техникой психоанализа (см. ниже).

Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе.

Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил не сколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Большое значение для Пиаже имело его пребывание в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 году для работы над шкалами измерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине.

В 1921 году Пиаже возвращается в Женеву, где Клапаред приглашает его на должность директора Института Ж.-Ж. Руссо. Одновременно Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки.

Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Суждение и рассуждение ребенка», где он излагает основы своей концепции когнитивного развития детей, которые рассматривает как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий.

Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали Пиаже дополнительный материал для этой концепции.

В последующие годы Пиаже сочетает преподавательскую работу (в качестве профессора Женевского университета) с различными административными должностями, публикует книги, в которых пересматривает и дополняет свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 годах Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. В должности директора этого центра Пиаже состоял до конца жизни.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.

Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов.

Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру.

При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием организма со средой. Эта активность – необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире.

Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом».

Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения ассимиляцию и аккомодацию.

При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок познает окружающий мир.

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации.

Сам процесс раз вития, по мнению Пиаже, является чередованием ассимиляции и аккомодации; до определенного пре дела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно.

Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи детей. Собирая типичные вопросы детей («Почему дует ветер?», «Ходит ли солнышко в гости к луне?», «Откуда берется дождь?»), Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям.

Он пришел к вы воду, что процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других.

Эта позиция Пиаже вызвала нарекания со стороны других психологов, прежде всего Л.С.Выготского и В.Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление, как более сложное, не может предшествовать реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Л.С.Выготский).

Однако и в этот период Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей.

Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по исследованию эгоцентризма. Он задавал детям простые вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека.

Например, ребенка спрашивали, сколько у него братьев, а услышав ответ «У меня два брата», задавали следующий вопрос: «А сколько братьев у твоего старшего брата?». Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить, говоря, что у брата только один брат, и забывая при этом себя.

Более сложным был эксперимент с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы – мельница, дом, дерево.

Детям предъявляли фотографии и просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в том положении, в котором их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись трех-четырехлетние дети.

После этого с другой стороны макета ставили куклу и экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, которая соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться. Как правило, даже шести-семилетние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и привело Пиаже к вы воду о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.

Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Выготский, Штерн, Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные.

Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть про читаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы.

Пиаже исследовал как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости. Детям 5-7 лет давались задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, им предъявляли два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Так как количество кубиков в обоих рядах, как и расстояние между ними, было одинаковым, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, равное ли количество кубиков в двух рядах, и те отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, длина данного ряда уменьшалась.

После этого ребенку задавали вопрос, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном.

Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения веса (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в них был разным. При этом даже многие шестилетние дети считали, что количество воды в сосудах изменилось.

Пиаже давал детям картинки, на которых были изображены две лошади и четыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос, кого больше – животных или коров. И дети снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие «животные» включает в себя и лошадей и коров.

Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы.

Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться.

Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Таким образом, периодизация интеллекта у Пиаже приобретает законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости.

Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом раз витии детей.

Пиаже – один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека.

Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении.

Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже.

Источник: http://biofile.ru/psy/11791.html

Жан Пиаже биография

Жан Пиаже биографияЖан Пиаже — психолог и философ, известный своей теорией когнитивного развития.

Жан Пиаже был старшим сыном Артура Пиаже и Ребекки Джексон. Его отец был швейцарцем и преподавал литературу средних веков, а мать француженкой.

В детстве Жан Пиаже настолько сильно интересовался биологией и естественными науками, что уже к пятнадцатилетнему возрасту опубликовал несколько статей по моллюскам.

Прежде чем стать психологом, Жан Пиаже получил образование в сфере естественных наук и философии. Степень доктора философии Жан Пиаже получил в Невшательском университете в 1918 году, после чего занялся постдокторантурой в Цюрихском университете с 1918 по 1919 год.

После окончания учёбы он переехал во Францию, где устроился работать в школу для мальчиков на улице Гранд-о-Велль. Директором в школе был Альфред Бине — создатель теста IQ.

Во время обработки результатов теста IQ Пиаже обратил внимание на значительную разницу между ответами детей младшего и старшего возраста, где младшие постоянно давали неправильные ответы на определённые вопросы. Это наблюдение подтолкнуло его к заключению, что когнитивные процессы детей отличаются от когнитивных процессов взрослых.

В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию где занял пост директора по науке Института Руссо в Женеве, директором в котором на тот момент был Эдуард Клапаред, с идеями по психоанализу которого Пиаже был хорошо знаком.

В 1920-х Пиаже сильно заинтересовался психологией детей. Он считал, дети переходят от эгоцентризма к социоцентризму при помощи полумедицинских бесед.

С 1925 по 1929 год он работал преподавателем психологии, социологии и философии науки в Невшательском университете.

Читайте также:  Интеграция - психология

С 1929 по 1968 год он был директором Международного бюро просвещения. Каждый год он выступал с докладом в бюро и на Международной конференции по государственному образованию.

В 1954 году Пиаже был назначен президентом Международного союза научной психологии, и занимал этот пост до 1957 года.

С 1955 по 1980 год Пиаже также занимал пост директора Международного центра генетической эпистемологии.

Он считал себя генетическим эпистемологом, и предлагал теорию когнитивного развития. Он выделял четыре стадии когнитивных процессов у детей, которые он выделил благодаря годам исследований, а также благодаря изучению когнитивного развития собственных детей.

Он выделял четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную стадию, стадию подготовки и организации конкретных операций, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. Эти стадии также были разделены исходя из способностей детей и их возраста.

В 1964 году Пиаже был главным консультантом на двух конференциях — в Корнелльском и Калифорнийском университетах. На этих конференциях рассматривались вопросы взаимоотношения когнитивного образования и разработки учебных материалов.

Жан Пиаже опубликовал несколько важных работ и книг по психологии, в том числе по психологии когнитивного развития, которыми до сих пор пользуются психологи всего мира.

До самой своей смерти Жан Пиаже вёл активный образ жизни.
С 1971 по 1980 год был почётным профессором Женевского университета.

Жан Пиаже был одним из самых выдающихся экспериментальных психологов 20 века, наиболее известный своей теорией когнитивного развития. Его работа повлияла на многих выдающихся психологов последующих поколений, которые изучали не только поведение человека, но и поведение не относящихся к человеку видов, таких как приматы.

В 1972 году Жан Пиаже был награждён премией Эразма от организации «Фонд Эразма» за его вклад в европейскую культуру, общество и обществознание.

Многие престижные университеты, такие как Гарвардский, Манчестерский и Кембриджский и т. д. наградили его почётными званиями за вклад в развитие психологии.

В 1923 году Жан Пиаже женился на Валери Чатене. У пары родилось трое детей. Своих детей Жан Пиаже изучал с детства, и это легло в основу его работы по изучению когнитивного развития детей.
Он умер в 1980 году в возрасте 84 лет.

Источник: http://obrazovaka.ru/jean-piaget.html

Жан Пиаже

Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896 — 1980) работал в Институте Бине в 1920 году, где его работа заключалась в разработке французской версии на английском вопросы тестов интеллекта.

Он заинтриговал причинам дети дали за их неправильные ответы на вопросы, которые требуют логического мышления. Он считал, что эти неправильные ответы выявили важные различия между мышлением взрослых и детей.

Пиаже был первым психологом, чтобы сделать систематического изучения когнитивного развития. Его вклад включает теорию когнитивного развития ребенка, подробные наблюдательных исследований познания у детей, а также ряд простых, но гениальных тестов для выявления различных познавательных способностей.

До работы Пиаже, общее предположение в психологии, что дети являются всего лишь менее компетентные мыслители, чем взрослые. Пиаже показал, что маленькие дети мыслят разительно отличаются способами сравнению с взрослыми.

Согласно Ж. Пиаже, дети рождаются с очень простой психической структуры (генетически унаследованной и развивалась), на котором все последующие обучения и знания основаны.

Теория Пиаже отличается от других несколькими способами :

Цель теории для объяснения механизмов и процессов, посредством которых младенец, а затем ребенка, развивается в человека, который может рассуждать и думать использованием гипотезы. 

Для Пиаже когнитивного развития было прогрессивное реорганизации психических процессов в результате биологического созревания и экологических опыта. Дети построить понимание мира вокруг них, то расхождения между испытать то, что они уже знают и что они обнаруживают в своей среде.

Существуют три основных компонента к когнитивной теории Пиаже :

Пиаже называется схемой основной строительный блок интеллектуального поведения — это способ организации знаний. В самом деле, полезно думать о схемах как «единицы» знания, каждая из которых относится к одному из аспектов мира, в том числе объекты, действия и абстрактные (т.е. теоретически) понятий.

При существующих схем ребенка способны объяснить, что он может воспринимать вокруг этого, это, как говорят, в состоянии равновесия, то есть состояние когнитивных (т.е. психических) баланса.

Пиаже подчеркнул важность схем в познавательном развитии, и описал, как они построили или приобрели.

Схема может быть определена как набор связанных психических представлений мира, которые мы используем как понимать и реагировать на ситуации. Предполагается, что мы храним эти ментальные представления и применять их по мере необходимости.

Например, у человека может быть схемой о покупке еды в ресторане. Схема является хранимой форме модель поведения, которая включает глядя на меню, заказ еды, едят его и оплачивает счет. Это является примером типа схемы называют «сценарием.

Всякий раз, когда они находятся в ресторане, они получат эту схему из памяти и применить его к ситуации. Пиаже описал схемы, как правило, проще, чем эта — особенно те, что используются младенцев. Он описал, как — как ребенок становится старше — его или ее схемы становятся все более многочисленными и сложными.

На рисунке (см. выше) демонстрирует ребенок развивается схемы для собак, усваивая информацию о собаке. Затем ребенок видит кошку, используя размещение сравнивает существующие знания о собаке, чтобы сформировать схему кошки. Анимация создана Grossniklaus Дорис и Боб Родес (03/2002) .

Пиаже считал, что новорожденные имеют некоторые врожденные схемы — даже прежде, чем они имели много возможностей познакомиться с миром.Эти новорожденных Схемы когнитивных структур, лежащих в основе врожденных рефлексов. Эти рефлексы генетически запрограммированы в нас.

Например младенцев есть сосательный рефлекс, который запускается что-то трогательное губ ребенка. Ребенок будет сосать соску, одеяло (фиктивной), или пальца человека. Пиаже Поэтому предполагается, что у ребенка есть ‘сосать схемы.

Точно так же хватательный рефлекс который вызвал, когда что-то коснется ладонь ребенка, или укоренения рефлекс, при котором ребенок будет поворачивать голову к чему-то, которая касается его щеки, считались результатом операций: например встряхивании погремушки будет Сочетание двух схем, схватив и тряски.

Ассимиляции и аккомодации

Жан Пиаже рассматривает интеллектуальную рост как процесс адаптации(корректировка) в мире. Это происходит за счет:

  • — Какие использует существующую схему иметь дело с новым объектом или ситуацией. 

  • — Это происходит, когда существующую схему (знания) не работает, и должен быть изменен, чтобы иметь дело с новым объектом или ситуацией. 

  • -Это сила, которая движется процесс разработки. Пиаже считал, что умственное развитие не пошло с постоянной скоростью, а в дрожжах.Равновесие имеет место, когда схемы ребенка может иметь дело с самой новой информацией через ассимиляцию. Тем не менее, неприятный состоянии неравновесия происходит, когда новой информации не могут быть установлены в существующие схемы (ассимиляция).

    Равновесие это сила, которая приводит в процессе обучения, поскольку мы не хотели бы быть разочарованы и будет стремиться восстановить баланс, осваивая новый вызов (проживание).

    Как только новая информация усваивается процесс ассимиляции с новой схемой будет продолжаться, пока в следующий раз мы должны сделать корректировку его.

Пример Ассимиляция

2-летний ребенок видит человека, который на лысой макушке, и уже давно вьющихся волос по бокам. К ужасу отца, малыш кричит «клоун, клоун» (Сиглер и соавт., 2003).

В «клоуном» инцидент, отец мальчика объяснил сыну, что человек не был клоуном и, что, хотя его волосы были как клоун, он не носил смешные костюмы и не делал глупостей, чтобы заставить людей смеяться

С этим новым знанием, мальчик был в состоянии изменить его схему «Клоун» и сделать эту идею лучше вписываются в стандартную концепцию «Клоун».

 Этапы развития

Когнитивное развитие ребенка о ребенке развивается или построения мысленной модели мира.

Представьте себе, что было бы, если бы у вас не было ментальную модель вашего мира. Это будет означать, что вы не были бы в состоянии сделать столько использование информации из вашего прошлого опыта, или при планировании действий.

Жан Пиаже были заинтересованы как в том, как дети узнали и в том, как они думали.

Пиаже изучал детей от младенчества до подросткового возраста, и осуществляются многие из его собственных исследований с использованием своих троих детей. Он использовал следующие методы исследования:

Наблюдения в естественных условиях : Пиаже сделал осторожный, детальные наблюдения детей. В основном это были его собственные дети и дети друзей. Из них он писал дневник описания графиков их развития.

Клиническое интервью и наблюдения детей более старшего возраста, которые были в состоянии понять вопросы и вести беседу.

Пиаже считал, что дети думают иначе, чем взрослые, и заявили, что они проходят через 4 универсальных стадий когнитивного развития. Развитие Поэтому и биологически обусловленных изменений как ребенок взрослеет.Познание, следовательно, развивается у всех детей в той же последовательности этапов.

Каждый ребенок проходит через этапы, в том же порядке, и ни на одном этапе не может быть упущена, — хотя некоторые люди никогда не может достигать более поздних стадиях. Существуют индивидуальные различия в скорости, с которой детям прохождения этапов.

Пиаже не утверждал, что определенный этап был достигнут в определенном возрасте — хотя Описания туров часто включают в себя указание на возраст, в котором средний ребенок достигнет каждого этапа.

Пиаже считал, что эти этапы являются универсальными — то есть та же последовательность развития встречается у детей во всем мире, независимо от их культуры.

Стадии разработкиОсновные функцииНаучном исследовании
Сенсомоторная
0 — 2 лет.
Постоянства объектаОдеяло & Бал Исследование
Предоперационная
2 — 7 лет.
ЭгоцентризмТри горы
Конкретные оперативные
7 — 11 лет.
СохранениеСохранение Число
Формальных операций
11лет +
Манипулировать идей в голове, например, абстрактное мышлениеМаятник целевая

Образовательные последствия

Пиаже явно не относятся к его теории образования, хотя позже исследователи объяснили, как особенности теории Пиаже может быть применен к преподаванию и обучению.

Пиаже был чрезвычайно влиятельным в разработке политики в области образования и обучения. Например, обзор начального образования правительством Великобритании в 1966 году был основан сильно по теории Пиаже. В результате этого обзора привела к публикации Plowden доклад (1967) .

Discovery обучения — идея, что дети лучше всего учатся через действие и активно изучает — рассматривается как центральное преобразование начальной школы.

 ‘Повторяющиеся темы сообщения являются индивидуальное обучение, гибкость в учебном плане, центральное игры в обучении детей, использование окружающей среды, обучение на открытие и важность оценки прогресса детей — учителя должны «Не думайте, что только то, что измеримых ценно.

Потому что теория Пиаже основана на биологической стадии созревания и понятие «готовность» важно. Готовность проблем, когда определенная информация или понятия должны преподаваться. По словам детей Пиаже теория не должна преподаваться некоторых понятий, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.

В рамках обучения в аудитории должны быть студента осуществляется через активное обучение открытие. Роль учителя является для облегчения процесса обучения, а не прямое обучение. Поэтому учителя должны поощрять в следующих классах:

О Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не конечный продукт его.

Оценка теории Пиаже

Сильные

  • Влияние идей Пиаже в области психологии развития был огромен. Он изменил то, как люди просматриваемые мира ребенка и их методов изучения детей. Он был источником вдохновения для многих, кто пришел после и взял его идеи. Идеи Пиаже породили огромное количество исследований, которые увеличили наше понимание когнитивного развития.
  • Его идеи были практического использования в понимании и общении с детьми, в частности, в области образования (RE: Discovery обучение).

Слабые стороны

  • Этапы реально? Выготского и Брунер не хотел бы говорить об этапах вообще, предпочитая рассматривать как непрерывное развитие. Другие запросы возрастные диапазоны из этапов. Некоторые исследования показали, что прогресс в формальном этапе эксплуатации не гарантируется. Например, Keating (1979) сообщили, что 40-60% студентов неудачу в формальной задачи эксплуатации и Dasen (1994) утверждает, что только одна треть взрослых попадут в формальной стадии эксплуатации.
  • Поскольку Пиаже сосредоточился на универсальных стадий когнитивного развития и биологического созревания, он не смог рассмотреть вопрос о том, что социальное окружение и культуры может иметь на когнитивное развитие (RE: Выготский).
  • Пиаже методы (наблюдение и клиническое интервью) более открыты для тенденциозного толкования, чем другие методы. Поскольку Пиаже провел наблюдения только собирать данные основаны на его собственные субъективные интерпретации событий. Это было бы более надежным, если Пиаже проводил наблюдения с другой исследователь может сравнили результаты впоследствии, чтобы проверить, если они похожи.
  • Как несколько исследований показали, Пиаже недооценивал способности детей, потому что его тесты были иногда запутанной или трудно понять (например, Мартин Хьюз, 1975).
  • Понятие схемы несовместима с теориями Брунер и Л. С. Выготский. Бихевиоризм бы также опровергнуть теорию схем Пиаже, потому что не может быть непосредственно наблюдать, как это внутренний процесс.Таким образом, они утверждают, что это не может быть объективно измерена.
  • Пиаже проводил свои исследования с горсткой участников (т.е. небольшого размера выборки) — и в ранних работах он вообще использовал свои собственные дети (из Швейцарии). Эта выборка смещена, и, соответственно, результаты этих исследований не могут быть обобщены на детей из разных культур.

Источник: https://psichov.net/zhan-piazhe/

Ссылка на основную публикацию