Систематическая десенситизация — психология

Систематическая десенситизация

Систематическая десенситизацияСистематическая десенситизация - психология

Систематическая десенситизация разработана Joseph Wolpe и основывается на поведенческом принципе противообусловлива-ния, который утверждает, что субъект может преодолеть дезадап-тивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем по­степенного приближения к вызывающим страх ситуациям и пси­хологическому состоянию, которое тормозит тревогу.

В систематической десенситизации больной добивается со­ стояния полной релаксации, а затем подвергается влиянию стиму­ ла, который вызвал реакцию тревоги. Негативная реакция трево­ ги затем тормозится состоянием релаксации; процесс называется

реципрокным торможением. '

Вместо того чтобы использовать действительные ситуации или предметы, которые вызывают страх, больной с врачом гото­вят градуированный список или иерархию провоцирующих трево­гу сцен, связанных со страхами больного.

В конечном счете выу­ченное состояние релаксации и сцены, провоцирующие тревогу, систематически сочетаются в лечении.

Таким образом, системати­ческая десенситизация состоит из трех ступеней: обучение релак­сации, построение иерархии и десенситизация стимула.

Обучение релаксации

Большинство методов, с помощью которых достигается ре­лаксация, основывается на методе, называемом прогрессивной релаксацией. Больной расслабляет большинство групп мышц в определенном порядке, начиная с небольшой группы мышц сто­пы и так до головы, и наоборот. Некоторые врачи применяют гипноз для облегчения релаксации.

Построение иерархии

Когда формируется иерархия, врач определяет все условия, ко­торые вызывают тревогу, и тогда больной должен составить ие­рархический список из 10—18 сцен, ранжированных по степени увеличивающейся тревоги, например, у человека, страдающего акрофобией, иерархия может начинаться с того, что больной представляет себе, как он стоит возле окна на втором этаже, и за­канчиваться представлением, как он стоит на крыше 20-этажного здания, опираясь на решетку и глядя прямо вниз.

Десенситизация стимула

Десенситизация проводится систематически путем прохожде­ния больного через список, начиная от сцен, провоцирующих са­мую легкую тревогу, до сцен, провоцирующих большую трево­гу; при этом больной находится в состоянии наибольшей релак­сации.

Скорость прохождения через эти сцены обусловлена реак­цией больного на стимулы.

Когда больной может ярко вообра­зить'сцену, провоцирующую наибольшую тревогу в иерархиче­ском стиле, хладнокровно, он ощущает небольшую тревогу и в со­ответствующей жизненной ситуации.

Вспомогательное применение лекарств

Для ускорения десенситизации используются различные ле­карства. Наиболее часто применяют ультрабыстрого действия барбитурат метогекситал натрия (Бревитал, Brevital), который вводится в/в в субанестезирующих дозах. Обычно дается до 60 мг препарата за серию приемов из небольших доз. Можно вво­дить в/в диазепам (Валлиум, Valium).

Если детали процедуры тщательно соблюдаются, почти всем больным эта процедура нра­вится, хотя имеет небольшое число неприятных побочных дей­ствий.

Преимуществом фармакологической десенситизации яв­ляется то, что предварительное обучение релаксации укорачи­вается: почти все больные в состоянии достигать адекватного со­стояния релаксации, и самолечение протекает быстрее.

Показания к десенситизации

Методика более эффективна, если имеется четкое указание на стимул, провоцирующий тревогу. Фобии, навязчивости, компуль-сии и некоторые сексуальные расстройства успешно поддаются лекарственному воздействию.

НАВОДНЕНИЕ ВЫЗЫВАЮЩИМИ ТРЕВОГУ СТИМУЛАМИ

Метод основан на предпосылке, что избегание ситуации, про­воцирующей тревогу, подкрепляет тревогу путем обусловлива­ния. Таким образом, не позволяя больному избегать ее, тревогу можно ослабить и предотвратить обусловленное поведение избе­гания.

Метод заключается в том, чтобы вдохновить больного во­образить или действительно столкнуться с вызывающей страх си­туацией. Никаких расслабляющих упражнений не применяется, как при систематической сенситизации. Больной переживает страх, который постепенно ослабевает с течением времени.

Успех методики зависит от того, останется ли больной в генерирующей страх ситуации до тех пор, пока успокоится и сумеет управлять своим страхом. Преждевременный выход из ситуации или пре­ждевременное окончание воображаемой сцены эквивалентно из­беганию, и тогда как обусловленная тревога, так и поведение избе­гания подкрепляются.

Вариант наводнения импульсами называет­ся «взрывом», при котором воображаемое или реальное явление хуже, чем оно в действительности (например, больной со страха­ми перед змеями воображает не только, что он видит змею, но также, что она ползет к его шее по телу). Многие больные отказы­ваются от этого метода, поскольку он включает психологический дискомфорт.

Он противопоказан также больным, для которых интенсивная тревога опасна (например, больным с заболеванием сердца, или слабой психологической адаптацией). Эти методы лучше всего действуют при специфических фобиях.

ПОСТЕПЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ СТИМУЛОВ

Постепенное действие сходно с наводняющим действием сти­мулов за исключением того, что больные приближаются к фоби-ческим объектам или ситуациям постепенно, серией, состоящей из небольших ступеней. В отличие от систематической десенситиза-ции, однако, обучение релаксации не входит в данную методику, и лечение обычно выполняется в контексте реальной жизненной ситуации.

МОДЕЛИРОВАНИЕ С УЧАСТИЕМ В ПРОЦЕДУРЕ

Моделирование с участием в процедуре состоит в том, что бо­льного обучают с помощью имитации. Больной обучается ново­му поведению путем простого наблюдения, ничего не делая и без прямого внешнего подкрепления.

Точно так же как иррациональ­ные страхи можно вылечить путем обучения, от них можно отучи­ться, наблюдая в несодержащей страхов модели встречу с вызы­вающим страх предметом.

Методика оказывает хороший эффект

у детей с фобиями, которых помещают вместе с другими детьми такого же возраста и пола, которые сталкиваются с вызывающи­ми страх предметами или ситуациями.

У взрослых врач должен описать вызывающую страх активность в спокойной манере, с ко­торой больной может идентифицироваться, или же врач может отреагировать с больным процесс овладения вызывающей страх активностью.

Иногда может быть установлена иерархия активно­стей, причем в первую очередь имеют дело с самой слабой из вы­зывающих страх активностью. Методика моделирования с уча­стием в процедуре эффективна при агорафобии, если врач сопро­вождает больного в вызывающей страх ситуации.

Вариант этой процедуры назван репетицией поведения, в которой жизненно ва­жные проблемы отреагируются под наблюдением врача. Метод эффективен при более сложных поведенческих паттернах, таких как смущение при выступлениях и застенчивость.

ОБУЧЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СПОСОБНОСТЯХ

Чтобы быть уверенными в себе, субъекты должны знать, что их суждение правильно, и иметь достаточно хорошее мнение о са­мом себе, чтобы выразить свое мнение. Тренировка в отношении уверенности в себе и своих способностях обучает людей, как адек­ватно реагировать в различных социальных ситуациях, чтобы вы­разить свое мнение подходящим образом и достигнуть цели.

Для повышения уверенности в себе применяется ряд методов, включая ролевое моделирование, десенситизацию и положительное под­крепление (вознаграждение за желаемое поведение).

Обучение умению вести себя в обществе также связано с уверенностью, но также связано и с рядом реальных жизненных задач, таких, как покупка продуктов, поиск работы, взаимодействие с другими лю­дьми и победа над застенчивостью.

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Когда предъявляется неприятный стимул (наказание) сразу же после специфической поведенческой реакции, реакция в конце кон­цов тормозится и угашается.

Имеется много типов неприятных стимулов: электрические стимулы, вещества, вызывающие рвоту, телесное наказание, социальное неодобрение и другие стимулы наказания. Негативный стимул сочетается с поведением, которое таким образом подавляется.

Нежелательное поведение обычно исчезает после серии таких предъявлений. Аверсивная терапия применяется при алкоголизме, парафилиях и других видах пове­дения с импульсивным или компульсивным качеством.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Если за поведенческой реакцией следует вознаграждающее со­бытие— например, пища, избегание боли или похвала — она уси­ливается и появляется более часто. Этот принцип применим к раз­личным ситуациям. В больничных палатах психически больных вознаграждают за желаемое поведение определенным образом, например, получение определенных привилегий.

Этот процесс эффективен при нарушениях поведения и носит название «знако­вая экономика». Некоторые исследователи предполагают, что психотерапия эффективна частично в связи с тем, что больной хо­чет порадовать врача и меняет свое поведение, чтобы заслужить его одобрение.

Фрейд считал, что при лечении фобий больной ну­ждается в поощрении, чтобы столкнуться с фобией в определен­ном пункте, основанном на положительной связи между врачом и больным.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Агорафобия

Постепенное воздействие и наводнение стимулами может уме­ньшить страх перед нахождением в переполненных местах. Около 60% больных, которых лечат с помощью этого метода, обнару­живают улучшение.

В некоторых случаях супруг может выступать как врач, сопровождая больного в ситуации, вызывающей страх; однако при этом не наблюдается «вторичной выгоды», когда бо­льной пытается удержать возле себя супруга, симулируя симп­томы.

Другие фобии

Систематическая десенситизация эффективна при лечении про­стых фобий, таких, как боязнь высоты, животных и страх перед полетом. Тренировка в отношении умения вести себя в обществе включает борьбу с застенчивостью и страхом перед другими лю­дьми.

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x75e0.html

Систематическая десенситизация

Систематическая десенситизацияСистематическая десенситизация - психология

Метод систематической десенситизации,разработанный Иозефом Вульпе [58], заключается в следующем: воображая или переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревожности (например, расслабиться). Эта техника широко используется пси­хотерапевтами и дает практически такой же эффект, как и при самостоятельном использовании [59].

Для того чтобы использовать эту технику, вы должны составить иерархию си­туаций, вызывающих страх.Эта иерархия представляет собой последователь­ность из маленьких шагов (как минимум десяти), которые постепенно приводят

к тревожной ситуации. Например, если вы боитесь летать на самолетах, то ваша иерархия может выглядеть так:

1) принятие решение о том, куда лететь;

2) заказ билетов в аэропорту по телефону;

3) укладывание чемоданов;

4) поездка в аэропорт;

5) проверка багажа в аэропорту;

Читайте также:  Обвинение и разрыв отношений - психология

6) регистрация перед посадкой;

7) нахождение в зале ожидания перед посадкой;

8) посадка в самолет;

9) нахождение на своем месте в то время, когда самолет едет по взлетной по­лосе;

10) наблюдение за сменой ландшафта и ощущение взлетающего самолета;

11) полет над облаками.

Вы можете применять десенситизацию зотносительно безопасных условиях, представляя, что вы в аэропорту (пассивная десенситизация),или использовать в реальных условиях (десенситизация in vivo). Процедура (как обыкновенная, так и in vivo) представляет собой последовательность следующих шагов.

1. Овладейте техникой глубокой мышечной релаксации.

2. Составьте иерархию ситуаций, вызывающих страх: сначала перечислите ситуации, наименее тревожные, затем — более тревожные и так далее (на­пишите десять—двадцать пунктов).

3. Расслабьтесь и представьте себе первую ситуацию из иерархии не более чем на пять секунд. В последующих сессиях увеличивайте время до три­дцати секунд.

4. После тридцатисекундного представления ситуации сразу же переключи­тесь на ощущение расслабленности — тоже на тридцать секунд. .

5. Перейдите к следующему пункту иерархии и проделайте с ним то же самое. Если стимул вызывает тревожность, то прекратите думать о нем и пере­ключитесь на чувство расслабленности.

6. Если у вас возникли трудности с передвижением по иерархии, добавьте промежуточные этапы.

Например, если брать пример со страхом полета на самолетах, то шаг между восьмым (посадкой на самолет) и девятым (про­бегом самолета по взлетной полосе) может быть слишком большим.

Вы мо­жете включить три дополнительных шага: 1) помещение пальто на вешал­ку у сиденья; 2) пристегивание ремня безопасности; 3) прислушивание к заводящимся моторам.

ABCDE-текнлка

Психолог Альберт Эллис утверждает, что тревожность — это следствие иррацио­нальных убеждений. По мнению Эллиса, мы убеждены в следующем:

1) мы всегда должны быть компетентны, адекватны и успешны;

2) все и всегда должны нас любить и одобрять;

3) если все получается не так, как мы того хотим, то это просто ужас и катаст­рофа [60].

Мы терпим поражение или делаем что-либо не так, и в результате развивают­ся наши иррациональные убеждения, которые, если мы хорошенько над ними по­думаем, пе имеют под собой никакого основания.

Эллис считает, что нам нужно изучить их, имы сможем с ними справляться.

Метод Эллиса, ABCDE-техника,состоит из изучения иррациональных убеждений, которые вызывают у нас трево­гу, изменения этих убеждений и визуализации положительных последствий на­ших действий. Техника ABCDE состоит из следующих шагов.

A. Активация агента (определение стрессора).

B. Система убеждений (определение рациональных и иррациональных убеж­дений).

C. Последствия (психические, физические и поведенческие).

D. Обсуждение иррациональных убеждений.

E. Эффект (изменения последствий) [61].

Разговор с самим собой, о котором шла речь раньше, очень помогает при заме­не старых установок (иррациональных) на новые.

Например, страх выступления перед аудиторией можно выразить так: «Надо мной будут смеяться и вообще по­думают, что я дурак».

Однако, сказав себе: «Я знаю многих студентов, которые выступали перед аудиторией и не умерли от этого», мы воспримем публичное выступление как вызов, а не как угрозу.

Ниже перечислены вопросы, которые помогут выявить иррациональные уста­новки.

1. Что (если есть такие факторы) поддерживает ваше убеждение?

2. Рационально или иррационально это ваше убеждение?

Мы предлагаем вам разработать собственную формулу управления тревожно­стью, воспользовавшись информацией, которую вы получили в этом разделе, и начать ее применять.

Источник: http://studopedya.ru/1-51715.html

Книга Интегративная психотерапия. Содержание — Систематическая десенситизация

Фрейд неоднократно признавался в том, что мог свободно постулировать любую концепцию, пока наука не опровергла ее или не признала негодной. С течением времени, однако, чисто умозрительное решение Фрейдом проблемы человеческой психики приходило в вопиющее противоречие с накапливающимися научными фактами, что привело в результате к ревизии психоанализа.

Процесс этот продолжается и по сей день. Но, несмотря на глубокий кризис, в котором психоанализ пребывает несколько десятков лет, благодаря отчаянным попыткам его адептов преодолеть этот кризис вполне применим лозунг: «Психоанализ умер, да здравствует психоанализ!» Живучесть психоанализа, вероятно, связана с позицией «верую, ибо абсурдно».

Для тех же, кому «истина дороже», мы предлагаем проследить эволюцию идей Фрейда, с тем чтобы отделить «зерна от плевел» и взять от психоанализа все, что не противоречит здравому смыслу и современным научным знаниям. Впрочем, работа по преодолению фрейдизма и различных его модификаций уже проделана и результатом ее является разработанная еще в 1930-е г.

патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева и созданная на ее основе в 1970-е гг. личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (Б. Д. Карвасарский, Г. Л. Исурина, В. А. Ташлыков).

Тем не менее многие молодые врачи и психологи, даже не удосужившись ознакомиться с этим направлением отечественной психотерапии, решили пополнить ряды психоаналитиков, чему в немалой степени способствовала, между прочим, реализация Указа Президента 1996 г. «О возрождении и развитии психоанализа» в России. А между тем известный польский психотерапевт профессор С.

Ледер – большой друг и в прошлом частый гость Института им В. М.

Бехтерева – называл патогенетическую психотерапию не иначе, как «советский психоанализ»! В какой степени это заявление соответствует истине, к какому направлению мировой психотерапии следует отнести патогенетическую психотерапию и каковы перспективы дальнейшего ее развития – вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой главе. Критически осмыслить психоанализ – ортодоксальный и реформированный – нам поможет прежде всего обращение к таким замечательным книгам, как «Крах психоанализа» Г. Уэллса и «Теории личности в зарубежной психологии» Б. В. Зейгарник.

Ортодоксальный психоанализ

С самого начала фрейдизм был тесно связан с антропологией. Фрейд искал биологическую основу своей системы в искусственных антропологических теориях британской так называемой эволюционной антропологии, особенно в теориях Роберта Смита.

В ортодоксальной фрейдовской системе существовало два ряда теорий: один из них касался элементов индивидуального бессознательного, другой – компонентов родового бессознательного.

Они сочетались между собой таким образом, что каждый элемент индивидуального бессознательного покоился, как на фундаменте, на соответствующем компоненте родового бессознательного.

Считалось, что врожденные влечения и табу, рассматриваемые как характерные проявления индивидуального бессознательного современного человека, биологически унаследованы от первобытной орды смутно различимого прошлого человеческой эволюции.

Например, стремление к кровосмешению и табу, запрещающее кровосмешение, имеют якобы своим источником восстание сыновей против тирана-отца, во время которого отец был умерщвлен, а сыновья сделали матерей и сестер своим сексуальным объектом. Возникший хаос привел к тому, что братья заключили между собой договор, объявляющий кровосмешение противозаконным. Таким образом, оба исходных элемента эдипова комплекса теоретически связывались Фрейдом с мифом о первобытной орде, а их неукротимая психическая сила выводилась им из этого далекого источника.

Так же обстояло дело в отношении любого врожденного элемента индивидуального бессознательного. Утверждалось, что все это – индивидуальное воплощение черт родового бессознательного. Родовое бессознательное является якобы хранилищем раннего опыта человека, выходящего из животного состояния.

Судьба отдельного человека должна повторять историю этой эволюции.

Родовое бессознательное, имманентно присущее каждому индивиду, включает предопределенные фазы и проявления в виде врожденных воспоминаний, обусловливающих путь развития, который должен пройти каждый ребенок, прежде чем стать взрослым.

Эволюционный, филогенетический процесс был процессом подавления влечений первобытной орды. Утверждалось, что цивилизация – это продукт такого сексуального подавления и сублимации либидинозной энергии в производительные и творческие каналы. Онтогенетический процесс развития происходит таким же образом.

Младенцы и дети по данной теории – это маленькие, обладающие неподавленными инстинктами существа первобытной орды с доисторическими стремлениями к кровосмешению и преобладающими оральными и анальными сексуальными фазами.

Считалось, что эмоции и поведение их имманентно подвластны первобытному человеку, неизменно живущему в каждом ребенке. Взросление достигается только за счет подавления того, что фактически слишком сильно, чтобы быть подавленным.

Детские сексуальные стремления к кровосмешению и гомосексуализму должны подавляться ребенком в возрасте от одного до трех лет. Ребенок также должен подавить предопределенный первобытной фазой человеческой эволюции страх перед кастрацией от руки своего отца, а также ревность к отцу и желание ему смерти.

Это труднопреодолимая, если не безнадежная задача для маленького одно-двух-трехлетнего ребенка, ибо ему нужно подавить не что иное, как родовую историю человечества, существующую ныне как его собственное маленькое бессознательное «оно».

То, как ребенок совершает такой подвиг, предопределяет, согласно данной теории, течение его взрослой жизни. Задача эта настолько нереальна, что неизбежным следствием ее является всеобщий невроз.

Человек первобытной орды с подавленными влечениями постоянно стучится в ворота сознания и, пользуясь окольными и замаскированными путями, находит свое выражение в тревожных сновидениях и невротических симптомах.

Главная особенность ортодоксальной фрейдовской системы заключалась в однозначном соответствии между элементами индивидуального бессознательного и компонентами родового бессознательного. Ярким выражением этой особенности являлась теория, согласно которой каждый человек в своем развитии повторяет историю рода.

Ортодоксальная фрейдовская система мысли была совершенно лишена внутренних противоречий. Это свидетельство творческой последовательности ее автора. Однако внутренняя логика, сила и симметричность теории достигались ценой игнорирования многих уже приобретенных человеком знаний.

Читайте также:  Нонконформизм и нонконформисты - психология

Они были куплены ценой противоречия с такими науками, как биология, физиология, медицина, антропология, социология, история и экспериментальная психология. Наиболее очевидным и ярким проявлением нарушения законов науки была доктрина родового бессознательного с ее мифом о первобытной орде.

Под ударами единодушных нападок ученых, особенно антропологов, теоретики психоанализа были вынуждены поспешно отступить. Они отбросили ту часть фрейдовского учения, которая касалась источников индивидуальных бессознательных влечений, воспоминаний, фаз и табу. Чтобы преодолеть противоречие с наукой, в жертву было принесено родовое бессознательное, то есть сдана первая линия обороны.

Но, отступая, теоретики-аналитики на ходу перегруппировали свои силы позади второй линии обороны. Необходимо было любой ценой защитить врожденные, бессознательные психические структуры, ибо без них не было бы фрейдизма.

19

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/integrativnaya-psihoterapiya/content/2092005-sistematicheskaya-desensitizatsiya/

Систематическая десенситизация и имплозивные методики (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету: «Психодиагностика».

Тема: «Систематическая десенситизация и имплозивные методики».

Екатеринбург 2008.

П л а н.

1. Систематическая десенситизация.

1.1. Три этапа методики систематической десенситизации.

1.2. Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни).

1.3. Оценка эффективности систематической десенситизации.

1.4. Факторы лечебного действия систематической десенситизации.

2. Имплозивные техники.

1. Систематическая десенситизация.

Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Как синоним нередко используется термин «систематическая десенсибили­зация».

Метод основан на принципе реципрокного по-давления, который может быть сформулирован сле­дующим образом: страх может быть подавлен, если за­меняется активностью, которая антагонистична стра­ху.

«Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тре­вогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги».

При систематической десенситизации негативное поведение, тревога, напряжение замещаются позитив­но окрашенной реакцией, релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др. Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.

К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, по­скольку они замещают негативное, преимуществен­но с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, та­кое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.

Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными ре­акциями на объективно нейтральные или даже пози­тивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.

При систематической десенситизации клиент посте­пенно, систематически соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, при адаптивном поведении, ко­торое несовместимо с тревогой. Пациент обучается ре­агировать на эти ситуации другим поведением, а не только тревогой, страхом. В результате он становится десенситизированным, десенсибилизированным по отношению к ним.

Работа с клиентом начинается с интервью. Интер­вью проводится в атмосфере, создающей и углубляю­щей взаимное понимание, раппорт (контакт).

Задачи интервью — проанализировать историю бо­лезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способ­ствовали и способствуют сохранению тревоги, стра­хов. Эта информация, проясняя модель болезни па­циента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.

В процессе интервью согласовывается цель тера­пии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в пер­вую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).

Цель терапии — уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей.

Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психоло­гического функционирования и др.

Эти задачи нахо­дятся вне компетенции поведенческого терапевта.

1.1. Три этапа методики систематической десенситизации.

В самой процедуре систематической десенситиза­ции можно выделить три этапа: овладение методи­кой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенси­тизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

Остановимся на каждом этапе подробнее. Трениров­ка в мышечной релаксации проводится ускоренным темпом сравнительно с классической методикой Джекобсона и требует около 8-9 сеансов.

Методика прогрес­сивной мышечной релаксации по Джекобсону предпо­лагает курс тренировки: с помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оно имеется, и чувство мышечного расслабления, а также снижение порога восприятия этих противоположных состояний мышц; обучение произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение в них незна­чительно. Для облегчения решения этих задач все мышцы тела делятся на 16 групп, Предоставляется инструкция, помогающая добиться напряжения мышц данной группы.

1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.

2. Доминантное плечо: максимально надавите лок­тем на подлокотник, вызовите напряжение в двугла­вой мышце плеча.

3. Недоминантная кисть и предплечье.

4. Недоминантное плечо.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как мож­но сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди ив то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально сведите лопатки вниз и к середине.

10.Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.

11.Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.

12.Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.

13.Доминантная ступня: согните ступню внутрь, одновременно согните пальцы ступни.

14.Недоминантное бедро.

15.Недоминантная голень.

16.Недоминантная ступня.

Упражнения начинают с приобретения навыков дифференциации состояний максимального напряже­ния и возникающего вслед за этим физиологическо­го расслабления. Упражнения обычно проводят в удоб­ном наклонном кресле, иногда лежа на кушетке или даже на полу на матах.

Положение тела должно быть таким, чтобы избежать напряжения отдельных мышечных групп, например, мышц спины. Все мешаю­щее сосредоточению (галстук, тугой пояс, часы, обувь) должно быть устранено. Психотерапевт начинает уп­ражнение с 1-й мышечной группы.

В течение 5-7 се­кунд пациент максимально напрягает мышцы, затем полностью их расслабляет и в течение 30-45 секунд сосредоточивает внимание на возникающем расслаб­лении.

В процесс занятий на напряжение — расслаб­ление психотерапевт помогает пациенту сосредото­читься на этом ощущении, особенно при групповых занятиях. Например: «Сконцентрируйтесь на мыш­цах правого предплечья и кисти, максимально сожмите кулак…

Заметьте, как напряглись мышцы и в ка­ких мышцах существует напряжение… Теперь рас­слабьте мышцы, постарайтесь полностью расслабить мышцы… улавливайте, как они расслабляются все больше… сконцентрируйтесь на приятном чувстве расслабления… Заметьте, как параллельно развива­ется расслабление и успокоение»,

Упражнение для одной группы мышц может быть повторено несколько раз, пока пациент не почувству­ет полного расслабления. Затем переходят к следующей мышечной группе. В конце упражнения несколько минут можно отвести достижению полного расслабле­ния всего тела. После занятий врач отвечает на вопро­сы пациентов.

Для успешного овладения методикой пациент дол­жен выполнять упражнения самостоятельно в тече­ние дня дважды, затрачивая на каждое упражнение по 15-20 минут. Последние упражнения лучше про­водить в постели перед сном (табл. 1).

По мере приобретения навыка в расслаблении мы­шечные группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно все более исполь­зуется метод воспоминаний.

Пациент научается разли­чать напряжение в мышцах, припоминая, как запечат­лелось у него в памяти расслабление в этой группе мышц, и снимать его, сначала несколько усиливая на­пряжение в мышцах, а потом — без дополнительного напряжения.

Описанный выше вариант методики Джекобсона получил название активной прогрессивной мышеч­ной релаксации, поскольку при нем релаксация до­стигается через мышечное напряжение.

В последнее время все чаще используется другой вариант методики —пассивная мышечная релакса­ция. При нем мышечное напряжение практически не используется.

Техника заключается в следующем. Пациент зани­мает удобную позу, сидя на стуле, закрывает глаза, расслабляет все мышцы тела. Запрещается перекрест рук и ног.

Если он ощущает напряжение мышц в ка­кой-либо области, то предлагается напрячь эту группу мышц и через предварительное напряжение достичь расслабления мышц. Потом проверить правильность по­ложения языка в полости рта.

Он должен быть расслаб­лен и не касаться стенок полости рта.

Таблица 1

Примерная схема проведения занятий по методике Джекобсона

Далее пациент должен установить свободное, спо­койное дыхание.

Ему не навязывают какое-либо фик­сированное соотношение между 4 фазами дыхания (вдохом, задержкой, выдохом, задержкой), он дышит спокойно, не спеша.

После успокоения дыхания па­циенту предлагается отбросить все посторонние мыс­ли, если они есть, представить, как вместе с выдыха­емым воздухом они покидают его и вместе с ними его покидает напряжение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199535/sistematicheskaya-desensitizatsiya-i-implozivnye-metodiki

Систематическая десенситизация

Систематическая десенситизацияСистематическая десенситизация - психология

Зачастую в область внимания правоохранительных органов, психиатров и психологов попадают случаи проявления сексуального садизма, представляющие угрозу для жизни и здоровья окружающих людей.

Тем не менее, согласно современным исследованиям, мазохистское влечение также может стать серьезным фактором, угрожающим здоровью и жизни индивида.

В этом случае речь идет о несоблюдении индивидом техники безопасности при проведении так называемых „игр“ или самостоятельных манипуляций, призванных доставить мазохистское удовольствие. В первую очередь, опасность возникает при неосторожном обращении с электричеством, а также с удушающими средствами при искусственном вызывании асфиксии с целью получения сексуального удовлетворения

Читайте также:  Эдвард де боно - психология

Таким образом, психологическая и психиатрическая помощь имеет место в случаях, представляющих серьезную угрозу для жизни и здоровья индивида или его окружающих и зачастую носит принудительный характер.

В иных случаях терапия возможна при личном обращении за помощью к специалисту человека, которому доставляют дискомфорт его садомазохистские влечения.

Зачастую, если психиатрическое вмешательство не контролируется законом, индивид прибегает к помощи специалиста по просьбе своих сексуальных партнеров или членов семьи, а также в случаях, когда парафильные побуждения сопровождаются сексуальными дисфункциями.

Вследствие этого, в большинстве случаев собственная мотивация пациента на достижение терапевтического успеха бывает достаточно низкой, что влияет на ход терапии

В вопросе выбора терапевтического подхода к лечению садомазохистских влечений и их поведенческих проявлений существует ряд разногласий.

В основном эти разногласия основаны на неоднозначности исследовательских представлений о причинах возникновения садомазохистских влечений в психике человека и, таким образом, терапевтическая тактика определяется выбранной специалистом парадигмой, объясняющей возникновение расстройства.

В объяснении этиологии садомазохизма существует большое количество теорий.

Широко распространено его психоаналитическое толкование, важное место занимают биологические и дизонтогенетические концепции, а также концепции в рамках теорий бихевиоризма и социального научения. В последнее время феномен садомазохизма пытаются осмыслять с позиций феминизма и герменевтического подхода

Таким образом, помимо широко представленных в психиатрической среде методов фармакологического лечения проявлений, имеющих в своей основе садомазохистское влечение, можно выделить такие группы методов, как группа бихевиоральных и группа когнитивных методов.

В отдельную группу, ввиду специфичности теоретических оснований и применяемых терапевтических методов, можно отнести психоаналитические методы.

Остановимся на подробном рассмотрении основных подходов к лечению садомазохизма, а также на рассмотрении некоторых отдельных терапевтических техник в рамках названных подходов.

Фармакологическая терапия
Фармакологическая терапия относится к группе методов, которые направлены на устранение патологических симптомов и их косвенных проявлений, наблюдающихся в картине сексуальных девиаций.

В вопросе лечения сексуального садомазохизма такой подход видится вполне обоснованным ввиду сообщаемой многими специалистами устойчивости садомазохистских влечений, а также часто наблюдаемой коморбидности различных типов парафилий (садомазохизма, фетишизма, трасвестизма и др.)

Последним фактом обусловлено широкое применение неспецифических методов терапии, направленных на редукцию девиантных компонентов сексуального поведения в общем, в не зависимости от характера девиации.
В практике лечения парафилий в рамках фармакологической терапии описывается два основных направления: применение антиандрогенных препаратов и применение антидепрессантов.

Антиандрогенные препараты
В основе действия антиандрогенных препаратов лежит уменьшение выработки тестостерона, что приводит к снижению полового влечения у мужчин, а также уменьшению частоты возникновения в воображении эротических сцен, вызывающих половое возбуждение

Тестостерон считается наиболее важным андрогеном, влияющим на сексуальное поведение мужчин. Однако роль тестостерона как важнейшего регулятора физической и сексуальной агрессии мужчин остается неясной.

Большинство исследований содержания тестостерона у сексуальных преступников показали, что общее количество тестостерона (то есть, связанный и не связанный белок) находится в пределах нормы у всех испытуемых, за исключением особо жестоких парафиликов. Существуют также сведения о парафилиях среди мужчин с низким базовым уровнем тестостерона.

Вопреки этим данным, большинство мужчин, которым назначались антиандрогены, отмечали их успокаивающий эффект как в области сексуальной агрессии, так и общей раздражительности, и эти препараты стали стандартным фармакологическим способом, применяемым при лечении сексуально-агрессивных парафилий.

Преимуществом использования антиандрогенов является возможность их применения в принудительной терапии сексуальных преступников.

Кроме того, возможность варьирования доз препарата позволяет снижать его концентрацию после стабилизации симптомов с целью более избирательного уменьшения девиантного влечения на фоне нормального сексуального поведения [12].

Антидепрессанты
По сообщениям специалистов, у индивидов с сексуальными парафилиями и у сексуальных преступников нередко наблюдаются проявления тревожных и депрессивных симптомов

В американском диагностическом руководстве DSM-IV отмечается, что „симптомы депрессии могут развиваться при парафилиях и могут сопровождаться увеличением частоты и интенсивности парафильных действий“

Обоснованность применения антидепрессантов при лечении парафилий и агрессивного сексуального поведения подтверждается данными исследований, согласно которым существует определенная связь между повышением уровня содержания серотонина и уменьшением сексуальной активности и возбуждения у млекопитающих

Кроме того, в литературе сообщается, что серотонинэргические антидепрессанты, в частности, ингибиторы обратного захвата серотонина (SRI), способны оказывать положительный эффект на парафилии и парафилоподобные расстройства, даже при отсутствии сопутствующих расстройств настроения

Кроме того, фармакотерапия антидепрессантами может уменьшить чувствительность к „негативным аффективным состояниям“ (например, раздражительность, подавленное настроение) которые, как часто сообщается, предшествуют агрессивному сексуальному поведению.

Таким образом, благодаря такому эффекту, оказываемому серотонинэргическими препаратами на несексуальные симптомы и синдромы, эти препараты обладают дополнительными терапевтическими преимуществами по сравнению с антиандрогенами

Несмотря на легкость и универсальность применения фармакологии при лечении сексуальных девиаций разных типов и разной выраженности, фармакологический подход подвергается серьезной критике.

Так, без учета этических разногласий и споров насчет обоснованности медикаментозного вмешательства, основным аргументом в критике применения психофармакологии при лечении сексуальных парафилий выступает мнение о том, что медикаменты уменьшают напряженность сексуального влечения, но не изменяют его направленности

В связи с этим применение психофармакологии рекомендуется на ранних стадиях когнитивной, бихевиоральной и групповой терапии как способ усиления эффективности изменений в поведенческом и когнитивном аспектах проявления садомазохистских тенденций

Бихевиоральная терапия

При обсуждении терапии садомазохизма большое внимание уделяется анализу эффективности методик в рамках бихевиорального подхода, где работа ведется с поведенческими проявлениями садомазохистского компонента.

В рамках бихевиорального подхода можно выделить терапевтические методы, направленные на устранение нежелательных девиантных реакций и методы, направленные на развитие нормальных, социально приемлемых реакций и тренировку соответствующего поведения.

В целях повышения эффективности терапии и предотвращения рецидивов целесообразно совместное использование методов из обеих групп.

Бихевиоральные методы, направленные на устранение нежелательных девиантных реакций

Аверсивная терапия

Аверсивная терапия направлена на создание отрицательной условной реакции на нежелательные стимулы, вызывающие у пациента сексуальное возбуждение.

Принцип действия аверсивной терапии заключается в условном связывании отклоняющихся сексуальных фантазий или возникающего вследствие них сексуального возбуждения с негативными переживаниями индивида.

Способы, которыми вызывается отрицательная реакция, могут варьировать от ударов током и приема медикаментов, вызывающих рвоту до фантазийных представлений об отрицательных последствиях нежелательного поведения.

Уровень сложности терапевтического воздействия в этом случае может зависеть как от степени выраженности парафильных тенденций в поведении и личности пациента, так и от его мотивации и осознанности участия в терапевтическом взаимодействии.

Аверсивная терапия, согласно сообщениям специалистов, применялась достаточно успешно не только для устранения садомазохистского компонента в поведении и фантазиях людей, но также при лечении других сексуальных девиаций, в частности, фетишизма, трансфестизма и др., однако, согласно исследованиям И. Маркс с соавт., оказалась бессильной в лечении транссексуализма

Пресыщение

Принцип действия процедуры пресыщения во многом схож с методом аверсии. Он также заключается в создании негативных условных связей со стимулами, вызывающими сексуальное возбуждение.

Отличием является то, что негативное подкрепление достигается за счет стимулов, вызывавших ранее у субъекта сексуальное возбуждение.

Условием для превращения ранее приятных и сексуально возбуждающих стимулов в негативные выступает их чрезмерное или несвоевременное предъявление, что вызывает у субъекта неприятные или значительно ослабленные по интенсивности ощущения.

Зачастую чрезмерное или несвоевременное использование девиантных стимулов осуществляется посредством сексуальных фантазий пациента во время мастурбации.

Так, пациенту предлагается мастурбировать с использованием недевиантных фантазий и, по достижении сексуальной разрядки, продолжать мастурбацию на протяжении достаточно длительного времени с использованием привычных девиантных фантазий

Другим вариантом пресыщения является вербализация девиантных фантазий при мастурбации, намеренно продолжающейся необычно долго, что в конечном счете вызывает условную связь между девиантными фантазиями и неприятными ощущениями пресыщения

Тренинг фантазий

Тренинг фантазий является достаточно редкой техникой в рамках бихевиоральной терапии садомазохизма, однако его пременение обосновано спецификой терапевтических задач в изменении девиантного поведения пациента.

Как известно, большая доля девиантных действий зачастую проигрывается в фантазиях индивида, что в значительной мере определяет его поведение, причем, учеными отмечается большая склонность к фантазированию у агрессивных, импульсивных и социально-девиантных лиц

В рамках терапевтической работы с фантазиями возможны различные направления, среди которых выделяется изменение содержания фантазий, направленное на поведенческие изменения индивида, и направленное на когнитивные изменения, касающиеся существующих аттитюдов и установок по отношению к сексуальным объектам и действиям

Систематическая десенситизация

Применение систематической десенситизации может быть альтернативой аверсивной терапии и терапии пресыщением и применяться для работы со стрессом и тревогой, вызываемыми нормальными сексуальными стимулами у пациентов с сексуальной девиацией

В последнем случае нормальные сексуальные стимулы предъявляются по возрастанию в соответствии с уровнем эмоционального напряжения, которое они вызывают у пациента

Систематическая десенситизация является более щадящим методом, но предполагает сознательное и высокомотивированное участие пациента в терапевтическом процессе.

Высокая мотивация пациента на достижение положительного терапевтического эффекта позволяет порой переносить бихевиоральные процедуры в домашние условия и полностью доверять их выполнение пациенту, усвоившему алгоритм лечения

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/745276-sistematicheskaya-desensitizaciya/

Ссылка на основную публикацию