Причины конфликтного поведения — психология

Шпаргалка по конфликтологии

Причины конфликтного поведения - психология

Поведение человека иногда может быть причиной возникновения конфликта в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение бывает осознанным и неосознанным. В первом случае индивид намеренно создает конфликтные ситуации и своими действиями поддерживает развитие конфликта.

Подобное поведение объясняется многими причинами : желанием личности таким способом самоутвердить с я; конфликтная ситуация раскрывает истинную позицию партнера по общению, поэтому противоречие создается для выяснения мотивов действий другой стороны; конфликт выявляет индивидуальные качества личности, проецирует его социальные установки, систему ценностей; намеренное внесение раздора с целью установления новой системы отношений.

Осознанное конфликтное поведение могут использовать ведущие и инструкторы тренингов в своей профессиональной сфере.

Моделирование конфликтных ситуаций в тренингах и на деловых играх запускает механизм сплочения коллектива, генерации нестандартных решений и поиска стратегий выхода из конфликта.

Модели конфликта являются эффективными приемами в профилактике и предупреждении конфликтных ситуаций в реальной жизни и взаимодействиях.

Неосознанное конфликтное поведение – более частый пример в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение в этом случае детерминировано:

– некомпетентностью индивида;

– отсутствием практик и опыта конструктивного и бесконфликтного ведения общения;

– индивидуальными особенностями психики и характера человека;

– неразвитыми социальными и морально нравственными установками субъекта межличностных отношений;

– неорганизованной или слабо организованной системой норм, правил, регулирующих по ведение и определяющих допустимые формы;

– низкой культурой общения в социальной общности и ее представителя в частности;

– нарушением баланса ролевых отношений: несоответствие занимаемой роли и роли, которую ожидают окружающие;

– неуправляемостью с предъявляемыми требованиями;

– реакцией индивида на фрустрацию, физическое состояние, депрессию;

Психология bookap

– проблемы в личностно значимой сфере могут привести к агрессии и конфликтному поведению в другой сфере.

Причин конфликтного поведения может быть много, так как в основном они имеют субъективную природу.

Объективная составляющая поддается корректировке, например обучением навыкам рациональной критики, аргументированию своей позиции, невербальной коммуникации. Уровень компетентности особенно важен в сфере менеджмента.

Некомпетентное управление и, как следствие, конфликтное поведение приводит к серьезным негативным последствиям на любом уровне.

Источник: http://bookap.info/okolopsy/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii/gl42.shtm

Конфликтное поведение человека (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение

1. Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека

2. Характеристика негативных психических состояний

3. Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека

Заключение

Литература

Введение

Актуальность практического изучения конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выводом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются овладевать искусством управления ими.

Так как во многом степень конструктивного решения конфликта зависит от эмоциональной зрелости сторон, становится необходимым мониторинг возможных причин деструктивного поведения в конфликте с целью предотвращения или, в крайнем случае, уменьшения отрицательных последствий.

Одним из распространенных факторов деструктивного конфликтного поведения являются негативные психические состояния, такие как стресс, апатия, фрустрация, горе и т.п. В данной работе будет предложена характеристика данных состояний в контексте конфликтного поведения, а также попытка сопоставить психическое состояние и наиболее вероятный стиль конфликтного поведения.

1. Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки.

Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партнерами.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую [3].

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.

Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Конструктивная модель поведения определяется следующими поведенческими характеристиками личности: стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

Деструктивная модель поведения: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская модель поведения: пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее.

Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль.

Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом [4] двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. .?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д.

На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество).

Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.

) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Характеристика основных стратегий поведения

1. Принуждение (борьба, соперничество, конфронтация)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Читайте также:  Своеволие - психология

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях.

Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива.

В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер.

И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

2. Уход (уклонение)

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. Уступка (приспособление)

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

• Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

• Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200708/konfliktnoe-povedenie-cheloveka

Причины конфликтов

Причины конфликтов

Конфликтологи обычно выделяют общие типичные причины конфликтов и универсальный источник противостояния, который заключается во взаимоисключении притязаний сторон вследствие ограниченности потенциальных возможностей их удовлетворения.

Среди причин общего характера социологи выделяют: противоположное восприятие субъектами установок, целей, склонностей, ценностей, стилей поведения, разный статус индивидов, расхождения между ожиданиями и реальными поступками людей, недостаток информации либо ее некачественность. Ключевым звеном всех экономических конфронтаций считается недостаток средств, необходимых для существования. Большинство конфликтологов убеждено, что удовлетворение всех человеческих потребностей решает проблему зарождения конфликтов, но при этом отсутствие всяких конфликтов останавливает развитие общества.

Причины возникновения конфликтов

Зарождение и формирование различных конфронтаций обусловлено влиянием четырех групп причин. Ниже приведены основные причины конфликтов: организационно-управленческие, собственно объективные, личностные и социально-психологические.

Две первые группы перечисленных причин в большинстве своем характеризуются объективной направленностью, а другие, в основном, субъективной.

К причинам объективного характера относят условия социального взаимодействия индивидов, которые вызвали конфликт их мнений, интересов, убеждений и т.п. Они ведут к образованию предконфликтному событию – объективной составляющей предконфликтной ситуации.

Субъективные факторы, провоцирующие конфронтации, характеризуются связью с индивидуальными особенностями личности оппонентов, приводящие к выбору конфликтного пути разрешения образовавшегося объективного противоборства.

Другими словами субъективные причины ведут к субъективному способу реагирования.

Строгой классификации объективных причин не существует, поскольку они довольно разнообразны. Можно выделить среди наиболее часто встречающихся следующие причины конфликта между человеческими субъектами:

— естественное расхождение значимых духовных ценностей и материальных устремлений человеческих субъектов в ходе их существования;

— низкая подготовленность нормативно-правовых процедур, позволяющих регулировать и адекватно разрешать противоречия, зарождающиеся в ходе человеческого взаимодействия;

— дефицит важных для нормального взаимодействия и жизнедеятельности индивидов материальных благ и духовных ценностей;

— образ жизни большинства людей;

— устойчивые стереотипы межличностного взаимодействия и межгрупповых взаимоотношений граждан, провоцирующие возникновение столкновений.

Как правило, объективные причины ведут к образованию предконфликтного микроклимата. Объективные причины конфликтов психология разделяет на мнимые, то есть на искусственно придуманный личностью повод, и реальные.

Когда предконфликтная ситуации перерастает в непосредственно конфронтацию, начинают действовать субъективные психологические причины конфликта.

Считается, что практически во всех предконфликтных ситуациях у индивида существует возможность выбора путей разрешения: конструктивных либо деструктивных, конфликтных или неконфликтных.

Субъект выбирает тот либо иной поведенческий стиль, исходя из субъективных особенностей темперамента личности и ее характера. В конфликте не существует виноватого и безвинного. Противоборствуют всегда оба участника.

Причины социальных конфликтов

Необходимым условием общественного развития является социальное противостояние, которое выступает в качестве результата несовместимости убеждений отдельных индивидов. Конфронтация позволяет оголить проблемы с социума, что в свой черед способствует их разрешению либо ведет к анархии.

Разнородность общества, различия в статусе, отличия в благосостоянии – все это неизбежно ведет к возникновению противостояний и, следовательно, к эскалации социальной конфронтации.

Фундаментом каждого отдельного столкновения всегда являются различные явные и скрытые психологические причины конфликта.

К числу главных социальных предпосылок для зарождения противоречий относят, в первый черед, социальное неравенство, поскольку всякий социум богат на бедняков и олигархов, и культурная неоднородность, заключающаяся в существовании различных ценностных интересов, поведенческих систем в обществе.

Факторов, провоцирующих социальные противостояния, насчитывается множество. Ниже приведены социальные причины конфликтов кратко.

Идеологические причины конфронтации состоят в существовании определенной ценностно-идейной системы, определяющей превалирование и субординацию в любом социуме. Взгляды у участников на такую систему могут значительно разниться.

Различные ценностные ориентиры также считаются довольно частой причиной социального противостояния. Всякий участник противостояния, будь то социальный коллектив или отдельное лицо, обладает индивидуальным набором ценностных благ.

Каждый такой набор строго субъективен, и часто противоположен набору другой участвующей стороны. Конечной целью описываемого типа конфликтов является удовлетворение исключительно собственных потребностей.

Именно это вызывает взаимодействие противоположно направленных интересов, порождающих противостояние.

Экономические и социальные факторы связаны с разделением власти и богатства. Конфликты этого вида появляются, когда одной из участвующих сторон кажется, что ее обделили. Данный вид причин социальных противоречий считается наиболее распространенным.

Социальные конфронтации можно классифицировать по количеству противоборствующих сторон (внутри и межличностные, межгрупповые), по источнику возникновения (субъективно и объективно обусловленные), по функциям (интегративные и дезинтегративные), по форме (внешне направленные и внутренние), по сферам общественной жизнедеятельности (политические, этнические, экономические, семейно-бытовые).

В свой черед, каждый из перечисленных видов конфронтаций характеризуется отдельными причинами, провоцирующими их возникновение.

Так, например, основные причины семейных конфликтов – это ревность, устоявшиеся стереотипы в интимной жизни, приверженность одного из партнеров к злоупотреблению удовлетворения собственных потребностей (алкоголь, финансовые траты исключительно на себя), расхождения во мнениях и, следовательно, потребностях по проведению совместного досуга, эгоизм, бытовые проблемы. Перечислены далеко не все причины семейных конфликтов, поскольку в каждой отдельно взятой ячейке общества существуют специфические проблемы и индивидуальные причины.

Причины межнациональных конфликтов

Все чаще в современном мире возникают межнациональные конфликты. Для установления господствующего положения в отношении остальных жителей планеты люди обычно прибегают к применению различных средств. И чаще такими средствами бывают оружие и грубая сила.

Читайте также:  Дневник эмоций - психология

Соперничество между человеческими субъектами разных национальностей, противоборство, острое конкурирование в борьбе за превалирование собственных интересов, которые обнаруживаются в различных требованиях, называется межнациональным конфликтом.

В межнациональных конфронтациях сталкиваются две участвующие стороны, отстаивающие собственную точку зрения и стремящиеся добиться персональных целей.

Когда оба участника равносильны, в большинстве случаев, стороны стремятся с целью решить проблемный вопрос мирным путем.

Однако, как правило, в противостоянии людей разных народностей есть превалирующая сторона, то есть превосходящая по каким-нибудь параметрам, и более слабая, вследствие чего и более уязвимая.

Конфликты межнационального характера могут возникать по разным причинам. Можно выделить самые распространенные причины конфликта между народами:

— социальная неудовлетворенность людей внутри одного государства или разных;

— расширение границ интересов бизнеса, выходящих за пределы одной страны;

— экономическое превосходство;

— несогласие с географическим установлением рубежей расселения разных народов; культурно-языковые притязания народов;

— политические формы поведенческого реагирования власть имущих;

— численное превалирование одной народности над другой;

— историческое прошлое богатое на противоречия во взаимоотношениях народов;

— борьба за естественные ресурсы природы и возможность их использования с целью потребления одной нацией в ущерб другой;

— конфессиональные расхождения и религиозные.

Причины конфликтов психология объясняет на основе изучения накопленного в различных уголках планеты опыта.

Разнясь по социальной значимости, масштабам, генезису, «возрасту», напряженности, межнациональные конфронтации характеризуются одной «конечной природой», содействующей этнической мобилизации.

Глубинные корни всех межнациональных конфронтаций сокрыты за нарушением прав той либо иной этнической группы, отсутствием равноправия и справедливости в межэтнических отношениях.

Основные причины конфликтов кратко можно описать несколькими словами: межнациональное противостояние провоцирует наличие экономических, территориальных, политических, социальных и психологических противоречий между государствами.

Кроме того, нередким явлением для зарождения конфронтации между народами считается наличие одновременно нескольких причин. Также необходимо отметить, что важнейшую роль в зарождении конфронтации между этносами играет субъективный фактор, который значительно осложняет его течение и разрешение.

Собственно субъективный фактор влияет на эскалацию, интенсивность и «взрывоопасность» межэтнических противостояний.

Причины конфликтов в организации

Так сложилось, что взаимоотношения между людьми не могут выстраиваться гладко, вследствие чего осложняются конфронтациями.

Ниже приведены основные причины конфликтов, проистекающие в организации:

— распределительные отношения (конфронтация зарождается вследствие распределения различных благ, при этом на возникновение конфликтов не влияет справедливость распределения);

— сложности, возникающие в процессе совместного труда (часто люди, действующие в рамках одного отдела, работающие в одном цеху, офисе конфликтуют между собой и чем ответственней и сложней работа, тем большей неизбежностью будут характеризовать противоречия);

— расхождение интересов (индивиды в некоторых организациях часто преследуют исключительно персональные цели и личные интересы, вследствие которых развиваться полноценно организация не может);

— борьба за лидерство (зачастую природа конфронтаций в организациях носит характер самореализации, порождающей соперничество из-за завышенных амбиций отдельных лиц);

— плохие условия для трудовой деятельности (данный фактор является раздражителем для людей и рождает нетерпимость к другим трудностям и проблемам).

Типичные причины конфликтов в организациях часто связаны с личными переживаниям и индивидуальными психологическими характеристиками работающих лиц.

В социальных коллективах противостояние возникает, когда один субъект начинает думать, что намерения либо действия другого ему угрожают, создают неравное положение, дискриминируют его, принижают важность его роли.

Чтобы конфронтация начала созревать, необходим инцидент, который заключается в действиях одной стороны, направленных на ущемление интересов другой стороны. Когда вторая сторона отвечает аналогичным поведением, конфликт трансформируется из потенциального противостояния в реальное (актуальное).

Вместе с тем необходимо учитывать, что конфронтации нередко возникают не вследствие реальных действий, а из-за подозрений одного индивида, что против него другой субъект планирует нечто неблагоприятное.

Источник: http://vseopsycho.ru/prichiny-konfliktov/

Объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины конфликтов

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. Развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально -психологических и личностных.

Первая группа факторов возникновения конфликтов носит объективный характер. Организационно -управленческие причины имеют объективно-субъективную обусловленность. Социально-психологические причины конфликтов субъективно-объективны.

Личностные причины конфликтных ситуаций субъективны.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов весьма полезно для определения способов их предупреждения, выработки оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

К объективным причинам конфликтов относятся те обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок при минимальном влиянии субъективного фактора.

Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов — противоречия, вызванные индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ их разрешения.

О характере взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно сказать следующее. Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление неправомерно.

Во-вторых, пожалуй, нет конфликтов, которые не были бы обусловлены, помимо субъективных, и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом.

В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор.

Анализ более 2000 межличностных конфликтов во взаимоотношениях руководителей среднего звена показывает, что существует много объективных причин конфликтов. Они настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие.

1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности. Сотрудники, работающие в одном коллективе, как правило, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Это столкновение интересов, мало зависящее от их воли и желания, создает объективную основу для конфликтных ситуаций.

2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.

Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению.

В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные, всем известные неконфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников.

3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. Распределение жилья, премий, загранкомандировок, других материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

4. Объективной причиной части межличностных конфликтов является сам образ жизни многих россиян, связанный с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств для удовлетворения подчас элементарных потребностей семьи, деятельностью, в которой человек не всегда может реализовать свои способности, создающей ограничения для творчества и саморазвития.

5. Сформировавшиеся за последний век, а может быть, и за более продолжительное время некоторые достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов. Поскольку люди сами часто унижены и оскорблены государством, нередко и окружающими людьми, они легко и не колеблясь идут на конфликты.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно -управленческий характер.

Этим причинам элемент субъективизма присущ в большей степени по сравнению с причинами первой группы.

Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Их классификация представлена на рис. 5.

Рис.5. Организационно-управленческие причины конфликтов

Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей: организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Например, поставка некачественного сырья объективно создает предконфликтную ситуацию между поставщиком и заказчиком.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Читайте также:  Параноик и жертвенность - психология

Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15% (Рубахин, Филиппов, 1972).

Эти данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. Существуют разные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них состоит в том, что «… конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально -экономическими детерминантами.

Вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами» (Петровская, 1977).

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы.

Одной из них являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса говорящего.

Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, так как ему сообщать ее невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания.

Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы отличающиеся, а иногда противоположные тому, что сказал собеседник. Человек в принципе не может в процессе общения передать без искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.

В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. В этом случае возникновение межличностного конфликта, как правило, неизбежно.

Теоретической основой анализа данной причины в значительной степени явилась теория американского психолога Э.Берна.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.

В качестве иллюстрации приведем известную притчу в нашей интерпретации. Пятеро слепых подошли к слоненку и стали его ощупывать с тем, чтобы узнать, что он из себя представляет. Слоненок испугался и убежал. Слепые стали обсуждать, на кого же он похож.

Тот, который успел ощупать ногу слоненка, сказал, что слоненок похож на ствол пальмы. Тот, кто ощупал хвост, сказал, что слоненок похож на веревку. Тот, кто держался за хобот, сказал, что слоненок похож на удава. Тот, кто успел ощупать ухо, сказал, что слоненок похож на измятый лист толстого пергамента.

Последний из слепых, который ощупал бивень, сказал, что слоненок твердый, как кость, и похож на большой рог. Начали они между собой спорить. Поскольку каждый не без основания считал себя правым, то спор перерос в ссору, а затем в драку. В ней свою правоту доказал тот, кто был сильнее.

Это был самый высокий из слепых, успевший ощупать ухо. Стали все слепые считать, что слоненок похож на лист пергамента.

В чем заключалась причина этого конфликта? В том, что каждый из слепых успел оценить только часть слоненка, подошел к его оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции каждым была вызвана тем, что по-своему каждый был, без сомнения, прав. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет только часть более общей правды.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки.

Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу; положением дел в начале деятельности (Анцупов, 1992).

Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнившими аналогичную работу отлично.

Сам же работник обычно оценивает свои результаты, сравнивая их с началом деятельности и результатами других людей, выполнявших аналогичную работу похуже.

В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся: внутригрупповой фаворитизм, т.е.

стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е.

изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; свойственное человеку желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей.

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека при его взаимодействии с другими людьми и окружающей средой.

В процессе социального взаимодействия у человека существует диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми.

Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту. Зачастую недопустимое поведение обусловлено агрессией оппонентов.

Агрессия — это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему.

Наличие антипатии как устойчивого отрицательного эмоционального отношения индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности, также может стать причиной возникновения и развития конфликтной ситуации.

Завышенный или заниженный уровень притязаний так же способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов.

Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Одной из часто встречающихся личностных причин конфликтов являются акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Еще одной важной проблемой психологии конфликта является точное определение и единое понимание структуры и функций конфликта.

Источник: http://3ys.ru/psikhologiya-konflikta/ob-ektivnye-organizatsionno-upravlencheskie-sotsialno-psikhologicheskie-i-lichnostnye-prichiny-konfliktov.html

Ссылка на основную публикацию