Гештальт-психология: история и исследования — психология

Гештальт-психология: история и исследования — Психологос

17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И. Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии.

Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».

Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской, психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас.

Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

Слово «гештальт» — немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон X. Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890); посвященной исследованию восприятия.

Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п.

Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Кёлер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн.

Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий.

Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

Эксперименты Келера

Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой.

Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

Исследования мышления

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

С чисто описательной точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля.

Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия.

Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

Развитие гештальтпсихологии

В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе.

По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован.

Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом.

На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных, не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

В том же 1921 году Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию.

Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов.

Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г.

Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Заметным исключением можно назвать лишь выход в 1945 г.

Читайте также:  Линейка деловой ответственности - психология

(кстати, тоже в декабре — 19 числа) незавершенной работы Вертгеймера (скончавше-гося в 1943 г.) «Продуктивное мышление» (в переводе на русский язык эта классическая работа увидела свет в 1987 г.). В ней автором описаны интересные эксперименты, проводившиеся над детьми.

Для аргументации своих выводов Вертгеймер использовал также личные воспоминания о беседах с Эйнштейном (их лекции порой проходили в соседних аудиториях).

Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики школьного обучения.

В основе этой практики лежала одна из двух ложных концепций мышления — либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элементами), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления.

Вертгеймер, в ча¬стности, подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Он стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических). Она описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т. п. Детерминанты этих преобразований оставались невыясненными.

Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами.

Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школы «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya-dvoe-zn—istoriya-i-issledovaniya

Психоанализ, гештальтпсихология и гуманистическая психология

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1].

Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

-человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

-эти влечения преимущественно бессознательны;

-попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

-освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем.

Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности.

Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.

Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы.

Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1].

Читайте также:  Стихи для имиджа и интересности - психология

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С.

Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р.

Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

№ 22. Педагогическая психология как наука. Предмет, задачи.

Педагогическая психология — наука изучающая закономерности и механизмы, обеспечивающие формирование личности в образовательном процессе.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, так и со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т.е. со стороны педагога и воспитателя).

Задачами педагогической психологии являются:

· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

· изучение психологических основ деятельности педагога;

· определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

· разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

Источник: https://megalektsii.ru/s32794t1.html

Гештальт-психология — основные принципы и идеи познания себя

Многие психологи выбирают гештальт терапию как действенный способ для проработки сложных личностных ситуаций. Что это за направление и как все-таки закрыть персональный гештальт?

Классическая психология начала 20 века зашла в тупик. Идея толкования субъективного опыта как суммы отдельных ощущений и ассоциаций, связанных с ними опосредованно, исчерпала себя. Оказалось, что многие наблюдаемые феномены объяснить с помощью такого подхода невозможно.

Содержание

Из ряда исследовательских экспериментов стало очевидно: целое не равно сумме отдельных частей, если речь идет о механизме восприятия человеком окружающего мира. Впечатления и ощущения не получается повторить, просто воспроизведя сопутствующие физические условия (форму, цвет, тактильное переживание).

Идея гештальтпсихологии

Кризис классической науки стимулировал появление и развитие новых философских и психологических направлений. В попытках объяснить механизмы работы психики ученые часто заимствовали базовые идеи и подходы из других наук.

Одна из теорий использовала аналогии с физикой и основывалась на существовании в сознании некоего субъективного поля, сравнимого с электромагнитным.

В поле психическом также предполагалось существование ряда разнонаправленных сил, окончательный результат взаимодействия которых и воспринимается сознанием как финальный образ.

При этом то же впечатление невозможно описать через сумму отдельных составляющих. Несколько позднее эта идея разовьется в направление, известное сегодня как гештальт-психология.

Отдельные понятия, используемые в этой школе, появились до формального становления направления. Так, принцип транспозиции еще в конце 19 века сформулировал австриец Х.Эренфельс.

Мелодия, сыгранная выше или ниже оригинальной тональности, безошибочно узнаваема, хотя не содержит ни одного элемента «базового переживания». Этот пример наглядно доказывает, что трактовка образа как списка связанных деталей несостоятельна.

Цельный образ, разделение которого на более мелкие элементы приведет к потери сути, позднее был назван «гештальтом».

Фи-феномен и появление нового течения

Зародилась гештальт-психология около века назад – в 1910-е годы. Родоначальником этого течения считается Макс Вертгеймер.

Формальной точкой остчета считают 1912 год, в котором Вертгеймер опубликовал работу, посвященную фи-феномену (принципу несводимости общего к перечню всех его компонент).

Именование выявленных закономерностей греческими буквами, как и идея полей, было заимствовано из физики.

Путешествуя поездом, Вертгеймер обратил внимание на огни за окном. Логически понимая, что наблюдает два разных неподвижных источника света, он все же субъективно толковал их как единый передвигающийся предмет. При росте скорости утрачивается даже чувство объекта – остается ощущение движения «самого по себе».

Запершись в придорожном отеле, Вертгеймер месяц исследовал феномен, объяснения которому не могла дать наука того времени. Тогда и родилось понятие «целого», неделимого без потери свойств (в родном языке ученого – немецком – термин звучит как Gestalt).

Значительный вклад в направление внесли и его коллеги по Берлинскому университету К.Коффка и В.Келлер. Гештальт-психологию иногда называют Берлинской школой — по месту работы ученых, стоявших у истоков направления.

Влияние предшественников и смежных наук

Гештальт-психология разрабатывала проблему целостности восприятия, поднятую Австрийской школой. Философским базисом был выбран «критический реализм». Течение признает раздельное существование:

  • физического мира;
  • мира ощущений (в зависимости от контекста признаются «объективными» и «субъективными»).

Субъективный мир можно рассматривать в двух вариантах:

  • как реальность физиологическую (как изменения, вызываемые в мозге разнообразными влияниями окружающего мира);
  • как реальность феноменальную, или психическую.

Реальности изоморфно связаны: процессы в одной линейно сопоставимы с процессами в другой. Связь эта двухсторонняя, а значит, изменения в психике можно объяснить на уровне физиологии работы мозга. Но гештальт-психология не отказывается и от исследований методом феноменологического самонаблюдения.

Способы изучения психики и ключевые достижения

Особо интересовали представителей этой школы визуальные иллюзии:

  • феномену мнимого передвижения статических предметов;
  • иллюзиям формы (в первую очередь особенностям трактовки фона и фигуры);
  • оптическим иллюзиям, основанным на впечатлении от геометрических форм.
Читайте также:  Романтизм - психология

Итогом работы стала формулировка ряда психических законов:

  • правило близости (между расположенными рядом предметами человек предполагает наличие взаимосвязи);
  • правило подобия (объективно независимые друг от друга предметы, сходные между собой по размеру, форме, цвету или другим характеристикам, мозг склонен трактовать как группу);
  • правило завершенности (мозг «додумывает» незавершенную форму – так, линия горизонта на фото может перекрываться горой, но человек легко «достраивает» скрытый элемент);
  • правило продолжения (часть, находящаяся вне поля зрения, может «достраиваться» в воображении);
  • правило простоты, или «хорошего продолжения» (целостный образ формируется из наиболее простых и логичных составляющих, лишние и не вписывающиеся в концепцию детали «корректируются», упрощаются или отбрасываются);
  • правило разделения (предмет, резко контрастирующий по ряду признаков с окружением, проще отделить от фона – например, темная фигура на однородной светлой подложке будет замечена в первую очередь);
  • правило появления (из множества разнотипных мелких объектов частное выделяется сознательным усилием, и лишь тогда частное «появляется» в картине мира, а прочие элементы переходят в разряд фона).

Весомый вклад гештальт-психологи внесли и в развитие конфликтологии. К.Левин фактически основал этот раздел науки, описав основные типы противоречий, свойственных психике человека.

Конфликт определяется им как состояние, при котором на личность одновременно влияют две (или более) сонаправленных или противоположных по эмоциональному вектору силы. Противоречия делятся по типу на конфликты:

  • Двойного притяжения;
  • Двойного отталкивания;
  • Притягивания и отталкивания одновременно.

Выбор между походом в кино или на концерт – упрощенный пример конфликта по принципу двойного притяжения. Оба события позитивны, но выбрать можно лишь один из вариантов.

Пример конфликта по принципу двойного отталкивания: не хочется работать, но и риск сорвать сроки проекта оптимизма не вызывает. Выбор обычно делается в пользу меньшей угрозы.

Конфликт может образоваться при влиянии разнонаправленных сил (хочется пригласить на свидание коллегу, но останавливает страх получить отказ). Для восстановления психического баланса одна из сил должна перевесить.

Позднее классификация была дополнена еще одной разновидностью, где оба варианта обладают и плюсами, и минусами. В пример можно привести ситуацию со сменой места работы.

Влияние гештальт-психологии: новые теории и прикладная реализация

Теория Левина стала базой для появления в США современной школы социальной психологии. На ее основе Ф.

Хайдер создал теорию о состоянии когнитивного баланса (стремлении индивида к восстановлению психологического равновесия и его способности этого равновесия достичь без изменения внешних условий).

На том же базисе выстроена теория Л.Фестингера о когнитивном диссонансе – стремлении личности избавиться от противоречий в субъективной картине мира.

Законы визуального восприятия, описанные в гештальт-психологии, повсеместно применяются в дизайне. С учетом этих правил разрабатываются все объекты, с которыми сталкивается человек: от мебели до компьютерных интерфейсов.

Гештальттерапия

Этот метод коррекции имеет мало общего с гештальт-психологией как таковой. Гештальт терапия использует тот же базис: берет за основу идею возможности переструктурирования пережитого опыта и поиска баланса.

В терапии часто применяется и самонаблюдение. Одна из известных техник – «метод пустого стула».

Человеку предлагают представить себя в качестве собеседника, проговорить актуальные проблемы и внимательно отслеживать переживаемые при этом ощущения.

Законы, выведенные в рамках исследований гештальт-психологов, широко используются в практических сферах на ряду с психоанализом. Ее теоретические основы и методы изучения психики не только дали толчок для развития целой плеяды новых направлений, но и стимулировали создание самостоятельных дисциплин.

Источник: http://lifeveda.ru/geshtalt-psixologiya-osnovnye-principy-i-idei-poznaniya-sebya/

История современной психологии

Критики гештальт — психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия — к примеру, при наблюдении фи — феномена — сводилась скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования.

Такой подход был похож на полное отрицание проблемы как таковой! Экспериментаторы — психологи заявляли, что позиция гештальтистов выражена неотчетливо и что базовые принципы и границы применения их теории определены недостаточно строго, чтобы возыметь научное значение.

Гештальтисты отвергали эти обвинения, настаивая на том, что незаконченность объяснений и определений нового научного направления — это отнюдь не то же самое, что неопределенность.

Другие ученые заявляли, что приверженцы гештальт — психологии слишком много занимаются теоретическими выкладками и получают слишком мало опытных данных в поддержку своих идей.

Хотя научная школа гештальтизма с самого начала действительно приобрела теоретическую ориентацию, со временем ее основатели стали уделять больше внимания экспериментальным исследованиям и смогли получить множество интересных практических результатов.

Относительно этого пункта обвинений существует такое предположение, что экспериментальные работы гештальтистов оказались менее значимыми, чем работы бихевиористов, потому что им не хватало строгого контроля, а полученные с их помощью данные не имели достаточно точного количественного определения, а значит, и не подходили для статистической обработки. Гештальт — психологи оказались в такой ситуации, потому что в полученных результатах их действительно больше интересовали качественные, а не количественные стороны. У гештальтистов были просто иные цели исследования, не вписывающиеся в привычные рамки психологии

Введенное Келером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике.

Попытки повторить эксперимент Келера, в котором шимпанзе давались две короткие палки, из коих надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения.

На основании повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков (Windholz & Lamal. 1985).

Помимо этого, звучала критика в адрес нечетко сформулированных положений гештальт — психологии Гештальтисты признавали, что их теоретизирования в этой области носят пробный характер, но при этом были убеждены в том, что эти предположения станут полезным дополнением к их системе.

Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl237.shtm

Ссылка на основную публикацию