Гены — психология

Корни личности: как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Гены - психология

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения».

Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.

Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку.

Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис.

Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда.

У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу.

У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду.

Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов.

В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов.

Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом.

При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками.

Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.

2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.

1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении.

Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни.

Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме.

Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме.

Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ X-хромосомы: у мужчин она одна, тогда как у женщин их две. X-хромосома связана с более чем 150 расстройствами, в числе которых — гемофилия и мышечная дистрофия Дюшенна.

Для того чтобы у девочки проявилась генетически обусловленная умственная отсталость (или гемофилия, или другая подобная патология), мутация должна произойти сразу в двух местах, тогда как в случае с мальчиком достаточно одной аномалии.

генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом.

Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов.

Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов.

Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.

23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме, что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость.

Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта).

В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни).

Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ.

Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа.

Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества.

Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное.

В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности.

Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/11639-psikhogenetika

Гены и развитие

Гены и развитие

Автор Татьяна в 29/10/2014. Опубликовано Психология развития

Каждый из нас по-своему индивидуален.

Можете ли Вы знать наверняка, что продиктовано Вашей генетической наследственностью, а что обусловлено Вашим жизненным опытом? Что вообще предопределяет развитие ребёнка? Невозможно собрать все факторы, влияющие на этот процесс, нам известны только лишь наиболее очевидные из них — генетика, стиль воспитания, опыт, друзья, семейные отношения и успехи в школе. Давайте подумаем о них как о кирпичиках. Личность большинства из нас строится, как правило, из одних и тех же компонентов-кирпичиков; загадка же заключается в том, каким способом эти компоненты объединяются в единое целое. Эта загадка волнует философов, психологов и педагогов в течение сотен лет: является ли личность каждого из нас результатом природных факторов (нашего генетического фона) или воспитания (нашей среды)? Сегодня большинство исследователей пришли к тому, что развитие ребенка включает в себя сложное взаимодействие природы и воспитания. На некоторые аспекты развития могут оказывать сильное влияние биология, остальные же обусловливаются влиянием окружающей нас среды. Например, срок наступления половой зрелости во многом зависит от наследственности, но на него могут влиять и другие факторы — например, питание.

С первого момента жизни формирование будущей личности человека идёт при взаимодействии наследственности и окружающей среды.

Гены, наследуемые ребёнком от его родителей, можно представить в виде своеобразной дорожной развязки, особенности же среды, в которой происходит становление его личности, направляют этот процесс по той или иной «дороге».

Сложное взаимодействие природы и воспитания не просто случается в определённые моменты или периоды; оно носит продолжительный характер и происходит на протяжении всей жизни.

От одной клетки к триллионам

Развитие ребенка начинается, когда мужская половая клетка, или сперматозоид, проникает через мембрану женской клетки — яйцеклетки. Сперматозоид и яйцеклетка содержат хромосомы, которые «программируют» будущего человека.

Гены, содержащиеся в этих хромосомах, состоят из химического соединения, известного как ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая как раз и содержит в себе генетический код.

Сперматозоиды и яйцеклетки содержат только половину стандартного набора хромосом: если все остальные клетки организма человека содержат по 46 хромосом, в сперматозоиде и яйцеклетке насчитывается лишь по 23 хромосомы. Это гарантирует, что появившийся в результате слияния этих двух клеток новый организм будет иметь правильное количество хромосом.

Генотип и фенотип

То есть, то, какие именно черты передались ребёнку от обоих родителей, влияет на то, как ребенок будет развиваться и каким он станет? Для того, чтобы полностью понять это, важно сначала отделить генетическую наследственность ребёнка и фактическое её выражение — генотип и фенотип. Генотипом называют всю совокупность унаследованных человеком генов. Фактическое проявление генов в чертах человека составляет его фенотип. Фенотип может включать как физические черты, такие как рост или цвет глаз, так и личностные черты — к примеру, застенчивость, темперамент.
Помните сравнение с «кирпичиками», которое мы провели ранее? Давайте теперь его уточним? Генотип — этакий план, по которому будет «строиться» человек. Все люди «строятся» по одному плану, но за счёт того, что мы наследуем разные наборы генов, каждый из нас так непохож на остальных.

Факторы, влияющие на то, как проявляется ген

То, как выражается ген, зависит от двух вещей: взаимодействия гена с другими генами и постоянного взаимодействия между генотипом и окружающей средой.

  • Взаимодействие генов между собой. Гены могут иногда содержать противоречивую информацию, и в большинстве таких случаев один из генов должен будет уступить другому. Бывает, конечно, что гены дополняют друг друга. Например, если один родитель высокого роста, а другой низкого, ребёнок, в конечном итоге, будет среднего роста. Но гораздо чаще бывает, что гены проявляются в зависимости от своей доминантности/рецессивности. Так, например, бывает в случае с цветом глаз. Карий цвет доминирует над рецессивным голубым. Если один из родителей имеет карие глаза, а другой — голубые, проявится именно доминантный ген, и ребёнок будет иметь карие глаза.
  • Взаимодействие генов с окружающей средой. Условия, воздействию которых ребёнок подвергается как в утробе матери, так и в течение всей своей жизни, могут также повлиять на то, как проявляются гены. Например, воздействие вредных препаратов на ребёнка в период внутриутробного развития может иметь огромное влияние на его дальнейшее развитие. Хорошим примером признака, обусловленного генетически, но отвечающего на воздействие окружающей среды, может служить рост ребёнка. Даже если совокупность генов ребёнка будет способствовать высокому росту, он может быть существенно ограничен недостаточным пи питанием или хроническими заболеваниями.
Читайте также:  Линейка деловой ответственности - психология

Генетические аномалии

Генетические «инструкции» не являются безошибочными, так что развитие ребёнка зачастую сходит с верного пути. Иногда, при образовании сперматозоида или яйцеклетки хромосомы делятся неравномерно, в результате чего в половых клетках может быть больше или меньше нормы — 23 хромосом.

Когда одна из таких аномальных клеток соединяется с нормальной, получившаяся зигота будет иметь нечётное число хромосом.

Исследователи предполагают, что число всех зигот, которые образуются при слиянии аномальных клеток с нормальными, составляет до половины всех случаев беременности, но большинство таких зигот самопроизвольно разрушается или не развивается до готового к рождению ребёнка.

В некоторых случаях — это происходит в 1 случае из 200 — рождается ребёнок с аномальным числом хромосом. Причём, результатом будет определённый тип синдрома с некоторыми отличительными характеристиками.

Синдром Дауна

Наиболее распространенный тип такой аномалии известен как трисомия по хромосоме 21 или синдром Дауна. В этом случае, ребёнок имеет три хромосомы на участке 21 хромосом вместо нормальных двух. Синдром Дауна проявляется внешне — ребёнок имеет круглые черты лица и раскосые глаза.

Люди с синдромом Дауна могут иметь и другие физические проблемы, включая порок сердца и проблемы со слухом. Почти все люди с синдромом Дауна страдают от некоторых умственных нарушений, но точная степень тяжесть может резко варьироваться от случая к случаю.

Независимо от тяжести синдрома, раннее вмешательство может привести к гораздо лучшим результатам и позволить многим людям с синдромом Дауна заботиться о себе самостоятельно и менее зависеть от окружающих.

Аномалии половых хромосом

У подавляющего большинства новорожденных — и мальчиков, и девочек — есть, по крайней мере, одна Х-хромосома.

В некоторых случаях (примерно 1 случай из 500), дети рождаются либо с отсутствующей Х-хромосомой, либо с дополнительной половой хромосомой.

Синдром Клайнфельтера, синдром ломкой Х-хромосомы (Мартина-Белл) и синдром Тернера — как раз примеры нарушений, связанных с половыми хромосомами.

  • Синдром Клайнфельтера вызывается наличием дополнительной Х-хромосомы и характеризуется отсутствием развитых вторичных половых признаков и нарушением способностей к обучению.
  • Синдром ломкой Х-хромосомы возникает, когда часть Х-хромосомы прикреплен к другим хромосомам при помощи настолько тонкой цепочки молекул, что кажется, что она вот-вот разорвётся. Это случается и у мужчин, и у женщин, но внешнее проявление синдрома может варьироваться. Некоторые пациенты с ломкой Х-хромосомой не демонстрируют никаких отклонений, в то время как у других развивается умственная отсталость — от лёгкой до тяжёлой степени.
  • Синдром Тёрнера (в России — синдром Шерешевского — Тёрнера) развивается, когда у человека присутствует только одна половая хромосома (Х-хромосома). Это случается только у женщин и может привести к низкорослости, сутулости, формированию кожных складок на боковой поверхности шеи, похожих на перепонки, и отсутствию вторичных половых признаков. Психологические нарушения, обусловленные синдромом Тёрнера, включают в себя трудности в обучении и сложности с распознаванием эмоций передаваемых при помощи мимики.

В заключение…

…хотелось бы ещё раз отметить, что генетика имеет огромное влияние на развитие ребёнка. Тем не менее, важно помнить, что генетика — лишь часть сложной головоломки, которая определяет жизнь будущего ребёнка. Факторы среды — не только внешние условия, но и воспитание, культура, образование и социальные отношения — также играют в процессе его становления жизненно важную роль.

Источник: http://aboutyourself.ru/psy-razv/geny-i-razvitie.html

Генетическая психология

Генетическая психология

Генетическая психология – это направление, развившееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. 

Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ.

Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии.

Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине. При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы.

Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления. В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.

Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.

Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план.

Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления.

Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.

Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.

Представители генетической психологии  занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.

Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.

Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.

Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/geneticheskaya-psihologiya

Статьи

Статьи

18 Мая 2018

Без него клетки черной субстанции среднего мозга, руководящие движениями, образуются не так, как в норме, и их получается меньше, чем нужно.

читать18 Мая 2018

Авторы новой работы продемонстрировали, что употребление аспирина существенно повышает риск развития меланомы у мужчин.

читать18 Мая 2018

Вакцина против ВИЧ-инфекции показала крайне высокие результаты эффективности и безопасности.

читать17 Мая 2018

Специалисты не считают грибы диетическим продуктом и не рекомендуют даже здоровым людям включать их в постоянный рацион.

читать17 Мая 2018

Учёным удалось определить причину синдрома и обратить заболевание вспять (правда, пока только у мышей).

читать17 Мая 2018

Мыши с более «слабым» вариантом белка р53 чаще болеют раком, зато живут дольше, чем мыши с более «сильным» его вариантом.

читать17 Мая 2018

Путин поручил правительству обеспечить повышение средней продолжительности жизни в России до 78 лет к 2024 году и до 80 лет – к 2030.

читать16 Мая 2018

Метод активизации процесса аутофагии был испытан на нематодах, плодовых мухах и культуре клеток человека.

читать16 Мая 2018

Всемирная организация здравоохранения собирается полностью запретить искусственные ненасыщенные трансжиры через пять лет.

читать16 Мая 2018

Молекула, которая борется с вирусами, вызывающими респираторные инфекции, прошла лабораторные испытания и показала высокую эффективность.

читать16 Мая 2018

Журнал Scientific Reports отозвал статью о вреде вакцины от вируса папилломы человека.

читать16 Мая 2018

Ученые из Калифорнии рассказали о «пересадке» воспоминаний от одного морского моллюска к другому с помощью инъекции РНК.

читать16 Мая 2018

Вопреки расхожему мнению, витаминов нам не хватает весь год, а не только весной.

читать15 Мая 2018

Первый опыт применения «генных ножниц» для лечения пигментного ретинита с доминантным типом наследования прошёл успешно.

читать15 Мая 2018

Инъекция мезенхимальных клеток в подвздошную кость запускает кроветворение у тех, кому не помогла пересадка костного мозга.

читать15 Мая 2018

Первый препарат для борьбы с когнитивными нарушениями, обусловленными синдромом Дауна, проходит испытания на людях.

читать15 Мая 2018

Препарат на основе наночастиц магнетита может использоваться для визуализации опухоли и продлил жизнь больных раком мышей на 69,5%.

читать15 Мая 2018

Исследователи вырастили ткань поджелудочной железы, которая обрастает сосудами и приживается после пересадки.

читать15 Мая 2018

Результаты таких нетрадиционных исследований могут в будущем быть полезны и для практической медицины.

читать14 Мая 2018

Чем больше разнообразие полезных кишечных бактерий, тем ниже риск повышения артериальной жёсткости, и наоборот.

читать

Источник: http://www.vechnayamolodost.ru/articles/poplem/povihanaihopge53/

Психология и генетика

Психология и генетика

Биоэтика как наука Биоэтика — наука о нравственной стороне современной медицины, биологии и генетики человека.

Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как следствие прогресса биологической науки, технологий и медицинских знаний, требуют постоянного обсуждения как внутри профессионального медицинского сообщества, так и в кругу широкой общественности.

Ключевыми вопросами биоэтики являются вопросы прав пациентов, проведения клинических испытаний новых лекарственных препара­тов и генетических исследований, клонирования человеческих орга­низмов, трансплантации органов, использования эмбриональных стволовых клеток, …>>

Человек — единственный биологический вид, создавший то, что мы называем цивилизацией и культурой. Условия существования лю­дей на планете постоянно изменяются, причём в последнее время — быстрее, чем когда-либо.

Цивилизация влечёт за собой изменения, которые, с одной стороны, делают жизнь человека значительно более комфортной, увеличивают продолжительность жизни, создают новые возможности для развития человека, но с другой — вступают в проти­воречие с его биологической природой.

Давно известно, что человечеству угрожает гиподинамия, пере­едание, …>>

Определение и сущность генной инженерии В ряде случаев возникает необходимость ввести в организм и заставить работать определённый ген, например, взамен повреждён­ного, для устранения последствий мутации, или с целью приобрете­ния организмом новых качеств.

Эта задача решается биотехнологической отраслью, которая получила название генной инженерии.

Генная инженерия — совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения ге­нов из организма (клеток, культур), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие …>>

Главной задачей терапевтического клонирования является по­лучение линий стволовых клеток, обладающих генотипом конкрет­ного взрослого человека.

Такие клетки можно использовать для лечения множества пока неизлечимых нейродегенеративных заболе­ваний, таких как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, последствий ра­ка, травм спинного и головного мозга и т. д. Здесь следует отдельно остановиться на проблеме стволовых клеток.

Существование стволовых клеток известно довольно давно. Учитывая то, что многие ткани человеческого организма (система крови, эпителий кожи, слизистая кишечника) постоянно обновляются, логично …>>

Определение клонирования Наряду с достижениями в области геномики и молекулярной ге­нетики, значительный прогресс в последнее время достигнут в обла­сти клеточной биологии.

Под этим понимают различные манипуляции с клеточным ядром и цитоплазмой, прежде всего — пе­ресадки ядер и клонирование организмов. Клонирование (англ. cloning от греч.

«веточка, побег, отпрыск») — в самом общем значении — точное воспроизведение некоторого числа копий какого-либо биологического объекта. Объект, полученный в результате кло­нирования, называется клоном (имеется в …>>

Классическая генетика накопила довольно много фактов, когда признак, приобретённый как следствие адаптации к средовым воз­действиям, внезапно оказывался присущим многим особям и просле­живался в нескольких поколениях или становился устойчивым.

К таким явлениям относятся, в частности, выявленные достаточно дав­но советскими генетиками изменения поведения, плодовитости и окраса норки и чёрно-бурой лисицы при одомашнивании, появление некоторых признаков у дрозофилы под влиянием термического фак­тора и сохранение его в последующих поколениях, не испытывающих повышенных температур, а …>>

Импринтинг в генетике, то есть генный импринтинг, обусловленный эпиге­нетическими трансформациями — весьма распространённое явление. Это явление тесно связано с ролью отца и матери. Итак, поговорим о том, как реализуется механизм импринтинга в генетике.

Читайте также:  Психика - психология

Родители не только передают потомству свои гены, но и сигналы о том, с какой активно­стью эти гены должны работать. Некоторые гены отключаются в сперматозоидах, другие — в яйцеклетках.

В результате часть признаков потомство наследует только от матери …>>

Эпигенетические эффекты обычно связаны со значимыми для выживания сигналами. Такими сигналами может быть недостаточная обеспеченность пищевыми ресурсами или пребывание в хищниче­ском, враждебном окружении. Состояния, которые при этом возни­кают, характеризуются как стресс.

В организме в ответ на угрожающие сигналы среды усиливается активность системы реаги­рования на стрессовые воздействия.

Эта система основана на меха­низмах нейроэндокринной регуляции и включает в себя центральные отделы (кора мозга, лимбическая система, гиппокамп, гипоталамус, гипофиз) и периферические структуры (надпочечники, …>>

Cовременные пред­ставления об эпигенетике и эпигеноме Говоря об эпигенетических явлениях и процессах, мы исходим из того, что свойства организма, вся сумма его фенотипов (морфологических, метаболических и поведенческих) жёстко детерминирована его генетической основой — уникальным набором генов, полученных в процессе наследования от предков. Второй ключевой момент «генетического мышления» заключается в том, что генный материал достаточно консервативен и изменения в нём (мутации) носят случайный и ненаправленный ха­рактер. Консервативность генетического материала всегда рассматривалась …>>

Современная молекулярная генетика и геномика, с одной сторо­ны, дают примеры глубокого проникновения в механизмы живого, а с другой — преподносят сюрпризы, разрушая многие представления, благодаря которым картина живого была более или менее стройной и логичной.

Представления о генетическом детерминизме подвергают­ся серьёзному пересмотру.

Фрагментарность генома, «перепутан­ность» кодирующих и некодирующих участков, наличие альтернативного сплайсинга — всё это предусматривает необходи­мость управления процессами формирования зрелой РНК, относи­тельно которых пока нет ясности. Схемы 70-х годов, …>>

Современные знания о строении генома и технологии выявления генных полиморфизмов активно используются на практике. Наибольшее значение приобретает выявление дефектных генов (генов болезней), определение родства и генетическая идентификация личности.

Данные технологии базируются на консервативности человеческого генома, вследствие чего у каждого индивидуума в его генах могут быть найдены абсолютно специфические, характерные для него и переданные по наследству от родителей генетические маркеры.

Для установления родства используют так называемые STR-маркеры (Short Tandem Repeats), состоящие из …>>

Конечной целью геномики явля­ется выяснение функций генных продуктов — РНК или белков. Пред­стоит понять, какова роль тех или иных генов в функционировании организма человека, насколько они важны для обеспечения здоровья или возник­новения болезней.

Этим занимается функциональная геномика. Несмотря на то, что все гены человека идентифицированы и даже известна их нуклеотидная последовательность, функции значительной части из них непонятны.

Даже для досконально изученного организма — кишечной палочки, не до конца понятны функции …>>

Современные взгляды на устройство гена В каждой клетке человека около 21 тысячи пар генов, т. е. всего порядка 42-х тысяч.

В генах записана информация о структуре молекул РНК: матричной (кодирующей белки), рибосомной, транспортной и некоторых других видах так называемой некодирующей РНК (микроРНК). Средний размер гена в хромосоме — около 50 тысяч пар нуклеотидов.

Самые короткие гены содержат всего два десятка нуклеотидов, например, гены эндорфинов — белков, вызывающих ощущение удовольствия. Гены интерферонов …>>

ДНК вирусов в человеческом геноме В процессе анализа последовательности нуклеотидов, полученных при изучении генома человека, учёные обнаружили в нём присутствие «чужой» ДНК. Эта находка явилась удивительным и неоспоримым фактом.

Значительную часть нашей ДНК занимает чужеродная ДНК вирусов, в частности ретровирусов. Это остатки вирусных геномов, которые когда-то встроились в геном человека и переходят в его составе из поколения в поколение.

Ретровирусы — это РНК-вирусы, они принадлежат к обширной группе элементов, реплицирующихся с помощью обратной …>>

Развитие молекулярной генетики и клеточной биологии открывает перед человечеством большие перспективы улучшения диагностики и повышения эффективности лечения распространённых и опасных заболеваний.

Появляются новые возможности в области эволюционной биологии человека, уточняется степень родства людей и их ближайших родственников — человекообразных обезьян и наших общих ископаемых предков.

Получено много интересных данных о генетическом родстве различных народов, разработаны новые методы идентификации личности, что имеет значение для криминалистики. Наибольшие усилия предпринимаются на медицинском направ­лении, учитывая …>>

В данной статье мы рассмотрим строение геномов живых организмов, преимущественно человека, и опишем их основные черты. Но сначала дадим общее определение генома.

Геном — это совокупность генов и некодирующих последовательностей ДНК, которые входят в гаплоидный набор хромосом вида. Человеческий геном состоит от 23 пар хромосом, находящихся в ядре, а также митохондриальной ДНК (рис. 1).

Исследовательский интерес представляет не столько размер генома, сколько число функциональных генов и соотношение между генами и остальным …>>

Геномика представляет собой составную часть биоло­гической науки, объектом изучения которой являются геномы. Одно из её направлений (видов) — сравнительная геномика — исследует, помимо прочего, размеры геномов различных организмов, в том числе человека.

Когда генетики только планировали работу по изучению человеческого генома, высказывались предположения, что в нашем организме работают около 200 тысяч генов. Эта цифра выводилась из числа известных индивидуальных белков.

По мере работы над проектом число генов постоянно уточнялось. На …>>

Определение сиквенса человеческого генома и генома других организмов, выяснение структурных особенностей геномов ознаме­новало появление новой науки — геномики.

Геномика — это раздел биоло­гической науки, объектом изучения которой являются геномы всех организмов, не только человека. Можно дать и другое определение: геномика — раздел молекулярной генетики, в рамках которого исследуются геном и гены живых организмов.

Данная область знаний является сравнительно молодой, поскольку начала развиваться лишь в 80-90 годах XX века. В настоящее …>>

Канцерогенез — это бессмертие клеток. Конечно, клетки опухоли прекращают своё существование вместе с гибелью всего организма, но на определённый период злокачественная трансформация и развитие рака означает беспредельное деление определённого клеточного клона.

Хотя канцерогенез и апоптоз — два противоположно направленных процесса, в их регуляции участвуют одни и те же гены. Канцерогенез и наследственность Известно, что предрасположенность к возникновению раковых опухолей имеет семейный характер, т. е. отчасти генетически обусловлена.

С другой стороны, злокачественный рост часто …>>

На уровне отдельной клетки современная наука значительно продвинулась вперёд в понимании тех механизмов, которые лежат в основе гибели или обретения, образно говоря, клеточного бессмер­тия.

На примере такого явления, как апоптоз, можно увидеть, как генетические механизмы влияют на один из основных процессов — гибель клеток. Апоптоз и некроз Апоптоз (c греч. — опадание листьев) — это явление запрограммированной клеточной смерти.

Длительное время патоморфологи уделяли основное внимание такой форме гибели клеток, как некроз, …>>

Источник: http://glazastik.com/category/blog/psihologia_i_genetika/

Психология + генетика: за эгоизм отвечают гены, которые достаются нам от матери

В склонности любить себя сильнее, чем окружающих близких людей, виноват ген эгоизма, который человек получает от матери. Психология и генетика

Франциско Убеда вместе со своим коллегой эволюционным биологом Энди Гарднером из Оксфордского университета исследовали влияние геномного импринтинга на эгоистичное или альтруистическое поведение носителя гена.

Геномный импринтинг это явление, благодаря которому проявление (экспрессия) гена зависит от того, кто из родителей передал этот ген.

Человек получает набор хромосом от каждого родителя, но благодаря импринтингу каждый конкретный ген, полученный из яйцеклетки или сперматозоида, может не проявиться.

Убеда и Гарднер разработали математическую модель эволюции, чтобы исследовать традицию, согласно которой женщина приходит в дом мужа и воспитывает своих детей среди людей, которые не имеют к ней отношения.

Конечно, имеются в виду родовые отношения. Исследователи обнаружили, что эта традиция приводит к конфликту между отцовскими и материнскими генами.

Конфликт проявляется в том, как подросток ведёт себя в обществе, альтруистично или эгоистично.

Мужчина, как правило, ведет оседлый образ жизни, поэтому он ценит соседей, доброжелателен к ним. А женщина, по обычаю, переходит из своей семьи в дом мужа, она никак не связана с другими жителями деревни, поэтому для неё соседи – чужие люди. Хорошим соседом станет тон ребенок, кому достались от отца «гены альтруизма».

Если ребенок находит яблоко, то отцовские гены «подскажут» ему поделиться яблоком с другими детьми в деревне, так как другие дети могут быть родственниками. Материнские гены «потребуют» оставить яблоко себе.

Исходное положение, сформулированное для этого исследования, делает его применимым к тем обществам, в которых миграция женщин больше, чем мужская.

Из этого демографического неравенства следует, что дети, которые проявляют альтруистичное поведение, получили отцовские гены альтруизма, а не материнские гены эгоизма.

Находки этих ученых гораздо богаче, чем возможность предсказать, будет ли ребенок делиться яблоком. Дело в том, что ряд психических расстройств связан с наследственностью.

Применение принципов генетики к психологии не очень разумное дело, но порой – полезное. Резюмируя новость об исследовании, мы отметим, что психогенетический подход неким образом связан с метапсихологией Юнга, то есть, с существованием архетипов, матриц ролевого поведения.

И что на самом деле существуют психические механизмы, которые приводят к тому, что человек учится получать удовольствие от таких поступков и действий, которые ему не свойственны «генетически». Успешному человеку присуща игра разными архетипами, и в зависимости от ситуации, в которой человек живет, ему выгодно применять разные способы поведения, адаптируя и развиваясь.

И только в стрессовой сложной ситуации человек теряет способность к такой игре и предстает генетически «голым».

Источник Подготовила Красникова Алёна

Источник: http://popsy.ru/psihologiya_genetika_za_egoizm_otvechayut_geni_kotorie/

Генетика и психические заболевания

Генетика и психические заболевания

Участившиеся случаи наследуемых генетических заболеваний психического характера определяют необходимость обязательной генетической экспертизы на предмет наследственных психопатологий.

Такое исследование особенно нужно семьям, имеющим в роду эпизоды психических нарушений, как на этапе вступления в брак и планирования беременности, так и для уже рожденных детей с целью ранней диагностики заболеваний.

Исследование представляет собой вероятностный анализ возникновения тех или иных психических заболеваний у родственников больного. По итогам экспертизы рассчитывается суммарный риск передачи заболевания следующему поколению, вероятность появления болезни у братьев сестер, а также у родителей пациента, так:

  • высокой считается вероятность от 1:1 до 1:10;
  • средняя вероятность составляет от 1:10 до 1:20;
  • маловероятным является уровень от 1:20 и ниже.

Генетическое обследование включает пять обязательных элементов

  1. Прежде всего, выясняется точный диагноз первого заболевшего в семье.
  2. Далее, проводится исследование родных больного по материнской и отцовской линии, его кровных родственников. Источником данной информации может служить информация из медицинских карт и интервью с семьей пациента.

    Важными являются наблюдения за проявлениями характера и привычек родственников, поведение в социуме и реакции на обстоятельства.

  3. На основании полученных данных составляется схема распространения заболевания и скрытых его проявлений в семье больного, и рассчитывается уровень риска возникновения болезни у родственников.

  4. После получения результатов исследования, делается генетическое заключение о вероятных рисках передачи заболевания в семье. На этом этапе требуется профессиональная интерпретация и составление рекомендаций по дальнейшей работе с имеющейся проблемой.

    Пациент получает полную информацию о возможности наследственной передачи заболевания, адекватную оценку вероятности его возникновения, и данные о наличии эффективного лечения или снижения полученных рисков. В этот момент важна психологическая поддержка пациента и его родных.

  5. Далее, больному и его близким следует проходить регулярные обследования для отслеживания изменений в течение болезни и подтверждения результатов экспертизы.

Шизофрения и наследственность

Наиболее важно проводить генетическое исследование в семьях, имеющих в роду случаи шизофрении. Данное заболевание демонстрирует самые частые наследственные проявления. Риск шизофрении выше у близких родственников больного, а случаи заболевания в семье имеют тенденцию к учащению со временем.

В оценке возможности распространения заболевания в определяющее значение имеет степень родства. Самый большой риск передачи шизофрении наблюдается у генетически идентичных особей — гомозиготных близнецов. Если один из близнецов болен, то с вероятностью около 50% в течение 4 лет признаки заболевания проявятся у второго близнеца.

Характер течения болезни у гомозиготной пары обычно одинаковый. Вероятность заболевания у родственников первой степени также является высокой:

  • у гетерозиготных близнецов — 17%;
  • у детей больного — 13%4
  • у братьев и сестер — 9%;
  • у родителей — 6%;
  • внуки больного рискуют заболеть с вероятностью 6%.

Зависимость депрессивных расстройств от генетики

Депрессивное расстройство также имеет свойство концентрирования в определенных семьях: родители, дети, братья и сестры больного депрессией болеют чаще людей, не обремененных наследственностью.

Особенно это касается биполярного расстройства, которое имеет ту же схему распространения в роду, как и шизофрения. Вероятность депрессии у гомозиготных близнецов достигает 80%, у гетерозиготных — 16%.

Депрессивное расстройство у гомозиготных близнецов наблюдается с вероятностью 36%, у гетерозиготных — 17%.

Интересен тот факт, что шизофрения и депрессия не распространяются в популяции по законам Менделя, и не являются отдельными рецессивными или доминантными признаками. Обе болезни проявляются как сочетание многих генетических признаков. Более того, часть влияния на развитие болезни оказывает среда, в которой воспитывается и живет человек.

Известно, что передаются по наследству болезни людей пожилого возраста. Одно из наследуемых заболеваний — болезнь Альцгеймера Чаще всего проявляется при ранних симптомах болезни в паре близнецов. Основными рисками заболевания являются:

  • старческий возраст;
  • низкая умственная активность;
  • травмы головы;
  • проблемная беременность матери;
  • болезнь Дауна.

Кроме того, наследуемый ген присутствует у хореи Гентингтона.

Наблюдения показали, что 75% эпизодов умственной отсталости также имеют наследственный характер. При этом 15% из них определяются хромосомными аномалиями, и значит, сопровождаются не только психическими, но физиологическими отклонениями.

Самое частое проявление подобных аномалий встречается в виде синдрома Дауна. Легкая степень умственной отсталости наблюдается у родителей больного с вероятностью 30%, у братьев и сестер больного — с вероятностью 20%.

При тяжелой степени умственной отсталости риск проявления у родителей составит 15%, у братьев и сестер — 12%.

Кроме рассмотренных заболеваний, по наследству может передаваться и склонность к алкоголизму, распространенность которого составляет около 4%. Вероятность распространения алкоголизма в семье в настоящий момент превышает 60%, что делает его одним из опасных заболеваний.

Наследственная предрасположенность является одним из определяющих факторов риска проявления психических расстройств в семье наряду с факторами среды, психологической обстановкой, травмами и особенностями онтогенеза. Генетическая экспертиза является важнейшим исследованием, позволяющим провести раннюю диагностику и своевременное лечение для предупреждения распространения заболевания в семье. Тем более что предотвратить.

Источник: https://www.psyportal.net/135082/genetika-i-psihicheskie-zabolevaniya/

Что определяют наши гены. Генетика человека

Авторы: Козлов Н.И.

Фантазировать о своих возможностях, не зная ограничений – безответственно. Увлекаться психологией, забывая про физиологию и генетику – неверно. Высшее растет через низшее, и азы генетики должен знать любой психолог.

Неправда, что новорожденный – это только тельце с набором генов: новорожденный – это уже член общества, это чей-то ребенок, его уже любит его мама и готов воспитывать его отец.

Никто пока не знает, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но уверенно можно сказать одно: у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.

Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены — генетика человека.

Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма.

Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее). У мужчин более изменчив генотип, у женщин — фенотип.

По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей — гены ваших родителей.

Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки — в мире отношений.

Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то — с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями. Способности ребенка зависят и от возраста родителей. Гениальные дети чаще всего рождаются в паре, где матери 27 лет, отцу 38. Однако самые здоровые дети появляются у более молодых родителей, когда матери от 18 до 27.

Ваш выбор? Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков — это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д.

Можно ли утверждать, что у всех людей с детства есть природная склонность к добру, что человек по природе своей – добр? Это один из центральных вопросов, по которому не утихают споры среди психологов.

При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение — человек. Да и склонностями своими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оставлять вне своего внимания, гасить их, забывать…

Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет. Гены определяют время, когда какой-то наш талант может проявиться. Попал в удачное время, когда гены готовы — сделал чудо.

Промахнулся по времени — пролетаешь мимо.

Сегодня восприимчивость ребенка к развивающим процессам высокая – он «белый лист», «впитывает только хорошее» и «очень талантлив», а спустя год: «ничего не понимает», «что в лоб, что по лбу» и «яблочко от яблони недалеко падает» (с грустью).

Гены определяют, когда у нас просыпается половое влечение, и когда оно засыпает. Гены влияют и на счастье, и на черты характера.

Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.

Агрессивность и доброжелательность, гениальность и слабоумие, аутизм или экстраверсия — передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой.

И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. Человеческая генетика делает человека исключительно обучаемым существом!

Гены — носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Мужчины чаще, чем женщины, рождаются с теми или иными отклонениями: среди мужчин больше тех, кто будет очень высоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом.

Похоже, что на мужчинах природа — экспериментирует… При этом, если уж мужчина таким родился, ему изменить это в течение жизни очень сложно. Мужчина привязан к своему генотипу, его фенотип (внешнее проявление генотипа) — меняется слабо. Родился длинным — длинным и останешься.

Коротышка может с помощью спорта подняться на 1-2 сантиметра, но не более.

У женщин ситуация другая. Женщины рождаются более в среднем одинаковыми, среди них биологических, генетических отклонений меньше. Чаще среднего роста, среднего интеллекта, средней порядочности, идиоток и отстоя среди женщин меньше, чем среди мужчин. Но и выдающихся в интеллектуальном или нравственном отношении — аналогично.

Похоже, что эволюция, проводя на мужчинах эксперименты, на женщинах решает не рисковать и вкладывает в женщин все самое надежное. При этом индивидуальная (фенотипическая) изменчивость у женщин выше: если девочка родилась маленькой относительно других, она сумеет вытянуться на 2-5 см (больше, чем может парень)…

Женщины имеют большую свободу от своего генотипа, имеют большую возможность, чем мужчины, изменять себя.

Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают. Из пшеничного зерна вырастает гордый пшеничный колос, а из саженца яблони — красивая ветвистая яблоня. Нашу суть, наши склонности и возможность реализовать себя дают нам наши гены.

С другой стороны, из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется. У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит. Человек — тоже часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него.

Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Если вам с генами повезло, вы сумели воспринять влияния ваших родителей и педагогов, выросли развитым, порядочным и талантливым человеком.

Спасибо родителям! Если вам с генами повезло меньше, и вы (вдруг!) родились дауном, то в самом хорошем окружении из вас вырастет только воспитанный даун. В этом смысле наши гены — это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться — мы напрямую изменить не можем.

Много ли в нас генетически заложенного — вопрос очень спорный. Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.

Генетика бывает хорошей или плохой, и это зависит в том числе от нашего образа жизни.

В благоприятных условиях и хорошем воспитательном процессе, возможная негативная предрасположенность может не реализоваться, или скорректироваться, «прикрыться» влиянием соседних разбуженных генов, а позитивная предрасположенность, иногда скрытая — проявиться. Иногда человек (ребёнок) просто не знает своих возможностей, и категорично «ставить крест», говорить, что «из этого гадкого утёнка лебедя не вырастет» — опасно.

Другая опасность, другой риск — тратить время и силы на человека, из которого путного все-таки ничего выйти не может. Говорят, что каждый может стать гением, и теоретически это так.

Однако практически одному для этого достаточно тридцать лет, а другому нужно лет триста, и вкладываться в таких проблемных людей — нерентабельно. Р.М.

Загайнов, выдающийся спортивный тренер, убежден, что при всей важности системы тренировок достижение высших результатов — это, в первую очередь, селекция и талант. То, что человеку дается от природы.

Если девушка родилась шатенкой с зелеными глазами и «предрасположенностью» к полноте, то можно, конечно, покрасить волосы и надеть цветные линзы: девушка все равно останется зеленоглазой шатенкой.

А вот воплотится ли ее «предрасположенность» в пятьдесятбольшие размеры, носимые всеми ее родственницами, во многом зависит от нее самой.

И уж тем более от нее самой зависит, будет ли она к сорока годам, сидя в этом пятьдесятбольшом размере, ругать государство и не сложившуюся жизнь (как это делают все её же родственницы) или найдет себе много других интересных занятий.

Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяет склонности плюс воспитание.

Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого — он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет.

И то, и другое соотношение — врожденная характеристика ребенка.

Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься. Начинайте! Гены задают возможности, от нас зависит, насколько мы эти возможности реализуем. Если у вас хорошая генетика, вы можете сделать ее еще лучшей и передать своим детям как самый дорогой подарок.

Наша ДНК запоминает, какое у нас было детство, есть наблюдения, что генетически передаются привычки, навыки, склонности и даже манеры.

Если вы выработали у себя воспитанность, красивые манеры, поставили хороший голос, приучили себя к распорядку дня и ответственности, то есть неплохая вероятность, что рано или поздно это войдет в генотип вашей фамилии.

Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности — у кого-то она лучше, у кого-то труднее.

Но что будет на базе этой площадки сделано — это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.

Генетику можно улучшать — пусть не всегда в своей индивидуальной судьбе, то, определенно, в судьбе своего рода. Удачной вам генетики!

Источник: http://lib.komarovskiy.net/chto-opredelyayut-nashi-geny-genetika-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию