Использование дрессировки — психология

Дрессировка — Психологос

Дрессировка — целенаправленное приучение к определенной форме поведения путем положительного либо отрицательного подкрепления без обращения к разуму того, у кого это поведение вырабатывается.

​​​​​​​

В более грубых вариантах дрессировки вместо метода положительного или отрицательного подкрепления используется метод наград и наказаний, что не так экологично и менее эффективно. О разнице между этими методами см.→

Позитивная дрессировка учит «как надо», в ней преобладают или единственно используются поощрения, а отрицательным подкреплением считается отсутствие награды. Негативная дрессировка построена в основном на отрицательном воздействии и объясняет «как не надо». См.→

Дрессировка — это сильный, эффективный инструмент, и оценка дрессировки сложна так же, как оценка топора — инструмента, с помощью которого одни мужчины рубят лес, а другие разбойничают↑.

Люди, склонные к эмоциональным ярлыкам, нередко называют «дрессировкой» те целенаправленные и настойчивые методы воздействия, которые им не нравятся. Еще более любопытно то, что те же самые люди избегают называть свои действия «дрессировкой» тогда, когда сами по факту используют метод дрессировки в отношении других людей.

Если бабушка простой настойчивостью и похвалой приучает совсем маленького ребенка пользоваться горшком (либо, постарше, мыть руки перед едой), обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.

Верно, что она воспитывает, но неверно, что в этот момент она не дрессирует свою любимую малышку. Дрессировка как привитие практических навыков общественно приемлемого поведения — один из элементов воспитания↑.

Выводить дрессировку из воспитания так же неверно, как сводить воспитание к дрессировке. Воспитание — гораздо более широкое понятие, оно использует кроме дрессировки и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение…

Когда люди действуют неосознанно, они делают многое из того, что не замечают.

Это более чем справедливо в отношении дрессировки: многие владельцы собак, дрессируя своих питомцев, не замечают ситуаций, когда неосознанно подкрепляют их нежелательное поведение, после чего жалуются «Что поделаешь, такая она у нас глупенькая уродилась!» Аналогично, большинство родителей не замечают, как они подкрепляют то или иное поведение своих детей. Печально не то, что они занимаются дрессировкой, сами того не замечая; печально то, что они занимаются дрессировкой неквалифицированно, получая не те результаты, к которым стремятся.

Если быть внимательным, то легко увидеть, что дрессировка используется очень широко: в воспитании сотрудников, в воспитании детей и формировании авторитета родителей, в перевоспитании трудных детей и подростков↑. Если быть еще более внимательными и начать видеть, как дети с первых месяцев своей жизни успешно дрессируют собственных родителей, то нельзя не признать, что дрессировка пронизывает всю нашу жизнь.

Где же разумные границы дрессировки? Когда ее использовать целесообразно, когда нет?

Дрессировку чаще используют там, где отсутствует возможность обращения к разуму человека: например, в приучении к порядку маленьких детей, у которых высшие психические функции еще недостаточно развиты, либо в отношении более взрослых людей с чертами инфантилизма, которые разум включать не любят. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку. Но там, где разум у человека не работает или мешает, дрессировка может оказаться полезной↑.

Технологии эффективной дрессировки

Дрессировка — высокое искусство, обучение которому начинается со знания простых Правил. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/dressirovka

Психология собаки. Основы дрессировки собак | Northern Sunrise

Психология собаки

Знание психологии собаки — тех или иных рефлексов, тропизмов, фобий, этологии — науки о нравах животных, изучающей инстинктивную деятельность, то есть желез внутренней секреции и их нервных механизмов; поведения как такового — позволяет понять спутника человека, собаку, осознать ее умственные и психологические возможности, а без этого нельзя приступать к полноценной дрессировке животного. Книга Леона Ф. Уитни поможет вам в этом.Биолог, ветеринар, писатель Леон Фрэдли Уитни (1894–1973) на протяжении пятидесяти с лишним лет оставался выдающимся деятелем в мире домашних животных. Доктор Уитни обладал великолепным даром — способностью излагать научные проблемы таким образом, чтобы простой читатель не только с легкостью понял их, но и нашел в высшей степени увлекательными.

Автор множества научных работ и статей, среди которых оригинальные исследования генетики человека, генетические характеристики собак, их умственные способности, половой цикл, случаи раковых заболеваний.

Он проводил широкие эксперименты в области племенного разведения и выкармливания щенков (проводя наблюдение более чем над 12 тысячами собак) и способствовал разработке новых способов борьбы с паразитами, угрожающими собакам.

В числе его достижений — успешная трансплантация сукам яичников и обнаружение явления поглощения эмбрионом дрожжевого экстракта малуцидина. Он положил начало коллекции собак, выставленной под его именем в Йельском музее Пибоди.

Доктор Уитни особенно гордился авторством «Психологии собаки», считая ее своим «лучшим творением, книгой, которая фактически свела все воедино».

Нередко говорят, что для дрессировки собак дрессировщику должно быть известно больше, чем собаке. Не найдется ни одного хозяина, который не знал бы больше собаки! Суть в том, что для дрессировки необходимо понять, как это делать. А чтобы понять, как это делать наилучшим образом, следует знать:

1) природу обучаемого животного;

2) хоть немного о механизме деятельности мозга;

3) хоть немного о способах влияния на собаку или, другими словами, о том, как собака получает впечатления;

4) о рефлексах, естественных и условных, о потребностях и влечениях собаки;

5) о том, как собака учится;

6) какие стимулы заставляют ее работать;

7) как обучить ее определенным поступкам и как от них отучить.

Вот о чем эта книга. Вы придете в изумление и восхищение, осознав, сколько времени экономит понимание основных принципов, побуждающих собаку к действиям. Больше того, обнаружите, что современные методы дрессировки не только намного плодотворнее, но и, безусловно, гораздо привлекательнее и интереснее.

Леон Фрэдли Уитни писал: «Эта книга предназначена не для психологов. Я, скорее, пытаюсь в ней разъяснить владельцам собак то, что стало известно психологам, и помочь применить их открытия при дрессировке. Если мне удалось заодно привести наблюдения, которые принесут пользу ученым, тем лучше.»

Если Вас заинтересовала эта книга Вы можете ее скачать – Леон Ф.Уитни «Психология собаки»

Данный материал предоставлен для ознакомления, но не как инструкция для безусловного применения. Всегда консультируйтесь с профессиональным кинологом по всем вопросам воспитания и, тем более, дрессировки вашей собаки.

Источник: http://MalamutAlaska.com/publications/education_training/psihologiya-sobaki-osnovy-dressirovki-sobak.html

Дрессировка людей

Книги про самоконтроль, написанные психологами, читать интересно. У людей была теория, они ее проверили, пишут о достоверных результатах. Но еще очень интересно теории строить самим. Идей полно в смежных с самоконтролем областях.

Вот например дрессировка собак.

Мы поговорили об этом c Юлей Григоренко, которая уже несколько лет занимается дог-фризби и в частности клубом DiskHunters http://disk-hunters.ru/index.php. Дог-фризби похоже на фризби человеческое. Вы бросаете диск, а собака его ловит.

Но не просто так, а делает в процессе сложные акробатические трюки. Для дрессировщика тут море работы, но для многих владельцев собак оно превращается в море удовольствия.

Дрессировка – это отдельная наука, а меня особенно интересовало, что из приемов дрессировки можно перенести на работу с людьми.

МНОГО БУКВ, ВСЕ ПОД СПОЙЛЕРАМИ 🙂

Кнутом или пряником?

[Spoiler (click to open)]ЮГ: совсем упрощённо — можно заставить собаку что-то делать двумя способами – наказывать за неправильное поведение или поощрять за правильное (либо сочетание этих двух способов).

Дрессировка с помощью механического наказания эффективна, но применима далеко не ко всем собакам – не каждая собака согласится работать при условии постоянного прессинга, несомненно, есть собаки с очень устойчивой психикой, которые на фоне механических наказаний будут продолжать работать и стараться выполнить поставленные задачи. Но не все собаки такие.

Есть собаки, для которых механическое наказание будет только подрывать стремление сотрудничать и работать, они начинают избегать тебя и твоих задач.НМ: и в «школе людоводства» наказание видимо тоже было ведущим мотивом.Я еще вижу контраст – мы же с тобой много в западных конторах работали.

Я иногда попадаю в российскую обстановку, где за последние двадцать лет ничего не менялось – огромная разница в отношении к работникам, многие даже не представляют, как можно на позитиве работать, без низведения и курощания. То же самое и в семьях и с детьми.ЮГ: тему работы только на поощрении, положительном подкреплении развили бихевиористы.

С появлением книг Карен Прайор подход стал меняться.У собаки, которую сделали на наказаниях, как правило нет желания работать. Нет улыбки на морде. Она делает, но все это понуро, невесело и с пониманием что если она это не сделает, то сейчас получит. А собаки на положительной мотивации всегда отличаются тем что работают с огоньком.

Они не просто выполняют то, что хочешь ты, они сами хотят делать то, что нужно – в этом принципиальная разница.

НМ: а дрессировщикам-бихевиористам была какая-то разница хочешь ты или не хочешь что-то делать? Они же все равно воспринимают живых существ как «думающий автомат»?

Научить собаку думать.

[Spoiler (click to open)]ЮГ: у них более глубокая мысль. Они хотели заставить собак думать. Вся эта история начиналась с дельфинов. Чему научить дельфинов? Вообще непонятно. Вот собака – дай лапу, повернись, цапни себя за хвост. А дельфин? Они стали подталкивать животных к тому, чтобы те показали на что способны.

Чтобы животные сами предлагали, а дрессировщик выбирал. Если ты наказываешь – животное не будет думать, что предложить, а будет думать как бы скорее отстали от него.Очень упрощенно — сначала ты подкрепляешь все, что делает животное в правильном направлении. Подкрепляешь, подкрепляешь, а потом перестаешь.

И животное начинает думать что случилось, начинает тебе что-то предлагать. А ты уже выбираешь, что тебе из предложенного нравится.Собака страшно любит работать по известным правилам. Она знает – я делала вот так, давали еду, я делала так – давали еду, я делала так – давали еду, я сделала так – еды не дали. КАПЕЦ! Это надо видеть.

Это написано на морде собаки. У нее сразу такое – ё-моё, мир рушится! И собака начинает стараться. Она старается делать быстрее, схватить сильнее или предложить тебе что-то другое.

И начинаешь вариативное подкрепление делать вариативным по поводу. То есть сделал быстро – дала, сделал медленно – не дала.

Собака начинает сравнивать что происходит и запоминает что я сделала резкое движение – подкрепление снова появилось – теперь буду делать так.

Собака «дрессирует» человека

[Spoiler (click to open)]А можно посмотреть и с другой стороны. Я – собака. Наташа носит какую то штуку. Щелк – из Наташи выпадает еда. Я начинаю Наташу преследовать. А потом вдруг Наташа берет эту штуку, и – опа — она не щелкает и не дает еду. Тогда я встала и походила. Она не щелкает.

Легла. Она не щелкает. И тут я встала, заметила свой хвост и потянулась за ним, и она щелкнула. И еда! Обалдеть! Я снова потянулась за хвостом и она снова щелкнула и снова еда, я снова – и так мы весело играли пока она не перестала щелкать за то что я поворачиваюсь к хвосту. Тренировка закончилась.

Планирование и расчет

[Spoiler (click to open)]Основа системы – разбить сложную задачу на последовательность очень простых. Собаку не учат сразу заскакивать на спину, соскакивать вверх и ловить диск. Ты учишь простому – подходить ставить на тебя лапы, если собака боится на тебя например заскакивать. Потом она ставит одну лапу, две, потом догадывается залезать на спину всеми лапами, а потом и запрыгивать… Все разбивается на очень короткие куски, из которых ты строишь потом нужное поведение. Не надо думать что собака или человек будет сразу что-то невероятное делать. Особенно собака, ведь ей невозможно словами объяснить, чего ты от нее хочешь.НМ: если проецировать на людей, то не надо добиваться например от ребенка чтобы он собирался сразу по утрам в школу от начала и до конца, а надо например чтобы он сам вставалЮГ: причем это делают с концаНМ: с конца? То есть он сначала вышел из двери …ЮГ: это надо хорошо продумать. Метод будет успешным если ты правильно выбираешь, что подкреплять. Если человек ясно видит на что разбить движение которое хочет получить, какие куски отработать и как их потом соединить – можно научить чему угодно кого угодно.Почему с конца – надо научить сначала делать то, за что собака получает еду. То есть сначала я учу ее ловить диск. А только потом вспрыгивать на спину, отталкиваться и ловить диск в прыжке.НМ: потому что иначе ты требуешь от нее все нового и нового?ЮГ: а так я веду ее к тому что ты сначала мы что то простое выучили, это простое собака прекрасно выполняет и гарантированно получает за это подкрепление… а теперь ты сделай вот это – а потом тебе останется сделать то что ты уже умеешь и за что ты получаешь еду. Это действие само становится наградой.- — -НМ: вот получается что когда мы воспитываем собак – то ты садишься и думаешь – что и как ты будешь подкреплять, на что ты разложишь…ЮГ: более того, я часто говорю – вы когда выходите тренировать собаку – напишите на бумажке, чего вы хотите? Какую задачу, выполненную собакой, вы будете подкреплять в этот раз? Я спрашиваю, что они хотят подкреплять и прошу показать как они это делают… Очень часто люди на самом деле подкрепляют совершенно не то, о чем мне только что рассказали.НМ: а с ребенком все заключается в том что от него что-то хочешь, толком объяснить не можешь, сначала его уговариваешь, потом вопишь. Все.

И когда даешь какое-то подкрепление, оно получается привязано не к тому что ребенок сделал, а к моему настроению. Например, я сегодня была в хорошем настроении — вот и расщедрилась. Была в плохом – проигнорировала.

Читайте также:  Темпоритм - психология

Чучело начальника

[Spoiler (click to open)]Я все-таки использую отрицательные подкрепления.

Хотя бихевиористы и утверждают, что все можно сделать на положительном… Возможно, мне еще не хватает опыта и знаний…Для моей собаки пробежавший кобель – настолько сильный мотив, что без наказания (одернуть, прекратить играть, отвести домой, посадить на время в переноску, не общаться до следующего занятия…) он сделает то, чего хочет он, а не то что хочу я. Я пытаюсь добиться чтобы более сильный мотив отсекался собакой.НМ: а противоречие мотивов – не напоминает долгосрочные и краткосрочные цели для человека? Например, в момент обнаружения еды в холодильнике девушка видит очень мощную краткосрочную цель и ей крайне сложно помнить про цель с мини-бикини… Можно ли вообще добиться от собаки полного послушания в такой ситуации?ЮГ: нееет, есть собаки которые работают в любых условиях, и на фоне сильных раздражителей в том числе. Не могу сказать, что видела и 100% знаю, что такое послушание достигнуто исключительно на положительном подкреплении. Логика обучения может быть такая — сейчас ты делаешь требуемое 2 секунды, и я тебя отпускаю к собакам, например, закрепляем этот навык – выполнять что нужно очень недолго. А потом ты сидишь у ноги дольше. А потом – столько, сколько нужно. Ты хочешь пообщаться с собаками, но сначала выполняешь команду рядом.НМ: очень похоже на ключевую концепцию в самоконтроле: когда ты чего-то даже крайне сильно хочешь, у тебя все равно остаются разные варианты более или менее приемлемых действий. Ты можешь пойти поесть, но через 5 минут. Можешь не идти есть. Можешь съесть морковку вместо шоколадки. У тебя есть набор альтернатив. Ты тренируешься осознавать и принимать свое желание, но выбирать альтернативный ответ. Собака хочет сбежать точно так же, но при этом она знает что ей доступно только альтернативное действие. И ты начинаешь «прорывать новое направление для воды». В итоге собака хочет играть, но сидит у ноги, потому что она уже привыкла к последовательности «хочу играть» => «сижу у ноги». Так же как человек привыкает к последовательности «скучно» => «пойду поем».ЮГ: ну да, только тут ты выбираешь за собаку.Это известный способ. Вот например приучают собаку вместо того, чтобы сидеть у стола и клянчить еду пуская слюни, скорее нестись на своё место, завидев, что семья стала есть – и тут уж получать подкрепление. То есть в какой то момент начинать выполнять действие несовместимое с нежелательным.А с агрессивными собаками есть прием – перенаправленная агрессия. Если она рвется в драку с встреченной собакой, ей дают в пасть что-то что она может грызть. Игрушку, ухватку. Приучают переключаться. И все, она привыкает, что если у тебя агрессия – ты не бежишь к кобелю, а треплешь игрушку.НМ: это как у японцев чучело начальника, которое можно бить если припёрло?ЮГ: не знаю…

Вариативное подкрепление, ГАИ и электропочта

[Spoiler (click to open)]ЮГ: часто пользуются таким примером положительного и отрицательного подкрепления.Ты едешь на машине, превышаешь скорость. При скорости в 100 едешь 120. Отрицательное подкрепление – когда тебе при скорости 105 начинает брызгать водой в морду. Что ты делаешь? Начинаешь превышать скорость, но отклоняться чтобы на тебя вода не попадала.

То есть ищешь способ как обойти отрицательное подкрепление и делать что делал.А положительное подкрепление – это всегда когда ты едешь со скоростью 100, тебя останавливают и каждый раз дают за это 100 рублей. И ты сама начинаешь придерживаться этой скорости.Причем теория очень хитрая. Сначала подкрепление идет каждый раз.

Всегда когда ты сохраняешь скорость 100, каждый гаишник тебя останавливает и дает тебе 100 рублей.А потом включается вариативное подкрепление – ты никогда не знаешь, когда тебе дают 100 рублей. Останавливает тебя каждый и проверяет каждый, но 100 рублей ты не знаешь когда тебе дадут. И поэтому ты подспудно стремишься держать скорость на уровне.

Так же и с собаками – сначала ты подкрепляешь все-все-все, что она делает правильного, потом когда ты понимаешь что собаке задача понятна и она с ней справляется, ты начинаешь выпускать подкрепление время от времени без всяких оснований. И собака начинает лучше стараться, чтобы вернуть подкрепление.- — -НМ: вспомнила про проверку почты.

Почему люди постепенно начинают проверять ее каждые три секунды?ЮГ: она же сама падаетНМ: а потому что это то же самое вариативное подкреплениеЮГ: а да-да, ты иногда получаешь подкрепление, а иногда не получаешьНМ: а иногда получаешь что-то очень интересное внезапно. Но главное что ты привыкаешь к тому что можешь и ничего не получить.

ЮГ: а как же стадия постоянного подкрепления? Это странно. В дрессировке сначала идет стадия постоянного подкрепления. Ты далеко не всякую собаку можешь сразу учить на вариативном подкреплении. Она может не понять. Сначала за любое малейшее похожее на желаемое действие ты подкрепляешь.НМ: с почтой все проще.

Ты же изначально не проверяешь ее каждые 3 минуты, ты сначала проверяешь ее например раз в день.ЮГ: ты вообще наверное сначала ее проверяешь когда видишь что письмо пришло. Когда метка появляется. И сначала получаешь подкрепление каждый раз когда смотришь. А потом включается вариативное и ты вообще уже не можешь совладать с собой.

А теперь нужно чтобы каждый раз когда ты нажимаешь на кнопку почты тебе брызгало в лицо водой. С уксусом. И это быстро снимется на отрицательном подкреплении.НМ: тогда ты начнешь нажимать кнопку из-под стола.

ЮГ: или надевать очки такие, как у летчика

Источник: https://poroshoknevhodi.livejournal.com/24327.html

Методы дрессировки собаки. Метод наказаний и метод поощрений

Для хозяина собаки не секрет, что дрессировка — это особо важный элемент воспитания домашнего питомца.

Характер животного, впрочем, как и характер человека, формируется в раннем возрасте и его довольно трудно изменить в будущем.

Хотя, приложив усилия и проявив максимум терпения и концентрации на поставленной задаче, можно достичь некоторых положительных результатов в дрессировке взрослой собаки.

Любой дрессировщик (тренер, как сейчас модно говорить, что, по сути, не меняет профессиональных качеств специалиста) подбирает для каждой собаки «свою» индивидуальную методику тренировок — в этом они весьма упрямы.

Конечно же, на раннем этапе своего формирования дрессировка собак не имела значительного научного фундамента и не была систематизирована. Поэтому применялось несколько самых распространенных методов дрессировки.

Однако, позднее этологи начали подробно изучать характер и поведение собак, что в итоге привело к появлению множества различных схем дрессировки. Впрочем, даже сегодня в этой области можно выделить два основных направления: поощрение и наказание.

Поэтому, несмотря на все современные знания и инструменты, применяемые в дрессировке собак, ее столпами остаются именно эти два подхода.

Метод наказаний (болевой метод дрессировки собак)

Методы дрессировок, основанные на раздражении (болевой или классический метод), ориентированы на применение и устранение факторов, вызывающих повышенное раздражение и боль у собаки. При использовании метода наказаний выполняют два условия:

  1. Закрепление привычки с применением раздражающего фактора. Под этим термином следует понимать процесс устранения раздражающего фактора только в случае, когда собака правильно выполняет команду дрессировщика. Приведем пример: затягивание ошейника при команде «Сидеть!». Когда собака выполняет команду, ошейник ослабляют. Примером из жизни человека может быть раздражающий звуковой сигнал в современных автомобилях, который не прекращается, пока водитель и пассажиры не будут пристегнуты ремнями безопасности.
  2. Прямое наказание. Непосредственное наказание собаки за провинность. Для этого дрессировщик может применять электрический ошейник. Как только собака начинает лаять, то ошейник дает разряд. В результате у собаки формируется стойкая связь — «лай без команды → болевой эффект».

Метод наказаний, в основном, требует применения дополнительного оборудования: «строгачи» (строгий ошейник), ошейники-удавки, электрические ошейники.Даже без применения вышеописанной амуниции, используют обычные ошейники и поводки для контроля движений собаки во время занятий.

Это основы болевого метода дрессировки собак. Некоторые недобросовестные дрессировщики, понимая, что хозяева больше отдают предпочтение методике поощрений, маскируют прямое наказание собаки. Они все так же продолжают применять ошейники, однако после правильно выполненной команды хвалят собаку, что по факту уже является элементом совсем другой методики.

Метод поощрений

Методы, основанные на поощрении собаки, базируются на закреплении привычек с применением положительных факторов. Основа метода поощрений — процесс получения собакой желаемого. Метод характерен двумя основными признаками:

  1. Закрепление привычки с применением положительного фактора. Положительная привычка закрепляется в тот момент, когда собака получает то, что ей нравится после правильно выполненной команды. К примеру, подзывая собаку, ей дают угощенье. В результате у собаки начинает формироваться связь «выполнил команду правильно → получил лакомство». В следующий раз животное будет более старательно выполнять команду, чтобы получить угощенье.
  2. Косвенное (непрямое) наказание. В отличие от прямого наказания, непосредственного контакта с собакой в данном случае нет. Тренер попросту отбирает у собаки то, что ей нравится. К примеру, дрессировщик собирается провести занятие с мячом, но при этом животное постоянно прыгает и лает. Чтобы прекратить такое поведение тренер просто уходит вместе с мячом. Собака поймет, что ее лай и поведение влияет на мяч, а точнее его отсутствие.

Методы поощрения включают в себя множество разных техник. Некоторые дрессировщики рекомендуют использовать специальный инвентарь: поводки, намордники, которые применяют во время дрессировки. В любом случае, эти приспособления не являются необходимыми элементами дрессировочного процесса.

Наказание, как поощрение

Довольно часто хозяева собак пытаются применить различные формы «наказаний», чтобы отучить животное от плохих привычек. Используют что угодно, вплоть до избиения. Подобные формы наказания могут только ухудшить ситуацию.

Нередки случаи, когда хозяин, прежде с огромным желанием и любовью выбирающий щенка, после постоянно ругает и бьет щенка за то, что он кусает руки и грызет одежду, обувь и пр.

Естественно, после такого воспитания малыш не прекратит кусаться и грызть вещи. Возникает вопрос: почему же так происходит? Все достаточно просто: щенок воспринимает реакцию хозяина не как наказание, а всего лишь как игру, пусть и грубую.

Ведь это тоже проявление вашего внимания, а именно это и требуется вашему юному питомцу.

Агрессия и дрессировка собак

Ходят слухи, якобы некоторые дрессировщики рекомендуют не обращать внимания на негативные проявления характера собаки. Во-первых, это заблуждение, а, во-вторых, довольно опасно не обращать внимание на такие проявления, как агрессивность животного.

Чтобы прояснить ситуацию, скажем, что некоторые дрессировщики действительно рекомендуют не обращать внимания на определенные привычки собаки, но ровно до тех пор, пока это не представляет опасности для здоровья и жизни окружающих людей и других животных.

К тому же профессиональный тренер подобные проявления заметит сразу и постарается их исправить в процессе дрессировки. Некоторые тренеры специально создают критическую ситуацию для собаки, при которой она агрессивно реагирует, после чего наказывают ее.

При этом они считают, что именно так собаку можно отучить от плохих привычек. Ни в коем случае не верьте подобным «специалистам», это шарлатаны.

Дрессировщики, работающие по методу поощрений, во-первых, приучат собаку к базисным, основным нормам поведения (таким как прогулка на поводке), после чего будут увеличивать интенсивность и частоту занятий, шаг за шагом, приучая собаку к нормальной реакции в ситуациях, которые ранее вызывали агрессию у животного. Конечно, это не сиюминутное дело и результат можно увидеть лишь по прошествии значительного количества времени, поэтому хозяину следует проявить терпение и выдержку.

Хороший дрессировщик, перед тем как наказать собаку за провинность всегда подумает о причинах такого поведения.

Рекомендация начинающим дрессировщикам — перед тем, как вы решите наказать собаку, задайте себе эти вопросы:

  1. Насколько вы хороший дрессировщик?  Да, именно с этого стоит начинать. Вы действительно уверены в своей компетентности? Постарайтесь во время занятия посмотреть на себя со стороны. Хорошо, если вы найдете в себе недочеты — это лучшее проявление профессионализма. Среди таких недочетов можно выделить следующие:
    • невнятные команды. Одинаково ли звучат ваши команды? Наряду с командой часто используют жесты. А ваши жесты всегда показывают одно и то же?
    • длительные паузы между выполненной командой и поощрением для собаки;
    • однообразие поощрений.
  2. Не находится ли собака в стрессовой ситуации, спровоцированной дрессировками? Это довольно серьезная проблема. Для дрессировщика очень большой минус – неспособность распознать признаки подобного стресса. Страх, тревога и чрезмерно возбужденное состояние собаки говорят о возможной проблеме. Помните, что стресс сильно влияет не только на поведение человека, но и собаки.
  3. Насколько правильно вы понимаете поведение собаки? Какие методики дрессировки вам знакомы для различных форм поведения собак? К примеру, дрессировщик проводит тренировку по отлаженной заранее схеме, но собака не реагирует. Только потому, что 9 из 10 собак одинаково реагируют на раздражитель в сходных условиях, еще не значит что именно 10-я собака будет вести себя так же как остальные.

Часто владельцы собаки могут услышать от тренера фразу, вроде: «Мне не надо что-то еще изучать дополнительно, я и так уже очень давно дрессирую и у меня богатый опыт».

Помните, что в данном случае, накопленный опыт должен сочетаться с постоянным повышением уровня знаний дрессировщика. К тому же, профессионал всегда признает допущенные им ошибки.

А признаком высококлассного дрессировщика, кроме факта признания, является их исправление и недопущение в будущем. Плохой же тренер всегда видит выход из сложных ситуаций в методе наказаний.

Почему выбор метода дрессировок настолько важен

Довольно часто можно встретить собаку с откровенно плохими повадками, которые оказались результатом дрессировок у псевдо-профессионала, использующего метод наказаний в качестве основного аргумента воспитания собаки.

Даже краткий анализ этих случаев подтверждает мысль о том, что физическое наказание не улучшает характер собаки. В США в 2009 г.

было проведено исследование в области методов дрессировки, результаты которого показали, что метод «кнута» действительно повышает агрессию у собак.

Можно выделить несколько составляющих болевого метода, которые ухудшают характер собаки:

  1. Формирование негативных ассоциаций. Когда дрессировщик наказывает собаку, то у нее формируется негативная ассоциация либо к окружающей обстановке, либо к человеку, либо к какому-либо другому объекту. Немецкие ученые и специалисты по дрессировке собак провели интересное исследование. Как известно, кортизол является гормоном, выделяющимся в момент ощущения чувства страха. Суть исследования заключалась в следующем: после окончания занятия собаку заводили в помещение, где проходила дрессировка с применением болевого метода (электрический ошейник). У животного уровень кортизола увеличивался в 3 раза. Так как стресс — одна из важнейших причин в нарушении поведения, то нет ничего удивительного, что возникает серьезный риск травмировать животное подобными негативными ассоциациями.
  2. Повышенная чувствительность. Традиционные методы дрессировки основаны на создании раздражающего фактора для собаки, затем ее реакции и после — наказания. Подобный подход повышает чувствительность животного к раздражающему фактору, что приводит собаку к постоянному состоянию повышенного возбуждения. Если же говорить о методе поощрений, то он предполагает понижение чувствительности к раздражающим факторам.
  3. Подавление защитных реакций собаки. Когда собака лает и рычит, она, тем самым, дает понять, что не стоит ее беспокоить и следует соблюдать безопасное расстояние, иначе в дело могут пойти зубы. Болевой метод
Читайте также:  Работа с неуверенностью - психология

Источник: https://vetpraktika.ru/article/metody-dressirovki-sobaki-metod-nakazaniy-i-metod-pooshchreniy

Методы дрессировки собак

Навыки — это фoрмы пoведения сoбаки, приoбретенные в прoцессе жизни или дрессировки. Навыки разнoобразны, различны по своему значению и представляют собoй последовательное прoявление нескольких рефлексoв: навык подноски предметoв прoявляется в виде отыскивания предмета, взятия егo зубами и подноски к дрессирoвщику и т. п.

Необходимые навыки у дрессируемoй собаки вырабатывают следующими метoдами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пoльзоваться ими нужно осторожнo и умелo, учитывая тип высшей нервной деятельнoсти животного.

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

oснован на использoвании врожденной способности oдной собаки пoдражать действиям другой, так как по прирoде собаки — животные, живущие стаей и пoдчиняющиеся в свoем пoведении вожаку, а в возрасте до года — суке-матери, котoрая oбучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врoжденные инстинкты дoполняются жизненным опытoм, oснованным на подражании и пoдчинении силе.

Этoт метoд наибoлее распространен при дрессировке пастушьих и oхотничьих собак. Вместе сo взрослыми собаками в работе участвуют щенки, кoторые учатся у своих старших сoродичей необходимым действиям. Этим метoдом легкo учить собак преoдолевать препятствия, прoизвoдить хватку, задерживать убегающегo и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

ВКУСОПООЩРИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

При этoм методе дрессировки сoбаку пoбуждает к выполнению желаемого для дрессирoвщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства испoльзуется для пoдкрепления условнoго рефлекса на команду, жест.

Положительные стороны этого метода — быстрое образование у сoбаки большинства условных рефлексoв, требующих действия, бoльшая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а так же сoхранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недoстаток метода в том, чтo он не обеспечивает безотказного выпoлнения команд, особеннo при наличии oтвлекающих раздражителей.

Крoме того, этим методoм невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является оснoвным при дрессирoвке щенков и декoративных собак.

КОНТРАСТНЫЙ МЕТОД

по-видимому, можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность егo сoстоит в oпределенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему живoтного в различных видах (лакомствo, поглаживание).

При этом механические раздражители используют для пoбуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий.

Например, при oтработке приема «Сидеть!» соoтветствующая кoманда подается стрoгим тоном, дрессировщик нажимает рукoй на крестец сoбаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомствo и поощряет поглаживанием, одoбрительным «Хорошо!».

К полoжительным сторонам этого метoда дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на oпределенные команды; наличие у сoбаки заинтересованности (oт условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта сoбаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выпoлнения собакой oтработанных действий в слoжных условиях (при наличии oтвлекающих раздражителей).

МЕХАНИЧЕСКИЙ МЕТОД

состоит в тoм, что в качестве безусловного испoльзуется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механическогo воздействия.

Например, рефлекс пoсадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, нo и пoдкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест).

Полoжительные стoроны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у сoбаки прочно, надежнo и выполняются безoтказно. Метод применяется при дрессировке взрoслых собак с сильной, уравновешенной нервнoй системой.

При частoм егo применении в дрессировке у мoлодых сoбак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Сoбака начинает бoяться дрессировщика и выполняет егo кoманды принужденнo, без интереса.

При использовании этoго метода нельзя дoпускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные осoбенности, помня, чтo угнетенное сoстояние, пассивность и трусость собаки делают невoзможным отработку необходимых навыкoв.

Каждый навык после окончательной отрабoтки должен представлять собoй вполне закoнченное действие. Вырабoтка навыка происходит в три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

выработки навыка заключается в тoм, чтобы вызвать у сoбаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на oпределенный условный раздражитель (звуковую кoманду, жест и т. п.).

Она характеризуется тем, чтo у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечеткo различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик дoлжен поощрять лакомством только правильное выполнение кoманды.

Занятия надo прoводить без oтвлекающих собаку пoсторонних раздражителей и на кoротком поводке.

ВТОРАЯ СТАДИЯ

состоит в усложнении первoначально вырабoтанного действия услoвного рефлекса до навыка. При этом к первоначальнoму действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, услoжняющие первоначальный условный рефлекс.

Например, инoгда подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» дoполняется обходом егo справа к левой ноге и самoстоятельной усадкoй. На этoй стадии не следует усложнять условия, в которых навык oтрабатывается.

Это oбеспечит быструю и легкую егo выработку.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

состоит в закреплении отрабатываемогo слoжного действия (навыка) в слoжных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей.

Это неoбходимо для тoго, чтобы достичь безoтказного проявления навыков или довести их до автоматизма.

Проводя занятия, меняют местo, время, условия, применяют бoлее сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, нo и кoнтрастный метод дрессировки, а на тренирoвках в основном механический метод.

В результате дрессирoвки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается oпределенный динамический стереотип поведения.

Под динамическим стереотипoм пoнимают свойство коры головного мозга животного oбобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а так же услoвные раздражители в oпределенную систему.

Прoявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к «программированию» своего пoведения (например, поднося предмет дрессировщику, сoбака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у сoбаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если пoдавать команды в одной и той же пoследовательности («Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п.

), сoблюдая при этoм отнoсительно равные промежутки времени между их пoдачей, собака, прочно усвоив oпределенную пoследовательность выпoлнения действий, будет выполнять их в этой последoвательности, уже не реагируя на подаваемые команды.

Чтoбы избежать этoго, следует при дрессировке собак чередoвать различные кoманды и время занятий.

При выработке навыков у сoбаки пoльзуются общими и специальными приемами дрессирoвки.

Общие приемы дрессирoвки oблегчают пoдчинение собаки дрессировщику, сoздают условия для управления ее пoведением благoдаря усилению связи (контакта) дрессирoвщика с сoбакой.

Специальные приемы дрессирoвки закладывают навыки, oтработка кoторых обеспечивает использoвание сoбаки в oпределенных целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охoтничьей и т. д.

Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий oкружающей среды. Жаркая или холoдная погoда затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением сoбаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от —15 до +20 °С.

Тренировки в холодную или жаркую погoду пoвышают служебные качества собаки. В холодную погoду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предoставлять отдых пo возможности в тени.

В сырую, дoждливую погоду телo собаки необходимо прикрывать попонoй из непромoкаемой ткани или пленки.

При дрессировке к каждoй сoбаке необходим индивидуальный подход, т. е. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преoбладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужнo втягивать в работу пoстепенно, соблюдая режим упражнений.

Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует бoльше применять пищевые раздражители. При наличии пассивнo-оборонительной реакции необходимо осторожно использoвать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-обoронительная реакция, упражнения на охрану проводятся после oтработки тормозных рефлексов.

При дрессировке собак возбудимогo типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует oсторожно и постепенно, так как напряжение тормозного прoцесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что сoбаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у сoбак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно.

При oрганизации занятий в группах инструктор дoлжен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у сoбак следует пoдавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда сoбака стремится напасть на дoмашнее животное, лаять на прoлетающих птиц, гoняться за ними и т. д.

В результате она становится непригoдной к несению службы, и oтучить ее oт этого бывает oчень труднo.

Нельзя так же дoпускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе oна всегда будет проявлять агрессивнoсть, нападать на пoсторонних без кoманды дрессировщика и станет oпасной для oкружающих, чтo сделает невoзможным ее сoдержание в квартирных услoвиях.

Ошибки, допущенные в прoцессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к пoявлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на сoбаку поводкoм может привести к возникнoвению рефлекса бoязни дрессировщика.

Дрессировщик мoжет путать порядoк применения услoвных и безуслoвных раздражителей, например сделает рывок пoводком (безусловный раздражитель), а затем подает кoманду «Рядом!» (условный раздражитель).

Это нарушение oдного из законов возникновения услoвного рефлекса ведет к нарушению кoнтакта дрессировщика с сoбакой.

У сoбаки так же мoжет вoзникнуть нежелательная реакция на oбстановку и время, если дрессировку вести всегда в однoм месте и в однo и тo же время.

Часто владелец недoумевает, пoчему собака, все делая дома, на площадке не рабoтает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под вoздействием сильных посторoнних раздражителей, то есть навык не отрабoтан до автoматизма.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ, ПРИСТУПАЯ К ДРЕССИРОВКЕ СОБАК?

  • Первые занятия дoлжны быть направлены на установление взаимoпонимания (кoнтакта) дрессировщика и собаки.
  • Отрабoтку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством постoронних раздражителей.
  • Следует сoблюдать стрoгую последовательность в выработке навыков.
  • Приемы нужнo oтрабатывать комплексно, то есть одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях фoрмирования.
  • Лучше начинать отработку нового приема в первой пoловине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утoмлена.
  • Заниматься нужнo в разное время утром и вечерoм, обязательно до кoрмления или спустя 2—3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием бoлее 3—4 раз — этo утoмляет собаку.
  • Прежде чем приступить к занятиям, неoбходимо решить, чегo владелец хочет достичь, и каким путем будет добиваться пoставленной цели.

Источник: http://ptichka.net/dressirovka-sobak/metody-dressirovki-sobak

Дрессировка собак и использование интонаций

Многие начинающие собаководы не придают значение интонации своего голоса при общении с собакой. А это самое важное в работе и взаимопонимании.

Начнем мы с разговора о маленьком щенке. Маленький это щенок в возрасте до 3 месяцев.

В данном случае интонация голоса должна быть спокойная, доброжелательная. Без истерических или злобных ноток.

Крики и вопли вообще исключены. Только так вы сможете научить щенка с вами общаться. Я не говорю, что вы никогда не будете повышать на щенка голос. Но для этого нужны веские причины. Например, вы проходите тренинг по отработки команды «Фу» И в этом тренинге рекомендуют повысит голос на щенка.

Во всех других случаях это очень вредно для психики щенка и для дальнейшей вашей совместной жизни. Почему?

Щенок, как и ребенок быстро привыкают к повышению голоса и перестают на это реагировать. Это защитная реакция организма на угрозу извне. Щенок решает, что все люди именно так и общаются.  Грозные интонации, и громкий голос принимает за норму. Поэтому все дальнейшие крики на щенка никакого результата не дают.

Некоторые щенки, с очень тонкой организацией нервной системы на крики и угрозы в голосе реагируют страхом и как бы защищаясь, закрываются в себе. И когда им очень страшно, просто выключают слуховой канал.  Хозяин может обораться, щенок уже не реагирует на эти звуки.

Он замирает, перестает двигаться. Так малыш использует сигнал примирения, который говорит, что щенок в сильнейшем стрессе. Дальнейшая плодотворная работа с таким щенком невозможна. Не может же человек постоянно усиливать звук своего голоса и прибавлять угроз в интонацию.

Всему есть предел.

Человек, испробовав все варианты крика и угроз, начинает лупить щенка. Или возвращает его заводчику. Потому что считает, что щенок глупый и не способный к обучению.

Есть категория людей, которые никогда не пользуются интонациями в общении. У них всегда ровный голос, как при радости, так и при печали. Хорошо спрятанные эмоции. Владелец хвалит и ругает щенка с одинаковой интонацией. А это сбивает щенка с толку.

Щенок очень тонко распознает интонации и разные нотки эмоций в голосе. И радуется, когда его хвалят и нежно с ним разговаривают. И печалится, когда интонация меняется на более строгую и очень остро на эту смену реагирует.

Если хозяин использует смену интонации в своем голосе, то щенок вслушивается в голос хозяина и точно знает, хвалит его владелец, или он чем-то недоволен.  Если человек четко покажет щенку, чем именно он недоволен, то малыш будет избегать действий, которые вызвали смену интонации в голосе хозяина. И будет стараться делать то, что вызывает у владельца прилив нежности.

Читайте также:  Генетическая эпистемология - психология

Стоит научиться быть нежным со щенком, так же, как и строгим используя только интонации.

Встаньте перед зеркалом, когда вас никто не слышит. И начните сами себе, меняя интонации, что-то говорить. Начните с нежной интонации, затем перейдите к спокойной. Следите за своим лицом и своими эмоциями в это время.

А затем используйте весь арсенал интонаций, который вам доступен. От дикого восторга, до бурной ярости. Но лучше, если при этом вашего щенка в комнате не будет. Иначе он сильно испугается.

Очень полезно все это записать на аудионоситель. И потом послушать себя. При этом угадывая, какие интонации вы использовали, и, что они по-вашему выражали.

И сможете ли вы отличить ваши интонации по окраске чувства, только при прослушивании.

Я думаю стоит устроить тренинг по использованию различных интонаций для работы с собакой. А вы как думаете?

Источник: http://zoodoktor.biz/dressirovka/dressirovka-sobak-i-ispolzovanie-intonatsiy.html

Основы дрессировки собак

Понятие о дрессировке

Под дрессировкой собак понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.

Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения дрессировка представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.

Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.

Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.

У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.

Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом. Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.

Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.

Раздражители подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.

Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной — в спасании бегством.

Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.

Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.

Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.

Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.

Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем — безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).

Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов. Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.

В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.

Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.

Методы отработки приемов

В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.

Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.

Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык — подходить к нему по команде.

Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».

Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.

Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.

Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.

Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».

Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему.

После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок.

При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

https://www.youtube.com/watch?v=y819dMehw6M

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.

Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.

Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.

Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.

Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.

Раздражители, применяемые в дрессировке собак

Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.

Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.

Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой.

Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.

Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.

Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.

Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.

В дрессировке собак применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.

Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.

Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.

Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.

Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.

В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком.

Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки. К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы.

По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.

Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.

Пищевой раздражитель — «лакомство» — пища, более охотно поедаемая собакой.

Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками. Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.

Средства воздействия дрессировщика на собаку

При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.

Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.

Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства».

Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства».

После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».

Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.

При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.

Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык.

В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком.

Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.

В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.

Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем.

В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше.

Четкое выполнение команды «нельзя» — один из признаков дисциплинированности собаки.

Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак

Ошибки дрессировщика — это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.

К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него. Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;  
  • в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;  
  • г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;  
  • д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание собаки дома и на охоте.  

Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

Источник: http://www.hunter.ru/dogs/akishin_spaniel/osnovy_dressirovki_sobak

Ссылка на основную публикацию