Здоровая агрессивность — психология

Здоровая агрессивность

Понятие «здоровая агрессивность», одно из наиболее разработанных в Гештальте, было описано Перлзом в его первой книге1. Он различает параноидную агрессивность, направленную на уничтожение врага, и биологическую агрессивность, необходимую для сохранения вида (ad gressere в переводе с латинского означает «идти, приближаться к чему-либо или кому-либо»).

Значение здоровой агрессивности иногда понимается неверно. В обыденных представлениях данное понятие часто ассоциируется с ненавистью, разрушением, войной. В гештальт-терапии, напротив, оно обозначает вовлеченную встречу, «полный контакт» между средой и самим собой.

Перлз придает большое значение «инстинкту голода». Используя хорошо знакомую метафору яблока, он разъясняет: чтобы себя накормить, мы должны сначала с помощью наших резцов откусить кусочек яблока, а затем пережевать его коренными зубами. Эти две операции необходимы для хорошей ассимиляции, защищающей от интроекции.

Перлз различает общую интроекцию (младенец, который пьет молоко), частичную интроекцию (кусание) и ассимиляцию (жевание). Для обеспечения роста нашего организма требуется разрушение (например, пищи на мелкие кусочки). Мы нуждаемся в агрессии, чтобы прогрессировать. Биологическая агрессивность — это жизненный импульс.

В терапии часто необходимо осуществлять работу по «отрыгиванию» интроектов, которые мы «проглотили целиком» в ходе нашего воспитания. Мы нуждаемся в «повторном пережевывании» того, что нам кажется полезным, чтобы интегрировать это в нашу личность, и «отбрасывании» того, что нас больше не устраивает.

Пьера в детстве воспитывали в большой строгости. Его отправили в пансион, который содержали монахи. Пьера подавляли обстановка, в которой он воспитывался, и религиозные ценности, которые он плохо понимал.

Он рос в атмосфере запретов, навязанных вероучением, и постоянно переживал состояние фрустрации. На терапии Пьер демонстрировал робость, интровертированность и страдал от внезапных фобий.

Он расходовал всю свою энергию на воспоминания о своих детских фрустрациях и обидах.

Во время групповой работы одного из участников, который рассказывал о школьных неудачах, у Пьера пробудился внезапный гнев на «садистов», которые исковеркали его юность. В течение нескольких терапевтических сессий он мог только выражать свою враждебность, иногда очень эмоционально.

Однажды Пьер осмелился порвать большой лист бумаги, символизирующий одного из его воспитателей, на мелкие кусочки. Он оскорблял эти обрывки, которые продолжали «пачкать» палас и прилипать к его ногам. И, наконец, он нашел свое решение. Пьер достал из стенного шкафа пылесос и, громко смеясь, избавился от обрывков бумаги.

Вдруг он остановился и бережно отложил несколько кусочков, говоря: «На этой каторге у меня были хорошие друзья, и они научили меня солидарности».

Позволив проявиться своей здоровой агрессивности, Пьер смог принять ответственность за себя, отделяя то, что ему подходит, от того, что он отвергает. Через некоторое время он признался, что хотя и считает важным процесс «отторжения воспитательной дрессировки», но тем не менее в терапии ценит возможность получать удовольствие от исследования и обучения новому.

Источник: http://geshtalt.org/zdorovaya-agressivnost

Агрессивное поведение

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными.

Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха.

Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

Агрессивное поведение — деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено.

Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами.

Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии.

Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать.

Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями.

Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других».

Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида:

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, стресс и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих.

К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв.

Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека:

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми.

Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии.

Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор.

Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину.

Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство».

Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой.

Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины.

Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи.

К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Читайте также:  Анкетирование - психология

Характеристика агрессивного поведения

Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

  • биологический
  • психологический
  • социальный

Биологический фактор:

  • инфекционная болезнь
  • получение черепно-мозговой травмы
  • употребление психотропных веществ
  • алкоголь
  • наркотические вещества
  • наследственные особенности

Психологический фактор:

  • зависимость
  • мнительность
  • тревожность
  • импульсивность
  • эмоциональная неустойчивость
  • эгоцентризм

Социальный фактор:

  • асоциальный круг общения
  • влияние коллег
  • влияние друзей
  • влияние семьи

 Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения:

  • оскорбления
  • унижение чести и достоинства другого человека
  • шантаж
  • порча имущества
  • склонность к физическому воздействию
  • рукоприкладство/драки

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе.

Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт.

Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей.

Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы.

Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Агрессия после инсульта

Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

Коррекция агрессивного поведения

Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

  • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
  • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
  • профилактика переутомления
  • нормализация режима сна и бодрствования

Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее.

После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками.

Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

Факторы снижения агрессивности

Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

  • ориентация на переживания и эмоции окружающих
  • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
  • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
  • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
  • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
  • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.

Источник: http://www.eurolab.ua/encyclopedia/psychiatry/49169/

Что делать с собственной агрессивностью?

Умение взорваться агрессивностью в любую секунду и в следующую секунду уже безмятежно улыбнуться — показатель высокого уровня владения собой и собственными эмоциями. Если вы научитесь свободно вызывать агрессию, вам вскоре станет легче и ее выключать, да и окружающие начнут относиться к вам с большим уважением.

Тем не менее, в жизни бывает всякое. Мы все живые, иногда мы сердимся и обижаемся, после чего хочется внутреннее напряжение как-то разрядить. Как?

Не только от друзей и соседей, но и в популярной психологической литературе вы нередко можете встретить рекомендацию: «Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить.

Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье».

Отнеситесь к подобной рекомендации осторожно: это очень популярный, но вредный миф, где полуправда смешана с невежеством.

Утверждения о вреде сдерживания агрессии и негативных эмоций являются невежеством, а обещание пользы от выплеска эмоций — опасная полуправда. В этой полуправде момент правды в том, что сейчас от выплеска вам скорее всего станет легче, и большая неправда, что к этому сомнительному методу стоит себя приучать.

Поклонники данной рекомендации часто употребляют метафору кастрюли с паром, которая взорвется, если его не выпустить. Эта метафора красива, но неверна. Гнев в большей степени представляет собой лесной пожар, который захватит большие площади с катастрофическими разрушениями, если вовремя не совладеть с первым маленьким огоньком или костром.

Этот вопрос много раз привлекал к себе внимание научной психологии, результаты однозначны. Эксперименты Р. Уолтерса и М. Брауна (1959), Ш. Маллика и Б. Мак-Кэндлисса (1966), Ч. Тернера и Д. Голдсмит (1976), Р.

Грина (1981), М. Зузула (1989) и Б. Бушмена (2002) убедительно показали — ни воображаемая агрессия, ни выплески гнева не только не снижают вероятность раскрутки реальной агрессии, но напротив — ее повышают.

А как же народная мудрость «выпустить пар», «дать выход своему гневу?» Профессор Калифорнийского университета Э. Аронсон объясняет это так: «Мы, люди, — когнитивные животные. Соответственно, у нас агрессия зависит не только от напряжения — от того, что человек чувствует, — но также от того, что он думает.

Стоит вам в жизни неодобрительно высказаться о своем руководителе или в эксперименте нанести другому человеку удар током — и сделать это во второй раз станет гораздо легче. Ваш первичный враждебный акт вызывает у вас потребность оправдать его. Когда человек причиняет вред другому, тем самым запускаются когнитивные процессы, нацеленные на оправдание акта жестокости.

Таким образом, когнитивный диссонанс уменьшается, но одновременно подготавливается почва для дальнейшей агрессии».

Разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций популяризируется, по видимому, вследствие путаницы: выплеск эмоций путают с возможностью свои эмоции проговорить. Или — разрядить внутреннее напряжение физической прокачкой. А это все разные вещи.

Разберемся? Например, дочка рассердилась и на родителей, и на себя, внутри нее все бурлит, злость внутри нее закипела. Что теперь ей делать? Первый, вполне разумный вариант — проговорить свои чувства: «Я очень злюсь и на себя и на вас, кажется сейчас взорвусь».

Второй, также вполне приемлемый вариант: уйти в свою комнату, протопать ногами свою внутреннее напряжение или утанцеваться под музыку так, чтобы после этого хотелось только лечь и расслабиться.

Третий вариант: проорать свои чувства, выплеснуть в самых энергичных выражениях свою злость на себя дуру и на таких-то (еще энергичнее) родителей. Вот это — недопустимо, даже если это звучит не в лицо родителям.

Первое, что нужно учесть, — этот метод быстро перестает работать.

Даже специалисты не все знают, что выплеск эмоций и разрядка агрессии всерьез облегчает внутреннее состояние только на первых порах, пока такая разрядка для человека нечто новое, пока это событие отвлекает его внимание.

Чем более разрядка агрессии входит в привычку, тем в меньшей степени крики и даже удары помогают разрядиться. Метод разрядки перестает работать, а привычка орать остается.

Это очень похоже на попытки расслабиться с помощью алкоголя. Известно, что от стакана водки мужчинам тоже становится легче. Нужно ли делать прием двести грамм ежедневной привычкой, учитывая еще и то, что скоро двести грамм будет уже не хватать?

Второе, что необходимо учесть, — этот метод чаще помогает женщинам и плохо помогает мужчинам. Более того, им он приносит чаще неприятности.

Если в женских криках выплескивается лишь внутреннее напряжение без конкретного содержания, то слова мужчин означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы.

Выплескивая свой гнев, мужчина себя не разряжает, а накручивает и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой.

«Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он „выпускает пар“. Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели.

Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути», — так ответила одна читательница на рекомендацию психолога дать ребенку специальный «мешок для битья», чтобы помочь ему справиться со вспышками раздражения.

https://www.youtube.com/watch?v=U46wYeWcwtg

Не нужно ничего выплескивать тому, кто себя не разжигает: произошедшее можно понять, а то, что вас тревожит или бесит, можно проговорить. Способность сдерживать свои негативные чувства — показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека.

Итого: полезно и нормально свою обиду (злость, недовольство) проговорить, полезно разрядить напряжение физической активностью (спорт, помыть посуду, отдраить полы), а выплескивать свои негативные эмоции, проживая воображаемую агрессию, — не стоит. Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование, превращаясь только в психопатическое поведение.

А нам это не нужно!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/51635/

Психология агрессии

Агрессивное поведение присуще всем живым организмам: оно порой становится неотъемлемой частью нашей жизни и нашего характера. Психология агрессии, точнее, ее изучение, даст нам ответ на вопрос: почему же возникает агрессивное состояние?

Агрессия – это намеренное действие, направленное на причинение вреда другому человеку или какому-либо объекту. Агрессивное поведение не бывает беспочвенным, как иногда нам кажется. На любое агрессивное поведение человека, в первую очередь, влияют психологические факторы.

Психологическая природа агрессии. Виды агрессии

Когда же и почему человек становится агрессивным? Переживания и стрессы часто делают наше внутреннее состояние достаточно некомфортным, мы порой взрываемся на пустом месте, тем самым причиняя вред и боль окружающим.

Наша агрессия бывает двух видов: вербальная и физическая. Проявление первой гораздо чаще присутствует в жизни каждого, вторая проявляется, скорее, у людей с явными психическими расстройствами.

Также по своей природе агрессия может быть инициативной и оборонительной. Инициативная агрессия пробуждается тогда, когда тот объект, на который она направлена, начинает нас раздражать тем или иным способом. Психология агрессии оборонительной – это, скорее, фактор, вызванный инстинктом самосохранения. Таким образом, проявление агрессивности заложено в нас на генном уровне.

Есть накопленная агрессия, которая формируется вследствие состояния длительного стресса. Провоцирующим фактором может стать любая мелочь, как говорится, «последняя капля». Но не стоит думать, что объект, на который она направлена, выбран случайно. Как правило, психология агрессии подразумевает, что объектом становится тот, кто в меньшей степени может дать ответную реакцию.

Проведя анализ вышесказанного, давайте выявим те факторы, которые формируют состояние, называемое в психологии агрессией. Итак, к ним относятся:

  • стрессы, недовольство положением дел, разочарование в чем- или ком-либо;
  • встречное проявление агрессии;
  • наличие сильного раздражителя;
  • конкуренция между индивидами.

Психология агрессии: как взять гнев под контроль

Если в вашу сторону направлены агрессивные действия, то лучший выход – не поддаться провокации. Сохранение спокойствия и уравновешенный тон смогут вернуть нападающего в состояние адекватности.

Как справиться с агрессией, исходящей от вас? В этом случае можно дать несколько советов.

  1. Нужно работать над собой, развивать в себе силу воли – только она способна помочь вам справиться со всеми фактами, побуждающими на состояние, которое в психологии называется агрессией.
  2. Старайтесь чаще отдыхать, найдите занятие, которое отвлечет вас от рутины и будет приносить удовольствие и радость.
  3. Поменяйтесь местами с человеком, на которого вы собираетесь напасть. Представьте все те чувства и эмоции, которые он испытывает, найдите логику в его поведении, попытайтесь понять, почему он ведет себя таким образом.
  4. Научитесь радоваться мелочам, чаще улыбайтесь.
Читайте также:  Уровень осознанности родителя - психология

Психология агрессии такова, что подобное порождает подобное. Если на вас нападают, вы нападаете в ответ – получается замкнутый круг. Учитесь контролировать свою злость, ведь агрессия имеет разрушительный характер не только для окружающих: она, в первую очередь, разрушает ваше психологическое состояние.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-agressii.html

Агрессия

Агрессия: за и против

Агрессия, пожалуй, одна из трудных тем в психотерапии, но является ключевой. Легче говорить, например, о страхе, чем о собственной агрессивности.

Часто агрессию понимают как форму поведения, содержащею угрозу или наносящею вред (ущерб) другим людям — но это лишь понимание деструктивной части агрессии.

Витальная, конструктивная, «здоровая» агрессивность и ощущение ее энергии жизненно необходима нам для адаптации, самоутверждения, а так же для присвоения себе жизненно важных ресурсов.

Можно ли устранить или преодолеть то, что угрожает психологической и физической целостности организма не проявляя своей агрессивности? Можно ли себя накормить, не разрушив что-то? Ведь даже для того, чтобы укусить яблоко, необходимо проявить агрессию. Агрессивность в таком понимании нам просто жизненно необходима.

 Процесс осваивания выражения  агрессивности начинается с детства

Но не все так просто с балансом между выражением агрессивных эмоций и действиями. Например, женщинам с детьми известна такая ситуаци, когда ребенок хватает в магазине желанную игрушку, которую ему очень хочется присвоить и кричит: «Мама, хочу, хочу, хочу! Купи мне!», выражая при этом агрессивные эмоции.

Мама в таком случае покупает или объясняет ребенку, что она понимает и принимает желание ребенка получить эту игрушку, но денег на ее покупку сейчас нет.

В таком случае на умеренное агрессивное требование ребенка последовало умеренно агрессивное действие мамы, которая защитила собственные ресурсы (деньги).

Но, как вы понимаете это бывает у «достаточно хорошей» мамы, которая не впадает в чувство вины за каждую не купленную ребенку вещь и не перегружена накопившейся агрессией по отношению к своему чаду. В данном случае у мамы идеально настроен баланс между выражением агрессивных эмоций и действиями.

Возможно Вы наблюдали и другую ситуацию, когда мама в данном случае сама усиливает агрессию: «Не кричи, прекрати!» — кричит ребенку в ответ, да еще шлепнуть может.

Мама себя отстояла, а какой опыт извлек ребенок? Сколько не выражай агрессию, что бы достичь желаемоем — прока от этого нет: собственные желания и интересы остаются неудовлетворенными, а внешний ресурс недоступен.

К чему это приведёт во взрослой жизни?  К отсутствию способности отстоять себя и пассивности — не проявлять активность и не заботиться о себе.

Куда ведет подавленная агрессивность

А ведь возникшая энергия для осуществления действия никуда не исчезает и может перейти в пассивную форму выражения агрессии. Одиночные случаи не приводят к закреплению этого механизма, но если для мамы главное достижение — это ее послушный ребенок — формирование пассивного способа выражения агрессии, у ее ребенка, завершиться успешно.

Жить, имея в арсенале только один известный и доступный способ выражения агрессии достаточно трудно: ни активность проявить, ни себя отстоять, ни брать на себя ответственность. Да по сути — это уход от общения. Куда? В одиночество? Лишая себя возможности получить внимание, любовь, построить карьеру.

И это в лучшем случае, так как при всем желании не выражать агрессию, происходит ее накопление и эскалация, следовательно, встречаться с агрессией приходиться все чаще.

Досадно? Что делать? Как быть, если заявить о своем желании очень хочется? А есть только один известный способ: «Ну и не надо».

Как воспитать совственную агрессивность

Да, заявить о своем желании — это страшно. Страшно совершить агрессивное действие, а столкнуться с агрессивными действиями другого в ответ еще страшнее.

В таком случае надо понимать, что никто не проживет Вашу жизнь за Вас, а вот советующих как Вам жить всегда достаточно. Пока жизнь не пошла наперекосяк и ее за Вас не начал строить кто-то другой, необходимо взять ответственность за свою жизнь.

Мы не можем нести ответственность за то, что с нами делали в детстве, но мы отвечаем за то, что мы делаем с собой сейчас.

Умение прислушиваться к себе, к своим желание, конструктивно их выражать и добиваться их выполнения настойчиво — это совершенно необходимый навык. То есть вернуть себе агрессивность — жизненно важная задача. Так как любая настойчивость требует доступа к «здоровой» агрессивности.

Бывает достаточно самостоятельно проанализировать, чего бы Вы хотели добиться и найти способ конструктивно это выразить, максимально понятно для других. Но, к сожалению, если агрессия подавлялась с детства, умение выражать свою агрессивность социально-приемлемым способом не было сформировано.

Если при мысли высвободить свою агрессию, рождается фантазия — разнести все в «пух и прах», то лучше осваивать это умение с психологом.

Всем желающим поисследовать тему агрессивности рекомендую посмотреть фильм «Управление гневом»

Сваязанные статьи: 

Психологическая помощь в Одессе

Понравился материал? Поделись им с другими!

Источник: http://www.psytravel.info/agression.html

Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.

Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.

Что является причиной агрессивного поведения?

Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.

К причинам агрессивного поведения относят:

  • длительные психические и физические нагрузки;
  • неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
  • злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
  • длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
  • трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
  • травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
  • длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.

К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).

Виды агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.

Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.

Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.

Детская агрессивность

Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:

  • отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
  • поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
  • различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
  • частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.

Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий.

Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить.

Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.

Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.

Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.

Костылева
Александра Сергеевна

Психолог

Записаться

Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.

В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.

Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:

  • правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
  • следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
  • организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
  • следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.

Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение.

Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин.

Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.

Профилактика проявлений агрессии

Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.

Важными факторами являются:

  • переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
  • моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
  • стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
  • формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
  • обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.

Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.

Источник: http://MedBooking.com/blog/article/detskoje-zdorovyje/agressivnoe-povedenie-prichiny-korrektsiia-profilaktika

Здоровая агрессия

Здоровая агрессия в моем понимании — это личная энергия жизни, которая направлена на повышение комфорта в своем пространстве. Что я подразумеваю под этим? В этом плане я разделяю мнение психоаналитиков. Это может быть реакция на любого рода раздражитель.

Как говорили бихевиористы: СТИМУЛ -РЕАКЦИЯ. Например, мне жарко — мне не так комфортно как хотелось бы. Для того, что бы это изменить — мне нужна энергия. Она появляется из реакции чувств и ощущений моего тела на дискомфорт: пот, нервозность, жар и так далее.

Энергия, мотивация, злость — называйте как пожелаете, в данной ситуации это то, что помогает мне это направить на то, что бы мне стало прохладнее. Двигательный механизм запущен так сказать. Есть квест — сделать себе прохладнее — я беру пульт и включаю кондиционер.

В жизни это происходит на столько быстро, что отследить все эти последовательности бывает сложно. Но такова схема движения личной энергии.

Мое мнение, что поскольку в обществе не принято быть агрессивным, «не воспитанным», то люди боятся своей агрессии. Бояться быть агрессивными и «не воспитанными». И этим страхом стирается вариант здоровой агрессии, где самый яркий пример — это «НЕТ», а также «СТОП».

Когда я со всеми соглашаюсь, делаю так как хотят другие, это не про мою жизнь, это про жизнь других людей. Для того, чтобы моя жизнь была — мне необходима агрессия — я могу отказать, могу отказаться, могу сообщить, что мне что-то не нравится — это мои права.

В том числе и отсюда настолько огромное растущее количество случаев заболевания депрессией — в обществе принято, что агрессия — это плохо. Что агрессия — это сразу: бьет, хамит, матерится, делает кому-то плохо, то есть насилие.

Читайте также:  Ошибки как учеба - психология

Но есть здоровая агрессия — это не делать кому-то плохо, а не делать плохо в первую очередь себе, а иначе это таже самая агрессия, но аутоагрессия — направленная на себя самого — это про разрушение, смерть. Энергия одна, применений много.

Конечно, ситуаций бывает очень много за день, и иногда, когда присутствуют бессознательные реакции: «сделать уже все равно как, главное, чтобы закончилось», придя со встречи с мыслью «что это было», и так далее.

Мы можем запутываться в собственных реакциях, жизненных сценариях. Для этого существует вариант осознанного проживания. Это вариант «здесь и сейчас», как говорят гештальтисты.

Обучаясь навыку осознанной жизни, Вы можете прекрасно осознавать откуда у Вас те или иные чувства, чувствовать в принципе, знать что с ними делать.

Прошлый опыт мы никуда не денем. Да и надо?

Но мы можем добавить новый опыт. В этом плане мне нравится сравнение психолога Нины Рубштейн жизненного опыта человека с линзой. Линзы прошлого опыта, линзы опыта, которому Вы обучаетесь в терапии. И Вы можете складывать их с психологом. А по мере надобности в ситуации смотреть на них, выбирать наиболее эффективную.

Источник: http://xn--80adsad0ad7a7c.xn--p1ai/zdorovaya-agressiya/

Об агрессии и о ее влиянии на здоровье человека

Беседа с врачом-физиологом медицинского центра «Альфа — Здоровья», кандидатом медицинских наук Соболевым Олегом Васильевичем.  

— Что такое агрессия и почему мы ее проявляем? 

— Это поведение, направленное на причинение вреда другим. Так звучит формальное определение, но за ним скрывается один важный факт, мы часто даже не осознаемагрессивность и причиняем вред другим людям. Люди настолько впитывают в себявраждебную модель поведения, что не замечают, как вредят сами себе.

— Разве агрессия не врожденное свойство человека?

— Обычное заблуждение. Агрессивность генетически не наследуется. Мне могут возразить владельцы собак, у которых есть изначально агрессивные породы. Это животныес повышенным уровнем половых гормонов, которые и определяют агрессивное поведение, но даже из щенка самого кровожадного волкодава можно вырастить милого домашнего пса.На 90 процентов степень агрессии определяется воспитанием. Остальные 10 зависятот физиологических механизмов организма. Дети впитывают агрессивность, наблюдаяза родителями. Существует парадокс воспитания: чем сильнее наказываешь ребенка, что бы«выбить» из него враждебность, тем больше он ее проявляет. СМИ тоже в определеннойстепени способствуют агрессивности, но их роль не настолько однозначна, как пытаются представить некоторые специалисты.

— Вы утверждаете, что агрессия имеет серьезное влияние на здоровье человека. Это влияниезаключается в том, что, проявляя агрессию, мы причиняем вред другим людям?

— Да, конечно же, агрессивный человек наносит физические и психологически травмы окружающим. Не меньше он калечит и себя. В жизни мы постоянно сталкиваемся с различнымипрепятствиями — как физическими, так и психологическими. Когда препятствие преодолевается, то все в порядке, а если нет, то возникает состояние опустошенности, отрешенности, называемое фрустрацией. Выход из нее у всех один и тот же: только в видеагрессии. Агрессия может быть направлена на кого-то или на самого себя. Если человек сам себе не причиняет вреда, то она проявится иначе — начнет исподволь разрушать организм человека. Самый наглядный пример — кардиологические больные. Их всех можно разделитьна два типа: «А» — с высоким риском сердечного приступа и «Б» — те, у кого, приступ маловероятен. Люди типа «А» — активные, смело идущие вперед по жизни, честолюбивыеи склонные к соперничеству и борьбе. У типа «Б» все эти черты выражены не столь сильно.К 50 годам из группы «А» умирает 15 процентов, когда как из группы «Б» — только 3,5 процента. Причиной смерти людей типа «А» можно было бы назвать агрессию. Их убиваетстереотип поведения — они сдерживают свой гнев, это усиливаете сердцебиение, повышает артериальное давление, в результате сердце не выдерживает нагрузок.

— Что же, гнев нельзя сдерживать? Вы не боитесь, что люди просто перебьют друг друга? 

— Нет, существует 12 стратегий снижения агрессии, благодаря которым человек может уменьшить свой уровень враждебности. В нашем центре проходит специальная программа психологических и физиотерапевтических тренингов для агрессивных людей, чья работа связанна с постоянным стрессом. Мы вырабатываем 3 основных, если так можно выразиться, взгляда на жизнь. Это помогает стать более устойчивым к постоянно изменяющемуся миру. Любой агрессивный человек может воспользоваться этими принципами и изменитьсвою жизнь.

  • Нельзя смотреть на жизнь, как на серию угроз и неприятностей. Жизнь — это ряд испытаний, которые нам предстоит пережить.
  • Мы не бессильные жертвы обстоятельств, мы сами можем научиться контролировать событиявокруг нас.
  • Работа должна приносить удовлетворение, моральное или материальное, а лучше все вместе.

— Что же вы подбираете человеку работу по интересам и заработку? — Мы помогаем найти новые горизонты в том деле, которым человек уже занимается, нов случае необходимости можем и подобрать новую работу.

— Какие еще опасности подстерегают агрессивных людей?

— Они подвержены эффекту заражения. Давайте вспомним недавние события в Москве, во время трансляции чемпионата мира по футболу. Не будем вдаваться в проблему — была лиспровоцирована драка или нет, главное, налицо заражение толпы враждебностью. Несколько человек проявили агрессивное поведение, а другие это подхватили — в результате погроми убийство одного человека. Хотя изначально большинство из молодых людей на Манежнойплощади не собирались делать ничего подобного. Если бы милиция в тот момент быстрои жестко удалила зачинщиков, то трансляция прошла бы спокойно. Как специалисти случайный свидетель тех событий, могу с уверенностью это утверждать. Есть несколькофакторов, провоцирующих агрессивное поведение,— это жара, алкоголь, шум, теснотаи сексуальное возбуждение. Практически все это присутствовало тогда, плюс ко всему было много зрителей. Если агрессивный человек знает, что за ним наблюдают или есть зрители, то уровень враждебности значительно возрастает.

— То есть агрессивным людям лучше не пить, не бывать в шумных и жарких местах?

— Нет, они могут и должны вести полноценную жизнь. Им важно помнить, что у них есть такая особенность организма и надо научиться ее сдерживать, а «спускать пар» в социальноприемлемых формах. Что же касается алкоголя, то небольшие дозы (50 грамм водки для 70-килограммового мужчины) действуют как успокоительное, а вот все, что больше этой границы, уже начинает провоцировать. Мы проводили исследования и определили, что чем больше очищен напиток от примесей, тем сильнее он влияет на человека. Водка, так сказать, «агрессивней» ликера, несмотря на одинаковый градус.

— Что же делать, столкнувшись с проявлением агрессии?

— Лучше всего убежать. Но если уж повстречались с кем-то агрессивным на «узкой дорожке»и уйти нет возможности, надо сбить агрессивный порыв. Нужно сделать что-тонеожиданное — например, спросите, сколько времени. Это собьет с толку, а потом заведите разговор, как со старым приятелем. Мне доводилось сталкиваться с несколькими случаями, когда именно такое поведение выручало человека. В лифт к двенадцатилетней девочке зашел насильник и нажал кнопку экстренной остановки. Она не растерялась и предложила ему конфетку, потом заговорила о школе, об учителях. Спокойно нажала на свой этаж, вышла, попрощалась и заскочила в квартиру. Родители ей не поверили, но милицию на всякий случай вызвали. Насильника поймали через несколько дней. На месте преступления, где у женщиныбыла возможность убежать, но она испугалась и ничего не сделала. Конечно, этоне абсолютное оружие против агрессии, но помочь может.

— Что же, родителям предлагать ребенку конфетку, если он проявляет агрессию? 

— Конечно, нет! Но с наказаниями человека с агрессивными проявлениями надо быть осторожным. Причем не так уж важно, идет речь о ребенке и его родителях или экстремистской группировке и государстве,— принцип один и тот же. Страх наказания должен быть адекватен преступлению, штраф за то, что ударил человека,— слишком слабый аргумент. Пустые угрозы только провоцируют проявление агрессивности. Но и перегибатьпалку опасно, тогда мы рискуем превратить наше общество в стадо овец, которое будут резать волки «беспредельщики» — люди — потенциальные агрессоры. Если человек знает, что возможность того, что его накажут, равна только 50 процентам, то, скорее всего, он пойдетна преступление.

— Каким болезням подвержены агрессивные люди?

— Как мы уже говорили, это риск сердечно-сосудистых заболеваний. Сюда же входят практически все психосоматические болезни, связанные со стрессом. К основным относятся мигрень, хроническая усталость, бессонница, сексуальная дисфункция. Ну и, конечно же, высокий риск травматизма. Агрессивность снижает порог чувствительности и самоконтроля.Люди травмируются и гибнут, не рассчитав, пойдя на неоправданный риск. Недавно стал свидетелем страшной аварии. Устав от ожидания в пробке, водитель попытался проехать по тротуару и сбил несколько человек, а потом врезался в другую машину. Конечно, далеконе все аварии провоцируются агрессивными людьми, но, по нашим подсчетам, таких не менее15 процентов. Могу посоветовать агрессивным водителям: слушайте спокойную музыкув автомобиле, громкая и ритмичная — провоцирует возбуждение.

Как справиться с собственной агрессией?

Чтобы справиться с собственной агрессивностью и враждебностью, по мнению психологов, следует придерживаться трех основных правил:

  1. Постарайтесь быть добрее и терпимее к окружающим.
  2. Научитесь доверять мотивам других людей.
  3. Найдите способ избавляться от чувства гнева и раздражения.

У многих естественно возникает вопрос: правила хороши, но как им следовать? Дайте практический способ избавиться от чувства гнева! Это правильные замечания, но ничтоне случается сразу, по мановению волшебной палочки. Практический путь к снижениюагрессии есть, но для этого нужно приложить достаточно усилий. Психологи разработали12 стратегий снижения агрессии. Вам не обязательно следовать всем им сразу, начать можно ис двух-трех, постепенно научаясь следовать им всем.

  1. Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место другого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе.
  2. Постарайтесь не обращать внимания на мелкие раздражители, живите так, как будто сегодня последний день вашей жизни.
  3. Вместо того чтобы винить других в неприятностях, попробуйте их простить, ведьу каждого есть свои недостатки.
  4. Обрывайте агрессивный ход мыслей неприятным для себя действием, например, несильно прикусите губу. Со временем выработается условный рефлекс, позволяющий контролировать агрессию.
  5. Каждый раз, когда у вас появляются агрессивные, циничные мысли, найдите 3 довода, почему это неразумно.
  6. Расскажите человеку, которому вы доверяете, о своих агрессивных мыслях. Разделив свое беспокойство с кем-нибудь, вам легче будет с ним справляться.
  7. Ведите дневник ваших агрессивных мыслей. Записывайте их, обстоятельства, при которых они пришли в голову, ваши действия. Несколько раз в неделю просматривайте записи и анализируйте их. Это поможет в них разобраться и найти источник внутренней агрессивности.
  8. Старайтесь во всех делах проявлять настойчивость, а не агрессивность.
  9. Чаще смейтесь и находите смешное в вашей злости и раздражении на других людей. Прерывайте агрессивный ход мыслей, вспоминая шутки и анекдоты.
  10. Научитесь расслабляться и сбрасывать нервное напряжение, это может быть аутотренинг, спорт, медитация, общение с друзьями и т. д.
  11. Старайтесь научиться доверять людям. Для начала, выберите простую ситуацию, где полное разочарование в человеке не принесет вам больших неприятностей.
  12. По возможности, старайтесь больше слушать других и понимать, чего же они хотят добиться.

Несколько фактов об агрессии

  • Эротика снижает агрессивность
    Неожиданные результаты были получены при исследовании влияния эротики на агрессию.Группе испытуемых мужчин демонстрировались откровенные сексуальные сценыи эротические кадры с обнаженными привлекательными женщинами. При этом замерялся уровень агрессии по ряду показателей. Оказалось, что мягкая эротика снижает уровень агрессии. Просмотр порнографических сцен, наоборот, повышает степень враждебного поведения. Специалисты объясняют это подсознательной ревностью к воображаемомусопернику. На агрессивное поведение, направленное против женщин, мужчин, особенно провоцируют сцены насилия в порнофильмах. При просмотре такого рода фильмов уровень критичного восприятия действительности резко снижается, и усвоение идетна бессознательном уровне.
  • Исследование агрессии убивает 
    Большинство аспектов проявления человеческой психики невозможно измерить физическими методами. Психологам приходится изобретать самые неожиданные способы изучения и доказательства существования того или иного факта. Однако иногда происходят непредвиденные случаи, когда безобидное исследование приводитк печальным последствиям. При исследовании агрессивности в одной лаборатории Англии приглашались добровольцы. Им говорилось, что они участвуют в изучении проблем памяти.Их задача — читать слова другому добровольцу, которого они видят на экране монитора.Если тот их будет повторять неправильно, то его можно бить током определенной силы, не смертельной, но болезненной. На самом деле исследователи хотели проверить степень проявления агрессии, которая измерялась бы количеством нанесенных электрических ударов. Добровольцы не знали, что на экране видели подсадного актера, который изображал боль от несуществующих разрядов. Исследования показали: чем выше социальный статус добровольца, тем чаще он наказывал обучаемого за «ошибки». Все былохорошо, пока одного из участников эксперимента не замучила совесть, он такразволновался, что умер от сердечного приступа прямо в лаборатории. Врачи, исследовавшие этот случай, были крайне удивлены — сердце и организм были здоровы, официальный диагноз: «умер от угрызений совести». Исследования пришлось прекратить, но руководитель лаборатории сказал: «Это, конечно ужасно, но где-то в глубине душия рад, что совесть у наших сограждан осталась, и надежда еще есть».
  • Злые дети живут в Москве 
    По данным исследования, проведенного ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования, чем дальше от Москвы, тем дети добрее, оптимистичнее, живее откликаютсяна просьбы и проблемы других, более нравственны. Их московские сверстники — более дерганые, эгоистичные, жесткие в поведении и, как ни странно, более социально ущербные: юным жителям столицы зачастую не хватает элементарного душевного тепла, причем не только в школе, но и дома. В целом же по России специалисты отмечают, чтоза последнее 20 лет юное поколение соотечественников стало духовно беднее, примитивнее в суждениях и поведении и значительно черствее.
  • Компьютерные игры для сердечников и агрессивных водителей 
    Мы относимся к компьютерным играм как к развлечению детей и подростков. Но теперьрекомендацию поиграть в компьютерные игры будет давать врач. Дело в том, что специалисты Британского клинического центра разработали особый вид игр, обучающий пациентов расслабляться. Можно, конечно, воспользоваться методом аутогенной тренировки, но чтобы реально ощутить результат, придется много заниматься.В компьютерной игре обучение идет значительно быстрее, так как результат можно наглядно наблюдать. На мониторе 3–4 машинки едут по прямой трассе, вся хитрость в том, что скорость их движения напрямую зависит от степени расслабленности. На палец руки вешают специальный датчик, который измеряет степень спокойствия пациента. Несколько пациентов садятся в ряд и, наблюдая, пытаются расслабиться, чтобы машинка поехала. Компьютерное обучение расслаблению позволяет в несколько раз ускорить процесс обучения релаксации, пациенты становятся менее агрессивными, спокойнее водят настоящую машину, да и вообще меньше нервничают.
  • Куришь в неположенном месте — будут неприятности! 
    В ходе исследований влияния атмосферного загрязнения выхлопами и табачным дымомна агрессивность было установлено, что между людьми уменьшается взаимопомощьи искажаются социальные взаимодействия в результате воздействия этих факторов. Пассивные курильщики к середине рабочего дня становились гораздо более раздражительными и агрессивными, чем их курящие коллеги. При последующихисследованиях обнаружилось, что при повышении уровня озона в воздухе увеличивается частота вызовов полиции из-за семейных ссор. Психологи Роттон и Фрей установили: делов концентрации положительных и отрицательных ионов. В случае же с сигаретным дымом самым раздражающим фактором был запах оставленных в пепельнице окурков. Следитеза чистотой и курите в положенных местах, чтобы не ссориться с коллегами по работеи родственниками.
  • Самые опасные автомобили — черного цвета 
    Психологи обнаружили, что большинство автомобилистов воспринимают черные машины как наиболее опасные. Да и владельцы, выбравшие авто черного цвета, скорее всего, предпочитают агрессивный стиль вождения.

Источник: https://smart-lab.ru/blog/43485.php

Ссылка на основную публикацию