Плач в животном мире — психология

Что чувствуют животные и есть ли у них эмоции

Плач в животном мире - психология

Плачут ли слоны от печали
и радости?

В сентябре 2013 года в зоопарке китайского города Жунчэн слониха наступила на недавно родившегося детёныша. Ветеринары осмотрели его и вернули матери через два часа, но та вновь напала на него, из-за чего детёныша пришлось у неё забрать. По словам сотрудника зоопарка, слонёнок, от которого отказалась мать, плакал пять часов без перерыва.

В июле же 2014 года в индийском городе Аллахабад спасли слона, который, как предполагают эксперты, попал в руки к браконьерам вскоре после рождения и провёл в неволе 50 лет. Он переходил от одного владельца к другому, над ним всё время издевались: били и даже тыкали в него копьями, чтобы он вёл себя послушно.

Когда спасатели прибыли на место и начали вызволять слона из цепей, он заплакал.

Нельзя точно сказать, из-за чего рыдают слоны. Как утверждают сотрудники Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, плакать способны почти все млекопитающие: слёзы увлажняют глаза и защищают их. Но в психологии и неврологии нет устоявшегося определения эмоций, поэтому, рассуждая о них, учёные полагаются в основном на собственный опыт.

Одно известно точно: слоны отличаются сложным социальным поведением. Они могут радоваться встрече с сородичем, рождению детёныша, а также хоронить других слонов, скорбить по умершим и проявлять альтруизм.

Невролог Джозеф Леду из Нью-Йоркского университета говорит о том, что эмоции у животных — это часть механизма выживания и адаптации, позволяющего сосуществовать с другими.

Страдают ли животные психическими расстройствами?

В июне 2014 года американский историк науки Лорел Брайтман выпустила книгу «Безумство животных», где описала психические расстройства, которые наблюдала у зверей по всему миру. Сравнив их с болезнями людей, Брайтман заключила, что между психологией человека и животного удивительно много общего.

Автор увлеклась темой после того, как её бернская овчарка стала вести себя странно: охотилась на несуществующих мух, вылизывала свой хвост до боли и выпрыгивала из окна четвёртого этажа.

Врачи пришли к выводу, что овчарка страдала чем-то, схожим с обсессивно-компульсивным расстройством у людей: её поведение напоминало тех, кто, например, постоянно моет руки.

Брайтман, обеспокоенная здоровьем своей собаки, посвятила следующие семь лет путешествиям, за время которых узнала о горилле, страдающей от панических атак, тигре с лицевыми тиками, белом медведе, который плавал по 12 часов восьмёрками в бассейне зоопарка, китах, совершавших самоубийство, и попугаях, выдиравших свои перья.

Как и в случае с людьми, психические болезни у животных вызывают серьёзные травмы: стихийные бедствия, издевательства, потеря близких. Так, Брайтман рассказывает о собаках, служивших на войне в Ираке и Афганистане: они страдали теми же симптомами посттравматического стрессового расстройства, что и ветераны. При этом помогают животным те же виды терапии и лекарств, что и людям.

Ещё в 1947 году один из основоположников бихевиоризма Беррес Скиннер выяснил, что поведение, похожее на суеверия у людей, свойственно голубям. Он провёл эксперимент, по ходу которого изо дня в день кормил птиц в клетке в одно и то же время.

К концу исследования у большинства голубей выработались суеверия: так, один из них думал, что может получить еду, если начнёт вращаться вокруг собственной оси, другой решил, что для этого нужно резко покивать головой.

В июле 2014 года появилось другое исследование, которое свидетельствовало о том, что обезьяны склонны находить в последовательностях закономерности, никак не влияющие на происходящее.

По мнению учёных, такое поведение характерно для всех приматов: это один из способов адаптироваться к окружающей среде, где такие последовательности иногда прослеживаются. Например, если животное находит где-то фрукт, то с высокой вероятностью рядом лежит ещё один, а где-то неподалёку растёт дерево, с которого фрукт и упал.

Переоценивают ли люди способности домашних животных?

Большинство опросов показывают, что самыми умными домашними животными считаются собаки. Недавнее исследование, проведённое Университетом Монаша (Австралия), показало: чем сильнее человек привязан к собаке, тем выше он оценивает её способности.

Владельцы верят, что собака может чувствовать эмоции и имитировать поведение человека, обманывать и решать несложные задачки. Почти половина владельцев сравнила свою собаку по умственному развитию с ребёнком 3–5 лет, хотя на деле способности собак сопоставимы со способностями детей 2–3 лет.

Между тем собаки всё равно довольно умны: есть доказательства того, что они действительно чувствуют эмоции владельцев и могут научиться решать несложные проблемы, следуя чьему-то примеру.

В то же время собаки не чувствуют вину за содеянное, а просто реагируют на поведение владельца: они могут притворяться виноватыми, даже если ничего плохого не сделали.

изображение via: https://www.flickr.com/photos/tammyjq41/

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206127-animal-emotions

Могут ли животные плакать?

Плачут ли животные? Долгое время считалось, что плач и слезы являются прерогативой человека, а к животным они не имеют никакого отношения. Однако есть и иное мнение.

Также как и люди, животные способны испытывать отрицательные эмоции, которые и приводят к появлению слез. При этом плачут все: крокодилы, морские выдры, бобры, собаки, и даже быки, участвующие в корриде.

И это не вымысел, а вполне реальные факты.

 Конечно, процесс появления слез у животных можно связать с естественной реакцией их организма, пытающегося, таким образом, освободиться от накопившихся солей. Может это и так, но как тогда объяснить плач и слезы морских выдр, потерявших малышей?

Тот же бобер, например, навзрыд плачет по поводу потери своего жилища. Животное становится флегматичным, перестает реагировать на опасность,  и даже угроза смерти его не страшит.

По рассказам очевидцев,плачущих бобров можно встретить на обочинах дорог. Ну а плачут они как дети, с всхлипыванием и слезами. Отсюда и поговорка –«слезы как у бобра».

Вот и получается, что слезы у животных могут быть вызваны не только болью, но и различными эмоциями.

Пример можно взять из жизни тех же бобров. Особи противоположного пола, относящиеся к разным семьям, очень тяжело между собой сходятся. Обычно примирение наступает после нескольких ожесточенных драк. Очень трогательно наблюдать, как самец и самка приближаются друг к другу со слезами дружбы на глазах. Это означает, что мир между ними установлен.

Причиной бобровых слез может стать потеря потомства. Лишившись малышей, самка несколько дней плачет, и из ее глаз капают крупные слезы. Она прекращает есть, худеет, и может даже погибнуть.

Собаки могут плакать не только от боли, но и от ревности. Как оказывается, они не лишены этого чувства. Ревность возникает при появлении в доме еще одного четвероногого, которому уделяется повышенное внимание.

В конце концов это может окончиться дракой между животными, которые, таким образом, отстаивают свое право на первенство. При этом обе собаки переживают огромный стресс, который может вылиться в плач и слезы.

По заверению тореадоров, плакать могут и быки во время корриды. Они падают на колени и плачут как дети. Зрелище, конечно же, очень впечатляющее.

Верить или нет всем этим фактам, дело сугубо личное. По мнению ученых плакать способен лишь человек, в то время как животные выражают свои эмоции несколько иначе. Они скулят, визжат, рычат, используют различные жесты.  

Тогда откуда берутся у наших четвероногих друзей слезы?

Есть мнение, что это вовсе не слезы, а жидкость, наполненная солями, которая выделяется из организма животного железами, расположенными возле глаз. Вот почему рыдают те же крокодилы. Аналогичным образом освобождаются от солей морские змеи, ящерицы, игуаны. Плачут и морские черепахи, попадая на сушу. Причина их слез вовсе не связана с эмоциями, а имеет чисто физиологический характер.

Жидкость, появляющаяся в глазах некоторых животных, может быть связана с их сексуальными желаниями. Она содержит феромоны, которые служат для привлечения особей противоположного пола.

К такому приему, например, прибегают самцы мышей, которые начинают плакать с наступлением брачного периода. Эти слезы невероятно привлекательны для самки, которая становится заложницей феромонов.

Вот и получается, что вместо эмоций и чувств, у животных есть лишь рефлексы и инстинкты.

Источник: http://faunazoo.ru/mogut-li-zhivotnye-plakat

Почему те, кто умеет плакать — самые психически сильные из нас

Почему те, кто умеет плакать — самые психически сильные из нас

Знаете ли вы, что плакать на самом деле хорошо для вас? По мнению нейробиолога, а также исследователя д-р Уильяма, плач – не только реакция человека на горе и разочарование, это здоровье человека.

Плач – естественный способ снизить эмоциональное напряжение, а если его сдерживать, это оказывает негативное физическое воздействие на организм, в том числе увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний и других, связанных со стрессом расстройств.

Исследования показывают, что 85 процентов женщин и 73 процента мужчин чувствуют себя менее сердитыми и печальными после плача, чем раньше. Многие люди считают, что плач делает их слабыми и неспособными справиться со своей жизнью и эмоциями, когда в реальности, плач представляет прямую противоположность!

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ПЛАЧ НЕ НУЖНО СДЕРЖИВАТЬ:

1. ВЫ ДЕРЖИТЕ СВОИ ЭМОЦИИ В ГОЛОВЕ

Когда вы отпустите негативные эмоции, которые не входят в Ваши интересы, это будет означать, что Вы не бежите от своих чувств, а наоборот – переносите. Вы смотрите им прямо в глаза и приглашаете в свой мир сознания, что позволяет им полностью контролировать ваши эмоции.

После того, как вы чувствуете эмоциональную тяжесть, позвольте им уйти. Плач не означает, что вы плохо справляетесь с жизнью, он значит, что у вас есть еще больше возможностей, чтобы справиться со всеми тяготами, что возникают на вашем пути, и вы не пытаетесь от них убежать.

Если вы хотите плакать, но определенные убеждения сдерживают вас это делать? Тогда это может вылиться более серьезными последствиями.

2. ВАС НЕ ДОЛЖНО ВОЛНОВАТЬ, ЧТО ПОДУМАЮТ ДРУГИЕ

Плач – это наивысшее проявление уязвимости. Мужчине нужно быть мужественным, чтобы показать себя другим с этой стороны, и нет повода волноваться о том, что другие могут подумать. Мы живем в слишком строгом мире, где не рекомендуется показывать эмоции, потому что это может нарушить рабочий день, делает нас менее продуктивными, или некоторые другие нелепые причины.

Читайте также:  Критика плюс-помощь-плюс - психология

https://www.youtube.com/watch?v=Pnmp9Rs_igk

Плач означает, что вы должны преодолеть установленные социальные нормы и понять, что эмоции делают тебя человеком. Не испытывая эмоций, мы просто машины, винтики в колесе, роботы, выполняющие свои обязанности в установленных рамках.

Однако, наша способность плакать означает, что мы гораздо больше, чем машины, и вы уже это поняли. Много плакать означает, что вы вырвались из тюрьмы убеждений – а что другие подумают обо мне, и поднялись выше пределов социальных норм.

Ты знаешь, плакать – это значит быть сбалансированным, эмоционально здоровым и уравновешенным человеком.

3. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ПЛАЧ ПОМОГАЕТ ВЫПУСТИТЬ НАКОПИВШИЕСЯ ЧУВСТВА?

Подавление эмоций приводит только к большим негативным эмоциональным выбросам, в конце концов, вы отпустите все негативные эмоции, которые переживали за один порыв.

Как правило, это будет либо эмоциональный срыв, или крупная ссора с кем-то, и вам придется вынести все скопившиеся разочарование на кого-то.

Ни одна из этих ситуаций не идеальна, и может вызвать много эмоционального ущерба в долгосрочной перспективе. Регулярный плач поможет сохранить нервную систему в гармонии.

4. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ПЛАЧ ДЕЛАЕТ ВАС ЗДОРОВЕЕ В ЦЕЛОМ?

Плач несет множество преимуществ, и это не только эмоциональная часть. На самом деле выплакаться – это новый прилив гормонов для хорошего самочувствия, за счет снижения уровня марганца, что может вызвать крайнее беспокойство и стресс, если в вашей голове накопилось слишком много негатива.

Плач также помогает смазывать глаза и предотвращает обезвоживание; без слез, мы даже не смогли полноценно видеть окружающий мир! И наконец, плач убивает бактерии и удаляет вредные токсины из организма.

Без слез, у нас будет слабое здоровье, не говоря уже о том, какой негативный эффект несет в себе удерживание отрицательных эмоций!

5. ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ДРУГИМ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ БОЛЕЕ КОМФОРТНО, ВЫРАЖАЯ СЕБЯ

Вы проявляете себя психически сильным человеком, если помогаете другим освободиться от страха, а также от мыслей, что другие подумают. Плакать и показывать собственные уязвимые стороны в открытую, означает, что Вы не только разгружаете свою нервную систему, но и помогаете другим чувствовать себя более комфортно и делать то же самое.

Многие люди блокируют свои эмоции, опасаясь, что другие могут сказать или подумать. Многие предполагают, что раскрытия себя в чистом виде будет отпугивать людей от вас или данный аспект может быть неуместным.

Однако, показ своих эмоций и плач в присутствии других людей, будет автоматически способствовать формированию здорового и свободного общества.

Источник

Источник: https://love-psy.ru/zhivi/psihologiya/pochemu-te-kto-umeet-plakat-samye-psihicheski-silnye-iz-nas.html

Эволюция лжи: почему лгут животные, дети и подростки?

Однако при приближении самца-соперника шимпанзе, который не хочет, чтобы его уязвимое положение стало заметно, отворачивается и прикрывает губы. Он буквально «стирает ухмылку с лица», чтобы на него не напали.

В результате другой самец уходит или продолжает заниматься своими делами, вместо того чтобы напасть на шимпанзе, который ухмылялся, показывая таким образом свою слабость и уязвимость.

Известны также случаи, когда шимпанзе обманывали людей.

В одном из шведских зоопарков обезьяна дурачила посетителей, делая вид, что кротко грызет зажатое в лапе яблоко. При этом в другой лапе она прятала камни, которые была готова кинуть в любого, кто подошел бы слишком близко, — что и происходило не раз.

Согласно исследованиям зоолога Максин Моррис, слоны также могут обманывать друг друга. Наблюдая за слонами в зоопарке Вашингтона, Моррис обнаружила, что те слоны, которые во время кормления быстро съедают свою охапку сена, часто заискивают перед теми, кто ест медленнее.

Первые (быстрые) слоны начинают бесцельно помахивать хоботами из стороны в сторону, что является у этих животных выражением дружбы. Однако их реальная цель состоит вовсе не в том, чтобы продемонстрировать благожелательность.

Они качают хоботами, пока им не удастся подобраться достаточно близко к другим слонам и быстро схватить недоеденное сено.

Обманывать человека могут многие млекопитающие. Возьмем, к примеру, очень умных животных — дельфинов. Тренеры в Институте исследований морских млекопитающих учили дельфинов убирать мусор из бассейна, награждая их рыбой за каждый принесенный улов.

Но самка дельфина решила, что ей мало одной рыбешки, которую давали за работу. Поэтому она придумала, как обмануть дрессировщика: пряча мусор под камнем на дне бассейна, она приносила его дрессировщику небольшими порциями, каждый раз получая свою рыбку.

Она обманывала ради того, чтобы получить бoльшую компенсацию за свой труд.

Ничто не может служить лучшим доказательством того, что животные лгут, чем многолетние научные эксперименты, проводимые Институтом исследований поведения горилл. Именно здесь живет Коко, знаменитая горилла, освоившая язык жестов. Когда Коко было всего три года, она сломала игрушку.

Дрессировщик начал ругать ее за это, и Коко на языке жестов заявила, что игрушку на самом деле сломала Кейт, вторая дрессировщица. Когда Коко было пять, она сломала столешницу на кухне, усевшись на нее. Ее снова спросили, что случилось, и она снова обвинила Кейт. В следующий раз дрессировщик начал ругать ее за то, что она жует мелок.

Коко тут же сделала вид, что не жует его, а красит им губы, как помадой. Когда ее продолжили расспрашивать о том, что она все-таки делала, она призналась и показала, что кусала мелок потому, что хотела есть. Коко также показала себя талантливой обманщицей, когда играла в догонялки с одним из дрессировщиков и слегка укусила его.

Коко спросили, что она сделала, и она тут же показала знаками: «Не зубы». Таким образом, Коко не только солгала, отрицая, что укусила дрессировщика, но и сообщила дополнительную информацию о том, о чем ее еще не спрашивали. Когда люди сообщают дополнительную информацию, которую не запрашивает собеседник, это часто является свидетельством лжи.

Когда дрессировщик Коко сказал ей: «Коко, ты лжешь!», она раскаялась и признала на языке жестов, что вела себя плохо и действительно укусила дрессировщика. Как утверждали те, кто с ней занимался, Коко лгала, чтобы избежать наказания.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/evolyuciya-lzhi-pochemu-lgut-zhivotnye-deti-i-podrostki.htm?full

Проблемы детского возраста

Проблемы детского возраста

Одна из главных проблем, возникающих в общении с ребенком в процессе его развития, – детская агрессия . В психологии проблема агрессии изучалась многими специалистами. Разработка ее велась и ведется в рамках разных направлений. Поэтому существует масса различных концепций, разработчики которых предлагают и свои методы коррекции этого психологического явления.

Агрессивность  можно определить как стремление одного существа причинить вред другому.

В животном мире она является средством утверждения своего господства в среде себе подобных, признанием силы, мощи и власти той или иной особи. В этом ее биологический смысл.

У людей же агрессия всегда оценивалась как негативное явление. Человек не должен жить, заставляя страдать других и тем более испытывая от этого удовольствие.

Детская агрессивность  – явление специфическое и отнюдь не неизбежное. Так или иначе психологи выделяют 3 формы, в которых может проявиться агрессивное поведение:

1) агрессивные действия;

2) словесная агрессия;

3) агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях – на себя и на других.

У дошкольников чаще других встречаются первые две формы (агрессивные действия и словесная агрессия). Родители и учителя стараются наказывать и перевоспитывать детей, направляющих свою агрессию на других, т. е. драчунов, забияк, невеж, сквернословов. Но в практике встречаются и другие формы проявления агрессии.

Реагировать на проявление агрессии у маленьких детей, несомненно, нужно, но можно и предотвратить формирование у них такой черты характера. Для этого существует очень много разных методик и разработок. Но прежде всего нужно попытаться найти причину самостоятельно.

У детей ограничен выбор источников моделей поведения, это, в первую очередь, семья, которая может выработать у ребенка агрессивную манеру поведения, развить ее и закрепить.

Часто это вызвано психологическим отторжением ребенка родителями, нежелание участвовать в его развитии и воспитании, что ребенок на подсознательном уровне воспринимает и, в свою очередь, пытается преодолеть, используя любые доступные средства, в том числе агрессию.

Также семья прививает нормы и правила поведения как в формальном виде, посредством общения, так и в неформальном – собственным примером. И агрессивное поведение одного из родителей может восприняться ребенком как норма.

Другим источником поведенческой модели могут стать сверстники. Здесь наблюдаются две ситуации возникновения агрессивного поведения. Первая ситуация – это когда ребенком осознаются преимущества агрессивного поведения, вседозволенность и безнаказанность которого может привести к закреплению этого чувства в подсознании.

Вторая ситуация – это месть, когда посредством агрессии обиженный пытается наказать обидчика. При некоторых способствующих факторах вторая модель может перерасти в первую, т. е.

обиженный может стать обидчиком, поняв все привилегии этого положения и ощутив возможность закрепления статуса «сильного» среди окружающих его сверстников.

Третьим источником примера агрессивного поведения являются так называемые символические образы – телевидение, книги, игрушки, влияние которых уже не оспаривается.

Главная проблема, возникающая в подобных ситуациях, – это неспособность родителей предотвратить агрессию со стороны ребенка и определить ее причину.

Часто в воспитательных целях к ребенку применяют физические наказания. Однако ребенок по примеру родителей начинает применять силу по направлению к более слабым детям для достижения собственных целей. И если не пресечь это в самом начале, он может и в дальнейшем применять силу для достижения своих целей.

Однако противоположностью физического наказания является излишняя избалованность ребенка, которому дозволено все, и наряду с таким чувствами как нетерпимость, эгоизм и вседозволенность появляется и агрессия, в этом случае направленная как на более слабого ребенка, так и на родителей.

Но всякого ли ребенка можно назвать агрессивным? Существует ряд показателей агрессии ребенка:

Читайте также:  Инженерная психология - психология

1) в большинстве ситуаций не осуществляется контроль эмоций;

2) слабо проявляются все эмоции, кроме гнева;

3) не несется ответственность за свои поступки, склонность обвинять в своих ошибках окружающих;

4) гипертрофированное чувство собственного достоинства;

5) резкая реакция на негативную оценку своих действий;

6) угрозы физические, словесные окружающим;

7) жестокость по отношению к животным;

8) намеренное проявление непослушания;

9) излишняя завистливость и ревность.

Детские слезы  – явление вполне обычное. Это своеобразный язык, усвоенный ребенком еще в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте. Но даже столь привычное явление, как слезы становится проблемой для родителей и окружающих.

Плач лишь дополняет арсенал человеческих средств общения, делая его более разнообразным, гибким и универсальным. Другое дело, что не всем доступны его приемы, поскольку они сложны для понимания и правильной интерпретации.

Тогда-то первые результаты неудачного взаимодействия с взрослыми дополняются и искажаются оттенками обиды, разочарования, желания усилить вызванную реакцию.

Реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании.

Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни энуреза, ни других признаков, характеризующих эпилептические припадки, не бывает. Это только тенденция (которая и делает реакцию гипобулической), иногда направленная против известных запретов, отказов и т. д. и выражающаяся, как ее обычно описывают, в некоторой регрессии поведения; ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.), но использует он это, конечно, совершенно иначе.

Любой человек плачет когда ему плохо, когда его что-то сильно расстроило, слезы – это внешнее проявление расстройства. Зачастую взрослому человеку сложно сдержать слезы, а у ребенка нет даже мотивации для их сдерживания, не говоря уж о возможности.

Дети не знают, что свои страдания и переживания нужно скрывать, даже наоборот они очень часто излишне громко плачут, чтобы привлечь внимание родителей к своему горю и вызвать у них жалость и сострадание. И качественно не правильно требовать от ребенка прекратить плач, потому что для этого есть причины, и ребенок ждет от вас помощи, жалости и любви, а не криков и уж тем более наказаний.

Необходимо объяснить ребенку, что все можно исправить, переключить его внимание на другой объект, и самое главное, в первую очередь ласково поговорить.

У детского плача множество оттенков и смыслов: выделяют плач-испуг, плач-обиду, плач-боль, плач-желание, плач-горе, плач – способ привлечь внимание, плач-недовольство, плач-каприз, плач-манипуляцию, плач – требование свободы, плач дискомфорта, плач непонятости другими, плач-разочарование, плач недостижения желаемого, плач – осознание невозможности чего-либо и т. п.

Каждая из этих причин для ребенка является очень важным аспектом жизни – упал, поранился, сломалась игрушка, не пошли на прогулку – для него это все непоправимо и в его глазах не существует никакого выхода из этой ситуации, так как он живет сегодняшним днем: «хочу сегодня и сейчас». И если кто-то из родителей найдет выход из ситуации ставшей причиной слез – игрушку можно починить, гулять пойти завтра и не просто гулять, а в зоопарк, и т. д. – то слезы стихнут, и он забудет о них через минуту.

Только для постороннего уха плач – это неприятный раздражитель, своеобразная какофония звуков – от всхлипываний и прерывистого дыхания до завываний и рева.

Близкие же люди умеют вычленить в нем не только призыв о помощи, но часто и конкретную причину, породившую слезы.

По тембру, громкости, модуляциям плача они умеют определить, что ребенок упал и ушибся, что его обидели несправедливо или он куда-то не успел.

Поэтому очень важно уметь по плачу ребенка понять, чего он хочет, поскольку плачущий малыш говорит с трудом, если вообще на это способен, а мимика его искажена общим выражением страдания.

Если же взрослые любыми средствами стараются лишь прекратить этот процесс, поскольку слезы, крики, плач детей действуют им на нервы, то они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ребенком, а воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Можно выделить несколько общих категорий плача с точки зрения причин, их порождающих, и привести варианты прекращения плача.

Плач-отчаянье  – когда в понимании ребенка случилось событие, на которое он не может повлиять: испуг (что-то его напугало, а рядом есть человек, которому можно на это пожаловаться), потеря (потерял любимую игрушку), запрет (запретили залезать на стол). В таком случае необходимо переключить внимание ребенка на совершенно другой предмет, который для него обязательно будет интересным.

Плач-боль  – причин боли может быть масса, однако одно дело когда ребенок упал и ударился – такая боль быстро проходит, и другое дело когда он заболел и у него болит живот, или растут зубы – такая боль будет длиться долго.

В первом случае нужно просто ласково успокоить ребенка, посидеть с ним, что-то рассказать, просто проявить к нему внимание, и слезы пройдут.

Во втором случае необходимо как можно быстрее снять боль и, самое главное, ни в коем случае не ругать его, нельзя требовать прекратить плач, это вызовет у ребенка еще большее расстройства, потому что добавится еще и обида на человека, который не желает ему помочь.

В таком случае можно прочитать ему сказку про бесстрашного героя (героиню), терпевшую боль (или заточение), и сравнить ребенка с этим героем (героиней), сказать ему, что он такой же храбрый и сильный.

Плач-обида  – дети, как и взрослые, могут страдать не только от физической боли, но и от одиночества, несправедливого отношения, безразличия и многого другого. И плач в таком случае больше напоминает всхлипывания.

Здесь тоже можно применить способ отвлечения, однако, у ребенка чувство обиды может накапливаться, задача родителей вовремя распознать признаки обиды и либо что-то изменить в своем поведении, либо объяснить ребенку, что для обиды нет причины.

Плач-каприз  – ошибочно думать, что плач ребенка является намеренным и четко продуманным действом. Он плачет от того, что чего-то очень сильно хочет, а это что-то ему не дают.

Он начинает расстраиваться, потому что все его мысли занимает именно желаемый предмет, и ничто другое его сейчас не интересует, вследствие чего начинает плакать, и, если вовремя не предпринять меры, его плач может перерасти в истерику.

Единственно возможный выход в такой ситуации со стороны родителей – это снятие сосредоточенности ребенка на желаемом объекте.

Плач ребенка до определенного возраста является естественным состоянием, потому что всегда находится что-либо, что вызывает у него обиду, боль, страх и т. д. Однако есть дети, которые плачут явно чаще и больше других. Известный чешский психолог образно называет их «юдоль слез».

Они исторгают слезы по любому поводу, сочувствуя персонажам любимой сказки или кинофильма, видя мертвого жука или птичку, слыша громкие, раздраженные возгласы, сталкиваясь с трудностями или несправедливостью, безутешно рыдают, испытав физическую боль или вступая в конфликтное взаимодействие с кем-либо.

Папы и мамы таких ребят испытывают постоянную неуменьшающуюся тревогу за них. Но как помочь таким детям?

Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя.

И тем более не помогут такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, насмешки. Любые насильственные меры вызовут лишь большую напряженность, волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему ребенка, отнимут у него силы, уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить детей от всех жизненных неприятностей.

Поэтому самая лучшая тактика в общении со сверхчувствительными детьми – это дать им право оставаться такими, какие они есть, не проявлять свою раздражительность в ответ на их непрерывные слезы, рев и плач.

А вот побыть с ними рядом, дать им почувствовать вашу готовность прийти на помощь – это очень важно для таких детей.

Можно попробовать переключить внимание малыша на что-то другое, но не абстрактное, а сугубо конкретное (другой вид деятельности, другой круг общения, дать ему простое, но четкое предметное задание). Как правило, чрезмерно высокая чувствительность проходит со временем.

Вряд ли кто-то останется слезливым, эмоционально незащищенным на всю жизнь. Когда у ребенка начнут активно формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10–15 годам), то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.

Лучшее, что можно посоветовать родителям, бабушкам и дедушкам, – это терпение и еще раз терпение. И не забывайте о том, что высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества.

Поэтому, как ни странно звучит этот призыв, – прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/detskaya-psikhologiya/1253-problemy-detskogo-vozrasta.html

Развитие психики в животном мире

Понятие психики

Психика это свойство живого мозга и продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений.

Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.

Читайте также:  Мудрые люди не прощают никого, а требовательные - не всех и не сразу - психология

Отражение — активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Это не простое копирование действительности, а сложная ее переработка.

Психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Психика связана с появлением и развитием нервной системы.

Простейшие живые существа (амеба, инфузория) не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве).

Раздражимость – способность всей живой материи изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей.

Для этого не нужна нервная система: даже простейшие одноклеточные организмы способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Двигательная активность этих организмов еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Типы поведения животных

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных.

Типы поведения животных (как способы их приспособления к окружающей среде):

— инстинкты,

— навыки

— простейшие формы интеллектуального (разумного) по ведения.

Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты размножения).

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.

Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животными, запасание пищи на зиму и т. д. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное поведение производится автоматически, без какого-либо признака разума, мышления.

В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действие из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмысленные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет.

Инстинкты есть и у высших животных, и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.), но они имеют различное значение в жизни.

В поведении человека, например, инстинкты играют сугубо второстепенную роль, да и носят они совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе человека.

Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Однако они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется.

Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, перестраиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые вообще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться.

Новым, более совершенным типом поведения, позволяющим животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды является навык (птицы, собаки).

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.

В основе, навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совершенный приспособительный механизм, так как животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то навык угасает.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Что касается разума, мышления, то и в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего.

У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации.

Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с новой задачей.

Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было, а для этого необходимо наличие мышления (в первую очередь человекообразные обезьяны и дельфины).

Интеллектуальное поведение — простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами.

Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки раз личной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения.

Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Павлов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3 — 4-х летнего возраста.

Отсутствие второсигнальных (речевых) временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьяны возможности предварительно всесторонне обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий, осуществления подлинно коллективных форм деятельности появляется только у человека, владеющего речью.

В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм, поведения и все большую и большую роль начинают играть приобретенные формы поведения.

Этапы (стадии) развития психики

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева-Фабри.

До появления нервной системы и соответственно психики живые существа обладали лишь раздражимостью.

Стадия психики характеризуется примитивными элементами чувствительности.

Элементарная чувствительность (тропизм) – способность живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение.

Это начальная форма приспособления простейших организмов к внешней среде.

Живые организмы на этой стадии обладают спинным мозгом и реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Т.о. внешний мир воспринимается в виде отдельных ощущений. Форма поведения – инстинкт (ланцетники, черви, насекомые).

Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.

Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Стадия психики характеризующаяся предметным восприятием.

Предметное восприятие – отражение не отдельных свойств, а предметов целиком.

На этой стадии внешняя среда начинает восприниматься в виде образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. Возникают более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков. (птицы, рыбы, собаки)

Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Здесь обнаруживается готовность к научению.

Стадия отражения межпредметных связей.

Форма поведения – сложное интеллектуальное поведение отражающее межпредметные связи. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.

В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве.

Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных.

Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание.

Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Психика человека, кроме функции отражения воздействий окружающего мира выполняет и другие функции.

Функции психики человека

Субъективное отражение. Любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности и конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Поэтому человек с помощью психики осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Психика, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, с другой — с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Источник: http://biofile.ru/psy/11468.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию