Сходство — психология

Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении

Сходство - психология

Начиная с новаторского исследования Гальтона в 1875 году (ср. 34), изучение близнецов стало одним из основных направлений исследования влияния наследственности и окружающей среды На психологическое развитие индивида. Сегодня в нескольких странах ведутся масштабные исследования близнецов.

Открытие усовершенствованных техник дифференциации однояйцевых (монозиготных) и разнояйцевых (дизиготных) близнецов сделало возможным производить более точный анализ результатов исследований (ср. гл. 3). Среди наиболее надежных критериев, используемых для определения зиготности, находятся отпечатки пальцев и типы крови.

Было идентифицировано огромное количество типов крови, поэтому сравнение близнецов по данному признаку позволяет эффективно определять их зиготность.

Результаты психологического тестирования. Корреляции между результатами теста на умственные способности однояйцевых близнецов, будучи так же высоки, как и коэффициенты надежности тестов, располагаются между 0,90 и 0,100.

Иными словами, степень сходства между однояйцевыми близнецами, которые воспитывались в одной семье, примерно так же высока, как и степень сходства между первоначальным и повторным тестированием одних и тех же индивидов.

Значения корреляций между разнояйцевыми близнецами по результатам теста на умственное развитие располагаются между значениями корреляций однояйцевых близнецов и значениями корреляций братьев и сестер.

Возможно, из-за неточностей в идентификации и классификации пар разнояйцевых близнецов такие корреляции от исследования к исследованию изменяются больше, чем любой другой вид семейных корреляций. Однако большая часть значений этих корреляций находится в промежутке между 0,60 и 0,70 (44, 49, 77, 123).

Необходимо отметить, что с точки зрения наследственности разнояйцевые близнецы похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры.

Поэтому различие между корреляцией обычных сиблингов, составляющей 0,50, и корреляцией разнояйцевых близнецов, составляющей 0,60 или 0,70, может отражать лишь большее однообразие той среды, которая окружает разнояйцевых близнецов.

Разнояйцевые близнецы развиваются в пренатальный период в условиях одной и той же окружающей среды и появляются на свет в одно и то же время. Поскольку у них один и тот же возраст, они обладают опытом более общим, чем опыт обыкновенных братьев и сестер.

С другой стороны, различия между корреляциями однояйцевых и разнояйцевых близнецов могут быть как результатом действия наследственных факторов, так и результатом того, что для однояйцевых близнецов условия окружающей среды имеют еще больше сходства. Последнее утверждение мы рассмотрим более подробно в следующем разделе, который содержит анализ среды, окружающей близнецов.

Что касается особых способностей, то, по имеющимся данным, между однояйцевыми близнецами существует больше сходства, чем между разнояйцевыми. Однако и у тех, и у других сходство по особым способностям проявляется намного меньше, чем по общим тестам на развитие умственных способностей.

По результатам серий тестов на моторные навыки, предложенных 46 парам разнояйцевых близнецов и 47 парам однояйцевых близнецов, корреляции составили в среднем 0,43 для разнояйцевых и 0,79 для однояйцевых близнецов (70).

По результатам Миннесотского теста на пространственные отношения серийные измерения параметров прежде всего пространственного восприятия показали, что средняя корреляция у 33 пар разнояйцевых близнецов составила 0,28, а у 29 пар однояйцевых близнецов 0,69 (10).

По данным личностных тестов корреляции между близнецами в тенденции ниже, чем в тестах на определение способностей. При этом по степени приближенности результатов однояйцевые близнецы снова превосходят разнояйцевых близнецов.

Степень сходства близнецов по их личностным качествам существенно изменяется в зависимости от того аспекта, в котором они рассматриваются.

Все эти результаты не противоречат данным, приведенным в предыдущих разделах, посвященных корреляциям по личностным тестам между родителями и детьми, братьями и сестрами.

По шкале Бернрейторского личностного теста, созданной для измерения невротических состояний, были получены следующие корреляции: 0,63 — для однояйцевых и 0,32 — для разнояйцевых близнецов (15).

Другим тестом в той же области был личностный тест Вудвортса — Мэтью, по данным которого корреляция однояйцевых близнецов составила 0,54, а корреляция разнояйцевых близнецов 0,36 (46). По тестам на такие личностные качества, как доминирование и самодостаточность, корреляции в тенденции получились ниже (15).

Стронговский бланк Увлечений показал корреляцию всего лишь 0,50 — для однояйцевых близнецов и 0,28 — для разнояйцевых (15).

Из анализа результатов юношеского личностного теста Кэттелла, который прошли однояйцевые и разнояйцевые близнецы, сиблинги, дети, не являвшиеся родственниками, но воспитывавшиеся совместно, а также дети, представлявшие население в целом, Кэттелл и др.

(16) сделали вывод, что для одних качеств главные причины изменчивости заключены в наследственности, а для других — в окружающей среде. Подобные результаты были получены во время второго исследования, проведенного Кэттеллом и его сотрудниками (17), в нем были использованы объективные измерения личностных качеств.

Однако из-за недостаточной обоснованности результатов теста в обоих исследованиях, а также из-за неоднозначности сделанных приближений в статистическом анализе эти результаты могут рассматриваться лишь как гипотетические.

Более того, они не нашли подтверждения и во время других исследований однояйцевых и разнояйцевых близнецов, в которых был использован Юношеский личностный тест (118, 119).

В результате Британского исследования Айзенк и его сотрудники (28) на основании проведения различных тестов сделали сообщение о том, что значения корреляций по шкале, измеряющей невротические состояния, для 25 пар однояйцевых и 25 пар разнояйцевых близнецов одного пола составили соответственно 0,851 и 0,217.

Сходство близнецов по ряду экспрессивных реакций

Источник: http://bookap.info/genpsy/anastazi_differentsialnaya_psihologiya_individualnye_i_gruppovye_razlichiya_v_povedenii/gl70.shtm

Сова Психолог

Сова Психолог

September 27, 2012 by Anna

3 комментариев

April 14, 2015 by Anna

добавить комментарий

May 4, 2018 by Anna

добавить комментарий

Вот такая интересная история у парня. В принципе, это знакомо многим. Но далеко не все так всерьез понимают про свое положение. Впрочем, просвет у парня тоже видится (“я выкарабкаюсь”), но идти к нему стоит правильно. Узнать больше! →

April 20, 2018 by Anna

добавить комментарий

Примерно в половине случаев вопрос, на который я отвечаю, отправить не удается – спрашивающие оставляют не тот е-мейл, почтовая служба докладывает, что письмо доставить невозможно.

Такие письма будут попадать в эту рубрику.

Сегодня автор письма психологу спрашивала про учебу и работу, отношения и вес.

Узнать больше! →

April 17, 2018 by Anna

добавить комментарий

Разные чувства на самом деле имеют вполне четкое, определенное значение. Есть такое простейшее определение: чувство – это остановленное действие. Узнать больше! →

April 12, 2018 by Anna

добавить комментарий

“Я ему говорю, а он не слушает!” – возмущаются женщины. Нет, дело не в глухоте (хотя иногда и в ней тоже). Но вот слушать женщину у мужчин – не в чести и не в природе. Дело в том, что женщины в среднем и общем более жертвенные, мужчины – более обособленные. Женщинам нужны семья, отношения, вот это всё. Мужчине нужны предметы, его дело, символы успеха, и конечно – четкие задачи.

Вместо этого мы, бабоньки, принуждаем их нас слушать. Задача для них непривычная, нетипичная, да и (что уж греха таить) зачастую не особо приятная. Как сделать иначе и как наладить контакт с собственным мужем, чтобы он вас и слушал, и слышал?

Узнать больше! →

March 13, 2018 by Anna

добавить комментарий

У любого дела есть ответственный – тот, кто отвечает за организацию процесса и конечный результат. У ответственности есть много оттенков и мест применения. Есть материально ответственное лицо. Бывает уголовная ответственность, юридическая, командная, гражданско-правовая.

Ответственность имеется даже тогда, когда человек о ней не знает (“незнание закона не освобождает от ответственности”). С другой, всегда есть люди, которые берут на себя больше, чем могут и должны. Таких людей называют гиперответственными.

Что же делать с этим качеством и как от него избавиться, чтобы не брать чужую ответственность?

Узнать больше! →

March 4, 2018 by Anna

добавить комментарий

Предыдущие отношения завершились, сердечко чуть подзажило, но новых отношений и не хочется, и не можется. Чем заняться, пока у вас перерыв между отношениями, как восстановиться и даже стать лучше, стать более ценным и наполненным? Как не вляпаться в похожие отношения и выдержать паузу?

Есть готовые идеи и подсказки, чтобы вы могли взять их на вооружение – или придумать что-то интересное сами!

Узнать больше! →

February 21, 2018 by Anna

добавить комментарий

Все хотят удовольствия от отношений. “Делай любовь, а не войну”. Но чтобы добраться до качественных, приносящих радость обоим отношений, придется постараться.

Потому что возможностей “свернуть не на ту дорожку” так много – чуть ли не больше, чем хороших путей.

Итак, если “все счастливые семьи счастливы одинаково”, то давайте посмотрим, как они это делают? Что отличает отношения, в которых много удовольствия?

Узнать больше! →

February 16, 2018 by Anna

добавить комментарий

Длительность жизни у жителей деревни в южно-итальянском регионе Чиленто удивительно высока, несмотря на то, что они любят вино, курят и не особо следят за своим весом. Исследователи из г. Сан-Диего решили, что это не просто совпадение, так как сотни из них отпраздновали свой 90-летний юбилей. В чем же их секрет?

Узнать больше! →

January 30, 2018 by Anna

добавить комментарий

Познакомьтесь с самыми интересными открытиями, которые сделали психологи. В подборке вы узнаете о неквалифицированном труде и его оплате, почему важен эмоциональный интеллект, как заставить с помощью запахов людей делиться и как сочетаются наши личные качества и действия, которые мы совершаем.

Узнать больше! →

January 23, 2018 by Anna

добавить комментарий

Результаты нового исследования показывают, что психический стресс негативно сказывается на состоянии кровеносных сосудов, особенно у женщин с заболеваниями сердца.

По сравнению с мужчинами, у женщин выше риск развития ишемии миокарда как результат перенесенного стресса. Это связано с уменьшением подачи тока крови к сердцу и может стать причиной развития серьезных сердечных осложнений. Под воздействием стресса сосуды у женщин сокращаются чаще, чем у мужчин. Узнать больше! →

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%81%D1%85/

В чём сходство психологии, психотерапии и психоконсультирования с матрёшкой?

Такое вот соотношение. Психология — более общая наука, а психотерапия и психоконсультирование — два её дочерних ответвления, причём психоконсультирование, в свою очередь, ответвляется от психотерапии.

С психотерапией тоже не всё так просто. Она как раздвоенное дерево с двумя стволами. Первый ствол — медицинская психотерапия. Она гораздо ближе к психиатрии и к медицине, чем к психологии. Второй ствол — психологическая психотерапия. Она близка к психологии и к философии.

Иначе говоря, если человек окончил философский, психологический, психолого-педагогический факультет, он имеет полное право заниматься лишь немедицинской психотерапией, если же он — выпускник медицинского института с уклоном на психиатрию или же имеет медицинское и психологическое образование, такой человек спокойно может заниматься медицинской психотерапией. Этот человек свободен назначать, выписывать некоторые лекарства, как врач, как психиатр.

Приведу пример. Допустим, у девушки депрессия из-за несчастной любви. Она устала мучаться и пошла к психотерапевту. Если пошла она к терапевту-психологу, тот будет проводить с ней разные тренинги, беседы, разрабатывать совместно план избавления, выхода из депрессии.

Если девушка попала на приём к медицинскому психотерапевту, то он, помимо всего перечисленного, ещё и лекарства ей может прописать. Конечно, психотерапия делится ещё на множество видов: индивидуальная, семейная и групповая; поведенческая и гуманистическая; краткосрочная и долгосрочная; детская и так далее.

Об этом позвольте поговорить в следующей статье.

В чём же тогда отличие психотерапии от психологического консультирования?
Психотерапия (и медицинская, и не медицинская) занимается более глубокими проблемами, более сложными, серьёзными случаями.

Обычно психотерапия проходит гораздо дольше, то есть нужно больше сеансов, больше работы с клиентом для разрешения его проблемы, в то время как психоконсультирование занимает от одной встречи (сеанса) до двенадцати-пятнадцати.

Психотерапия требует более глубоких знаний, большего опыта, более трудоёмка. Психолог-консультант же не должен и не обязан браться за случаи, в которых чувствует себя некомпетентным, и когда видит, что просто консультированием нельзя обойтись.

Есть и ещё отличия, но они уже более тонкие, специфические. Не стану вас, дорогие читатели, утомлять своей наукой. Достаточно и того, что теперь вы ясно увидели разницу между этими областями и знаете, какая из них на что способна.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/21231/

Житейская и научная психология: сходства и различия

Житейская и научная психология: сходства и различияСамосовершенствование 24 декабря 2013

Коллективная мудрость поколений отражается в пословицах и поговорках, в приметах и толкованиях сновидений. И безусловно, в центре внимания стоит человек: его характер, личность, судьба.

Однако никто не станет называть эту мудрость знанием о душе или сознании. Почему? Чем различаются житейская и научная психология? Ведь обе рассматривают человека, его поступки, мысли и чувства.

Тем не менее существуют принципиальные различия.

И житейская, и научная психология претендуют на некоторые обобщения, касающиеся знаний о человеческой личности. Но первая это делает на уровне предрассудков и стереотипов, вторая же направлена на глубинное изучение, постижение механизмов. Житейская и научная психология по-разному интерпретируют опыт.

Первая опирается на конкретные, частные случаи. Вторая — на экспериментальные данные, широкие выборки, достижения других ученых. Каждый из нас, наблюдая за собой, близкими, знакомыми, по-своему интерпретирует результат наблюдений. Отчего это зависит? В первую очередь, от личности наблюдающего.

Следовательно выводы, которые мы сделаем, не только ситуативны, но и субъективны. К примеру, представьте, что вы видите человека, который одет во все черное. Что вы скажете или подумаете о нем? Один решит, что это траур, другой — что это стремление выделиться из толпы. Третий скажет, что тот человек, видимо, в депрессии.

Четвертый — что он хочет остаться незамеченным. Пятый может решить, что тот человек по профессии трубочист или носит униформу. При этом мы опираемся только на свой внутренний опыт, на свое представление о мире, почерпнутое из книг и фильмов, да даже просто на настроение.

Житейская и научная психология как раз и различаются уровнем непредвзятости и дистанции от наблюдателя до объекта изучения.

Читайте также:  Плач в животном мире - психология

В первом случае наши знания не систематизированы. Они отрывочны, на них накладывает отпечаток среда воспитания, уровень образования, наш склад характера. Во втором — все проявления человеческой личности изучаются экспериментально, теории доказываются научно. Житейская психология практична, ей не нужно глубокое понимание мотивов и причин деятельности или свойств характера.

Она направлена на успешное функционирование человека среди ему подобных, на решение конкретных задач. Именно поэтому мы так легко даем советы, как поступать в том или ином случае, хотя на самом деле не имеем глубокого представления о явлении. К примеру, житейская и научная психология совершенно по-разному интерпретируют проблемы зависимости и помощи алкоголикам или наркоманам.

Без комплексного изучения (при помощи тестов, интервью, бесед) личности больного ни один психолог не решится давать конкретные советы его близким о том, как надо себя вести.Ученые стараются постичь, вникнуть в глубинные механизмы возникновения и протекания зависимости у людей различных поколений, различного темперамента, исходного состояния здоровья.

Житейская «мудрость» дает советы «наказать за грех», «уйти немедленно» или «прощать все, иначе хуже будет». Рекомендации и наставления даются в зависимости от личного опыта арбитра. В этом проявляется и еще одно фундаментальное различие житейской и научной психологии. Первая оценивает и судит, вторая делает выводы и обобщает.

Житейская психология прежде всего направлена на ситуативную помощь, на советы, научная — на постижение тайн человеческого сознания и души.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
Методы педагогической психологии — сходства и различия со смежными науками

Метод – путь исследования или способ познания реальности. В каждой н…

Дом и семья
Чем лайка отличается от хаски? Сходство и различие лайки и хаски

Это удивительно красивые собаки. Мимо них никто не может пройти равнодушно. Но не все могут различить эти две благородные породы – между ними на самом деле много общего. Самое время разобраться, чем лайка отлича…

Духовное развитие
Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблица

Лютеранство относится к протестантскому течению в христианстве. Это одно из древнейших направлений, которое возникло в 16 веке. В настоящее время лютеранство распространено там, откуда оно произошло — в основном это с…

Духовное развитие
Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Христианство на сегодняшний момент – самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земн…

Закон
Полезная модель — пример. Полезная модель и изобретение: сходство и различия. Получение патента на полезную модель

Наверняка многие из вас не раз слышали выражение «полезная модель». Давайте же разберемся, что она собой представляет. Полезной моделью считается итог интеллектуальной деятельности индивидуума, его открыти…

Искусство и развлечения
Сказка и былина. Сходства и различия в устном народном творчестве

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепен…

Искусство и развлечения
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сходство и различия героев романа Л. Толстого «Война и мир»

К «Войне и миру» Лев Толстой шел мучительно и долго. Первое название задуманного произведения звучало как «Декабрист», затем – «Все хорошо, что хорошо кончается», следующее &n…

Компьютеры
Чем лучше HDMI чем DVI? Сходства и различия

Подключение монитора к другим устройствам осуществляется с помощью различных интерфейсов, которых в настоящее время предостаточно. В зависимости от технологического решения варианты подключения бывают двух типов &ndas…

Новости и общество
Чем отличается осетр от стерляди? Сходства и различия

На Руси без изысканных блюд из осетрины не обходился ни один царский пир. Ко двору правителей рыбу доставляли в выдолбленных из дубовых стволов корытах, перекладывая ее влажной ветошью, чтобы доставить государю живьем…

Новости и общество
Лауреаты и дипломанты — это кто? В чем сходства и различия?

Дипломанты — это победители конкурса или просто его участники? А в чем отличие от лауреата? Есть ли вообще что-то схожее или отличное? Если вы тоже задаетесь этими вопросами, то данная статья непременно ответит на них…

Источник: http://monateka.com/article/214102/

Социология и социальная психология: сходства и различия

Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2414 (дата обращения: 11.01.2018).

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать.

Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука.

Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах.

Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога.

Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак.

То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья,  а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п.

, социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь.

Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей).

Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий.

Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство.

Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них.

Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий.

Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий.

А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества.

И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук.

Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.

Библиографический список

  1. Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
  2. Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2414

5.4. Сходство и различие психики человека и животных

  Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку.

Антро- пологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе.

Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

  Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.  1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их.

Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность.

На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.   2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане.

У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации.

Однако способность к интеллектульным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.  3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п.

Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности.

Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта — отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение.

На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.  4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям.

Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.  5.

Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.  6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.  7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Читайте также:  Экспрессивность - психология

  Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер.

Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература

  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.  Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.   Леонтьев А.Н.

Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.   Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.   Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

  Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.

  Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/144/20.html

сравнительная психология — это… Что такое сравнительная психология?

  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Дифференциальная психология. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера …   Большой Энциклопедический словарь
  • Сравнительная Психология — научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительно психологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения… …   Психологический словарь
  • Сравнительная психология — Сравнительная психология  раздел психологии, занимающийся эволюцией психики. Интегрирует данные из зоопсихологии, исторической и этнической психологии. Сравнивает психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе,… …   Википедия
  • сравнительная психология — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в XIX в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России  В. А. Вагнера. * * * СРАВНИТЕЛЬНАЯ… …   Энциклопедический словарь
  • Сравнительная психология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование С. п. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера, понимавшего её… …   Большая советская энциклопедия
  • Сравнительная психология — 1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование С. п. в 19 в. связано с тр. Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера …   Естествознание. Энциклопедический словарь
  • Сравнительная психология —     отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема… …   Педагогический терминологический словарь
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая биопси хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в… …   Российская педагогическая энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3914/%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Лаборатория когнитивных исследований

Лаборатория когнитивных исследований

Вопросы к экзамену — 

Модуль № 1

Тема 1. Введение в психологию

Тексты для семинара:

1) Гип​пен​рей​тер Ю.Б. Вве​де​ние в об​щую пси​хо​ло​гию. М., 2000. с. 9-12,

2) Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999 С. 4-11

Вопросы к семинару: 

1) Отличительные особенности психологии как науки 

2) Сходство и различие житейской и научной психологии

3) Источники психологического знания. Разница между психическим явлением и психологическим фактом 

4) Цели и виды психологического консультирования

5) Различия психологического консультирования и психотерапии

Тема 2. Ложные воспоминания

Тексты для семинара:

1) Беддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / Пер. с англ.
С. Л. Могилевского. — М., 2001, Глава 1. Что такое память?

2) Лофтус Э. Ошибки и изъяны памяти /Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В. Ф. Спиридонова и М. В. Фаликман. — М., 2012 с. 275-282

Вопросы к семинару: 

1) Круг явлений памяти 

2) Виды памяти

3) Проблема точности воспоминаний

4) Методики внедрения ложных воспоминаний: преимущества и ограничения

5) Отличие истинных воспоминаний от ложных

Тема 3. Ошибки мышления

Тексты для семинара:

1) Канеман Д., Думай медленно, решай быстро. — Москва: АСТ, 2014 (отрывок).

2)  Ариели Д., Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения, — М: ЗАО «Манн, Иванов и Фербер», 2010 (Глава 13. Пиво и бесплатный сыр)

Вопросы к семинару: 

1) Две системы мышления: сходство, различия, взаимодействие 

2) Предсказания и прогнозы: закономерности и ошибки

3) Рациональность выбора: классическая экономика vs поведенческая экономика

4) Способы предотвращения/совладания с когнитивными искажениями

Модуль № 2

Тема 4. Язык и мышление

Тексты для семинара:

1) Дойчер Г. Сквозь зеркало языка. Почему на других языках мир выглядит иначе. — Москва: «АСТ», 2010. Глава 9 «Русские синий и голубой».

2)  Пинкер С. Язык как инстинкт: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Д. Мазо. — М.: Едиториал УРСС, 2004. Глава 3 «Мыслекод».

Вопросы к семинару: 

1) Гипотеза лингвистической относительности: две версии 

2) Аргументы в пользу влияния языка на цветоразличение

3) Возможные объяснения влияния языка на познавательные процессы

4) Понятие мыслекода

5) Критика гипотезы лингвистической относительности

Тема 5. Эмоции и мотивация

Тексты для семинара:

1) Экман П. Психология эмоций. — Спб: «Питер», 2010. Глава 2 «Когда мы начинаем испытывать эмоции?

2)  Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. С. 645-671 (Леон Фестингер)

Вопросы к семинару:

1) Основные источники/механизмы возникновения эмоций

2) Типы неадекватных эмоциональных реакций

3) Теория когнитивного диссонанса как пример теории мотивации

Тема 6. Влияние личности и группы

Тексты для семинара:

1) Майерс Д. Социальная психология (Social Psychology). Издательство: Питер, 2007. Глава 7. «Убеждение». 

Вопросы к семинару:

1) Способы убеждения

2) Факторы, влияющие на эффективность убеждения

3) Тактики сопротивления убеждению

4) Примеры исследований в области убеждающего воздействия

Источник: https://www.cogresearchlab.com/psihologiya-16-17

Психология и педагогика: сходства и различия

Психология и педагогика: сходства и различия

Поиск Лекций

Понятие образования. Мировые образовательные тенденции

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.

знания — основной источник стоимости в информационном обществе.Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия.

Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования.Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия.

Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает.

Переход от к концепции развития личности.

Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности.

Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

Самообразование и непрерывное образование

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Для развития умственной самостоятельности человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Непрерывное образование — образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека.

Критерии концепции непрерывного образования:

· охват образованием всей жизни человека;

· вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека;

· «увязка» общего, политехнического и профессионального образования;

· открытость, гибкость системы образования;

· разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

· возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин;

· равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату;

· наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе.

Психология и педагогика: сходства и различия

«психология» лежат два греческих слова: «психе» – душа, и «логос» – понятие, мысль. Обычно это словосочетание переводится как «наука о душе».

Термин «педагогика» также взят из греческого языка, и дословно его можно перевести как «ведение ребенка» («paidos» — «дитя» и «agõ» — веду).

Психология по традиции и по существу является спутником педагогики, поскольку в любом педагогическом исследовании обязательно приходится учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. С этой позиции психология выступает как научная основа педагогики.

Функциональное сходство педагогики и психологии состоит в том, что они обе принадлежат к числу наук о человеке.

Различия между ними определяются несовпадением ракурса рассмотрения деятельности: психология изучает человека, психологическую структуру его личности в контексте деятельности и в связи с ней.

Педагогика же делает объектом научного анализа один из видов человеческой деятельности, осуществляемый в интересах человека, общества и государства.

Источник: https://poisk-ru.ru/s31874t3.html

Психология мужчины и женщины — различия и сходства

Психология мужчины и женщины - различия и сходства

Какая она психология мужчины и женщины

Нередко даже любящие люди никак не могут найти общий язык, построить прочные отношения. Они ищут ошибки в себе, в партнере, но это ни к чему не приводит.

Между тем, непонимание между мужчиной и женщиной в большинстве своем связано с разницей в психологии представителей обоих полов.

Отличия в восприятии жизни, понимания своего места в ней, представлении, какими должны быть отношения, существенны. Их обязательно нужно учитывать, если хочется создать прочный союз.

Психология представителей разных полов

Психология мужчины и женщины имеет существенные различия, которые выражаются в подходе к созданию отношений, ожиданиях, связанных с их развитием, поведении партнеров в созданном союзе. При желании найти взаимопонимание, следует учитывать этот важный фактор.

По своей природе мужчина является лидером. Все «радости» феминизации, стремление женщин занять передовые позиции, сравняться с мужчинами противоречат естественной психологии взаимоотношений мужчины и женщины. Для того чтобы дать мужчине почувствовать свою значимость, требуется подчеркивать важность его роли в отношениях, постоянно высказывать благодарность за стремление быть добытчиком.

недопонимание между мужчиной и женщиной Психология взаимоотношений мужчины и женщины во многом зависит от партнерши. Гибкость, эмоциональность женской натуры, способность уделять внимание мелочам, из которых создается быт, позволяет легко уловить настроение мужа, перестроиться для обеспечения комфортной атмосферы.

Читайте также:  Сила личности, сильная личность - психология

Но и в этом стремлении важно не перейти грань, не стать придатком мужчины, полностью поддаться под его влияние. Любая представительница прекрасного пола ищет комфортных отношений, но отсутствие собственного «Я» приведет к потере интереса со стороны партнера. Не стоит забывать, что мужчина по своей природе является охотником.

Чем сложнее «поймать дичь», тем интереснее процесс.

Каждой даме важно мнение окружающих. Поэтому при построении отношений она учитывает мнение подруг, советы из глянцевых журналов. Мужчина не обращает внимания на такие мелочи, он обустраивает свою жизнь, ориентируясь на личные предпочтения. При соответствии в отношениях психологии мужчины и женщины его личным убеждениям, он считает их идеальными, не задумываясь об общественном мнении.

Влияние отличий психологии полов в создании отношений

Психологические особенности мужчин и женщин заложены на генетическом уровне. Это важно для продолжения рода, обеспечения нормальных условий для развития детей.

Женщина даже после одного полового акта, который был результатом внезапно вспыхнувшей страсти, планирует будущие отношения, «вьет гнездо».

Мужчина, получив удовольствие от сексуального контакта, может не планировать дальнейших отношений, если они противоречат его индивидуальным установкам. В результате союз может не сложиться.

Нередко причиной непониманий между мужчинами и женщинами является разница в определении обязанностей. Мужчина считает, что его роль добытчика сводится к обеспечению нормальных материальных условий. То есть, если он приносит в дом материальные блага в достаточном количестве, его обязанности могут считаться выполненными.

Женщина хочет заботы, взаимопонимания, сочувствия, ей требуется «жилетка», в которую можно поплакаться. Важно ощущать восхищение ее привлекательностью. Если этого в семье не хватает, рождается чувство неуверенности в своем обаянии, несоответствии роли идеальной хозяйки.

В таких случаях психологическим общениям мужчины и женщины приходится испытывать немало трудностей.

Точка взаимодействия разных психологий

Не напрасно психология мужчины и женщины имеет кардинальные различия. Такое решение мудрой Матушки Природы вполне обосновано. Эта разница позволяет существам разных полов идеально дополнять друг друга. Поэтому комфортное психологическое общение мужчин и женщин вполне возможно при стремлении партнеров создать надежный союз.

взаимопонимание и общение Эгоистичному по своей природе мужчине, стоит более внимательно относиться к своей половинке, помогать ей, выполнять все необходимые обязанности.

Важно не забывать, что женщина «любит ушами», говорить ей комплименты, создавать условия для того чтобы она чувствовала себя привлекательной и желанной.

В таком настроении женщина готова на любые подвиги ради своего любимого.

Жене, которая старается создать идеальный союз, следует помнить о роли мужа в семье. Нельзя унижать его, наплевательски относиться к его увлечениям. Каждый положительный поступок, совершенный ради благосостояния семьи должен быть замечен и оценен по достоинству.

Разница между психологическими особенностями мужчины и женщины дает возможность найти идеальное решение для любой ситуации. Представитель сильной половины человечества сразу найдет оптимальный вариант, а мудрая женщина учтет мелкие детали. Поэтому при необходимости наладить отношения нужно не обострять противоречия, а пользоваться возможностью дополнять друг друга.

Источник: http://getmedic.ru/psikhologiya/74784-kakaya-psikhologiya-otnoshenij-muzhchiny-i-zhenshchiny-5

О сходстве внешнем и внутреннем

О сходстве внешнем и внутреннем

В принципе, генетическая обусловленность многих сторон человеческого поведения вполне общепризнана, и изучается в рамках многих академических дисциплин, например, психогенетики [16,17], по которым читаются курсы в ВУЗах и есть официально утверждённые учебники.

Однако, щадя ранимое человеческое самолюбие, эти дисциплины, во-первых, не акцентируются на сходстве этого поведения с поведением иных видов животных, а во-вторых — уклоняются от утверждений о генетической обусловленности сложного поведения, такого, как например, социальное.

АНАЛОГИЯ, в биологии — какая-то особенность организма или его поведения, внешне похожая на нечто, имеющееся у другого организма, причём это сходство не является следствием происхождения этого «нечто» от общего предка.

Хотя внешнее сходство аналогичных органов может быть весьма велико, а их функциональные цели очень близки, внутреннее их устройство и принцип действия могут очень сильно отличаться.

Например, таковы крылья насекомых и летучих мышей.

ГОМОЛОГИЯ, опять же — в биологии — какая-то особенность организма, внешне могущая быть даже непохожей на «нечто» имеющееся у другого организма, но происходящая от одной структуры общего предка, и ка правило, выполняющее сходную функцию, хотя последнее не обязательно. Однако внутреннее устройство и стиль взаимодействия внутренних частей, как правило, очень близки. Гомологичны, например, роющие конечности кротов, крылья птиц и плавники дельфинов.

Отнесение органов и поведенческих особенностей к гомологичным или аналогичным — дело часто непростое и дискуссионное, и именно здесь проходит одна из «линий фронтов» в дебатах между сторонниками и противниками человеческой инстинктивности.

АНТРОПОМОРФИЗМ — буквально «по форме человека» — неоправданное наделение животных, и даже неживых объектов (напр. Солнца), человеческими качествами; главным образом — человеческими потребностями. Антропоморфны, например, многие религии, для которых характерно приписывание животным и прочим предметам человеческих качеств.

А зря! Ведь такое сходство является одним из основных доводов в пользу врождённости того или иного поведения человека. Благо наибольшее сходство наблюдается с эволюционными родственниками человека, его соседями по эволюционному древу.

Но интерпретировать такое сходство можно по-разному: можно полагать, что это сходство сугубо поверхностно — «внутри» же у него совершенно другая «начинка», а можно — что это сходство отражает истинное сходство внутреннего устройства.

Или, как говорят учёные, — как аналогию, или как гомологию (см. вставку).

Критик:

Этологи руководствуются догмой: если поведение людей и животных сходно, значит, в основе его лежат одни и те же биологические механизмы.

Они почему-то упорно не хотят понять, что одно и то же поведение в человеческом обществе и в стаде животных может порождаться совершенно различными причинами, иметь совершенно различный смысл и содержание. Например, любовь.

Самец какого-нибудь животного, обхаживая самку, ведёт себя очень похоже на мужчину, ухаживающего за женщиной. Но мужчина разумен, и действует осознанно, а животное — действует по механистической программе телесного влечения; ему недоступно всё богатство человеческих чувств, мотивов и помыслов.

Это — одно из типичнейших критических высказываний рассматриваемого рода.

Разумеется, учёные — вовсе не «упёртые» фанатики; истинного учёного как раз и отличает способность выслушать аргументы другой стороны, и если они будут убедительны — изменить свою точку зрения.

Конечно же, учёные прекрасно понимают разницу между аналогией и гомологией, а уж кому как не биологам знать, как часто внешнее сходство бывает обманчиво!

Действительно, наблюдая нежные, ласковые и иногда даже самопожертвенные отношения между котом и кошкой, очень похожие на отношения между влюблёнными мужчиной и женщиной, можно выдвинуть две гипотезы:

Обратим внимание, что предположение критика о «сугубо внешнем сходстве» (аналогичности) — всего лишь гипотеза.

И эту гипотезу нужно доказывать точно так же, как и ей оппонирующую! Действительно, откуда следует, что отношения между котом и кошкой в данном случае НЕ являются любовью, со «всем её богатством чувств, мотивов и помыслов»? Откуда следует, что это сходство иллюзорно? Недостаточная доказанность (вернее — неисчерпывающая убедительность) противоположной гипотезы? Но в науке, неисчерпывающая доказанность гипотезы А не может служить доказательством верности гипотезы Б! Выдвигать такую гипотезу безусловно можно, но нельзя полагать её априорно истинной, и не нуждающейся в доказательствах.

В то же время, этот факт внешнего сходства мы вполне можем рассматривать как пусть и небесспорное, но всё же свидетельство в пользу общности происхождения и сходства «внутреннего устройства». Да, это не исчерпывающее доказательство, но всё-таки довод, видимый «невооружённым глазом».

Какие доводы — столь же видимые «невооружённым глазом», можно предложить за оппонирующую гипотезу? Более-менее веским доводом такого рода мог бы быть тот факт, что у людей НЕТ с кошками общих многоклеточных предков, однако этот «факт» не соответствует действительности.

Остальные же подобные соображения в пользу аналогичности будут спекуляциями, ещё более шаткими, чем указание на внешнее сходство.

Как мы покажем ниже, в качестве главного «довода» в пользу первой гипотезы фактически выступает её несоответствие определённой идеологии: чисто эмоциональная и антропоцентричная «презумпция исключительности человека».

Согласно этой презумпции, малейшие сомнения в фактическом сходстве человеческого поведения с поведением иных животных являются достаточным основанием для утверждения об обратном; доказывать же «отличность» не требуется, она полагается истинной априорно.

С этих позиций, «животность» человеческого поведения действительно можно отрицать, не ссылаясь на тщательные исследования, которые только и могут провести достоверную грань между первым и вторым.

Галилею, впервые применившему телескоп для наблюдений небесных светил, долгое время отказывались верить — дескать что истинного можно увидеть сквозь два кривых стекла, поставленных одно за другим? Да, если направить эту бесовскую трубу на наземные объекты, то можно увидеть совершенно правдоподобное изображение людей и других знакомых вещей, но корректно ли распространять результаты наблюдений греховных земных предметов на священные светила божественных небес? Действительно, в тот момент это было лишь гипотезой, для исчерпывающего доказательства которой потребовалось несколько веков.

Сходные коллизии возникают и в науках о поведении: корректно ли распространять поведение «низких и мерзких» животных на «венец творения»?. Мы, в нашей книге полагаем, что это в принципе корректно, хотя и, разумеется, с оговорками; совокупности имеющихся сейчас доказательств вполне достаточно.

В то же время, гомологичность человеческого тела, включая, по большому счёту, мозг, телу животных других видов настолько хорошо доказана, что с телесным подобием человека и животных уже давно согласны даже самые убеждённые оппоненты. Но остаётся «душа».

Поведение почти не оставляет окаменелостей в геологических слоях, и препарировать его подобно какому-нибудь органу, с той же степенью наглядности гораздо сложнее. И соответственно — сложнее доказать гомологичность в каждом конкретном случае. Тем не менее — это возможно.

Если, конечно, не пытаться подгонять вполне убедительные доводы под эмоциональную предубеждённость.

Но именно эта априорная предубеждённость является главным «адвокатом» этой презумпции; именно глубинная неприязнь к альтернативным точкам зрения поддерживает ощущение её априорной «правильности». В жизни, это может выглядеть, например, так:

Часто, допуская происхождение человеческого поведения от животных предков, критики указывают на большую его современную сложность, в которой предковые формы поведения полностью растворяются и уже никак себя не проявляют. Вот ещё цитата от критика:

В философии существует понятие «редукционистской ошибки». Вкратце, это неоправданное низведение сложного явления к его простейшей, примитивной форме — например, сведению всей мотивации хирурга к латентному садизму. В этом плане этологи часто наступают на эти редукционистские грабли.

Верно, что такое сложное чувство, как любовь, где-то в глубине действительно имеет частичку телесного влечения, но оно далеко им не ограничивается, тем самым представляет собой совсем новое явление, которое нельзя сводить к похоти.

В этом свойство сложных систем — они больше, чем сумма своих частей.

Здесь фактически звучит та же самая мысль о недопустимости сопоставления поведения человека с поведением других животных, пусть и выраженная в более «дарвинистской» форме.

Дескать, да, когда-то, на заре палеозойской эры, наши предки и вели себя как животные, но к современному человеку это не относится — все эти животные импульсы давным-давно легли мелкими песчинками в величественное здание культуры, и от них остались лишь бледные тени — почти что фикция.

Аристотель, впервые сформулировавший тезис «целое — больше суммы частей», был прав: компьютер — это далеко не то же самое, что горсть транзисторов, «суммой» которых он является.

Но это не повод полагать, что эволюция компьютеров протекает независимо от эволюции транзисторов, и, стало быть, транзистор — тоже почти что фикция в этом случае; изучать его не нужно и не интересно. В конце концов, выход из строя только одного из них может быть фатален для этой сложной системы.

Точно так же, система органов власти некоего государства — это далеко не то же самое, что первобытная иерархия, фактически лежащая в её основе; но это не повод отказываться от изучения инстинктивных основ построения иерархий. Разумеется, буквально отождествлять их не следует, но это, собственно, никто и не предлагает.

Биологический базис этих явлений, при всей его возможной примитивности, изучать безусловно нужно, ибо невозможно всецело понять общее, совсем не зная деталей его «внутреннего устройства».

Разумеется, этологические модели человека (как модели любых объектов в других науках материалистического толка) неизбежно являются упрощением. Но когда геолог заявляет, что Земля состоит из железного ядра, базальтовой мантии и гранитной коры — это воспринимается совершенно спокойно, хотя и является сильно упрощенной картиной. Никаких протестов — наука есть наука.

Но стоит заявить, что влияние иерархического инстинкта сказывается у человека практически при каждом его социальном контакте, так сразу начинается психоз: дескать нельзя так упрощать, сводя ВСЁ к иерархической борьбе.

Во-первых, ВСЁ к этой борьбе никто и не сводит; во-вторых, не упростив, мы ничего не поймём! Упрощение, абстрагирование от какой-то конкретики — это основной метод материалистических наук. Только после очистки от частностей проступают стержневые тенденции и свойства изучаемого объекта.

Пытаясь же охватить «целостную картину человеческого поведения во всём богатстве его проявлений», мы будем беспомощно барахтаться в мешанине частностей и полутонов, до бесконечности коллекционируя различные курьёзы и случаи из жизни. Такой подход годится для художественного произведения, но не для выяснения точных истин.

Источник: https://psibook.com/library/3724/29.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию