Развитие позитивной памяти — психология

Развитие памяти

Развитие памятиРазвитие позитивной памяти - психология

В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения.

Развитие памяти и внимания крайне взаимосвязаны между собой, поскольку от внимательности и умения концентрироваться на конкретном объекте зависит процент запоминаемой информации.

Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе. Существует множество способов и методов, направленных на тренировку памяти и улучшению внимательности каждого человека.

Не совершенствуя собственную память, можно достаточно легко затеряться в потоке информации. Развитие памяти – это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.

Основные виды памяти

Человеческую память можно классифицировать на несколько видов, поскольку каждый из них существенно отличается по способам сбора информации, времени усвоения и сохранения. Виды памяти:

  • Моторная память – один из самых первых видов памяти, отвечающий за сохранение и воспроизведение движений. Она способствует воспроизведению движений, отработанных до автоматизма – подъем по ступенькам, ходьба и многое другое;
  • Эмоциональная память – особенности развития памяти данного вида связаны с переживаниями, сопровождающими конкретные события. Она позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде и выработать систему предупреждения. Так, ощущения могут фиксироваться и сохраняться на долгие годы практически мгновенно;
  • Образная память — функционирует совместно с работой органов чувств и сенсорных систем. Информация запоминается в качестве отдельных образов. В результате выделяется несколько подвидов данной категории памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая;
  • Логическая память формируется в результате воздействия сигнальной системы, поскольку без понимания достаточно сложно запомнить то или иное действие;
  • Эйдетическая память – позволяет воспроизводить яркие события с мельчайшими деталями и подробностями.

Основные механизмы и процессы памяти

Особенности развития памяти изучаются целым рядом наук: биохимией, физиологией, психологией и т.д., поскольку процесс сохранения и воспроизведения информации напрямую зависит от нервных связей (так называемых ассоциаций). Память обладает следующими характеристиками:

  • Объем памяти – позволяет запоминать и хранить информацию в определенном объеме. Для увеличения потребуются терпение и регулярные тренировки;
  • Быстрота воспроизведения – максимальная скорость воспроизведения необходимой информации в практической деятельности. Для решения конкретной задачи требуется быстрый поиск и воспроизведение требуемой информации;
  • Точность воспроизведения – процесс детального запоминания и детального воспроизведения информации;
  • Длительность сохранения информации – позволяет сохранять и удерживать информацию в памяти на протяжении длительного времени.

Развитие памяти требует от каждого терпения, поскольку этот процесс не прост и требует регулярной поддержки. Некоторые группы слов можно запоминать представляя соответствующие сценарии и картинки. Данный способ развития памяти позволяет максимально быстро развивать память и человеческий мозг начинает работать наиболее эффективно, запоминая всю необходимую информация.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/razvitie-pamyati.html

Развитие памяти

Развитие памятиРазвитие позитивной памяти - психология

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условно рефлекторных нервных связей в коре головного мозга.

Первые условные рефлексы образуются у ребенка примерно в двухнедельном возрасте на базе пищевого раздражителя.

К пяти месяцам жизни условнорефлекторные связи образуются уже при участии всех анализаторов, что и создает возможность возникновения процессов памяти.

Начальной формой памяти является узнавание ребенком окружающих лиц и предметов.

В связи с образованием все большего и большего числа разнообразных и связанных друг с другом условных рефлексов реакции ребенка на внешние раздражения усложняются и начинают включать в себя возбуждаемые раздражителем (по принципу условного рефлекса) ранее образовавшиеся связи. Благодаря этому восприятие данного раздражителя сопровождается чувством знакомости. Это обнаруживается во всем поведении ребенка: при виде знакомых предметов и лиц он улыбается и тянется к ним, при виде незнакомых, с которыми он встречается впервые,— настораживается. На этой стадии развития памяти у ребенка еще нет представлений, его память выражается в своеобразной перестройке процессов восприятия, именно в появлении чувства знакомости.

К концу первого года жизни ребенок обнаруживает более сложную форму памяти — воспоминание о предметах, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются.

Теперь раздражитель благодаря закрепившимся сложным связям (ассоциациям) вызывает уже представление об отсутствующем предмете: руководствуясь этим представлением, ребенок ищет интересующий его предмет или спрашивает о нем.

По мере овладения речью представления начинают вызываться второсигналь-ными раздражителями и количество их неуклонно растет.

Большую роль в формировании способности воспоминания играет речь взрослых, когда они обращаются к ребенку с вопросами, разъясняют что-нибудь, рассказывают, читают ему детские книжки, требуют точного ответа и т. д., и речевое общение самого ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми, которое связано с активным воспроизведением ребенком тех или других представлений.

В раннем детском возрасте воспоминание, как правило, является непреднамеренным и не требует сознательных усилий со стороны ребенка; он не обнаруживает стремлений к тому, чтобы запомнить что-либо.

Способность преднамеренного запоминания начинает развиваться у детей примерно с трех-четырехлет-него возраста. Ее развитие связано с активным участием детей дошкольного возраста в играх, требующих запоминания каких-либо слов, предметов, действий и т.д.

, и с постепенным привлечением ребенка к выполнению заданий и поручений взрослых, т. е. с действиями, выполняемыми под руководством взрослых и требующими запоминания соответствующих условий, операций и т. д.

Для детей дошкольного возраста, как правило, характерен осмысленный способ запоминания: прежде чем удержать что-либо в памяти, они должны понять то, что от них требуется. Бессмысленный для ребенка материал, требующий только механической памяти, запоминается с большим трудом.

Однако, запоминая различные считалки, являющиеся необходимой частью многих детских игр, дети старшего дошкольного возраста получают возможность упражняться и в механическом способе запоминания. При этом они овладевают приемами закрепления ассоциаций между отдельными звеньями словесного материала путем его повторения.

Значительная перестройка процессов памяти наблюдается у детей младшего школьного возраста. Составляя существенную часть учебных занятий, процессы памяти приобретают характер специальной, систематически и повседневно доводимой психической деятельности.

Запоминание из непроизвольного процесса, каким оно было раньше, становится преднамеренным, превращаясь в заучивание учебного материала.

Повышаются требования к точности воспроизведения, объему запоминаемого материала и длительности его сохранения в памяти; в связи с этим учащиеся постепенно овладевают приемами заучивание материала, его повторения и проверки полученных знаний.

Большое значение в процессах памяти приобретает вторая сигнальная система, поскольку речь (как учителя, так и учащегося) составляет существенную часть учебного процесса. Однако по содержанию запоминаемого материала память детей младшего школьного возраста еще долгое время остается образной, опирается на восприятие конкретного наглядного материала. Дети этого возраста с трудом запоминают абстрактный логический материал.

В среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Материалом, который запоминается, все в большей и большей степени становятся отвлеченные понятия, отражающие существенные связи между явлениями.

В связи с этим усиливается значение смысловой обработки учебного материала перед его заучиванием: учащиеся овладевают приемами анализа учебного материала, выделения в нем наиболее существенного, пользования точными определениями и т. д. Запоминание учебного материала приобретает опосредствованный характер.

Целью заучивания теперь уже не является удержание в памяти материала в той конкретной словесной форме, в которой он выражен в учебнике. Задача состоит в запоминании смысла учебного материала. В связи с этим учащиеся начинают пользоваться при заучивании схемами, диаграммами, различными формулами и т. д.

как вспомогательными средствами, на которые они опираются при запоминании и воспроизведении заученного. Исключительное значение в процессах памяти приобретает вторая сигнальная система, однако ее роль качественно изменяется.

Если раньше (особенно в младшем школьном возрасте) учебный материал, как правило, воспроизводился в той же словесной форме, в которой он заучивался, то теперь, при переходе к совершенному владению словесно-логической памятью, он, оставаясь по смыслу тем же самым, может быть воспроизведён учащимся не буквально, а своими словами, путем самостоятельного подбора наиболее удачных определений, примеров, доказательств и т. д.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=razvitie-pamjati

Психология память (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1.Определение памяти

2.Процессы и виды памяти

Заключение

Список использованных источников

Введение

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами.

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.

1. Определение памяти

Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др.

Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом.

Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия.

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память . Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира.

Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Читайте также:  Аутогенное состояние - психология

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.

2. Процессы и виды памяти

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение.

Запоминание . Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной памяти (ДВП). При этом происходит следующая последовательность действий.

В КВП из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти.

После того как зрительный или акустический образ попал в КВП, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме.

В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти.

В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в ДВП. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ДВП. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в ДВП «для вечного хранения».

Хранение и забывание . Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы.

Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной.

Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине.

Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению – непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы.

Воспроизведение может выступать в трех формах – узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов.

Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти.

Различают эпизодическую и семантическую память.

Воспроизведение событий из эпизодической памяти может обладать особой яркостью именно вследствие того, что при их запоминании в памяти сохраняется материал, относящийся не только к различным модальностям, но и к пережитым в тот момент эмоциям и действиям.

Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, получаемых опосредованно. Воспроизведение таких лично пережитых образов называется воспоминанием .

Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

Виды памяти

Эмоциональная память . Эмоции человека тесно связаны с его потребностями или мотивами, поскольку в них отражаются отношения между потребностями и особенностями ситуации, способствующими или препятствующими их удовлетворению.

Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности. Поскольку эмоция – это сигнал, он может храниться в памяти в той или близкой к той форме, которая сопровождала события, переживаемые впервые.

При повторном восприятии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, может производиться за счет немедленного появления хранящейся в памяти эмоции.

Эта оценка позволяет построить соответствующее поведение еще до того, как ситуация будет осмыслена и проанализирована с помощью мышления.

Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. Образная память – суть представления. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.

https://www.youtube.com/watch?v=BQlLc8a83b4

В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199122/psikhologiya-pamyat

Развитие памяти

Развитие памятиРазвитие позитивной памяти - психология 

Почему нужно развивать память? Ответ на этот простой вопрос в этом посте.

«Умберто Эко, итальянский писатель и философ, написал потрясающее по своей мудрости и глубине письмо, которое адресовано его внуку. Оно называется «Дорогой внук, учи наизусть».

Главная мысль в нем о том, что мы страдаем от плохой памяти и создаем себе, вместо ее тренировки, костыли в виде Гугла, гаджетов и различных веб-сервисов. Мы ограничиваем свою жизнь своей собственной и игнорируем опыт прошлых поколений.

Прочтите его полностью и признайтесь себе, что с памятью нужно что-то делать и это не вопрос утилитарный, это вопрос понимания мира и происходящего в нем. Это вопрос выживания!»

Я хотел с тобой поговорить о болезни, которая поразила твое и предыдущее поколение, которое уже учится в университетах. Я говорю о потере памяти.

Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать все из интернета.

Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить ее содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию.

Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком.

Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске. О, я знаю, что ты занимаешься спортом и умеешь управлять своим телом, но вернемся к твоему мозгу.

Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти.

Вот в чем заключается мой рецепт. Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память.

Если тебе не нравится поэзия, то ты можешь запоминать состав футбольных команд, но ты должен знать игроков не только команды Римского клуба, но и игроков других команд, а также их состав в прошедшие времена (представь, что я помню имена игроков Туринского клуба, бывших на борту самолета, потерпевшего крушение на холме Суперга: Бачигалупо, Балларин, Марозо и так далее). Состязайтесь в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг (кто был на борту «Испаньолы», отправившейся на поиск острова сокровищ? Лорд Трелони, капитан Смоллетт, доктор Ливси, Джон Силвер, Джим…) Выясни, помнят ли твои друзья имена слуг трех мушкетеров и д’Артаньяна (Гримо, Базен, Мушкетон и Планше)… А если ты не хочешь читать «Трех мушкетеров» (хотя ты не знаешь, что при этом теряешь), то проделай подобную игру с той книжкой, которую ты прочел.

Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самыми разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга — больше связей, чем у компьютера.

Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, а твой настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены.

А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он, к тому же, бесплатный.

Потом есть еще историческая память, которая не связана с фактами твоей жизни или с тем, что ты прочитал. Она хранит те события, которые случились до твоего рождения.

Сегодня, если ты отправляешься в кинотеатр, ты должен прийти к началу фильма. Когда фильм начинается, то тебя как бы все время ведут за руку, объясняя, что происходит. В мои времена можно было войти в кинотеатр в любой момент, даже в середине фильма. Множество событий случалось до твоего прихода, и приходилось домысливать то, что происходило ранее.

Когда фильм начинался сначала, можно было увидеть, правильна ли твоя реконструкция. Если фильм нравился, то можно было остаться и посмотреть его еще раз. Жизнь напоминает просмотр фильма в мои времена. Мы рождаемся в момент, когда уже произошло множество событий на протяжении сотен тысяч лет, и важно понять, что же случилось до нашего рождения.

Это нужно для того, чтобы лучше понять, почему сегодня происходит столько новых событий.

Сегодня школе (помимо твоего собственного круга чтения) следовало бы научить тебя запоминать то, что случилось до твоего рождения, но ей это плохо удается.

Читайте также:  Культура стыда - психология

Различные опросы показывают, что сегодняшняя молодежь, даже и университетская, рожденная в 1990 году, не знает, а, может быть, не хочет знать о том, что происходило в 1980 году, уже не говоря о том, что было 50 лет тому назад.

Статистика говорит, что когда молодых людей спрашивают, кто такой Альдо Моро, то они отвечают, что он возглавлял «Красные бригады», а ведь он был убит членами этой подпольной леворадикальной организации.

Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память.

Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории.

Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым Папой в истории? Когда был создан Микки Маус?

Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить.

Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

Источник: http://psypozitive.ru/razvitie-pamyati

Развитие памяти: психология тренировок

Развитие памяти: психология тренировок13-04-2017 Теги: методики,развитие памяти

Все люди устроены по одному принципу. При рождении каждый человек принимает от природы определенные начала, которые на протяжении всей своей жизни развивает, получает новые навыки, умения, таланты.

Существование необходимых начал дает нам возможность совершенствоваться в определенных направления и сферах. Например, человек, имеющий от природы хороший музыкальный слух, способен научиться владеть гитарой гораздо лучше и быстрее по времени человека без обладания оным.

Также психология постоянно изучает развитие памяти, разрабатывая определённые методы ее тренировки и улучшения.

Прежде всего стоит сказать, что уровень нашего совершенствования зависит от работы мозга. Речь идет не только об уме, но и другом присущем человеку свойстве, называемым памятью.

Память способствует изучению мира, накоплению полученного опыта и знаний. Наличие безупречной памяти — это подарок судьбы, так как не у всех людей она находится на должном уровне.

Как же быть индивидам, у которых существуют проблемы с памятью? Выход один. Нужно постоянно ее тренировать и совершенствовать.

«Об улучшении своей памяти должен думать каждый. Ведь именно благодаря ей во многих делах сопутствует успех».

Различные способы развития памяти

Для поддержания тела в отличной форме мы занимаемся спортом. Без спортивных упражнений наше тело быстро теряет свою форму, становится дряблым. То же самое и с памятью. Ей нужно постоянно заниматься, используя при этом

  • различные методы укрепления;
  • улучшения;
  • специальные тренировки.

Психологические теории памяти выделяют несколько способов ее укрепления. Во-первых, необходимо избавиться от лишней информации в голове, исключая ту, которую нужно запомнить.

Процессу запоминания хорошо способствует сопоставление запоминаемого с чем-то отличным от него. Хорошо помогает задействование цифр, наименований улиц, растений, животных и прочего.

Ассоциации должны быть озвучены для лучшего усвоения.

Эти методы очень легкие. Они способствуют фиксации в вашей памяти нужной информации. Когда возникнет необходимость, то с их помощью вы легко сможете вспомнить всё, что нужно.

Возьмем, например, случай, в котором человек пошел в супермаркет за солью. Пока он дошел до места, то забыл об этом. В этом случае хорошим помощником станет ассоциация с кассиром.

При взгляде на кассира в памяти всплывет воспоминание о том, что ему нужна соль.

Как лучше запоминать информацию?

В процессе запоминания психологи советуют подавлять в себе посторонние мысли, оставаться в состоянии покоя. Это способствует сосредоточению внимания. Правильное дыхание помогает быстрому успокоению.

Для желательного эффекта улучшения памяти необходимо развитие и улучшение зрительного воображения. Например, возьмите любой «предмет» и начните представлять в своем воображении какие-либо действия с ним. Собака была увлечена костью, но при виде хозяина она бросает ее и бежит к нему навстречу. К чему бы всё это? Ответ прост.

В этот момент происходит активная работа мозга. Если работать упорно, то улучшение памяти произойдет очень быстро. Для наилучшего эффекта рекомендуется использовать все способы в совокупности. Например, при чтении текста про себя у человека работает зрительная память, а при чтении в голос будет работать еще и слуховая.

Если переписать текст заново, то опять активизируется зрительная память.

На улучшение памяти может уйти длительное время. Существует мнение, что лучшим способом тренировки памяти является запоминание стихотворений. Научно обосновано, что люди, выучившие наизусть много стихотворений, хорошо воспринимают полученную информацию. Их мозг работает гораздо лучше и обрабатывает большое количество событий. Стихотворение — это хороший тренажер для мозга.

Стоит начать запоминать небольшие четверостишия, а далее переходить к большим стихотворениям. Через определенное время вы сможете выучивать огромные поэмы без труда. Результат будет получен только при упорной и непрерывной тренировке. Для достижения лучшего успеха вам следует полюбить то, что выучиваете. И тогда результат превзойдет все ваши ожидания!

Видео: Тренировка памяти

Источник: http://bitnet.ru/razvitie-pamyati-psihologiya-trenirovok/

ПсихолоГ_и_Я

ПсихолоГ_и_Я

Память и развитие профессиональной памяти продавца Понятие о памятиВсе, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в ее мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.

Память — это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств.

Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение которыми дает человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение.

Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта, использование которого требует воспроизведения запомненных. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование — забыванию.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание (связано с накоплением в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта), хранения, воспроизведения (использования в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывания (выпадение определенного материала из деятельности). Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность существования личности.

Материальной и основой среди процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений.

Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызвал в свое время непосредственно, нет.

Запоминания и хранения основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание — на их торможении, воспроизведение — на их восстановлении.

Развитие профессиональной памяти продавца
Продавец должен хорошо знать товары, которые он продает.

Но неверно думать, что работа памяти продавца сводится к механическому запоминанию свойств товаров, различных психологических рецептов обслуживания, порядка заполнения торговой документации и т. д. Важно не только приобрести эти сведения. Нужно их своевременно, умело применять.

Поэтому важнейшая профессиональная характеристика памяти продавца — ее готовность, т.е. умение быстро вспомнить то, что нужно в каждом конкретном случае.

Процессы и виды памятиВиды памяти выделяют по следующим критериям:

1) в зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;2) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную (оперативную) и долговременную;3) в зависимости от того, как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, — на мы мовильну и произвольную;

4) за осознанием (пониманием) содержания материала памяти — на смысловую и механическую.

Двигательная память состоит в запоминании и воспроизведении человеком своих движений.

Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др..

Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для различных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма и т.п.).

Эмоциональная память — это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребности и интересы, отражают наше отношение к окружающему.

Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается основательно и надолго, но такое чувство не беспредметное.

Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, которые их вызывают.

Образная память состоит в запоминании образов, представлений о предметах и ​​явлениях окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, в зависимости от анализаторов, с которыми связано его происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное.

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью, которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, отражающие предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями.

Мысли не существуют без языка, поэтому такую ​​память называют не только логичным, а ее словесной. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанием, что требует взаимодействия с различными психическими процессами и имеет разную эффективность.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения.

Выделяют также — оперативная память это запоминание, сохранение и воспроизведение информации по мере необходимости для достижения цели в конкретной деятельности или выполнение отдельных операций. После завершения деятельности материальный памяти имеет сразу забываться, иначе он может негативно повлиять на последующие операции.

Долговременная память пять базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и последующим использованием информации в деятельности человека.

Оперативный, кратковременный и долговременный разновидности памяти взаимосвязаны, что обусловлено как содержанием запамятовуваного, так и целями и средствами деятельности, в которую включаются процессы памяти.

Непроизвольная память состоит в запоминании и воспроизведении материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта.

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, когда человек ставит перед собой цель запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Читайте также:  Я младенца - психология

Смысловая память связана с пониманием того содержания, запоминающимся. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта.

Механическая память действует в тех случаях, когда не достигается понимание заучиваемого материала, а вольно или невольно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются
Усваиваемый материал зачастую бывает более или менее понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти.

Запоминание и условия его эффективности
Особенностью памяти является то, что ее составляющие выступают одновременно и как автономные процессы. Анализируя отдельные процессы памяти, приходится абстрагироваться от связей и определять каждый из них за доминирующими признаками.

Запоминание — это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом.

Процесс запоминания происходит в трех формах: отражение, непроизвольного и произвольного запоминания.Первичное отражение нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления материала.

Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многократного повторения. Это довольно продуктивная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения.

Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий для самого себя. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает.

Несмотря на эффективность непроизвольного запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, что нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в обучении, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных задач.

Сохранение — это процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Во многом он зависит от качества и глубины запоминания, использование материала памяти в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.

Забывание — процесс, противоположный сохранению, и проявляется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможным.

Этот процесс основывается на явлении торможения условно-рефлекторных связей под влиянием различных факторов и угасания следов, образовавшихся ранее.

Интересными в этом отношении мнения 3. Фрейда, который связывал забывания с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания является не совсем осознаваемый мотив — нежелание помнить.

Негативные эмоции, недостаток погреба тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания.

Люди нередко склонны скорее забыть неприятное, избежать упоминаний о печальных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт.

Упоминание — это воспроизведение прошлого опыта в соответствии с содержанием и задач деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, непреднамеренное упоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задачи, делается волевое усилие, организуются специальные мнемические действия.

Однако порой нам не удается вспомнить то нужное сразу. Такое упоминание требует напряжения умственных усилий, преодоления трудностей и называется припоминанием.

При нем человек решает иногда довольно сложные мнемические задачи, анализирует, условия, обдумывает логические связи, привлекает все известно, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задачи, проявляет активность и настойчивость.

Как одна из разновидностей воспроизведения выделяют воспоминания — локализованы во времени и пространстве упо-ления человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно-логической форме, со всеми обстоятельствами.

Индивидуальные особенности памятиЛичностные особенности памяти состоят в индивидуальных сочетаниях видов памяти, специфике отдельных процессов и свойств, содержания приобретений и профессиональной направленности.

Различия в уровне развития памяти в значительной мере зависят от особенностей типов высшей нервной деятельности и передаются человеку по наследству. Скорость и устойчивость временных нервных связей обусловлены наличием сильных процессов возбуждения и торможения, а это способствует быстрому и прочному запоминанию.

Низкая подвижность основных физиологических процессов снижает скорость запоминания, а слабое торможение — точность запоминания, негативно влияет на его прочность. Более благоприятные предпосылки готовности к воспроизведению связанные с подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.

индивидуальные различия проявляются не только в общем уровне развития памяти, но и в уровне развития отдельных видов памяти каждого человека: словесно-логической, образной, двигательной и эмоциональной.Человек с доминированием логической памятью легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений и т.п..

Говоря об исключительной роли того или иного вида памяти в деятельности личности, следует отметить, что чаще всего речь идет о зрительную и слуховую память. Очевидно, что естественной основой этих двух видов памяти является не только и не столько работа соответствующих анализаторов, сколько особенности деятельности полушарий головного мозга.

Ведь их специфическими функциями определяются все стороны деятельности, и память частности. Функция правого полушария касается преимущественно образной памяти, а левой, в которой расположены языковые центры, — словесно-логической.

В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у нее формируется профессиональная память. Образный вид памяти присущ инженерам и работникам материального производства.

художникам, писателям, актерам и музыкантам, в частности, зрительный тип интенсивнее формируется в художников, инженеров, производственников, а слуховой — у музыкантов, актеров. Родственный материал лучше ассоциируется и запоминающимся.

Так, инженер-конструктор легко схватывает строение и функции технического устройства, а музыкант без труда запоминает новую мелодию.Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает она это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама собой. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что-производит самое впечатление, что интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизводство и забывания. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

человека.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания.

Произвольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, допускающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных чинов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лиц и т. п.

Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную.

Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти.

Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Источник: http://mypsiholog.com

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/psikhologija_torgovli/pamjat_i_razvitie_professionalnoj_pamjati_prodavca/19-1-0-209

Виды памяти. Развитие памяти

Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).

Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

Этот вид памяти специфически человеческий.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнее, вспомнив пережитый ранее страх.

Произвольная и непроизвольная память — различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения.

Если не ставить специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий, то это память непроизвольная.

Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические приёмы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.

Непосредственная (сенсорная) память — это память автоматическая, в которой «одно впечатление мгновенно сменяется следующим». Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная память — это память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона.

Кратковременная память — процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщённом и систематизированном.

Скользящая память — самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забыть о не, переключив внимание на следующую точку.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала – специальная форма сознательной деятельности.

Мнемотехнические приемы представляют собой род «гимнастики для ума», позволяющей запоминать списки предметов или тезисы предстоящей речи. Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее — это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/520-2008-11-06-19-11-23.html

Ссылка на основную публикацию