Развитие поведения — психология

Психология поведения и развития человека

Развитие поведения - психология

Вся наша жизнь представляет бесконечную череду событий, дел, ситуаций, встреч, перемен, разговоров, поражений и побед, разочарований и надежд. Другими словами, жизнь – это взаимодействие внутреннего мира человека с окружающей действительностью.

Утром мы просыпаемся, начинаем планировать свой день, выполняем различные дела, видимся и общаемся со многими людьми, ходим на работу, занимаемся домашними делами, развиваем бизнес и т.д. Современная жизнь человека – это жизнь в мире высоких технологий, огромного потока информации, обрушающейся на нас, стремительного развития и перемен.

Поэтому, чтобы соответствовать всем требованиям деятельности, человек должен приспособиться, быть внутренне стойким, развитым, иметь несгибаемый внутренний стержень, легко преодолевать трудности и всегда оставаться сильным. Суровый современный мир может поглотить человека, сделать его просто частью серой массы, опустошить, обезличить и выбросить на обочину.

Но наш портал «Doctoroff.ru» предлагает способ всего избежать, победив в этой непростой войне, – ознакомьтесь со статьями нашего раздела «Психология человека и личности» от опытных психологов.

В наше время одними из важных знаний для каждого человека являются знания психологии, а одним из основных навыков – умение применять их на практике.

Наши советы научат Вас разбираться в людях, находить с ними общий язык, быть способным своевременно подстроиться под самую сложную ситуацию и помочь окружающим.

Чтобы стресс и проблемы, которые сейчас с огромной силой давят, не сломали ни Вас, ни родных, и Вы или они с уверенностью продолжили свой путь, необходимо разбираться в психологии человека и личности.

С необходимыми знаниями Вы сможете понимать других на глубинном уровне, сможете взрастить самого себя, правильно воспитать детей, скорректировать окружающих. Чтобы достигать новых результатов, добиваться успехов, покорять высоты, жить в гармонии, достатке и благополучии, необходимо ознакомиться со статьями от наших журналистов, имеющих образование в сфере психологии.

Психология человека и личности – это занимательный и очень обширный раздел психологической науки, которая исследует человека, его взаимодействие с социумом и внешним миром, а также его индивидуальность.

Ученые посвятили этой теме большое количество научных трудов, и в наш прогрессивный век уже не может остаться никаких секретов в голове человека.

Но потенциальные возможности нашего мозга настолько безграничны, что практиков и теоретиков в будущем ждет огромное количество невероятных открытий.

На данный момент психология человека и личности отвечает на вопросы о процессе и причинах формирования личности, ее чувств, мыслей, поступков, характера, поведения, набора практических навыков и моральных ценностей, стремлений, интересов, самооценки и самоконтроля.

Сегодня личность трактуется психологией как социально-психологическое образование, формирующееся благодаря жизни в обществе. Человек как общественное существо получает новые качества (личностные), когда вступает в отношения с другими, и эти отношения, собственно, и формируют его личность.

В момент рождения у индивида еще нет таких личностных (приобретаемых) качеств.

Поскольку личность обычно определяют как человека в совокупности его приобретенных в социуме качеств, это значит, что к числу личностных нельзя относить природно обусловленные особенности человека (они не зависят от его жизни в обществе).

К ним не относятся психологические качества, характеризующие индивидуальный стиль деятельности, или познавательные процессы человека, если они не затрагивают отношений людей в обществе.

Обычно в это понятие включат более-менее устойчивые свойства, которые свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки и черты.

Полезная информация

Вместе с понятием «личность» употребляются термины «индивид», «человек», «индивидуальность». Эти понятия содержательно переплетены между собой. Их детальный анализ и соотношение позволят полностью раскрыть последнее понятие.

Мы можем оставаться до конца счастливыми только при условии, если находимся в гармонии с окружающими и в первую очередь с самим собой, а для этого нужно сначала разобраться, как построена наша психика, и только потом начинать применять полученные знания на практике.

Как до конца понять себя, найти общий язык с друзьями, близкими, коллегами, снять стресс и преодолевать депрессию, совершенствоваться и продолжать упорно идти к своей цели, улучшать все сферы жизни – всего этого Вы можете научиться благодаря материалам нашего раздела. Сайт «Doctoroff.ru» расширит границы Вашего сознания.

Учитывая огромную роль психологических знаний и причины, мотивирующие людей развиваться и расти, их желание улучшать свою жизнь и становиться лучше, мы создали этот раздел, который называется «Психология человека и личности». Мы предоставим Вам ответы на вопросы о том, как лучше понять психологию человека, как самостоятельно оказывать влияние на окружающих, свою жизнь и самого себя.

Знания по психологии и применение их в жизни способствуют улучшению личной жизни, личностному росту, налаживанию идеальных взаимоотношений, достижению успехов в любых областях деятельности.

В каждой нашей статье содержится ценная теоретическая информация о психологии личности человека, приводятся примеры (эксперименты, тесты, опыты) и, главное, предоставляется огромное количество практических советов, которые Вы легко сможете применять на практике в скором будущем, если, конечно, серьезно отнесетесь к нашим материалам. 

Источник: http://doctoroff.ru/psihologiya

Психология поведения

Психология поведения

Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения.

Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех, кто к науке не имеет никакого отношения.

Руководители и политики, торговцы и просто люди, увлеченные познанием, хотят понять, почему человек ведет себя определенным образом и можно ли им управлять.

Как изучалась психология поведения?

Наверное, первыми в научном изучении поведения стали бихевиористы. Но они считали, что поведенческая реакция, наследственная она (физиология и рефлексы) или приобретенная (речь, привычки и социальные навыки), всегда – только ответ на определенный стимул. Бихевиоризм серьезно критиковался за такой подход, абсолютно лишающий поведение человека всякой гибкости и избирательности.

Поэтому вслед за ним основы психологии поведения человека взялся изучать необихевиоризм. Новая школа признала, что человеческие поступки – не только ответ на внешние раздражители. Они исходят из потребностей и целей человека, могут изменяться и быть непредсказуемыми.

Так сформировалась идея о том, что психология человеческого поведения гораздо сложнее, чем заданный набор стимулов и реакций.

Новое учение П. Жане – «Психология поведения» – подтверждало, что поведение имеет две составляющие – внешнюю активность и внутреннюю. А способность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки – т.е. управление поведением – психология сочла высшим проявлением развитой, зрелой личности.

Так же сориентирована современная общая психология, рассматривающая поведение как высокоразвитую психическую активность человека. Но здесь образуется своеобразная проблема понимания поведения и деятельности в психологии, поскольку одни авторы выделяют их как два разных понятия, а другие – употребляют как синонимы.

Возможно, разница их в том, что деятельность – в первую очередь активность, а поведение – отчасти и реакция. Причем эта реакция обязательно носит социальный характер, ведь каждый человек – член общества с принятыми в нем ценностями и установками.

А если они игнорируются или прямо нарушаются, поведение называют асоциальным.

Теория поведения от эволюционной психологии

Почти все мотивы поведения, как полагает эволюционная психология, по-прежнему ориентированы на решение проблем, какие вставали перед людьми на заре их развития и были связаны с необходимостью выживания. А все потому, что в современном мире человек живет ничтожно малое время по сравнению огромным периодом эволюции, который насчитывает миллионы лет.

Например, в человеке силен страх темноты, хищных животных, змей, хотя в условиях цивилизации они не могут ему реально угрожать. Но в прошлом этот страх был вполне обоснован и защищал людей, оберегал их от возможной смерти.

А в выборе сексуальных партнеров, когда женщины ориентируются на достаток мужчин,а те – на внешность и возраст женщины, на самом деле проявляется забота о продолжении рода.

Все потому, что экономическая состоятельность мужчины позволит женщине обеспечить детей пищей, а здоровье и ярко выраженные физиологические особенности женщины говорят о ее потенциальной способности выносить и родить ребенка.

Эта попытка объяснить человеческие поступки воспринимается неоднозначно. Но принимаются ее выводы или нет, остается помнить о том, что поведение человека – сложный феномен. Оно зависит как от внешних факторов – социума, воспитания, условий жизни, так и от внутренних – наследственности, уровня целеполагания, потребностей и желаний.

Вам наверняка бы хотелось стать человеком, все просьбы, требования и пожелания которого без запинки выполнялись бы другими людьми. И даже если кто-то скажет вам, что это из мира фантастики, вы-то знаете, что такие люди существуют. И как же им это всё удаётся?

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют персоны, которые нередко берут на себя роль кукловодов и управляют поведением других людей. Причём среди них попадаются как мастера своего дела, так и те, манипулирования которых не остаются незамеченными.

Психология манипулированияНи для кого не секрет, что мы ежедневно сталкиваемся с людьми, которые любыми путями пытаются заставить нас сделать что-то против нашей воли. Некоторых из них мы можем узнать издалека, например, цыганей. А вот вычислить, а главное противостоять скрытому манипулятору намного труднее.У многих людей слова «нейролингвистическое программирование» ассоциируются прежде всего с пикапоп, но не как не с бизнесом. В этом материале мы решили доказать вам, что техники НЛП можно с не меньшим успехом использовать и в деловой сфере.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-povedeniya

Особенности возрастного поведения

Особенности возрастного поведения

После знакомства с центрами беспокойства людей (основные жизненные потребности) и с тем, какими средствами на них можно воздействовать, чтобы создать у человека положительное отношение к вам, возникает вопрос: «Что ещё  необходимо учитывать при общении с людьми?» По всей вероятности то, что среди наших собеседников есть мужчины и женщины. Удовлетворение первейших жизненных потребностей имеет одинаковое значение для обоих полов. Но всё–таки есть ряд различий в восприятии действительности и ряд стереотипов, которые во многом определяют наш образ действий.

Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками на основе внутренних природных особенностях полов. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью и рациональной деятельностью.

Читайте также:  Эффективная коммуникация - психология

Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале. Считалось, что их сфера – эмоции. Это является истиной, но лишь отчасти. В астрологии женщина – это Луна.

Луна символизирует бессознательное в человеке, характер эмоциональных реакций, подсознательных инстинктов и пассивной Силы.

Всё сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все женщины таковы. Речь идёт об общих тенденциях, которые в большей степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом.

Как бы она не старалась загнать себя в чисто «женские рамки», будет ощущаться дискомфорт. Эти рамки тесны для неё. Но попытаться расширить их – значит пойти в какой–то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто.

И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения оказаться без социальной поддержки.

https://www.youtube.com/watch?v=nnseNqTwdIM

То же самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувственная душа. Он готов прослезиться от сострадания, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость.

От него ждут последовательных целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмоций.

Человек старается преодолеть себя, делать то, что положено делать в этих  случаях мужчинам, смутно ощущая, что всё это не его.

Ломка природного типа всегда неблагоприятно сказывается на психике, выбивает почву из–под ног, лишает уверенности в себе, создаёт основу для неврозов и психических расстройств.

Но вернёмся к особенностям поведения мужчин и женщин. Мы выяснили, что мужчина – это далеко не всегда сила, а женщина – далеко не всегда слабость. Однако стереотипы образов мужчины и женщины так сильны, что мы воспринимаем название качества как бесспорную принадлежность соответствующему полу, т.е. женщины – слабость, мужчины – сила.

Таковы, в общих чертах, взаимоотношения между полами.

Понимание закономерности их формирования помогает при установлении контактов и при углублении общения для лучшего понимания личности партнёра.

Стереотипы могут разрушать наметившуюся связь, а могут, наоборот, оказать на неё стабилизирующее действие. Всё зависит от того, насколько подвержен им ваш собеседник и насколько деликатно вы сумеете ими пользоваться.

*     *     *

Подводя итог всему сказанному, хочется повторить главную мысль – каждый человек мечтает жить в атмосфере тепла и уважения, чувствовать дружелюбие окружающих. Хочет, чтобы его любили и замечали его достоинства. Хочет доверять людям и не бояться их.

Можно стать тем человеком, в котором собеседник сможет найти откликсвоим чаяниям. Возможно, помочь доброму в нём прорваться через оболочку подозрительности. Реально поддержать его веру в светлое предначертание человека и пробудить в нём личность. При этом не забывать, что существуют особенности возрастного поведения.

«Разум ищет, а сердце находит» – заметила Жорж Санд, и, следовательно, кратчайшая дорога к разуму – через сердце и чувства собеседника. Необходимо уважить и оберегать их, это очень хрупкая вещь.

Именно для этих высших целей и было написано «Слово о душе». Для того, чтобы чувства собеседника повернулись к вам, придерживайтесь основных правил общения:

  • Помогайте человеку удовлетворить его главные жизненные потребности. Это первейшая причина его тревог и снижения жизненного тонуса.
  • Подпитывайте его чувства. Это важнейшее условие их расцвета. Средства для этого – интерес, похвала, признание, внимание к проблемам партнёра, поощрение положительного и т.д.
  • Не забывайте о многих стереотипах и истинных проблемах взаимоотношения полов и возрастов. Будьте тактичны и терпеливы.

Каждый раз, когда вы собираетесь вступить в разговор с кем–либо,помните, что вы получите от собеседника столько тепла, сколько отдадите сами. В первую очередь нам мешают полноценно общаться наши негативные качества, которые вносят дискомфорт в любые взаимоотношения. Это актуальная тема для большинства, поэтому имеет смысл рассмотреть её.

Если Вы нашли данную статью интересной и полезной, нажмите на значок соц сетей и сердечко с надписью «Рекомендовать» в конце страницы.

Источник: http://www.mystericon.org/psychology/osobennosti-psihologii-cheloveka/razlichiya-v-povedenii

Развитие психики и поведения

Развитие психики и поведения

Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание.

Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность.

Это проник-новение во внешнее объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороной с развитием внутреннего психического плана деятельности. В этом проявляется первая существенная общая тенденция психического развития.

Всякий организм, будучи некоторым целым, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическая функция и каждый акт поведения всегда являются внутренне противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней.

В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все больше связывается с ней, — связывается, выделяясь.

Переходя ко все более высоким формам отражения — от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и глубже связывается со все более широкой сферой действительности.

В ходе развития психики, по мере перехода к высшим ее ступеням, прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, а и связь, и выделение. Ступеньки психического развития — это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Концепции психического развития, которая видит его сущность во все более глубоком отражении и изменении действительности, противостоит теория, усматривающая сущность психического развития в использовании символов, знаков, в том, что на высших ступенях развития вводятся знаки и оперирование предметами, вещами заменяется операциями над их заместителями. Человек пользуется знаками, животное не пользуется ими — в этом, с точки зрения этой теории, основное различие между ними (Э. Кассирер, А. И. Делакруа и др.).

Отправной точкой для этой теории служит то бесспорно верное положение, что в развитии психики человека весьма большую роль играет речь. Однако эта теория не способна дать сколько-нибудь полного научного объяснения развитию.

Она не учитывает того, что, выводя психическое развитие из речи, необходимо объяснить развитие самой речи.

Речь не развивается «сама из себя»; она возникает и развивается на определенной основе — на основе труда и в единстве с мышлением.

Эта теория не учитывает и еще одного важного момента. Усматривая сущность психического развития в том, что между субъектом и действительностью вклиниваются знаки, условные заместители вещей, она односторонне сводит развитие лишь к выделению субъекта из дей-ствительности.

Она идеалистически игнорирует тот очевидный факт, что выделение субъекта из действительности является лишь одной — оборотной — стороной процесса; что другая, позитивная и наисущественнейшая сторона этого процесса заключается во все расширяющейся и углубляющейся связи субъекта с действительностью.

Таким образом, основным и определяющим является не столько то, что субъект переходит от явления к знаку, его обозначающему, сколько то, что он может перейти от явления к его сущности; не столько то, что от оперирования вещами он может перейти к оперированию замещающими их знаками, сколько то, что, спланировав во внутреннем плане свои действия, он может переделывать вещи, изменять действительность. Сущность психического развития заключается во все новых возможностях познавательного и действенного проникновения в действительность. Это проникновение неразрывно связано с углублением в субъекте внутреннего плана, плана внутренней жизни личности.

С этой первой связана вторая существенная тенденция психического развития. Сначала рецепция, отражение чувственного раздражителя в образе, познание является лишь стороной, начальным моментом нерасчлененного акта поведения.

В таком нерасчлененном единстве они представлены в элементарных сенсомоторных реакциях.

Лишь затем, по мере перехода от сенсомоторных реакций как двигательных ответов на чувственный раздражитель к предметному восприятию, с одной стороны, и предметному действию — с другой, рецепторные, вообще познавательные моменты выделяются и превращаются в относительно самостоятельную деятельность. Возрастающая дифференциация сенсорных и моторных функций составляет вторую существенную тенденцию психического развития. Их дифференциация означает, однако, не разрыв соединяющих их связей, а переход ко все более сложным связям и взаимозависимостям между ними.

Во все более сложном взаимодействии образа рецепции и образа действия примат, ведущая роль остается за деятельностью, которая включает рецепцию как условие или компонент. Правильность этого положения отчетливо выступает уже в относительно элементарных сенсомоторных реакциях.

Установление условно-рефлекторных связей данных рецепции и эффекторной части жизненно значимых для животного реакций приводит не только к тому, что поведение делается все более приспособленным и совершенным; оно вместе с тем приводит и ко все более тонкой дифференцировке и совершенному анализу воспринимаемых свойств среды.

Тонкость чувственных дифференцировок вырабатывается на основе условно-рефлекторного механизма под прямым воздействием того эффекторного результата, к которому они приводят.

Каждый организм реагирует не на все вообще раздражения, которым он может быть подвергнут, и даже не на все те, которые его рецепторные механизмы в состоянии, вообще говоря, дифференцировать, — не на все физиологически возможные, а на биологически для него значимые. Таким образом, связь с жизненно значимой деятельностью животного регулирует его рецепцию.

https://www.youtube.com/watch?v=j7xtm2HQZ5M

В этом положении — в еще не развитом виде — содержатся истоки той концепции детерминизма, которую С. Л. Рубинштейн разработал в 50-е гг. и представил в книге «Бытие и сознание».

Этим положением не только отрицается бихевиористская схема, согласно которой организм якобы реагирует на все внешние воздействия, не только указывается на его избирательность, но и определяется принцип этой избирательности — значимость, которая не совпадает с биологической и физиологической возможностью организма воспринять и дифференцировать внешние воздействия. (Примеч. сост.)

Не менее отчетливо эта зависимость образа рецепции от образа действия выступает и на уровне восприятия. Восприятие — это чувственное отображение предмета или явления объективной действительности.

Читайте также:  Шаблонное восприятие - психология

Как отображение предмета, восприятие предполагает высокое развитие не только сенсорного, но и моторного аппарата, развитие тонической деятельности, обусловливающей возможность сохранять необходимое для наблюдателя состояние активного покоя и таким образом выделяться из потока происходящих в среде изменений, воспринимая в ней более или менее устойчивые предметы как источники от них исходящих воздействий и объекты на них направляемых действий.

Если остановиться специально на восприятиях человека в их историческом развитии, то здесь опять-таки в специфических формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия. Создавая в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета порождает и человеческие способности их восприятия. Специфически человеческие формы восприятия являются не только предпосылкой специфически человеческой деятельности, они также и ее продукт. Мало того, весь процесс осознания природы совершается, как о том свидетельствует палеонтология речи и мышления, по мере того, как соответствующие предметы и явления вовлекаются в процесс производственной деятельности людей и приобретают, в силу этой связи с их общественной деятельностью, общественную значимость.

Если, наконец, перейти к мышлению человека как способности в закономерностях развития познавать сущность явлений, то и тут оказывается, что человек познает природу, изменяя ее.

Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек преобразует мир; он также ее продукт. В единстве практической и теоретической деятельности примат принадлежит первой.

Познавательная деятельность человека зарождается и развивается сначала как сторона, момент, аспект его практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической деятельности, в которую она первоначально вплетена, в качестве особой теоретической деятельности.

Даже и выделившись, теоретическая деятельность сохраняет, однако, связь с практической деятельностью, исходит из практики, подчиняется ее контролю, в свою очередь воздействуя на нее и руководя ею.

Доступные на той или иной ступени развития способы воздействия на действительность всегда весьма существенно определяют доступные на этой ступени развития способы познания действительности, так же как, конечно, способы познания в свою очередь, развиваясь, обусловливают возможность новых, все более совершенных способов воздействия на действительность.

Конечно, существует и обратная зависимость поведения от рецепции, в частности деятельности эффекторов от рецепторов.

Зависимость действия, движения от рецепции отчетливо выступает в элементарных сенсомоторных актах, в которых моторная реакция является эффекторным ответом на рецепцию. В процессе развития форм поведения развитию рецепции и рецепторных аппаратов, очевидно, принадлежит важная роль.

Развитие рецепторов обнаруживает большую дифференциацию, чем развитие собственно эффекторов, и многообразие форм поведения, их дифференциация идет, таким образом, в большей мере за счет развития рецепции, чем за счет развития двигательного аппарата.

Доказательством этому служит уже то, что рефлекторное поведение различных животных разнится много больше, чем их эффекторные аппараты.

Преобладание рецепторов над эффекторами находит себе морфологическое выражение в том гистологическом факте, что сенсорные элементы, афферентные нейроны количественно преобладают над эфферентными еще в спинном мозгу животных, и по мере восхождения к высшим этажам нервной системы это преобладание становится все более значительным. Именно это преобладание сенсорных элементов и возможность функциональной связи одного и того же двигательного аппарата с различными афферентными нервами и обусловливает ту борьбу за овладение общим эфферентным путем, которую Ч. С. Шеррингтон отобразил в схеме «нейральной воронки».

Открытый И. П. Павловым механизм условного рефлекса вскрывает, как все новые и новые рецепторные моменты, в силу принципа временной связи, включаются в детерминирование эффекторной реакции. В результате все новые и новые данные рецепции приобретают определенную значимость для жизни организма. Уже рефлекторное поведение животного выражает, таким образом, его восприятие среды.

Не менее явственно выступает зависимость образа действия от образа восприятия на дальнейших, более высоких, ступенях развития.

Необходимым условием всякого осмысленного, разумного действия является учет объективных свойств той ситуации, в которой оно совершается, поэтому оно обязательно исходит из восприятия этой ситуации и в той или иной мере определяется им.

От того, как индивид воспринимает мир, будет в значительной мере зависеть, как он будет действовать в нем.

В дальнейшем отражение, познание действительности выходит за пределы только перцептивного отображения действительности и переходит к ее отражению в мысли, в понятии, раскрывающем ее существенные опосредования, связи, закономерности развития. И опять-таки действия человека, его поведение будет в значительной мере зависеть от того, как он осмысливает действительность, от того, в какой мере он постигает происходящее в закономерностях его развития.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/psihology/20.shtml

Поведенческий подход в психологии

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

ЛЕКЦИЯ 1.

ТЕМА: «Предмет психологии, её место в системе наук».

Предмет психологии, его основные цели, задачи, отрасли.

Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.

Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, считали они, имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа – «двойник» человека.

Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», т.е. душа в их представлениях чётко не отделяется от тела.

Первый известный труд по психологии принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. В своих работах он пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать её нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

Первый этап в развитии психологии – психология как наука о душе. имеет древнегреческое начало (psyche – «душа», logos – наука). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека.

Четвертый этап – психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека (Вильгельм Вундт).

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов, состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком, мир особых идеальных явлений, самых сложных из всех существующих на Земле.

Для чего изучают психологию?

Знания психологии помогут вам самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Вы научитесь управлять собой. Перед вами откроются новые возможности, вы научитесь регулировать человеческие отношения и оказывать влияние на людей.

Психология поможет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.

Психология необходима медицинскому работнику, чтобы изучать психологические особенности деятельности коллег и поведения пациента, разрабатывать психологические методы лечения, изучать проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а так же происходящие психические изменения во время соматических заболеваний.

Структура современной психологии.

Современная психология представляет собой разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики (общая психология, социальная, психология общения, юридическая, возрастная, медицинская и т.п.).

Предмет психологии.

В древности душу представляли как некое крылатое существо, которое покидает человека с его смертью.

Таким образом, вопрос о предмете психологии сводится к вопросу, что такое психика.

Психика – субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Развитие психики реализуется в разных формах:

· филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;

· онтогенез – формирование структур психики в течение жизни отдельного индивида;

· социогенез – развитие процессов познания, межличностных отношений, поведения, обусловленных различиями в культурах.

Поведенческий подход в психологии.

Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения:

· инстинкты (врождённые формы поведения);

· научение (приобретённые формы поведения);

· психологическая (интеллектуальная) деятельность.

Инстинкты связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Они возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч.Дарвин).

Следующий уровень поведения – научение. Реакция этого уровня является результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И.Павловым.

Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного или инстинктивной, наследственной реакции.

Научение не создаёт новых реакций, оно комбинирует врождённые реакции, замыкает новые условные связи между врождёнными реакциями и меняющимися стимулами окружающей среды.

Условные рефлексы, настраиваясь над безусловными их видоизменяют (опыт И.Павлова).

Уровень разумного (интеллектуального)поведения, наиболее представленный у человека даёт ему шанс, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретая свободу выбора.

Поведение конкретного человека является продуктом трёх основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причём каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс подготавливает следующий.

Читайте также:  Сильный характер - психология

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/10161.html

Психология поведения

Психология поведения

Психология поведения — общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане.Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития.

Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма.

Основана на категориях — активность, деятельность, действие, психическая энергия, психическое напряжение, психологические уровни, психологический автоматизм, психическая сила и др.

В этих понятиях Психология поведения объясняет неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и другие, которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личности в Психологии поведения положено учение о поведении. Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми прежде всего благодаря общению.

Для доказательства социальной обусловленности психики Психология поведения рассматривает процесс памяти.

Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого человека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В Психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность человека.

Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Основной клеточкой социальной жизни является социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия.

Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать подготавливающей частью действия (желание), регулятором действия (чувства), неполным действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты.

Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания).

К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллектуальных объектов.

Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в Психологии поведения считается наивысшим критерием развития личности. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности, процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи.

Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностных образований — персонажа, Я, субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения человека с обществом, с другими людьми.

В противоположность термину роль выдвигается термин персонаж, предполагающий преходящую стадию развития личности. Личность возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Высшую степень развития личности.

Жане называл стадией индивидуальности, которая характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Личность — это интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Психологии поведения, значительной силы и напряжения.

В Психологии поведения выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личности, предоставляет личности возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей.

Предполагается, что способность к усилию является основным критерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психологическая сила означает определенное свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы.

Если напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной системы, образующие основу неврозов. Значительное снижение напряжения является следствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психологического напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы.

Личность оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодические резкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двух и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личности.

Падение психологической силы и напряжения в Психологии поведения вызывает также симптом потери чувства реальности, выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей Психологии поведения оказали влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личности и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Источник: http://dev.smogendrr.ru/simplepsy/psixologiya-povedeniya

Сравнительно-психологические аспекты онтогенетического развития поведения: экспериментальные исследования

Когнитивная этология исследует наиболее сложные и гибкие формы поведения животных, тесно взаимодействуя с этологией человека и сравнительной психологией. Огромная доля поведенческих реакций животных основана на врожденных стереотипах.

Способность животных к приобретению индивидуальных навыков делает их поведение более гибким и адаптивным, и за счет этого осуществляется «доводка» генетически запрограммированного поведения до требований изменчивой среды обитания.

Применение полученных навыков в незнакомых, а часто и в принципиально новых ситуациях, основано на когнитивной деятельности.

Одна из самых интересных нерешенных проблем когнитивной этологии и сравнительной психологии связана с исследованием взаимодействия наследственно обусловленных стереотипов поведения с навыками, основанными на индивидуальном и социальном опыте. В статье проанализировано влияние наследственной предрасположенности и раннего опыта на становление и проявления когнитивного поведения животных в сравнительном аспекте по отношению к поведению человека.

«Видовая гениальность»: специализированное развитие когнитивных способностей у животных

Понятие интеллекта применительно к животным и человеку претерпело существенные изменения. В своей книге «Animal life and intelligence» К. Л. Морган (Morgan, 1891) определял интеллект животных как способность приобретения новых навыков.

В наши дни интеллект животных понимается как способность применять полученные навыки в новых нестандартных ситуациях (Резникова, 2005).

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) заложил концепцию множественного интеллекта, которая успешно развивается применительно к человеку (Холодная, 2002; Gottfredson, 1998).

С точки зрения этолога, речь идет о множественных когнитивных адаптациях, многие из которых имеют черты конвергентного сходства у целого ряда видов (Reznikova, 2012).

Множество интересных результатов, посвященных специализированным когнитивным способностям животных, было получено после того, как по мере развития этологических подходов исследователи перешли от традиционных объектов и методов (крысы и голуби в лабораторных опытах) к исследованию разнообразных видов в условиях, близких к естественным (Shettleworth, 1998). В данном разделе мы рассмотрим несколько из множества примеров когнитивных адаптаций.

Один из ярких примеров когнитивных адаптаций – это проявление «пространственного интеллекта», который для человека рассматривается как один из важных доменов множественного интеллекта. С помощью пространственного интеллекта живые организмы решают множество жизненно важных задач.

Одна из них – навигация, проявляющаяся в разных масштабах у разных видов: от полярной крачки, мигрирующей ежегодно от Северного полюса к Южному, до некоторых крошечных беспозвоночных, которые за всю жизнь не преодолеют и десятка сантиметров. Ориентированию на местности посвящено множество работ, однако эта область когнитивной деятельности таит еще немало загадок.

Важно отметить, что для видов, совершающих дальние миграции, способность ориентироваться на местности опирается на различные когнитивные функции.

Так, экспериментальные исследования способностей животных к мысленному преобразованию трехмерных фигур, проведенные по той же схеме, которая была впервые предложена для человека (Shepard, Metzler, 1971) показали, что голуби и морские котики выполняют многие задания на том же уровне, что и люди (Zentall, Wasserman, 2012).

Для многих видов жизненно важной является способность запомнить расположение множества объектов на местности. Наиболее впечатляющие результаты демонстрируют животные, делающие запасы. К ним относятся, в частности, черноголовые гаички, сойки, кедровки, белки, кенгуровые крысы (обзор см.: Reznikova, 2007).

Некоторые из запасающих видов способны запомнить расположение нескольких тысяч кладовых на срок до нескольких месяцев. Например, колумбийские кедровки запасают до 33000 семян, по 4–5 штук в одном месте.

Эксперименты с синицами и сойками в естественных условиях позволили предположить, что птицы запоминают, где они спрятали семена и какие тайники они уже обследовали. Кенгуровых крыс также заставляли прятать и спустя 24 часа отыскивать семечки в 100 чашечках с песком.

Хорошая память дает грызунам значительные адаптивные преимущества – они успевают отыскать свои тайники до того, как их найдут другие животные, а также до того, как найдут и съедят их самих. Пространственный интеллект проявляется не только при поиске спрятанной пищи.

Эксперименты с сурикатами выявили способности с раннего возраста запоминать пространственное расположение множества убежищ и при опасности мгновенно отыскивать ближайшее.
Основы экспериментов, в которых выясняли, как функционируют «когнитивные карты» (образы окружающего пространства), были заложены в работах Э.

Толмена, посвященных лабораторным исследованиям пространственной ориентации и памяти у крыс в сравнении с человеком (Tolman, 1948). Предисловие к кибер-книге «Animal spatial cognition» (Brown, Cook, 2006) редакторы М. Браун и Р. Кук назвали «Что бы сказал Толмен?».

Они вспоминают, что их первые аспирантские экспериментальные работы проводились буквально под взглядом Толмена: в здании психологического факультета Калифорнийского университета, носящего имя знаменитого психолога, портрет ученого доминировал над всем пространством.

По их мнению, Толмен был бы доволен: современные этологические эксперименты позволяют выяснить, как животные используют «привязку» нужных им объектов к природным ориентирам, а физиологические исследования выявили ведущую роль гиппокампа в проявлении «пространственной гениальности».

Источник: http://PsyJournals.ru/exp/2015/n2/Reznikova_full.shtml

Ссылка на основную публикацию