Вертикаль и горизонталь — психология

Яков Кротов. ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ МИЛИТАРИЗМА: ЕГО ИСТОРИЯ И ЕГО ПСИХОЛОГИЯ

У милитаризма есть история. Оправдания войны, популярные сегодня («война с терроризмом», «защита ребенка», «помощь сосœеду») очень недавнего происхождения. Ещё четыре века назад спокойно считали завоевание нормальной целью войны. Ещё четыре тысячелœетия назад искренне полагали, что война вполне оправдана как служение Богу.

Оправдания войны многочисленны, они отражают изменения в мировоззрении людей. Анализировать нужно прежде всœего современный милитаризм, выворачивающий наизнанку гуманизм и демократию.

Полезно помнить, однако, что в истории, как в океане, ничто не исчезает бесследно. Прошлые идеи идут ко дну, там скапливаются и получаются мощные отложения.

Так и в душе современного человека можно найти и каннибализм, и готтентотскую мораль, и освящение убийства. Так что знать прошлое милитаризма полезно.

Есть и горизонталь милитаризма, своего рода спектр.

Он соответствует разным стадиям его развитие в душе. У всякого искушения есть несколько стадий.

В милитаризме: сперва набегают мягкие мысли о том, что пора решать проблему решительнее, потом — мысли пожёстче о том, что иного пути кроме военного нет, затем вваливается расизм и эмоциональный взрыв: «Какие-там рассуждения! Бей, круши и не думай в разгаре боя соблюдать какие-то идиотские правила!! Раззудись, плечо!!!»

В социуме эти стадии представлены как позиции разных людей, а не как состояния внутри одной души. Есть оголтелые милитаристы и расисты и на другом конце спектра люди, которые всœего лишь сокрушаются, что мирные переговоры не приносят быстрого результата. Посœерединœе большинство, и отнюдь не молчаливое, — пикейные бронежилеты.

С одной стороны, это вызывает отчаяние, потому что милитаризм таким образом получает отличную маскировку. Расист выскочил, выкрикнул и спрятался, на его место приходит вполне приличный человек, который не разделяет расистских взглядов, а видит в военных действиях лишь набор социальных техник. Он удивляется: какой расизм? обычная операция по принуждению к миру.

Правда, само это наивное удивление так же патологично, как ярый расизм. Именно потому, что человек спокоен и сохраняет умение мыслить, он должен видеть, что находится в одном боевом строю с расистом, ксенофобом, маньяком.

Иначе на одном фланге боевой части психопат, который убеждён, что русские — особо гнусная раса, у которой в генах зафиксирована страсть к убийству, а на другом фланге — интеллектуал, объясняющий, что русских никто не презирает, что ни о каком расизме речи идти не может, ибо русские и европейцы одной расы.

Объединяет интеллектуала и психопата то, что оба держат в руках оружие либо оправдывают употребление оружия. Конечно, «русский», «европеец» можно заменить на «немец», «поляк», «араб», «еврей», — схема остаётся той же.

Вертикаль и горизонталь милитаризма не образуют креста — они образуют перекрестье прицела.

· Яков Кротов. «ИМЕЮ Я ПРАВО НА САМООБОРОНУ?»

Милитаризм, воинственность, агрессивность — разные состояния души. Агрессивность есть свойство абсолютно личное, извращение творческой способности человека. Милитаризм есть свойство социальное, появляющееся там, где двое или трое соединяются во имя убийства ради сохранения отечества. Воинственность есть милитаризм, ставший из социальной доктрины и политики метафорой личной агрессии.

Личная воинственность во многом благороднее милитаризма. Милитаризм манипулятивен. Он обычно посылает в бой других, сам же «руководит» или оправдывает войну. Очень часто милитаризм — попытка компенсации комплекса слабости, неполноценности.

Воинственность же — явление странное до забавности. Никто не будет хвалить милитариста или агрессивно настроенного человека, но «воинственность» кажется милой черточкой. Воинственность — это милитаризм обезоруженный и потому кажущийся игрой.

«Воинственно» наскакивает на хулигана слабый старик, защищая не менее слабого ребёнка.

Главная слабость милитаризма — в отличие от агрессивности и воинственности — в том, что он есть отказ человека от суверенности, от личной ответственности. Милитарист начинает с утверждения, что он хочет защитить своего ребёнка, но следующее его утверждение — о том, что сам милитарист или ребёнок, когда подрастёт, должны отправиться в армию.

Милитарист спокойно принимает запрет на оружие для частных лиц. Он примет даже гибель сына — того самого, которого хотел бы спасти — на поле боя. Милитаризм не защищает право человека на самооборону, а отвергает его, ставит под контроль безликого «общества», «государства», «суда». В случае если убьёт солдат на фронте — его награждают орденом.

В случае если убьёт штатский, защищая или защищаясь, его будут судить.

На первый взгляд, милитаризм есть высшее проявление разумности человека, способности человека к соединœению с другими, к прогностическому поведению.

Да, ради сохранения жизни потомства нужно создавать армию, в которой часть потомства может погибнуть. Что поделать, пусть даже это та самая «часть», которая моя, которую я хотел бы защитить…

Самопожертвование оказывается высшим проявлением мудрости.

Это, конечно, лишь видимость рациональности. Армия и государство в целом не есть объединœение во имя какой-то общей цели. Государство есть отказ человека от определœения целœей. В европейской культуре это более всœего проявилось после Первой мировой войны, когда впервые на фронте в роли солдат оказались хорошо образованные люди, умеющие не только ясно мыслить, но и писать — как Хемингуэй.

Соглашаясь на существование армии, на то, что государство лишь армией может и должно обеспечить своё существование, милитарист прежде всœего убивает себя. Отныне не он, а чиновник будет определять, должно ли существовать государство, должен ли существовать милитарист, с кем он будет воевать, а с кем не будет.

Человек пойдёт в армию бороться с фашистами, а его заставят воевать вместе с фашистами против коммунистов — как это случилось с русскими солдатами осœенью 1939 года, когда польских коммунистов уничтожали и немцы, и русские. Эта трагикомедия повторяется вновь и вновь: человек думает, что делœегирует политические полномочия, а на самом делœе, он совершает политическое самоубийство.

Есть кое-что, что делœегированию не подлежит — и это святость жизни, как своей, так и чужой.

Огромным утешением является то, что милитаризм существует, а вот милитаристов в чистом виде не существует. Так не существует «людоедов», вопреки расистским представлениям европейцев XVIII столетия. Существуют люди, совершающие акты людоедства, иногда под религиозными или идеологическими лозунгами.

При этом, настоящий людоед — абсолютный, законченный — был бы отправен в тюрьму или, скорее, в больницу, еще до первого людоядения. Стопроцентный милитаризм был бы задушен, наверное, уже в колыбели — ведь он бы рассматривал родителœей и саму колыбель как угрозу своему существованию.

Не смог бы милитарист и вырасти, социализироваться — других детей он бы считал опаснейшими врагами (не говоря о взрослых).

Военные так же не бывают милитаристами, как авторы порнографических романов не бывают сексуальными маньяками или, тем паче, сексуальными гигантами, как не бывают карьеристами те, кто успешно делает карьеру.

Нужна некоторая отстранённость, позволяющая сохранить разум и, что даже важнее, умение контактировать с окружающими. Не встречается милитаризм у солдат, а вот у журналистов, библиотекарей или домохозяек он лютует.

Хотя даже у домохозяек милитаризм не сжирает сто процентов души, иначе бы они сожгли собственный дом, чтобы его защитить от врагов.

Паранойя должна иметь границы, чтобы не пожрать своего носителя. Это и является одним из источников надежды для пацифизма, который, напротив, возможен как абсолют и только как абсолют и возможен, иначе он превращается в тот же милитаризм с пацифистскими пятнами.

Можно и нужно говорить с милитаристами, переубеждать их, «работать» с ними. Конечно, это не означает, что их нельзя останавливать силой — силой закона.

Это не означает, что нужно отдавать всœего себя пропаганде — пропаганда как письменный или устный, но объективированный дискурс есть агрессия, она не должна быть орудием пацифизма.

Милитаризм действует через объективацию, через отказ видеть в другом человека, чья жизнь неприкосновенна ни при каких условиях. Пацифист должен действовать прямо противоположно — обращаться прежде всœего к живому, тёплому человеку, находящему рядом с собой.

Источник: http://referatwork.ru/category/voennoe_delo/view/14119_yakov_krotov_vertikal_i_gorizontal_militarizma_ego_istoriya_i_ego_psihologiya

Три пути карьеры — по вертикали, по горизонтали, по диагонали

?Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote,
2015-07-13 01:34:00Специальный Алексей Алексеевич
spetsialny
2015-07-13 01:34:00Оригинал взят у beauty_blog в Три лестницы для карьериста
Многие кандидаты при приеме на работу объясняют свой уход из прежней организации «отсутствием карьерных перспектив». Но простой вопрос – «Что вы понимаете под карьерными перспективами?» – ставит их в тупик. В основном отвечают так: «Хочу быть начальником, руководителем отдела, управления…» Или даже: «президентом банка, гендиректором компании». Для большинства   карьерный рост – что-то вроде гонки по вертикали: чем выше поднимаешься, тем значимее должность и весомее зарплата. А между тем карьера подразумевает разные варианты профессионального развития: по вертикали, по горизонтали и по диагонали.

ПО ВЕРТИКАЛИ

Карьера по вертикали предполагает подъем по иерархической лестнице – и не обязательно в одной компании, в одном бизнесе или сфере деятельности. Карьериста, как скалолаза, все время манит высота. В этой гонке вперед вырываются так называемые профкапиталисты.

Их кредо – карьера, цель – перемещаться по карьерной лестнице как можно быстрее.

Когда говорят о завидной карьере, именно их ставят в пример: «Посмотри, вы вместе учились, и он вон уже где! А ты все еще…»В поисках очередной должности в очередной компании профкапиталист становится настоящим следопытом: он мониторит новые возможности, выбирает самые выгодные для себя позиции и организации.

Он прекрасно ориентируются на рынке, знает, с какими людьми нужно пообщаться, чтобы ему помогли, подсказали, поддержали.Ему не свойственно глубоко вникать в проблемы, полностью отдаваться работе, вливаться в коллектив – ведь через год- два бежать дальше.

Поэтому, если надо создавать что-то новое, творить, на него рас¬считывать не стоит.Профкапиталист приносит пользу организации на тех участках работы, где он может набирать очки заодно и себе: на презентациях, конференциях, на переговорах, когда надо выгодно продать продукт, идею, повысить стоимость компании.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Чтобы построить удачную карьеру, совсем не обязательно становиться «скалолазом». Можно быть просто путешественником – «шагать по равнине», развиваясь и совершенствуясь в своей профессии. Горизонтальная карьера – это карьера профессиональная.

Не все хотят и могут быть начальниками, и не все, кто руководит, делают это по доброй воле – просто так жизнь сложилась.

Ведь постоянство «горизонтального карьериста» очень ценится, и в случае кадрового голода ему навязывают «путь наверх» – назначают начальником отдела, дальше – начальником управления, потом – в совет директоров… И здесь зачастую срабатывает принцип Питера, изложенный в одноименной книге: «Каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности», т. е. человек из отличного специалиста может превратиться в плохого руководителя.Я всегда спрашиваю людей, которые приходят на собеседование перед повышением: они и правда хотят руководить или все-таки им лучше заниматься любимым делом на нынешней должности?Конечно, в горизонтальной карьере есть свои ограничения – финансовые и статусные. Но у нее и много плюсов. Например, с любой должности могут снять, а мастерство, профессионализм, знания приказом не отобрать (и не наделить). Если вертикальная карьера часто зависит от обстоятельств и людей, с которыми надо налаживать отношения, то карьеру по горизонтали профессионал выстраивает практически самостоятельно. Он имеет возможность сконцентрироваться на чем-нибудь одном, отвечать только за себя, а не за подчиненных. Я знаю сотрудника ИТ-подразделения, которого охрана постоянно выпроваживает из офиса после 22 часов, буквально отрывая от разработки новой программы. Для такого человека быть руководителем – просто невыносимо.«Горизонтальный» путь развития чаще всего выбирают люди с творческими амбициями: дизайнеры, программисты, журналисты, музыканты. Впрочем, «горизонтальные» карьеристы есть в любой области. Для них быть признанным экспертом в своей сфере, знать, что они могут выполнить свою работу лучше других, важнее любых регалий. Они уверены в себе, потому что знают, что не потеряются на рынке труда – при любом экономическом и политическом шторме.

Читайте также:  Политика подстроек - психология

ПО ДИАГОНАЛИ

А что делать тем, кто хотел бы расти профессионально, но при этом не лишен карьерных амбиций? Двигаться и по вертикали, и по горизонтали – если «сложить» эти два вектора, получится диагональ.Диагональная карьера обычно развивается в рамках одной компании.

В советское время часто говорили: «Он прошел путь от рабочего до директора». Такая карьера не предполагает форсирования, человек движется вперед поступательно, пользуясь открывающимися возможностями.

Ему нравится его компания или сфера деятельности, он проявляет активность, инициативу, вносит свой вклад в корпоративную культуру, в формирование теплой, доверительной обстановки.

Обычно диагональный карьерист какое-то время развивается профессионально, не пытаясь перейти в другую организацию на более высокую позицию, ждет своего часа, и он наступает – терпеливый сотрудник получает повышение.

Здесь кроется опасность: когда много лет работаешь в одной компании, кажется, что знаешь ее вдоль и поперек, поэтому освоиться на новой должности будет проще, чем человеку со стороны. Возможно, «своему» не назначат испытательного срока, зато будут присматриваться внимательнее, чем к чужаку.

К тому же могут осложниться отношения с коллегами: много лет вы были на равных, вместе учились, работали, болтали в курилке – и вдруг ты стал их начальником! Внутренний «подъем» или «скачок» может оказаться гораздо труднее и болезненнее, чем переход в новую компанию.Диагональный вариант вобрал в себя плюсы и минусы вертикальной и горизонтальной карьеры. Поэтому, с одной стороны, мы должны понимать собственные ограничения, а с другой – реально оценивать возможности компании.

КАК ВЫБРАТЬ СВОЮ КАРЬЕРУ?

Любое наше путешествие по жизни начинается с фразы «Я хочу…». Обычно мы заранее знаем, куда летим, на каком самолете, в какой гостинице остановимся.

И в том, что касается карьеры, планирование, карьерное «видение» необходимо: прежде чем карабкаться по карьерной лестнице, стоит подумать: а к тому ли зданию я ее приставил?Для этого нужно оценить ситуацию, собственные желания и возможности.

Ответим сами себе на вопросы: чего я хочу, какова моя цель? Что я хочу изменить в своей жизни, какой работой заняться, какую иметь команду, какая корпоративная культура мне ближе? Какими ресурсами я располагаю, какую нагрузку выдержу? Востребовано ли это рынком, теми компаниями, в которых мне хотелось бы работать? Так выстраивается триада «хочу – могу – надо». Наша задача – найти баланс между этими составляющими.А если что-то вдруг пошло не так, как хотелось бы, всегда можно это изменить, не надо бояться начинать все заново, независимо от того, сколько нам лет. Жизнь – стайерская дистанция. И карьера не заканчивается ни в 40, ни в 50, ни в 60 лет. То, что происходит с нами сейчас, – всего лишь отрезок большого пути. И если у нас вдруг появилось желание что-то изменить в своей жизни, это не случайно. Главное разобраться, что надо лично нам. И тогда можно применить классическую, как я считаю, формулу успеха: «Делай, что тебе нравится, и делай изо всех сил».

источник

Источник: https://spetsialny.livejournal.com/678108.html

Горизонтальное и вертикальное мышление

Содержание статьи «Проиграть невозможно» делает очевидным тот факт, что помимо 1,2 и 3 уровня, существуют 4, 5 и так далее.

Более того, потенциально все они доступы для оценочной деятельности субъекта и инициированных им изменений.

Если бы субъект был вынужден оперировать информацией на всех уровнях одновременно, он бы стал шизофреничным.

Если последовательно – то на «сканирование» всей структуры и поиск нужного элемента уходило бы слишком много времени.

Однако практика самонаблюдения показывает, что доступ к содержанию памяти и паттернам, управляющих поведением, достаточно быстр – мы не замечаем задержки при обращении к воспоминанию или интроспекции.

Следовательно, для позиционирования (определения статуса и места в иерархии того или иного паттерна) в рамках получающейся структуры опыта и быстрого доступа к ее содержанию, должна существовать еще одна структура.

Этот факт подталкивает к следующему выводу: В определенном смысле можно говорить о 2 типах мышления: «горизонтальном» и «вертикальном».

«Горизонталь» – это способ автоматизации управления деятельностью, когда несколько паттернов низшего уровня складываются в один паттерн высшего в целях удобства координации поведения.

«Вертикаль» – это способ сбора информации от «горизонтали» (от каждого из логических уровней), получения к ней «одновременного» доступа и индексирования (придания субъективной значимости) статуса этой информации.

Вертикальное мышление «будто бы добавляет индекс» к любому восприятию или решению, тем самым позиционируя их.

Например, если вы вспомните о своей входной двери, ее образ будет снабжен специфическим модусом данности, который является для вас однозначным свидетельством того, что в данном случае это именно воспоминание, а не представление или непосредственное восприятие. Хотя сам образ двери в воспоминании или представлении может не отличаться по своим «визуальным» характеристикам. Важно обратить внимание на то, что эта «индексация» не является рефлексией, будучи свойственной абсолютно нерефлексивным актам сознания.

Таким образом, сознание невозможно представить без (по крайней мере) 2 взаимопроникающих структур: автоматизирующей ментальную деятельность и оценивающе-позиционирующей[1]. При осознании они активируются одновременно. Интересно, что происходит с этой структурой при попытке рефлексии?

Самопрограммирование

Давайте подберем свойству самоприменимости сознания кибернетическую аналогию – известно, что для программирования требуются 2 составляющие: обрабатывающая последовательность и обрабатываемая последовательность. Или, в классическом примере Тьюринга, каретка и лента. Однако, в случае с сознанием ситуация усложняется тем, что обрабатывающая последовательность обрабатывает сама себя. Т.е. каретка и есть лента.

По мере того, как оценивающая (контролирующая) деятельность, связанная с сознанием, разрастается, образуя свои уровни надстройки, выстраивается еще одна многоярусная инстанция, позиционирующая субъекта уже в рамках иерархий оценки и контроля.

Можно сказать, что это «горизонтальное» мышление второго уровня.

Примером из программирования в данном случае будет мета-менеджер задач, управляющий приоритетами и переключением менеджеров задач, контролирующих запущенные программы.

Если анализировать психологические аспекты возможного практического применения данной теории, можно констатировать, что структурные проблемы в общем случае заключаются в 2 вещах:

Либо человек не сфокусирован на решении задачи (не втянут в игру – т.е. не выстраивает структуру горизонтального мышления), либо наоборот – втянут в нее так, что не может выпутаться и взглянуть на все, что его окружает, из более широкого контекста. Т.е. не способен адекватно позиционировать себя относительно простроенной структуры вертикального мышления[2].

Развитие более полноценной вертикальной системы наблюдения и контроля может стать хорошей стратегией роста сознательности, обеспечивая расширение поля подконтрольного.

Так, чтобы его мощности легко хватало на несколько уровней вложенности.

[1] При этом бессознательное восприятие или действие вполне возможно без «вертикальной» структуры. Например, в гипнотическом трансе вертикальное мышление отключается. Задача транса – разбить всю совокупность опыта на конгломераты горизонтальных микро-иерархий (автоматизмов, паттернов поведения), которые в НЛП носят обычно название «части» или «субличности».

[2] Хорошим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, может служить написание диссертации. Если не «входить» в материал, ее невозможно написать, но если входить в него слишком плотно, это весьма ограничивает, сужая поле восприятия и также делая написание весьма сложным и слабореализуемым предприятием.

Социальные кнопки для Joomla

You have no rights to post comments

Источник: http://www.bezmolit.tv/articles/for-academics/psychology/gorizont-vertikal-thinking

Вертикаль власти и горизонталь общества

В Большом Путинковском переулке есть красивое здание в стиле модерн. Типография газеты Рябушинского «Утро России», архитектор Федор Шехтель. Это я узнал потом.

А тогда — когда мне было лет четырнадцать — этот переулок назывался проездом Скворцова-Степанова.

Был такой старый большевик, воинствующий безбожник, переводчик Маркса, директор Института Ленина, верный сталинец и первый редактор «Известий».

Скорее всего, из-за близости к редакции «Известий» этот переулок назвали в его честь. Это я знал уже тогда, в четырнадцать. Я был грамотный пионер и подкованный комсомолец.

А на сливочно-кафельной стене этого замечательного здания была небольшая доска — то ли металлическая, то ли гипсовая, но из очень качественного гипса, раз он не раскрошился с 1918 года.

На этой доске был изображен рабочий, условно-полуобнаженный, мускулистый, но изможденный, из последних сил вращающий огромное — в полтора его роста — колесо с зубцами. Некий символ фабрики, этого чудовища XIX века. На заднем плане дымили фабричные трубы.

А внизу шла надпись: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

Этот барельеф был, как я знал уже в четырнадцать лет, одним из первых, если вообще не самым первым монументом, установленным советской властью.

Вот какие у нас были грамотные пионервожатые. Всё могли объяснить.

То есть вот на кого делали ставку советская власть и РСДРП(б) — на промышленный пролетариат. На тех людей, которые своими руками создавали добавленную (тогда было принято говорить — «прибавочную») стоимость.

Которую у них отнимали капиталисты. Рабочий класс кормил не только себя, но и все общество. Потому что он был если не единственным, то главнейшим производителем добавленной стоимости.

А разные паразиты — крупные и мелкие — эту стоимость перераспределяли.

Простите за такой приступ школьного марксизма.

Сейчас все обстоит несколько по-другому.

Я не буду называть цифры. Я говорю об очевидной тенденции.

Промышленное производство потихоньку перекочевывает туда, где рабочая сила дешева и к тому же не надо отапливать цеха. Вот отрицательный внешний эффект глобализации: европейский (и российский тоже) промышленный пролетариат остается не у дел.

Когда-то ремесленники-рукодельщики Азии разорялись, не выдерживая конкуренции с дешевыми фабричными товарами из Европы.

Сейчас происходит нечто, похожее на обратный процесс: именно похожее, а не обратный процесс в полном масштабе, потому что азиатские фабрики, производящие дешевый товар, в значительной мере принадлежат западному капиталу, который на вырученные деньги обеспечивает более или менее сносную жизнь западному рабочему классу — то есть большинству народа.

Немецкие и французские рабочие не голодают из-за того, что знаменитые автомобили, туфли и костюмы теперь делаются за тридевять земель. Это достигается двумя способами. Первый — реформирование собственной экономики (ориентация на наукоемкие производства и развитие высокооплачиваемой сферы услуг). Второй — повышение социальных пособий.

России в этом смысле пришлось тяжелее всех. Россия только лет двадцать назад стала просто страной — до этого она лет семьдесят была отдельным миром. Щели, из которых дул ветер глобальной конкуренции, были плотно законопачены.

Весь товарообмен совершался внутри замкнутого пространства. Плюс радикальная доктрина социальной справедливости — советский рабочий не опасался, что произведенную им продукцию не купят. Во-первых, купят, куда они денутся — выбора-то нет.

А если и не купят, то зарплату все равно заплатят. Робкие реформаторы 1960-х предлагали: платить заводам (а значит, и рабочим) не просто за произведенную продукцию, а за реализованную.

В особенности это касалось станков и прочего промышленного оборудования, которое, как регулярно сообщали газетные фельетоны и острокритические киножурналы, ржавело на складах, не найдя потребителя.

Но коммунистическая партия зорко охраняла интересы человека труда. Нельзя же так — чтоб люди трудились, а деньги им за это не платили! Чай, не при капитализме.

Вот тогда-то — еще в славные 1960-е — рабочий класс Страны Советов перестал быть «людьми, которые сами себя кормят». Вернее, начал переставать быть, извините за выражение.

Потому что процесс был нескорым, и текстильщики со швейниками, не говоря уже о кондитерах, еще долго оставались на коне — в смысле, сами себя кормили.

Кондитеры и по сию пору в полном порядке: печь кексы в Малайзии нерентабельно. А вот шить там куртки — в самый раз.

Поэтому в положении промышленных рабочих произошла существенная перемена.

Раньше они производили реализуемую продукцию и получали за нее заработную плату.

Сейчас их продукция уже никому не нужна. Вспомним недавний скандал с Уралвагонзаводом. Железнодорожники не хотят покупать их вагоны, а военное ведомство отказывается покупать их танки. В ответ на это рабочие требуют наказать министра обороны как предателя родины и обещают приехать в Москву — разгонять митинги оппозиции.

Читайте также:  Как легко выполнять запланированное - психология

Источник: http://kinoart.ru/archive/2012/03/vertikal-vlasti-i-gorizontal-obshchestva

Философский словарь — значение слова Вертикаль И Горизонталь

— две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм.

Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет.

фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает.

Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением. Известная мысль Н.

Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно.

Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде «отрицание — сомнение — утверждение» вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре — двуединый процесс.

Вертикаль — открытие новых форм культуры, «езда в незнакомое», квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь — процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного. Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г.

в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср.

-вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение. Лит.: Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство // Посев. Fr./M., 1979, № 11; Бердяев Н.А. Философия неравенства.&М., 1990; Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии. М.,1992. И. Г. Хангельдиева

Смотреть значение Вертикаль И Горизонталь в других словарях

Вертикаль — м. лат. астроном. дуга круга, отвесного к овиди, закрою, небосклону; отвес, отвесная дуга. ный, перпендикулярный, отвесный; -ность ж. отвесность, свойство или состояние……..
Толковый словарь Даля

Горизонталь — горизонтали, ж. (фр. horizontale). 1. ная линия, горизонтальное направление. 2. В топографии — линия, соединяющая точки, находящиеся на одной высоте (спец.).
Толковый словарь Ушакова

Вертикаль Ж. — 1. Прямая, направление которой совпадает с направлением отвеса; вертикальная линия (противоп.: горизонталь).
Толковый словарь Ефремовой

Горизонталь Ж. — 1. Прямая линия, параллельная плоскости горизонта. 2. Кривая линия, соединяющая на географической карте точки местности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
Толковый словарь Ефремовой

Вертикаль — вертикали, ж. Отвесная линия; то же, что вертикальная линия, вертикальное направление.
Толковый словарь Ушакова

Вертикаль — -и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонта́ль). Провести в. ◁ По вертика́ли, в зн. нареч. 1. = Вертика́льно. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали………

Толковый словарь Кузнецова

Горизонталь — -и; ж.1. Прямая, параллельная плоскости горизонта. По горизонтали.2. Геод. Кривая, соединяющая на географической карте точки местности, лежащие на одной высоте над уровнем моря.

Толковый словарь Кузнецова

Вертикаль Власти — — построение, воздвигаемое В. В. Путиным в ходе административной реформы. Возведение вертикали власти обосновывается необходимостью укрепления российской государственности,……..
Политический словарь

Вертикаль Исполнительной Власти — — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять……..
Юридический словарь

Глазнично-ушная Горизонталь — (син. франкфуртская горизонталь) линия, соединяющая нижний край глазницы с козелковой точкой или с точкой порион; при антропометрических исследованиях принято совмещать……..
Большой медицинский словарь

Вертикаль — серия геофизических одноступенчатых ракет на жидком топливе.Были созданы в СССР и применяются с 1970 по программе исследований ииспользования космического пространства……..
Большой энциклопедический словарь

Гироинерциальная Вертикаль — гироскопический прибор для определенияистинной вертикали или плоскости горизонта, а также углов отклонения отних. Значительно точнее и устойчивее гировертикали,……..
Большой энциклопедический словарь

Франкфуртская Горизонталь — см. Глазнично-ушная горизонталь.
Большой медицинский словарь

Горизонталь — горизонта́льлиния равных абсолютных высот земной поверхности; основной способ изображения рельефа на топографических, физических и гипсометрических картах. Представляет……..
Географическая энциклопедия

Вертикаль — (от лат. verticalis — отвесный) — условно-образное понятие, связанное с применением к музыке пространственных представлений и обозначающее гармонич. аспект муз. ткани. К В………
Музыкальная энциклопедия

Горизонталь — (франц. horizontal, от греч. orizon, род. падеж orizontos, букв. — ограничивающий) — понятие, связанное с развёртыванием муз. произв. во времени и противопоставляемое вертикали — понятию,……..
Музыкальная энциклопедия

Глазни́чно-ушна́я Горизонта́ль — (син. франкфуртская горизонталь)линия, соединяющая нижний край глазницы с козелковой точкой или с точкой порион; при антропометрических исследованиях принято совмещать……..

Медицинская энциклопедия

Фра́нкфуртская Горизонта́ль — см. Глазнично-ушная горизонталь.
Медицинская энциклопедия

Вертикаль — В противопоставлении горизонтали как экзистенциальному плану, вертикаль — совершенна и трансцендентна и символизирует стремление к духовному. ная ось — это линия сообщения……..
Словарь символов

ВЕРТИКАЛЬ — ВЕРТИКАЛЬ, -и, ж. Вертикальная линия. По вертикали (также перен.: по восходящей линии, а также по линии подчинения снизу вверх или подчиненности сверху вниз).
Толковый словарь Ожегова

ГОРИЗОНТАЛЬ — ГОРИЗОНТАЛЬ, -и, ж. Горизонтальная линия. По горизонтали (также перен.: по линии равноправного соположения).
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Вертикаль И Горизонталь

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/2147

открытая библиотека учебной информации

В русской культуре начала XX века сложились взаимоисключающие тенденции.

Одна, демократическая, означала распространение некоего «культурного минимума» среди широких масс, тиражирование отдельно отобранных культурных ценностей.

Другая, «элитарная», выражалась в развитии самой культуры, в создании новых ценностей. Эти две тенденции и составляли «горизонталь» и «вертикаль» русской культуры, о чем подробно и обстоятельно написал И. В. Кондаков:

«На каком-то этапе эти две тенденции не имели между собой точек соприкосновения: они были взаимопроницаемы и независимы друг от друга, они не вступали в полемику между собой и как бы не замечали присутствие друг друга в культуре – они двигали русскую культуру – каждая в своем направлении, что и приводило в конце концов к драматическому разрыву, расколу культуры – на две».

Среди яркой палитры имен художников и мыслителœей русского культурного ренессанса, наиболее чутких к драматической проблеме сочетания, соединœения в целом культуры ее «горизонтали» и «вертикали», И. В. Кондаков выделяет имя человека универсального, одного из теоретиков символизма Вячеслава Ивановича Иванова (1866-1949 гᴦ.).

«Не будет преувеличением сказать, – отмечает Игорь Вадимович, – что в эти моменты универсальный гений Иванова прорывался к постижению сущностных глубин мирового и русского Духа, выявляя и формируя предельно обобщенные закономерности развития отечественной и мировой культуры в XX веке, сознавая задачи и смысл искусства в трагических испытаниях войн, революций и тоталитарных режимов, потрясавших “лютый век”, указывая на место и роль деятеля культуры, понимающего меру своей ответственности за творимый им мир, перед прошлыми и будущими поколениями».

«Горизонталью» культуры для Вяч.

Иванова является «чистое искусство», эстетизм, о чем он излагает в экскурсе о секте и догмате, указывая на оторванность искусства от корней жизни «и ее глубинного сердца дает о себе знать в эпохи упадка, в эпохи поверхностного эстетизма». Единственным предметом всякого искусства по утверждению Вячеслава Иванова является Человек, «но не польза человека, а его тайна… человек, взятый по вертикали, в его свободном росте вглубь и ввысь».

Слово «человек» русский символист определяет с большой буквы, подчеркивая содержание всœего искусства, и указывая на религию, которая всœегда умещалась в большом и истинном искусстве, «ибо Бог на вертикали Человека». Полного отрицания горизонтального «измерения» в жизни и искусстве у Иванова нет, но он предчувствует неизбежность острой, драматической борьбы подлинного искусства.

В статье «Революция и народное самоопределœение» (1917), указывая на напрасное притворство и непозволительное отчаяние в спасении отечества, поэт — символист, заявляет: «Мы, мнящие себя на высоте пространнейших кругозоров, должны положить почин покаянию всœенародному… – прийти в разум истинный, исполниться смиренномудрием и мужеством, вспомнить прежнюю верность – не знаменам, не раз вылинявшим и не раз перекрашенным, но живой родинœе и народу — лицу, – не народу — понятию…». Покаяние — ϶ᴛᴏ признание роковой недооценки исторической «вертикали»:

«…Не мы ли носители и множители просвещения и свободы духа, издавна творили в России другую Россию и учили народ любить нашу и ненавидеть прежнюю с ее преданием и исторической памятью, религией и государственностью? Не мы ли стирали всœе старые письмена с души народной, чтобы на ее голой, пустой доске начертать свои новые уставы беспочвенного человекобожия? Нам было легко это дело, потому что мы воздействовали на варварскую стихию тех равнин,

Мы сеяли забвенье святынь, и вот – стоим перед всходами беспамятства столь глубокого, что само слово «родина» кажется нам многозначным и ничего не говорящим сердцу символом, чужим именем, пустым звуком.

Слишком дорогую цену давали мы судьбе за срытие мрачных развалин старого строя, – и вот расплачиваемся за свободу ущербом независимости, за провозглашенные общественные правды – невозможностью осуществить свободу, за самоутверждение в отрыве от целого – разложением единства, за ложное просвещение – одичанием, за безверие – бессилием».

Согласно концепции И. В. Кондакова, русская культура рубежа веков лишь выявила свои «ренессансные» потенции, так и не развернув их до конца. «Русский культурный ренессанс» — ϶ᴛᴏ всœего лишь метафора, но имеющая под собой основания теоретические, а не одни исторические аналогии.

Специфика «серебряного века» заключалась в таких направлениях как символизм, декаденс и модерн.

Взаимосвязанные между собой, эти три направления и породили феномен духовного обновления русского общества рубежа веков, который впоследствии и назвали «серебряным веком».

Доминирующим явлением в этой триаде является русский символизм, а главными теоретиками – Андрей Белый и Вяч. Иванов. Рассмотрим подробнее это направление в учениях его теоретиков.

Источник: http://oplib.ru/random/view/287061

Вертикаль и Горизонталь Андрея Тарковского » Философия вертикали+горизонтали. Константин Рылёв. Блог-книга на Peremeny.ru

На примере анализа фильмов Тарковского как одного из самых сложных явлений искусства я хотел показать принципы работы Вертикали+Горизонтали. Разберемся пока поподробнее с самими понятиями.

Вертикаль

Вертикаль – связь с Космосом, эта категория – вне времени (даже в учебниках по физике за шестой класс в стандартной системе координат прямая времени – горизонтальная; если время расположить по вертикали, с ним начнет твориться то, о чем предупреждал старина Эйнштейн).

Вертикаль чувствуется в состоянии статики, нужно остановить время. Ближе к этому состоянию – поэзия. В ней внимание уделяется деталям, красоте рисунка.

Вот пример соотношения статики и динамики. Человек едет на велосипеде. Он – в потоке автомобилей, его захватывает движение, он наслаждается ощущением скорости. Но различает он только дорогу и машины. Вот человек резко съезжает с шоссе к реке.

Застыв, он вдруг видит, как на воде корабликами курсируют крошечные травинки, а под ними шастают мальки. Перед его носом в любовном танце замерли стрекозы, а наверху величественно планирует ворона, воображая себя орлом.

Читайте также:  Принцип "запрещено все, что не разрешено" - психология

Все это можно заметить только в статическом состоянии.

Хорошие поэты, такие как Флобер, редко бывают общественно активны, им ближе созерцательное отношение к жизни. В «Мадам Бовари» так подробно и ярко описаны сотни деталей Нормандии, что эту часть планеты представляешь как живую. Но динамичность этой литературной вселенной придают поступки уважаемой Бовари. Если бы не ее страсть к мужчинам и деньгам, произведение бы провисло.

Основой для романа послужило реальное судебное разбирательство, происходившее в Руане. В других книгах мастера не чувствуется такого мощного волевого вектора. Сказалось безвылазное домашнее времяпрепровождение великого писателя.

Его ученик Мопассан в силу бойкого темперамента почти идеально сочетал в своих произведениях динамику и статику, детали и сюжет, поэзию и прозу, Вертикаль и Горизонталь.

К Вертикали относятся гуманитарная область, образное мышление, за которое отвечает правое полушарие мозга. Категории Вертикали – дух, интуиция.

Из сторон света ей соответствует восток. (Основатели всех ведущих мировых религий – уроженцы Востока.) Из стихий – огонь.

Горизонталь

Горизонталь – волевые, решительные поступки, время, «завоевательная» власть, направленная на увеличение масштаба влияния. Деньги, разумеется. Так поступают американцы: можно снять в Голливуде любую ерунду, но благодаря мощному промоушену заставить посмотреть ее пять материков.

Пример «горизонтальной» силы – татаро-монгольские завоевания. Однако татары не сохранили влияния, их философия и религиозные представления работали только в динамике. Кочевники – что с них взять? Любая же добротно организованная империя сразу пытается навязать покоренным свою религию и идеологию. У Золотой Орды были только разные формы шаманизма (исламизация наступила позднее).

Горизонталь – логика, «здравый смысл», точные науки, за которые несет ответственность левое полушарие головного мозга.

Сторона света – запад. Фундаментальные открытия в точных дисциплинах за европейцами. Чисто горизонтальное мышление наиболее явно демонстрируют США.

Тут же и женская, материнская ипостась: размножение и сохранение (что порой подразумевает: своим – все, чужим – ничего).

Из определяющих стихий – вода.

Стремление к идеалу

Точка Пересечения – Бог.

В любом человеке, разумеется, присутствуют сочетание и взаимодействие макро- и микрокосма, Космоса и Земли, мужского и женского начал, Востока и Запада, Вертикали и Горизонтали. Идеальный вариант – поровну. То есть крест. Ближе всего к Богу – дети.

Отец (Вертикаль), мать (Горизонталь), маленькие человечки и рождаются от этого союза, а значит, они в начале своего пути, ближе к Точке Пересечения, к Богу. Отсюда утверждение, что «все дети гениальны».

Они еще не выявили собственные способности и не закрепили их, дабы занять в социальной сетке свое место: либо стать «горизонтальным» бухгалтером, либо «вертикальным» священником.

Гениальные художники пытаются совместить внутри себя Вертикаль и Горизонталь, сфокусировать их в одной точке, а затем перенести на полотно. Когда это случается, рождается «Джоконда».

Леонардо, кстати, как никто демонстрирует отказ от мужского и женского начал: юноши и девушки на его картинах похожи.

Причем, судя по всему, все они смахивают к тому же на самого великого флорентийца, который, по-видимому, бессознательно наделял их своими чертами.

Для него, как для божества (или ребенка), пол модели уже не имел решающего значения (Фрейд, конечно, свой анализ творчества Леонардо свел к сексуальным отклонениям).

Продолжение

купить книгу можно здесь.

Источник: http://www.peremeny.ru/book/vh/36

Две ипостаси культуры: горизонтальная и вертикальная

У культуры можно выделить две ипостаси. Первая ипостась — это культура как горизонталь. Сюда входит обыденное, несколько редуцированное и размытое понимание культуры как некой монолитной сущности, культурного фонда, совокупности всех культурных произведений и достижений.

Также сюда входит и более нюансированное понимание культуры как всепронизывающего «мы»-измерения, взятое из интегральной теории Кена Уилбера: везде, где есть субъект деятельности, этот субъект погружён в межсубъективные связи, называемые в интегральном подходе измерением, или сферой, культуры.

Любой человек рождается от взаимодействия мужчины и женщины (которые, в свою очередь, существуют в социуме людей и прочих живых существ) и в первые годы своей жизни не может выжить без заботы со стороны кормилицы или кормильцев.

Из психологии объектных отношений известно, что первичная погружённость в межсубъективную матрицу со своей матерью и последующая постепенная дифференциация из неё влияют на всю жизнь кардинальным образом (неудачный опыт ранних лет может выразиться, например, в выработке хронической подозрительности к реальности и неспособности установить доверительные отношения, не говоря уже о вероятности более серьёзных психических расстройств). Погружённость как в локальные, так и в полевые взаимодействия со своей культурой и человечностью неизбежна.

Если мы существуем, пусть даже мы и достигли стадии зрелости автономного субъекта, наша автономия всегда находится в некоей общности — в сообществе, содружестве людей, живых существ; а трансперсональные исследователи утверждают — что и в диалоге с Духом.

Вторую ипостась, на которой я хотел бы остановиться, можно описать тезисом: культура — это вертикаль. Вертикаль времени и роста сознания.

Когда мы рождаемся в мир и постепенно осознаём себя деятелями, погружёнными в культуру-в-целом (пусть края и горизонты этой культуры порою с трудом поддаются нашему восприятию), мы её интерпретируем исходя из своего уровня сознания, оперирующего той или иной структурой сознания.

Структуры сознания развиваются постадийно от менее сложных к более сложным, от меньшего сознания к большему сознанию, начинаясь с рефлекторных стадий жизни и сознания, развёртываясь в импульсивные и эгоцентрические стадии, далее разворачиваясь к этноцентрическому сознанию, подразумевающему исключительную идентификацию с определённой группой или нацией, которое затем превосходится в мироцентрическом сознании, где уже созревшая личность постепенно начинает себя чувствовать человеком — участником общемировых событий. В конечном счёте, если человек или группа людей продолжают своё развитие, перед ними открываются космоцентрические горизонты, когда они разотождествляются с антропоморфным самовосприятием и начинают сознавать себя проявлениями эволюции Космоса.

Каждая из структур сознания не только и не столько локализована в индивидуумах, сколько является совокупностью индивидуального и коллективного: иными словами, структура сознания формирует вместилище конкретного субъекта, однако сама она присутствует в культуре в виде зачастую незримой межсубъективной сети. Формирование структур сознания в индивидууме зависит от культурных привычек и морфических полей, которые являются всеобщим и всечеловеческим достоянием в своих глубинных свойствах, хотя поверхностные проявления структур сознания могут варьироваться в зависимости от культуры, языка, страны и т. д.

Живое сознающее существо не остров, оно всегда проявляется вовне как материальность и воплощённость и вплетено в социокультурные связи и фоны

Уилбер указывает на то, что структуры сознания не предзаданы, при этом он опирается на предложенное Чарльзом Сандерсом Пирсом видение законов природы как эволюционных привычек и развиваемое британским учёным Рупертом Шелдрейком понимание морфических полей.

К этому видению Уилбер добавляет понимание тетраэволюции, то есть эволюции в четырёх квадрантах, а не только объективной эволюции формы. Четырьмя квадрантами являются «я», «мы», «оно» и «они» — субъективное, объективное, межсубъективное и межобъективное.

Субъективное измерение — это моё сознание и моя психика (а также ваше сознание и ваша психика); объективное измерение — это поведение, внешне регистрируемые организм и мозг; межсубъективное измерение — собственно, измерение культуры и смысловых взаимодействий; межобъективное измерение — коммуникация между деятелями культуры, ухватываемая в понятиях теорий социальных систем и самоорганизационных процессов. Живое сознающее существо не остров, оно всегда проявляется вовне как материальность и воплощённость и вплетено в социокультурные связи и фоны.

Структуры сознания развёртывались во времени — они разворачивались с течением человеческой-и-космической эволюции.

Когда появляется каждая новая структура сознания, будь то доличностная, личностная или надличностная (только применительно к человеческому диапазону эволюции различными учёными таковых выделено более дюжины), если она проходит эволюционный отбор и стабилизируется, то она всегда стабилизируется в виде, вероятно, не поддающихся строгой физической локализации морфогенетических полей, задающих на данном уровне сложности сознания-и-материи паттернизацию проявлений жизни во всех квадрантах.

Каждая более сложная структура сознания создаёт горизонтальное разветвление — некую площадку для самореализации сознания-во-взаимодействии в рамках данного уровня адаптации к космическим процессам

Таким образом, можно сказать, что каждая новая, более комплексная структура сознания с соответствующим ей уровнем сложности и глубины создаёт горизонтальное разветвление — некую площадку для самореализации сознания-во-взаимодействии в рамках данного уровня сложности и адаптации к космическим процессам. Если обратить свой взор на общество с позиции гипотетического метанаблюдателя (для чего, естественно, требуется активизировать способность к постформальному мышлению и визионерской логике), то всё общество-в-целом, всю культуру-в-целом можно увидеть как сложную, гибкую, динамическую, но всё же иерархическую систему различных порядков сознания, сложности взаимодействий и т. д. На каждом из уровней социокультурной иерархии имеется своя «площадка для игры» — каждый уровень сознания-и-бытия предоставляет платформу для реализации своих субъектов-в-действии-и-общности.

Однако по мере восхождения по лестнице развития (или погружения на всё большие глубины сознания) становится ясно, что более высокие уровни сложности бытия и мироосмысления созадействуются только в том случае, если индивидуальное сознание или группа индивидов имеет доступ к соответствующей совместно разделяемой структуре сознания.

Если же человек не имеет соответствующей, скажем, когнитивной сложности, то есть он не стабилизировал свой резонанс с коллективной структурой сознания, открывающей то или иное миропространство, а находится на более раннем уровне развития, то ему эти более высокие рубежи человеческих смыслов и культуры попросту будут недоступны.

Именно поэтому я и выдвигаю тезис, что культура — это вертикаль, а не только горизонталь. Культура — это некое поле, развёртывающееся из многомерной совокупности полевых структур, связанных с морфогенезом, эволюционным образованием космических привычек и т. д.

Поперечный срез любой культуры (например, российской культуры — как участницы мировой культуры и вселенской культуры) всегда будет открывать многоуровневое распределение смыслов, ценностей, способов производства, материальной обеспеченности и функциональной адаптированности.

Богатство культуры как раз и определяется тем, насколько она способствует тому, чтобы индивид-в-сообществе имел возможность потенциально развиваться до вершинных пиков своей культуры — причём необязательно в принудительной форме (хотя некоторая принудительность необходима в смысле обязательного общего образования для поддержания, скажем, интегральной культуры, иначе повышается риск того, что люди в массовом порядке, без надлежащих вспомогательных структур, будут абортировать своё развитие на эгоцентрических стадиях).

Также понимание интегрального богатства культуры позволяет видеть, что не все живые существа, не все люди должны развиваться до определённого эталона; наоборот, горизонтальное измерение культуры должно обеспечивать людей достаточно комфортными средствами самореализации в рамках той стадии-структуры развития, с которой они отождествлены. Но при этом при малейшем желании субъекта двинуться дальше богатая и развитая культура предоставляет гибкую систему образования и психодуховного развития (где, как известно, важной составляющей является и религиозная система координат), которая позволяет ему продолжить своё восхождение по длинной лестнице культуры и постепенно соприкоснуться со всем глубинным потенциалом как своей культуры, так и культур других стран и народов, так и общемировой культуры.

В нужный момент моя культура, если она интегральная, позаботится обо мне и поможет мне открыть не только экзистенциальные, но и надрациональные и надличностные, подлинно духовные и трансцендентные смыслы

Иными словами, родившись в мир, где я сначала учусь букварю и азам культуры, читая сказки, если моя культура действительно целостна и интегральна, я имею возможность не только наслаждаться конкретно-операционным миром, но и постепенно открывать формально-операционные и постформальные реалии; не только вовлекаться во взаимодействия с дорациональными сферами, но и реализовываться в личностном и рациональном измерении, при этом всегда ощущая, что в нужный момент моя культура позаботится обо мне и поможет мне открыть не только экзистенциальные, но и надрациональные и надличностные, подлинно духовные и трансцендентные смыслы (которые в противном случае в здоровой культуре могут присутствовать незримо в виде оберегающих потенциалов и аттракторных эволюционных точек). Я волен делать выбор, и количество степеней моих выборов постепенно повышается по мере того, как я развиваю всё большую структурную сложность и глубину своего сознания — если условия моей жизни и мои собственные склонности этому способствуют (а также нельзя отрицать и давление эволюционных факторов, требующих постепенно адаптироваться ко всё более сложным и хаотическим условиям жизненных реалий).

Культура как вертикаль даёт возможность человеку ощущать пространство культурного многообразия, постепенно углубляя и усложняя это ощущение, которое поначалу может включать мифоцентрические былины и сказания, а в своём пике включать понимание глубинных смыслов работ Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, Л. Н. Толстого, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, В. В. Налимова и т. д.

, а также тех сложных судьбинных траекторий, факторов отбора, порою довольно жестоких, которые действуют во всех квадрантах.

В какой-то момент, вскарабкиваясь на новый уровень трансцендентальной горы мироосмысления, передо мною вдруг раскрываются скрытые раньше за горизонтом моего понимания смыслы — цветочная поляна глубины мироощущения, аромат которой вдохновляет меня воспарить над конвенциональным миром обыденности.

При этом можно понять и признать ценность и обыденного мира, служащего необходимой поддержкой, базисным фундаментом для огромного и величественного, постоянно приумножающегося храма культуры, забраться на верхние этажи которой предстоит не каждому (попросту потому, что каждый имеет право устроить себе пикник на обочине эволюционного потока).

Примечания

Источник: http://eroskosmos.org/two-forms-of-culture/

Ссылка на основную публикацию