Игра «цветной стул» — психология

Игра «Цветной стул»

Игра «Цветной стул» - психология

  • подтолкнуть участников к необходимости самоанализа, развить их умение объективно относиться к себе и оценивать личностные качества и поведение по отношению к окружающим;
  • позволить каждому участнику группы получить личностную обратную связь;
  • практически отработать получение и предоставление обратной связи;
  • дать игрокам почувствовать важность двусторонней связи: лидер, член группы — группа.

Размер группы: не столь важен (так как это упражнение предполагает участие всех проходящих тренинг), сколько настрой даже большой по количеству людей группы на серьезную, откровенную, вдумчивую работу и искренний разговор.

Ресурсы: один стул, доска/флип-чарт, маркеры для записей.

Время: от получаса до тех пор, пока участникам хватит желания и сил вести откровенный разговор друг с другом.

Ход игры

Первый этап занятия — это разговор тренера с группой о том, в чем смысл, преимущества и опасности обратной связи.

Второй этап

Мы с вами плодотворно обсудили проблемы получения и предоставления обратной связи. Хочется надеяться, что все высказанное вами поможет каждому на следующем этапе упражнения. Попробуем практически получить и предоставить обратную связь своим товарищам в игре «Цветной стул».

Здесь, в центре комнаты, я ставлю стул. В тренинге, в театре стул зачастую — отнюдь не банальный предмет мебели. Это символ, метафора, образ. Вот и наш стул будет выполнять особенные функции. Какие?

Есть известное упражнение — «горячий стул», когда сидящий на нем выслушивает от товарищей далеко не всегда приятные мнения о себе. Есть «стул золотой» — он предполагает выражение симпатии и комплименты в адрес сидящего.

Наш стул — «цветной». Тот, кто сядет на него, получит возможность услышать от любого из участников группы откровенное мнение о себе. Будьте готовы не только к «поглаживаниям», но и к нелицеприятным вещам, к сложным вопросам.

У сидящего в центре игрока тоже есть право на пять вопросов. Пять вопросов к товарищам — это немало. Стоит хорошенько подумать, чтобы максимально полно реализовать свое право не только на ответ, но и на попытку прояснить отношение к себе.

Хотелось, чтобы каждый воспринял происходящее как акт дружбы и откровенности, а не как пустую болтовню. Вдумайтесь в то, что для вас действительно важно в сидящем напротив человеке. Что вы хотите узнать о нем, чем хотели бы с ним поделиться?

Дополнительный материал для тренера: Обратная связь

Источник: https://knigarazuma.ru/article/igra_cvetnoy_stul

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детейВ работе с любой детской группой, особенно с агрессивными детьми, ведущий сталкивается с рядом трудностей. Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение детей. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом смотрит на остальных, у другого наряду с удовлетворением возникает чувство смущения.

Неуспешность участника тренинга отдельные дети встречают равнодушно, а некоторые — даже со злорадством. Успешность же кого-либо из ребят может натолкнуться на безразличие одних и зависть других. Дело не в том, что ребенок не способен к сопереживанию из-за своего эгоизма. Он просто не обучен сопереживанию в новых для него условиях.

Психолог должен заниматься развитием нравственных качеств у детей в группе. Поведение участников тренинга, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. «Зависимый» ребенок будет постоянно спрашивать совета у ведущего и участников группы, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию.

Проявление чрезмерного напряжения ведет к трудностям в общении и к посторонним разговорам. Скрытые намерения, оборонительные реакции участников тренинга, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут противоречить общим целям коллектива.

В коррекционной группе всегда существует вероятность того, что любой ее член на каком-то этапе примет на себя роль, которая будет блокировать и его собственное развитие, и развитие группы в целом.

К такому поведению приводят скрытые цели индивида и его стремление к неуязвимости, что проявляется в сопротивлении коррекционному процессу и в попытках манипулировать другими. Примерами подобного поведения могут быть самоустранение от работы, критиканство, прерывание разговора, стремление к самоутверждению, внесение неуместных предложений.

При проведении групповой работы следует обратить внимание на следующие особенности взаимодействия между участниками, которые могут спровоцировать появление трудностей. Споры и ссоры являются очень важной частью межличностного общения, в связи с этим они могут присутствовать и в групповой работе.

Однако учащиеся младших классов еще не владеют ни вербальными способами выражения своего несогласия, ни способами разрешения конфликтов. Ведущий может использовать споры для обучения детей конструктивным методам разрешения конфликтов.

Для уменьшения агрессивности во время спора или ссоры можно применять различные психологические техники (техника мозгового штурма, релаксация). Нарушение границ доверительных отношений — вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности, на убеждении, что никто из группы за ее пределами не расскажет о том, что происходит на занятии.

Без этого самораскрытие невозможно. Для тревожных и мнительных детей группа должна стать надежным местом, где все секреты под охраной. Поэтому, принимая нормы и правила поведения, необходимо обязательно уделить внимание вопросам доверия: обсудить аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.

Группировки — в коллективе могут возникать своеобразные содружества или группировки. Они могут оказаться полезными, если способствуют достижению общих целей. Например, взаимная поддержка двух робких, психологически зажатых участников поначалу может служить защитой от давления извне, вынуждающего их делать то, к чему они еще не готовы.

Однако дружеские связи могут тормозить коммуникативные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга.

В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие личности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в группировку, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности группы тем самым наносится урон. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют объединения и совместной работы всех участников тренинга. Важно использовать группировки для устранения барьеров в общении между детьми, а не пытаться их расколоть. Что же делать, если в группе все-таки возникли определенные трудности?

Таблица 4: Трудности, возникающие в ходе групповой работы, и способы их устранения

Трудности, возникающие в ходе групповой работыПричинаСредства их устранения и реагирования ведущего
СмехНесоответствие предложенных упражнений возрастным особенностям или возможностям детейЗамените упражнение на более сложное или более простое. Введение больших психологических игр («Кораблекрушение», «Мафия» и т.д.), дальнейший пересмотр программы
Наличие в группе демонстративного ребенка (клоуна)Обратитесь к ребенку с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы мы обратили на тебя внимание?»; введите игру, позволяющую детям проявить себя («Брейн-ринг», «Дикая обезьяна», «Круг внимания»); дайте ребенку поручение
Нарушение правилПравила еще не усвоеныНа начальном этапе проведения групповой работы (2—3 занятия) необходимо повторять и напоминать правила; размещайте памятки с указанием всех правил на видном месте; повторно обсуждайте, проговаривайте правила и нормы поведения
Дети пытаются таким образом привлечь к себе вниманиеОбращайтесь с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?»; вводите штрафные санкции, разработанные детьми (например, «черную метку»); отстраняйте ребенка от выполнения упражнения; игнорируйте (если нарушения несерьезные).
Отказ от выполнения упражненияТревожностьРазрешите не выполнять упражнение (не более 1—2), при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).; проведите дополнительную индивидуальную коррекционную работу; предложите упражнение на сплоченность и поддержку
Ситуация, рассматриваемая в упражнении, является для ребенка травмирующейРазрешите не выполнять упражнение при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).;
Упрямство, ребенок пытается показать, что имеет власть над присутствующимиИгнорируйте, но в дальнейшем проведите с ребенком индивидуальную работу; введите интересную коллективную игру; проведите индивидуальную коррекционную работу
Массовый отказ от выполнения задания, выход из группы (может быть спровоцирован одним ребенком, который повлиял на наиболее тревожных и неуверенных в себе участников)Открыто обсуждайте причины страхов и беспокойства детей; пересмотрите индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными
Агрессия по отношению к другим участникамСлабость самоконтроляВведите штрафные санкции, («Скамья запасных» с выполнением упражнения «Рисунок»); упражнение «Горячий стул»; дополнительная индивидуальная коррекционная работа
ПровокацияУпражнение «Я-сообщение». Ролевое проигрывание ситуации: участники ролевой игры меняются местами («провакатор»-«пострадавший»), далее возможно выбрать желающих, участников ролевой игры, из зала с целью демонстрации образцов разрешения конфликта, либо неконфликтного поведения
Зависимость, постоянная просьба о помощи ведущегоТревожность, демонстративностьСделайте ребенка своим помощником; поощряйте самостоятельное выполнение упражнений; Предложите вести «дневник достижений»

В Приложение 15 приведены упражнения, которые можно использовать для предотвращения возникновения трудных ситуаций в группе. Итак, вы ознакомились с содержанием программы и основными принципами групповой работы. В следующем разделе приводятся сценарии занятий по программе профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Приложение 15: Упражнения к разделу «Трудности в работе группы»

Упражнение «Брейн–ринг»

Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по человеку, и он говорит им на ухо слово, которое они должны жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант: передавать слово не жестами, а рисовать или лепить из пластилина.

Упражнение «Дикая обезьяна»

Один из детей (выбирается по желанию, либо из детей, нарушающих правила работы в группе) выводится за дверь или просто подальше от места расположения общего круга, чтобы он не видел и не слышал оставшихся. Ведущий говорит остальным участникам: «Сейчас мы его (ее) разыграем.

Он вернется, а мы скажем, что здесь собрание самых диких обезьян и ему нужно определить, кого же мы загадали как самую дикую. Для этого, — скажет ему ведущий, — он должен спросить: “Кто здесь самая дикая обезьяна?” Вы все должны закричать: “Я! Я!” С двух попыток он должен будет угадать, кто же эта обезьяна.

А самая дикая — эта та, кто громче всех кричит и сильнее всех бьет себя кулаком в грудь. Итак, две попытки. Он будет спрашивать, а мы кричать. После двух попыток он на кого-нибудь укажет. Мы все как бы удивимся и скажем, что он угадал. Тот на кого показали как на самую дикую обезьяну, выходит.

Потом мы кого-то загадаем, вроде бы по-настоящему, и когда вернется второй ведущий и начнет спрашивать «Кто здесь самая дикая обезьяна?», первый раз мы все закричим “Я! Я!”, а второй — наберем воздуха для крика, но промолчим, и… — станет ясно, кто же у нас «дикая обезьяна», – ведь тот, кто сейчас за дверью, не будет знать о нашем сговоре.

Вопросы есть?» Игра протекает согласно данной инструкции. Можно в начале удалить не одного, а трех-четырех человек.

Упражнение «Личный подвиг»

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание — подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

Читайте также:  Выездные тренинги - психология

Упражнение «Наблюдатель», «Хранитель времени»

Во время работы группы могут возникать ситуации, когда ребенок категорически отказывается от выполнения того или иного упражнения. Задача психолога создать такие условия, при которых бы данные дети не выключались из общей работы.

Им предлагается занять интересные, но пассивные должности: «Наблюдатель» — это человек, который следит со стороны за соблюдением правил, либо упражнения, игры, либо правил поведения в группе.

«Хранитель времени» — это человек, который следит за соблюдением временных рамок определенной игры или упражнения.

Упражнение «Автомобиль»

Цель: сплочение группы Вся группа должна построить воображаемую машину, которая должна проехать определенное расстояние по комнате. Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль. Водящий выбирается из участников группы.

Он самостоятельно выбирает из участников «детали автомобиля» и объясняет им их роль, месторасположение и те движения, которые они должны выполнять, когда машина будет двигаться. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды, чтобы машина работала хорошо и могла передвигаться.

Затем можно предложить, чтобы скорость машины несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.

Упражнение «Рисунок»

Нарисовать портрет человека или ситуацию, которые вызывают негативные эмоции. Потом подписать рисунок корявыми буквами, порвать и выбросить.

Упражнение «Горячий стул»

«Горячий стул» это специальное место для участника, которому остальные дети из группы могут задать любой вопрос, на который ему необходимо честно ответить. Так же и сам участник, находящийся на «горячем стуле», может задавать вопросы о себе другим участникам группы и получать на них честные ответы. Каждый из участников группы (либо участник, который нарушает правила работы в группе) по очереди садится на стул в центре круга. В это время остальные участники группы обращаются к нему: «Когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то и такие-то чувства, или, мне кажется, что это означает то-то и то-то». Участник, сидящий на «горячем стуле» должен попытаться ответить на вопросы. Либо он сам может спросить группу: «Что Вам во мне нравится, а что — нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос. При формулировке вопросов и ответов необходимо соблюдать правило шеринга «Мы говорим о том, что чувствуем, но не даем оценки действиям другого (вместо «плохо», «хорошо» — «Я понял…»; «Меня удивило…»; «Я почувствовал…»; «Я думаю …»; «Меня разозлило…»; « Я уверен, что…»; «Мне не понравилось…», «Мне понравилось…») После того, как все высказались, участник, который находился на «горячем стуле», рассказывает о том, что он понял из этих обсуждений, что ему понравилось, а с чем он не согласен.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге А.Г. Долговой «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция »

Читайте также главуПонятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте из этой книги.

Источник: http://www.eti-deti.ru/shkolnik/422.html

Техника гештальт-психотерапии

Техника гештальт-психотерапии

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий.

При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии.

При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки.

Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога — это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом.

Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т.

п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме.

При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта.

По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций.

Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче.

Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение.

В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но…», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов.

Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Следующая техника — техника челнока — направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура — вербальная продукция клиента).

Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура — телесные проявления; слова — фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура — чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества — фон.)

Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.

Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура — интеллектуальное понимание; фон — чувства и телесные проявления.)

Клиент. Я боюсь людей…

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей.

Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях.

Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей.

Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности.

Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л.

, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предложил Л.

поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом — ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.

Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.

Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!

Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?

Клиентка (пауза). Это… мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен.

Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным.

Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено — «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности.

Читайте также:  Захват лидерства - психология

Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью.

Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант — сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы.

Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась.

Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии.

Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки.

Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет.

А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно.

Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели — обретения так называемой мудрости тела.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/psikhoterapiya/1473-tehnika-geshtalt-psihoterapii.html

Игры на снятие конфликтов

Интервью

Вызывается 2 человека из отряда. Остальные по очереди задают одному из них вопросы, а он на них отвечает, но не о т своего лица, а от лица своего оппонента, как бы это сделал он.

Потом анализируется, насколько ответы отвечающего были близки к ответам оппонента, насколько он был точен, хорошо вошёл в роль и почувствовал другого человека.

Дальше пусть оппонент сам ответит на самые интересные вопросы. Вожатый может спросить, какой вопрос был самым интересным, неожиданным, какой не был задан, но хотелось услышать и т.д.

Я ценю

Все дети садятся в круг. Каждый участник пишет на бумажках по три качества, которые он ценит в людях. Потом все бумажки складываются в центре. Далее все по очереди вытаскивают записку с написанным на ней качеством и отдают тому в отряде, кому, по их мнению, оно больше всего подходит.

Далее, в зависимости от целей игры, вожатый может спросить у ребят:

— какое качество было получить приятнее всего?

— какое качество не получил, но очень хотелось бы?

— какое качество удивило?

— какое из полученных качеств тебе не подходит?

Если ребёнок получил какое-то неоднозначное качество (например, расчётливый), вожатый должен сгладить ситуацию, пояснить значение слова, сказать плюсы этого качества.

Или пусть каждый назовёт по одному положительному качеству этого человека. Также важно проследить, кто получил больше всех бумажек, кто – меньше всех, или вообще ни одной.

Важно закончить на положительной ноте, чтобы не было негатива.

Чёрно-белый стул

Каждый ребёнок по очереди по своему выбору садится на белый, или на чёрный стул. В зависимости от этого все остальные говорят ему по одному положительному качеству (если стул белый) или то, что они хотели бы в нём изменить (если стул чёрный).

Можно сделать, чтобы все по очереди садились сначала на чёрный, а потом – на белый стул.

При проведении подобных упражнений провайдер должен быть как никогда внимательным, ведь главное – предотвратить или решить конфликт, а не обострить его.

Поэтому обязательно менять черный стул на белый, комментировать все ответы, перефразировать негативные комментарии и посылы, обязательно позитивное завершение.

Ультрасовременная техника врывается в наш семейный уютный дом стремительными темпами. Но есть техника не кричащая горделиво о своей исключительности в рекламных целях. Она просто помогает незрячим детям-ивалидам увидеть свет.

Поистине, техника с человеческим лицом и дающая надежду ребенку, который обречен плохо видеть родных и близких людей. Предприятие «Луч тифлотехника» предлагает тифлотехнику для незрячих детей и товары для слабовидещих.

Эти уникальные приборы уже сейчас используются в государственных образовательных реабилитационных программах для детей-инвалидов РФ.

Источник: http://petrovoy.ru/vozhatym/meropriyatiya-v-lagere/igry-na-snyatie-konfliktov.html

Занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, довести до участников основные принципы тренинга, принять правила работы, познакомить

Занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, довести до участников основные принципы тренинга, принять правила работы, познакомить

Цель: Удовлетворение потребностей членов группы в персонализации; формирование умений в самопрезентации.Задача для каждого члена группы — составить текст брачного объявления. В нем нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным, материальным ценностям.

Ваш характер, привычки, ценности, увлечения, любимые занятия, устремления – главное, что должно быть в тексте объявления.Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать и ваш идеал. Письменные брачные объявления не подписываются. Они зачитываются в группе тренером, анализируются.Рефлексия.

Примечание: Объявления можно разместить на отдельном столе. Каждый должен подойти, прочитать объявления и поставить свои подписи на тех, которые понравились. Таким образом, наиболее привлекательные объявления будут отмечены большим числом подписей. Руководитель, может ограничить число подписей. Таким образом, каждый член группы будет иметь право поставить только две или три подписи.

^

Цель: Диагностика степени доверия членов группы друг другу.

Каждый вытаскивает из стопки карточку с незавершенным предложением, читает ее и должен быстро и искренне ответить. Группа оценивает степень честности ответа. Если группа верит в его откровенность, то участник опроса подвигается ближе к центру круга.

Если группа не доверяет тому или иному участнику игры, то ему придется ответить на дополнительные вопросы. Если ответы на них также не удовлетворят группу, то данный субъект «попадает на горячий стул», т.е. группа «бомбардирует» его множеством вопросов. В начальном варианте каждый может задать только по одному вопросу.

После того, как ответят все члены группы, осуществляется рефлексия упражнения.

Примеры вопросов:

Мне бывает стыдно, когда…..

Я однажды испытал страх, это было…..

Мне особенно приятно, когда меня….

Однажды мне пришлось солгать …… и т.п.

Примечание: Содержание и тематика вопросов определяется возрастом участников.

^

Цель: Актуализация потребности в самосовершенствовании.

Каждый член группы должен рассказать остальным о своих слабых сторонах, о том, что он не принимает в себе. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера. Важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения.

Далее упражнение проводится по версии «Мои сильные стороны».Рефлексия.

Примечание: Не желательно ограничиваться только первой частью упражнения. Оно всегда должно заканчиваться позитивом. Первая часть упражнения актуализирует проблемы индивидов, которые надо решать. Вторая часть выступает противовесом для первой. В ней закрепляется позитивное отношение к себе.

^

Цель: Развитие социальной перцепции, взаимопонимания, эмпатии.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.Рефлексия.

^

Цель: Актуализация личностных ценностей.

Членам Т- группы дается установка закрыть глаза и представить себя в волшебном магазине, где находится множество разных ценных вещей. Необходимо мысленно осмотреть товары. Тренер говорит о том, что одну из понравившихся вещей вы можете взять себе.

Представьте, что это за вещь, опишите ее. Объясните членам группы, почему вы выбрали именно ее. Скажите, хотелось ли еще взять что-нибудь, что именно?Далее группа осуществляет анализ символов, по которым определяются актуальные потребности (ценности) личности.

Заключительный вывод делает тренер.Рефлексия.

^

Цель: Принятие себя и своих прав.

Члены группы встают, подходят друг другу (организуются в динамические пары) и заявляют друг другу по очереди свои права.

Примеры:

Я имею право быть!

Я имею право на понимание!

Я имею право на твою любовь, уважение, снисхождение…

Я имею право на свое «Я»!

Рефлексия.

^

Задачи занятия: активизация внутренних ресурсов членов Т-группы для личностного роста.

Упражнение №1 « Я глазами группы»

Цель: Развитие рефлексии.

Обсуждение домашнего задания. Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его группа в целом и каким видят его отдельные участники.После выступления каждого участника, группа высказывает ему свое мнение о том, в чем он прав, а в чем нет.

Рефлексия.

Примечание: Это упражнение можно провести в парном варианте. Один – смотрит в глаза другому и рассказывает, каким он его видит сейчас и каким он, вероятно, был в детстве. После чего напарник высказывает свое мнение по этому поводу. Далее напарники меняются ролями.

^

Цель: Актуализация значимых личностных ценностей.

Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру. Это необходимо было для того, чтобы очистить ее от всего плохого. Поэтому с земли исчезло на 100 лет с все живое. Оно потом все вернется.

Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества.

Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю. Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются. Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты.

Группа анализирует предметы, охарактеризованные в письмах, и старается угадать, о ком идет речь. Рефлексия.

^

Цель: Снятие усталости.

Все повторяют движения за тренером по очереди. Сначала ведущий хлопает в ладоши, потом его действия повторяет второй, третий, четвертый и другие члены группы. Тренер начинает новое движение –топает ногами. Последующий за ним член группы повторяет это движение.

Остальные продолжают сначала первое, потом второе, третье, по очереди включаясь в новые действия и т.д. Тренер все быстрее и быстрее осуществляет смену действий. Задача каждого не переходить к новому упражнению, не завершив предыдущего.Рефлексия.

Читайте также:  Черты личности лидера: примерьте на себя! - психология

^

Цель: Знакомство; формирование атмосферы доверия; реализация потребности в персонализации.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно.

Вопросы могут быть разного характера: на выявление отношений; ролевые вопросы (как к другу, как к представителю определенного пола и др.); вопросы –ситуации и др.

У участников группы появляется уникальная возможность сопоставить свои взгляды, ценности с пониманием их другими людьми, получить ответы на любые волнующие их вопросы.Далее вновь бросается жребий и хозяином горячего стула становится другой участник группы.Рефлексия занятия.

Примечание: Данное упражнение периодически может проводиться и на последующих занятиях. В нем может участвовать на каждом занятии по одному — два человека.

^

Цель занятия – определение результативности тренинга. Подведение итогов цикла упражнений.

Упражнение №1 Разминка «Пожелание»

Цель: Формирование позитивного эмоционального фона.

Все встают, подходят друг к другу, обнимают или просто прикасаются к плечу или к рукам и говорят пожелания.Рефлексия.

^

Цель: Получение обратной связи; развитие социальной перцепции.

Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его в целом вся группа и отдельные участники. Члены группы говорят, в чем он прав, а в чем нет. После этого высказывается следующий участник и так далее.Рефлексия.

^

Цель: Акценирование внимание членов группы на значимых для них ценностях.

Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои духовные ценности, качества, свои чувства, знания и др. Что и кому бы вы завещали. Что глубоко зарыли бы в землю, что оставите при себе.Завещания зачитываются и обсуждаются.Рефлексия.

^

Цель: Снятие усталости.

Все встали в круг и должны идти друг за другом. Тренер дает указания, чтобы все повторяли движения за ним. Полем для демонстрации движений является спина каждого предыдущего на спине предыдущего.

Тренер говорит: «Пошел дождь, чаще, еще чаще. А теперь падает снег. Волны накатываются на берег. Идет медведь» … и др. Темп движений должен ускоряться.

Потом группа разворачивается на 180 градусов, и упражнение повторяется вновь.Рефлексия.

^

Цель: Актуализация ценностей.

Тренер дает задание группе: «Определите 10 заповедей, суммирующих правила, идеалы, ценности, на которые вы будете ориентироваться в дальнейшем, чтобы обеспечить свое личностное развитие».На самостоятельную работу отводится до 5 минут времени.Обсуждение, рефлексия.

^

Цель: Диагностика микроклимата в группе, развитие благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Все члены группы берутся за руки, образуя замкнутый круг. Тренер говорит о том, что он сейчас через тактильный контакт ладоней рук будет передавать определенное чувство. Члены группы должны определить (почувствовать), какое чувство было передано, и поделиться своими соображениями.

Потом другие члены группы также загадывают и передают свои чувства через тактильный контакт ладоней рук.Рефлексия.

Примечание: Упражнение можно усложнить тем, что чувство можно передавать по кругу конкретному человеку. Члены группы должны почувствовать, кому и какое чувство было передано. Если группа за время тренинга успела сплотиться, и в ней сложились доверительные отношения, для многих ее членов не составит труда на тактильном уровне воспринять, а потом осмыслить именно то чувство, которое было загадано другими.

^

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа проведенных занятий; развитие эмпатии; подведение итогов занятия.

Члены группы изготавливают бумажные чемоданчики друг для друга, украшая их рисунками.

Потом каждый для каждого пишет пожелания или стихи, которые были подготовлены во время выполнения домашнего задания, или которые родились непосредственно на занятии. Все это складывается в бумажные чемоданчики. Они подписываются.

Далее, ведущий зачитывает содержание чемоданчиков. Группа обеспечивает эмоциональную поддержку каждому. Высказываются пожелания друг другу.Рефлексия всего цикла занятий.

^

Цель: Снятие усталости; повышение энергетического потенциала.

«Волшебное дерево» – восстанавливающая энергогимнастика. В основе метода положен принцип визуализации и вхождение в образ.Представьте себя могучим деревом. Войдите в образ. Представьте, как с верху в вас вливается энергия космоса. Вообразите ее в виде золотого потока. Ощутите, как энергия проходит через весь ваш организм к пяткам ног, проходит вас насквозь, наполняя животворящей силой, расплываясь теплом по всему вашему телу до кончиков пальцев.Представьте, что через ступни ног в вас вливается энергия земли в виде серебряного потока и наполняет силой и бодростью все ваше тело.Выход из образа.

^

(Телесноориентированный ритуал прощания)

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа занятий.

Участники становятся в «ручеек». Это моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами. Это и есть моечная машина. Они прикасаются по очереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять.

После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы смогут побыть в заданных ролевых образах.

Примечание: Прикосновения должны быть нежны и этичны. Желательно в пожеланиях не повторяться.

Рефлексия всего цикла занятий.

^

  1. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! – СПб., 1998.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Пер. с англ. – М., 1992.
  3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб., 1997.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб., 1996.
  5. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов /Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. – СПб, 2001.
  6. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2000.
  7. Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. — М., 2000.
  8. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск, 1997.
  9. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. — М., 2000.
  10. Джонсон С. «Да» или «Нет». – СПб., 1996.
  11. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. – Л.: ЛГУ, 1990.
  12. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. –Л.:ЛГУ, 1989.
  13. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского. –М., 1994.
  14. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров. – СПб., 2001.
  15. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – Ч.1-2. – СПб., 1993.
  16. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  17. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.
  18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.
  19. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб., 2001.
  20. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона: Психологический практикум. – Мн., 1996.
  21. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. – СПб., 2000.
  22. Практическая психология /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1997.
  23. Прутченков Б.Д. Социально-психологический тренинг. – М., 1997.
  24. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 2002.
  25. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002.
  26. Рудестам К. Групповая психотерапия / Перевод с английского. – М., 1998.
  27. Семиченко В.А. Психология общения. – К., 1997.
  28. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб., 2001.
  29. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Перевод с английского. — СПб., 2001.
  30. Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе /Перевод с английского. – СПб., 2000.
  31. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб., 20002.
  32. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  33. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб., 1999.
  34. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 1994.

Источник: http://mir.zavantag.com/geografiya/399031/index.html?page=4

Dixit как психологический инструмент

    Эта статья так называется не зря. Диксит (Dixit) — совершенно необычная, эмоциональная, ассоциативная и «заглядывающая в самую душу» настольная игра.

Что в ней необычного? — Всё! Но в первую очередь — творчество француженки, художницы и просто милой девушки Мари Кардо.

Великолепно прорисованные карточки в этой игре вызывают восхищение стилем исполнения, удивляют, завораживают и заставляют задуматься.

  При игре в Диксит можно лучше узнать человека (даже близкого), познакомиться со стилем его мышления, предпочтениями, мечтами, фобиями и идеями. Диксит позволяет заглянуть во внутренний мир человека.

Когда «рассказчик» повествует свою историю-ассоциацию — он не зря акцентирует внимание на том или ином предмете, форме, цвете… Это зависит от многих факторов: атмосферы, погоды, настроения, света…, но, прежде всего, это зависит от игрока, его личности.

   Ассоциации — широко используемый во всем мире психологический инструмент. Психотерапевты, психологи и педагоги используют этот инструмент в своей работе. Для этого  на помощь приходят ассоциативные карты.

 Метафорические иллюстрации на картах побуждают определенные психические процессы, вызывают ряд ассоциаций, что позволяет определить актуальное психологическое состояние человека, а в нашем случае игрока в Диксит.

Ниже представлены примеры метафорических ассоциативных карт и карт из Диксит…, есть что-то общее:)

Метафорические ассоциативные картыКарты из Диксит

      Иллюстрированные метафоры (в метафорических картах), описывает сам человек, основываясь на своих личных убеждениях и ассоциациях, а не психолог.

Соответственно, анализируя сказанное, можно определить душевное состояние «рассказчика». Этот метод проецирования, применяемый в Диксит,  позволяет ненавязчиво, аккуратно и, что немаловажно, безопасно провести диагностику психики игрока.

Таким образом, Диксит, предоставляет широкие возможности для налаживания коллективных взаимоотношений,  раскрытия внутренних ресурсов, коммуникации, создания атмосферы доверия и сотрудничества.

 При анализе высказанных «рассказчиком» ассоциаций можно исследовать причины его поведения, происходящих с ним событий, найти решения для разного рода ситуаций, заглянуть в его прошлое, узнать тайные желания…

   Необходимо отметить, что у ассоциаций есть один важный принцип — приоритет сути, которая проецируется, над предметом (объектом), который является источником ассоциации.

 Прослеживается интересная тенденция: воспринимая зрительные метафорические образы в человеческом сознании значительно понижается уровень цензуры, абстрагируется критичность мышления, что позволяет обходить психологическую защиту игрока, особенно «рассказчика». Таким образом, играя в Диксит, у человека появляется ощущение безопасности, при котором он может раскрыться, бессознательно поделиться своим внутренним миром,  осветить свой творческий потенциал.

   Диксит является не просто настольной игрой, это одновременно диагностический и корректирующий психологический инструмент.

Подбирая ассоциации к метафорическим иллюстрациям Мари Кардо у игроков рождаются образы, проецирующие их психологическое состояние, происходит отход от рационального способа мышления, создается связь между внутренним и внешним миром, понижается степень психологической защиты…  

   Наши ассоциации дают возможность понять себя в этом мире, это наше мышление, речь (словесные ассоциации), понятия про добро и зло, мечты, сны… Ассоциации откладываются в человеческом сознании на протяжении всей жизни, они передаются младенцу от матери, созревают а процессе чтения книг, во время общения, прослушивания песни, в результате изучения новых слов и в целом приобретения нового опыта. Багаж ассоциаций пополняется изо дня в день. Если вы не скупой человек, то обязательно будите делиться этими сокровищами с миром, а Диксит — один из наилучших способов это сделать!

Ассоциация

Источник: http://www.cbgames.kiev.ua/stati/dixit-kak-psixologicheskij-instrument.html

Ссылка на основную публикацию