Интеллигент — психология

Кого называют интеллигентным человеком

 Латинский глагол intellego подарил понятию «интеллигентность» его первое значение, которое широко использовалось до XIX века. Оно характеризовало интеллигента, как человека умного, деятельного, стремящегося к знаниям.

Позже интеллигенцией стали называть целый класс общества, к которому относили людей, занимающихся умственным трудом. В советский период содержание слова «интеллигентность» было несколько искажено, даже некоторое время носило негативный смысл. Только к концу XX столетия определение, наконец, приобрело свою истинную окраску.

Теперь интеллигентный человек – эталон, соответствовать которому стремится большинство культурных людей.

 Каким должен быть культурный человек

 Кто он, интеллигент наших дней? Достаточно ли иметь высокий уровень развития, отлично усваивать новую информацию, чтобы считаться культурным? Определённо, нет.

  • Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя.
  • Он соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери.
  • Умеет владеть собой — сдерживать порывы и негативные эмоции. Объективно оценивает свои действия и спокойно признаёт ошибки.
  • Его уверенность в себе никогда не служит орудием унижения других. Напротив, сочувствие, умение сопереживать руководят поступками. И, кстати, человеколюбие часто помогает ему получить общественное признание, хотя статусы и награды не являются целью его жизни.

 Можно сказать, современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке.

 Как стать интеллигентным человеком

 Некоторые психологи и педагоги считают, что интеллигентность — врождённая особенность.

Во всяком случае, тем, кому повезло появиться на свет с определёнными чертами характера, задатками и склонностями, впоследствии на много легче достичь эталона развития.

А в том случае, если ребёнок рождается в интеллигентной семье, где нормы, принципы и правила, усваиваются как естественный образ жизни, результат воспитания никого не удивляет – ребёнок, зачастую, вырастает прекрасным человеком.

 Тем не менее, стать интеллигентными способны не только люди, рождённые в соответствующих условиях. Просто другим приходится приложить серьёзные усилия, постоянно работать над собой. Чего стоит одно умение держать себя в руках или способность позитивно воспринимать людей, без критики и осуждения.

Если человек испытывает внутреннее горение, жажду знаний, старается реализовать себя, и при этом приятен окружающим, культурен и миролюбив, скорее всего, люди будут считать его интеллигентным, независимо от происхождения.Просто на основании того, какими качествами должен обладать человек интеллигентный.

 А вот материальные блага к определению данного слова отношения не имеют. Наличие или отсутствие интеллигентности не зависит от количества нулей на банковском счёте.

 Интеллигентность и интеллигенция

 Сталкиваясь со смежными понятиями, стоит научиться чётко различать слой общества, называемый интеллигенцией, и интеллигентность, как сочетание черт личности. Не всякий представитель интеллигенции, на самом деле является культурным человеком.

Старушка, когда-то получившая начальное образование в церковно-приходской школе, может обладать всеми достоинствами интеллигентного человека.

И, напротив, врач, представитель профессии, традиционно относящейся к классу, упомянутому выше, может быть грубияном.

 Честно отвечая на вопрос, «Какие качества ты ценишь в людях?», каждый определяет своё личное отношение к интеллигентности. И, в зависимости от ответа, отвергнет этот путь, как чуждый. Или начнёт работать над собой, чтобы через некоторое время и в свой адрес услышать: « Как приятно общаться с интеллигентным человеком!»

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/kogo-nazyvayut-intelligentnym-chelovekom

Интеллигентность

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части.

Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления.

Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства.

Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и толерантности, благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация.

Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта.

Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность.

Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования.

Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять мотивацию человека в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический.

Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции.

Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы.

Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях.

При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками.

Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей.

Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека.

И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей.

Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования.

Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений.

Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению.

Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов.

Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой.

Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать.

Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения.

Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать.

Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и таланты.

Источник: http://vseopsycho.ru/intelligentnost/

Психология интеллигенции

Интеллектуалы Европы были своеобразной, но частью бюргерства. Они несли в себе ценности предпринимательства, частной жизни, личной свободы, индивидуализма.

Мещанство в России не включало в себя интеллектуалов, и это оказалось трагичным для самого мещанства. Везде и во всех странах слабые стороны мещанства — дефицит воображения, крылатости мысли, избыточная фиксация на материальной стороне жизни. В России эти черты стали просто гротескными: ведь все умники, люди с подвижной психикой и хорошими мозгами быстро перекочевывали в интеллигенцию.

В среде интеллигентов словом «мещанин» просто ругались.
Интеллигенция родилась как младший, несколько неполноценный братик дворянства, и в ее поведении, психологии легко увидеть те же черты — порой доведенные до абсурда.

Тот же идеал бескорыстия, неумения и нежелания стяжать богатства. Интеллигенция небогата, особенно сельская.

Но и в ее истории нередки люди, просто органически не способные не то что разбогатеть — просто позаботиться о самом необходимом.

Мама и тетка Михаила Амосова, сельские акушерки, были как раз такими сельскими интеллигентами, и бабка говорила про тетку: «У той хоть две пары штанов, а у твоей матери вечером стираются, ночью сохнут…»

Читайте также:  Православная психология - психология

Для интеллигентов типично такое же, как у дворян, сочетание высокого уровня культуры и низкого уровня потребления.
То же сочетание некрашеного пола и картин на стенах, простой одежды и прекрасных библиотек.

Порой эта простота доводилась до полного идиотизма. Елизавета Николаевна Водовозова описывает происшествие лично с ней: как-то на вечеринке к ней подошел «некий господин» с вопросом: нет ли у нее кольца в носу?

Дело в том, что у девушки в ушах были серьги, и это-то вызвало раздражение «некого господина». Мол, «у нас, у интеллигенции», очень уж украшать себя не принято.

Дворяне осознавали себя европейцами, несущими про свещение… просвещение XVIII века.

Интеллигент нес в себе Просвещение XIX века, невозможное без медицины, техники, паровых машин, стука молотов, прочих не изящных явлений. Дворянин поклонялся изящному Разуму.

Интеллигент — прогрессу и науке. В сборнике «Вехи» прекрасно показано, как наука и прогресс превращались в светскую религию, в фетиш интеллигенции.

Воистину: «одни интеллектуалы разумом пользуются, другие ему поклоняются»

Интеллигенты не то чтобы совсем не пользовались разумом… но все-таки больше поклонялись. Как и дворяне, интеллигенты хотели служить некой высшей силе, положить на невидимый алтарь свои силы, жизни, и уж по крайней мере — познания.

Дворянство знало такой общий алтарь: Отечество. Для талантливого, увлеченного юноши охотно делали исключение: пусть служит Красоте или Познанию, излечению людей или чему-то другому, более частному. Но как только сгущалась опасность, дворянин готов был бросить эти занятия — до того, как опасность исчезнет.

Граф Алексей Константинович Толстой находился в конфликте со своим обществом.

Человек из высшей, придворной знати, лично знакомый с Николаем I и наперсник детских игр будущего Александра II, он не хотел делать никакую вообще карьеру, и меньше всего — придворную.

Пусть отстанут от него все эти люди! Он не хочет ни почестей, ни власти; он хочет только, чтобы ему позволили спокойно жить в своем имении и делать, что он хочет: писать стихи и поэмы на исторические темы.

Исполнен вечным идеалом, Я не служить рожден, а петь! Не дай мне, Феб, быть генералом,

Не дай безвинно поглупеть!

«Что поделать тому, кто желает лишь одного: быть художником?!» — писал он жене. Государю Александру II он писал более определенно: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей природе… Я надеялся… победить мою природу художника, но опыт доказал мне, что я боролся с нею напрасно».

Но в годы Крымской войны он сначала формирует партизанский отряд: на случай, если британцы высадят десант на Балтике, под Петербургом. Опасность Петербургу больше не угрожает, и в 1855 г.

Толстой (ему — 38 лет) становится майором в стрелковом полку. В Крым Алексей Константинович не попал — заболел тифом во время стоянки под Одессой.

Нет худа без добра — страшно представить себе русскую литературу без этого громадного и доброго таланта. Но сам-то Толстой так не думал.

В рядах интеллигенции немало людей с примерно такими же убеждениями, но ведь служить можно не только России, не только Богу.

Интеллигенция формировалась на сто лет позже, когда мир уже изменился и стал намного сложнее и многограннее. Служить можно Красоте и Истине… И уже не обязательно отвлекаясь на спасение Отечества, угодившего в опасность.

Служить можно самому себе и своей семье, строя «мещанское счастье», как герой Помяловского.

Служить можно отвлеченной идее, служить можно и народу…
Дворянство вроде бы тоже служило народу, но как-то всегда так получалось, что под служением народу оказывалось служение государству. А интеллигенция служила народу так, что обычно получалось служение отвлеченной идее.

Вот чему интеллигенция служит с особым упоением — так это отвлеченным идеям. «Отрыв от народа», «болтливость», «пустозвонство», «непонимание реальности» — это обычные слова, легко бросаемые в ее адрес, — и дворянством Российской империи, и правителями Советского Союза. Но разве это свойственно только одной интеллигенции? ——–

Андрей Буровский (р. 7 июля 1955, Красноярск) — русский писатель публицистического и научно-популярного жанра, археолог, историк, философ, автор нескольких фантастических книг.

Источник: http://golbis.com/pin/psihologiya-intelligentsii/

Кто такой интеллигент — 10 определяющих правил

Слово «интеллигенция» не раз меняло значение, от благородного до самого презрительного, что еще раз доказывает то, что язык – это живой организм.

Но наступило новое время и трактовок стало еще больше, причем словари обязаны фиксировать все, чтобы угодить каждому субъективному взгляду.

Одни откровенно приравнивают интеллигента к снобу, настаивая, что он является всего лишь представителем субкультуры напыщенных гордецов, другие считают интеллигенцию классом интеллектуальных производителей, которые должны занимать особое положение в обществе. Так кто такой интеллигент?

Поскольку переиначивание смысла этого понятия вошло в моду, мы сами решили предложить вам образ интеллигента. Прежде всего, нужно сказать, что она идеалистична, то есть максимально дружелюбна к человеку.

Она утверждает, что каждый может быть представителем интеллигенции, вне зависимости от статуса, профессии и финансового состояния, иными словами, интеллигенция – это культурно-этическая концепция, которая в последнюю очередь опирается на материальные достижения. Вот список из десяти правил, которые ее формируют.

1) Человеколюбие

Интеллигент любит всех без исключения: и верных друзей, и заклятых врагов. Он не учит жизни, а по-дружески предлагает поделиться опытом, всегда готов помочь тому, кто испытывает трудности, и презирает разделения на статусы и классы, понимая, что они все же существуют.

Этот убежденный гуманист всегда в хорошем настроении и пытается заразить им всех вокруг: на хамство он отвечает пожеланием хорошего дня, а хмурость приятеля пытается побороть анекдотом.

Приязнь к людям позволяет интеллигентам подстроиться под любую компанию, при этом, не теряя собственного лица.

2) Ценность времени

Несмотря на альтруистичность, интеллигент понимает, что некоторые люди просто отнимают его время.

Он легко рвет связи с надоедами, которые не разделяют его ценности и беспардонно навязывают свои, и никогда не спорит с человеком, если единственный смысл словесной перепалки это удовлетворение самолюбия.

Самодостаточный человек знает себе цену и ему не нужно бессмысленно утверждаться перед кем-то, расплачиваясь временем. Интеллигент также строг с занятиями, которые его обворовывают. Он тщательно планирует досуг, чтобы не раскошеливаться на ерунду, которая отвлекает его от саморазвития.

3) Воспитание

Представители интеллигенции большое внимание уделяют манерам. Они тактично подсказывают людям, где они совершили ошибку, и ни в коем случае не заставляют их стыдиться. Интеллигенты умеют хранить секреты и не участвуют в распространении слухов и сплетен – им не доставляет скрытое ехидство, а если вежливый человек хочет высказаться, он сделает это деликатно, но прямолинейно.

4) Скромность

Интеллигент никогда не допустит даже косвенного намека на свой высокий статус.

В компании он всего лишь работник определенной профессии, даже если он приобрел чрезмерное влияние и богатство, разговор ведет на одном языке и не вставляет в речь цитаты на иностранном, не хвалиться посещенными странами, а просто переходит к истории, будто вычитал ее из книги. Одним словом, чем меньше «Я» в разговоре, тем больше проявляется личность.

5) Образование и самообразование

Интеллигент обожает знания и обретение новых талантов. Он обязательно получает университетский диплом, хотя бы потому, что ему нравится учиться, а его досуг заполнен книгами, журналами и разнообразными статьями из интернета.

Образованный интеллектуал не кичится знаниями: он никогда не разговаривает замудренными словами в приземленных компаниях, чтобы показать свое превосходство, и не укоряет человека за то, что он не читал «Доктора Живаго», к тому же, возможно, сам интеллигент не знаком с этим романом.

Всего не узнаешь и не перечитаешь, но ключевые труды культуры и науки надо знать и понимать и стараться привлекать к ним внимание других.

6) Грамотная речь

Язык – это отражение культуры народа, поэтому к нему нужно относиться крайне бережно.

Интеллигент консервативен по отношению к иностранным словам и предпочитает заменять их русскими аналогами, но никогда не противится уже устоявшейся традиции, то есть «хобби» с его подачи может превратиться в «увлечение», но называть фонтан водометом никто не станет. Немалое значение уделяется словарному запасу и построению предложений для красивого выражения мысли.

Что будет кричать интеллигент, когда ударит молотком по пальцу? То же, что и все люди.

Воспитанный человек прекрасно знает слова народного языка, но на публике он употребляет их раз в сто лет, чтобы ругательство было настоящим впечатлением, а не мусором, постоянно подмешиваемым в речь.

Если же человек должен высказать свою позицию по абсурдному вопросу или мнение об омерзительном персонаже, он воспользуется остроумием или просто промолчит.

7) Независимая точка зрения

Критичный ум не позволяет вводить себя в заблуждение. Несмотря на убеждающие уговоры, интеллигент всегда принимает решения самостоятельно.

Он дотошно изучает все стороны вопроса, используя разные источники информации, а затем занимает позицию оппонента и старается ее защитить, чтобы в итоге выступить судьей и решить, кто прав – защита или обвинение.

Хладнокровный и беспристрастный взгляд критики обезоруживает любую ложь, даже если она приятна – умный человек прежде всего честен сам с собой.

8) Патриотизм

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Интеллигент – убежденный патриот и не менее убежденный космополитист. Весь мир его дом и все иностранцы его братья, но родина у него одна и о ней нужно заботиться. Представитель интеллектуального класса делает все, чтобы сделать жизнь отечества лучше, и никогда не причитает, что его страна хуже других. Патриоты живут в самых лучших государствах, которые сами же и создают.

9) Уважение к культуре

Несмотря на то что культуру определяет весь народ, именно интеллигенция является ее проводниками сквозь эпохи. Своим трудом ее представители сохраняют историю менталитета народа, причем не только своего, и благодаря этому формируют мировоззрение будущих поколений.

10) Состоятельность

Мыслящий человек должен уметь себя реализовывать, а для этого вовсе необязательно гнаться за гигантскими вершинами. Жизненные успехи интеллигента – это стабильный доход на любимой работе, счастливая семья, верные друзья и, конечно же, вклад в благосостояние и развитие общества.

Источник: http://citytrendy.ru/kto-takoy-intelligent-10-pravil/

Что такое русская интеллигенция?

Надо отметить, что в большинстве языков мира термин «интеллигенция» практически отсутствует или употребляется как чисто русское понятие. На Западе используется только термин «интеллектуалы», означающий представителей умственного труда.

Совсем недавно в российских СМИ и в Интернете была распространена и многократно повторялась мысль: «В России интеллигенция исчезла». Иногда эта мысль транслируется и сейчас. Однако, оглянувшись вокруг, любой здравомыслящий человек тут же поймёт несостоятельность этого тезиса: ведь кто-то учит, лечит, добывает новые знания и передаёт их людям.

Ну что же, если эти люди мешают спокойно жить так называемой «интеллектуальной элите» просто самим фактом своего существования, надо их как-то очернить, опорочить, постараться исключить из общественной жизни, тем более что русская интеллигенция — люди не публичные. Спросишь — ответят, разъяснят, не спросишь — живи, как знаешь, верь всякой ерунде, которую несёт «интеллектуальная элита».

Что особенно раздражает власть имущих, так это то, что наша русская интеллигенция — это интеллектуально независимая часть общества.

Одна из главных особенностей нашей интеллигенции — независимость от партийных, сословных, классовых, профессиональных, религиозных и т. д. интересов и установок.

Эта особенность русской интеллигенции — интеллектуальная свобода — во все времена делала её объектом для нападок власти, что наблюдается и по сей день.

Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своих мыслей, идей. Интеллигентность — это совокупность проявлений высокой умственной и нравственной культуры. Интеллигентность проявляется прежде всего по отношению к другому человеку. Главное здесь — умение без возражений, не перебивая, выслушивать мнение другого человека, даже если ты с ним полностью не согласен.

Как говорил академик Д. С. Лихачёв, интеллигентом невозможно притвориться. Можно притвориться добрым, щедрым, даже мудрым, но интеллигентом — никогда. Кстати, сам он много говорил и писал о русской интеллигенции, но категорически и даже злобно отрицал свою принадлежность к ней. Впрочем, академик — это звание больше административное, чем научное, так что в чём-то он формально прав.

Основное различие между «интеллектуалами» западного типа и «русской интеллигенцией» лежит в морально-этической сфере. «Интеллектуалы» отличаются крайним индивидуализмом и полным отсутствием нравственно-этических норм, объединяемых словом «совесть». Народ для них — «быдло», рабочая скотинка, а родина — там, где больше платят.

Читайте также:  Фототерапия - психология

А главные отличительные черты «русской интеллигенции» — совесть, сопереживание русскому и другим народам России и патриотизм. Поэтому русский народ для них — мерило всех нравственных и этических ценностей, а Родина может быть только одна — Россия.

Русская интеллигенция — это наше главное богатство, высшая ценность нации, это люди, которые (и только они) способны восстановить Россию и повести её к новым вершинам.

Первым в России изобрёл («сконструировал») понятие «русская интеллигенция» журналист и писатель второй половины XIX века П.

Боборыкин, подчёркнув при этом, что, в отличие от «работников умственного труда» (интеллектуалов), интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен, это «лица высокой умственной и этической культуры».

Русская интеллигенция первоначально сформировалась из дворян-вольнодумцев XIX века, таких как А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и др. В конце XIX — начале XX века большинство русских интеллигентов стали составлять уже образованные выходцы из не дворянских слоёв населения, именуемые «разночинцами».

В советское время к ним присоединились дети рабочих и крестьян, получившие образование и воспринявшие от своих учителей высокие нравственные и этические качества и принципы.

Так что «интеллектуальная элита» нынешней России напрасно старается — вместе со знаниями наша молодёжь, учащаяся в России, от учителей своих воспринимает достойные этические и культурные ценности.

Отсюда и нападки на науку и образование в России, желание сократить их до минимально необходимого «интеллектуальной элите» уровня. Зря стараются.

В настоящее время к основным качествам русской интеллигенции можно отнести:

 — нравственную зрелость, способность воспринимать любого человека как равного, дружелюбие и безупречность поступков по отношению к другим, в общем, то, что называется «жить по совести»;

 — сопереживание русскому народу и другим народам России, стремление помочь им выбраться из той ямы, в которую их сбросила «интеллектуально-либеральная элита»;

 — интеллектуальную и нравственную независимость, бесстрашное отстаивание своих идей, независимо от отношения к ним «либерального» сообщества;

 — использование своих знаний, полученных с помощью высшего и среднего образования, для бескорыстного служения народу, для того, чтобы учить, лечить, добывать новые знания и стремиться передать их на пользу людям, независимо от уровня оплаты труда и других получаемых благ;

 — патриотизм, любовь к Родине, деятельность во имя её процветания и защиты.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/62801/

Что значит быть интеллигентным человеком?

Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно.

Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность.

Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.

Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось, что образование и воспитание только подчеркивают интеллигентность человека, но качество это является врожденным.

Даже не имеющий образования человек, воспитывавшийся в семье потомственных работяг, может быть человеком интеллигентным. Потому что это качество подразумевает не знание интеллектуальных ценностей человечества, а желание их познавать. Интеллигентность проявляется в способностях понимать другого человека и не использовать эти способности во вред людям.

Речь интеллигентного человека не будет изобиловать нецензурными словами, потому что такие люди тонко чувствуют красоту и не могут себе позволить ее нарушить ни словами, ни действиями. Обобщая, можно сказать, что интеллигент – это тот человек, который умеет терпимо относиться к людям и к миру.

Именно поэтому нельзя быть фанатиком (спортивным, религиозным, политическим) и оставаться интеллигентом.

Хотя, в попытке разобраться, что значит быть интеллигентным человеком, можно пойти более простым путем и заглянуть в словарь. Там мы увидим определение интеллигента, как человека образованного, занятого умственным трудом. Какое из мнений наиболее соответствует тому, каким должен быть интеллигентный человек, решать вам.

Почему человек должен быть интеллигентным?

Если согласиться с последним определением интеллигентного человека, то особой нужды быть такой личностью нет. Потому что существует масса рабочих специальностей, не требующих получения высшего образования.

Но если принять во внимание высказывания Лихачева, то необходимость быть интеллигентным человеком станет очевидна.

С кем вам приятнее общаться – с человеком, не уважающим мнение других, старающимся унизить собеседника или с тем, кто выслушивает любую точку зрения, пытаясь понять оппонента?

Как стать интеллигентным человеком?

Но раз мы решили, что интеллигентность качество врожденное, то можно ли его у себя выработать? Да, научиться быть интеллигентным человеком можно,но это потребует немалых волевых усилий.

Можно сколько угодно читать книги – художественную литературу и научные сочинения, запоминать обороты речи и использовать их в своем обращении, но интеллигентом это вас не сделает.

Кроме образования необходимо учиться думать самостоятельно и уважать чужое мнение, любить других людей, бережно относиться к окружающему миру.

И это не сектантская проповедь, а необходимость, если бы не было тех, кто создает произведения искусства, кто делится душевной теплотой с другими, наша жизнь была бы серой, а существование бесцельным. Впрочем, решать, кем быть вам – хамство и злоба нынче процветают и, вроде бы, таким людям живется неплохо.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-znachit-byt-intelligentnym-chelovekom

Как быть интеллигентным человеком

Инструкция

Не забывайте о вежливости. Обращайтесь должным образом с окружающими вас людьми. Помните, что воспитанного человека видно по тому, как он общается с другими членами общества, в котором он живет. Рядом с интеллигентным человеком некоторые индивиды и сами начинают вести себя лучше.

Уважайте себя и окружающих. Чтобы оставаться человеком при любых жизненных обстоятельствах, важно хорошо относиться к себе. Когда человек ценит себя по достоинству, он не позволит себе терять лицо.

То же самое касается и других людей. Если вы будете относиться к ним уважительно, то сможете рассчитывать на аналогичное обращение с их стороны.

А ведь тактичность – первое условие цивилизованных отношений между членами общества.

Не теряйте собственное достоинство. Если какой-то индивид провоцирует вас и пытается втянуть в какой-то скандал, не уподобляйтесь ему, не опускайтесь до уровня хама. Помните, что внутренняя сила проявляется не в агрессии, а в умении обойтись без ее проявлений. Поверьте, если вы поддадитесь чужому влиянию и выйдете из себя, вам самим потом будет тяжело и стыдно.

Старайтесь сохранять спокойствие. Учитесь контролировать собственные эмоции. Приобретите привычку не идти на поводу у чувств, а сначала оценить ситуацию. Возможно, после того, как вы осознаете, что происходящее не стоит того, чтобы из-за этого так расстраиваться, вам будет легче управлять собой. Используйте дыхательную гимнастику, чтобы успокоиться в нужный момент.

Помните о пользе позитивного настроя. Старайтесь концентрироваться не на негативных сторонах жизни, а на ее достоинствах. Чаще задумывайтесь о том, как прекрасна реальность, сколько всего хорошего у вас есть, какие чудесные, любящие и понимающие близкие люди есть рядом с вами. Ищите хорошее во всем, и вам будет проще оставаться собой в тяжелой ситуации.

Сделайте свой выбор. Составьте собственную систему ценностей. Определитесь с тем, что для вас важно в жизни. Для человека, который хочет быть счастливым, необходим душевный комфорт. Если идти наперекор собственным принципам и убеждениями ради мимолетного удовольствия или наживы, неизбежен конфликт с собственной совестью. Если не хотите этого, всегда оставайтесь верны себе.

Равняйтесь на лучших. Некоторые люди позволяют себе отступить от личных правил потому, что видят, как беспринципно и нечестно ведут себя окружающие.

Если уж и брать кого-то за стандарт, то пусть это будет не индивид, потерявший человеческий облик, а ваш кумир, проявивший силу воли, справедливость и твердость характера. Вдохновляйтесь биографиями великих людей.

При возникновении проблемы нравственного выбора думайте, как бы поступил ваш идеал.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-18500-kak-byt-intelligentnym-chelovekom

Как стать интеллигентным человеком?

Интеллигентность и благородство – те качества человека, которые воспеваются мыслителями и деятелями искусства на протяжении практически всей истории Человечества.

Интеллигентности, как, собственно, и самому благородству, даются различные описания, трактовки и правила поведения, однако сама суть остаётся неизменной.

Современное общество, делающее упор на гармоничном существовании нравственности с полной вседозволенностью, восхищается эрудированными и эстетически воспитанными людьми.

Именно поэтому многие так стремятся к саморазвитию – в конце концов интеллигенция никогда не выйдет из моды.

Само понятие «интеллигентность» пришло не так давно и за сравнительно короткое время своего существования не раз путалось с другими. Интеллигентность – это не одно и то же, что и аристократичность, утончённость, богемность, однако в какой-то мере и схоже со перечисленным.

Исходя из современных трактовок, можно лишь сказать, что данное понятие относится к человеку, тонко чувствующему мир, хорошо разбирающемуся в искусстве и науках, обладающему определёнными талантами, знающему правила этикета, отлично воспитанному и имеющему свою чёткую жизненную позицию.

Не обязательно быть потомственным аристократом, чтобы стать интеллигентом, потому что интеллигентность – это то, что человек воспитывает в себе и что считает достойным внимания.

Стоит отметить, что если вы решили вступить на путь саморазвития и захотели взрастить в себе тягу к эстетике, то следует помнить, что перемены не происходят за один день – отныне вы будете трудиться над собой усерднее, чем на работе.

Также забудьте про какие-либо корыстные мотивы или желание добиться своей подчёркнутой интеллигентностью славы или расположения определённого круга людей – если желание воспитать в себе прекрасные черты не является искренним, на вашем пути вас ждёт разочарование.

Однако если вы чувствуете, что готовы помочь своим самым лучшим чертам расцвести, для вас не будет ничего не возможного.

Как стать интеллигентнее?

  1. Самое первое, что вам следует подкорректировать или изменить – взаимоотношения. Причём не только личные, но и общественные. Научитесь уважать других, слушать их, сочувствовать им и иной раз помогать. Да, будет очень нелегко отказаться от былого раздражения или грубости, особенно, если они – реакция в ответ на грубость другого.

  2. Однако стоит всё же попытаться, ведь интеллигент – это человек, знающий, сколь важна каждая личность в занимаемом ею пространстве. Для начала учитесь потихоньку наблюдать за людьми и отмечать тех, чьи лица или улыбки вам особо приятны. Вы с удивлением обнаружите, что незнакомцев, которые могут вам понравиться, намного больше, чем кажется.

  3. Любите искусство. Причём любите не так, как это делают те люди, что смотрят на обнажённую натурщицу на картине и видят лишь тело, а преданно и с чувством глубоко восторга.
  4. Стремитесь к эстетике, воспитывайте в себе умение «беседовать» с поэтами, художниками, музыкантами и архитекторами один на один, с помощью их произведений.

    Искусство облагораживает душу и привносит в неё то, что трудно создать интернету или рекламным журналам.

  1. Размышляйте, всегда ищите в себе доселе неизвестные и от этого удивительные мысли и эмоции.

    К вашим ногам все самые волнующие и интересные вопросы Человечества, вы можете «прощупать» своим разумом абсолютно все сферы человеческой мысли и все уголки планеты, так пользуйтесь этим!

  2. Постоянно задавайте себе вопросы, после прочтения той или иной книги отложите её в сторону и сделайте мысленный анализ того, чему она вас научила и что привнесла в вашу жизнь.
  3. Стремитесь к гармонии внутри себя. Невозможно быть внутренне свободным и спокойным, когда вас раздирают ваши же собственно страхи и комплексы. Интеллигентный человек должен вкладывать в себя всё самое лучшее – старайтесь убирать из своей жизни жестокие, грубые фильмы, пошлую навязчивую рекламу и неприятных собеседников, любящих обсудить кого-либо за его спиной.
  4. Не молчите, но и не раньте другого словами. Разумеется, глупо утверждать, что интеллигентность – это как клеймо, ставящее запрет для человека на злость, обиду, гнев и другие чувства. Однако отличие состоит в том, что тот, кто владеет собой и знает себе цену, никогда не будет кричать ругательства в адрес другого, даже если слышит их про себя. Интеллигент не будет надрывать горло не из-за того, что боится «испачкать» свой образ, а потому того, что он выше брани и насилия.
  • Постоянно стремитесь ко всему новому. Не утверждайте после прочтения «Войны и мира», что вы знаете всё о творчестве и душе Л. Н. Толстого, а лучше изучите другие его известные произведения. Научившись различать классику и неоклассику не говорите, что знаете всё о музыкальном искусстве, а пробуйте найти композиторов, гениальности которых никто, увы, не оценил, и будьте первыми в их возвеличивании.
  • Найдите свой талант. Глупо предоставлять другим право изменять мир и входить в историю человечества, а самому лишь восхищаться их трудами и умениями. Попытайтесь тоже что-то сделать – пусть не для всего мира, а хотя бы для самого себя и своего окружения. Верьте в то, что вы достойны выражать себя так, как того требует ваша душа.

В заключение хотелось бы сказать, что интеллигентность для человека – это как аромат для цветов. Ни то, ни другое не несёт в себе внешних изменений, однако неизменно свидетельствует о том, что из себя представляет тот или иной объект и можно ли им любоваться и восхищаться или лучше отойти прочь. 

Источник: http://vremya-sovetov.ru/nauka-i-obrazovanie/kak-stat-intelligentnyim-chelovekom.html

Мужик и интеллигент: проблема общения

В конце XIX и начале XX века особенно все говорили про «противостояние интеллигенции и народа». О чем была, собственно, речь? И актуально ли это сегодня?

Понятия эти давно размылись, а проблема остается. Главным образом, проблема общения. Само это культурное размежевание произошло в эпоху Петра Первого.

Крестьяне и дворянство говорили в буквальном смысле на разных языках. Быт одних и других отличался как инопланетный, а представления о жизни были не только разные, но часто диаметрально противоположные.

Противостояние продолжилось и с появлением разночинцев и городской интеллигенции.

В ХVIII и ХIХ веке отношения образованного человека и крестьянина были естественным образом ограничены и неравноправны. При этом самые толковые и чуткие из интеллигентов получали от этого общения и удовольствие, и в какой-то мере урок.

Образная речь простого человека вызывала восхищение, его близкое общение с землей, связанность с природными циклами рождали мудрое отношение к жизни и смерти, не замусоренное городской суетой, не сглаженное ложным этикетом, не искривленное соображениями карьеры.

Из школьного курса мы знаем, что интеллигенция была склонна даже идеализировать народ. Революция, как бы к ней кто ни относился, полностью изменила структуру общества. В большинстве своем все мы, в прежнем смысле слова, не элита и не народ. Образование у городских интеллигентов вполне среднее, несмотря на наличие диплома.

Широту кругозора поддерживаем с помощью ТВ и популярных журналов. С другой стороны, даже в заброшенной деревушке с удобствами во дворе на ветхой крыше вы нередко увидите спутниковую антенну.

Крестьянин (странно уж говорить – где крестьянин?) расскажет вам про андронный коллайдер (чуднО перепутав буквы), хотя вряд ли сможет объяснить его назначение. Скорее добавит, что деньги тратят неизвестно на что, лучше бы птицеферму восстановили.

Но ведь и мы, любопытствующие, просвещенные, понимающие, что затея великая, тоже смутно представляем себе, в чем смысл бозона Хиггса. То есть мы, в сущности, равны, а все же и осознаем при этом, что имеем дело с человеком не своего круга.

С привычной легкостью поговорить об известных вещах из области искусства, науки, политики с ним никак не удастся. Интеллектуально мы чувствуем себя более мобильными и независимыми, потому что привыкли черпать информацию из разных источников.

Он, по большей части, довольствуется сведениями, которые получает от двух федеральных каналов.

Даже если не нравится нам, допустим, что в «Трех сестрах» военные ходят в красноармейской форме и Соленый красуется в джинсах, мы все же открыты новому в искусстве, в то время как мужику Пикассо или Кандинский кажутся по-прежнему мазней, фильмы Тарковского наводят скуку, из поэзии больше других он ценит Асадова, а о перформансе никогда не слышал.

При этом традиционного уважения к образованному у него нет (с чего бы?). Он, как и раньше, ценит больше того, кто умеет делать что-то собственными руками. Мы, в свою очередь, не испытываем перед ним пиетета и не мучаемся комплексом кающегося дворянина.

Конечно, он чуть сноровистее работает на земле, хотя коров и свиней уже не держит, да и за овощами чаще ходит на рынок, а не в огород. Наша профессия, если это, конечно, не врач и не учитель, ему мало о чем скажет. Оба мы смотрим друг на друга с долей иронии. Речи наши сходны. Ну, у одного чуть больше диалектизмов, у другого – книжных слов.

При этом и тот и другой родом из телевизора. Новостями обменяться практически невозможно. Так, поговорив о погоде, и расходимся, взаимно недовольные.

Боюсь, виной такой неловкой и тягостной ситуации является снобизм, для которого у всех у нас, по существу, нет оснований. Напомню, снобизм – это «претензия на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишен этих достоинств». Свой снобизм есть, разумеется, и у мужика.

Между тем всякий опыт интересен и достоин внимания. Надо только уметь и любить слушать другого. Да, об умном и высоком с мужиком не поговоришь. Но ведь и в интеллигентской среде эти разговоры часто отдают празднословием. А существенные проблемы у всех одни. Дети, родители, любовь, деньги, смерть.

Один мужик много и увлекательно рассказывает про охоту, другой, пасечник, про общение с пчелами, третий – о войне, которая застала его ребенком. У каждого в запасе есть хотя бы несколько историй из жизни и о жизни, в которых проявляет себя и ум, и наблюдательность, и опыт пережитого.

Это, в общем-то, известно: с человеком надо говорить о том, что ему интересно.

Труднее, когда перед тобой простой человек, но с претензиями. Не беда, если человек не прочитал ни одной книжки, беда, если одну книжку он все же прочитал. Такой сам норовит заговорить с тобой об умном. Тут приходит мне на память эпизод из воспоминаний Горького о Чехове.

«Красиво простой, он любил все простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей».

Однажды пришел к нему сельский учитель и тут же заговорил об умном: «Из подобных впечатлений бытия на протяжении педагогического сезона образуется такой психический конгломерат, который…» «А скажите, – негромко и ласково спросил Чехов, – кто это в вашем уезде бьет ребят?» Маска учености была скинута, пошел разговор о жизни.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/kryischuk-nikolay/mujik-i-intelligent-problema-obscheniya/

Человек должен быть интеллигентен!

А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «Белой Вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность при всех обстоятельствах нужна. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти Отца Своего и Матерь Свою, и Долголетен Будешь на Земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего мы определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя с интеллигентностью смешивать. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того. Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти.

Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «Штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не , внимание, только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой.

Я знал на русском севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «Бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил долголетию — это понятно способствует. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно.

Невосприимчивый — тоже человек несчастный эстетически. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость к физической слабости ведёт. Я не врач, но я в этом убеждён. Долголетний опыт убедил меня в этом.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «Ауры Доброжелательности» вокруг него и к нему.

Всё, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности. Дмитрий Лихачёв.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/chelovek-dolzhen-byt-intelligenten-0

Ссылка на основную публикацию