Мотивация — психология

Основные понятия психологии мотивации

Мотивация - психология

Характеристика мотивационной сферы человека.В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную.

Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Побудительная – обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации.

Побудитель – стимул, раздражитель, сигнал.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины»[1]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е.

определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Побуждение – желание, намерение действовать, энергетическая заряженность.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д.

Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Личность – целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Принятие решения – выбор из многих вариантов способа удовлетворения потребности или отказ от ее удовлетворения.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. И в том, и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А.

Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым.

Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ)[2].

Однако при таком подходе, пишет Е.П. Ильин, остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность – ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. В этой связи некоторое разъяснение можно найти у В.Г.

Леонтьева, который выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива.

При этом мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи – постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Детерминация – причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями). Внешняя мотивация (экстринсивная) – формирование мотива под влиянием внешних факторов.

Внутренняя мотивация (интринсивная) – процесс формирования мотивации при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания).

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации.

В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е.

через мотивы, в другом случае – как процесс формирования мотива поведения, в третьем – как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система.

Коротко остановимся на основных элементах мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности – сложная система разнохарактерных мотивов (установок, потребностей, интересов и т.п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. Одним из наиболее важных мотивационных понятий является понятие «потребности».

Мотивация – это система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления (рис. 1). Мотивационные черты – психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения.

Элементы мотивационной сферы
потребностимотивыцели
влеченияжеланияустановкиидеалы
интересценностимечтаубеждения

Рис. 1. Элементы мотивационной сферы личности

Потребность это состояние нужды организма, индивида в чем-либо, необходимом для их нормального существования. Основными характеристиками потребностей являются: а) сила; б) периодичность возникновения; в) способы удовлетворения; д) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам (рис. 2):

· биологические (витальные);

· информационные (лежащие в основе социальных потребностей);

· материальные;

· духовные.

Виды потребностей
витальныематериальныеинформационныедуховные

Рис. 2. Виды потребностей человека

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями.

Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте.

Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

Материальные – в жилье, в одежде, предметах обихода и т.п.

Духовные – в общении, в занятиях наукой, искусством и т.п.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (A.H. Леонтьев).

При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы.

Если потребность создает своего рода энергетическое напряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обеспечивается мотивом. Мотивы, в отличие от потребностей, потенциально осознаваемы.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Цель– осознаваемый и ожидаемый результат, на который направлено поведение или деятельность человека. Результат – конечный итог процесса удовлетворения потребности, исполнения желания, намерения, достижения цели.

Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, направляющих и регулирующих его активность. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может служить основанием для постановки различных целей.

Таким образом, между понятиями «потребность», «мотив» и «цель» существует тесная взаимосвязь. Потребности означают состояние определенного дефицита, а мотив – направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита. Потребность и мотив выступают как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации.

Кроме перечисленных элементов, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

Интерес– это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. С.Л. Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Интересу соответствует особый вид ориентировочно-исследовательской деятельности.

Желания и намерения– это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий. Задача данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Мотивацию следует различать от мотивировки и мотивирования. Мотивировка – это рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.

При дефиците мотивации, т.е.

в тех случаях, когда существующие у человека потребности и мотивы не могут поддерживать его целенаправленную активность на необходимом (или нормативно заданном) уровне, возникает необходимость мотивирования.

Мотивирование– это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. О его необходимости могут свидетельствовать следующие типы ситуаций в организации:

* у людей (например, сотрудников организации) наблюдается большой дефицит мотивации, направленной на личностное и профессиональное совершенствование;

* существует значительное количество регуляторов (антимотиваторов), блокирующих активность человека (мотиватор – фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения);

* существующие мотивы не в полной мере отвечают задачам совершенствования персонала, рассматриваемым с позиций и интересов администрации и самих работающих.

В каждом из перечисленных случаев стратегия мотивирования будет различной. Это, прежде всего: побуждение процессов смыслообразования и целеполагания; формирование новых источников активности; изменение побудительной функции существующих мотивов.

Источник: http://ulfek.ru/nauchno-teoreticheskie-osnovy-motivatsii-ucheniya/2572-osnovnye-ponyatiya-psikhologii-motivatsii.html

Мотивация деятельности

Мотивация деятельности

Мотивация деятельности — актуальная проблема современности. Многие стремятся самореализоваться, успешно продвигаться по карьерной лестнице, занимать лидирующие позиции и, в конце концов, достигнуть поставленных целей. Все это невозможно без мотивации.

Читайте также:  Суждение - психология

Мотивация деятельности в психологии

Различают несколько значений такого понятия, как «мотивация»:

  1. Совокупность причин, определяющих поведение;
  2. Процесс, стимулирующий уровень поведенческой активности на более конкретном этапе.

Мотивация – одна из важных составляющих человеческой деятельности каждого из нас. Без нее невозможна регуляция последней. По мере взросления индивида, в его жизни имеют проявления различные виды деятельности (к примеру, на подростковом этапе таковой является учебная).

Даже для выполнения элементарной деятельности, нужно иметь мотивацию. Правда, все должно быть в меру. Так, если у вас ее излишек, повышается степень активности, и вы начинаете пребывать в состоянии напряженности. В итоге, как в деятельности, так и в поведении, наблюдаются не желаемые перемены. Мало того, это способствует проявлению неприятных эмоций.

Если говорить о мотивации деятельности и поведения каждой личности, то исследователями найден наиболее оптимальный ее уровень: средняя степень мотивации, подкрепляемая мотивационным движением. Последнее – это тип поведения, в последствие которого человек настраивается только на положительный исход дела.

Мотивация инновационной деятельности

Эта разновидность мотивации включает в себя:

  • мотивации инновационных приобретений;
  • создания и/или дальнейшей продажи нововведения.

Цель создания и продаж состоит в получении материальных доходов для дальнейшего их вложения в еще более прибыльные области предпринимательства, для повышения уровня личного имиджа на рынке или для улучшения конкурентоспособности.

Мотивация творческой деятельности

Есть внутренние стимулы:

  • стремление к поискам, заложенных природой (личность анализирует происходящее, делает творческие открытия и пр.);
  • инстинкт самосохранения (в экстремальных ситуациях вы способны на творческие поступки);
  • удовлетворение духовно-социальных стремлений (самореализация, самоуважение и т.п.)

Внешние:

  • стремление удовлетворять потребности собственной семьи, государства;
  • побуждение к сохранению исповедуемой идеологии;
  • нежелание отличаться от других.
Журналистика привлекает многих, поэтому в этой области существует достаточно серьезная конкуренция и успеха добиваются немногие. В этой статье мы расскажем о том, какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы стать журналистом.
Как стать помощником депутата?

В этой статье мы расскажем о том, как стать помощником депутата и что для этого нужно в первую очередь. Еще мы расскажем о правах, обязанностях помощника депутата и привилегиях, которые дает ему этот пост.

Наверняка многие хотели бы не просто иметь хорошую работу, но и совершенствоваться, добиваясь новых высот. Эта статья расскажет о факторах, влияющих на возможность карьерного роста в управлении профессиональной карьерой.В этой статье мы рассмотрим существующие виды карьеры и то, в чем различие между ними. Также мы поговорим об особенностях каждого из видов и его роли в карьерном росте.

Источник: http://kak-bog.ru/motivaciya-deyatelnosti

Мотивация личности

Мотивация личности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Читайте также:  Игра «путаница» - психология

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: http://psihomed.com/motivatsiya-lichnosti/

Психология мотивации теории подходы и история изучения вопросов мотивов человека!

Психология мотивации теории подходы и история изучения вопросов мотивов человека!Психология мотивации теории подходы и история изучения вопросов мотивов человека!

Добрый день мои дорогие читатели. Моя новая заметка о психологии. Я расскажу в ней о нескольких теориях мотивов. Вы узнаете как шёл процесс развития психологии связанного с изучением мотивов, действий и поведения человека за рубежом и у нас в России.

Мотивация — это побуждение человека к определённому действию. Вопреки распространённому мнению, мотивация и само исполнение работы не являются одним и тем же.

Если человек хорошо исполняет свои обязанности, это ещё не значит, что его поступки сильно мотивированы. Иногда случается и обратная ситуация: тот, кто работает неважно из-за недостатка опыта, прикладывает к своей работе огромные усилия.

Что такое мотив?

Мотивом называют устойчивое проявление личности. Однако это понятие включает в себя не только мотивы, но и фактор ситуаций. Это может быть требование руководителя, установки общества или сложность задачи.

Что изучает психология мотивации?

Говоря кратко, психология изучает мотивы (побуждения) людей. Исследование мотивирующих процессов у человека — это изучение его деятельности, которая всегда целенаправленна. Человек, как разумное существо, способен к целеполаганию.

Цель, которую он поставил перед собой, определяет то, что человек совершает конкретный поступок. К примеру, психолога к изучению науки могут побуждать такие мотивы, как познавательный интерес, материальный стимул, самореализация.

История изучения мотивации

Известный психолог С.Л. Рубинштейн занимался изучением взаимосвязи мотива и цели деятельности. Это обстоятельство определяет сознание индивида, его психическую жизнь. Так, при исследовании побуждений необходимо уделить достаточно времени психологическому анализу деятельности человека.

Западные исследования на эту тему

В XX веке в мире было завершено много исследований, посвящённых проблемам поведения. Они развивались в 3 направлениях, таких как бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

Западные теории мотивации зачастую построены на основе экспериментов с животных, поэтому не всегда возможно сравнить их с поведением человека.

Теории Д. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Д. Макклеланда признавали огромную роль сознания в детерминации поведения человека. Так, появились основные термины в психологии — социальные потребности, жизненные цели, ценности, боязнь неудач, когнитивный диссонанс и когнитивные факторы.

Изучение в России

В России мотивацию начал изучать А.Ф. Лазурский. В 1906 году психолог представил публике книгу «Очерк науки о характерах», в которой он повествует о желаниях и влечениях человека, а также о борьбе мотивов, устойчивости намерений и внутренних импульсах.

Позднее о мотивации много писали такие отечественные психологи, как В.М. Воровский и Л.С. Выготский. Известные научные книги Л.С. Выготского — это «Истории развития высших психических функций» и «Педология подростка». В них автор разделяет понятия мотива и стимула, а также рассуждает о произвольной мотивации.

Теория установки

С точки зрения «теории установки» представлял мотивацию Д.Н. Узнадзе, который заявил о том, что источником активности выступает потребность, а также то, к чему стремится человек в своей деятельности.

Именно удовлетворение своих явных и скрытых потребностей является главной движущей силой всех действий и поведения человека. Нужно понимать и чётко осознавать свои потребности. Только после этого можно понять почему мы стремимся в одному, а не к другому.

От мысли к действию

Русский психолог А.Н. Леонтьев представил новую схему деятельности. Выглядит она таким образом: за деятельностью следует действие, затем операция, и за ней -психофизиологические функции.

Это уже прямая физиология. Есть потребность- её нужно удовлетворить- действуешь. Вот так поэтапно разные учёные изучали и открывали для нас мир психологии человека. Шаг за шагом давая нам информацию о нас самих и механизмах которые есть внутри человека.

Как пример, можно привести стремление человека бросить курить. От неудовлетворённости к результату.

Человеческая психика обусловлена исторически сложившимися формами деятельности, что предполагает необходимость рассмотрения проблемы побуждения и действия со стороны взаимосвязи сознания и деятельности.

Зависимость поведения человека от потребностей

Виды деятельности человека зависят не только от жизненных потребностей индивида, но и от осознания удовлетворения личных запросов, которые могут быть направлены на нужды общества.

Множество западных и отечественных концепций изучения психологии посвящены принятию решения как главному психическому процессу, объясняющему поведение индивида.

Недостаток таких теорий — изучение лишь малой части мотивационного процесса. Учёные отрицают возможность создания общей теории мотивации, одинаково объясняющей поведение человека и животных.

Психика человека ещё недостаточно изучена, но уже тех знаний которыми мы располагаем достаточно чтобы влиять на поведение, убеждения и всё деятельность человека.

На этом буду заканчивать экскурс в историю изучения и теории поведения человека. Завтра ещё одна статья о психологии, в которой я расскажу о полезных книгах по вопросам саморазвития.

Рейтинг: 5 из 5 (1 голос)

Источник: https://byuanov-ed.ru/psixologiya-motivacii-teorii-podxody-i-istoriya-izucheniya-voprosov-motivov-cheloveka/

9. Психология мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности

9. Психология мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности

Мотивация — ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

По своим направлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;

2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других  поведенческих актов, то исследуется прежде всего, проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;

3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

В поведение человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

  • побудительная;
  • регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения. Регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения.

Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации [8].

Оба этих понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Словом «мотивация» в современной психологии обозначается как минимум два психических явления:

  1. совокупность    побуждений,    вызывающих    активность    индивида    и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение   (сюда  входят,   в  частности,   потребности,   мотивы,   цели,

    намерения, стремления и многое другое);

  2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на

    определённом уровне.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.

При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия.
  • каково соотношение внутренних и внешних сил;                   
  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.                                                           

Таким образом, мотивация — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена следующими причинами:

>    внутренние — в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, в этом случае   говорят   о   мотивах,   потребностях,   целях,   намерениях, желаниях, интересах и т. п.;

Читайте также:  Системная семейная психотерапия - психология

>    внешние — внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта, здесь  следует говорить о стимулах,  исходящих из сложившейся ситуации.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Здесь следует отдельно обозначить диспозиционную и ситуационную мотивации, как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.

Выводы. Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом — как совокупность мотивов.

В третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее.

Для однозначности восприятия понятия «мотивация» её лучше рассматривать как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека — причинное объяснение его поступков. В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одной из них является — теория каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а)    человек  объясняет своё  поведение  не  так,  как  он  объясняет поведение других людей;

б)    процессы  каузальной  атрибуции  не  подчиняются  логическим нормам;

в)      человек    склонен    объяснять    неудачные    результаты    своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Оказалось, что люди с большей готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции».

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки. При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

  • близость    или    удалённость    субъекта,    которому    приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность;
  • возможность  субъекта предвидеть исход выполненного действия  и предусмотреть заранее его возможные следствия;
  • преднамеренность (интенциональность) совершённого действия.

В исследованиях атрибуции ответственности среди прочих установлены следующие интересные психологические факты:

  1. Индивиды,   которые   уже   однажды   были   виновниками   содеянного, склонны усматривать первопричину   действий, подобных совершенным ими ранее, и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельства.
  2. При невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке.
  3. Большинство людей проявляет явное нежелание признавать случай как причину их собственного поведения.
  4. В случае тяжёлых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать этого исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся.
  5. Иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировали его. Они уверяют себя в том, что в будущем, ведя себя иначе, смогут оградить себя от нападений.

6. Имеется тенденция приписывать ответственность за несчастие тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»). Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей и проявляется тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.

Одной из плодотворных концепций, с успехом, применяемым для объяснения  достижений  в  деятельности,  является  теория В.  Вайнера.

Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам:

  • локализации;
  • стабильности.

Локализация характеризует то, в чём усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах.

Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины.

Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

  1. Сложность   выполняемого   задания   (внешний,   устойчивый   фактор
    успеха).
  2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
  3. Случайное  стечение  обстоятельств  (внешний,  неустойчивый фактор
    успеха).
  4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Люди склонны объяснять свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания высокой самооценки свете. Р. Дечармс сделал два интересных вывода, относительно влияния награды за успехи на мотивацию деятельности.

Первый выглядит следующим образом: если человек награждается за нечто такое, что он делает или уже сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение ведёт к уменьшению внутренних стимулов к соответствующей деятельности.

Если человек не получает вознаграждения за неинтересную, выполненную только ради вознаграждения работу, то, напротив, внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Чисто когнитивное представление о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном предположении о том, что человек во всех без исключения случаях жизни действует только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся в его расположении информации.

Люди не всегда ощущают необходимость и испытывают потребность разобраться в причинах своих действий, выяснить их. Чаще они совершают поступки, заранее их не обдумывая, но по крайней мере — до конца, и впоследствии не оценивая.

Атрибуция в сознательно-когнитивном её понимании возникает в основном лишь тогда, когда человеку, во что бы то ни стало, требуется что-то понять и объяснить в своём поведении или в поступках, совершаемым другими людьми. Подобные ситуации в жизни встречаются не так уж часто.

В большинстве других реальных жизненных ситуаций мотивация действий индивида, по-видимому, мало или почти не связана с атрибутивными процессами, тем более что мотивация во многом осуществляется вообще.

Существует ещё одно направление в исследованиях мотивации. Оно связано с попыткой, понять, каким образом человек мотивируется в деятельности направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Мотивация достижения успехов и избегания неудач является важным видом человеческой мотивации.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории являются американские учёные Д. Макклелланд, Д.

Аткинсон и немецкий учёный X. Хекхаузен. Сущность теории состоит в следующем.

Человек имеет два разных мотива, функционально связанных с личностью, которые направлены на достижение успеха: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Люди, мотивированные на успех ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех.

У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, то есть берясь за какую-нибудь работу они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха (уверены в этом).

Им характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Индивиды, мотивированные на избегание неудачи имеют ярко выраженную цель в деятельности, которая заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, и все их мысли, действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которая в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успеха и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха, чем тот чьи требования к себе не высоки.

Кроме мотива достижения важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность играет тревожность. Проявление тревожности в различных случаях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными тревожностями (ЛТ) и связывать с наличием у человека соответствующей черты.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенности личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуационная тревожность (СТ).

Выводы. Рассмотренные факторы показывают, что прямой связи между силой мотива достижения успеха и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремление к успеху, успехи в деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.

Кроме того непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов) не носят линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успеха с качеством работы.

Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом или слишком сильном.

Источник: http://strec.ucoz.com/publ/9_psikhologija_motivacii_problema_motivacii_v_psikhologii_dejatelnosti/1-1-0-9

Ссылка на основную публикацию