Гуманистическая психология, подробно — психология

Клуб Здорового Сознания

Гуманистическая психология, подробно - психология

Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина».

Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).

Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение.

Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека.

Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, , , и др.

Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны.

Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова.

Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур.

Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений.

Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство .

Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни.

Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.

Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности.

Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою .

Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга.

Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.

Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания .

Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми.

Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная , пуста и бесполезна.

В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» () — утраты смысла жизни.

По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям.

Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами.

Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.

М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:

  1. Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
  2. Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
  3. Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
  4. Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
  5. Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
  6. Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.

Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь».

Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь).

Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых.

Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г.

не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение.

Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой.

При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.

Источник: https://psy-space.ru/?page=gumanisticheskaya-psihologiyazpt-podrobno

Гуманистическая психология. — Реферат Рефератович

Гуманистическая психология. - Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Гуманистическая психология».

    План

1. Введение.

2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

6. Заключение.

7. Список литературы.

    1. Введение.

   В древности самыми важными критериями для выживания были физические свойства: сила мышц, выносливость, ловкость.

В современном мире всё иначе – людей интересует не только физическая оболочка, но и душевный комфорт. Люди тратят тысячи рублей и долларов на походы к психологам, принятие таблеток и различные сеансы терапии.

Психотерапевты являются врачами в полном смысле этого слова, только врачами души, а не тела.

   Но когда-то всё это только зарождалось, и было лишь несколько десятков людей, делающих предположение, что психология – это наука, и её нужно изучать. Что порою головная боль, тошнота и слабость – признаки не гриппа, а депрессии, и что страшные припадки с судорогами – это не захват тела демоном, а психоз.

    Когда это было доказано, сотни талантливых людей стали частью этой интересной профессии, оспаривая друг друга, ругаясь, доказывая, перетягивая на свою сторону. Так и родилось такое направление, как гуманистическая психология.

    Она появилась в 1960-х гг., вторгнувшись в существовавшие тогда идеи, полностью сопротивляясь им своим мнением, за что была прозвана «третьей силой».

Гуманисты опирались на мнение, что человек – это не просто животное, которое формируется от внешнего воздействия, а личность, полная своих уникальных взглядов и устремлений. Что она целостна и прекрасна сама по себе, переполнена жизнью и свободой.

Главными ценностями приверженцы гуманистической психологии воздвигали любовь, творчество, силу выбора.

Даже само слово «гуманность», столь знакомое среди каждого современного человека, говорит само за себя – принятие, понимание, закрытие глаз на негативные стороны, терпение. Лучшие качества, прописанные в романах, также воспевались и в этом направлении, оставившем определенный след в истории.

     2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

   Нужно начать с того, что гуманистическая психология является достаточно крупным направлением в психологии. Оно зародилось в начале ХХ столетия, однако официальное признание данное направление получает только в 60-х годах в США.

Читайте также:  Буддизм - психология

Толчком послужило то, что в Америке в это время царили многочисленные общественные, экономические кризисы, вызвавшие отчужденность людей друг от друга, их крайнюю духовно-социальную неоднородность, неуверенность в своих социальных ценностях. В   американской психологии был период сочетания между собой различных концепций.

Среди них можно выделить по мере своей распространённости бихевиоризм и классический психоанализ. Однако, у обоих этих направлений был большой минус: они отказывались от исследования субъективных переживаний, таких, как ценности и смысл, сознание человеком своего бытия.

Значительное влияние на развитие направление гуманистической психологии оказали такие значительные личности, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз и другие.

     В отличие от бихевиористов, А. Маслоу проповедовал совсем другой взгляд на образ человека в психологии.

Если до этого американское психологическое сообщество, в особенности психоанализ, изучало психические отклонения людей, формулируя на основе этого все теории личности, то Маслоу проводил исследование среди здоровых и реализованных в жизни людей, получая при этом совершенно иное представление о человеческой природе. На первом этапе А. Маслоу было тяжело донести концепцию своих идей, они вызывали лишь негативную реакцию у окружающих, ещё долго учёный не получал должного признания своих идей.

     Карл Роджерс также внёс немалый вклад в развитие гуманистической психологии. Наряду с Маслоу он является лидером в данном направлении.  «Я-концепция» для Роджерса являлась основополагающей в развитии человеческой личности, которая строилась при взаимодействии человека с окружающей средой.

Метод психолога и по сей день является уникальным: он применим в работе, как с группами людей, так и для индивидуальной работы, с людьми, принадлежащими к различным культурам или же религиозным взглядам.

А также метод применим для разрешения конфликтов — как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

    Виктор Франкл является психиатром, психологом и неврологом. В его биографических данных также можно отметить, что он – бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Он прославлен как создатель логотерапии, он же – экзистенциальный анализ.

Данный вид анализирования даёт целостную оценку личности человека, вбирая в себя как психофизиологически-организменные факторы, так и духовно-личностные. Экзистенциальный анализ берёт в расчёт самые глубинные духовные причины, то есть подсознательные.

Сам Франкл говорил, что в этом смысле его метод заслуживает названия глубинной психологии.

   Приверженцы гуманистической психологии начали возрождать то, что всегда считалось в истории людей: человек на первом месте. Его переживания, чувства, эмоции встают на первый план, как когда-то у древних философов.

Может быть это и привлекало: теория, что каждый человек может добиться чего угодно сам, что он самодостаточен и уникален. А может гуманистам нравилось то, что такое направление очень мирное. Оно признает доброту, любовь, развитие как основные качества.

В современном мире с капитальной мыслью, что каждый должен жестоко драться за своё существование, такое направление, как гуманистическая психология, не помешало бы.

    3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

Для того чтобы сравнить два направления, необходимо рассмотреть каждое из них по отдельности.

Гуманистическая психология имеет следующие принципы:

   1. Принцип целостности. Как есть пословица «взмах крыла бабочки на одном конце земли может привести к урагану на другом», так и в гуманистической психологии содержится подобный смысл.

Любая часть личности неразрывно связана с частью другой, и не может быть деформирована, изменена, улучшена без отклика во всём человеке. Целостность создает индивидуальность каждого человека, его чувств и переживаний.

По этой причине гуманистическая психология ставит в центр ценности, эмоции, мнения.

   2. Принцип позитивности. Гуманисты придерживаются мнения, что природа человека положительна сама по себе, наполнена добротой, стремлениями, любовью к творчеству и саморазвитию. Личность самодостаточна и может жить в этом мире самостоятельно, без какой-либо внешней помощи. Именно такого человека гуманистическая психология признает здоровым и полноценным, готовым к изучению и общению.

    3. Принцип развития. Тенденция к росту встречается у каждого живого существа. Дерево стремится ветками к небу, детеныши вырастают во взрослых особей. Так же и люди проходят путь развития и возвышения. Только здесь приверженцы гуманистической психологии разделяются на два лагеря.

К. Роджерс, к примеру, считал, что в человеке изначально заложена сила, помогающая ему умножать внутренние качества и нести больше добра в окружающий мир. В то время, как Р. Мэй утверждал, что в личности есть потенциал, но как его использовать определяет сам носитель. Сила может быть использована и в злых, и в хороших целях.

    4. Принцип активности. Человек – творец своей судьбы. Он не подвластен влиянию окружающей среды, не боится идти вперед и развиваться. В нём заложена огромная энергия, которую он использует на своём пути.

Глубинная же психология имеет следующие принципы:

    Личность развивается исходя из личных побуждений. Эгоистичная натура берет вверх, и человек добивается чего-то только из собственной выгоды.

    Адаптация к среде. Личность противостоит окружающему миру, борется с ним за своё существование.

   Бессознательность. То, что движет человеком, не осознается им до конца. Огромная часть подсознания скрыта даже от носителя, и с трудом подвергается изменению. Личность стремится достигнуть удовлетворения, и это является основной её целью.

   Детство – решающая ступень. Если верить глубинной психологии, личность закладывается в детстве, и все её проявления в зрелом возрасте лишь отголоски прошлого. Поэтому З.Фрейд так интересовался травмами, воспоминаниями из юных лет своих пациентов.

  Сразу можно заметить, что почти каждый принцип одного направления противостоит другому. Если гуманистическая психология кажется куда более позитивной, оптимистичной и жизнерадостной, то глубинная предстает реалистичной, мрачной, суровой.

   В первом движении человек рассматривается как самодостаточный, яркий, неповторимый владелец собственной судьбы. Главное отличие двух направлений состоит в том, что глубинная психология, куда больший акцент делает на внешние факторы, считая, что жизнь и первостепенные потребности определяют человека.

   Оба течения очень интересны для изучения. Но, как известно, большая часть людей всё же остановили свой выбор на глубинной психологии.

   4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

   Гуманистическая психология стремится раскрыть личность, активировать её. По мнению приверженцев, лишь 1% населения раскрывает творческий потенциал сами, другим же предстоит долгий путь.

1. Прослушивание музыки. Личность расслабляется под нужные ритмы и уходит в себя, раскрывая свой потенциал.

2. Любимое хобби. Это может быть рисование, лепка, собирание пазлов. Что-то, позволяющее забыться и уйти глубоко в себя.

Этой деятельностью можно заниматься в домашней обстановке, но терапия с врачом должна соблюдать несколько правил.

1. Полное доверие. Очень важна атмосфера открытости между участниками терапии, их готовность сопереживать и поддерживать. Поэтому важно не критиковать, внимательно слушать, не отвергать чужой опыт. К слову, в самостоятельной практике личность тоже должна доверять сама себе.

2. Готовность к эмоциональным переживаниям. Гуманисты считали, что через сильные переживания человек может постичь смысл бытия. Прослушивание музыки, чтение романов как способ развития появились именно из этого правила. Чем больше чужих эмоций сможет узнать человек, тем больших вершин он достигнет.

   В целом, каждый современный человек в какой-то мере занимается гуманистической психологией в повседневных делах. Почти любой подросток слушает музыку в автобусах. Часто девушки читают любовные романы. Всё это способы узнать себя и других лучше, поэтому соответствует идеалу гуманистической психологии.

   5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

   Гуманистическая наука необходима в современном мире. Так считают многие нынешние ученые и психологи, ведь само по себе течение несет мир и уважение ко всему окружающему.

   Но в этом и заключается проблема. Гуманистическая психология подразумевает, что общение – это особенный контакт двух взаимно уважаемых, равных людей. Он раскрывает особенную индивидуальность каждого из них, передает информацию, наполняя собеседника новыми знаниями и намерениями. Общение должно укреплять, возвышать человека.

   В современном мире это, к сожалению, не всегда возможно. Иногда один человек стоит выше другого по должности, моральному развитию, силе, возможностям. Побороть собственное ЭГО бывает не так легко, чтобы на равных общаться с другими. Идея, которая положена как основополагающая в гуманистической психологии является почти утопической идеей.

    Вторая проблема связана с мнением, что человек непрерывно развивается и самодостаточен сам по себе. Сама идея звучит вдохновляюще, поэтому не удивительно, что и в современном мире она находит множество откликов.

Но внешняя сторона жизни личности всё так же сильно влияет на формирование человека, его вкусов и интересов.

Признать гуманистическую психологию как полностью верную – это признать, что внешние факторы можно откинуть, и через внутреннюю силу личность способна достигнуть чего угодно. И что каждый человек сам по себе рожден с уникальными, положительными качествами.

   Посмотрев на современный уклад жизни, можно понять, что не всё, сказанное гуманистами, правда. Множество людей являются злыми, замкнутыми, не стремящимися к развитию, и это их собственный выбор, сформированный с внешними факторами.

    Например, ребенок рос в неполноценной семье, где у матери была алкоголическая зависимость. С детства деформируется психика ребенка, выдавая убежденность, что такое поведение является абсолютной нормой. Он просто не видит другой картины, и, в итоге, очень сложно затем изменить мировоззрение созревшего человека. А самому сделать это практически невозможно.

    Третье, за что многие критикуют гуманистическую психологию, это один из её принципов – ответственность. Очень большой груз ложится на плечи человека, заставляя его полностью отвечать за каждый свой поступок. Если всё вокруг плохо – значит, дело в тебе.

  Во многом такая теория имеет и положительную сторону. Например, заставляет человека самому стремиться к выздоровлению. Был проведен эксперимент, где людям давали по легкой таблетке, и говорили, что она снижает боль.

Тогда многие участники делали запись, что болеутоляющее невероятно помогает, и у них моментально прошел недуг, хотя, казалось бы, это невозможно.

Силу убежденности человека нельзя отменять, и гуманистическая психология стремится убедить, что «всё внутри».

   Но бывают и жизненные обстоятельства, которые действительно невозможно изменить и они катастрофично влияют на личность, меняя подсознание в корне. Например, катастрофа, или же ситуация в детстве. Тут будет уже мало убежденности, что всё меняет сам человек, необходима помощь извне. Не получив её, человек может сильно ухудшить как свою, так и чужую жизнь.

   В целом, последний недостаток гуманистической психологии – это недостаточная разработанность. Она была словно яркая вспышка, но так и не смогла достигнуть верхов.

Взять хотя бы психоанализ – его изучают долго и подробно во всех высших заведениях. Гуманистическая психология в большинстве литературы занимает одну-две главы максимум.

Возможно, недостаточная обоснованность, наличие экспериментов, и делают это интересное направление не столько известным в современном мире.

    6. Заключение.

Читайте также:  Врожденное - психология

   Гуманистическая психология является очень интересным направлением. Она содержит в себе необычные принципы, и открывает новую страницу в большой книге этой дисциплины.

    Гуманисты пошли против системы, сумев ударить по основным направлениям, существующим в то время. Это было не только смело, но ещё и позволило взглянуть на ситуацию под другим углом.

   Сейчас гуманистическая психология особенно необходима. Она ведет к миру и пониманию, воспринимая людей как отдельных, полноценных личностей. Чем-то напоминает утопический мир, но, тем не менее, является идеалом многих кругов. Взять ту же демократию, где каждый имеет право на уважение, вне зависимости от своего рождения.

    Гуманистическая психология расцветает в Европе. Все лозунги, парады, законы очень напоминают принципы направления, образованного несколько десятков лет назад. Личность как первозданная, прекрасная натура, свобода, ответственность, любовь, творчество. Эти слова встречаются в обоих кругах.

   Гуманистическая наука определенно стоит того, чтобы быть изученной. Ведь в ней кроются идеи, столь необходимые в современном мире.

    7. Список литературы:

1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2002. 272 с.

2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4

3. Нуркова В.В. Психология: учебник для бакалавров/ В.В. Нуркова, Н.Бб Березанская – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Издательство Юрайт, 2012. – 575 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

4. Психология для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 560 с.

Источник: https://referatreferatovich.ru/referaty/psihologiya/gumanisticheskaya-psihologiya/

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития.

Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ.

Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии — здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию.

Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью.

Наоборот, по их представлению именно социальные успехи дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

  • А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
  • о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
  • проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
  • о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

  • человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
  • каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  • человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
  • человек – активное существо, которому необходимо развитие;
  • главная психологическая реальность – это переживания человека;
  • человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

  • арт-терапия – осознание себя через рисунок, музыку, движения;
  • аутотренинг по методу И. Шульца – погружение в себя, общение со своим внутренним Я;
  • визуализация по К. Симонтон – осознание желаний, построение целейчерез визуальное представление;
  • восточные техники, куда входит медитация, йога, хатха-йога, тайцзицюань, тантризм и др.
  • вегетотерапия по В. Райху, в основе которой лежит представление, что хронические заболевания являются результатом мышечных зажимов, вызванных стрессами;
  • нейро-лингвистическое программирование, основоположниками которого являются Дж. Гриндер и Р. Бэндлер. Они уделяли особое внимание словесным формулировкам, которые способны оказывать влияние на психику человека.

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.

Источник: https://womanadvice.ru/gumanisticheskaya-psihologiya

Гуманистическая Психология

Предмет гуманистической психологии: Модель идеальной личности

Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в.

, предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру.

Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:

В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.

Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.

Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.

Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: http://syntone.ru/psy_dir/gumanisticheskaya-psihologiya/

Гуманистическая психология Archives — Журнал «Психология»

Гуманистическая психология Archives - Журнал

Всем нам знакомы выражения: «вы так расстроены, возьмите отгул, все равно наделаете много ошибок», «в ярости он не владел собой», «от страха я ничего не соображала», «он обезумел от боли», «я была как в тумане».

Эти выражения довольно точно описывают состояние выключенности интеллекта или довольно явного сбоя его работы в условиях острого стресса.

Интеллект можно определить как механизм, принимающий, обрабатывающий поступающую информацию и принимающий решение о том, как поступить.

В вышеописанных ситуациях острых переживаний этот механизм давал сбой. Когда человек испытывает острый стресс, он перестает понимать, осмысливать, дифференцировать чувства и ощущения. Большая часть резерва психики направляется на обеспечение выживания и обретение равновесия. И способ переработки информации в таких острых ситуациях кардинальным образом меняется.

Информация из окружающего мира продолжает поступать, и человек продолжает ее воспринимать, но захваченность собственными переживаниями не позволяет поступающую информацию адекватно обрабатывать, «раскладывать по полочкам», «разжевывать». Информация поступает в виде «информационного кома».

Ситуация перестает быть тем материалом, из которого человек способен извлечь выводы и найти адекватный способ решения проблемы.

В таком состоянии весь непереваренный ком информации, со всеми событиями, неприятными ощущениями и тягостными чувствами (со всем комплексом внутренних переживаний) воспринимается без обработки, как будто записывается на пластинку.

И информация поглощается человеком, остается в его пользовании в таком вот недифференцированном виде и сложна к осознаванию. А жизнь движется дальше.

Запутанный клубок мыслей, действий, ощущений и чувств остается запутанным клубком не разлепленного комплекса внутренних переживаний и картины внешней действительности.

И следующее столкновение с похожей по каким-то параметрам ситуацией происходит по уже воспринятому сценарию – пластинка проигрывается вновь и человек вновь испытывает весь комплекс отрицательных переживаний, хотя ситуация может быть иной, она всего лишь похожа, но несмотря на это она снова становится травматичной для человека. И теперь уже эта, по сути новая ситуация вкладывается в уже имеющийся ком, клубок запутывается еще больше.

Эти ситуации внеинтеллектуальны, так как когда человек целиком поддается переживаниям, захвачен ими, у него не работает механизм переработки информации и решения проблем – интеллект. А ком становится больше благодаря способности мозга образовывать ассоциативные связи.

К не пережитой и не переработанной до конца ситуации добавляется похожая, к ней еще похожая и так далее. Что-то смутное внутреннее выбирает за человека, решает его проблемы.

И такое положение дел не добавляет уверенности, еще больше увеличивает тревогу, а тревога подавляется, ведь человеку нужно жить дальше, функционировать, решать проблемы, несмотря на наличие стрессов – жизнь требует этого.

Таким образом в интеллектуальной деятельности человека возникают своеобразные ямы и выбоины, такие части внутренней картины мира, которые человеку не известны доподлинно, не разъяснены, не пережиты, не прочувствованы, не осмыслены.

Это и есть своеобразные ловушки для интеллекта – такая реакция человека на события внешнего мира, когда включается внеинтеллектуальный способ решения проблем.

Читайте также:  Отвращение - психология

И способ этот стереотипен, не гибок, похож на своеобразный костыль, при помощи которого человек преодолевает сложный для себя участок жизненного пути.

Но неужели это так серьезно мешает интеллектуальной деятельности?

По оценкам американских психологов, среднестатистический взрослый человек, добившийся в жизни успеха, использует всего 10% исходных ресурсов своего интеллекта. Остальные 90% расходуются на поддержание и воспроизведение стереотипов поведения и чувствования, сложившихся благодаря не переработанной интеллектом информации о прошлых неприятностях и перегрузках.

Испытав стресс, человек создает модель поведения не столько решающую проблему как таковую, сколько избавляющую от тягостных переживания и мыслей. Модель при столкновении с реальностью со временем становится стереотипом.

Человек перестает чувствовать стресс, включая созданный стереотип, автоматически защищающий от перегрузок и привычно решающий проблему.

И таким образом человек раз за разом воспроизводит прошлый опыт, контактируя с ситуацией не как с новой, а как со старой.

Причем большая часть готовности к стереотипному действию скрыта, пластинка ждет своего часа, чтобы включиться. А запутанный ком пребывает внутри, принося привычный и уже не ощущаемый дискомфорт, но еще больше запутываясь год от года.

Стереотипные действия блокируют потенциал человека, снижают его интеллектуальную активность, но не определяют его поведение, пока ситуация не напомнит предыдущие (и изначальную) стрессовые.

Например, запись «страх перед публикой» или «боязнь близких отношений» включаются лишь локально – в присутствии стрессогена. Только тогда, когда нечто внутри нас опознает ситуацию как похожую.

И пластинка определяет поведение в сходной ситуации.

Признаки такого состояния интеллекта можно косвенно определить как:

  • От решения проблемы человек не получает удовольствия
  • Не испытывает интереса к проблеме
  • Не возникает состояние творческой активности и желания решать проблему
  • Мысли, чувства, ощущения и другие проявления интеллекта замораживаются, какое-то из них или несколько отключаются, реакции теряют живость.

Состояние нетворческой реактивности в противовес творческой активности с присущей ей инициативой в поиске решения и обработке информации до обретения ясности, к счастью, не является фатальным. Хотя от стрессов уберечься невозможно.

Но подчиняют стереотипам свою жизнь, свое поведение далеко не все люди.

У всех нас есть свои стереотипы, свои погружения в туман, но у кого-то их больше, у кого-то меньше; у кого-то они лишь мешают интеллекту совершенно свободно творить или закрывают часть информации (не давая возможности получать целостную картину происходящего), а у кого-то серьезно блокируют весь интеллект (человек воспринимает информацию искаженной, соответствующей набору собственных стереотипов).

Процесс наращивания кома не переваренных событий и упрочения стереотипного, непроизвольного поведения (Ф.Перлз) может быть обратим. Интеллект и способность к творчеству могут быть восстановлены, если человек проделает определенную работу.

Если он научится распознавать те пластинки, о которых было рассказано выше; если захочет научиться переживать до конца свои чувства и ощущения, отделять их от мыслей, а мысли от действий. Если создаст благоприятные условия для работы своего интеллекта.

Отнесется к себе с вниманием и заботой, поверит, что жить можно с удовольствием, воспринимать проблемы как интересные задачи, искать свои способы их решения. Если обнаружит те ситуации, которые служат выключателями для интеллектуальной активности.

И взглянет на них по-новому, создав себе для этого подходящие условия.

Отдельно хотелось бы сказать о внешних факторах, способствующих формированию активной интеллектуальной жизненной позиции. А так же о тех факторах, которые эту активность способны заблокировать.

Первый из могущественных факторов, влияющих на способность человека пользоваться собственным интеллектом – переживание эмоций до конца.

Социальные стереотипы воспитания послушных, управляемых детей не позволяют детям спонтанно выражать эмоции и познавать их.

Родители тут же бросаются или утешать, или ругать, или каким-то образом вмешиваться в процесс эмоционального реагирования, прерывая его, лишая ребенка возможности увидеть и почувствовать конец этого процесса. Узнать, что чувства имеют не только начало, но и конец.

Научиться опираться на чувства как на необходимую часть информации, поступающую для работы интеллекта. Научиться использовать чувства для оценки ситуации и выбора решения.

Взрослые люди не менее настойчиво не позволяют друг другу выплакаться или рассердиться. И это одна из причин, по которой мы, цивилизованные культурные люди, не находимся в контакте с чувствами. Мы постоянно вынуждены их прерывать.

Что приводит к необходимости давиться эмоциями, проглатывать их, заталкивать внутрь себя как нечто грешное, запрещенное, неприятное окружающим. Но подавленные чувства не исчезают бесследно, освобождают человека только лишь чувства пережитые до конца.

Естественно закончившиеся и столь же естественно регулируемые (перерабатываемые и используемые) человеком. Принимаемые окружающими. Людей, не боящихся собственных эмоций и позволяющих другим открыто выражать чувства, к сожалению, довольно мало.

И практически в каждом из нас есть ком, частично состоящий из не пережитых чувств, накрепко соединенный с недодуманными мыслями, не пережитыми ощущениями и недоделанными делами.

Ну а если мы не научаемся чувствовать, тогда стресс для нас – слишком серьезное испытание. Ведь мы сталкиваемся не только с неприятной ситуаций, но и с неизвестным собой. Чувства захватывают, страшат и мы стремимся подавить их.

Не научившись с детства взаимодействовать со своими чувствами, мы спешим чувства подавлять, не дожидаясь обретения внутреннего равновесия, комфорта, и избегать ситуации, способные принести чувственный дискомфорт. А ведь это именно те ситуации, которые развивают интеллект.

Но вместо этого привычнее включить старую заезженную пластинку, сведя новую ситуацию к травматично окрашенной старой.

Восстановительная процедура здесь заключается в обретении контакта с чувствами, обретении умения различать собственные чувства и лояльно к ним относиться. Чувства способны возродить взрослого человека, придать интерес его интеллектуальным занятиям, оживить творческую активность.

Второй важный фактор, способствующий активности интеллекта, — контакт со своими телесными проявлениями.

В этот аспект человеческого бытия культура так же привнесла свои запреты и ограничения. Современный человек лишен возможности испытывать весь спектр ощущений, который был доступен нашему не столь отдаленному предку. Например, ощущения холода до дрожи или сколько-нибудь продолжительного чувства голода практически исчезли из опыта повседневной жизни. Нам не хватает движений.

Приучение к гигиене отторгает нас от естественных запахов человеческого тела, а так же от естественных физиологических ритмов. Мы с самого раннего детства вынуждены приспосабливаться под общий режим, следовать моде, нося не слишком удобные вещи, дышать загрязненным воздухом и глотать таблетки при малейшем телесном дискомфорте.

И все эти приметы цивилизации, с одной стороны, дают нам стабильность и ощущение безопасности, защищенности, но с другой, — не додают нам ощущений такого количества и качества, которые могли бы научить нас ориентироваться в мире и слышать себя. И благодаря такой своеобразной недостаче впечатлений многие из нас совершенно беспомощны перед стрессом.

А большинство из нас не знакомы со своими телесными реакциями на отличающиеся от привычных внешние и внутренние раздражители.

Психологическая напряженность, возникающая от вынужденной работы над поддержанием общественно заданных стереотипов, настолько высока, что встреча с немного изменившимися внешними условиями, вызывает тревогу, повышенный уровень которой выключает, а не включает интеллект.

И поэтому в интересах живой и активной деятельности интеллекта – не удовлетворяться тем стереотипным набором ощущений, который предоставляет цивилизация.

И если вам удастся познакомиться ближе с ощущениями и состояниями телесного комфорта и дискомфорта, научиться отличать одно от другого, научиться выбирать свое: свой режим, свою пищу, удобную вам одежду, необходимые вам (а не только социально приемлемые) ощущения — количество стрессогенных факторов уменьшится. И тот барьер, за которым наступает выключение интеллекта, для вас будет существенно более высоким. Устойчивость к стрессу увеличится. И одна из ниточек, составляющих ком не переваренных событий станет нитью, указывающей путь и помогающей выбирать поведение. Ощущения принесут свою часть информации интеллекту и помогут обработать ее, не прерывая контакта с телесной жизнью. Пять чувств будут работать на обеспечение гибкости и активности вашего интеллекта.

И последний фактор, на который хотелось бы обратить внимание – это фактор сугубо социальный. Он связан с тем способом, которым мы обучаемся интеллектуально функционировать.

В этом отношении у нас тоже образуется своеобразный стереотип. Начиная со школы, интеллект работает в основном на поглощение информации. Мы привыкаем глотать куски информации. Которые всего лишь необходимы.

И это глотание порой связано и с сопровождающими негативными эмоциями, с неприятными ощущениями, со стрессами, обусловленными вынесением и проставлением оценок. Все это присуще процессу обучения, является социальной нормой, оправдано существующей системой образования и привычно.

Но часть интеллектуального процесса остается без применения и, следовательно, с ней большинство из нас тоже мало знакомо. Речь идет о самостоятельном «пережевывании», т.е. переработке информации и принятии решения как с ней поступить, нужна она или не нужна.

Учащиеся запоминают информацию, мыслят, решают задачи, но им эта информация предоставляется в виде заданий, выполнение которых затем оценивается. Свободный, произвольный контакт с информацией остается малодоступен, время загружено заданным. Информационные события стандартизированы, стереотипны.

Интеллекту не на чем развернуться произвольно. Основная задача — не переваривать, а поглощать. Нет возможности выбирать и отказываться. Приходится заставлять себя изучать все предметы без выбора, без разбора.

И несмотря на то, что стрессы при обучении чаще всего не являются острыми, но их постоянный характер способствует формированию привычки к фиксированию стереотипа.

Удовольствия от живой интеллектуальной деятельности маловато, желания решать задаваемые проблемы еще меньше, возможности к самостоятельной активной интеллектуальной работе учащийся практически не имеет (если учится в обычном учебном заведении системы среднего и высшего образования).

И с таким багажом многолетней привычки человек выходит в жизнь, туда, где ему предстоит столкновение с ситуациями острого стресса. А способ интеллектуальной обработки поступающей информации в таких условиях не освоен.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство людей мыслят стереотипно, не пользуясь всем потенциалом своих интеллектуальных способностей и избегают ответственности за выбор решения.

Зная о механизме формирования стереотипов поведения, чувствования и мышления, можно изменить привычный подход к получению и переработке информации. И сделать это можно в любом возрасте, при любом уровне образования, независимо от того, как долго действовали стереотипные подходы.

Познакомившись с только вам присущими чувствами, ощущениями, научившись отделять их от мыслей, освобождая мысль для творческого поиска, подключив эти резервы, можно обнаружить живейший интерес к проблемам вместо привычной необходимости.

Можно получать большое удовольствие от растущих проявлений собственной творческой активности и в конечном итоге решать проблемы не только интеллектуальные, но и житейские — эффективнее, с минимум попаданий в ловушки для интеллекта.

Радоваться новому, незнакомому и уверенно чувствовать себя в процессе творческой интеллектуальной деятельности.

АвторЕлена Заманская

Обсудить статью на Социофоруме

Источник: http://www.psychology.su/category/napravleniya-psixologii/gumanisticheskaya-psixologiya-2/

Ссылка на основную публикацию